На что влияют применяемые к менеджменту научные подходы и принципы

НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К МЕНЕДЖМЕНТУ

На что влияют применяемые к менеджменту научные подходы и принципы. Смотреть фото На что влияют применяемые к менеджменту научные подходы и принципы. Смотреть картинку На что влияют применяемые к менеджменту научные подходы и принципы. Картинка про На что влияют применяемые к менеджменту научные подходы и принципы. Фото На что влияют применяемые к менеджменту научные подходы и принципы На что влияют применяемые к менеджменту научные подходы и принципы. Смотреть фото На что влияют применяемые к менеджменту научные подходы и принципы. Смотреть картинку На что влияют применяемые к менеджменту научные подходы и принципы. Картинка про На что влияют применяемые к менеджменту научные подходы и принципы. Фото На что влияют применяемые к менеджменту научные подходы и принципы На что влияют применяемые к менеджменту научные подходы и принципы. Смотреть фото На что влияют применяемые к менеджменту научные подходы и принципы. Смотреть картинку На что влияют применяемые к менеджменту научные подходы и принципы. Картинка про На что влияют применяемые к менеджменту научные подходы и принципы. Фото На что влияют применяемые к менеджменту научные подходы и принципы На что влияют применяемые к менеджменту научные подходы и принципы. Смотреть фото На что влияют применяемые к менеджменту научные подходы и принципы. Смотреть картинку На что влияют применяемые к менеджменту научные подходы и принципы. Картинка про На что влияют применяемые к менеджменту научные подходы и принципы. Фото На что влияют применяемые к менеджменту научные подходы и принципы

На что влияют применяемые к менеджменту научные подходы и принципы. Смотреть фото На что влияют применяемые к менеджменту научные подходы и принципы. Смотреть картинку На что влияют применяемые к менеджменту научные подходы и принципы. Картинка про На что влияют применяемые к менеджменту научные подходы и принципы. Фото На что влияют применяемые к менеджменту научные подходы и принципы

На что влияют применяемые к менеджменту научные подходы и принципы. Смотреть фото На что влияют применяемые к менеджменту научные подходы и принципы. Смотреть картинку На что влияют применяемые к менеджменту научные подходы и принципы. Картинка про На что влияют применяемые к менеджменту научные подходы и принципы. Фото На что влияют применяемые к менеджменту научные подходы и принципы

Эффективность и качество управления определяются прежде всего обоснованностью методологии решения проблем, то есть подходов, принципов, методов. Без хорошей теории практика слепа. Анализ теории и практики экономического управления различными объектами позволил установить необходимость применения к менеджменту 16 научных подходов, каждый из которых отражает или характеризует один из аспектов менедж­мента.

1. Системный подход.Объект рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов, имеющая вход, выход, связь с внеш­ней средой, обратную связь.

Системный подход строится на следующих принципах:

процесс принятия решений должен начинаться с выявления и четкого формулирования конкретных целей;

проблему рассматривают как целое, систему, выявляют послед­ствия и взаимосвязи каждого частного решения;

выявляют и анализируют возможные альтернативные пути дос­тижения цели;

цели отдельных подсистем не должны вступать в конфликт с целями всей системы;

восходят от абстрактного к конкретному;

предполагается единство анализа и синтеза, логического и ис­торического;

выявляют в объекте разнокачественные связи и их взаимодей­ствие.

2.Комплексный подход.Учитываются технические, экологичес­кие, экономические, организационные, социальные, психологи­ческие, а при необходимости и другие (например, политические, демографические) аспекты менеджмента, их взаимосвязь. Если упустить один из аспектов, проблема не будет решена. К сожале­нию, на практике редко соблюдается это требование. Например, при проектировании новых орудий труда показателям экологич­но не уделяют достаточного внимания, поэтому эти орудия становятся неконкурентоспособными. При формировании новых коллективов или реорганизации существующих редко учитывают социальные и психологические аспекты.

3.Интеграционный подход.Нацелен на исследование и усиле­ние взаимосвязей:

между отдельными подсистемами и элементами системы ме­неджмента;

стадиями жизненного цикла объекта управления;

уровнями управления по вертикали;

субъектами управления по горизонтали.

