На что ориентирован номотетический подход в психодиагностике
Идиографический и номотетический подходы в психологии
Сегодня существует много подходов к исследованию мышления в психологии. Однако в основном они ориентированы на исследование мышления в общем. С помощью идиографического и номотетического методов можно изучать индивидуальные характеристики.
Характеристика номотетической методологии
Под номотетическим подходом подразумевается способ познания для поиска общего в явлениях. По мнению Виндельбанда, для логики важными останутся анализ и исследование природы. Этот исследователь хочет найти общую связь, поэтому изучение отдельного объекта не предполагается.
Характеристика идеографической методологии
Идиографический метод отличается тем, что его целью является познание единого уникального объекта. При идиографическом подходе происходит постижение индивидуального в уникальности с неповторимостью. В данном случае объект рассматривается как что-то целое, а не частичное.
Подводить итоги исследования, которое проводилось идиографическим методом, следует на основании понятий не общих, а личностных. Главным принципом данной методики является изучение личности в целом, а при номотетическом методе личность подразумевает набор свойств.
При номотетическом методе происходит измерение общих характеристик индивида, рассчитанных для всего общества. Идиографический подход строится на изучении индивидуальных характеристик. Также при номотетическом подходе используют стандартизированные методы, а при идиографическом — проективные с качественной техникой.
Достоинства и недостатки
Преимущества номотетического метода:
Данный подход имеет и недостатки. Например, все предсказания делаются на основании поведения группы, а не отдельного человека. Рассматривая поведение поверхностно, можно упустить то, что люди могут вести себя одинаково, но предшествовать этому будут самые разные причины.
К преимуществам идеографического подхода можно отнести то, что проводится тщательный анализ каждого факта, так как отдельные случаи могут не соответствовать всеобщим законам. Кроме того, интерпретации формулируются относительно одного случая или небольшой группы феноменов. Те, кто применяет данный подход, рекомендуют проводить исследование в привычной для человека среде. В ходе исследования применяют метод наблюдения, а также беседуют и анализируют.
Психология личности — очень интересная, многогранная наука. Изучать её полезно для саморазвития. А чтобы информация эффективно укладывалась в голове, необходимо развивать память. Самый простой и доступный способ развития памяти — когнитивные тренажеры Викиум.
Номотетический и идеографический подход в психодиагностике
Билет 5.
Разделние этих подходов основывается на монографии Виндельбанда «История и наука» (1904 г.), где он проводил различие между естественнонаучной и гуманитарной ориентациями в психологии.
Идеографический подход – углубленное изучение единичного случая в процессе диотического взаимодействия (психолог – клиент). Направлен на описание и объяснение сложного целого.
Описание должно быть полным, конкретным, и любой человек должен быть представлен как уникальный феномен.
Номотетический подход – предполагает тестирование с последующей интерпретацией, направлен на открытие общего закона, справедливого для любого частного случая.
Его основные структуры и процессы характеризуются посредством экспериментальных, т.е. воспроизводимых процедур.
Согласно Виндельбанду любой объект может быть изучен первым или вторым способом.
Оба способа подвергаются критике…
Недостатки:
1. Отсутствие объективности, т.к. полученные результаты зависят от теоретической ориентации психолога и его практического опыта.
2. С помощью этого способа невозможно открыть общие законы.
3. Много используют специфических терминов, которые не всегда понятны, многословие.
1. На основе общих законов нельзя составить полное представление о личности человека, т.к. она уникальна; не позволяет предсказать поведение человека в силу его неповторимости.
2. Подвергаются критике представления об индивидуальных различиях (описания с позиции номотетического метода основывается на данных (о среднем значении, стандартном отклонении, корреляции между переменными в выборке), которые не имеют непосредственного отношения к конкретному человеку (хотя многие утверждения говорят об обратном)).
Нельзя однозначно заявлять о преимуществе какого-то одного способа исследования.
(Преимущества = преимущества тестовой и клинической диагностики).
Преимущества тестовой и клинической диагностики:
Тестовая диагностика (= номотетический метод):
1. Более эффективна, когда нужно получить информацию о большой группе людей в короткие сроки и принять строго альтернативное решение (либо «ДА», либо «НЕТ»).
2. Тесты хорошо защищены от методических ошибок, которые могут возникнуть вследствие низкой квалификации психолога, т.к. в тесте все прописано, они стандартизированы.
3. Тестовая диагностика предъявляет менее строгие требования к профессионально компетентности психолога.
4. Способ подсчета результатов обеспечивает объективность результата.
5. Менее трудоемкая работа.
