На что влияет количество зарегистрированных человек в квартире
Роспотребнадзор (стенд)
Роспотребнадзор (стенд)
Памятка Какие услуги мы оплачиваем за кв. метр, а какие – за каждого человека
Памятка Какие услуги мы оплачиваем за кв. метр, а какие – за каждого человека
Оплата за отопление рассчитывается исходя из занимаемой площади жилья. При наличии коллективных приборов учета теплоэнергии в расчет платы за отопление принимаются среднемесячные показатели за предыдущий год, с последующим перерасчетом в конце года.
Платежи за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, газоснабжение осуществляются по показаниям приборов учета. При их отсутствии, платежи за эти услуги и услуги по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов рассчитываются, исходя из нормативов потребления (накопления) каждого вида услуг на человека.
Согласно Жилищному кодексу РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения определяется следующим образом:
— для нанимателей жилых помещений ― исходя из занимаемой общей площади жилого помещения (часть 2 статьи 156 ЖК РФ);
— для собственников – соразмерно доле в праве общей собственности на имущество (часть 1 статьи 158 ЖК РФ), то есть согласно своей доле в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме, а доля и определяется площадью принадлежащего ему помещения.
При отсутствии человека в квартире более пяти дней, если у него не установлены индивидуальные приборы учета, перерасчет произведут при подаче письменного заявления, но только за коммунальные услуги: холодное и горячее водоснабжение.
Для этого ему необходимо подать в управляющую компанию, письменное заявление, а также документы, подтверждающие продолжительност ь периода временного отсутствия потребителя: проездные билеты, справку о пребывании в санатории, копию командировочного удостоверения и т.д. В расчет количества дней, за которые следует произвести перерасчет, не включается день выбытия из жилого помещения и день прибытия.
На основании каких документов устанавливается количество проживающих в жилом помещении для целей начисления платы за коммунальные услуги? Как быть с фактически проживающими, но не зарегистрированными гражданами?
Вопрос:
На основании каких документов устанавливается количество проживающих в жилом помещении для целей начисления платы за коммунальные услуги? Как быть с фактически проживающими, но не зарегистрированными гражданами?
Ответ:
Количество проживающих (зарегистрированных) влияет на расчет платы только при условии, что отсутствуют индивидуальные приборы учета, и только в отношении следующих коммунальных услуг:
Правила предоставления коммунальных услуг содержат формулы, по которым рассчитывается размер платы за коммунальные услуги. Так, одной из составляющих данных формул является количество граждан, проживающих (зарегистрированных) в жилом помещении, — n.
Не секрет, что число проживающих и зарегистрированных в жилом помещении граждан может различаться. Для соразмерного расчета платы за коммунальные услуги организациям, осуществляющим управление многоквартирным домом, необходимо обладать достоверной информацией о количестве проживающих в жилом помещении граждан.
Правила предоставления коммунальных услуг не запрещают определять размер платы за услуги из расчета фактически проживающих в жилом помещении граждан. Легализовать такой способ вправе общее собрание собственников помещений в доме. Решением данного собрания также целесообразно утвердить форму документа, подтверждающего количество проживающих в жилом помещении. На практике таким документом является акт о выявлении количества проживающих. Не исключается возможность утверждения формы акта правлением ТСЖ (управляющей компанией).
Данные для составления подобного акта могут быть представлены в ТСЖ (управляющую организацию) старшими по подъездам (по дому) или самими собственниками помещений. Акт должен быть подписан представителем ТСЖ (управляющей организации) и собственником (нанимателем) помещения. Если собственник не желает подписывать акт, это должно найти отражение в самом акте («подписывать отказался»). Кроме того, помимо представителя ТСЖ (управляющей организации) акт должны подписать иные заинтересованные лица, например соседи, которым в противном случае придется платить за фактически проживающих. В дальнейшем акт будет являться не только основанием для взимания платы за коммунальные услуги, но и надежным доказательством наличия задолженности в случае судебного разбирательства. Дополнительно к акту нужно будет представить в суд протокол общего собрания с решением о взимании платы за коммунальные услуги с фактически проживающих.
