На что ориентированы социальные исследования

Виды социологических исследований

Содержание

Что такое социологическое исследование?

Социологическое исследование (СИ) представляет собой деятельность, направленную на получение объективных знаний (данных) о социальных отношениях, явлениях, процессах. Данная деятельность является системой логически последовательных методических, методологических и организационно-технических процедур, которые связаны между собой одной целью.

Социологические исследования получают знания о социальном мире, основываясь на сборе точных фактов и их дальнейшем логическом объяснении. Во время осуществления таких исследований применяется систематизированный ряд шагов для обеспечения максимальной объективности при изучении проблемы. Идеальный вариант социологического исследования состоит из поэтапной процедуры, хотя это не всегда бывает возможным на практике.

Какие бывают социологические исследования?

Различают 3 вида социологических исследований:

На что ориентированы социальные исследования. Смотреть фото На что ориентированы социальные исследования. Смотреть картинку На что ориентированы социальные исследования. Картинка про На что ориентированы социальные исследования. Фото На что ориентированы социальные исследования

Пилотажное социологическое исследование

Задача этого пробного исследования состоит в подготовке к основному. Оно проверяет качество основного СИ и охватывает лишь небольшие совокупности исследуемых факторов, работая по упрощенной программе. В ходе пилотажного исследования проверяются все элементы будущего СИ, выявляются трудности, которые предположительно встретятся при его проведении. Иногда во время такого исследования появляются новые гипотезы и собираются оперативные данные. Обычно проводится среди нескольких десятков человек.

Описательное социологическое исследование

Данное исследование является более сложным, поскольку его цели и задачи предполагают получение целостного представления касательно изучаемого явления; проводится с использованием соответствующего инструментария. Подобные исследования проводятся в тех случаях, когда объектом изучения становится большая общность людей, для которой характерны разнообразные характеристики. Между ними можно выявить определенные связи, осуществить сопоставление и сравнение.

Аналитическое социологическое исследование

Самый глубокий вид социологического анализа, целью которого является выявление причин, лежащих в основе процесса. Они же и обуславливают его специфику, а потому подготовка к подобного рода СИ требует больше времени и носит комплексный характер.

Типы социологических исследований

Точечное (разовое) или повторное социологическое исследование
Определение зависит от изучения предмета в статике или динамике. Точечное отображает моментальные данные по характеристикам объекта. Повторные исследования могут быть трендовыми, панельными и лонгитюдными.

Панельные социологические исследования
Исследование через одинаковые промежутки времени одних и тех же людей, требующее соблюдения единообразия.

Лонгитюдные социологические исследования
Если для повторного исследования выбираются моменты с учетом генезиса изучаемой совокупности; как правило, в данных СИ изучается только молодежь.

Ссылки

Это заготовка энциклопедической статьи по данной теме. Вы можете внести вклад в развитие проекта, улучшив и дополнив текст публикации в соответствии с правилами проекта. Руководство пользователя вы можете найти здесь

Источник

Социальное и социологическое исследование

В отечественной литературе с начала 60-х годов прошлого века утвердился следующий подход. У каждой обществоведческой дисциплины (права, экономики, философии, истории и т.д.) помимо теории существуют два типа эмпирических исследований:

Социологическим в чистом виде можно признать только такое исследование, которое направлено на социологические проблемы и регулируется теорией социологического знания. В этом смысле маркетинговое исследование, например, не является социологическим. Различия между двумя типами исследования можно сформулировать так:

• Понятие «социальное исследование» более широкое, чем понятие «социологическое исследование», оно не отражает стоящую за ним конкретную науку, а «социологическое исследование» отражает (это социология).

• У социологического исследования есть специфический метод, а у социального нет.

• Социальные исследования (опросы) проводят юристы, врачи, экономисты, журналисты, кадровики. Социологическое исследование проводят только профессионалы-социологи.

Социальным называется такое исследование, где одни социальные явления объясняются при помощи других социальных явлений. Принцип объяснения одних явлений при помощи обращения к тому же типу явлений применяется во всех строгих дисциплинах, имеющих самостоятельный методологический статус, собственные предмет и методы исследования. Напротив, в междисциплинарных областях знания один тип явления объясняется через другой.

Так что же такое социальное исследование? Под ним следует понимать широкий класс исследований, где социальные факты объясняются через психофизиологические, психические, правовые, экономические и т.п. факты. Социальное исследование не принадлежит области социологии. Это междисциплинарное исследование. Сформировавшиеся на стыке социологии и родственной обществоведческой дисциплины социальные исследования принадлежат сразу двум наукам.

