На что нацелена система образования
Что такое образование — его функции, виды, уровни и ступени
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Сейчас невозможно помыслить нашу жизнь без образования. Современный человек тратит на него от десяти до двадцати лет свой жизни.
А от того каким оно будет (плохим или хорошим) во много зависит его дальнейшая судьба.
Сегодня я хочу поговорить про то, что вообще такое современное образование и какие многочисленные функции оно призвано выполнять? Так же мы посмотрим какие виды, уровни и ступени имеются в нашей системе образования, чтобы понять, каких высот в этом деле можно достичь.
Образование — что это
Образование – это процесс, состоящий из воспитания (что это?) и обучения (что это?), которые направлены на формирование новых знаний, развитие способностей, навыков и опыта.
Последний никуда не девается и продолжает жить даже после смерти личности, передаваясь от человека к человеку. Благодаря этому, зародилась культура – опыт целого общества.
Таким образом, образование – это передача культурных знаний, осуществляемая посредством детских садов, школ, колледжей и институтов.
В последнее время в связи с доступностью любой информации популярность имеет такое явление, как самообразование. Слово «образование» – русское по своему происхождению, производное от «образ». Последнее в переводе с греческого означает «достижение определенной формы».
В узком смысле рассматриваемый термин предполагает взаимодействие учителя и ученика, где первый является транслятором информации, а второй — приемником.
Условно образование можно разделить на уровни:
Профессиональное — это специализированный вид образования представляет собой обучение в школах со специальным уклоном, кружках и секциях, лицеях и колледжах, институтах. Здесь человек готовится стать специалистом в определенной сфере труда, то есть, получает профессию.
Также образование можно рассматривать не как процесс, а как продукт, результат обучения и развития.
Образованный человек мыслит логически, оперирует определенным объемом знаний и способен самостоятельно выстраивать причинно-следственные связи, заполнять пробелы в информационной системе.
Функции образования
Зачем нам учиться? Чтобы благоприятно вписываться в господствующий уклад общества, быть с ним «на одной волне», успешно адаптироваться и заниматься полезной деятельностью. Люди общаются, благодаря схожему мировоззрению, менталитету и сознанию.
В связи с этим можно выделить следующие функции образования:
Есть и другие варианты классификаций функций образования. Например, с точки зрения государства можно выделить такие составляющие:
Более развернуто все это представлено чуть ниже:
Есть еще и скрытые функции образования, которые многие учитывают:
Виды, уровни и ступени образования
Система образования имеет свою структуру, куда входят учреждения (например, школа), социальные группы (учитель и ученик) и процесс обучения (передача знаний).
Весь процесс предполагает 3 ступени образования:
Школьное образование построено на принципах гуманизма, доступности, последовательности и научности, а также тесно связано с жизнью. Является общедоступным для всех граждан нашей страны.
Все описанные выше уровни и ступени системы образования в РФ хорошо проиллюстрированы ниже:
Ступени образования | Уровни образования | |
---|---|---|
1 | начальное образование (обязательно) | 1 |
2 | основное общее образование (обязательно) | |
3 | среднее (полное) общее образование | 2 |
4 | начальное профессиональное образование длительностью в 1 год | 3 |
5 | начальное профессиональное образование повышенного уровня, требующее дополнительного года обучения и ведущее к получению рабочей профессии с повышенным уровнем квалификации | |
6 | среднее профессиональное образование длительностью 2-3 года | 4 |
7 | среднее профессиональное образование с повышенным уровнем подготовки длительностью 4 года | |
8 | высшее профессиональное образование — бакалавр (4 года) | 5 |
9 | высшее профессиональное образование — специалист (5 лет), ориентировано на практическую деятельность | |
10 | высшее профессиональное образование — магистр (6 лет), акцентрировано на научно-педагогический вид деятельности | |
11 | послевузовское профессиональное образование, реализуемое в аспирантуре (3 года) | 6 |
То есть всего получается 6 уровней и 11 ступеней. Как все сложно, да?
Разные подходы к построению системы образования
Определение образования как процесса предполагает два существенно различающихся взгляда:
Обучение класса должно производиться по единой системе и в одном ритме, при этом успехи каждого зависят только от личных стараний, и природные данные тут ни при чем. Если ученик не справляется с задачей, то дело только в его лени и пренебрежительном отношении к учебе.