Интеграция означает углубление сотрудничества субъектов уп­равления, их объединение, усиление взаимодействия и взаимосвя­зей между компонентами системы. Интеграция отдельных подси­стем и компонентов системы менеджмента обеспечивается углубле­нием и конкретизацией взаимосвязей между ними, количествен­ным выражением этих взаимосвязей. Например, управляющая подсистема задает службам и подразделениям организации конк­ретные показатели функционирования по качеству, количеству, затратам ресурсов, срокам и др., на основе выполнения которых достигаются поставленные цели.

Углубление интеграции по стадиям жизненного цикла объекта управления обеспечивает формирование единой согласованной информационной системы управления, включающей показатели качества, количества, затрат и т. д. по стадиям маркетинга, науч­но-исследовательских работ, организационно-технологической подготовки производства, собственно производства, внедрения на рынке, эксплуатации, утилизации. Согласованность дает возмож­ность обеспечить оперативность управления и рациональность ре­сурсозатрат.

Углубление интеграции по вертикали достигается объединени­ем мелких организаций для обеспечения новых конкурентных преимуществ за счет создания мощной научно-исследовательской базы, новых информационных технологий, сложного оборудова­ния hit. д. Кроме того, на базе унифицированных информацион­ных технологий и автоматизированных систем управления следует развивать связи по вертикали между федеральными, муниципаль­ными органами управления и организациями в области рыночной, производственной, социальной инфраструктуры, научно-технического прогресса и т. д. Подобная интеграция позволяет ус­корить ввод в действие и улучшить контроль за выполнением но­вых нормативно-правовых актов, внедрение достижений научно-технического прогресса и т. д.

4. Маркетинговый подход.Предусматривает ориентацию управ­ляющей подсистемы на потребителя при решении любых задач. Приоритеты здесь следующие:

На что влияют применяемые к менеджменту научные подходы и принципы. Смотреть фото На что влияют применяемые к менеджменту научные подходы и принципы. Смотреть картинку На что влияют применяемые к менеджменту научные подходы и принципы. Картинка про На что влияют применяемые к менеджменту научные подходы и принципы. Фото На что влияют применяемые к менеджменту научные подходы и принципы

повышение качества объекта в соответствии с нуждами потре­бителей;

экономия ресурсов потребителей за счет повышения качества;

экономия ресурсов в производстве за счет его масштаба, науч­но-технического прогресса, умелого менеджмента.

5. Функциональный подход.Потребность рассматривается как совокупность функций, которые нужно выполнить для ее удовлет­ворения. После установления функций создается несколько аль­тернативных объектов для их выполнения и выбирается тот из них, который требует минимума совокупных затрат за жизненный цикл товара на единицу полезного эффекта. При применении функционального подхода идут от обратного — от потребностей, в результате иногда создают совершенно новые оригинальные объекты.

При альтернативном предметном подходе совершенствуется существующий объект, что не позволяет коренным образом улуч­шить его структуру, принципы работы и т. д.

6.Динамический подход.Объект управления рассматривается в диалектическом развитии, в причинно-следственных связях и Co-подчиненности, проводится ретроспективный анализ за 5—10 лет и более и перспективный анализ (прогноз).

7.Воспроизводственный подход.Ориентирован на постоянное возобновление производства товара для удовлетворения потреб­ностей конкретного рынка с меньшими по сравнению с лучшим аналогичным объектом на данном рынке совокупными затратами на единицу полезного эффекта. Элементы воспроизводственного подхода следующие:

применение опережающей базы сравнения при планировании обновленного объекта;

трактовка закона экономии времени как суммы прошлого, жи­вого и будущего труда за жизненный цикл объекта на единицу его полезного эффекта;

рассмотрение во взаимосвязи воспроизводственного цикла вы­пускаемой, проектируемой и перспективной моделей объекта;

пропорциональное по качеству и количеству воспроизводство элементов внешней среды (прежде всего макросреды страны и ин­фраструктуры региона);

интеграция крупных организаций науки и производства в рам­ках комплексного объединения.

8. Процессныйподход. Рассматривает функции управления как
взаимосвязанные.

Процессный подход широко применяется на практике. Он был впервые предложен представителями школы административного управления, которые пытались описать функции менеджера. Пер­воначальную разработку этой концепции приписывают А. Фай-олю. Согласно этому подходу управление рассматривается как процесс непрерывных взаимосвязанных действий (функций), каждое из которых, в свою очередь, также состоит из нескольких взаимосвязанных действий. Они объединены связующими про­цессами коммуникации и принятия решений. При этом руковод­ство (лидерство) рассматривается как самостоятельная деятель­ность, предполагающая возможность влияния на подчиненных та­ким образом, чтобы они действовали в направлении достижения целей.

