На что ориентированы фундаментальные интеллект продукты
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ
Смотреть что такое «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ» в других словарях:
Интеллектуальный продукт — результат духовной, мыслительной, интеллектуальной деятельности. Интеллектуальными продуктами являются изобретения, открытия, патенты, научные отчеты и доклады, проекты, описания технологий, литературные, музыкальные, художественные произведения … Финансовый словарь
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ — результат интеллектуальной деятельности. Включает в себя изобретения, открытия, патенты, научные отчеты и доклады, проекты, описания технологий, литературные, музыкальные, художественные произведения, произведения искусства и т.д … Энциклопедический словарь экономики и права
Интеллектуальный продукт — результат духовной, мыслительной, интеллектуальной деятельности; включает изобретения, открытия, патенты, научные отчеты и доклады, проекты, описание технологий … Исследовательская деятельность. Словарь
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ — результат духовной, мыслительной, интеллектуальной деятельности; включает изобретения, открытия, патенты, научные отчеты и доклады, проекты, описания технологий, литературные, музыкальные, художественные произведения, творения искусства … Профессиональное образование. Словарь
Интеллектуальный продукт — (интеллектуальная продукция) знания в различной форме: открытий, изобретений и т.д … Экономика: глоссарий
интеллектуальный продукт — (от лат. intellectus ум) результат духовной, мыслительной, интеллектуальной деятельности. Включает изобретения, открытия, патенты, научные отчеты и доклады, проекты, описания технологий, литературные, музыкальные, художественные произведения,… … Словарь экономических терминов
ПРОДУКТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ — продукт в духовной, информационной форме. Экономический словарь. 2010 … Экономический словарь
Продукт Интеллектуальный — продукт духовной, мыслительной, интеллектуальной деятельности. Включает изобретения, открытия, патенты, научные отчеты и доклады, проекты, описания технологий, ноу хау, литературные, музыкальные, художественные произведения и др. Словарь бизнес… … Словарь бизнес-терминов
ПРОДУКТ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ — результат человеческого труда, хозяйственной деятельности, представленный в материально вещественной форме (материальный продукт), в духовной, информационной форме (интеллектуальный продукт) либо в виде выполненных работ и услуг. Райзберг Б.А.,… … Экономический словарь
Продукт Экономический — результат хозяйственной деятельности, представленный как материальный, интеллектуальный продукт или в виде выполненных работ и услуг. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
НА РЫНКЕ ИНТЕЛЛЕКТУЛЬНЫХ ПРОДУКТОВ
С конца 19 в. в современной экономике возрастает роль интеллектуальной продукции. В настоящее время результаты интеллектуального труда определяют перспективы развития экономики, да и общества в целом. Важную роль, следовательно, на рынке ресурсов играют интеллектуальные продукты.
Теме «рынок интеллектуальных продуктов» в учебниках и пособиях по экономической теории уделено внимания необоснованно мало. Оно и понятно. Эта тема теоретиками-экономистами разработана меньше всего. Рынок интеллектуальных продуктов (РИП) — это и рынок монополии, и рынок монополистической конкуренции.
Понятие рынка интеллектуальных продуктов
РИП — это рынок результатов интеллектуального труда, воплощенных в форме, доступной для восприятия, воспроизведения использования потенциальными потребителями.
В качестве результатов интеллектуального труда могут выступать идеи, знания, методы, методики, рецепты и др.
РИП включает в себя рынки патентов и ноу-хау, программного обеспечения ЭВМ, кинофильмов, видеозаписей, книжный рынок и т.д.
Многие интеллектуальные продукты имеют правовую защиту. Она может осуществляться с помощью патентов и авторского права. Патент защищает саму суть идеи, а авторское право — форму ее воплощения. Есть интеллектуальные продукты, не имеющие правовой защиты, например, секреты производства продукции, игротехнические идеи.
Авторским правом охраняются произведения науки, литературы и искусства, выраженные в форме, позволяющей воспроизводить результаты творческой деятельности автора. Законы в области авторского права различных стран предусматривают охрану литературных, музыкальных, хореографических и художественных произведений (рисунков, картин, гравюр), карт, программного обеспечения и т.д.