Каждая личность наделена определенными задатками, и для их успешного развития требуется специальный подход, адекватный природе обучаемого.
Формы обучения
Современная система образования в России предполагает 5 форм обучения личности:
Отрасли (виды) образования
Образование по направленности принято делить на отрасли (виды):
На что нацелена система образования
На уроке рисования учитель подошел к ученице и спросил: «Что ты рисуешь?». Она ответила: «Я рисую Бога». «Но никто не знает, как выглядит Бог», — возразил педагог, и услышал ответ: «Через 10 минут узнают».
Дети обладают поразительным творческим складом ума и способностью находить нестандартные решения. Современная система образования нацелена на то, чтобы как можно быстрее заменить этот дар на шаблонное мышление.
Вообще я давненько хотел написать пару слов об актуальности образования в современном его виде. Давай немножко поразмышляем на эту тему.
Лично я считаю, что нынешняя система образования безнадёжно устарела. Например, школьное образование, в том виде, в котором оно существует сегодня (со звонком, расписанием и классами) зародилось около 200 лет назад, во времена расцвета научно-технической революции, и с тех пор эта система почти не менялась. Тогда такая система была вполне актуальна – общество нуждалось в послушной рабочей силе, с детства приученной к дисциплине и выполнению приказов. Да и людям такая система образования была нужна – если ты хорошо учился, то мог рассчитывать на то, что будешь востребован. Сейчас же людям с высшим образованием бывает сложно найти достойную работу, поэтому их часто можно видеть на низкооплачиваемых должностях. Всё потому, что сейчас ценность образования уже не та, что раньше. Сейчас гораздо важнее навыки и таланты.
Мир уже совсем не тот, что был 200 лет назад. Всё изменилось до неузнаваемости. Но система образования почему-то по-прежнему стоит на месте.
Кому выгодно, чтобы дети учились в школе
Думаешь детям? Я так не считаю. Прежде всего, школа нужна их родителям, чтобы сдавать туда детей, как сдают вещи в камеру хранения. Это ведь очень удобно – сдал ребёнка, и занимайся своими делами. В школе за ним присмотрят учителя, да и, вроде как, ребёнок проводит время с пользой. Тем более, все отдают детей в школу — что тут такого?!
Но какая польза от этого ребёнку? Знания? Это прошлый век, сейчас нет смысла заучивать какие-то факты – для этого есть Гугл с Яндексом. В наше время важно уметь генерировать идеи и мыслить нестандартно. В школе этому не учат. В школе учать решать задачи по шаблону, но в реальной жизни таких задач не бывает.
Покажите мне хоть одного ребёнка, который бы предпочёл во время каникул ходить в школу. Дети не любят школу (хотя, наверное, бывают исключения), но их приучают к тому, что это нормально – не любить то, на что ты тратишь свою жизнь. Ведь все так живут! Привыкай с детства – потом легче будет смириться с тем, что нужно всю жизнь вкалывать на нелюбимой работе. Работа, это ведь не «шашлычок под коньячок» — её не надо любить. Её надо работать. Все так живут.
Мне кажется, систему нужно менять. Дети должны любить ходить в школу. Тем более для ребёнка (да и для взрослого), тяга к знаниям – это естественный процесс. Для этого важно сделать так, чтобы процесс обучения был интересен детям. Нужно привлекать в процесс новые технологии, уделять больше внимания практике. Но не такой практике, как, например, сколачивание деревянных табуреток или рисование кружка в бейсике, а такой практике, которая действительно актуальна. Например, научить детей искусно владеть Фотошопом.
Считаю, что формирование любви к школе (заинтересованности ребёнка в школе) – должно стать главной целью перемен в системе образования.
Минусы современной системы образования
Скучно. Возможно, ещё лет 50 назад модель образования вызывала у детей какой-то интерес – ведь жизнь была скучна, большинство людей не знали даже телевизора. Сегодня же, когда ребёнок, не успев ещё встать с горшка, уже осваивает просторы всемирной паутины – скучными и унылыми уроками невозможно привлечь интерес ребёнка к образовательному процессу. На мой взгляд, это главный минус. Дайте ребёнку шоу!