Сформировавшийся ныне на границах социологии широкий пласт прикладных направлений занят как раз такими междисциплинарными или социальными исследованиями.

В управлении социальным развитием организации социальные исследования проводятся в рамках таких междисциплинарных областей как экономика труда, социология и психология труда.

По мнению западных специалистов, прикладные социальные исследования (ПСИ) ближе всего стоят к социологическим исследованиям и незначительно отличаются от них. Именно поэтому их часто смешивают.

Принято различать, по крайней мере, три разновидности ПСИ: описательное, аналитическое, оценочное.

Роль социолога в ПСИ считается главным образом технической. Он ставит конкретные проблемы перед менеджерами или бизнесменами и переводит их в исследовательскую программу.

Возможна и иная классификация ПСИ: 1) теоретически обоснованные эмпирические исследования с выходом на социальную политику; 2) проведение социальной политики практическими работниками и консультантами, но с широким использованием теоретической и эмпирической литературы (анализ источников, опрос экспертов, посещение передовых предприятий и т.д.);

3) использование теоретических и эмпирических знаний в крупномасштабных социальных экспериментах.

Опыт организации социального исследования

Q Американский центр выборочных исследований под руководством Ф. Манна провел диагностическое исследование на шести заводах и в центральном офисе. Под диагнозом понимался процесс изучения различных характеристик организации и персонала с целью получить точное описание того, как обстоят дела в фирме. Методология диагностики предполагала не только первичное обследование объекта, но и последующую перепроверку (повторное исследование) степени надежности полученных данных, установление приоритетов практических мероприятий.

В данном случае цели определялись сотрудниками Центра совместно с руководством заводов и администрацией фирмы. Первоначальные цели были признаны недостаточно точными, поэтому для их конкретизации произвели устные интервью и сбор письменных пожеланий. После этого ученые откорректировали цели исследования, которые на следующих стадиях были согласованы с профсоюзом.

Исследование включало несколько фаз:

1. На первой создали специальный комитет, состоящий из ученых и менеджеров. Он возник после того, как ученые убедились в его практической полезности. Оказывается, научные данные могут быть по достоинству оценены компанией в том и только в том случае, если лица, занимающие в компании ключевые посты, будут включены в разработку процедуры исследования в той мере, в какой это позволяют научные правила. Комитет составил список проблем, которые надлежало изучить, а затем в ходе интервью с персоналом на самых разных уровнях он несколько раз дополнялся и расширялся. Активное участие в обсуждении принял профсоюз. Ученые перевели идеи и предложения работников на язык социально-психологических переменных.

2. На второй стадии, обобщив богатый материал, полученный в процессе коллективных обсуждений персоналом, ученые составили вопросник и схему основного интервью. Включаемые сюда вопросы просматривались руководством производственных отделов компании и членами комитета. Одобрение инструментария и его совместная разработка существенно снизили психологическое сопротивление менеджмента на стадии обсуждения научных результатов. В конечном итоге была достигнута высокая степень профессионализма исследования и конфиденциальности ответов респондентов.

4. Таким образом, устанавливается активная обратная связь ученых с персоналом, она и служит гарантией конечного успеха. Обсуждение выявленных учеными проблем подвигло участников конференции поставить новые вопросы. Оказалось, что никто из сотрудников компании раньше никогда не сталкивался с количественным анализом человеческих проблем, не читал статистических отчетов и никто, естественно, не был обучен тому, как интерпретировать и решать проблемы, выявленные в процессе обобщения ответов респондентов. Ученые помогли менеджерам интерпретировать данные и глубже понять особенности поведения подчиненных.

5. Если диагноз является важным этапом процесса принятия решений, то ее кульминацией служит выбор способа практических действий. Польза участия менеджеров в том, что они помогают ученым найти альтернативную интерпретацию или практическое решение, которые без них никогда не были бы увидены.

6. Исследование завершилось стадией организационного изменения. Научные результаты высветили для менеджмента те проблемы, на которые ему необходимо было сконцентрировать свое внимание в практической работе и что-то в ней изменить, например, стиль лидерства или систему поощрения подчиненных. Одноразовых крупномасштабных перестроек организационной структуры может и не происходить. Более того, они не всегда полезны. Важно, чтобы менеджеры учли уроки и изменили свое отношение к порученным обязанностям[88].

S Задание 9.1. Составьте схему, иллюстрирующую этапы прикладного социального исследования.