Основанием для начисления платы с учетом количества проживающих может также служить заявление самого собственника. Более того, пп.«ж» п. 52 Правил предоставления коммунальных услуг возлагает на потребителя обязанность информировать исполнителя об изменении оснований и условий пользования коммунальными услугами и их оплаты (в том числе о количестве потребителей, проживающих в жилом помещении) не позднее 10 рабочих дней с даты произошедших изменений. Тем не менее, предпочтительным представляется именно акт, утвержденный общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме. К сожалению, не от всех собственников можно ждать, что они сами придут писать заявление или подпишут акт, а решение, принятое на общем собрании, распространяет свое действие на всех собственников без исключения. Даже при отказе собственника подписать такой акт он будет принят судом в качестве доказательства.
Разработка и продвижение сайта – FMF
Почтовый адрес:
428018, г. Чебоксары, Московский пр., 3Д
Когда потребитель не сможет оспорить акт УО о числе проживающих
Акт о количестве проживающих в квартире важен для УО/РСО в том случае, если в помещении невозможно установить ИПУ. Собственники, которые скрывают число жителей квартиры, часто пытаются оспорить составленный акт, чтобы не платить за ЖКУ больше. Разбираем пример такого дела, где главным стал вопрос о начале отсчёта срока исковой давности.
УО вправе составить акт о количестве проживающих в квартире в соответствии с ПП РФ № 354
Вопрос о том, сколько человек на самом деле проживает в квартире, важен для управляющих организаций, ТСЖ и РСО: количество жителей влияет на расчёт платы за соответствующую жилищную или коммунальную услугу, если он производится с учётом числа прописанных.
Например, если в помещении технически невозможно установить счётчики коммунальных ресурсов и об этом составлен акт, то величина норматива потребления напрямую зависит от количества проживающих в квартире человек. И если это не установлено точно, то управляющая организация/ТСЖ могут нести большие расходы при оплате КР на СОИ.
Задача составить подобный акт сама по себе непростая, и если всё-таки УО это удалось, то стоит чётко следовать требованиям ПП РФ № 354, о чём неоднократно высказывался ВС РФ при решении споров собственников и УО о законности этого документа.
Например, в деле № А56-102775/2018 УО не направила копию составленного акта собственнику и в орган, уполномоченный на осуществление функций по надзору в сфере миграции. Все суды встали на сторону собственника, который требовал признать акт недействительным. Подробно это дело мы разобрали тут.
Управляющим организациям непросто отстоять в суде законность и правомерность составленного ими акта о количестве проживающих в квартире, но в практике есть примеры, когда им это удаётся. Рассмотрим одно из последних таких дел.
С момента составления акта прошло более трёх лет – истёк срок исковой давности
В суд обратился собственник помещения в одном из многоквартирных домов Казани. Он требовал признать недействительным акт о количестве проживающих, составленный управляющей организацией в 2013 году, и на основании которого с него взыскали задолженность за ЖКУ более 50 тыс. рублей (дело № 2-1699/2018).
Согласно оспариваемому документу, в квартире истца проживал ещё один человек, который не был зарегистрирован, и УО об этом уведомлена не была. Но владелец квартиры посчитал, что управляющая организация действовала незаконно, поскольку не направила в его адрес/не вручила копии такого акта. Истец утверждал, что узнал о существовании документа только в суде, где с него взыскали задолженность за ЖКУ, – в 2018 году.
При этом собственник утверждал, что акт нарушает требования НПА: не позволяет установить лица, которые составили документ, в нём не указаны данные не зарегистрированного в квартире лица, нет подписи самого истца.
В судебном процессе принимали участие представители не только УО-ответчика, но и обслуживающей организации, которые также входили в комиссию во время составления оспариваемого акта. Они указали на то, что один экземпляр акта был оставлен в обслуживающей компании, а копия передана в УО. Участники комиссии пытались вручить собственнику его экземпляр акта, но тот отказался его получить, о чём в документе сделана отметка.
В ходе разбирательства УО заявила о пропуске собственником срока исковой давности, поскольку акт был составлен в 2013 году, и истец об этом знал.
Собственник был уведомлен о составлении акта о числе проживающих в квартире, но не оспорил его вовремя
Решением Ново-Савиновского районного суда Казани от 20.04.2018 с истца была взыскана задолженность за ЖКУ, рассчитанная в том числе на основании акта о количестве проживающих от 2013 года, в котором указаны один зарегистрированный и один не прописанный в квартире потребители услуг.
Собственник потребовал признать акт ничтожным только в 2020 году, хотя, как установил судья, знал о нём с 2013 года. Следовательно, к моменту подачи иска уже истёк срок исковой давности в три года, о чём представитель ответчика заявил на судебном разбирательстве. Иск собственника был отклонён, а составленный акт оставлен в силе.
Собственник не смирился и подал апелляционную жалобу, настаивая на том, что не знал об акте до 2018 года. Доказательства направления документа в его адрес нет, следовательно, истец узнал о нём только в 2018 году, и срок исковой давности ещё не истёк. Несмотря на указание в платёжных документах за ЖКУ двух проживающих, он платил только за одного человека, а основания для начислений за двоих не выяснял.
Судья апелляционной инстанции жалобу отклонил, считая, что собственник должен был знать о нарушении своего права с начала выставления ему счетов на оплату на основании оспариваемого акта. В силу ч. 1 ст. 200 ГК РФ, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении. При этом истец не подавал ходатайства о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд. Решение первой инстанции осталось в силе.
Суд ранее взыскал с собственника долг за ЖКУ на основании составленного акта о количестве проживающих
Владелец квартиры посчитал, что суды не правы, и подал кассационную жалобу. Кассационный суд повторил выводы коллег о том, что копии квитанций за ЖКУ и чеков их частичной оплаты, а также отметка об отказе собственника в оспариваемом акте доказывают, что истец знал о составлении документа с 2013 года. Следовательно, срок исковой давности уже истёк.
К тому же суд кассационной инстанции обратил внимание на доводы собственника о том, что акт является ничтожным в связи с пороками его составления. Однако судья указал на то, что в рамках гражданского дела № 2-1699/2018 о взыскании с истца долга в пользу УО за жилищно-коммунальные услуги суд основывал свои выводы в том числе на акте проживания незарегистрированных граждан как на допустимом доказательстве количества проживающих в квартире граждан.
Жалоба собственника была отклонена, а решение суда первой инстанции – оставлено в силе.
Запомнить
При этом УО следует правильно, в соответствии с требованиями НПА, составить такой акт. О том, как это сделать, в одном из выпусков онлайн-журнала «ЖКХ: мечты сбываются» рассказала Глава Экспертного совета Ассоциации «Р1» Елена Шерешовец. Подписывайтесь на обновления YouTube-канала объединения, чтобы не пропустить важную информацию и новости в сфере управления многоквартирными домами.
Пять случаев, когда прописан, а за квартиру платить не должен
Штамп в паспорте о регистрации дает не только право проживать по указанному в нем адресу, но и обязывает платить за квартиру. И об этом нам каждый месяц исправно напоминают в квитанциях.
Но все-таки можно выделить ряд случаев, когда закон позволяет снять с себя обязанность по квартплате даже при наличии регистрации.
1. Прописан в одном месте, а проживает в другом
Имеется в виду, когда прописанный в одной квартире временно проживает в другом месте (т.е. не выехал окончательно, оставив за собой право вернуться).
В таком случае у жильца есть право частично освободиться от квартплаты за весь период своего отсутствия (при условии, что оно длилось более 5-ти дней подряд).
Если он зарегистрирован в квартире, не будучи ее собственником, то не платит за:
Платить ему придется только за отопление (в т.ч. расходы на газ или электричество, если они используются для отопления).
Ну а собственнику, даже если он не живет в квартире, в любом случае придется оплачивать содержание и ремонт жилья, а также взносы на капремонт.
Подтверждать временное отсутствие жильца для освобождения от квартплаты нужно каждые полгода.
2. Был членом семьи, а стал бывшим
Жильцы, которые сохранили регистрацию в квартире, но при этом добровольно выехали из нее навсегда (без намерения вернуться), признаются бывшими членами семьи собственника.
Доказав свое постоянное проживание по другому адресу, они полностью освобождаются от квартплаты по месту регистрации. Такую практику подтвердил Верховный суд РФ: бывшие члены семьи собственника, которые выехали и постоянно проживают в другом месте, не обязаны вносить коммунальные платежи по прежнему месту жительства.
То, что они не снялись с регистрационного учета, не меняет дела (определение ВС РФ № 4-КГ18-35).
3. Доначислили долг за старые годы
Долги по квартплате взыскиваются в судебном порядке, причем солидарно со всех зарегистрированных в квартире жильцов. Но следует учитывать, что по каждому платежу есть свой срок исковой давности: 3 года со дня, когда наступил срок его уплаты.
Если иск подан за рамками этого срока, задолженность уже не взыскивается.
4. Качество услуг оставляет желать лучшего
Закон предусматривает, что платить жильцы должны только за качественные коммунальные услуги. Доказав, что услуги были предоставлены несвоевременно или с нарушением нормативов, жильцы могут снизить квартплату или вовсе от нее освободиться.
Ярким примером является решение суда, по которому жилец взыскал с управляющей компании более 700 тысяч рублей в качестве компенсации: из-за непроведения текущего ремонта наружных стен дома его квартира покрылась плесенью.
5. Тарифы не утвердили
Даже если жильцы зарегистрированы в квартире и постоянно в ней проживают, они не должны оплачивать те услуги, которые выходят за рамки решения общего собрания собственников.
Так, управляющей копании было отказано во взыскании с жильцов долга по оплате содержания и текущего ремонта жилья, т.к. тарифы, по которым она начислялась не были утверждены общим собранием собственников.
От тарифов, утвержденных местной администрацией, они также существенно отличались в большую сторону (определение ВС РФ № 5-КГ14-163).
Кроме того, суды неоднократно указывали, что жильцы не обязаны платить за услуги, не входящие в минимальный перечень услуг по содержанию имущества многоквартирного дома.
Исключение составляют только те случаи, когда общее собрание собственников утвердило их перечень, стоимость и порядок оказания.
Не платите за то, от чего закон вас освобождает!
Редакция «Клерка» получила информацию от источников в ФНС о том, что в 2022 году налоговики начнут массово снимать расходы компаний.
Чтобы подготовить вас к непростому 2022 году, «Клерк» оперативно разработал уникальный курс по защите при налоговых проверках. Записаться и получить подарок тут.
Влияет ли количество прописанных людей на квартплату?
Влияет ли количество прописанных людей на размер квартплаты?
В силу ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
Для нанимателей по договору социального найма структура платы несколько иная. Она предусмотрена ч. 1 ст. 154 ЖК РФ.
Различие составляет отсутствие взносов на капитальный ремонт. Эти расходы несет собственник помещения. Также наниматель должен вносить плату за пользование жилым помещением (т.е. плату за наем).
Величина взноса на капитальный ремонт и платы за содержание жилого помещения устанавливается на 1 кв. м площади помещения в многоквартирном доме.
Для собственников это обусловлено положениями ч. 2 ст. 39 ЖК РФ, так как величина бремени расходов на содержание и ремонт, в том числе капитальный, определяется долей в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, которая пропорциональна площади помещения, находящегося в собственности конкретного лица.
Для нанимателей жилья подобная регламентация предусмотрена ч. 2 ст. 156 ЖК РФ, а также Методическими указаниями установления размера платы за пользование жилым помещением для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, утвержденными приказом Минстроя России от 27.09.2016 N 668/пр.
Таким образом, две составляющие платы за жилое помещение и коммунальные услуги (взносы на капитальный ремонт и плата за содержание жилого помещения) никоим образом не зависят от количества зарегистрированных или временно проживающих в помещении граждан.
Возможность наличия интересующей вас зависимости размера платы от количества потребителей существует при начислении платы за следующие виды коммунальных услуг: электроснабжение, водоснабжение, водоотведение, газоснабжение.
Порядок расчета платы за коммунальные услуги установлен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.
Плата за указанные виды коммунальных услуг рассчитывается исходя из фактического потребления, определенного показаниями индивидуальных приборов учета.
Если помещение приборами учета не оборудовано, то плата будет начисляться исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, установленных для потребителей.
Отсутствие постоянно и временно проживающих в жилом помещении, не оборудованном индивидуальными приборами учета, граждан не является основанием для неначисления платы. В этом случае за объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения (п. 56(2) указанных правил).
Также может зависеть от количества зарегистрированных граждан размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, если органом государственной власти субъекта РФ не принято решение об осуществлении потребителями оплаты данной коммунальной услуги исходя из общей площади жилого помещения (например, Московская область).
Итак, если помещение оборудовано индивидуальными приборами учета, то количество потребителей может влиять только на размер платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, если такая плата не рассчитывается пропорционально площади жилого помещения.
При отсутствии приборов учета увеличение количества проживающих будет увеличивать ваши затраты на услуги по электроснабжению, водоснабжению, водоотведению и газоснабжению.