Отсутствие выбора. Ребёнку не предоставляется никакой возможности выбора. Никого не волнует, интересно ему то, что его заставляют изучать или нет. А его именно заставляют – потому что выбора ему не предоставляют. Это касается как выбора отдельных дисциплин, так и некоторых особенностей этих дисциплин. Например, взять литературу. Почему бы ребёнку не предоставить выбор читать то, что ему действительно нравится, а не пичкать его русской классической литературой. Вполне естественно, что это может вообще напрочь отбить интерес к чтению, даже если он и был изначально. Дайте ребёнку выбор!
Страх ошибки. Современная система образования настроена на выработку у человека страха перед ошибками. За неверные ответы ставят двойки, что является наказанием. Таким образом, у человека появляется страх совершить ошибку. Но ведь самое эффективное обучение – это обучение на собственных ошибках. Так дайте же ребёнку право ошибаться!
Соперничество. Система школьных оценок с детства приучает нас к тому, что нужно стремиться быть лучше окружающих. То есть, если ты умнее всех в классе (точнее сказать, получаешь лучшие оценки) – можешь расслабиться, ты добился своего максимума (а как же прогресс над собой?!). И наоборот, если ты учишься хуже всех в классе – то бери пример с отличника Васи. А ты понимаешь, что Вася по сравнению с тобой – Друзь, Вассерман и Борщевский в одном лице и догнать его нереально. Так зачем тогда напрягаться?! Другое дело, если тебе предложат соревноваться с самим собой. Всего-то лишь нужно сегодня быть чуточку лучше, чем вчера. А Вася, тем временем, пусть растёт над собой. Научите ребёнка побеждать самого себя, тогда он через какое-то время сможет победить всех!
Нет нацеленности на результат. Как только прозвенел звонок – ты должен бросить то, чем занимался и идти на следующий урок. Плевать на результат – главное отсидеть от звонка до звонка (ничего не напоминает?). Точно также современные люди относятся и к своей работе, когда главное – это высидеть «жопочасы», а результат – дело второстепенное. Это напоминает мне заставку Симпсонов, когда Гомер уходит с работы, бросив на пол урановый стержень. Научите ребёнка быть нацеленным на результат!
Приучают мыслить узко. Мнения учеников на определённые вопросы не учитываются. Учителя чётко следуют учебной программе, в которой задачи обычно имеют лишь один ответ и должны быть решены определённым образом, а все остальные решения признаются неправильными. Это приводит к отмиранию умения мыслить широко и нестандартно, которое с раннего детства у большинства людей очень развито. Вместо того, чтобы развивать эту способность, школа пресекает её на корню. Дайте ребёнку возможность мыслить шире, не загоняйте его в рамки!
Приучают терпеть ненужное. Ученик не понимает, для чего он изучает тот или иной предмет и как он ему пригодится в жизни. Но его приучают, что так и нужно. В итоге получается, что человек занимается тем, что ему не нужно, вместо того чтобы, наоборот, научиться избавляться от ненужного и фокусировать свои силы на то, что действительно имеет для него значение. Позвольте ребёнку сфокусироваться на том, что ему интересно!
Не развивают сильные стороны, а устраняют слабые. Ребёнку, опережающему в развитии своих сверстников в школе делать нечего. Ведь система не ставит целью развить сильные стороны ученика, а работает, в основном, над устранением недостатков. Это всё равно, что какой-нибудь начинающий Джимми Хендрикс вместо того, чтобы оттачивать мастерство игры на гитаре, пытался бы научиться играть на всех инструментах, да ещё и петь, танцевать, дирижировать оркестром и играть в баскетбол. Вряд ли бы он стал великим гитаристом, скорее всего, стал бы обычным середнячком и выплачивал бы кредит за Мазду, работая на заводе. Развивайте в ребёнке его сильные стороны!
Каким должно быть современное образование
Итак, считаю, что актуальная модель современного образования должна прежде всего:
Вызывать интерес. Для этого должно быть больше полезной практики, опытов, просмотров качественно сделанных увлекательных и познавательных передач и фильмов по теме. И сами темы должны быть актуальными, современными и интересными. Даёшь внедрение инноваций!
Предоставлять выбор. Ученики должны иметь право выбора тех предметов, которые им по душе. Также, по каждому предмету должна быть гибкая программа. Я уже приводил пример с литературой. Такой подход можно легко применить ко многим гуманитарным дисциплинам.
Ввести новые интересные и полезные дисциплины. Поговаривают, что в некоторых странах есть дисциплина «Как быть счастливым». Почему в наших школах нет ничего подобного? Не помешали бы занятия по лидерским качествам, умению вести переговоры, публичным выступлениям, человеческим отношениям и т.д. Я уже не говорю про основы финансовой грамотности.
Изменить систему оценок. Следует совсем убрать плохие оценки, но поощрять за достижение какого-либо конкретного результата, который должен разниться для учеников с разными способностями. Смысл в том, чтобы ученик рос над собой, а не стремился к стандарту, общему для всех. Потому как такой стандарт для одних – слишком слабая цель, а для других – непосильная. Поэтому, оценивать всех под одну гребёнку не нужно. Вырабатывать у учеников страх перед совершением ошибок – тоже.
Развивать дивергентное мышление. Дивергентное мышление – это творческое мышление, применяемое для решения задач. Заключается оно в поиске нескольких вариантов решения одной и той же задачи. Самым известным примером такой задачи является вычисление высоты здания с помощью барометра. Можно придумать несколько решений. Например, можно сравнить тени, отбрасываемые от здания и барометра. Или можно сбросить барометр с крыши и засечь время падения, а затем с помощью известных формул посчитать высоту. Или при помощи барометра замерить давление у основания здания и на крыше, и, опять же, с помощью формул посчитать высоту.
Сократить время обучения. Сейчас только в школе детей обучают 9-11 лет! За это время можно мартышку обучить самолётом управлять! Если получать высшее образование – это ещё 5 лет. Итого, на обучение тратится 9-16 лет жизни (между прочим, лучшие годы)! И для чего? Чтобы потом пойти на любую низкооплачиваемую работу (потому как без опыта другую найти сложно), где тебе скажут: «Забудь всё, что ты учил в школе и в институте!». Разве для того, чтобы кричать «Свободная касса!» и продавать бургеры нужно учиться, пусть даже 9 лет? Мне кажется, хватит и двух лет начальной школы. Поэтому, думаю, смело можно сократить процесс обучения минимум раза в два. 2 года (возраст: 6-7 лет) – начальная школа, 3 года (возраст: 8-10 лет) – основное образование, 1 год (11 лет) – среднее (полное) образование. Далее, получаешь специализированное образование (года 2, не более). Затем, лет в 14, начинаешь трудиться. Для этого на базе учебных заведений можно создавать мини-предприятия, куда бы дети шли работать сразу после обучения. Можно сделать это обязательной практикой (ещё года 2-3). Таким образом, в 16-17 лет у человека будет уже опыт работы (2-3 года) и у него не возникнет никаких проблем с трудоустройством. Такая вот концепция. Если сделать уроки интересными и отбросить всё лишнее – думаю, сократить годы обучения в 2 раза можно легко и непринуждённо. А если подходить совсем смело, то и в 10 раз!
Ввести профориентацию с ранних лет. Начинать подготавливать ребёнка к осознанному выбору профессии следует, на мой взгляд, лет с 8. Сейчас выпускники понятия не имеют, кем они хотят стать. И это серьёзная проблема для общества.
Современная школа
Я не из тех людей, которые утверждают, что от изучения «тангенсов-котангенсов-логарифмов» нет никакой пользы для обычной жизни. Польза есть, хотя бы от того, что мы тренируем свой мозг, решая алгебраические задачи. Но проблема в том, что времени на изучение мы тратим много, а польза, если и есть, то её мало. Несопоставимая отдача на тот труд, который мы прикладываем для изучения. Ведь, даже если тригонометрия и понадобится кому-то в реальной жизни, всё равно он ничего не вспомнит из школьной программы и придётся учить заново. Поэтому, нужно, во-первых, сократить программу изучения, а во-вторых, дать альтернативу. Гуманитариям эти знания точно будут ни к чему.
Отдельно хотелось бы затронуть уроки труда. Девочкам хотя бы дают какие-то действительно полезные навыки, учат шить, готовить и т.д. Это пригодится в жизни. Мальчиков же учат делать табуретки. Многих мужиков ты знаешь, кому пригодился навык сколачивать табуретки? Может у них дома вся мебель сделана своими руками, благодаря тому, что их научили этому в школе? Единственный случай, когда это может пригодиться – это когда ты пойдёшь работать трудовиком. В моей школе мы не делали табуретки, в основном мы занимались тем, что просто пилили брёвна. Иногда изучали устройство советского деревообрабатывающего станка.
Вообще, единственное место, в реальной жизни похожее на школу – это тюрьма. Но заключённых, по крайней мере, не заставляют заниматься неинтересными им делами, они разного возраста и понимают, за что наказаны. А если преступление не сильно тяжкое, то освободят их раньше, чем через 11 лет.
Высшее образование на автомате
В этой статье я в основном говорил про школу, но те же самые проблемы присутствуют и в ВУЗах. Абсолютное большинство современных абитуриентов поступают в ВУЗы на автопилоте. Просто потому, что все так делают, так принято. Высшее образование – это престижно. Будет легко получить хорошую работу. Многим даже не важны ни знания, ни профессия, главное – получить корочку.
Я знаю это не понаслышке — сам был таким студентом, потом ещё и работал по специальности много лет. Получается, что на автомате. Не так давно только одумался и понял, что потерял около десятка лет, занимаясь не тем, чем хотелось бы. К сожалению, понимание пришло поздно и теперь сложно поменять область деятельности.
Так вот, выпускники, в большинстве случаев, понятия не имеют, кем они хотели бы стать. Поэтому, на мой взгляд, крайне важно вводить профориентацию с самых ранних лет.
Отказаться от школы
Так как изменений в образовании можно ждать десятки лет, некоторые родители предпочитают отказаться от школы в пользу домашнего обучения. Лично я ничего не имею против.
Противники домашнего обучения обычно называют 2 основных аргумента против такой альтернативы школе – дороговизна и сложности с социализацией ребёнка. На мой взгляд, эти аргументы слабоваты. Да, возможно, домашнее обучение дороже «бесплатного» школьного, но зато какая польза ребёнку! Самое главное – он сохранит здоровье, будет высыпаться, и учиться будет гораздо эффективнее. К тому же, с репетитором изучить школьную программу можно в 10 раз быстрее, чем в школе. Ну а что касается проблемы с социализацией – так это вообще надуманная проблема. Ребёнок ведь не сидит целыми днями взаперти, у него много свободного времени, во время которых он гуляет с друзьями, посещает спортивные секции, кружки. Такое общение более естественное. В школе ему придётся общаться со случайными людьми, возможно, это будут дети алкоголиков, наркоманов или преступников. Нужно ли ему такое общение? Да, конечно, важен определённый опыт контакта с людьми разных социальных слоёв и культурных устоев, но зачем проживать с ними, бок о бок, 11 лет своей жизни? Это, опять же, приучает ребёнка терпеть в своём окружении людей, которые ему неинтересны или даже неприятны. В случае с домашним обучением, ребёнок будет общаться только с теми детьми, с которыми ему будет интересно. Думаю, что по жизни это пригодится куда больше, чем навык терпеть окружение неинтересных тебе людей.
Например, я учился среди гопников. Поначалу мне казалось, что они меня чему-то научили, каким-то понятиям, которые помогают «выжить в гетто». Но с возрастом я понял, что большинство этих понятий – полный бред, но их лучше знать, если хочешь выжить в гетто. Если ты не собираешься жить в гетто – нужно намеренно избавляться от навязанного менталитета, потому что с такими понятиями сложно добиться успеха в приличном обществе. Так зачем с самого детства привыкать жить в обществе, в котором ты не хотел бы жить?! Зачем привыкать заниматься тем, что тебе не нравится?!
Заключение
Система образования безнадёжно устарела и нужны кардинальные реформы. Если реформ не произойдёт, хорошей альтернативой школе можно считать домашнее обучение. Здесь выбор остаётся за родителями, так как домашнее образование большинство родителей воспринимают в штыки. Хотя в доиндустриальную эпоху образование было именно таким.
Пиши в комментариях, что думаешь по этому поводу. Думаю, может разгореться очень жаркая дискуссия.
Если статья не оставила тебя равнодушным — жми на кнопки социальных сетей (ниже, под формой подписки), чтобы рассказать друзьям!