9. Нормативный подход.Устанавливаются нормативы управле­ния по всем важнейшим элементам подсистем менеджмента:

целевой (параметры рынка, показатели качества и ресурсоем­кое™ товара, организационно-технического уровня производства, социального развития коллектива, охраны окружающей среды);

функциональной (нормативы качества планов, организации системы менеджмента, качества учета и контроля, стимулирова­ния труда);

обеспечивающей (нормативы обеспеченности работников и подразделений всем необходимым для нормальной работы, вы­полнения целей и задач, эффективности использования различ­ных видов ресурсов в целом по организации). Нормативы должны отвечать требованиям комплексности, эффективности, обосно­ванности, перспективности во времени и по масштабу примене­ния.

Элементами внешней среды организация не управляет, но она должна иметь соответствующий банк нормативов, строго их со­блюдать (особенно правовые и экологические), принимать учас­тие в развитии системы этих нормативов. Чем больше обоснован­ных нормативов по каждому элементу системы менеджмента, тем выше ее организованность, уровень автоматизации планирования, учета и контроля.

10.Количественный подход.Заключается в переходе от каче­ственных оценок к количественным при помощи математических, статистических методов, инженерных расчетов, экспертных оце­нок, системы баллов и др. Управлять можно не только словами, но и цифрами.

11.Административный подход.Состоит в регламентации функ­ций, прав, обязанностей, нормативов качества, затрат, сроков, элементов системы менеджмента в нормативных актах (приказах, распоряжениях, указаниях, стандартах, инструкциях, положениях и т. д.).

12.Поведенческий подход.Оказывается помощь работникам в осознании своих возможностей, творческих способностей путем применения концепций поведенческих наук к построению и уп­равлению организацией. Основная цель такого подхода — повы­шение эффективности деятельности организации за счет улучше­ния использования трудовых ресурсов. Правильное применение науки о поведении способствует повышению эффективности как отдельного работника, так и организации в целом.

13.Ситуационный подход.Основан на том, что пригодность раз­личных методов управления определяется конкретной ситуацией. Поскольку существует обилие факторов как в самой организации, так и во внешней среде, нет единого способа управления объек­том. Самый эффективный метод в конкретной ситуации — тот, который более всего соответствует данным условиям, максималь­но адаптирован к ним.

Ситуационный подход — это не набор предписываемых реко­мендаций, а способ мышления. В нем сохранена концепция про­цесса управления, применимая ко всем организациям, однако специфические приемы, используемые руководителями для эф­фективного достижения целей организации, могут значительно варьировать.

14.Предпринимательский подход.Основан на системе взглядов на управление, в основе которой — представление об организации как сообществе предпринимателей, ориентированных на непре­рывный поиск новых возможностей для самоадаптации организа­ции, работающей в условиях нестабильной и неопределенной внешней среды. Предпринимательский подход означает проявле­ние инициативы, самостоятельности, способность взять на себя риск и ответственность при создании чего-то нового, генерацию идей, изыскание возможностей для их осуществления и организа­цию выполнения.

15.Стратегический подход.Это концепция управления, в осно­ве которой лежат разработка и реализация стратегии. Позволяет прогнозировать изменения окружающей среды и подготовить организацию к тому, чтобы наилучшим образом использовать воз­можности, избежать или минимизировать влияние внешних угроз. Стратегический подход включает формулирование миссии орга­низации, определение ее целей, проведение стратегического ана­лиза, разработку и реализацию стратегии, стратегический конт­роль.

16.Творческий подход.Базируется на совокупности приемов, характеризующих отношение к управлению как к созидательному процессу. Проявление творческого подхода — это поиск нетради­ционных решений, использование новых методов, разработка собственных оригинальных приемов. Творческий подход предпо­лагает генерацию идей, разработку и оценку альтернатив, умение заимствовать оригинальные идеи из других сфер, чужой опыт ииспользовать их в управлении организацией. Основа творческого подхода — воображение, интуиция, фантазия, гибкость мышле­ния, восприимчивость к новым идеям, умение осмыслить накоп­ленный опыт.