Охрана авторских прав обычно означает, что некоторые произведения можно использовать только с согласия автора. В качестве примера можно привести права копировать произведения, воспроизводить звуковую запись исполнения литературного и музыкального произведений.
Наряду с имущественными есть и неимущественные права авторов, на основе которых они имеют право требовать, чтобы их имена указывались на копиях произведения и в связи с другими видами использования произведения. Авторы произведений могут также возражать против искажения или извращения содержания их произведений.
Патентная система
Необходимость удовлетворения растущих потребностей общества требует непрерывного совершенствования факторов производства, в том числе и средств производства. Развитие средств производства осуществляется на основе использования достижений науки и техники. Такие фундаментальные науки, как математика, физика, химия, биология и др., создают базу для совершенствования производства и создания новых средств производства.
Многие достижения науки и техники, как об этом свидетельствует история, вначале не находят широкого применения. В ХVI —XVIII вв. владельцы мануфактур «засекречивали» применяемые технических достижения. Тем самым они старались во имя прибыли оградить себя от конкуренции. Это, в свою очередь, порождало практику похищения секретов. Можно привести такие примеры. Так, в начале ХVIII в. французский монах проник в китайскую императорскую фарфоровую мануфактуру, изучил технологию изготовления твердого фарфора из каолина и послал в Европу образцы сырья. В результате чего производство фарфора было налажено во Франции. Английский литейщик Фолли выведал немецкие и бельгийские секреты выплавки стали, наладил литейное дело в Англии, за что получил дворянский титул и стал богачом.
Патенты и привилегии, охраняющие права изобретателей, впервые были введены вначале в Англии (1623 г), затем — в США (1787 г.), в России (1812 г). С развитием производства совершенствовалось и патентная система. В ее основе лежат несколько краеугольных принципов. Рассмотрим некоторые из них.
1. Исключительное право автора на использование изобретения. Патент предоставляет изобретателю право на монопольное использование в течение определенного времени своего изобретения, после чего изобретение становится достоянием общества. Изобретатель-патентовладелец имеет право запрещать другим лицам использовать его изобретение, а также может привлекать к ответственности нарушителей своих патентных прав. Вместе с тем изобретатель может передать свои права на патент кому-либо другому полностью или частично на определенных условиях: безвозмездно или за определенную плату.
2. Уплата пошлины за выдачу и поддержание патента в силе. За предоставление исключительных прав на изобретение необходимо заплатить определенную сумму денег. Эти средства идут в доход государства.
3. Территориальная ограниченность патентных прав. Патент действует на территории страны, выдавшей его. Однако есть и международные соглашения, позволяющие получит патенты в нескольких странах.
4. Патентоспособность. Патентуются далеко не всякие изобретения, а обладающие определенной патентоспособностью. Ее критериями являются: а) техническое решение задачи; б) новизна; в) изобретательский уровень; г) практическая применимость.
Рассмотрим составляющие патентоспособности более подробно.
Техническое решение задачи. Изобретениями признаются только решения, носящие технический характер в широком смысле этого слова, то есть решения, связанные с созданием новых и совершенствованием уже существующих машин, оборудования, приборов, аппаратов, технических процессов, с созданием новых веществ и способов их получения и т.д.
Новизна является важным фактором признания технического решения изобретением и обеспечения патентной защиты. Если раньше в большинстве стран признавалась новизна в пределах своей страны, то в настоящее время к изобретениям предъявляются требования мировой новизны. Это значит, что техническое решение признается изобретением только в том случае, если оно неизвестно во всем мире. Для этого проводится специальная экспертиза. Делается все это для того, чтобы заново не открывался «велосипед».
Изобретательский уровень. Изобретение должно превышать уровень обычного инженерного решения. Так ли это, определяет специальная экспертная комиссия.
Под практической применимостью подразумевается возможность промышленного использования изобретения.
Патентной защитой обеспечиваются не только изобретения, но патентные модели и патентные образцы.
Под патентной моделью подразумевают техническое решение задачи, обладающее новизной и промышленной применимостью.
