на формирование каких новых взглядов влиял коперник
Николай Коперник: гелиоцентрическая система мира
Возрождение: из истории великой эпохи
Остановивший Солнце: из истории жизни Коперника
Николай Коперник, поляк по происхождению, родился в семье зажиточного купца 19 февраля 1473 г. в городе Торне, куда переселялся из Кракова его отец.
Пробыв в Италии около десяти лет с небольшими перерывами, Коперник возвратился к себе на родину и большую часть остальной жизни правел в маленьком городке Фрауенбурге, где стараниями своего дяди епископа Вармийского (Эрмляндского) получил ещё в 1497 г. место каноника. Он стал, следовательно, католическим священником и весьма ревностно выполнял двои обязанности. Во Фрауенбурге, в этом, по выражению Коперника, «отдалённейшем уголке земли», он имел достаточный досуг и, окружённый добрым в общем отношении друзей и сограждан, окончательна сформулировал положения своей системы, основные контуры которой сложились у него, вероятно, ещё в Италии.
Первый набросок идей Коперника мы находим приблизительно а 1512 г., в так называемом «Commentarioius» («Малый комментарий»), который не был напечатан, но ходил по рукам в рукописном виде и принес его автору изрядную популярность. Лишь в 1539 г. Коперник разрешил своему другу профессору математики Виттенбергского университета Георгу-Иоахиму Ретику, ученику и горячему поклоннику «нового Птолемея», опубликовать краткое предварительное сообщение (Narratio prima) о достигнутых научных результатах.
Собственное сочинение Коперника вышло из печати за несколько дней до смерти автора, последовавшей 24 мая 1543 г. Предание, известное нам от Гассенди (биограф ученого), рассказывает, что только что отпечатанный экземпляр сочинения «De revolutionibus orbium coelestium» принесли Копернику за несколько часов до кончины. «Он взял книгу в руки и смотрел на нее, но мысли его были уже далеко».
Джордано Бруно: далекие миры поклонника системы
Джордано Бруно (1548 – 1600) | Джордано Бруно – верный поклонник системы Коперника. Поэт и философ, пострадавший за истину, хорошо выразил в поэтической форме новое понимание, новое мироощущение, связанное с представлениями о планетах солнечной системы: «Хоры блуждающих звёзд, я к вам свой Джордано Бруно считал, что возможно открытие в Солнечной системе новых планет. Никакого купола звёзд не существует, звёзды движутся, а мы не замечаем этого потому, что они очень далеки от нас. Вращение небесных тел: из истории представленийЧасть 1. Геоцентрическая система
Для объяснения видимого неравномерного движения планет Птолемей использовал систему равномерных круговых движений. Каждая планета, как он считал, движется равномерно по кругу – эпициклу, центр которого, в свою очередь, равномерно перемещается по другому кругу – деференту. Следует отметить, такое представление движения планет давало возможность довольно точно описывать наблюдаемое их движение. Правда при увеличении точности наблюдений приходилось существенно корректировать прежнюю систему эпициклов и деферентов. Часть 2. Гелиоцентрическая системаВ 1543 г. Н. Коперник опубликовал свой основной труд «Об обращении небесных сфер» с изложением и обоснованием гелиоцентрической системы мира. Согласно новому учению, в центре Вселенной находится Солнце, а Земля – одна из планет, движущихся вокруг Солнца. Небосвод же, на котором находятся все звёзды, вовсе и не вращается вокруг Земли, как считали прежде, а покоится. Его видимое движение объясняется суточным обращением Земли вокруг собственной оси. Коперник убрал человека из центра мира, сделал бессмысленным деление на подлунный и надлунный миры. Тем самым он разрушил самые основы традиционных представлений о мире и открыл новые, невиданные прежде возможности для развития не только астрономии, но и всего естествознания. Коперник своей работой открыто заявлял, что главным авторитетом в познании мира являются не древние книги, а реальное изучение природы.
Сущность своей системы мира Коперник изложил в посвящении папе Павлу III: «Обдумывая долгое время шаткость переданных нам математических догматов касательно взаимного соотношения движения небесных тел, я стал досадовать, наконец, на то, что философам, стремящимся обычно к распознаванию самых ничтожных вещей, до сих пор ещё не удалось с достаточной верностью объяснить ход мировой машины, созданной лучшим и любящим порядок Зодчим. Обыкновенно принято, что Земля находится в покое, но пифагореец Филолай допускает, что Земля, равно как и Солнце и Луна, движется вокруг огня по косому кругу. Гераклит Понтский, а равно и пифагореец Экфант также придают Земле движение, но не поступательное, а вращательное, вследствие которого она, подобно колесу па направлению от заката к востоку, вращается вокруг своего центра». Так как, замечает далее Коперник, для объяснения небесных явлений до него дозволялось придумывать произвольные круги, по которым двигались земля, солнце и планеты, то и он позволил себе истолковать движения этих небесных светил, исходя из движения Земли:
Часть 3. Место в историиСреди великих астрономов и математиков, окончательно выяснивших место нашей Земли во Вселенной и раскрывших законы движения, управляющие солнечной системой (Коперник, Тихо де Браге, Кеплер, Галилей, Ньютон), Коперник по времени был первым. После него было сделано и ещё будет сделано очень много в изучении солнечной системы, а некоторые утверждения Коперника (например его мнение, что Земля и планеты движутся равномерно вокруг Солнца по кругам, тогда как в действительности это вращение происходит неравномерно и по эллипсам) были впоследствии опровергнуты; тем не менее Копернику принадлежит слава первого учёного, установившего новую истину, столь же простую, сколь и гениального, которую он выразил в своём сочинении «О вращении небесных тел», сказав, что «в центре всего находится Солнце». Книга Коперника, в конце концов, в 1616 г. попала в далекий «Указатель запрещённых книг», и это запрещение было снято с неё только в 1823 году. Церковники без различия толков и направлений поняли вредоносное для них значение новой теории. Она разрушала, пусть величественный, но всё же близкий человеку небесный мир как обиталище бога. Она вырывала Землю – «подножие ног Его» – из центра вселенной и превращала её в жалкую пылинку, затерявшуюся в бесконечном пространстве, населённом бесчисленным сонмом сверкающих звёздами солнц. Список литературы и источников: Веселовский И. Н., Белый Ю. А. Николай Коперник. М., 1974. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ТЕОРИИ НИКОЛАЯ КОПЕРНИКА
Значение учения Коперника для развития науки безмерно велико: оно произвело настоящую революцию не только в астрономии, но и во всем человеческом мировоззрении. Действительно, со взглядом на строение Солнечной системы неразрывно связан вопрос о положении Земли, а с ней и человека во Вселенной. Следовательно, астрономия входит как существенный элемент в миропонимание, обнимающее как философские, так и религиозные вопросы. До Коперника, почти в течение 15 веков, Земля считалась единственным неподвижным телом Вселенной, центральной и важнейшей частью мироздания; все религии считали, что небесные светила созданы для Земли и человечества. Согласно же учению Коперника Земля – рядовая планета, движущаяся вокруг Солнца вместе с другими, ей подобными, телами. Поскольку Земля лишилась своего центрального положения и стала такой же, как и все остальные наблюдавшиеся на небе планеты, утверждение церковников о противоположности «земного» и «небесного» потеряло смысл. Возникла новая идея – о единстве мира, о том, что «небо» и «земля» подчиняются одним и тем же законам. Человек перестал быть «венцом творения», а превратился в обитателя одной из планет Солнечной системы. Из учения Коперника следовал общий вывод о том, что видимость есть только одно из проявлений многогранной действительности, ее внешняя сторона, а истинный механизм явлений лежит гораздо глубже. Учение Коперника заставило пересмотреть и другие отрасли естествознания, в частности, физику, и освободить науку от устаревших и схоластических традиций, тормозивших ее развитие. После Коперника исследование природы, по существу, освободилось от религии и развитие науки пошло гигантскими шагами. Ф. Энгельс писал: «Революционным актом, которым исследование природы заявило о своей независимости и как бы повторило лютеровское сожжение папской буллы, было издание бессмертного творения, в котором Коперник бросил – хотя и робко и, так сказать, лишь на смертном одре – вызов церковному авторитету в вопросах природы. Отсюда начинает своё летосчисление освобождение естествознания от теологии. « Новое научное мировоззрение завоевывало свои права в ожесточенной борьбе со старым мировоззрением, ярыми приверженцами которого были религиозные фанатики и реакционные ученые. Вначале все они отнеслись терпимо к учению Коперника, считая его систему мира лишь простой геометрической схемой, более удобной, чем система Птолемея, для вычисления положений светил на небе. Церковь не обратила внимания на философские следствия самой возможности постановки Земли в один ряд с другими планетами. Но уже к началу XVII в. религиозные круги хорошо поняли всю опасность для них учения Коперника и предприняли против него ожесточенное гонение. В 1616 году декретом инквизиции книга «О вращении небесных сфер» была внесена «впредь до исправления» в «Индекс запрещенных книг» и оставалась под запретом до 1832года. Учёные и мыслители Основные идеи, открытия Влияние на формирование взглядов Создал учение о вращении Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси Разрушил старые представления о неподвижной Земле, являющейся центром Вселенной Создал учение о безмерности, бесконечности и вечности Вселенной, не имеющей ни центра, ни края Разрушил старые представления о неподвижной Земле, являющейся центром Вселенной С помощью телескопа открыл новые миры, наблюдал горы на Луне и пятна на Солнце. Сформулировал законы падения тел и другие законы физики Открытия, сде-ланные с помощью телескопа, подтверждали учение Коперника и способствовали созданию новых представлений людей о строении Вселенной. Открыл закон всемирного тяготения, законы механического движения и распространения света, новые методы математических вычислений Завершил создание новой картины мира. Его теория утверждала, что природа подчиняется точным законам механики. Открыл секрет кровообращения и показал роль сердца в этом процессе. Создал теорию о зарождении жизни. Дал людям научные представления о кровообращении и зарождении жизни. Научно обосновал новые методы изучения явлений природы — наблюдения и опыты Заложил основы новой философии, ввел опыт и эксперимент как методы научного познания. Считал разум человека источником знаний. Отводил разуму главную роль в научном исследовании. Защищая прин-ципы бесконечнос-ти Вселенной, способствовал укреплению новых представлений о мире. Считал, что наука должна приносить практи-ческую пользу. § 10. Рождение новой европейской наукиВопросы в начале параграфа Вопрос. Какие представления о мире существовали у европейцев в Средневековье? Какие процессы и события в развитии европейского общества в XV-XVI вв. повлияли на изменение старых представлений о мире? Какую роль в развитии научных знаний сыграло изобретение книгопечатания? В эпоху средневековья европейцы представляли мир плоским, в центре мира находился город Иерусалим. Европейцы плохо представляли земли за пределами Европы. Индия и Китай казались полумифическим странами. Мир также представлялся в виде града земного и града божьего. В граде земном шла борьба между Богом и дьяволом за людские души. Эти представления о мире менялись под влиянием Великих географически открытий, распространением идей гуманизма, которые поставили под сомнение прежнее церковное представление о мире. Книгопечатание сыграло ключевую роль развитии научного знания, т.к. ускоряло процесс и увеличивало масштаб распространения знаний. В средние века книги были доступны только в библиотеках крупных монастырей, куда пускали не всех и не все книги монахи переписывали. С открытием книгопечатания эти ограничения отпали. Вопросы к концу параграфа Вопрос 1. Как вы думаете, почему в начале Нового времени резко усилился интерес человека к окружающему миру? Потому что открытия, сделанные в конце средневековья и в начале Нового времени, поставили под сомнение традиционную картину мира, которая формировалась на основе библии. Вопрос 2. Заполните в тетради таблицу «Основные научные идеи, способствовавшие развитию новых взглядов на мир и на общество». Графы таблиц: «Учёные и мыслители», «Страна», «Основные идеи», «Открытия», «На формирование каких новых взглядов они влияли».
Вопрос 3. Расскажите о строении Вселенной на основе учений Н. Коперника, Дж. Бруно и Г. Галилея. Н. Коперник. Дж. Бруно и Г. Галилей заложили современное представление о вселенной, как о бесконечном пространстве, в котором по определенным законам происходит движение звезд, планет и иных тел. Если раньше в центре мироздания находилось Земля, вокруг которого двигалось Солнце, то ученые доказали гелеоцентрическую модель вселенной. При этом Если Коперник считал, что Солнце неподвижно и находится в центре вселенной, то Бруно, а затем и Галилей доказали, что во вселенной находятся множество звезд, вокруг которых вращаются планеты. Вопрос 4. Объясните название части параграфа, где рассказывается о научных открытиях И. Ньютона. Такое название дано, т.к. именно И. Ньютон завершил создание новой картины мира, открыв закон всемирного тяготения, законы классической механики и законы движения, перейдя тем самым от описания вселенной к изучению законов ее движения. Работа Ньютона показала, что природа функционирует по определенным законам, которые можно изучить. Задания к параграфу Вопрос 1. Назовите основные трудности в деятельности учёных раннего Нового времени. Основными трудностями в деятельности ученых раннего Нового времени были: недостаток знаний, отсутствие оборудования, авторитет церкви, который нельзя было ставить под сомнение, гонения инквизиции. Вопрос 2. Сравните методы познания мира, предложенные Ф. Бэконом и Р. Декартом. Почему Бэкон и Декарт считаются создателями философии Нового времени? Ф. Бэкон в качестве главного метода познания мира предлагал метод рассуждение от частного к общему, основанное на экспериментальных данных. Ведь только при помощи опыта, опирающегося на эксперимент, можно проверить достоверность знаний. Бэкон считал, что истинные знания могут быть получены только при соединении теории с практикой. Р. Декарт считал, что основой познания является разум человека. В качестве основного метода он считал метод сомнения в правильности научных предположений, в результате этого процесса рождается истинное знание. Таким образом, два ученых заложили основу современной философии: эксперимент и сомнение. Вопрос 3. Объясните, чем отличалась новая картина мира, созданная европейской наукой в XVI–XVII вв., от средневековой картины мира. Новая картина мира, созданная европейской наукой отличалась от средневековой тем, что устанавливала не божественную сущность всех вещей, но точные законы, по которым происходит развитие, а также предложило новые научные методы изучения природы через наблюдение и эксперимент, в отличие от средневековой схоластики, которая была умозрительной и опиралась только на библию в качестве источника истинного знания. Вопрос 4. Обсудите в классе: в чём заключается независимость мышления? Должен ли учёный обладать независимым мышлением? Подтвердите своё мнение фактами из жизни учёных раннего Нового времени. Независимость мышления заключается в том, что никто не может навязать точку зрения, в которой невозможно будет сомневаться. Любой ученый должен обладать независимым мышлением, сомневаться в своих и чужих выводах, только так наука будет двигаться вперед. Например, Ф. Бэкон считал, что любая теория должна быть доказана через эксперимент, чтобы считаться истинной. Также считал и Р. Декарт, призывавший сомневаться и искать аргументы и доказательства для подтверждения своих взглядов. Вопросы к документу Вопрос. Прочитайте документы и найдите в них аргументы, которыми пользуются Коперник и Бруно для доказательства того, что Солнце не вращается вокруг Земли, Вселенная бесконечна. Коперник: Земля не вращается вокруг Солнца, т.к. неизмеримое не будет вращаться в вокруг ничтожества Бруно: вселенная бесконечна, т.к. недостойно считать, что Бог, обладая способностью создать, помимо этого мира, другой и другие бесконечные миры, создал конечный мир. Астрономические открытия Н. Коперника и Д. Бруно их мировоззренческое значение — Мировоззренческий поворот эпохи ВозрожденияНовый величайший переворот в системе культуры происходит в эпоху Возрождения, которая охватывает XIV — начало XVII века. Возрождение — это эпоха формирования капиталистических отношений, первоначального накопления капитала, повышения социальной и политической роли города, буржуазных классов, формирования абсолютистских монархий и национальных государств, эпоха глубоких социальных конфликтов, религиозных войн, ранних гражданских революций, возрождения античной культуры, век титанов мысли и духа. В эпоху Возрождения была проделана важнейшая работа мысли, подготовившая возникновение классического естествознания. Это стало возможным благодаря мировоззренческой революции эпохи Возрождения, которая заключалась в изменении системы «человек — мир человека». В эпоху Возрождения произошла мировоззренческая переориентация предмета: на первый план постепенно вышло отношение человека к природе, а отношение человека к Богу предстало как производное. Важным достоинством культуры Ренессанса было и то, что ее главной ценностью было бескорыстное, объективное познание мира. На основе этой главной идеологической ценности были созданы непосредственные условия для возникновения классического естествознания. Эта тема интересна тем, что особенностью этого периода является не движение цивилизации против дикости, культуры против варварства, знания против невежества, а проявление совершенно новой цивилизации, другой культуры, другого знания. Ренессанс по праву называют эпохой «великих открытий». На мой взгляд, эта проблема актуальна и сегодня, потому что эпоха Возрождения очень близка к нашему времени благодаря своим инновациям, переходности, сложности и разнообразию. Эпоха Возрождения (возрождения) охватывает период с четырнадцатого по начало семнадцатого века. Социальной основой развития естественных наук в XV-XVII веках является вызревание новых капиталистических общественных отношений в рамках феодального общества. Быстрый рост производительных сил, более полное и разнообразное использование природы, открытие новых источников сырья и драгоценных металлов, а также новых рынков сбыта в результате многочисленных путешествий и расширения торговли — все это изменило европейскую экономику и привело к революции в социальной жизни европейских стран. Наиболее выдающимися представителями натурфилософии эпохи Возрождения были Леонардо да Винчи, Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и Иоганн Кеплер. Астрономия была важной прикладной и в то же время идеологической научной дисциплиной. Уже в древности она сочетала в себе тщательное наблюдение за движением небесных тел с различными идеологическими прозрениями. В эпоху Возрождения астрономия пережила большой подъем. Этому также способствовало развитие мореплавания, которое приобрело всемирный масштаб и требовало все более точной ориентации. Здесь также были сделаны важные открытия польским астрономом и философом Николаем Коперником (1473-1543). Главный труд его жизни, «О передаче небесных сфер», был опубликован только перед смертью. Центральной идеей этой работы, которая легла в основу гелиоцентрической системы мира, было положение о том, что Земля не является неподвижным центром видимого мира, а вращается вокруг своей оси и вращается вокруг Солнца, которое находится в центре мира. Вращением Земли вокруг своей оси Коперник объяснил чередование дня и ночи, а также видимое вращение звездного неба. Он объяснил кажущееся движение Земли вокруг Солнца, а также петлеобразные движения планет, которые делали птолемеевскую систему мира такой сложной. Согласно Копернику, петли, которые планеты описывают между звездами, являются следствием того, что мы наблюдаем их не из центра, вокруг которого они на самом деле вращаются, то есть не от Солнца, а от Земли. Польский астроном первым установил, что Луна вращается вокруг Земли и, следовательно, является ее спутником. Просто изменив положение Солнца и Земли, можно было бы значительно упростить схему движения планет вокруг нового центра мира. Мировоззренческий поворот эпохи ВозрожденияНатурфилософия эпохи Возрождения для понимания и интерпретации сущности существования природы и мира основывается на научных и географических открытиях того времени. Религиозное отношение к природе и человеку начинает заменяться математическим и механистическим. Главное отличие представителей натурфилософии от предыдущих мыслителей-идеалистов заключалось в том, что они основали материалистическое мировоззрение и сформировали научное мировоззрение, свободное от теологии. В новом мировоззрении натурфилософии Бог, природа и космос едины, а Земля не является центром Вселенной. Это было философское течение, которое рассматривало мир как познаваемый, мир, к которому можно прийти через разум, а не через божественное откровение. Самыми выдающимися выразителями натурфилософии эпохи Возрождения были Леонардо да Винчи, Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и Иоганн Кеплер. Они пытались опровергнуть ряд учений Церкви о Боге, Вселенной, космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия. Их теоретические разработки и экспериментальные исследования способствовали не только изменению картины мира, но и изменению концепции науки и взаимоотношений между теорией и практикой. Открытия и научные теории Леонардо да Винчи, Джордано Бруно и Николая Коперника сыграли особую роль в области астрономии и движения небесных тел. Гелиоцентрическая концепция строения Вселенной представляла собой поистине революционный переворот в представлении о мироустройстве, характеризующемся объективными, внутренне присущими и универсальными законами бытия и движения. Доказательство их существования основано на научных фактах, полученных путем наблюдения, эксперимента, экспериментальной проверки как научных методов познания. Математика становится универсальным методом доказательства законов бытия природы и Вселенной, а также методом анализа эмпирических данных, полученных при наблюдении за движением небесных тел. Укрепляется рационалистическое, но доказательное, не схоластическое понимание законов бытия в мире как универсальной сущности. Рационалистическое, научное мировоззрение пробивает себе дорогу и начинает успешно конкурировать с религиозными и теологическими подходами. Довольно радикально Ренессанс меняет взгляд на познавательную деятельность человека и природу познания. Когнитивные способности человека рассматриваются как естественные, данные ему природой, и человек является ее частью, а не сверхъестественной. Хотя творческая и мыслительная деятельность человека казалась весьма загадочной. Но даже в этой области рационалистическая интерпретация становится все более привлекательной. Познание все больше понимается и концептуализируется как единство чувственного и рационального, эмпирического и теоретического. И истинное знание рассматривается не как соответствующее религиозным и теологическим догмам, а как соответствующее эмпирическим и экспериментальным фактам, как соответствующее реальным свойствам природы. Так Н. Коперник ставит вопрос о различии между познанием видимых, внешних сторон действительности и «скрытых», непосредственно не наблюдаемых сторон явлений. Но «видимое» все равно является «перевернутым» отражением внутренней сути вещей. Коперниканская революцияОбладая широким умом, Коперник первым взглянул на накопленный тысячелетиями опыт астрономии глазами человека эпохи Возрождения: смелого, уверенного в себе, творческого и новаторского. Предшественникам Коперника не хватило смелости отказаться от самого геоцентрического принципа, и они либо пытались усовершенствовать тонкости птолемеевской системы, либо обращались к еще более древней схеме гомоцентрических сфер. Коперник был в состоянии порвать с этой тысячелетней консервативной астрономической традицией, преодолеть поклонение старым авторитетам. Н. Коперником двигала идея внутреннего единства и систематичности астрономических знаний; он искал в природе простоту и гармонию, ключ к объяснению единой сущности многих, казалось бы, разных явлений. Результатом этих поисков стала гелиоцентрическая система мира. Где-то между 1505 и 1507 гг. Коперник излагает основы гелиоцентрической астрономии в своем «Малом комментарии». Теоретическая обработка астрономических данных была завершена в 1530 году. Но только в 1543 году увидело свет одно из величайших творений в истории человеческой мысли — «О вращении небесных сфер». В ней была создана математическая теория сложных видимых движений Солнца, Луны, пяти планет и звездной сферы, с соответствующими математическими таблицами и звездным каталогом в приложении. В центре мира Коперник поместил Солнце, вокруг которого движутся планеты — а под ними Землю с ее спутником, Луной, которая первой была включена в ряд «движущихся звезд». На большом расстоянии от планетарной системы находилась сфера из звезд. Его вывод о чудовищной удаленности этой сферы теперь диктовался самим гелиоцентрическим принципом: только так Коперник мог примирить его с очевидным отсутствием смещения звезд из-за движения наблюдателя вместе с Землей, отсутствием их параллакса. Система Коперника была более простой и точной, чем система Птолемея. Эта простота и точность были сразу же использованы в практических целях. На его основе были составлены «Прусские таблицы» (Э. Рейнгольд, 1551). Это позволило определить продолжительность тропического года, а в 1582 году провести давно назревшую реформу календаря. В результате был введен новый, или григорианский, стиль. Меньшая сложность теории Коперника и большая точность вычислений положений планет в гелиоцентрических таблицах, которая была достигнута только в начале, не были главными преимуществами его теории. В чем реальная заслуга, привлекательность и реальная сила теории Коперника? Почему это привело к революционному преобразованию всего естествознания? Новое всегда возникает на основе и в системе старого. Коперник не был исключением в этом отношении. Он по-прежнему разделял многое из старой аристотелевской космологии. Например, он представлял себе Вселенную как замкнутое пространство, ограниченное сферой неподвижных звезд. Он не отступил от аристотелевской догмы, что истинное движение небесных тел может быть только равномерным и круговым. Кстати, желание восстановить аристотелевские принципы движения небесных тел, которые были нарушены при разработке геоцентрической системы, было одним из мотивов, побудивших Коперника искать другие, негеоцентрические подходы к описанию движения планет. Более того, Коперник пытался создать логически простую и последовательную планетарную теорию. Именно в отсутствии такой простоты и последовательности Коперник увидел фундаментальную несостоятельность теории Птолемея. В этой теории не было единого центрального принципа, который мог бы объяснить систематические закономерности в движении планет. Коперник был уверен, что представление движений небесных тел в виде единой системы позволит определить реальные физические свойства небесных тел, то есть то, о чем геоцентрическая модель вообще не говорила. И поэтому он рассматривал свою теорию как теорию реального строения Вселенной. Дж. Бруно: Идеологические выводы из коперниканизмаЗадача сравнения птолемеевской и коперниканской теорий не обновлялась до 1970-х годов, когда два знаменитых астрономических события (вспышка сверхновой в 1572 году и яркая комета в 1577 году) вновь бросили вызов основам аристотелевской космологии. Философские и теоретические выводы из гелиоцентризма и его дальнейшее развитие и уточнение — заслуга ученых следующего поколения. Среди них: Тихо Браге, Дж. Бруно, И. Кеплер, Г. Галилей, Дж. Борелли и др. Прежде всего, идеологические выводы из Коперниканизма не заставили себя ждать. Признав подвижность и планетарную уникальность Земли, теория Коперника устранила вековое представление о едином центре вращения во Вселенной. Центром вращения стало Солнце. Но Солнце не было уникальным телом. О его тождестве со звездами подозревали еще в древности. И поэтому следующий шаг мирских выводов был естественным. Его составил бывший монах одного из монастырей в Неаполе Джордано Бруно (1548 — 1600), человек чрезвычайно яркий, смелый, способный на бескомпромиссное преследование истины. Бруно в шестидесятых годах прошлого века поначалу скептически относился к гелиоцентрическому мировоззрению Коперника. Он обратился к Птолемею и материалистическим учениям древнегреческих мыслителей, особенно атомистов, о бесконечности Вселенной, чтобы выработать свой собственный взгляд на структуру космоса. На него также оказали сильное влияние идеи Николая Кузы, который отрицал, что какое-либо тело может быть центром Вселенной, поскольку она бесконечна. Увлеченный этой идеей, Бруно понял грандиозные возможности гелиоцентризма, обогатив его идеей бесконечности Вселенной. Объединив гелиоцентризм с идеями Н. Кузанского об изотропии, однородности и бесконечности Вселенной, Бруно пришел к построению концепции множественности планетных систем в бесконечной Вселенной. Бруно отверг замкнутую сферу звезд, центральное положение Солнца во Вселенной и провозгласил тождественность Солнца и звезд, множественность «солнечных систем» в бесконечной Вселенной, множественную колонизацию Вселенной. Бруно писал об огромных различиях в расстояниях до разных звезд и пришел к выводу, что соотношение их видимой яркости может быть обманчивым. Он разделил небесные тела на самосветящиеся, такие как звезды и солнца, и более темные, которые отражают солнечный свет, «потому что имеют много воды или облачную поверхность». Бруно утверждал непостоянство всех небесных тел и считал, что между ними и космической материей происходит постоянный обмен. Он утверждал единство элементов, из которых состоит Земля и все другие небесные тела, и что в основе всех вещей лежит неизменная, не исчезающая первичная материальная субстанция. Бруно набросал первый набросок современной картины вечной, не имеющей существ, материальной, единой, бесконечно развивающейся вселенной с бесконечным числом очагов разума в ней. В свете учения Дж. Бруно теория Коперника понижает свой ранг: она оказывается не теорией всей Вселенной, а теорией лишь одной из многих планетарных систем Вселенной, и, возможно, не самой выдающейся из них. Но если бы Н. Коперник был современником смелых взглядов бескомпромиссного итальянского монаха, как мы теперь можем предположить, он бы не обиделся на такую переоценку гелиоцентрической теории. Новая, поразительно смелая доктрина Бруно, которую он открыто провозгласил в яростных и победоносных спорах с представителями церкви, определила дальнейшую трагическую судьбу ученого. Более того, дерзость его ученых речей стала хорошим предлогом для того, чтобы расправиться с ним еще и потому, что он открыто критиковал неумеренное обогащение монастырей и церкви. 17 февраля 1600 года великий мыслитель был сожжен на площади Цветов в Риме…. Спустя почти три столетия на месте казни Бруно, где когда-то горел костер, был воздвигнут памятник великому мыслителю с посвящением, которое начинается словами: «Из века, который он предвидел….». Мировоззрение и научное значение учений Н. Коперника и Д. Бруно.Великий польский астроном Николай Коперник (1473 — 1543) с помощью принципа относительности основал новую астрономическую систему — гелиоцентрическую систему мира — одно из поистине выдающихся научных открытий своего времени. Практическая задача усовершенствования календаря сделала необходимым создание нового метода астрономических расчетов. Будучи широко образованным математиком и астрономом, Коперник понимал, что эта задача не может быть решена традиционными средствами. Знакомство с философией неоплатонизма и Пифагора, а также вера в то, что Бог создал мир в соответствии с простыми правилами математической гармонии, привели Коперника к предположению о равномерном круговом движении небесных тел и совершенно новом с обыденной точки зрения порядке их взаимного расположения и движения. Самая важная и почти единственная работа Коперника, плод более чем 40-летнего труда — «О вращении небесных сфер». Гелиоцентрическая система в версии Коперника может быть сформулирована в семи утверждениях: С принятием этой гипотезы многие прежние трудности отпали, а картина мира приобрела изящные, стройные и очень убедительные очертания. Осознавая радикальность своего учения, Коперник долгое время не публиковал его, ссылаясь на пример последователей Пифагора, которые скрывали истину от профанов. Тем не менее, работа была опубликована, скандал не заставил себя ждать, но начало было положено. Началась великая научная революция. Учение Коперника заставило пересмотреть другие отрасли науки, особенно физику, и освободило науку от устаревших и схоластических традиций, которые мешали ее развитию. После Коперника изучение природы было, по сути, освобождено от религии, и развитие науки пошло гигантскими шагами. Ф. Энгельс писал: «Революционным актом, которым естествознание заявило о своей независимости, повторив, так сказать, лютеранское сожжение папской буллы, была публикация бессмертного творения, в котором Коперник, хотя и робко и, так сказать, только на смертном одре, бросил вызов церковному авторитету в вопросах природы. Отсюда начинается история эмансипации естественных наук от теологии…». Наибольший вклад в философское содержание коперниканской революции внесла натурфилософия Джордано Бруно (1548-1600). В своих выводах из концепции Коперника, которые привели его к инквизиции, итальянский философ приписывал природе атрибуты, ранее ассоциировавшиеся только с Богом — вечность, бесконечность, утверждение бесчисленных миров (возможно, населенных разумными существами). В концепции Бруно вселенная — это единое целое противоположностей, динамичная и живая вселенная, природа — это «внутренний хозяин — мотор, который работает изнутри и порождает из своего чрева все формы». Человек же является неотъемлемой, органической частью «божественной» природы и сливается с ней в «героическом энтузиазме» ее реализации. В концепции «героического энтузиазма» смертный человек участвует в человеческом бессмертии, которое обретается через знание и передачу его результатов следующим поколениям: Краткость жизни — это лишь призыв к действию, «полному гордости и радости». Попытка остановить прогресс науки — это «агония торжествующего зверя» (так называлась одна из книг Бруно). На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия». Читайте дополнительные лекции: Образовательный сайт для студентов и школьников Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника. © Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института
|