Источник

Методологические основы менеджмента

Научные подходы и принципы менеджмента

Эффективность менеджмента в значительной мере опреде­ляется использованием широкого спектра научных подходов и методов управления, обоснованностью их применения. В на­стоящее время применяются только некоторые научные подходы к менеджменту, что объясняется «узостью» его понимания.

Данные подходы следует отнести к главным принципам управления. Принципы управления можно определить как ос­новные правила, вытекающие из объективных экономических законов и закономерностей общественного развития. Ими долж­ны руководствоваться субъекты (органы) управления в процессе управления конкретными объектами в целях обеспечения высо­кой эффективности управленческой деятельности.

Впервые термин «принципы управления» ввел инженер- технолог Ф. Тейлор, который в 1911 г. опубликовал работу под названием «Принципы научного менеджмента». На основе изуче­ния способов выполнения работ и трудовых операций он сфор­мулировал четыре принципа управления индивидуальным трудом рабочих:

Подходы к менеджменту

При административном подходе регламентируются функции, права, обязанности, элементы системы ме­неджмента в нормативных актах

Воспроизводственный подход ориентирован на посто­янное возобновление производства товара для удовле­творения потребностей рынка с меньшими затратами

При динамическом подходе объект управления рас­сматривается в диалектическом развитии, в причинно- следственных связях и соподчиненности

При интеграционном подходе устанавливаются взаи­мосвязи между отдельными подсистемами и элемен­тами системы управления

Сущность количественного подхода заключается в использовании количественных оценок при помощи математических, статистических, инженерных расче­тов и т. д.

При комплексном подходе учитываются технические, экономические, социальные и другие аспекты ме­неджмента

Маркетинговый подход предусматривает ориентацию управляющей подсистемы на потребителя

При нормативном подходе устанавливаются нормати­вы в управлении

Поведенческий подход заключается в том, чтобы по­мочь работнику осознать собственные возможности

При процессном подходе управление рассматривается как совокупность взаимосвязанных функций

При системном подходе любая система рассматрива­ется как совокупность взаимосвязанных элементов

Ситуационный подход предполагает, что применение различных методов управления определяется кон­кретной ситуацией

Сущность функционального подхода состоит в том, что потребность рассматривается как совокупность функций, которые нужно выполнять для ее удовле­творения:

Американский исследователь Г. Эмерсон (1853-1931 гг.) в книге «Двенадцать принципов производительности» привел сле­дующие управленческие принципы:

Ведущими принципами Г. Эмерсон считал точно постав­ленные цели и здравый смысл.

Социолог М. Вебер на основе обобщения прусского опыта управления административными организациями разработал так называемые универсальные правила, которыми, по его мнению, должны руководствоваться любые органы управления. Изучение принципов управления было в дальнейшем продолжено рядом отечественных и зарубежных ученых.

Специализация работ для эффективного использования рабочей силы (за счет сокращения числа целей, на кото­рые направляются усилия работающих)

Каждому работающему должны быть делегированы пол­номочия, достаточные для того, чтобы нести ответст­венность за выполнение работы

Рабочие должны подчиняться условиям соглашения с руководством, менеджеры должны применять справед­ливые санкции к нарушителям дисциплины

Работник получает распоряжения и отчитывается только перед одним непосредственным начальником Все действия, имеющие одинаковую цель, должны объе­диняться в группы и осуществляться по единому плану Интересы организации имеют преимущество перед ин­тересами индивидуумов

Получение работниками справедливого вознаграждения за свой труд

Естественный порядок в организации, имеющей управ­ляющий центр. Лучшие результаты достигаются при верной пропорции между централизацией и децентрали­зацией. Полномочия (власть) должны делегироваться пропорционально ответственности

Неразрывная цепь команд, по которой передаются все распоряжения и осуществляются коммуникации между всеми уровнями иерархии («цепь начальников»)

Рабочее место для каждого работника и каждый работ­ник на своем месте

Установленные правила и соглашения должны прово­диться в жизнь справедливо на всех уровнях скалярной цепи

Установка работающих на лояльность по отношению к организации и долгосрочную работу, так как высокая текучесть снижает эффективность

Поощрение работающих к выработке независимых суж­дений в границах делегированных им полномочий и выполняемых работ

Полномочия и ответственность

Подчиненность личных интересов

Принципы управления отражают теоретический идеал управления, к достижению которого необходимо стремиться. Реализация этих принципов является критерием эффективности и научности управления на всех его уровнях.