Клиническое обследование (= идеографический метод):
1. Более эффективно, когда идее речь о малоисследованной области, оно позволяет выдвигать новые гипотезы.
2. Эффективно, когда необходимо глубже и точнее познакомиться с уникальной жизненной ситуацией человека. Дает больше информации.
3. Более эффективно, если после обследования сам психолог будет проводить дальнейшую коррекционную или развивающую работу.
4. Является более эффективной при работе с ребенком, т.к. ребенок постоянно меняется, переходит с одного этапа развития на следующий, и никогда нельзя точно сказать на каком этапе он находится в настоящий момент, несмотря на все разработанные возрастные периодизации. (Тестовые методики в данном случае мало эффективны).
5. Клиническое обследование требует высокого уровня профессиональной подготовки, богатого практического опыта и больше времени.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Основное содержание лекции. Основные характеристики номотетического подхода в психологических исследованиях
Основные характеристики номотетического подхода в психологических исследованиях. Номотетический подход к научному познанию описан Виндельбандом (в работах И.Канта рассматривается как способ законодательной деятельности разума), раскрыт Риккертом. Рассматривается как способ познания, целью которого является установление общего, имеющего форму закономерности. Исследователь, нацеленный на поиск закономерностей, стремится от констатации частного случая перейти к пониманию общей связи и для него отдельный объект наблюдения не представляет научной ценности. Исследователю, ориентирующемуся на номотетическую методологию, интересны не характеристики уникальных свойств данного объекта как целого, а выражение общей закономерности, объединяющей данный объект с множеством других. Знание этих законов дает возможность предсказывать перспективные состояния и характеристики объектов данного типа (класса) и, исходя из этого, выстраивать собственную активность по отношению к ним [Забродин, 1987].
Идеографический подход в исследовании предполагает способ познания, целью которого является изображение объекта как единой уникальной целостности. Идеографический метод может быть направлен на постижение индивидуального в его своеобычности, однократности, уникальности либо на определение общих закономерностей, отраженных в единичном случае. Осознанно обращающийся к данному типу исследовательской методологии вынужден рассматривать целое как не равное сумме его частей. Определение результатов исследования, осуществляемого с помощью идеографического метода, как правило, формулируются вне рамок и предзаданных категориальных шаблонов, но в пределах понятийного поля, задаваемого теоретическим направлением, избранным автором [4, 5].
Номотетический и идеографический подходы различаются по нескольким основаниям.
1.) по-разному понимается объект изучения. Если в рамках номотетического подхода присутствует атомистское понимание психических явлений, то идеография ориентируется на холистский подход.
2) номотетика, в целом, ориентирована на линейный детерминизм в объяснении причин явлений, тогда как идеография предполагает возможность вероятностного или кругового типов детерминизма.
Противопоставление номотетического и идеографического подходов находит выражение и в рамках осуществления научного исследования. Номотетическая диагностика, по сути, является сциентистской и нормографической, и конкретная личность, индивидуальность сводится в рамках этого подхода к набору определенных значений по нормативным общегрупповым шкалам. Такой подход предполагает относительную простоту в его осуществлении, а также несложный путь доказательства репрезентативности полученных данных, но имеет целый ряд недостатков, к которым, прежде всего, следует отнести высокую степень формализованности инструментария и исследования в целом. Исследование, ориентированное на использование идеографического метода, базирующееся на понимании личности как особой, неповторимой целостности, как правило, не претендует на высокие обобщения и репрезентативность полученных результатов (классически ориентированными исследователями это рассматривается как непреодолимая проблема метода). Если же таковая идея декларируется (как, с определенными оговорками, было в случае отдельных исследований А.Р.Лурия, З.Фрейда и некоторых других виднейших психологов), то ее воплощение неизбежно требует от исследователя предельно жесткой и последовательной реализации теоретических оснований в ходе интерпретации, а также убедительного логического обоснования предложенных обобщений.
Литература:
1. Белова, О.В. Общая психодиагностика. Методические указания./О.В.Белова// Новосибирск, 1996.
На что ориентирован номотетический подход в психодиагностике
Поиск
Основная деятельность:
Последние материалы
Номотетический и идеографический подходы
в структуре комплексной оценки персонала организации
Несмотря на большое количество разнообразнейших инструментов диагностики, психологи остро ощущают нехватку психодиагностических методов и средств, необходимых для реализации так называемого личностного принципа, напрямую связанного с индивидуальным субъективным подходом диагноста к исследуемой личности сотрудника организации [1, 2, 4, 6, 7]. Современные психологи гораздо больше могут сказать о самом процессе мышления вообще, чем способны разобраться в мышлении конкретного человека; легко рассуждают о формировании и развитии личности гипотетического объекта и в то же время не могут достаточно достоверно описать и объяснить поведение конкретного человека в конкретном контексте и временном промежутке. Если на теоретическом уровне разрабатываются принципы и методы целостного многостороннего анализа, то практическая психодиагностика, отставая от теоретических моделей, пока лучше приспособлена к работе с выделенными функциями, выборками, нормами и т.д., а не с человеком как целостной и уникальной личностью. К сожалению, в большинстве подходов научный анализ включает общее и типичное для людей, и мало уделяется единичному и уникальному в личности человека. Далеко не решена проблема изучения того, как конкретный человек «. познает и воспринимает сложный мир социальных отношений, других людей и самого себя, как формируется целостная система представлений и отношений конкретного человека» [4, с. 93]. Речь здесь, по сути, идет о двух подходах к измерению и распознаванию психологических особенностей человека: номотетическом и идеографическом.
Номотетический и идеографический подходы в психодиагностике
Психологическая диагностика как наука
1. Исторические корни современной психодиагностики [1]
Психология не может стать прочной и точной, как физические науки, если не будет базироваться на эксперименте и измерении.
Д.М. Кеттел (журнал «Mind», 1890)
Но тестология не являлась единственным направлением психологии индивидуальных различий (другое название – «дифференциальная психология» ). Русский ученый А.Ф.Лазурский (в 1912 г.) писал, что изучать индивидуальные различия с помощью одних только тестов недостаточно. Он выступал за естественный эксперимент, благодаря которому исследовались не отдельные психические процессы (как с помощью тестов), а психические функции и личность в целом. Примерно в эти же годы другим русским ученым Г.И. Россолимо был предложен метод целостной оценки личности с помощью «психологического профиля», показывающего уровни развития психических процессов.
Перечисленные тенденции становления психологического знания в нашей стране и за рубежом явились прототипами современных направлений в психодиагностике.
2. Предмет психодиагностики как научного знания [2]
Психологическая диагностика изучает способы распознавания и измерения индивидуально-психологических особенностей человека (свойств его личности и особенностей интеллекта). Распознавание и измерение осуществляется с помощью методов психодиагностики (см. Тема 2).
Психодиагностика неразрывно связана с предметными областями психологической науки: общей психологией, медицинской, возрастной, социальной и др. Явления, свойства и особенности, изучаемые перечисленными науками, измеряют с помощью психодиагностических методов. Результаты психодиагностических измерений могут показывать не только наличие того или иного свойства, степень его выраженности, уровень развития, они могут также выступать как способы проверки истинности теоретико-психологических построений различных психологических направлений.
Так же, как психодиагностика «обслуживает» предметные области психологической науки, саму психодиагностику «обслуживает» так называемая дифференциальная психометрия. Целью дифференциальной психометрии является разработка требований к измерительным психодиагностическим методам. Эти требования относятся к адаптации методов, интерпретации получаемых данных, к процедуре разработки методов, разработке и применению математического аппарата для анализа получаемых данных.
Номотетический и идеографический подходы в психодиагностике
В психодиагностике выделяют два подхода измерения и распознавания индивидуально-психологических особенностей человека: номотетический [3] и идеографический [4]. Эти подходы отличаются по следующим основаниям:
понимание объекта измерения;
характер методов измерения.
Основание | Номотетический подход | Идеографический подход |
Понимание объекта измерения | Понимание личности как набора свойств | Понимание личности как целостной системы |
Направленность измерения | Выявление и измерение общих для всех людей свойств личности | Распознавание индивидуальных особенностей личности |
Методы измерения | Стандартизованные методы измерения, требующие сопоставления с нормой | Проективные методики и идеографические техники |
[1] См. 1. С. 23-34; 3. С. 261-273.
[3] Номотетический (от лат. Norma – образец) подход – измерение индивидуально-психологических особенностей, требующее соотнесения с нормой.
[4] Идеографический (от греч. образ, идея) подход – распознавание индивидуально-психологических особенностей и их описание.
Список литературы
Общая психодиагностика / Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина.– М.: Изд-во МГУ, 1987.
Словарь-справочник по психологической диагностике / Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М., отв. ред. С.Б. Крымский. – Киев : Наук. думка, 1989. С. 114-116.
Ярошевский М.Г. История психологии. – М.: Мысль, 1976. С.463
О. В. Белова. Психологическая диагностика как наука.