9.2. Метод социальной паспортизации

В любом научно организованном комплексном социальном исследовании трудовых коллективов следует использовать элементы социальной паспортизации (например, при составлении социального паспорта, социально-демографической, социально-психологической карты, социальной аттестации рабочих мест и т.д.). Однако в исследовательской и управленческой практике социальная паспортизация используется редко. Это обусловлено ее трудоемкостью, преобладанием в социальном управлении метода интуиции, поверхностностью многих социологических исследований.

В ходе повышения уровня научного управления социальными процессами следует внедрять социальную паспортизацию в следующих целях: а) для использования управленческими органами в различных решениях по социальным вопросам; б) для информационного обеспечения разработки планов экономического и социального развития; в) для дифференцированного подхода в социальной работе; г) для регулирования и корректирования коллективной деятельности, широкого информационного самопознания коллективов и других социальных общностей (например, об уровне удовлетворения социальных потребностей, о ценностных ориентациях членов коллективов и т.п.).

Наибольшую ценность он имеет в производственных и других близких к ним по характеру и содержанию труда коллективах. При составлении его макета (схемы) разрабатывается система показателей, в которых всесторонне отражается производственная и социальная жизнь каждого работника и всего коллектива. Вначале определяются интегральные показатели: социально-демо

графическая структура, социально-профессиональная структура, образовательная структура, условия труда, материальное положение работников, удовлетворение социальных потребностей, социальная активность, ценностные ориентации членов коллектива, состояние межличностных и внутриколлективных отношений и т.д. Затем каждый интегральный показатель разбивается на эмпирические показатели, которые могут быть количественно измерены. К ним относятся:

1) социально-демографическая структура коллектива: пол, возраст, социальное происхождение, социальное положение, партийность;

3) образовательная структура: неполное среднее образование, продолжает учиться; неполное среднее образование, не учится; среднее общее образование, продолжает учиться; среднее общее образование, не учится и т. д.;

4) условия труда: содержание труда, характер труда, уровень автоматизации и механизации, условия труда по вредности для здоровья, санитарно-гигиенические, режимные, условия оплаты труда;

5) материальное положение работников: средняя месячная заработная плата, средний размер премий и других доплат, среднемесячный доход на одного члена семьи, жилищные условия, наличие бытовой техники, средств приема массовой информации, музыкальных инструментов, спортивного инвентаря, домашних библиотек, транспортных средств;

6) удовлетворение социальных потребностей: обеспечение общественным транспортом, коммунальное обслуживание, удовлетворение потребности в дошкольных детских учреждениях, во внешкольных, социально-культурных учреждениях, в общественном питании, бытовом обслуживании, медицинском и оздоровительном обслуживании, любительских занятиях и т. д.;

7) социальная активность в повышении политического и экономического образования, общественном самоуправлении, рационализаторстве, физической культуре и спорте, художественной самодеятельности, выполнении производственных норм и заданий, в работе по месту жительства и т. д.;

При сборе первичной социальной информации следует применять три основные формы: изучение документов, массовый опрос и экспертные оценки.

Актуальность и ценность социального паспорта в деле совершенствования планирования, прогнозирования и управления общественными процессами определяются еще и тем, что благодаря ему компенсируется недостаток в необходимой социальной информации, которая отсутствует в существующих формах статистической отчетности. Поэтому разработка и внедрение системы социальных паспортов на всех уровнях планирования являются основой создания информационного банка данных по всем важнейшим факторам общественной жизни.

0 Составление паспорта на каждое объединение (предприятие) было предусмотрено постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 июля 1979 г. «Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы». В соответствии с этим постановлением было разработано положение о паспорте, которое утверждено Г осударст- венным комитетом СССР по науке и технике, Госпланом СССР, ЦСУ СССР, Госстандартом, Госстроем СССР 4 октября 1979 г.

В паспорте рациональное использование трудовых ресурсов и социальное развитие отражались в трех формах по 21 показателю; приводились суммарные данные о трудовых ресурсах, в том числе по категориям работающих, о производительности труда и использовании рабочего времени. И только в качестве дополнения и источника аналитической информации излагались вопросы социального развития коллектива.

Составление социального паспорта проводится периодически, например, один раз в пять лет. В соответствии с таким решением приказом руководителя предприятия создается рабочая комиссия. Учитывая специфику проведения социальной паспортизации, объемность информации и ее многосторонность, в состав комиссии должны входить руководители предприятия, социологической службы, функциональных отделов (плановый, труда и заработной платы, кадров и т. д.), ведущие специалисты в области технического, экономического развития, представители профсоюза и других общественных организаций.