Промышленный образец — это художественно-конструкторское решение внешнего вида, обладающее новизной, соответствующее требованиям технической эстетики и пригодное к осуществлению промышленным способом. Под промышленным образцом понимаются, как плоские изображения, например, рисунки, ковры, ткани, так и трехмерные предметы, например, форма автомобиля, телевизора.
Ноу-хау
Под ноу-хау подразумевают любое, не запатентованное новшество. Фирмы не патентуют какие-то изобретения по разным причинам. Засекречивается, например, способ производства продукции, если по готовой продукции нельзя определить ее состав. В некоторых случаях и знание состава продукции мало что дает. Классическим примером является кока-кола. Ее состав можно прочитать на банке кока-колы. Однако есть еще и секретные добавки. Только два химика компании знают точный рецепт кока-колы, им даже запрещено летать вместе в самолете: в случае катастрофы один уцелеет. Иногда новшества не патентуют из-за длительности экспертизы.
Для промышленного освоения запатентованных изобретений, как правило, сведений, описанных в патенте, бывает далеко недостаточно. Например, для изготовления машин, приборов, станков и т.п., требуются еще чертежи, знание технологического процесса. Поэтому для освоения способа производства нужно знать оптимальные режимы функционирования, точное значение параметров процесса — давления, температуры, времени, необходимое оборудование и т.д.
Для того чтобы освоить изготовление какого-либо вещества, надо знать оптимальное соотношение ингредиентов, технологии изготовления вещества. Таким образом, мало приобрести патент, нужно владеть и дополнительной информацией, то есть ноу-хау.
Помимо технической документации, необходимой для выпуска новой продукции, фирма в ряде случаев заинтересована в приобретении опыта наиболее целесообразной организации производства по выпуску этой продукции, включающей вопросы управления, использования ЭВМ, расхода материалов.
Итак, фирмы заинтересованы в приобретении комплекса знаний и опыта, как по поводу производства новой продукции, так и по поводу ее разработки, реализации и использования. В условиях НТР научно—технические знания, производственный опыт выступают в качестве специфического товара, получившего название ноу-хау.
Характерными признаками ноу-хау являются: практическая применимость в производственной деятельности; полная или частичная конфиденциальность (секретность); отсутствие защиты охранными документами. Выделяют следующие виды ноу-хау: научно-техническое, коммерческое и финансовое.
Научно-техническое ноу-хау включает знание и опыт проведения исследований, методики экспериментов, применения экспериментального оборудования, знания и опыт в области разработки и применения технологических процессов, специального оборудования, знания и опыт высококвалифицированных рабочих по выполнению производственных операций с высокой производительностью труда и обеспечивающих высокое качество продукции.
Коммерческое ноу-хау заключается в передаче знаний и опыта в области реализации продукции и содержит данные о наиболее целесообразных формах реализации продукции, организации ее рекламы, наиболее опытных авторитетных фирмах-посредниках.
Финансовое ноу-хау содержит сведения о наиболее выгодных формах использования денежных средств, ценных бумаг, сведения о банках и т.д.
Лицензии
Передача патентных прав и ноу-хау может осуществляться с помощью лицензионных соглашений. В переводе с латинского слово «лицензия» означает разрешение совершать какие-либо действия. Изначально под термином «лицензия» подразумевалось добровольное ограничение патентообладателем своего права монопольного владения запатентованным изобретением. Теперь же предметом лицензии может быть не только изобретение, но и промышленные образцы, ценные сведения, ноу-хау, то есть секреты производства, научно-технические, коммерческие и финансовые знания.
Продажа лицензий, а, следовательно, патентных прав и ноу-хау осуществляется посредством заключения лицензионного соглашения. Это договор, по которому одна сторона — лицензиар — обязуется обеспечить партнеру условия, позволяющие внедрять новшество в производство и использовать в установленных соглашением пределах. Другая же сторона — лицензиат — должна уплатить за это новшество соответствующее вознаграждение или предоставить иную компенсацию. При этом право собственности на предмет лицензионного соглашения остается за лицензиаром (продавцом лицензии), а лицензиат (покупатель лицензии) получает право использования предметом лицензии на определенных условиях.
Различают лицензии патентные и беспатентные. Патентные лицензии, например, на использование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, обеспечены патентной защитой. Потому, собственно говоря, они так и называются. Беспатентные лицензии —это лицензии на ноу-хау.
В современной практике торговли лицензиями значительная часть патентных лицензий на изобретения предусматривает одновременно передачу ноу-хау, позволяющего освоить производство продукции по лицензии.
По объему передаваемых лицензиату прав различают три вида лицензий: полные, исключительные и неисключительные. Что они собой представляют?
Полная лицензия — это патентная лицензия, по которой лицензиар предоставляет лицензиату все права на использование изобретения, например, промышленного образца, в полном объеме на весь оставшийся срок действия патента.
Исключительная лицензия гарантирует лицензиату исключительное право использования предмета лицензии в пределах, оговоренных соглашением. На территории данного соглашения лицензиар в таких случаях не может предоставить лицензии третьим лица и сам не имеет право использовать предмет лицензии.
Лицензия считается неисключительной (простой лицензией), если она предоставляет лицензиату право использовать изобретение, например, промышленный образец, ноу-хау, лишь в определенных пределах. В этом случае лицензиар имеет право пользоваться своим изобретением на той же территории и на тех же условиях, а в некоторых случаях— продать лицензию третьим лицам. Кроме того, если иное не оговорено в лицензионном соглашении, лицензиат не имеет право предоставлять сублицензий.
Сублицензия может предоставляться третьим лицам лицензиатом, купившем полную или исключительную лицензию, если в лицензионном договоре специально оговорена эта возможность. По объему права сублицензия, обычно, соответствует простой лицензии. Вознаграждение за сублицензию делится между лицензиатом и лицензиаром.
Если в случае полной лицензии лицензиату предоставляются все права без ограничений, то в случае исключительной и простой лицензий в условия соглашения вводятся те или иные ограничения: срок действия, сферы использования, объема производства и реализации продукции и т.д.
В некоторых случаях при проведении переговоров о продаже лицензии лицензиат не располагает достоверными данными о возможности успешного освоения предмета лицензии. Это обстоятельство имеет особое значение для заключения соглашения о передаче ноу-хау. Дело в том, что до заключения соглашения лицензиар не желает раскрывать сущность ноу-хау, не имеющего правовой защиты, а лицензиат не желает приобретать «кота в мешке». В этом случае партнеры заключают опционное соглашение, по которому лицензиат получает доступ к ноу-хау и преимущественное право на покупку лицензии.
ВЫДЕЛИМ ГЛАВНОЕ
¨ В экономической теории выделяют рынки трудовых, инвестиционных, природных и интеллектуальных ресурсов.
Спрос на ресурсы: а) является производным от спроса на товары, производимые фирмой; б) зависит от цен на них; в) определяется их производительностью.
Оптимальное количество ресурсов, приобретаемое фирмой, определяется на основе двух правил.
Первое правило заключатся в сопоставлении общего дохода фирмы с общим издержками, связанными с приобретением ресурсов. Согласно правилу количество работников, например, считается оптимальным, если приносимый работником доход от реализации произведенной им продукции равен средней доходности работников.
По второму правилу заработная плата работника не должна превышать доход фирмы от реализации, производимой им продукции.
Спрос на ресурсы зависит также от уровня цен на связанные с ними ресурсы. Такая зависимость определяется характером связи между ресурсами. Они могут быть либо заменителями, либо дополнять друг друга. При использовании ресурсов-заменителей между ними возникает ресурсосберегающий эффект.
Ресурсы дополняют друг друга, если они или применяются вместе, или спрос на них предъявляется одновременно.
Соотношение между ресурсами оптимально, если отношения предельных производительностей ресурсов к ценам на них равны.
Согласно правилу максимизации прибыли предельные издержки на приобретение единицы ресурса не должны превышать предельный доход от единицы ресурсов.
¨ Трудовые ресурсы приобретаются фирмой на рынке труда. Это рынок, на котором через механизм взаимодействия спроса и предложения устанавливается определенный уровень занятости и величины заработной платы.
Основными элементами структуры рынка труда являются: субъекты рынка; конъюнктура; конкуренция; инфраструктура; система социальных выплат и гарантий работникам и безработным.
Цена рабочей силы на рынке труда выступает в форме заработной платы.
Заработная плата — это сумма денежных средств, компенсирующих затраты рабочей силы работника и обеспечивающих определенный уровень удовлетворения потребностей работника и членов его семьи.
Заработная плата выступает в форме номинальной и реальной заработной платы. Номинальная заработная плата — это заработная плата в денежном выражении, начисленная работнику. Реальная заработная плата — это совокупность товаров услуг, которую работник может приобрести на номинальную заработную плату при данном уровне цен после уплаты налогов и других отчислений.
Выделяют также минимальную заработную плату. Это заработная плата, обеспечивающая работнику прожиточный минимум
Увеличение почасовой ставки оплаты труда вызывает эффект замены и эффект дохода. Суть первого состоит в замене свободного времени рабочим, а второго — в обратной замене рабочего времени свободным, начиная с некоторой величины почасовой ставки оплаты труда.
¨ Вторым после трудовых ресурсов фактором производства является производительный капитал. К нему относится совокупность благ, результатов прошлой трудовой деятельности, использование которых обеспечивает создание новых благ.
Спрос на производительный капитал на рынке ресурсов выступает в форме спроса на инвестиционные фонды, денежные средства, необходимые для приобретения производительного капитала.
Под капиталом, как объектом сделок на рынке капитала, подразумевается не только физический капитал, но и инвестиционный денежный капитал, используемый для их создания.
По объекту купли-продажи выделяют рынки заемного капитала и ценных бумаг.
По характеру применения в производстве производительный капитал подразделяется на основной капитал и оборотный.
По форме предъявления спрос на капитал различаются спрос на уже созданные блага и инвестиционные фонды, предназначенные для создания производительного капитала.
Во многих случаях фирмы берут ссуду. Источниками ссудного капитала являются амортизационные отчисления, заработная плата, часть прибыли и сбережения населения. Ссудный капитал — это денежный капитал, предоставляемый его собственниками в ссуду под определенный процент. Ссудный капитал имеет цену, или ставку ссудного процента — это отношение дохода от ссуды к величине ссудного капитала, выраженное в процентах.
Рыночный спрос на ссудный капитал — это сумма денег, на которые есть спрос при определенной ставке ссудного процента. Рыночное предложение ссудного капитала — это сумма денег, предлагаемая займодавцами по определенной ставке ссудного процента.
¨ Потребности предпринимателей в деньгах удовлетворяются не только системой банков, но и эмиссией ценных бумаг.
Спрос на рынке ценных бумаг создается фирмами и государством. Фирмы и правительство на рынке ценных бумаг выступают чистыми заемщиками. Чистым же кредитором является та часть населения, у которой доходы превышают расходы.
Основными видами ценных бумаг являются акции и облигации. Акция — это ценная бумага, свидетельствующая о внесении определенной доли средств в капитал корпорации и дающая право ее владельцу на получение дохода и участие в управлении.
Рыночная цена акции называется ее курсом. Это отношение дохода с акции (дивиденда) к величине депозитной процентной ставки.
Облигация — это ценная бумага, свидетельствующая о внесении их владельцем денежных средств в капитал фирмы и дающая право на получение дохода по фиксированной процентной ставке. Выпускаются также и такие ценные бумаги, как депозитные сертификаты, опционы, фьючерсы и т.д.
¨ Во многих случаях в производстве используются и природные ресурсы. Они обладают рядом особенностей: создаются природой; экономические отношения по поводу присвоения и использования природных ресурсов возникают между собственниками природных ресурсов, предпринимателями и наемными работниками; стоимость и цена на сельскохозяйственную продукцию формируются исходя из условий на худших участках.
Доход, который приносят фиксированные природные ресурсы своему владельцу, называется рентой. В зависимости от различий земельных участков по плодородию и местоположению выделяют дифференциальную ренту. Владельцы всех земельных участков независимо от плодородия и местоположения получают абсолютную земельную ренту. В том случае, если на земельных участках произрастают редкие сорта сельскохозяйственной продукции, владельцы земли получают монопольную ренту.
Земля в рыночной экономике, как товар, имеет цену. Цена земли прямо пропорциональна величине арендной платы, включающей ренту, и обратно пропорциональна величине депозитной процентной савки.
¨ В современных условиях возрастает роль рынков интеллектуальных продуктов (РИП). РИП — это рынок результатов интеллектуального труда, воплощенных в форме, доступной для восприятия, воспроизведения и использования потенциальными потребителями. РИП включает в себя рынки патентов, ноу-хау и лицензий.
Правовая защита результатов интеллектуального труда осуществляется с помощью патентов и авторского права. Патент защищает суть самой идеи, а авторское право — форму ее воплощения.
В основе патентной системы лежат следующие принципы: а) исключительное право на использование изобретения; б) уплата пошлины за выдачу патента и поддержание его в силе; в) территориальная ограниченность патентных прав; г) патентоспособность.
На рынке интеллектуальных продуктов важная роль принадлежит ноу-хау. Это любое не запатентованное новшество. Различают научно-техническое, коммерческое и финансовое ноу-хау.
Передача патентных прав и ноу-хау осуществляется с помощью лицензионных соглашений. Различают патентные и беспатентные лицензии. По объему передаваемых прав выделяют полные, исключительные и неисключительные лицензии.
На что ориентированы фундаментальные интеллект продукты
Знаменитый английский ученый средневековья Роджер Бэкон (1214—1294), доказывая, что знания увеличивают власть человека над природой и приносят ему практическую пользу, высказал мысль: «Знания — сила». По мнению Бэкона, получение знаний возможно прежде всего через науку.
1. Знания как экономический ресурс
Тысячи лет человечество жило такой жизнью, когда быт, уровень материального достатка, производительность труда одних поколений мало отличались от быта, уровня жизни и эффективности труда предшествующих поколений. Экономическое развитие шло весьма медленно. Например, уровень экономического развития Московского царства мало отличался от того уровня, который был в Киевской Руси полтысячи лет до этого. Но если сравнить уровни экономического развития России конца ХХ в. и начала ХIХ в., то разница будет огромной. Для этого периода, несмотря на войны и социальные потрясения, характерны невиданные в истории человечества темпы экономического роста.
Что же так ускорило экономический рост России и других стран мира в последние века? Это прежде всего новые знания, полученные преимущественно через науку. Ее достижения, нараставшие лавинообразно в последние 200 лет, привели к тому, что знания, не выделявшиеся классиками экономической теории в отдельный экономический ресурс наряду с трудом, землей, капиталом и предпринимательскими способностями, стали таковым и при этом не менее (если не более) важным, чем остальные экономические ресурсы.
З н а н и я — это совокупность сведений в различных областях. Например, есть житейские знания («знание жизни»), профессиональные знания работников, технологические знания фирмы и т.д. Хозяйственная жизнь требует самых разнообразных знаний. Их набор, уровень, новизна различаются по категориям работников, предприятиям, отраслям и секторам хозяйственной деятельности. Набор знаний, необходимый инженеру предприятия по выпуску автомобилей, совсем другой, чем у финансового директора этого предприятия. Профессиональные знания подчиненных этого инженера обычно меньше, проще и старее, чем у инженера. Наконец, технологические знания данной фирмы и ее работников сосредоточены на производстве автомобилей, а технологические знания соседней фирмы относятся к другой отрасли — страхованию.
Знания для ведения хозяйственной деятельности обретаются разными способами: через приобретение опыта, получение образования, покупку технологических знаний в виде лицензий и патентов. В конечном счете главный источник знаний для хозяйственной жизни — это наука. Именно научные достижения и составляют основу тех знаний, которые работники получают во врем» своей учебы и работы, а фирмы — в ходе приобретения новых технологий.
К категории «знания» примыкает категория «информация». Более того, они часто заменяют друг друга как синонимы, так как многие отождествляют знания с информацией.
В огромном объеме знаний (информации) часто выделяют знания о различных способах (технике) производства той или иной продукции и организации этого производства. Знания об этой технике называют технологией (технологиями).
2. Наука
Таким образом, новыми знаниями мир обязан прежде всего науке, которая сейчас могущественнее, чем когда либо, если судить по затратам на нее и численности занятых в ней работников.
Понятие науки
Н а у к о й называется, во-первых, система знаний (в том числе в какой-либо области), во-вторых, процесс открытия новых знаний и, в-третьих, сфера экономики, которая этим занимается. Далее термин «наука» будет употребляться во втором и третьем значениях, т.е. как процесс или как сфера открытия новых знаний.
Когда говорят о науке как сфере открытия знаний, то в качестве синонимов употребляют термины «научные исследования», «научные исследования и разработки (НИР)», «научные исследования и опытно-конструкторские работы (НИОКР)». Предпоследний термин наиболее употребим в России, последний — в мире. В данном учебнике они употребляются как синонимы.
В современных условиях растет группа отраслей, где на НИОКР приходится заметная часть расходов и работников. Такие отрасли называются наукоемкими. К ним обычно относят отрасли, где доля расходов на НИОКР составляет не менее 3,5—4% от объема продаж, а доля занятых в НИОКР — не менее 2,5—3% всех занятых в отрасли. К таким отраслям относятся авиационная, космическая, медицинской техники и фармацевтическая и др.
НИОКР (НИР): пример России
На начало 1999 г. научными исследованиями и разработками в России было занято 930 тыс. человек. Примерно половина из них — собственно исследователи, а остальные работники относились к техникам и вспомогательному персоналу. Хотя данная цифра в два раза меньше, чем была в 1990 г. (1934 тыс. человек), тем не менее это очень большая величина по мировым меркам (впереди по численности занятых в НИОКР только США и Япония).
Слабым местом российской науки в 90-х гг. стало ее финансирование. Не говоря уже об абсолютном снижении расходов на НИР, наблюдается и относительное их сокращение: по отношению к валовому внутреннему продукту России они уменьшились с более чем 2% до 0,8—1%, в то время как в ведущих научных державах мира расходы на науку колеблются в диапазоне от 2 до 3%. Ни государственному бюджету (его доля в финансировании российских НИР сейчас составляет 60%), ни частному сектору, ни высшей школе на это остро не хватает финансов.
Это отражается на возможностях научно-исследовательских организаций России (за 90-е гг. сильно сократилось количество созданных в России новых типов машин, оборудования, аппаратов, приборов и средств автоматизации), а также на заработной плате их сотрудников (87% из уволившихся специалистов сделали это из-за низкой заработной платы, а из оставшихся ученых половина имеют второе место работы).
Научно-технический прогресс (технический прогресс)
Его часто идентифицируют с процессом получения знаний преимущественно в сфере естественных наук, в основном технических. Во многом это справедливо, так как основные научные достижения за последние два века произошли в технологии производства продукции и особенно машин и оборудования.
Английский экономист, лауреат Нобелевской премии Джон Хикс предложил делить технический прогресс на нейтральный, трудосберегающий и капиталосберегающий. Н е й т р а л ь н ы й т е х н и че с к и й п р о г р е с с обеспечивает одновременное повышение производительности труда и капитала. Т р у д о с б е р е г а ю щ и й т е х н и ч е с к и й п р о г р е с с обеспечивает экономию и труда, и капитала, но прежде всего труда. К а п и т а л о с б е р е гающий технический прогресс п о в ы ш а е т эффективность использования и капитала, и труда, но прежде всего капитала.
3. Рынок знаний
Рынок знаний не имеет четких границ. Его можно определить как рынок, где происходит продажа и передача знаний.
Особенности рынка знаний
Рынок знаний своеобразен. Так, значительная часть знаний на нем распространяется безвозмездно или за символическую плату, например школьное и в большей части среднее и высшее профессиональное образование. Бесплатность или низкая плата за эти знания для их потребителей объясняется тем, что процесс передачи этих знаний финансируется из государственного бюджета или некоммерческими организациями.
Структурно рынок знаний представлен большим количеством секторов, из которых выделяются по своим размерам такие сектора, как наука (НИОКР, НИР), образование (образовательные услуги), средства массовой информации, хранение информации (архивы, библиотеки, информационные сети) и др.
Наконец, своеобразная черта рынка знаний — это большое количество посредников на этом рынке, а главное, что целый ряд секторов (образования, хранения информации и др.) выступает преимущественно как посредник между производителями знаний (например, НИОКР) и потребителями (домашними хозяйствами, фирмами, государственными учреждениями).
Интеллектуальный продукт, интеллектуальная собственность и ее охрана
В ходе НИОКР рождаются новые знания. Их часто называют и н т е л л е к т у а л ь н ы м п р о д у к т о м (продукцией). Этот продукт принимает самые разные формы: открытий (обычно они являются результатом фундаментальных исследований), изобретений и рационализаторских предложений, полезных моделей и промышленных образцов, сведений о технологических процессах и другой конфиденциальной деловой информации (ноу-хау), программ для ЭВМ и селекционных достижений. К интеллектуальной продукции относят и другие произведения науки, а также произведения литературы и искусства.
Собственники интеллектуального продукта, чтобы оформить свои права на него, используют правовую охрану этого продукта. В результате собственник интеллектуального продукта получает исключительное право на использование своей так называемой интеллектуальной собственности и в силу этого имеет возможность определить условия ее использования, в том числе цену реализации.
Арсенал правовых средств защиты интеллектуальной собственности велик. В России он базируется на Законах «Об авторском праве и смежных правах», «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин», «О правовой охране топологий интегральных схем», «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», а также на Патентном законе Российской Федерации.
На этой основе права на интеллектуальный продукт:
• автоматически возникают в виде авторских прав на произведения науки, литературы и искусства, программ для ЭВМ базы данных;
• оформляются в виде патентов на изобретения, промышленные образцы и полезные модели, селекционные достижения;
• регистрируются в виде фирменных наименований, товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, топологий интегральных микросхем.
Используя это право, собственник интеллектуальной продукции может самостоятельно использовать ее, продать, сдать в аренду и т.п. Например, он может заключить авторский договор на издание книги, продать патент или только право на использование защищенного патентом изобретения (т.е. продать лицензию на использование изобретения) и т.д. Если предприятие использует чужую интеллектуальную собственность, оно выплачивает ее собственнику вознаграждение (доход). Этот доход может принимать самые разные формы: авторского гонорара за книгу, паушального платежа или роялти за лицензию и т.д.
Выводы
1. Знания — это совокупность сведений в различных отраслях. Для ведения хозяйственной деятельности они поступают к их потребителям разными способами: через приобретение опыта, получение образования, покупку технологии.
2. Новыми знаниями мир обязан прежде всего науке. Под научными исследованиями и разработками (НИР) или научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами (НИОКР) имеется в виду организованный процесс открытия новых знаний.
3. Рынок знаний специфичен. Значительная часть знаний распространяется на нем безвозмездно. На рынке знаний множество секторов, из которых своими размерами выделяются сектора науки, образования, средств массовой информации, хранения информации. На нем также много посредников между производителями новых знаний и их потребителями.
4. Новые знания называются интеллектуальным продуктом, интеллектуальной собственностью. Этот продукт приобретает самые разные формы, а его собственники получают право на использование, в силу чего они либо сами используют свой интеллектуальный продукт, либо продают его, либо сдают в аренду и т.д.
5. Если фирма использует чужую интеллектуальную собственность, она выплачивает ее собственнику вознаграждение (доход). Этот доход может принимать формы авторского гонорара за книгу, паушального платежа или роялти за лицензию на право использовать изобретение и т.д.
Термины и понятия
Знания
Наука
Технология НИОКР (НИР)
Научно-технический прогресс
Наукоемкие отрасли
Интеллектуальный продукт
Интеллектуальная собственность
Вопросы для самопроверки
1. Почему знания считают экономическим ресурсом?
2. Технический и научный прогресс — это одно и то же?