Принципы управления целесообразно использовать:

— при построении системы управления, при этом они вы­ступают в качестве ограничительных условий создания опреде­ленной системы (структуры) управления;

— при оценке качества системы управления, т. е. результатов процесса управления. В этом смысле они превращаются в критерии оценки качества, результативности работы органов управления.

Для формирования, функционирования и развития системы менеджмента необходимо соблюдать целый ряд принципов управления, которые являются общими для всех систем управле­ния. В их числе принципы:

Приведенные принципы управления являются традицион­ными, или каноническими. Кроме того, они являются общими, т. е. характерными для любой подсистемы. Вместе с тем каждая подсистема системы управления должна формироваться и функ­ционировать на основе еще и специфических принципов. Так, специфическими принципами управления персоналом являются: разделение труда, единоначалие, подчиненность личных интере­сов общим и др.

Сформировавшаяся в последние годы на Западе в условиях развития рыночных отношений система взглядов на менеджмент выделяет социальный аспект управления: менеджмент направлен на человека, на то, чтобы усилия людей сделать более эффектив­ными. При этом выработаны принципиально новые правила или принципы управления. Это прежде всего:

В процессе социально-экономического развития России некоторые принципы управления, характерные для функцио­нирования административно-командной системы хозяйствова­ния, потеряли свою актуальность, Например принцип демокра­тического централизма в существовавшей в последние десяти­летия интерпретации. В то же время вырабатываются новые принципы управления, адекватные современным условиям, например принцип устойчивости к воздействиям факторов внешней среды.

Источник

Менеджмент Лекция №3 Современные подходы к менеджменту

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Лекция №3 Современные подходы к менеджменту

Эффективность и качество управленческого труда определяется, прежде всего, обоснованностью методологии решения проблем, т.е. подходов принципов, методов без хорошей теории практика слепа. Однако к настоящему времени к менеджменту применяют только некоторые подходы и принципы, хотя в настоящее время известны более 13-ти научных подходов:

При применение комплексного подхода должны учитываться технические, экологические, экономические, организационные, социальные, психологические, политические и иные аспекты менеджмента и их взаимосвязи. Если упустить один из них, то проблема не будет решена.

Интеграционный подход к менеджменту нацелен на исследование и усиление взаимосвязей:

— между отдельными подсистемами и элементами системы менеджмента;

— между стадиями жизненного цикла объекта управления;

— между уровнями управления по вертикали;

— между уровнями управления по горизонтали.

Термеэнтеграция – это углубление сотрудничества субъектов управления их объединения, управление взаимодействия и взаимосвязи между компонентами системы управления.

Предусматривает ориентацию управляющей подсистемой при решении любых задач на потребителя:

— повышение качеств объекта в соответствии с нуждами потребителя;

— экономия ресурсов у потребителя за сет повышения качества;

— экономия ресурсов в производстве за счет факторов масштаба производства, научно-технического процесса (НТП);

— применение системы менеджмента.

Сущность функционального подхода к менеджменту заключается в том, что потребность рассматривается, как совокупность функции, которые нужно выполнить для ее удовлетворения. После установления функции создаются несколько альтернативных объектов для выполнения этих функций и выбирается, тот из них, который требует минимум совокупных затрат за жизненный цикл объекта на единицу полезного эффекта.

При применении динамического подхода объект управления рассматривается в динамическом развитие, причин наследственных связей и соподчиненности производится ретроспективный анализ за пять и более прошлых лет и перспективный анализ (прогноз).

Это подход ориентированный на постоянное возобновление производства товара услуги для удовлетворения потребностей рынка с меньшими по сравнению, с лучшим технологичным объектом на данном рынке совокупными затратами на единицу полезного эффекта.

Рассматривает функции управления, как взаимосвязанный процесс управления является общей суммой всех функций, серией непрерывных взаимосвязанный действий.

Сущность нормативного подхода заключается в установлении нормативов управления по всем подсистемам системы менеджмента, нормативы должны устанавливаться по важнейшим элементам:

Сущность количественного подхода заключается в переходе от качественных оценок к количественным при помощи математических статистических методов, инженерных расчетов, экспертных оценок, системы баллов и другие. Управлять можно цифрами и не только словами.

Сущность административного подхода заключается в регламентациях функций прав, обязанностей, нормативов качества, затрат, продолжительности элементов систем менеджмента в нормативных актах.

Целью поведенческого подхода являются оказание помощи работнику в осознание своих собственных возможностей, на основе подхода современных поведенческих наук, к построению и управлению фирмой. Основной целью этого подхода является повышения эффективности фирмы за счет повышения человеческих ресурсов. Наука о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности, как отдельного работника, так и фирмы в целом.

Концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется конкретной ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов, как в самой фирме, так и во внешней среде не существует лучшего единого подхода управлять объектом. Самым эффективным методом, который соответствует данной ситуацией, максимально адаптирован к ней.

При системном подходе любая система (объект) рассматривается, как совокупность взаимосвязанных элементов, имеющая выход (цель), вход, связь с внешней средой, обратная связь, в системе «вход» перерабатывается в «выход». Важнейшие принципы:

— процесс принятия решения должен начинаться с выявления и четкого формулирования конкретных целей;

— необходимое выявление и анализ возможных альтернативных путей достижения цели;

— целей отдельных подсистем не должны вступать в конфликт с целями всей системы;

— восхождение от абстрактного к конкретному;

— единство анализа и синтеза логического и исторического;

— проявление в объекте разнокачественных связей и взаимодействий.

Источник

Научные подходы и принципы менеджмента

На что влияют применяемые к менеджменту научные подходы и принципы. Смотреть фото На что влияют применяемые к менеджменту научные подходы и принципы. Смотреть картинку На что влияют применяемые к менеджменту научные подходы и принципы. Картинка про На что влияют применяемые к менеджменту научные подходы и принципы. Фото На что влияют применяемые к менеджменту научные подходы и принципы На что влияют применяемые к менеджменту научные подходы и принципы. Смотреть фото На что влияют применяемые к менеджменту научные подходы и принципы. Смотреть картинку На что влияют применяемые к менеджменту научные подходы и принципы. Картинка про На что влияют применяемые к менеджменту научные подходы и принципы. Фото На что влияют применяемые к менеджменту научные подходы и принципы На что влияют применяемые к менеджменту научные подходы и принципы. Смотреть фото На что влияют применяемые к менеджменту научные подходы и принципы. Смотреть картинку На что влияют применяемые к менеджменту научные подходы и принципы. Картинка про На что влияют применяемые к менеджменту научные подходы и принципы. Фото На что влияют применяемые к менеджменту научные подходы и принципы На что влияют применяемые к менеджменту научные подходы и принципы. Смотреть фото На что влияют применяемые к менеджменту научные подходы и принципы. Смотреть картинку На что влияют применяемые к менеджменту научные подходы и принципы. Картинка про На что влияют применяемые к менеджменту научные подходы и принципы. Фото На что влияют применяемые к менеджменту научные подходы и принципы

На что влияют применяемые к менеджменту научные подходы и принципы. Смотреть фото На что влияют применяемые к менеджменту научные подходы и принципы. Смотреть картинку На что влияют применяемые к менеджменту научные подходы и принципы. Картинка про На что влияют применяемые к менеджменту научные подходы и принципы. Фото На что влияют применяемые к менеджменту научные подходы и принципы

Эффективность менеджмента в значительной мере определяется использованием широкого спектра научных подходов и методов управления, обоснованностью их применения. В настоящее время применяются только некоторые научные подходы к менеджменту, что объясняется «узостью» его понимания.

Анализ теории и практики управления различными объек­тами позволяет установить необходимость применения к ме­неджменту, по Р.А. Фатхутдинову, 14 научных подходов к менеджменту.

Данные подходы следует отнести к главным принципам управления. Принципы управления можно определить, как ос­новные правила, вытекающие из объективных экономических законов и закономерностей общественного развития. Ими должны руководствоваться субъекты (органы) управления в процессе управления конкретными объектами в целях обеспечения высо­кой эффективности управленческой деятельности.

Впервые термин «принципы управления» ввел инженер-технолог Ф. Тейлор, который в 1911 г. опубликовал работу под названием «Принципы научного менеджмента».

Научные подходы менеджмента:

1. Комплексный подход при принятии управленческих решений учитывает важнейшие взаимосвязанные и взаимозависимые факторы внешней и внутренней среды организации — технологические, экономические, экологические, организационные, демографические, социальные, психологические, политические и др.

В рамках комплексного подхода выделяют два специфических подхода:

§ поисковый — ориентированный на будущее и определяющий состояния объекта управления в дальнейшем при условии сохранения сегодняшних тенденций его развития;

§ целевой — планирующий целенаправленное изменение объекта управления в будущем с учетом возможных путей и сроков перехода управляемой подсистемы из сегодняшнего состояния в желаемое.

2. Интеграционный подход к менеджменту нацелен на исследование и усиление взаимосвязей между:

§ отдельными подсистемами и элементами системы менеджмента;

§ стадиями жизненного цикла объекта управления;

§ уровнями управления по вертикали;

§ уровнями управления по горизонтали.

Интеграция — это углубление сотрудничества субъектов, управление взаимодействием и взаимосвязями между компонентами системы управления.

3. Маркетинговый подход предусматривает ориентацию управляющей подсистемы при решении любых задач на потребителя:

§ повышение качеств объекта в соответствии с нуждами потребителя;

§ экономия ресурсов у потребителя за счет повышения качества;

§ экономия ресурсов в производстве за счет факторов масштаба производства, научно-технического прогресса (НТП);

§ применение системы менеджмента.

4. Сущность функционального подхода к менеджменту заключается в том, что потребность рассматривается как совокупность функций, которые нужно выполнить для ее удовлетворения. После установления функций создаются несколько альтернативных объектов для выполнения этих функций, и выбирается тот из них, который требует минимум совокупных затрат за жизненный цикл объекта на единицу полезного эффекта.

5. При динамическом подходе объект управления рассматривается в динамическом развитии, причинно-следственных связях и соподчиненности, производится ретроспективный анализ за пять и более лет и перспективный анализ (прогноз).

6. Воспроизводственный подход ориентирован на постоянное возобновление производства товара/услуги для удовлетворения потребностей рынка с меньшими, по сравнению с лучшим технологичным объектом на данном рынке, совокупными затратами на единицу полезного эффекта.

7. Согласно процессному подходу, управление — это серия взаимосвязанных и универсальных управленческих процессов (планирование, организация, мотивация, контроль и связующие процессы — процесс коммуникации и процесс принятия решения). Эти процессы менеджмент называет управленческими функциями, а процесс управления — это сумма перечисленных управленческих функций (рис. 1.

«Отец» процессного подхода — Анри Файоль — утверждал, что «управлять означает предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать».

На что влияют применяемые к менеджменту научные подходы и принципы. Смотреть фото На что влияют применяемые к менеджменту научные подходы и принципы. Смотреть картинку На что влияют применяемые к менеджменту научные подходы и принципы. Картинка про На что влияют применяемые к менеджменту научные подходы и принципы. Фото На что влияют применяемые к менеджменту научные подходы и принципы

На что влияют применяемые к менеджменту научные подходы и принципы. Смотреть фото На что влияют применяемые к менеджменту научные подходы и принципы. Смотреть картинку На что влияют применяемые к менеджменту научные подходы и принципы. Картинка про На что влияют применяемые к менеджменту научные подходы и принципы. Фото На что влияют применяемые к менеджменту научные подходы и принципы

Рис. 1. Взаимодействие функций менеджмента

8. Сущность нормативного подхода заключается в установлении нормативов управления по всем подсистемам менеджмента. Нормативы должны устанавливаться по важнейшим элементам:

9. Сущность количественного подхода заключается в переходе от качественных оценок к количественным при помощи математических статистических методов, инженерных расчетов, экспертных оценок, системы баллов и других. Управлять можно цифрами, а не только словами.

10. Сущность административного подхода заключается в регламентациях функций прав, обязанностей, нормативов качества, затрат, продолжительности элементов систем менеджмента в нормативных актах.

11. Целью поведенческого подхода являются оказание помощи работнику в осознании собственных возможностей. Основной целью этого подхода является повышение эффективности фирмы за счет повышения роли человеческих ресурсов. Наука о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности как отдельного работника, так и фирмы в целом.

12. Ситуационный подход гласит, что различные методы управления должны применяться в зависимости от конкретной ситуации, так как организация — это открытая система, постоянно взаимодействующая с окружающим миром (внешней средой), поэтому главные причины того, что происходит внутри организации (во внутренней среде), следует искать в ситуации, в которой эта организация вынуждена действовать.

Этот подход нацелен на непосредственное применение новых научных методов в конкретных ситуациях и условиях.

Здесь важно «ситуационное мышление» — понимание того, какие приемы будут более эффективными для достижения целей в данной ситуации. Главная сложность в том, что ситуационные процессы многочисленны и взаимосвязаны и их нельзя рассматривать независимо друг от друга, поэтому руководителю бывает довольно сложно определить заведомо верный метод.

Ситуационный подход призван связать конкретные приемы и концепции управления с определенными конкретными ситуациями, изучить ситуационные различия между организациями и внутри самих организаций.

Теория ситуационного подхода опирается на четыре основных положения:

§ руководитель должен быть знаком с эффективными средствами профессионального управления. Для этого нужно понимать процесс управления, особенности индивидуального и группового поведения, владеть навыками системного анализа, знать методы планирования и контроля, количественные методы принятия решений;

§ руководитель должен предвидеть вероятные последствия от применения в данной ситуации каждого из управленческих методов, которые всегда имеют как сильные, так и слабые стороны, а также определенные сравнительные характеристики. Например, можно увеличить заработную плату всем работникам за дополнительную работу, что, несомненно, на какое-то время повысит их мотивацию, но надо сравнить рост затрат с полученными выгодами; возможно, такая мера окажется разорительной для организации;

§ руководитель должен уметь правильно интерпретировать ситуацию, выявлять факторы, наиболее важные в сложившейся ситуации, определять возможный эффект от изменения тех или иных переменных показателей ситуации;

§ руководитель должен уметь увязывать конкретные приемы, которые дали минимальный негативный эффект, с конкретными ситуациями для обеспечения наибольшей эффективности в достижении целей организации.

Метод ситуаций положен в основу методологии обучения в самой престижной в США школе бизнеса — Гарвардской.

13. При системном подходе любая система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов, имеющая выход (цель), вход, связь с внешней средой, обратную связь. В системе «вход» перерабатывается в «выход». Важнейшие принципы:

§ процесс принятия решения должен начинаться с выявления и четкого формулирования конкретных целей;

§ необходимы выявление и анализ возможных альтернативных путей достижения цели;

§ цели отдельных подсистем не должны вступать в конфликт с целями всей системы;

§ восхождение от абстрактного к конкретному;

§ единство анализа и синтеза логического и исторического;

§ проявление в объекте разнокачественных связей и взаимодействий.

14. Программно-целевой подход основывается на четком определении целей организации и разработке программ по оптимальному достижению этих целей с учетом ресурсов, необходимых для реализации программ.

Еще на стадии формулирования желаемых целей возникает обобщенная модель организации. Затем рассматриваются альтернативные варианты управленческих решений, выбирается одно из них, и начинается разработка программ. На каждом этапе программы стратегическая цель организации подразделяется на подцели, выделяются основные задачи и приоритеты их решения, которые увязываются с материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами. Оценка итогов реализации этапа проводится по следующим показателям: основной результат, объем и срок.

Для удобства увязки всех этапов реализации программы целесообразно составить дерево целей, где корень дерева — главная цель программы (А), первый уровень вершин — подцели первого уровня (В и С), затем идут вершины второго уровня (D и Е) и т.д.; нижние уровни дерева целей — средства и способы достижения целей более высокого уровня (рис. 2). После построения дерева целей программу оформляют в виде директивы — документа руководителя, обязательно для всех исполнителей.

На что влияют применяемые к менеджменту научные подходы и принципы. Смотреть фото На что влияют применяемые к менеджменту научные подходы и принципы. Смотреть картинку На что влияют применяемые к менеджменту научные подходы и принципы. Картинка про На что влияют применяемые к менеджменту научные подходы и принципы. Фото На что влияют применяемые к менеджменту научные подходы и принципы

Рис. 2. Дерево целей

Ход реализации принятой к исполнению программы постоянно контролируется, так как на каждом этапе могут возникать новые, прежде не учтенные факторы.

В России накоплен значительный опыт программно-целевого управления, но далеко не все программы осуществились в полном объеме и в заданные сроки вследствие недостаточного контроля, низкого уровня ответственности, отсутствия должной мотивации участников реализации этих программ

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *