На дне горький про что
На дне
На дне
Жанр пьесы:
Место действие:
Продолжительность действия:
«На дне» — драма в четырех действиях Максима Горького. Несмотря на то что жанр пьесы автором так и не был определен по классической классификации он ближе всего к жанру трагедии. Пьеса написана в импрессионистическом стиле, [1] что отразилось в наличии разреженной фабулы и в отсутствии главного героя и острого столкновения характеров и идеологий, герои лишены так называемого амплуа и переживают конфликт не друг с другом, а с жизнью.
Содержание
Вслед за Чеховым Горький стремился передать ситуацию жизни, создать атмосферу течения жизни, обыденности благополучия-неблагополучия. Чтобы в этой на первый взгляд «бессобытийности» выделились внутренние побуждения героев. Только в отличии от чеховских пьес утонченных настроений-переживаний, он создавал пьесу сосуществования неоднородных мироощущений. Динамика достигается за счёт столкновения противоположных точек зрения.
Название «На дне» говорит об общественном статусе её героев, оказавшихся на дне жизни, опустившись «на дно» нравственного и социального бытия.
Сюжет
Герои находятся в тёмном подвале и периодически высказывают разные мнения на такие темы как устройство общества и христианский гуманизм.
Описание
Проблематика
Судьбы людей, опустившихся на дно жизни, явились для автора материалом для философских размышлений на темы нравственного и социального бытия, а также о вере и о возможностях человеческого индивида.
Это можно воспринять как обличение «утешительной лжи», которая якобы заставляет человека отказаться от всякой борьбы. Однако, обманчивое освобождение от обстоятельств в мыслях героев ощущается и раньше, в тех репликах в которых они утверждают, что что им больше некуда пойти и совсем некуда деться. Поэтому главное обвинение выдвигается скорее не Луке, а героям, которые не способны найти в себе силы противопоставить свою волю суровой действительности. Таким образом, он вскрывает одну из важнейших черт нашего национального характера – неудовлетворенность действительностью, критическое к ней отношение, но при этом неспособность к тому, чтобы эту реальность хоть как-то изменить в лучшую сторону. [2]
Будто продолжая разговор со стариком, Сатин произносит свой знаменитый монолог, в котором самой известной становится фраза: «Человек – это звучит гордо!». И фраза это действительно звучит оптимистично, но по-прежнему люди оказываются на «дне» жизни не только в силу внешних обстоятельств, но и по своей слабости и безверию. Поэтом пьеса Максима Горького «На дне» даже через сто с лишним лет все так же актуальна.
Краткое содержание «На дне»
Всего получено оценок: 24349.
О произведении
Появившееся в 1902 году произведение было новаторским по жанру. В этой социально-философской драме нет традиционного сюжета, действие развивается в диалогах персонажей. Место событий – ночлежка для «бывших» людей, оказавшихся «на дне» жизни.
Максим Горький определил основной вопрос пьесы так: «Что лучше: истина или сострадание? Что нужнее?». Проблематика драмы многообразна: место человека и его роль в жизни, вера в человека, правомерность существования утешительной лжи, возможность изменить собственную жизнь.
Прочитав краткое содержание «На дне» по действиям, можно получить представление о героях и основных конфликтах пьесы. Пьеса включена в программу литературы 11 класса.
Место и время действия
Действие пьесы происходит в конце XIX века в ночлежке для бедняков и на пустыре в неназванном российском городе.
Главные герои
Другие персонажи
Краткое содержание
Акт первый
Действие происходит утром ранней весны в подвале ночлежки, похожей на пещеру.
Сидя возле одной из стен, Клещ подбирает ключи к старым замкам. В центре у большого грязного стола «хозяйничает» Квашня, Барон ест хлеб, Настя читает истрепанную книжку. За нестиранной занавеской на кровати в углу кашляет Анна. На печи ворочается Актер. Расположившись на нарах, собирается шить кепку Бубнов.
Обращаясь к Барону, Квашня утверждает, что, побывав замужем, больше никогда не расстанется со своей свободой. Клещ поддразнивает женщину словами о том, что она врет и рада будет идти замуж за Медведева, сделавшего ей предложение. Квашня же в ответ говорит, что он довел жену до полусмерти.
Анна просит перестать кричать и ссориться, дать ей спокойно умереть.
Появляется Костылев, разыскивает жену. Стучит в дверь комнаты Пепла (комната отгорожена тонкими досками в углу ночлежки), собираясь поговорить, но Пепел прогоняет его. Костылев уходит.
Из дальнейшего разговора обитателей подвала становится ясно: у Пепла роман с женой хозяина ночлежки Василисой.
Сатин просит деньги у Пепла, тот дает, и Сатин рассуждает о деньгах и работе. Он считает: жизнь хороша, когда труд – удовольствие, а если работа это обязанность, то жизнь превращается в рабство.
Актер и Сатин уходят.
Появляется Наташа, с ней – новый постоялец, Лука. Пепел заигрывает с Наташей, но та не принимает ухаживаний.
Входит выпивший Алешка, он не может понять, чем он хуже других, почему его везде гонят.
Появляется Василиса, она выгоняет пьяного Алешку, ругает постояльцев за грязь. Потом интересуется, заходила ли Наташа и говорила ли с Василием. Уходит.
Акт второй
Беседуя с Лукой, Анна жалуется на свою жизнь. Старец успокаивает ее, обещая рай и отдых после смерти.
Заходит угрюмый Пепел. Он обращается к Медведеву, спрашивая, сильно ли избила Василиса сестру. Тот отказывается говорить, замечая, что это не его, вора, дело. Пепел в ответ угрожает рассказать следователю о том, что «Мишка Костылев с женой» его на воровство подбил и краденое купил.
Входит Костылев, между ним и Василием вспыхивает ссора, но драку предотвращает Лука. Он советует Пеплу не иметь дела с Василисой, а уходить прочь из ночлежки с той, которая вору по душе – с Наташей.
Странник, заглянув за полог, где лежит Анна, обнаруживает, что она умерла.
Постепенно все жители ночлежки собираются у кровати Анны.
Акт третий
Настя рассказывает слушателям историю своей любви. Бубнов и Барон посмеиваются над ее рассказом, не веря, а девушка страстно доказывает, что она пережила настоящую любовь. Она плачет. Лука успокаивает ее, говорит, что раз сама она верит, то любовь такая была, а сожители ее смеются, потому что в их жизни не было ничего настоящего.
Обитатели «дна» рассуждают о правде и лжи.
Клещ людей ненавидит, и правда ему ни к чему. Сказав об этом, он убегает
Подходят Костылев с женой. Василиса (она слышала беседу Пепла и Наташи) старается столкнуть Пепла и мужа, но Лука успокаивает Василия.
Хозяева ночлежки прогоняют Луку, и он обещает уйти ночью.
Бубнов говорит Луке, что «вовремя уйти всегда лучше», и рассказывает свою историю.
Входит угрюмый Клещ: он вынужден был продать все инструменты, чтобы похоронить Анну, и не понимает, как жить дальше.
Наташа в истерике обвиняет сестру и Пепла в сговоре и, почти теряя сознание, просит забрать ее саму в тюрьму.
Акт четвертый
Ранняя весна. Ночь. Подвал ночлежки. За столом Клещ, Настя, Сатин, Барон. На печи – Актер. В углу, где была комната Пепла (теперь перегородки сломаны), лежит Татарин.
Барон называет Луку шарлатаном.
Разговор об убийстве Костылева. Попав в больницу после издевательств сестры и выйдя из нее, Наташа исчезла. Все считают, что Василиса выкрутится, а Пепел попадет если не на каторгу, то в тюрьму точно.
Актер вдруг слезает с печки и выбегает из подвала.
Сатин произносит: «Эх, испортил песню, дур-рак!»
Заключение
Пьеса «На дне» Горького живет и находит своих читателей и зрителей больше века, привлекая неоднозначностью поставленных вопросов, побуждая вновь и вновь задумываться, что есть в жизни человека вера, любовь и каковы возможности человека. Давая только общее представление о пьесе, краткий пересказ «На дне» предполагает дальнейшую работу читателя с полным текстом драмы.
Тест по пьесе
Прочитав краткое содержание произведения Горького, попробуйте ответить на вопросы:
Краткое содержание М. Горький «На дне»
«На дне» – пьеса М. Горького о людях, которые потеряли веру в будущее и изо дня в день доживают свои бесцельные жизни. Можно ли помочь человеку успокоительной ложью? Этот и другие философские вопросы поднимаются в книге. В статье можно читать краткое содержание известной пьесы Максима Горького «На дне» по действиям.
Действующие лица
Очень краткий пересказ
В очень краткое содержание были добавлены только основные действия пьесы.
Странник Лука попадает в ночлежку, похожую на пещеру, в которой живут сразу несколько людей. В прошлом у них всех была другая жизнь, однако теперь они все потеряли и опустились «на дно». Лука сочувствует каждому из них и не стыдится говорить успокоительную ложь, если это поможет человеку измениться.
Так он сказал Актеру, что в каком-то городе, название которого он забыл, есть бесплатная лечебница для алкоголиков. Анну, находящуюся при смерти, он утешал рассказами о спокойной жизни на небесах. Вору Пеплу, в свою очередь, он посоветовал идти в Сибирь, потому что там он нашел бы свой путь.
У Пепла раньше был роман с Василисой, однако теперь он влюбился в Наташу и хочет ее добиться.
Однажды Бубнов заявил, что не любит врать и предпочитает говорить только правду. На это возразил Лука, рассказав поучительную историю о том, как человек стал счастлив, поверив в ложь.
Лука ушел, в той или иной степени повлияв на всех постояльцев.
Краткое содержание по актам
Чтобы подготовиться к сочинению и сдаче экзамена по литературе, рекомендовано прочесть краткий пересказ этой книги по актам.
Акт первый
Сюжет разворачивается в старой ночлежке. В центре комнаты, возле стола, стоит торговка Квашня. В углу комнаты ищет ключи Клещ, а на кровати лежит его умирающая жена Анна. На печи лежит человек по прозвищу Актер.
Квашня рассказывает, что к ней сватается Медведец, однако она не собирается выходить замуж и возвращаться «в рабство», потому что ей уже хватило одного замужества. Клещ высмеял ее, сказав, что с удовольствием согласится на предложение Медведева.
Квашня — женщина, к которой сватался в женихи Медведев
В ответ на это женщина сказала, что он сам довел свою жену до болезни. Анна, будучи в тяжелом состоянии, просит всех позволить ей спокойно уйти на небеса. Клещу было неприятно жить с людьми «без совести». Так он называл тех, кто не работал.
Актер помог девушке выбраться на воздух и в дверях встретился с Костылевым, владельцем ночлежки. Он пришел за Пеплом, однако Васька быстро его прогнал. Как выяснилось позже, Пепел был в любовных отношениях с Василисой, женой Михаила. Через время в комнату пришла Надежда со стариком Лукой – новым постояльцем. Васька решил приударить за девушкой, однако та не отвечала ему взаимностью.
Акт второй
Вечером жильцы играли в карты с грузчиками, а Бубнов с полицейским – в шашки. Клещ в этот момент наблюдал за игрой. И только Лука склонился над Анной, утешая ее рассказами о спокойной жизни после смерти. К этому времени грузчики стали проигрывать в карты из-за обмана. Они начали возмущаться и просить соперников играть честно. Однако Сатин с Бароном объяснили, что все строится на обмане. Разозлившись, грузчики ушли.
Актер и еще несколько постояльцев зовут Луку выпить, однако тот отказывается. Актер хотел прочитать старику свои стихи, но забыл их из-за алкоголя. Лука рассказал ему, что в одном городе, название которого он вспомнит позже, есть специальная лечебница, где молодому человеку смогут помочь. Странник пообещал обязательно вспомнить название этого города, но до тех пор Актеру нужно было отказаться от алкоголя на несколько дней.
Васька хвастался, что при желании сможет уехать с Натальей подальше, что не понравилось ее дяде Медведеву. У них с Пеплом завязалась перепалка, и полицейский пригрозил посадить его за воровство. Васька не растерялся и сказал, что выдаст Василису и Костылева за то, что те покупали у него краденое. Странник разнял их, и полицейский ушел. Лука советует вору уйти в Сибирь, потому что там он найдет свое призвание.
В комнате появилась Василиса. Пепел признался, что не любит ее и хочет разорвать отношения. В ответ она предлагает ему сделку: он получит Наталью, если убьет Костылева. Тут неожиданно входит сам Михаил и видит их вместе. Между ним и Васькой начинается конфликт, который вовремя останавливает странник. Лука посоветовал вору не вестись на предложение Василисы, забрать Надежду и уехать подальше.
После разговора старик обнаруживает Анну мертвой.
Акт третий
Действия происходят на пустыре. Настя рассказывает постояльцам о том, как в прошлом пережила любовь. Вся эта история кажется Барону и Бубнову выдуманной, поэтому мужчины ее высмеяли. Настя яростно доказывала, что ничего она не придумала, но слушать ее не собирались. Девушка встала и убежала. Ее начал утешать Лука, сказав, если девушка сама верит в сказанное, значит она действительно любила, а Барон ведет себя так от того, что не испытывал подобного.
Все стали разговаривать о правде и обмане. Наталья призналась, что и сама периодически сочиняет такие истории, ожидая «особенного» мужчину. По мнению же Бубнова, люди лгут, чтобы приукрасить события. Для него лучше сказать правду в лоб, чем стесняться. Клещ разгневался на Бубнова и странника и убежал.
После этого появился Васька. Он спросил у старика, зачем тот врет людям, рассказывая, что их ждет хорошая жизнь. На это странник ответил, что не всякую правду нужно говорить и человека необходимо жалеть. Напоследок он заявил, что вскоре собирается уйти из ночлежки.
Пепел снова сознается Наталье в чувствах и просит ее уйти с ним. Он обещает перестать воровать и жить иначе. На этот раз девушка согласилась, но предупредила Ваську, что, если он ее ударит, она наложит на себя руки. Этот разговор подслушала Василиса, вошедшая с мужем. Она вновь попыталась стравить Костылева с Пеплом, но Лука предотвратил и этот конфликт.
В разговоре со странником хозяин подвала говорит, что все должны следовать правилам. Лука высказал Костылеву, что тот не способен измениться и вовсе безнадежен. Мужчина выгоняет странника, и он обещает покинуть ночлежку ночью.
Входит расстроенный Клещ, который продал свои инструменты, чтобы оплатить похороны жены. Теперь он не знает, как дальше жить.
Акт четвертый
Следующей весной жильцы вспоминали о Луке, который покинул их в момент убийства Костылева. Клещ, Настя и Татарин называли странника хорошим и глубоко сочувствующим человеком, который никому не сделал плохого. Сатин считал, что старик врал всем в ночлежке из жалости, но такая ложь нужна лишь слабым людям, которые не являются хозяевами своих судеб, хотя старик сильно повлиял и на него. Однажды Сатин поинтересовался у Луки, с какой целью живут люди. На это он ответил, как люди думают, что живут ради себя, хотя на самом деле ждут рождения лучшего человека. Поэтому и уважать нужно всякого, ведь именно он и родился для пользы и счастья.
Жители ночлежки обсуждают побег Натальи из больницы. Клещу интересно, кто больше пострадает: Василиса или же Пепел. Настя считает, что хозяйка ночлежки выйдет сухой из воды, а вот Ваську ждет каторга.
Сатин заводит философскую тему. Он считает, что людей нужно уважать, а не жалеть. Барон попытался порассуждать об этом, но не сумел, ведь за всю жизнь он так и не понял, с какой целью родился.
Основная идея пьесы
Основная идея произведения Максима Горького «На дне» заключается в том, что человеку нельзя помочь, жалея его, если он сам этого не захочет. Что-то всегда будет мешать ему прислушиваться к правильным советам. Если подумать, то странник был прав: Актеру действительно нужна была лечебница, а Пеплу следовало сбежать с Наташей. Если бы они прислушивались к его советам и сами бы поверили в свое спасение, то обязательно бы его получили.
После чтения краткого содержания пьесы «На дне», стоит ознакомиться с полной версией книги для лучшего понимания идеи автора.
М. Горький «На дне»: сюжет и краткое содержание по действиям пьесы
Пьеса написана в 1902 г. и являлась в своём жанре совершенно новаторской. Здесь отсутствует определённый сюжет, как в традиционных театральных постановках. Все события разворачиваются в диалогах героев и происходят в одном подвале, где обитают «бывшие» люди, волей обстоятельств опустившихся на самое «дно» жизни.
Идея произведения заключается в поиске ответа на вопрос: «Что важнее, истина или сострадание?». Проблемы, поднимаемые в драме разнообразны: о личности и её месте в бытии, насколько необходима ложь для утешения и успокоения, есть ли возможность изменения своей жизни.
Главные герои
Сюжет
(«На дне» М. Горького. Спектакль. Режиссёры К. С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко. 1902 г.)
Его убеждения Наташи стать женой Василия способствуют тому, что Василиса избивает её так, что она попадает в больницу, из которой впоследствии исчезает. Пепел убивает хозяина и идёт на каторгу. Актёру Лука рассказывает о несуществующей лечебнице, где алкоголиков лечат бесплатно. После убийства Костылёва старик уходит. Актёр, так и не узнав у него адреса лечебницы, заканчивает самоубийством. Остальные продолжают вести прежнее существование.
Краткое содержание по действиям
Действие первое
Начало весны. Подвал дома Костылёвых, приспособленной под ночлежку. Здесь находятся все её жильцы, каждый занят своим делом. Между ними происходят короткие диалоги.
Квашня говорит Барону, что один раз побыв замужем, уже навсегда останется свободной. Барон хохочет над книжкой Насти о любви. Из – за занавески к ним обращается Анна с просьбой не кричать.
Идёт размеренный диалог мужчин. Сатин вспоминает о прежней культурной бытности. Бубнов о бывшем своём «собственном заведении».
Заходит Костылев и стучится Пеплу. Из разговора постояльцев читатель узнаёт, что у Васьки с хозяйкой любовные отношения.
Наташа заходит с новым обитателем ночлежки, его имя Лука. Пепел пытается заигрывать с девушкой, но безрезультатно. Заходит пьяный Алёшка.
Клещ объявляет, что намерен уйти отсюда, так как обитатели подвала живут «без чести и совести». Васька говорит про него, что он только «зря скрипит».
Входит Василиса и ругает всех за грязь. Спрашивает о Наташе, общалась ли она с Васькой, удаляется. Встретив сестру, начинает бить её. Мужчины пытаются их разнять.
Действие второе
Дальнейшее события развиваются в том же подвале. Все заняты своими делами. Странник присел рядом с больной супругой Клеща, слушая её причитания, говорит ей о хорошей жизни после смерти, про рай.
Приходит Пепел и, после короткой перепалки с Медведевым, разговаривает с Лукой и укоряет за ложь, зачем убеждать всех, что всё прекрасно.
В ответ старик даёт совет направляться в «золотую сторону», в Сибирь, где он найдёт свою дорогу.
Входит Василиса. Васька признаётся о нежелании дальнейших отношений с ней. Бывшая любовница предлагает ему жениться на Наташе, но взамен избавить её от надоевшего Михаила. Заходит сам Костылёв. Мужчинами ссорятся, но конфликт гасит Лука. Заглянув за занавеску, он видит умершую Анну. Все обитатели подходят к её телу.
Действие третье
Захламлённый двор ночлежки. Несколько мужчин и Настя разговаривают. Настины воспоминания о пережитой любви, встречаются насмешками, а Лука, наоборот, убеждает, её вера доказывает истинность, что так оно и есть. Далее все высказывают свои суждения о том, что такое ложь и правда.
Наташа признаётся, что нередко мечтает, ждёт чего – то «небывалого».
Появившийся Пепел интересуется у Луки, зачем он всех успокаивает и получает ответ: «Не всегда правдой душу вылечишь». Старик сообщает о своём скором уходе.
Василий уговаривает Наташу идти вместе в другую новую жизнь, «чтобы самому себя можно было уважать». Девушка готова идти за ним. Костылёва подслушивает их диалог.
Костылёву Лука открыто заявляет, что тот никчемное создание. Его гонят из ночлежки.
Появляются Сатин и Актёр, о чём-то горячо спорящие. Сатин задаёт вопрос Луке, что он наобещал Актёру. Старик интересуется, как оказался здесь сам Сатин и тот нехотя признаётся, что из – за сестры: «убил подлеца», после чего пути назад оказались отрезанными.
Действие четвертое
После происшедших событий прошло несколько дней. Большинство обитателей вспоминают добрыми словами ушедшего Луку. Для Сатина он, «как мякиш для беззубых», а Барон вообще считает его жуликом.
Сатин приказывает всем прекратить обсуждать Луку, так как тот знал, что «правда – это человек» и относился ко всем с жалостью. Старик повлиял на его мировосприятие, как «кислота на старую и грязную монету».
Пример краткого содержания
Акт первый
Действие происходит утром ранней весны в подвале ночлежки, похожей на пещеру.
Сидя возле одной из стен, Клещ подбирает ключи к старым замкам. В центре у большого грязного стола «хозяйничает» Квашня, Барон ест хлеб, Настя читает истрепанную книжку. За нестираной занавеской на кровати в углу кашляет Анна. На печи ворочается Актер. Расположившись на нарах, собирается шить кепку Бубнов.
Обращаясь к Барону, Квашня утверждает, что, побывав замужем, больше никогда не расстанется со своей свободой. Клещ поддразнивает женщину словами о том, что она врет и рада будет идти замуж за Медведева, сделавшего ей предложение. Квашня же в ответ говорит, что он довел жену до полусмерти.
Барон, выхватывая у Насти книжку, и, прочитав название – «Роковая любовь», – хохочет.
Анна просит перестать кричать и ссориться, дать ей спокойно умереть.
Сатин, Бубнов, Актер и Клещ ведут неспешный разговор. Сатин говорит, что прежде был культурным человеком. Бубнов припоминает, что его профессия – скорняк и когда-то он имел «собственное заведение». Актер думает, что главное в жизни не образование, а талант.
Появляется Костылев, разыскивает жену. Стучит в дверь комнаты Пепла (комната отгорожена тонкими досками в углу ночлежки), собираясь поговорить, но Пепел прогоняет его. Костылев уходит.
Из дальнейшего разговора обитателей подвала становится ясно: у Пепла роман с женой хозяина ночлежки Василисой.
Сатин просит деньги у Пепла, тот дает, и Сатин рассуждает о деньгах и работе. Он считает, жизнь хороша, когда труд – удовольствие, а если работа это обязанность, то жизнь превращается в рабство.
Актер и Сатин уходят.
Появляется Наташа, с ней – новый постоялец, Лука. Пепел заигрывает с Наташей, но та не принимает ухаживаний.
Входит выпивший Алешка, он не может понять, чем он хуже других, почему его везде гонят.
Пепел, обращаясь к Клещу, говорит, что тот «зря скрипит». Клещ говорит, что вырвется отсюда, не хочет жить, как все здесь – «без чести и совести». Пепел же считает, что люди в ночлежке не хуже Клеща. Пепел с Бароном уходят.
Появляется Василиса, она выгоняет пьяного Алешку, ругает постояльцев за грязь. Потом интересуется, заходила ли Наташа и говорила ли с Василием. Уходит.
Акт второй
Беседуя с Лукой, Анна жалуется на свою жизнь. Старец успокаивает ее, обещая рай и отдых после смерти.
Актер собирается «продекламировать куплеты» Луке, но обнаруживает, что забыл стихи. Он сокрушается о том, что для него все кончено – он «пропил душу». Лука отвечает, что не все в жизни Актера потеряно: есть бесплатные лечебницы для пьяниц, только не помнит, в каком городе. Он уговаривает Актера потерпеть и воздержаться от пьянства. «Человек – все может… лишь бы захотел»,- считает Лука.
Заходит угрюмый Пепел. Он обращается к Медведеву, спрашивая, сильно ли избила Василиса сестру. Тот отказывается говорить, замечая, что это не его, вора, дело. Пепел в ответ угрожает рассказать следователю о том, что «Мишка Костылев с женой» его на воровство подбил и краденое купил.
Лука пробует вмешаться в их разговор, но Пепел спрашивает, зачем Лука врет, говоря всем, что везде хорошо. Лука же убеждает Василия, что вместо поисков правды ему нужно идти в «золотую сторону», Сибирь, именно там он сможет найти свой путь.
Входит Василиса. Она говорит с Пеплом, и тот признается, что Василиса надоела ему – в ней «души нет». Василиса предлагает Пеплу жениться на сестре в обмен на убийство своего надоевшего мужа.
Входит Костылев, между ним и Василием вспыхивает ссора, но драку предотвращает Лука. Он советует Пеплу не иметь дело с Василисой, а уходить прочь из ночлежки с той, которая вору по душе – с Наташей.
Странник, заглянув за полог, где лежит Анна, обнаруживает, что она умерла.
Постепенно все жители ночлежки собираются у кровати Анны.
Акт третий
Действие – на «пустыре», захламленном и заросшем бурьяном дворе ночлежки.
Настя рассказывает слушателям историю своей любви. Бубнов и Барон посмеиваются над ее рассказом, не веря, а девушка страстно доказывает, что она пережила настоящую любовь. Она плачет. Лука успокаивает ее, говорит, что раз сама она верит, то любовь такая была, а сожитель ее смеется, потому что в его жизни не было ничего настоящего.
Обитатели «дна» рассуждают о правде и лжи.
Наташа говорит, что и она выдумывает и ждет кого-то «особенного» или чего-то «небывалого». Хотя, чего ждать – она не понимает, «всем плохо жить».
Бубнов считает, что люди часто обманывают, чтобы «душу подкрасить», сам он не видит смысла врать, ему лучше «валить всю правду, как она есть! Чего стесняться?»
Клещ людей ненавидит и правда ему ни к чему. Сказав об этом, он убегает.
Появляется Пепел, включается в разговор. Спрашивает Луку, зачем тот обманывает, говоря, что везде хорошо. Лука отвечает, что «не всегда правдой душу вылечишь», поэтому человека стоит пожалеть. Говорит, что скоро покинет ночлежку.
Пепел зовет Наташу уйти вместе с ним, признается в любви, обещает бросить воровство. Он чувствует, что надо изменить жизнь, «так жить, чтобы самому себя можно мне было уважать». Наташа в раздумье, но все-таки решается поверить ему.
Подходят Костылев с женой. Василиса (она слышала беседу Пепла и Наташи) старается столкнуть Пепла и мужа, но Лука успокаивает Василия.
Хозяева ночлежки прогоняют Луку, и он обещает уйти ночью.
Бубнов говорит Луке, что «вовремя уйти всегда лучше» и рассказывает свою историю.
Сатин и Актер, о чем-то споря, заходят в подвал. Сатин говорит, что никуда Актер не уйдет и требует сказать, чего Лука наобещал Актеру. Странник спрашивает, каким образом мог оказаться в ночлежке Сатин. Тот с неохотой рассказывает, что попал в тюрьму из-за сестры: «убил подлеца в запальчивости и раздражении», а после тюрьмы все дороги закрыты.
Входит угрюмый Клещ – он вынужден был продать все инструменты, чтобы похоронить Анну и не понимает, как жить дальше.
Ещё по теме: Максим Горький
Прощай! (+ Анализ)
Из квартиры Костылевых слышен крик Наташи: «Бьют! Убивают!». Актер и Сатин выходят, чтобы разобраться, что происходит. Звучат отдельные голоса, по репликам понятно, что постояльцы пытаются разнять Василису и Наташу.
Наташа в истерике обвиняет сестру и Пепла в сговоре и, почти теряя сознание, просит забрать ее саму в тюрьму.
Акт четвертый
Ранняя весна. Ночь. Подвал ночлежки. За столом Клещ, Настя, Сатин, Барон. На печи – Актер. В углу, где была комната Пепла (теперь перегородки сломаны), лежит Татарин.
Обитатели подвала вспоминают о Луке, который исчез во время суматохи вокруг Наташи и Костылева. Настя считает, что он все понимал и все видел. Своих же собеседников называл «ржавчиной». Клещ соглашается – старик хороший, жалостливый. Татарин считает, что Лука жил по закону «Не обижай человека».
Для Сатина «старикан» «как мякиш для беззубых», к тому же Лука смутил умы обитателей ночлежки.
Барон называет Луку шарлатаном.
Настя, которой стали противны, и жизнь, и люди, хочет уйти «на край света». Барон, предлагая девушке взять с собой Актера, издевается над его мечтой вылечиться.
Клещ замечает, что странник Лука «поманил куда-то, а сам дорогу не сказал». По его мнению, он «очень против правды восставал. Верно – и без нее – дышать нечем».
Сатин в возбуждении приказывает «молчать о старике» – тот, в отличие от всех, понимал, что «правда – это человек», а обманывал из жалости к людям. Странник влиял на его отношение к миру как «кислота на старую и грязную монету».
Разговор об убийстве Костылева. Попав в больницу после издевательств сестры и выйдя из нее, Наташа исчезла. Все считают, что Василиса выкрутится, а Пепел попадет если не на каторгу, то в тюрьму – точно.
Сатин рассуждает о том, что человека нужно уважать, а «не унижать его жалостью». Барон признается, что живет, как во сне, не видя и не понимая смысла жизни.
Актер, вдруг слезает с печки и выбегает из подвала.
Сатин произносит: «Эх, испортил песню, дур-рак!»
Пример кратчайшего содержания
Странник Лука попадает в ночлежку, похожую на пещеру, в которой живут сразу несколько людей. В прошлом у них всех была другая жизнь, однако теперь они все потеряли и опустились «на дно». Лука сочувствует каждому из них и не стыдится говорить успокоительную ложь, если это поможет человеку измениться.
Так он сказал Актеру, что в каком-то городе, название которого он забыл, есть бесплатная лечебница для алкоголиков. Анну, находящуюся при смерти, он утешал рассказами о спокойной жизни на небесах. Вору Пеплу, в свою очередь, он посоветовал идти в Сибирь, потому что там он нашел бы свой путь.
У Пепла раньше был роман с Василисой, однако теперь он влюбился в Наташу и хочет ее добиться.
Однажды Бубнов заявил, что не любит врать и предпочитает говорить только правду. На это возразил Лука, рассказав поучительную историю о том, как человек стал счастлив, поверив в ложь.
Лука ушел, в той или иной степени повлияв на всех постояльцев.
Основная идея пьесы:
Основная идея произведения Максима Горького «На дне» заключается в том, что человеку нельзя помочь, жалея его, если он сам этого не захочет. Что-то всегда будет мешать ему прислушиваться к правильным советам. Если подумать, то странник был прав: Актеру действительно нужна была лечебница, а Пеплу следовало сбежать с Наташей. Если бы они прислушивались к его советам и сами бы поверили в свое спасение, то обязательно бы его получили.
Пересказ «На Дне»
Действие первое
Действие второе
Во втором акте пьесы «На дне» старец Лука старается утешить каждого и показать выход из ситуации:
Действие третье
Васька просит Наташу помочь ему измениться. Наташа не любит его, но соглашается при условии, что Пепел не будет поднимать на нее руку. Василиса наблюдает за разговором из окна, гонит Наташу ставить самовар и ругается с Пеплом.
Хозяин ночлежки считает, что старец должен молиться за окружающих, а не вмешиваться в их жизнь со своими советами. Лука говорит, что есть люди, которых можно исправить, и те, кому помочь нельзя. Костылева он относит ко вторым. Тот в гневе выгоняет старца из ночлежки.
Василиса выливает Наташе на ноги воду из кипящего самовара. Вспыхивает ссора, в которой Пепел толкает Костылева. Хозяин ночлежки падает и умирает. Василиса называет Ваську убийцей, а он напоминает ей о том, как она за это предлагала ему денег. Наташа считает, что ее изувечили, чтобы избавиться, и проклинает Пепла.
Действие четвертое
В последнем акте герои обсуждают исчезновение Луки. Клещ считает его хорошим, Настя жалеет, Сатин называет мякишем для беззубых, а Барон — пластырем доля нарывов.
Настя заявляет о желании уйти от Барона, Сатин сравнивает ее намерение с рассказами Актера о том, что он уйдет в лечебницу. Барон начинает вспоминать именитых французских предков. Между ним и Настей вспыхивает ссора. Актер, выпив стакан водки, уходит из комнаты.