на каком автотранспорте запрещается доставка скота на мясокомбинат

Транспортировка животных

От условий транспортировки убойных животных во многом зависит качество мяса. При нарушении правил транспортировки мясо нередко бывает обсемененным микрофлорой, в результате оно быстрее портится, хуже созревает и может служить источником пищевых заболеваний. При неправильной транспортировке нередко наблюдается повреждение кожного покрова и мыши, что наносит значительный ущерб мясной и кожевенной промышленности.

К транспортировке допускают только здоровых животных. В зависимости от эпизоотической ситуации животные, поступающие на переработку, должны быть привиты против сибирской язвы, чумы свиней, рожи и других инфекционных болезней, если местность неблагополучна по данным болезням.

В соответствии с ветеринарными правилами запрещено направлять на убой животных, больных или подозреваемых в заболевании сибирской язвой, эмфизематозным карбункулом, столбняком, сапом, чумой крупного рогатого скота и верблюдов, бешенством, злокачественным отеком, мелиоидозом, брадзотом, энтеротоксимией овец, инфекционной анемией лошадей, эпизоотическим лимфангитом, туляремией, ботулизмом, чумой и псевдочумой птицы, а также животных находящихся в состоянии агонии. Не подлежат отправке на убойные предприятия животные, клинически больные бруцеллезом и туберкулезом. Таких животных убивают в хозяйстве на специально оборудованных убойных площадках. Не отправляют на убой животных, имеющих повышенную или пониженную температуру тела, птицу, больную микоплазмозом.

Запрещается отправлять на убой в течение 14 дней животных после прививок их вакцинами против сибирской язвы и бешенства или которым вводили с лечебной целью противосибиреязвенную сыворотку. Не допускаются к убою животные в течение трех дней после лечения их антибиотиками.

Животные, положительно реагирующие на бруцеллез и туберкулез, но не имеющие клинических признаков болезни, свиньи, больные чумой, и животные с другими болезнями, при которых убой на мясо допускается, могут быть отправлены на убойные предприятия только по специальному в каждом отдельном случае разрешению ветеринарного отдела областного управления сельского хозяйства.

Непосредственно перед отправкой ветеринарный специалист, обслуживающий хозяйство, осматривает всех животных и производит термометрию. На здоровых животных, выходящих за пределы района, он выдает ветеринарное свидетельство по форме № 1, а на транспортируемых внутри района может дать справку. При вывозе животных за пределы области, края, республики ветеринарное свидетельство должно быть подписано главным ветеринарным врачом района. Кроме свидетельства, на каждую партию животных составляют товарно-транспортную накладную. На выбракованных животных должны представляться акты о выбраковке. Стельных коров без актов выбраковки отправлять на убой запрещено.

Крупный рогатый скот, свиньи и лошади должны быть забиркованы; на них составляют опись с указанием в ней вида животного и номера бирки (тавра).

Животных необходимо заранее готовить к транспортировке, постепенно (за 4-5 дней) переводя их на транспортный рацион.

Перевозка животных по железной дороге

Перевозка животных по железной дороге производится преимущественно на дальние расстояния. Подготовленный к погрузке скот доставляют на станцию погрузки. После двухчасового отдыха проводят клинический осмотр и термометрию скота. Если среди отправляемых животных будут обнаружены больные инфекционными болезнями, то скот и птицу к погрузке не допускают, а выводят за пределы станции и карантинируют.

Для перевозки животных имеются специальные вагоны, оборудованные кольцами для привязи скота, кормушками, бочками для замешивания кормов свиньям и прочим инвентарем. В теплое время года, с 1 мая по 1 сентября, транспортировать животных на расстояние не свыше 300 км можно в открытых решетчатых вагонах. Перед погрузкой вагоны должны быть осмотрены ветеринарными специалистами. Животных грузят в вагоны на отдельных, специально оборудованных платформах, а на станциях, где отсутствуют такие платформы, скот загоняют по переносным трапам. Животных размещают вдоль вагона или поперек. Преимущество продольного размещения крупного рогатого скота заключается в том, что животные оказываются более устойчивыми во время хода поезда, их удобнее кормить и поить. Однако при таком размещении в вагон входит меньшее количество животных. При поперечном размещении можно поместить большее количество крупного рогатого скота, но в этом случае ухудшаются условия для кормления и поения.

Животных в пути обеспечивают кормами из расчета на 1 ц живой массы в среднем для крупного рогатого скота 4,5 кг сена, для овец и коз 5,5 кг сена, для свиней 2,5 кг концентратов. Животных обеспечивают подстилкой из расчета 1,5 кг на голову в сутки.

Чистят вагоны на станциях, специально выделенных для этой цели; обычно такие станции совпадают с пунктами водопоя животных. В случае отказа животного от корма и воды, при заболевании или его гибели проводник должен вызвать транспортного ветеринарного специалиста на ближайшей станции.

Перевозка животных автотранспортом

Автотранспорт удобен для перевозки всех видов животных, особенно при необходимости доставки их мелкими партиями.

Сопровождение животных в пути при перевозке их автотранспортом поручается проводникам, в обязанность которых входит следить за состоянием животных и обеспечивать их сохранность. Для подгона животных к транспорту применяют мягкие хлопушки, при этом не допускается наносить побои; отправку погруженных животных не следует задерживать во избежание излишних потерь их живой массы.

В летнее время автоперевозки животных целесообразно производить ночью или рано утром.

Транспортировка гоном

Транспортировка гоном возможна только крупного рогатого скота и овец. Животных перегоняют по трассам, пролегающим по местностям, благополучным по заразным болезням животных и находящимся в стороне от пастбищ для местного скота. Если животных перегоняют в пределах области, маршрут согласовывают с ветеринарным отделом этой области (края).

За несколько педель до перегона скот прививают против сибирской язвы и других остро протекающих болезней.

Перед отправкой скот формируют в гурты. В зависимости от вида и возраста, а также от условий местности (степная и др.) количество животных в одном гурте может быть различным: взрослого крупного рогатого скота 100-200 голов, молодняка 200-250, овец 600-1000 голов. Гурт должен состоять из животных одного вида и пола, а также однородных по величине и упитанности. В гурты с коровами, если есть возможность, желательно вводить несколько быков-производителей.

Не разрешается в гурты включать животных во втором периоде беременности, а также с травматическими повреждениями конечностей, так как они усложняют перегон.

На отправляемый скот составляют в трех экземплярах товарно-транспортную надкладную. В ней указывают пол, возраст, масть, тавро, массу животных с разбивкой по упитанности, количество голов и прижизненные пороки кожи. Товарно-транспортную надкладную, ветеринарное свидетельство и путевой журнал вручают старшему проводнику или старшему гуртоправу. В путевом журнале указывают необходимые сведения о скоте, выданном фураже и инвентаре. Во время пути в этом журнале отмечают результаты ветеринарного осмотра, пункты отдыха и поения скота, вынужденный убой и т. д.

Формируют бригаду гонщиков из расчета один человек на 35-40 голов крупного рогатого скота или 100-150 овец. Бригаду гонщиков возглавляет старший гуртоправ. Суточный прогон гуртов по местности, богатой травостоем и обеспеченной водой, установлен: для o крупного рогатого скота 15 км, для овец и коз 12 км. На участках пути, не имеющих воды и травостоя, животных нужно прогонять с большей скоростью (20-30 км в сутки). Перегон животных должен начинаться с рассветом и заканчиваться с наступлением темноты. Во время бури, дождя, жаркой погоды и в мороз ниже 20С перегонять животных не разрешается. Через 6-8 дней перегона животным предоставляют одно-двухдневный отдых. В случае возникновения заболевания или падежа животного старший гуртоправ обязан остановить гурт, отвести его в сторону от трассы и немедленно вызвать ветеринарного специалиста. Вынужденный убой животного можно производить только с разрешения ветеринарного специалиста и лишь в особо исключительных случаях с разрешения старшего гуртоправа. Животное убивают на участке, отстоящем от трассы не менее чем на 100 м. Перед убоем животного на землю настилают слой соломы, листьев, веток или сена. После окончания обработки туши подстилку сжигают, а верхний слой земли счищают и зарывают вместе с отходами убоя на глубину 1,5 м. Тушу, внутренние органы и шкуру убитого животного предъявляют для осмотра ветеринарному врачу ближайшего ветеринарного участка.

Перевозка животных водным транспортом

Проводников назначают из расчета один человек на 10 крупных или 50 мелких животных, 10-15 клеток птицы или кроликов. При транспортировке животных по рекам и озерам выбрасывать навоз и трупы животных в воду запрещено. Выгружают навоз на специальных пристанях, оборудованных площадками для биотермического обезвреживания навоза.

При обнаружении больных животных капитал судна должен телеграфировать (радировать) на ближайшую пристань или в порт, где имеются ветеринарные специалисты. По мере выявления причины заболевания животные могут быть задержаны или допущены к дальнейшему следованию (в зависимости от характера болезни). Скот или птицу, среди которых обнаружены инфекционные болезни, в портах во время погрузки или выгрузки задерживают для проведения необходимых мероприятий в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами.

Суда после выгрузки животных очищают и дезинфицируют.

Источник

На каком автотранспорте запрещается доставка скота на мясокомбинат

— Подвижной состав, предназначенный для перевозки животных и птиц, должен отвечать установленным ветеринарно-санитарным требованиям.

Запрещается без соответствующей обработки (очистки, мойки, дезинфекции) перевозка животных и птиц в подвижном составе, освободившемся после перевозки ядохимикатов и минеральных удобрений.

Кузов автомобиля и его приспособления не должны иметь выступающих наружу гвоздей или других острых предметов, которые могут ранить животных и птиц.

Пол кузова автомобиля должен быть целым и без щелей.

— Грузоотправитель должен производить погрузку в один автомобиль (автопоезд) животных и птиц, однородных по виду, полу и возрасту.

При невозможности раздельной погрузки в один автомобиль животных разного вида, пола и возраста перевозка допускается при условии обязательного отделения их друг от друга надежными перегородками.

— Грузоотправитель при погрузке должен размещать крупных животных (лошадей, коров, быков и др.) в подвижном составе головой к кабине и прочно привязывать.

Молодняк крупного рогатого скота, свиней, овец, коз и других мелких животных разрешается перевозить без привязи, но в таком количестве, чтобы все животные могли лежать в кузове подвижного состава.

Лошади перед погрузкой должны быть раскованы.

— Грузоотправитель обязан предъявлять к перевозке птицу только в клетках.

Дно клеток должно быть плотным и жиженепроницаемым. Грузоотправитель обязан устанавливать клетки в кузове подвижного состава так, чтобы обеспечить в каждой клетке свободную циркуляцию воздуха.

После погрузки клетки с птицей должны надежно закрепляться грузоотправителем.

— Способы погрузки животных и птиц на подвижной состав, их размещение, а также нормы перевозки в одном автомобиле (автопоезде) животных и птиц устанавливаются грузоотправителем с учетом условий перевозок (типа подвижного состава, вида и возраста животных, дальности перевозок, времени года, состояния дорожного покрытия и т.д.), наиболее полного использования грузоподъемности и вместимости подвижного состава и обеспечения сохранности перевозимых животных и птиц и подвижного состава.

— На погруженных на автомобиль животных и птиц грузоотправитель обязан выдавать экспедитору сопроводительные документы (ветеринарное свидетельство установленной формы, гуртовую ведомость, путевой журнал, товарно-транспортную накладную).

При перевозке животных и птиц на нескольких автомобилях, следующих колонной, указанные документы (кроме товарно-транспортной накладной) могут выдаваться на всю партию перевозимых животных и птиц.

— Задержки (простои) подвижного состава из-за осмотра перевозимых животных и птиц ветеринарным врачом, а также по требованию экспедитора (поение, кормление, отдых животных и птиц) оформляются актами в соответствии с разделом 10 Общих Правил (Правила составления актов), подписываемыми экспедитором и водителем.

Все составленные в пути следования акты сдаются водителем в автотранспортное предприятие или организацию.

Простои и заезды подвижного состава к ветеринарному учреждению для осмотра животных и птиц ветеринарным врачом, а также простои для поения, кормления, отдыха животных и птиц оплачиваются грузоотправителем.

— В случае заболевания или падежа животных и птиц в пути следования экспедитор обязан немедленно сообщить об этом в ближайшее ветеринарное учреждение. Дальнейшее движение к месту назначения допускается только с разрешения ветеринарного врача, осмотревшего животных, о чем должна быть сделана отметка в ветеринарном свидетельстве.

— Автотранспортные предприятия или организации не несут ответственности за падеж животных и птиц в пути следования из-за болезни, неправильного размещения и крепления их в подвижном составе, а также несоответствия температуры воздуха условиям перевозок отдельных животных и птиц.

— После выгрузки животных и птиц грузополучатель обязан произвести очистку, промывку и дезинфекцию кузова подвижного состава, дополнительного оборудования и приспособлений, используемых при перевозке.

Источник

Ветеринарно-санитарный контроль перевозки животных автомобильным транспортом

М.П. Бутко, B.C. Тиганов, B.C. Фролов ВНИИ ветеринарной санитарии, гигиены и экологии

Ветеринарно-санитарный контроль осущест­вляется за перевозками животных как на внутренних, так и международных линиях. Ветеринарному контролю подлежат живот­ные и птица всех видов, возрастов и разного наз­начения (сельскохозяйственные, зоопарковые, цирковые, спортивные, лабораторные и дикие, птица всех видов, пчелы; живая рыба, раки, лягушки, икра и другие водные организмы).

Перед отправкой животных в хозяйствах (предприятиях) проводят ветеринарно-санитарные и другие мероприятия по подготовке их к транспортировке.

При перевозках животных, в том числе при экспортно-импортных операциях, следует соблюдать «Санитарный кодекс наземных животных» МЭБ, Европейскую конвенцию о защите животных при международных перевоз­ках, а также другие требования, направленные на защиту животных и охрану окружающей среды.

Общие требования. Перевозка животных производится при соблюдении условий, предус­мотренных Законом РФ от 14 мая 1993 г. №4979-1 «О ветеринарии» и действующими нормативно-правовыми актами в области ветеринарии.

К перевозке допускают только здоровых животных из мест (населенных пунктов, хозяйств, предприятий), благополучных по заразным болезням и не находящихся в каран­тине. Ветеринарный врач проводит их клиниче­ский осмотр с термометрией. Животные должны быть подвергнуты ветеринарным обработкам (в том числе прививкам) и проведены соответ­ствующие исследования согласно плану противоэпизоотических мероприятий в сроки за 30 дней до отправки. За несколько дней до отправ­ки их переводят на корма, которые они будут получать в процессе транспортировки, чтобы избежать заболеваний желудочно-кишечного тракта. Отправитель в зависимости от вида и количества животных, дальности их перевозки определяет и готовит необходимое количество фуража, подстилки, емкостей для воды, приспо­соблений для водопоя и другого инвентаря. Представитель Россельхознадзора непосред­ственно в хозяйстве проверяет подготовлен­ность животных к транспортировке.

Не допускаются к перевозке больные живот­ные, за исключением случаев доставки их на мясокомбинат для вынужденного убоя, с тяже­лыми травмами, ожогами и другими поврежде­ниями, угрожающими их жизни. В этом случае должен быть составлен акт о причинах направления животных на вынужденный убой. Их доставляют отдельным транспортом. Не допу­скают к перевозке самок на поздней стадии беременности, а также тех, от которых получен приплод в предшествующие 48 ч перед отправ­кой, новорожденных с незажившей пуповиной.

Для закрытых транспортных средств и кон­тейнеров необходимо равномерное распреде­ление вентиляционных люков. Обязательно наличие отверстий в нижней половине контей­неров для выхода вредных газов.

Животных допускают к перевозке при нали­чии ветеринарных сопроводительных докумен­тов, оформленных в соответствии с приказом МСХ РФ от 16.11.2006 г. № 422 «Об утверждении Правил организации работы по выдаче ветери­нарных сопроводительных документов». На корма, предназначенные животным в пути сле­дования, также выдается ветеринарное свиде­тельство, где указывают результаты лаборатор­ных исследований их качества.

При экспортно-импортных перевозках животных, подпадающих под действие Конвен­ции о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящихся под угрозой исчезновения, требуется разрешение СИТЕС.

Международные перевозки животных осу­ществляются по письменному разрешению Главного государственного ветеринарного инспектора РФ, оформленному на основании запроса от органа управления ветеринарии субъекта РФ и под контролем специалистов Россельхознадзора. В запросах на ввоз живот­ных в РФ от органа управления ветеринарии субъекта РФ дополнительно необходимо указы­вать место их полного таможенного оформле­ния, маршрут следования (с указанием област­ных, краевых и республиканских центров), места остановок (с выгрузкой или без) для поения, кормления, оказания помощи, согласованные с соответствующими территориальными управле­ниями Россельхознадзора и органами управле­ния ветеринарии субъектов РФ.

При международном транзите и транзите между государствами СНГ по территории РФ животных в Россельхознадзор должно предста­вляться письменное согласие соответствующе­го территориального управления Россельхозна­дзора и органа управления ветеринарии субъек­та РФ с указанием маршрута следования (с ука­занием областных, краевых и республиканских органов) и мест остановок.

При внутрироссийских перевозках этот кон­троль организуется в местах погрузки и выгрузки, а также по маршруту следования в местах отдыха, согласованных с местными органами власти.

Ответственный за перевозку животных обя­зан предъявлять ветеринарный сопроводитель­ный документ и другую документацию в пути следования и в пункте назначения для проверки представителям соответствующего территори­ального управления Россельхознадзора и орга­на управления ветеринарии субъекта РФ, а также иным лицам в соответствии с требования­ми законодательства РФ.

Все животные непосредственно перед погрузкой должны быть совместно осмотрены ветеринарным специалистом хозяйства (пред­приятия), которому они принадлежат, и представителями соответствующего территориального управления ветеринарии Россельхознадзора. При осмотре должно определяться состояние здоровья и приниматься решение о возможно­сти транспортировки животных.

Наклон трапа при погрузке животных должен быть не более 30° и иметь боковые ограждения с учетом высоты животных.

В транспортном средстве или контейнере животным предоставляют достаточно места (по установленным нормативам) для принятия ими естественного положения, чтобы они имели воз­можность ложиться или вставать без нанесения вреда друг другу, во избежание травмирования и гибели.

При прямых поставках животных из откор­мочных комплексов (хозяйств) на мясокомбина­ты (бойни) расстояние от хозяйства до места убоя не должно превышать 100 км.

Крупный рогатый скот (коровы и быки) транс­портируют с обеспечением жесткой фиксации. Взрослые быки должны перевозиться отдельно. Крупный рогатый скот с рогами и без них отделя­ют друг от друга. Бычков старше 18 мес. необхо­димо привязывать и размещать головой вперед.

Свиньи, которых перевозят в контейнере, должны быть одной партии, но предварительно разделены на группы. Взрослых хряков и агрес­сивно ведущих себя свиноматок транспортиру­ют в индивидуальных контейнерах. Их длина должна на 20 см превышать длину тела, высота на 15 см быть больше роста животного на уров­не поясницы, а ширина достаточной для того, чтобы свинья могла лечь на бок. При перевозке свиней, подсвинков, поросят на автотранспорте с удлиненным кузовом в нем оборудуют 2-3 отсека (с перегородками) для предотвращения скопления животных на подъемах, спусках и при торможении.

Для перевозки лошадей предпочтительнее использовать автоскотовозы. Стойла должны обладать повышенной прочностью и ограничи­вать движения животного, металлическая арма­тура покрыта защитным материалом, а для шеи рекомендуется наличие мягкой выемки в перед­ней части стойла. Необходимо обеспечить доступ к голове животного во время перевозки и наличие приспособлений для привязи. Лошадей следует привязывать без жесткой фиксации для сохранения их естественного положения. Животные перед погрузкой должны быть раско­ваны.

При перевозке молодых лошадей продолжи­тельностью более 48 ч площадь их размещения увеличивают вдвое, чтобы жеребята и молодые животные имели возможность лечь.

Птицу перевозят в клетках (оборудованных по видам птицы), чистых решетчатых ящиках и специальных контейнерах (с системой вентиля­ции и отопления), имеющих сплошное дно. Клетки, ящики и контейнеры разрешается гру­зить на транспортное средство ярусами (не более четырех), располагая их так, чтобы обес­печить в каждой клетке (ящике, контейнере) сво­бодную циркуляцию воздуха и исключить попа­дание помета на птицу, размещенную внизу. В клетках (ящиках, контейнерах) должно быть достаточное количество подстилки.

Для перевозки молодняка птицы используют автомобиль-фургон с изотермическим кузовом, регулируемой температурой и системой венти­ляции. Молодняк размещают в специальных ящиках. Автомобилем-фургоном за один рейс можно перевозить около 6 тыс. цыплят, 8 тыс. индюшат, 6 тыс. утят, 2 тыс. гусят или 18 тыс. куриных яиц.

Для перевозки суточных цыплят и инкуба­ционных яиц предложен автомобиль-фургон с системой вентиляции и отопления с кузовом на дополнительных амортизаторах.

Интервал между поением и кормлением птиц в пути не должен превышать 12 ч. Для суточных цыплят домашней птицы максималь­ное время транспортировки не должно превы­шать 36 ч при условии, что перевозка заканчива­ется ранее 60 ч после вылупления. Поить и кор­мить суточных цыплят в пути не требуется.

С партиями живой рыбы следует обращаться как со скоропортящимся грузом. Планируемое время перевозки живой рыбы не должно превы­шать 48 ч (для некоторых видов 18 ч) при темпе­ратуре, равной 20 °С.

Живую рыбу (в том числе товарную), икру, живых раков и другие водные организмы при перевозке автотранспортом помещают в спе­циально подготовленную для этих целей тару (спецавтотранспорт, спецконтейнеры, баки, специальные полиэтиленовые пакеты), тща­тельно промытую, продезинфицированную и вторично промытую, без посторонних запахов.

Рекомендуется перевозить живую рыбу в той воде, из которой она выловлена с содержанием 60 мг/л кислорода из расчета на 1 кг рыбы при температуре 10 °С.

При перевозке рыбы, оплодотворенной икры, раков на дальние расстояния грузоотправитель обязан заблаговременно определить пункты, где допускается смена или добавление воды (если требуется) в емкости с рыбой (оплодотворенной икрой, раками) с учетом благополучия водоемов, из которых предполагается набирать воду, по инфекционным и инвазионным болезням.