Качество социальной паспортизации зависит от квалификации социологической службы. Специалисты должны иметь достаточную подготовку для того, чтобы разбираться в основных положениях программы, уметь корректировать работу структурных подразделений предприятия, участвующих в составлении паспорта. Одной из значительных работ организационного периода является разъяснение значения социальной паспортизации, ее целей и задач в трудовом коллективе. Очень важно, чтобы коллектив с пониманием отнесся к выполнению всего процесса социальных исследований, став их активным участником.

В основном содержание социального паспорта формируется из трех источников данных:

А. Официальные документы. Информация из периодической статистической отчетности предприятия, отчетов и справок общественных организаций, официальных документов отраслевого и территориального характера, касающихся данного коллектива.

В официальных документах отражаются общественные связи и коллективные точки зрения. Все эти документы составляются и утверждаются государственными и общественными организациями. Полезная информация для контроля за деятельностью общественных организаций, поиска резервов повышения эффективности производственной и воспитательной работы среди работников содержится в текущих планах работы профсоюзных организаций, СТК, в протоколах собраний трудовых коллективов. Анализ этих материалов в динамике позволяет выявить роль различных управленческих акций в организации производства, обнаружить недостатки в работе.

Б. Неофициальные документы. Среди них выделяются личные документы, они могут представлять ценность как источник изучения общественного сознания, мнений и установок на уровне личности. Особое значение имеют письма граждан в государственные органы и общественные организации.

В. Информация, полученная из социологических исследований. Для получения такой информации используется метод опроса, который обычно делится на анкетный, интервью и социометрический.

Состав и структура социального паспорта. Исходная информация, обработанная с помощью различных методов математической статистики, формализуется в различные таблицы, набор которых зависит от цели проведения анализа, получения результата для рекомендации по социальному развитию трудового коллектива.

Структура социального паспорта предприятия может быть

представлена в следующем виде:

1. Технико-экономическая характеристика предприятия.

1.1. Управление. Структура управления.

1.2. Производство. Его рентабельность. Себестоимость продукции, структура затрат. Соотношение роста производительности труда с ростом средней заработной платы.

1.3. Технический уровень производства. Состав и структура основных фондов. Количественная оценка оборотных фондов. Социально-экономическая оценка технологического процесса производства.

1.4. Хозрасчетные основы деятельности предприятия.

2. Кадровое обеспечение предприятия.

2.1. Соотношение социальных групп.

2.2. Профессионально-квалификационная структура кадров и тенденции ее изменения.

2.3. Социально-демографическая характеристика служащих (пол, возраст, образование, стаж и т. д.).

2.4. Прогнозирование демографического состава коллектива. Основные направления демографической политики на предприятии.

2.5. Движение и устойчивость кадрового состава трудового коллектива.

3. Улучшение условий труда и охрана здоровья работников.

3.1. Улучшение условий труда (по максимальному числу показателей).

3.2. Профилактика общей и профессиональной заболеваемости, травматизм, его сокращение.

3.3. Совершенствование техники безопасности.

3.4. Внедрение физиологически обоснованных режимов труда и отдыха.

3.5. Совершенствование производственно-бытового обслуживания.

3.6. Общественное питание.

3.7. Создание необходимой базы медицинского обслуживания.

3.8. Социальная и экономическая эффективность улучшения условий труда и охраны здоровья работников.

4. Совершенствование организации и оплаты труда, улучшение

социально-культурных условий работников.

4.1. Социальный аспект организации заработной платы.

4.2. Распределение и использование фондов экономического стимулирования.

4.3. Развитие форм морального и материального стимулиро

4.4. Социальная и экономическая эффективность.

5. Социальная активность и воспитательная работа.

5.1. Рост общественной активности работников и повышение их роли в управлении производством.

5.2. Совершенствование идейно-воспитательной работы в коллективе.

5.3. Повышение трудовой, творческой активности работающих: совершенствование соревновательных процессов, научнотехнического творчества, укрепление трудовой дисциплины и т. д.

5.4. Развитие духовной культуры работников.

5.5. Развитие физической культуры и спорта.

5.6. Социально-психологический климат в коллективе.

5.7. Социальный и экономический эффект.

6. Уровень и образ жизни.

6.1. Социально-бытовые условия жизни работников, обеспечение жильем.

6.2. Досуг, использование свободного времени.

Роль социального паспорта особенно возрастает в условиях замены административно-командных методов управления экономическими методами. Через информацию социальных паспортов определяется общественное мнение о тех социально-экономических изменениях, которые происходят в производственной деятельности предприятия; выявляется ответная реакция трудового коллектива на конкретные управленческие воздействия, с помощью которых предпринимается попытка добиться того или иного результата. Этим не только достигается большая результативность, но и предотвращаются негативные последствия необоснованно принимаемых решений, формируется здоровый микроклимат в коллективе. Информация, содержащаяся в социальном паспорте, может широко применяться для разработки целевых программ и планов социального развития. Благодаря этому в плановое управление может включаться совокупность общественных отношений, которые ранее не были объектом планирования на предприятиях. Социальные паспорта в значительной мере компенсируют недостаток социальной информации, существующий из-за несовершенства форм статистической отчетности.

1. Социальные исследования представляют собой междисциплинарные исследования, где социальные факты объясняются через психофизиологические, психические, правовые, экономические факты. В управлении социальным развитием организации социальные исследования проводятся в рамках экономики, социологии и психологи труда с целью изучения социального положения, социальных потребностей и ожиданий, социальной ситуации в организации и обществе в целом.

2. Прикладное социальное исследование организуется как поэтапный процесс, имеющий определенную цель, задачи, методы и результат изучения конкретной социальной проблемы.

3. Метод социальной паспортизации представляет собой способ комплексного изучения социальной ситуации в организации, позволяющий получить ее характеристику и принимать управленческие решения на достоверной основе.

Контрольные вопросы и задания

1. Как соотносятся между собой понятия «социальное исследование» и «социологическое исследование»?

2. Используя междисциплинарный подход к управлению социальным развитием организации, проанализируйте область соприкосновения с такими науками, как экономика труда, социология труда, психология труда.

3. Охарактеризуйте разновидности прикладных социальных исследований.

4. Какие методы используют исследователи социального управления в организации?

5. Опираясь на определение «социального паспорта трудового коллектива», проанализируйте на примере российских компаний систему показателей, в которых отражается производственная и социальная жизнь.

6. Проанализируйте источники информации, лежащие в основе содержания социального паспорта организации.

Список рекомендуемой литературы

Источник

Социологические исследования

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие исследований в социологии

Социология отличается от других общественных наук активным использованием эмпирических методов:

Виды исследований в социологии

Среди видов социологических исследований выделяют разведывательные (зондажные, пилотажные), описательные и аналитические.

Разведывательные исследования являются самым простым видом социологического анализа, позволяющим решать только ограниченные задачи. Когда используется данный тип исследований, то испытывается инструментарий (методические документы): анкета, опросный лист, карточка и т.д.

Программа и инструментарий подобного исследования характеризуется упрощенностью и обследуемые совокупности – небольшими размерами (20-100 человек).

Разведывательным исследованием, как правило, предваряется глубокое изучение какой-либо проблемы. В ходе него идет уточнение целей, гипотез, задач, вопросов и их формулировки.

Описательные исследования выступают более сложным видом социологического анализа. Его посредством изучается эмпирическая информация, дающая относительно системное представление о социальном явлении или процессе. Объектами такого анализа выступают, как правило, большие социальные группы, например, трудовые коллективы больших предприятий.

В рамках описательного исследования может применяться один метод или несколько, последнее способствует повышению достоверности и полноты информации, формулированию более глубоких выводов и обоснованных рекомендаций.

Готовые работы на аналогичную тему

Самым серьезным видом социологических исследований является аналитическое, делающее возможным не только описание элементов изучаемого явления либо процесса, но и выяснение причин, лежащих в его основе. Оно предполагает изучение совокупности множества факторов, которыми обосновывается определенное социальное явление. Аналитическими исследованиями, как правило, завершаются разведывательные и описательные, в рамках которых собирались данные, позволяющие предварительно представить определенные элементы изучаемого социального явления или процесса.

Этапы социологического исследования

Социологическое исследование, как правило, состоит из трех основных этапов:

Все данные этапы отличаются чрезвычайной важностью и поэтому требуют особенного внимания. Программа исследования включает два раздела:

Методологический раздел включает теоретико-методологические основы проведения исследования.

Методический раздел состоит из таких пунктов, как цель исследования, обоснование актуальности, объект и предмет, задачи, анализ и операционализация основных понятий, выдвижение гипотез. Второй этап во многом определяется выбранным типом социологического исследования и методик.

Что касается третьего этапа, то анализ данных, полученных в ходе эмпирического исследования, отражается, в большинстве случаев, в отчете, создаваемом для заказчика. Структура отчета об исследовании определяется логикой операционализации основных понятий, но при подготовке этого документа социологом часто используется дедукция, то есть постепенное сведение социологические данные в ряд показателей. Разделы в отчете, как правило, соответствует гипотезам, сформулированным в программе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *