На какие группы можно разделить персонажей романа что делать
«Что делать» главные герои
Книга Чернышевского «Что делать?» была написана русским философом во время его заключения, которое он отбывал в Петропавловской крепости. Роман Чернышевского был его ответом на произведение «Отцы и дети» И. Тургенева. Роман, принятый цензорами за любовную историю, на самом деле, нес глубокую идею преобразования мира, в котором скрывались социальные и экономические вопросы.
Характеристика героев «Что делать?»
Главные герои
Вера Розальская
Девушка, главная героиня «Что делать?», посредством снов которой, автор выражает свои мысли и философские размышления о переустройстве революции, мысли о будущем. Это уже начало эмансипации: Вера Розальская покидает родной дом посредством фиктивного брака, она не желает выполнять волю матери, и выходить замуж за богатого человека. Ответственная и самостоятельная, она открывает собственную швейную мастерскую, где девушки, приглашенную ей на работу, имеют равные с Верой права.
Лопухов
В «Что делать?» герои восхищают не только чистотой помыслов, но и истинным благородством. Именно таким и является Дмитрий Лопухов. Студент – медик, честный и глубоко порядочный человек. Бескорыстно предлагает свою посильную помощь Вере Розальской. Относится к людям нового поколения. Высоконравственный человек, он до конца остается образцом порядочности и благородства. Помогает Вере уйти из дома, оформив фиктивный брак, снимает квартиру, где они живут. Будучи фиктивным мужем Веры, ради ее семейного счастья, инсценирует свою гибель, и уезжает за границу.
Кирсанов
Дружит с Лопуховым, является его лучшим другом. Такой же честный и порядочный человек. Он влюбился в жену друга, и, чтобы не нарушать их семейный порядок, исчезает из их жизни. Возвращается лишь тогда, когда Лопухов заболел. После мнимой смерти друга, женится на любимой женщине. Ответственный, серьезный и умный человек.
Рахметов
В романе Чернышевского Рахметов – настоящий герой своего времени. Характер его неординарен, но ярок и отличен от окружающих. Желает посвятить всего себя служению людям, для чего отказывается от всех удовольствий, ведет почти аскетический образ жизни, расстается даже с любимой женщиной, дабы ничего не мешало его высоким помыслам. Может, где – то даже несчастный человек. Друг Кирсанова и Лопухова, истинный революционер и энтузиаст своего дела, образец для подражания.
Второстепенные персонажи
Розальская Марья Алексеевна
Злая и деспотичная женщина, мать Веры. Является тираном в своей семье. Властная и решительная, она распоряжается семейством по своему усмотрению. В ее понимании, существует только две категории людей, одни из них – плуты, ну, а кто не может быть плутом, тот, однозначно, дурак. Марья Алексеевна придерживается старинных нравов, и всячески их проповедует. Наживается на том, что дает под залог деньги, и всеми путями желает приумножить свой капитал. Рада выдать дочь за богача, но та противится этому, и уходит из дома.
Екатерина Бьюмонт
Катя – дочь промышленника Полозова, у которого Дмитрий Лопухов (Бьюмонт) должен приобрести стеариновый завод. Когда он появляется в их доме, Катя знакомится с молодым человеком. Вскоре чувства молодых людей перерастают в любовь, и они женятся. Только после этого Лопухов – Бьюмонт открывается Кирсановым, они начинают дружить семьями, и живут в одном доме. Под влиянием своего мужа и новых друзей, Екатерина включается в их дело, и, как и Вера, тоже открывает швейную мастерскую.
Описание героев романа «Что делать?», может быть использовано для устного рассказа на уроках литературы.
Характеристика главных героев романа что делать таблица. Чернышевский «Что делать?»: сюжет и анализ романа
Главные герои
Вера Розальская. Молодая особа, основное действующее лицо «Что делать?», с помощью сновидений которой, писатель трактует собственные рассуждения и мировоззренческие мысли о реформировании революции, рассуждения о грядущем времени. Это уже первые шаги спасения: Вера Розальская оставляет отчий дом при помощи фальшивого замужества, она не хотела исполнять желание мамы, и ехать бракосочетаться за обеспеченного человека. Серьезная и независимая, она открывает свою швейную мастерскую, в котором нанятые работницы, обладают равными с ней правами.
Лопухов. Обучающийся медик, справедливая и очень благородная личность. Безвозмездно предоставляет свою поддержку Вере Розальской. Принадлежит обществу следующего поколения. Высокодуховная личность, он целиком и полностью продолжает быть примером честности и нравственности. Приходит на помощь Вере, для того, чтобы она могла убежать от родных, сделав фальшивое замужество, арендует жилплощадь, в котором они проживают. Оказавшийся фальшивым супругом Веры, из-за ее семейной благополучия, разыграет собственную погибель, и едет за рубеж.
Кирсанов. В дружеских отношениях с Лопуховым, числиться его самым надежным другом. Такая же добросовестная и добропорядочная личность. Он полюбил супругу товарища, и, для того чтобы держаться подальше от их домашнего уюта, оставляет их. Приходит обратно только тогда, когда Лопухов приболел. Вслед за воображаемой гибелью приятеля, вступает в брак с возлюбленной. Надежный, солидный и рациональный.
Рахметов. Нрав его нестандартен, но светел и непохожий на находящихся рядом. Хочет полностью отдать себя прислуживанию народу, для чего воздерживается от любых благ, придерживается монашеской жизни, покидает даже возлюбленную, чтобы ничто не могло помешать ему следовать возвышенным идеям. Может, отчасти даже многострадальная личность. Приятель Кирсанова и Лопухова, настоящий революционер, знает свое дело, прообраз на который стоит равняться.
Основные персонажи
В рассказе присутствуют несколько главных образов, на которых основывается смысловая таблица. Характеристика героев «Что делать?» Чернышевского поможет передать главную систему построения текста, например:
При помощи главных персонажей романа автор показал людей новой формации, на которых стоит обратить внимание и задуматься о своей жизни.
В произведении также имеются второстепенные персонажи. Автор дал понять читателям, что даже при таком окружении встречаются добрые и справедливые люди.
Остальные действующие лица
Розальская Марья Алексеевна. Злобная и тираничная дама, мама Веры. Представляется диктатором в своем семействе. Могущественная и полна решимости, она управляет семьей по своему разумению. По ее мнению, есть лишь два вида людей, некоторые из них — шарлатаны, но, а если нет, то, определенно, дуралеи. Марья Алексеевна соблюдает старые обычаи, и всеми возможными способами их просвещает. Наживается на том, что выдает людям денежные средства, и любыми способами хочет увеличить свое состояние. Рада отдать дочку за состоятельного человека, но та сопротивляется этому и скрывается от родных.
Екатерина Бьюмонт. Катя — дочка коммерсанта Полозова, у которого Дмитрий Лопухов (Бьюмонт) должен купить стеариновое предприятие. Когда он приходит в их жилище, Катя сталкивается с ним. В скором времени отношения молодой пары превращаются в любовные чувства, и они сочетаются браком. Лишь вслед за этим Лопухов — Бьюмонт рассказывает все Кирсановым, они стали дружить, находятся в одном здании. Под давлением собственного супруга и разных сторонников, Екатерина подключается к их общему делу.
Второстепенные герои
Важно понимать, что помимо основных действующих лиц, есть и другие персонажи в произведении «Что делать?». Характеристика героев второго плана поможет ближе познакомиться с каждым из них:
Самая популярная работа в творчестве Николая Чернышевского — «Что делать?». Это произведение переполнено событиями и действующими лицами, причем там представлена не только любовная, но и другие темы, среди которых равенство между сильным и слабым полом.
Вариант 2
Роман содержит множество различных образов и идей, наполненных революционными мыслями. Произведение позволяет понять, что не всегда взгляды большинства являются правильными.
Вера Розальская
Главной героиней произведения является девушка – бунтарка, своенравная и идущая вопреки даже собственной матери. Она не выходит замуж за нелюбимого человека, а заключает фиктивный брак, чтобы сохранить свою свободу и покинуть отчий дом. Идти к своей цели ей помогает именно сильный и независимый характер. Ей удается открыть собственное дело (пусть в этом ей и помог муж), но девушка очень много работы проделала, чтобы воплотить свою мечту в жизнь. Вера открыла швейную мастерскую, нашла работниц. Стоит отметить, что для женщин того времени такое было практически невозможно. Вдобавок, девушка начала обучаться медицине, где так же получала успех.
Одной из главных линий сюжета являются сны Веры Павловны, в них она видит подсказки, различные символы и даже будущее.
Лопухов
Кирсанов
Рахметов
Данный герой произведения является весьма неординарной личностью. Это хороший друг Кирсанова и Лопухова. В нем живут революционные взгляды. Главная цель его жизни – служение людям, ради чего он готов пожертвовать всем, даже любимой женщиной, от которой он отказывается, дабы чувства не мешали его высоким помыслам.
Розальская Марья Алексеевна
Мать Веры представлена как некий тиран в своей семье. Это очень злая, глуповатая и желчная женщина. Счастье она видит только в деньгах, которые просто затуманивают ее разум. Властная, она пытается выдать свою дочь замуж за богатого человека, но та противится и уходит из дома, заключив фиктивный брак.
Екатерина Бьюмонт
Катя является дочерью промышленника Ползунова. Знакомство Лопухова и девушки происходит, когда тот приходит к ее отцу для покупки завода. Вскоре их общение перерастает в любовь и они женятся. Только после этого Лопухов открывается перед Кирсановыми. Между семьями возникает дружба и они даже начинают жить под одной крышей.
Крюкова
При помощи образа Натальи Борисовны – одной из работниц мастерской, автор передает идею спасения падшей женщины.
Другие сочинения: ← Дети в произведении В дурном обществе Короленко↑ ДругиеГерои произведения Приключения Тома Сойера →
Рахметов
На становление студента Рахметова как «особенного человека» во многом повлияло знакомство с Кирсановым, который побудил его к чтению книг и стремлению к новым знаниям. Самый утопичный образ в романе: максимально близок к народу, живет во имя общественного, а не личного, добровольно отказываясь от многих благ: «…мы должны своею жизнью свидетельствовать, что мы требуем этого [наслаждения жизнью] не для удовлетворения своим личным страстям, не для себя лично, а для человека вообще…». Именно Рахметова автор ставит примером для подражания современной ему молодежи, возвышая над остальными главными героями, подчеркивает в нем черты настоящего энтузиаста и революционера.
Наделив главных героев романа лучшими качествами, Чернышевский утверждает, что они не являются недостижимым идеалом, единственными в своем роде: «На той высоте, на которой они стоят, должны стоять, могут стоять все люди…» тем самым призывая современников прислушаться к данным в произведении ответам на главный вопрос что делать?
Сочинение по роману Чернышевского “Что делать?”
Роман начинается с точной даты — 11 июля года. Именно в этот день в одну из петербургских гостиниц поселился молодой мужчина. Он заказал скромный ужин в номер и попросил, чтобы его завтра пораньше разбудили, есть важные дела. Однако на следующее утро постоялец дверь не открыл, сколько в нее не стучали. Пришлось вызвать полицейского, который также не смог достучаться в номер. Пришлось выламывать дверь.
Характеристика литературного героя Кирсанов Александр Матвеич — один из главных героев произведения. Он обладает большой физической силой. С юного возраста стал стараться обеспечивать себя. Окончил Медицинскую академию, теперь он работает в госпитале и возглавляет кафедру.
Главные герои романа Чернышевского «Что делать?»
Вера Павловна Розальская
— главная героиня романа, в уста которой автор вложил и свои мысли. Данная героиня – красивая и общительная девушка, у которой достаточно сильный и своевольный характер. Свобода и независимость – вот, что важно для Веры. Даже когда героиня выходит замуж не по любви за Лопухова, она не отрекается от своей свободы. Вера просит мужа об уединении, живут они в разных комнатах и встречаются лишь для трапез.
Еще с молодого возраста Вера начинает увлекаться шитьем. После того как героиня выходит замуж за Лопухова, она открывает свою швейную мастерскую. Автор описывает ее как идеальное для работы место. Для героини оно становится главным делом жизни. Как руководителя девушку все ценят, так как она заботилась о благе других девушек, которые работали у нее.
В повествовании символичны сны Веры Павловны, которые демонстрируют авторские размышления о будущем страны и ее переустройстве.
Дмитрий Сергеевич Лопухов
– студент медицинского факультета, желающий стать профессором. Герой привык самостоятельно пробивать себе дорогу по жизни.
Герой по-настоящему полюбил Веру и хотел спасти ее от семейного гнета. Поэтому предлагает ей выйти за него замуж. Персонаж отличается своим благородством, порядочностью и чистым помыслом души. Лопухов понимает, что жена не чувствует к нему любви, и отпускает ее. Он инсценирует самоубийство и переезжает в другую страну, чтобы Вера обрела счастье с другом Лопухова – Кирсановым.
Александр Матвеевич Кирсанов
– еще один главный герой романа. Вместе со своим другом Лопуховым они образуют новый тип людей, на которых, как отмечает автор, всегда можно положиться. Это отважные люди, которые не привыкли отступать от дела.
Однако когда Кирсанов влюбляется в Веру, он боится появляться в доме друга, он не хочет мешаться семейной жизни близких ему людей. Однако Кирсанов и Вера Павловна не могут уйти от своих чувств, поэтому вскоре женятся и счастливо живут.
Другим главным героем произведения, который играет важную роль в повествовании и для определения смысла романа, является Рахметов
. Это близкий друг Лопухова и Кирсанова. Данному герою посвящена 29 глава. Рахметов – необычный человек с революционными взглядами на жизнь. Возможно, он и хотел бы жить так, как все люди того времени, однако он не может этого сделать. Главное для героя – служение людям. Для этого он отказывается почти от всего, даже от любимой женщины, потому что любовь могла помещать достижению его главной цели. Автор показывает, что Рахметов – последняя стадия преображения человека нового типа, это некий идеал.
Характеристика героя Кирсанов, Что делать, Чернышевский
Роман «Что делать? Во время написания романа «Что делать? В записке сказано, что о ее авторе вскоре услышат на Литейном мосту и что подозрений ни на кого иметь не должно. Обстоятельства выясняются очень скоро: ночью на Литейном мосту стреляется какой-то человек.
Его появление совпало с расцветом новых для России идей — философии Фурье. Поэтому многие люди радостно приветствовали прогресс в отечественном искусстве и позитивно восприняли те предначертания о будущем общества, которые описал автор.
«Что делать?» Чернышевского: главные герои
В романе «Что делать?» Н.Г. Чернышевский прежде всего стремился изобразить мораль и ценности «новых людей». Главные герои произведения порядочны, решительны, умны, честны и благородны. Их мысли, поступки и образ жизни укрепляют веру в просветительскую идею о том, что человек может быть счастливым, когда его личные интересы идут в унисон с общественными.
Вера Павловна
Красивая, высокая, смуглая, длинноволосая, Вера отличается сильным свободолюбивым характером: «…не хочу никому поддаваться, хочу быть свободной, не хочу никому быть обязанной…». Ей отвратительны попытки матери выдать ее замуж по расчету и, даже будучи особой спокойной и уравновешенной, чтобы этого избежать, она проявила необычную для женщины того времени силу духа и непреклонность. Вера бесконечно стремится к саморазвитию, влияние таких же «новых людей» способствует ее духовному росту и совершенствованию; выбравшись из «подвала», она решает помогать в этом другим. Так, сотрудников своей мастерской она делает не подчиненными, а совладельцами, что еще раз показывает ее неприятие угнетения и неравенства. Образ Веры – ответ Чернышевского на поднятый им вопрос о социальной неустроенности женщины и общества в целом, идеал «новой» женщины — развитая, уверенная в себе, независимая и самостоятельная.
Дмитрий Сергеевич Лопухов
«…Среднего роста …с темными каштановыми волосами, с правильными, даже красивыми чертами лица, с гордым и смелым видом…» — такой человек становится мужем и «освободителем» Веры Павловны. Умный и образованный студент – медик Лопухов грезит научной карьерой, окружающие ценят в нем расчетливость прагматичность. Но в то же время это человек отзывчивый и бескорыстный: он жертвует своими стремлениями ради спасения Веры от родительского гнета. До самого конца остается верным своим идеалам, образцом высоконравственности и благородства, в очередной раз демонстрируя эти качества решением поступиться собственным семейным благополучием ради счастья друзей.
Александр Матвеевич Кирсанов
Высокий, голубоглазый, русоволосый молодой человек. Лучший друг Лопухова, Кирсанов очень похож на него набором личностных качеств: «…отважный, не колеблющийся, не отступающий, умеющий взяться за дело, и если возьмется, то уж крепко хватающийся за него, так что оно не выскользнет из рук». Не способный на предательство, благородный и самоотверженный готов отказаться от собственных чувств к жене друга, чтобы не разрушить их брак. Сильный и мужественный, тем не менее, он не обделен эстетическим вкусом – ведь с Верой их сблизила именно любовь к музыке и театру.
Рахметов
На становление студента Рахметова как «особенного человека» во многом повлияло знакомство с Кирсановым, который побудил его к чтению книг и стремлению к новым знаниям. Самый утопичный образ в романе: максимально близок к народу, живет во имя общественного, а не личного, добровольно отказываясь от многих благ: «…мы должны своею жизнью свидетельствовать, что мы требуем этого [наслаждения жизнью] не для удовлетворения своим личным страстям, не для себя лично, а для человека вообще…». Именно Рахметова автор ставит примером для подражания современной ему молодежи, возвышая над остальными главными героями, подчеркивает в нем черты настоящего энтузиаста и революционера.
Наделив главных героев романа лучшими качествами, Чернышевский утверждает, что они не являются недостижимым идеалом, единственными в своем роде: «На той высоте, на которой они стоят, должны стоять, могут стоять все люди…» — тем самым призывая современников прислушаться к данным в произведении ответам на главный вопрос — что делать?
Анализ романа Чернышевского «Что делать?»
Автор: Guru · Опубликовано 08.04.2017 · Обновлено 08.10.2017
На уроках литературы, как правило, нечасто уделяют внимание произведению Чернышевского «Что делать». Отчасти это правильно: копаться в бесконечных снах Веры Павловны, анализировать сюжет, который служит лишь обрамлением для главной мысли произведения, пытаться сквозь скрежет зубов разобрать не самый высокохудожественный и легкий язык автора, спотыкаясь чуть ли не через каждое слово — занятия долгие, нудные и не совсем оправданные. С точки зрения литературоведения это не самый удачный выбор для рассмотрения. Но какое влияние оказал этот роман на развитие русской общественной мысли 19 века! Прочитав его, можно понять, чем жили самые прогрессивные мыслители того времени.
История создания
Николай Чернышевский за свои радикальные высказывания в адрес действующей на тот момент власти был арестован и заключен в Петропавловскую крепость. Там же родилось его произведение. История романа «Что делать» началась в декабре 1862 года (дописал его автор в апреле 1863). Первоначально писатель задумывал его, как ответ на книгу Тургенева «Отцы и дети», где тот изобразил человека новой формации – нигилиста Базарова. Евгения постиг трагический финал, но в противовес ему был создан Рахметов – более совершенный герой того же склада ума, который уже не страдал по Анне Одинцовой, а занимался делом, и весьма продуктивно.
Чтобы обмануть бдительных цензоров и судебную комиссию, автор вводит в политическую утопию любовный треугольник, который занимает большую часть от объема текста. Этим трюком он запутал чиновников, и те дали разрешение на публикацию. Когда обман раскрылся, было уже поздно: роман «Что делать» разошелся по стране в выпусках «Современника» и рукописных копиях. Запрет не остановил ни распространение книги, ни подражание ей. Его сняли лишь в 1905 году, а через год официально выпустили отдельные экземпляры. Но впервые на русском она была опубликована задолго до этого, в 1867 году в Женеве.
Стоит привести некоторые цитаты современников, чтобы понять, насколько эта книга оказалась значимой и необходимой для людей того времени.
Писатель Лесков вспоминал: «О романе Чернышевского толковали не шёпотом, не тишком, — но во всю глотку в залах, на подъездах, за столом г-жи Мильбрет и в подвальной пивнице Штенбокова пассажа. Кричали: „гадость“, „прелесть“, „мерзость“ и т. п. — все на разные тоны».
Анархист Кропоткин восторженно отзывался о произведении:
Для русской молодёжи того времени она была своего рода откровением и превратилась в программу, сделалась своего рода знаменем
Даже Ленин удостоил её своей похвалы:
Роман „Что делать?“ меня всего глубоко перепахал. Это вещь, которая даёт заряд на всю жизнь.
В произведении есть антитеза: направление романа «Что делать» — социологический реализм, а жанр – утопия. То есть, правда и вымысел тесно соседствуют в книге и порождают смесь настоящего (объективно отраженных реалий того времени) и будущего (образ Рахметова, сны Веры Павловны). Именно поэтому он вызвал такой резонанс в обществе: люди болезненно восприняли перспективы, которые выдвинул Чернышевский.
Кроме того, «Что делать» — философско-публицистический роман. Этот титул он заслужил благодаря скрытым смыслам, которые исподволь внедрил автор. Он и писателем то не был, просто использовал понятную всем литературную форму для распространения своих политических взглядов и выражения своих глубоких мыслей о справедливом социальном устройстве завтрашнего дня. В его произведении очевиден именно публицистический накал, освещены именно философские вопросы, а беллетристический сюжет служит лишь прикрытием от пристального внимания цензоров.
О чём роман?
Суть предыстории «Что делать» такова: главная героиня Вера живет с невежественной и грубой семьей, там свои порядки установила расчетливая и жестокая мать. Она хочет выдать дочь за богатого сына хозяйки дома, где работает управляющим ее супруг. Алчная женщина не гнушается никакими средствами, может даже пожертвовать честью дочери. Спасения нравственная и гордая девушка ищет у репетитора брата, студента Лопухова. Тот тайком занимается и ее просвещением, жалея светлую голову. Он же устраивает ее побег из дома под эгидой фиктивного брака. На самом же деле молодые люди живут как брат с сестрой, любовных чувств между ними нет.
«Супруги» часто бывают в обществе единомышленников, где героиня знакомится с лучшим другом Лопухова – Кирсановым. Александр и Вера проникаются взаимной симпатией, но не могут быть вместе, так как боятся задеть чувства друга. Дмитрий привязался к своей «жене», открыл в ней многогранную и сильную личность, занимаясь ее образованием. Девушка, например, не желает сидеть на его шее и хочет самостоятельно устроить свою жизнь, открыв швейную мастерскую, где женщины, оказавшиеся в беде, могли бы честно заработать. С помощью верных друзей она реализует свою мечту, и перед нами открывается галерея женских образов с жизненными историями, характеризующими порочную среду, где слабому полу приходится бороться за выживание и отстаивать честь.
Дмитрий чувствует, что мешает друзьям, и инсценирует свое самоубийство, дабы не стоять у них на пути. Он любит и уважает жену, но понимает, что та будет счастлива только с Кирсановым. Естественно, о его планах никто не знает, все искренне оплакивают его кончину. Но по ряду намеков от автора мы понимаем, что Лопухов спокойно уехал заграницу и вернулся оттуда в финале, воссоединившись с товарищами.
Отдельной смысловой линией является знакомство компании с Рахметовым – человеком новой формации, который воплощает идеал революционера, по мнению Чернышевского (он пришел к Вере в день, когда она получила записку о самоубийстве мужа). Революционны не действия героя, а сама его сущность. Автор рассказывает о нем подробно, сообщая о том, что он продал имение и вел спартанский образ жизни, лишь бы помочь своему народу. В его образе и скрыт истинный смысл книги.
Главные герои и их характеристика
Прежде всего, роман примечателен своими героями, а не сюжетом, который был нужен для отвлечения внимания цензоров. Чернышевский в произведении «Что делать» рисует образы сильных людей, «соли земли», умных, решительных, смелых и честных, людей, на плечах которых позже и понесется во всю прыть неистовая машина революции. Таковы образы Кирсанова, Лопухова, Веры Павловны, которые являются центральными персонажами книги. Все они — постоянные участники действия в произведении. Но над ними особняком высится образ Рахметова. На контрасте с ним и троицей «Лопухов, Кирсанов, Вера Павловна» писатель хотел показать «обычность» вторых. В последних главах он вносит ясность и буквально разжевывает для читателя свой замысел:
«На той высоте, на которой они стоят, должны стоять, могут стоять все люди. Высшие натуры, за которыми не угнаться мне и вам, жалкие друзья мои, высшие натуры не таковы. Я вам показал легкий абрис профиля одной из них: не те черты вы видите»
Главные герои «Что делать» благородны, порядочны, честны. Таких характеров не так уж много в литературе, о жизни и говорить нечего, но Чернышевский идет дальше и вводит чуть ли не утопический характер, показывая тем самым, что порядочность — далеко не предел развития личности, что люди обмельчали в своих стремлениях и целях, что можно быть еще лучше, тверже, сильнее. Все познается в сравнении, и, добавляя образ Рахметова, писатель повышает читателям планку восприятия. Именно так, по его мнению, выглядит настоящий революционер, способный повести за собой Кирсановых и Лопуховых. Они сильны и умны, но недостаточно созрели для решительных самостоятельных действий.
Проблематика
Многие писатели и общественные деятели даже спустя время упоминали эту книгу. Чернышевский понял дух того времени и успешно развил эти мысли дальше, создав настоящую памятку русского революционера. Проблематика в романе «Что делать» оказалась болезненно актуальной и злободневной: автор затронул проблему социального и гендерного неравенства, злободневные политические проблемы и даже несовершенства менталитета.
Смысл романа
Автор создал молодежи пример для подражания, чтобы показать, как нужно себя вести. Чернышевский дал России образ Рахметова, в коем и собрано большинство ответов на животрепещущие вопросы «что предпринять», «кем быть», «к чему стремиться» — Ленин увидел это и предпринял ряд действий, которые и привели к удачному перевороту, иначе бы он не отзывался о книге столь восторженно. То есть, главная мысль романа «Что делать» — это восторженный гимн новому типу деятельного человека, который сможет решить проблемы своего народа. Писатель не только критиковал современное ему общество, но и предлагал пути решения тех конфликтных ситуаций, которые его раздирали. По его мнению, нужно было делать так, как поступал Рахметов: отказываться от эгоизма и сословного высокомерия, помогать простым людям не только словом, а рублем, участвовать в больших и глобальных проектах, способных реально изменить положение.
Настоящий революционер, по мнению Чернышевского, обязан сам жить той жизнью, которой живет простой человек. Люди, стоящие у власти, не должны быть возведены в отдельную элитную касту, как это часто происходит. Они — слуги народа, который их назначил. Примерно так можно выразить позицию автора, которую он передал и своему «особенному» герою и которую хочет донести через него читателю. Рахметов — аккумуляция всех положительных качеств, можно сказать, «сверхчеловека», как у Ницше. С помощью него выражается идея романа «Что делать» — светлые идеалы и твердая решимость отстоять их.
Тем не менее, Чернышевский предупреждает читателя о том, что тернист и «скуден личными радостями путь» этих людей, «на который они зовут вас». Это люди, пытающиеся переродиться из человека в отвлеченную идею, лишенную личных чувств и страстей, без которых тяжела и безрадостна жизнь. Писатель предостерегает от восхищения такими Рахметовыми, называя их смешными и жалкими, потому что они пытаются объять необъятное, променять полную земных благ судьбу на долг и безответное служение обществу. Но между тем автор понимает, что без них жизнь совсем потеряла бы свой вкус и «прокисла». Рахметов — не романтический герой, а вполне реальный человек, которого творец рассматривает с разных сторон.