Декоративные рыбки упаковываются в спе­циальные пластиковые мешки, на 2/3 наполнен­ные кислородом, а на 1/3 водой, в которой они могут свободно плавать. Полиэтиленовый пакет должен быть запечатан эластичной лентой и помещен в другой, закрытый таким же образом. Оба пакета с рыбками упаковывают во внешний контейнер из картона, дерева, пластика или пенополистирола, имеющих достаточную проч­ность и гладкие стенки. Колючих рыб надо поме­щать во внутренний контейнер из твердого пла­стика в полиэтиленовом мешке, отделенном несколькими слоями бумаги от внешнего полиэ­тиленового мешка. Оба мешка должны быть зак­рыты вышеуказанным образом.

Крупные амфибии и рептилии размещаются по отдельности в прочных контейнерах по раз­мерам, точно приспособленным к животному. Свободное пространство для них должно быть ограничено, чтобы животное резко не двига­лось. Рекомендуется закрывать пасти крокоди­лов липкой лентой и завязывать им глаза мягким материалом. Если есть вероятность резких перепадов температуры при перевозке, контей­нер надо поместить во внешний вентилируемый полистироловый ящик.

Живых (съедобных) лягушек на экспорт перевозят авторефрижераторами, которые подают по согласованию с поставщиком в пункт заготовки. Отлов, подготовка и поставка их про­водятся в соответствии с «Инструкцией по отло­ву и поставке живых (съедобных) лягушек на экспорт» и «Международным ветеринарным кодексом по водным животным» (1999 г.).

Живых раков на экспорт доставляют авто­транспортом к самолетам в плетеных корзинах или лучинных коробках, в которых их плотно упа­ковывают лапками вниз, но чтобы они не давили друг друга и могли свободно шевелиться. Перед погрузкой в самолет раков хранят в чистых, хорошо проветриваемых помещениях, защи­щенных от солнца, дождя и сквозняка.

Пчёл перевозят в ульях, ящиках-пакетах, соответствующим образом подготовленных для транспортировки по усмотрению и под ответ­ственность грузоотправителя. Пакеты пчёл при­нимают к погрузке в прочных фанерных ящиках, имеющих вентиляцию в виде специальной металлической сетки или узких щелей. Контей­нер должен быть закрыт.

Во время жаркой погоды пчёл перевозят ночью или рано утром. Следует оберегать их от излишней тряски и светового раздражения. При перевозке автотранспортом на дальние рас­стояния большое значение имеет обеспечение пчелиных семей достаточной вентиляцией во избежание их «запаривания» (Р.А. Морзе, 1971). Рекомендуется также во время погрузки и раз­грузки пчёл двигатель автомобиля оставлять работающим. Нельзя перевозить с пчёлами остропахнущие вещества.

Лабораторных животных (белые крысы, мыши, морские свинки) перевозят изолированно от дру­гих партий животных, а также следует принять меры для предотвращения их контакта с челове­ком и свести к минимуму возможность передачи инфекций. Вентиляционные отверстия с этой целью должны быть затянуты легкой тканью. Перевозить животных следует осторожно, без резких рывков и торможений.

Пушных зверей транспортируют в специаль­ных клетках с сетчатым полом поддонами для сбора мочи и кала и достаточным количеством сухой подстилки (соломы, сена или древесной мягкой стружки). Ящики для пресмыкающихся (змей и др.) должны быть крепкими с отверстия­ми для доступа воздуха.

Для перевозки зоопарковых, цирковых, экзо­тических животных используют специальные контейнеры, изготовленные для каждого вида, со всеми предосторожностями и по согласова­нию с представителем соответствующего тер­риториального управления Россельхознадзора в каждом конкретном случае. Контейнеры с животными доставляют автомобилями к месту перегрузки на воздушные или водные транс­портные средства для дальнейшего движения в пункт назначения.

При перевозке зебр, очень беспокойных животных, контейнер (потолок и стены) во избе­жание травм обивают внутри резиной или дру­гим подходящим материалом. Для устойчивости тела пол обшивают планками или шероховаты­ми досками.

Для перевозки приматов используют спе­циальные закрытые контейнеры. Взрослых обезьян размещают по одной или разделяют перегородками. Партии их из разных регионов должны на всех стадиях перевозки содержаться раздельно. Рекомендуется поддерживать тем­пературу в отсеке не выше 20 °С, не допускать сквозняков, которые для них опасны. В течение 24 ч после начала перевозок животным не требу­ется кормление.

При перевозке слонов, гиппопотамов, носо­рогов используют контейнеры с прочными металлическим каркасом со стенами из твердо­го дерева и металлическими прутьями на входе и выходе, скрепленными болтами. В верхней трети деревянных дверей делают вентиляцион­ные отверстия. Крыша твердая и имеет щели для вентиляции. Пол должен быть толщиной не менее 2,5 см на шпунтах и иметь нескользкую поверхность. Пол и нижняя часть стенок контей­нера герметичные. Размеры контейнера не дол­жны позволять животному совершать свобод­ные движения, но давать возможность двигаться во избежание судорог. Перед погрузкой живот­ных следует напоить. Кормление и поение обыч­но не требуются в течение 24 ч перевозки.

Хищных животных (тигров, львов и др.) для уменьшения их беспокойства следует перево­зить в затемненных контейнерах, каркас которых сделан из металла, обит фанерой или другим прочным материалом, а двери для входа и выхо­да скользящие или распашные. Они должны прочно запираться. Передняя дверь для выхода делают из стальной сварной сетки или прочных железных прутьев, исключая возможность животному просовывать лапы; спереди контей­нера устанавливается деревянная крышка с вен­тиляционными отверстиями.

Диких травоядных животных, у которых рога и панты нельзя удалить, транспортируют индивидуально. Олени в период гона и роста рогов к перевозке не допускаются.

В случае заболевания или падежа животных и птиц в пути следования экспедитор обязан немедленно сообщить об этом в ближайшее ветеринарное учреждение. Дальнейшее движе­ние к месту назначения допускается только с разрешения ветеринарного врача, осмотревше­го животных, о чем должна быть сделана отмет­ка в ветеринарном свидетельстве.

При необходимости снятия с транспортного средства животного, заболевшего в пути следо­вания, или трупа вопрос должен быть решен представителем соответствующего территори­ального управления Россельхознадзора по согла­сованию с органом управления ветеринарии субъекта РФ, которые определяют ветеринарно-санитарные мероприятия (лечение, направление на убой, порядок утилизации трупа).

Выгрузка животных после перевозки. Лицо, ответственное за перевозку животных, организует совместно с получателем выгрузку в максимально сжатые сроки, а также ветеринар­ный осмотр, оказание (при необходимости) ветеринарной помощи животным и представля­ет ветеринарную сопроводительную документа­цию представителю соответствующего террито­риального управления Россельхознадзора.

Грузополучатель после ветеринарного осмо­тра животных обеспечивает их размещение в соответствующих помещениях (загонах), орга­низует уход за животными, доступ к воде и кор­мам, но с учетом постепенного изменения рациона. Лошадям после длительной транспор­тировки предоставляется 48-часовой отдых.

Больных, травмированных и уставших животных выгружают под контролем представи­теля соответствующего территориального упра­вления Россельхознадзора с необходимыми мерами предосторожности и направляют в определенные им отдельные помещения (заго­ны) для ухода, лечения и проведения специали­стами иных ветеринарно-профилактических и лечебных мероприятий.

После выгрузки животных и птиц производят очистку, промывку или дезинфекцию кузова подвижного состава, дополнительного оборудо­вания и приспособлений, используемых при перевозке, по действующим правилам.

Указанные принципы ветеринарно-санитарного контроля предложены для включения в проект «Ветеринарно-санитарных требований к перевозке животных автомобильным транспор­том», который представлен в Департамент ветеринарии и животноводства МСХ РФ.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *