на каком богослужебном часе воспоминаются крестные страдания спасителя
Богослужебные круги
Богослужебные круги – определенная повторяющаяся последовательность богослужений или составляющих их молитвословий.
1. Суточный богослужебный круг – последовательность богослужений одного дня. Полный суточный богослужебный круг состоит из девятого часа, вечерни, повечерия, полунощницы, утрени, первого, третьего и шестого часов, изобразительных или литургии. Этот порядок меняется в дни, когда совершается Всенощное бдение (опускаются повечерие и полунощница), некоторые дни Великого поста, а также накануне праздников Рождества Христова и Крещения.
Богослужебные сутки начинаются с вечера. (По примеру пророка и Боговидца Моисея, который, описывая творение Богом мира, начинает «день» с вечера, так и в Православной Церкви день начинается с вечера – вечернею.)
Вечерня – служба, на которой мы благодарим Бога за проходящий день.
Повечерие – служба, в которых мы просим у Господа Бога прощения грехов и чтобы Он дал нам, на сон грядущим (идущим), покой тела и души и сохранил нас от козней диавола во время сна.
Полунощница – служба предназначена для совершения в полночь, в воспоминание ночной молитвы Спасителя в Гефсиманском саду. Эта служба призывает верующих быть всегда готовыми ко дню Страшного Суда, который наступит внезапно, как «жених в полунощи», согласно притчи о десяти девах.
Утреня – служба, на которой мы благодарим Бога за прошедшую ночь и просим у Него милостей на наступающий день.
Первый час освящает молитвою уже наступивший день.
На третьем часе упоминается сошествие Святого Духа на апостолов.
На шестом часе воспоминается распятие Господа нашего Иисуса Христа.
Божественная Литургия есть самое главное Богослужение. На ней воспоминается вся земная жизнь Спасителя и совершается таинство святого Причащения, установленное Самим Спасителем на Тайной вечери.
Все эти службы в древности в монастырях и у отшельников совершались отдельно, в положенное для каждой из них время. Но потом, для удобства верующих, были они соединены в три Богослужения: вечернее, утреннее и дневное.
Вечернее Богослужение состоит из девятого часа, вечерни и повечерия.
Утреннее – из полунощницы, утрени и первого часа.
Дневное – из третьего и шестого часов и Литургии.
Накануне больших праздников и воскресных дней совершается вечерняя служба, в которой соединяются: вечерня, утреня и первый час. Такое Богослужение называется всенощным бдением (всенощною), потому что у древних христиан оно продолжалось всю ночь. Слово «бдение» значит: «бодрствование».
В настоящее время порядок суточного богослужебного круга в приходской практике обычно не соблюдается – опускаются девятый час, повечерие и полунощница. Богослужения суточного богослужебного круга содержатся в часослове.
Схема суточного круга Богослужения
Вечер
1. Девятый час – (≈ 3 часа дня)
2. Вечерня (около 9-го часа дня, считая от восхода солнца, т. е. примерно время заката).
3. Повечерие (совершается «по вечери», то есть после вечерней трапезы, после ужина, который бывает по окончании Вечерни).
Утро
1. Полунощница – (00 часов)
2. Утреня (должна начинаться еще затемно, но с таким расчетом, чтобы к концу утрени уже взошло солнце; в Неделю Пасхи начинается ровно в полночь, а два дня в году – четверг 5-й седмицы Великого поста (день чтения Великого канона) и в Великую Пятницу – служение утрени назначается в вечернее время самим Уставом)
3. Первый час – (≈ 6 часов утра)
День
1. Третий час – (≈ 9 часов утра)
2. Шестой час – (≈ 12 часов дня)
3. Литургия (чаще всего утром).
2. Седмичный богослужебный круг – тематическая последовательность богослужений в пределах одной недели. См.: Тропари и кондаки дней седмицы
В воскресенье Церковь воспоминает и прославляет Воскресение Христово.
В понедельник (первый день после воскресенья) прославляются бесплотные силы – Ангелы, созданные прежде человека, ближайшие слуги Божии.
Во вторник прославляется святый Иоанн Креститель, как больший из всех пророков и праведных.
В среду воспоминается предательство Господа Иудою и, в связи с этим, совершается служба в память Креста Господня (день постный).
В четверг прославляются святые Апостолы и святитель Николай Чудотворец.
В субботу – день покоя – прославляются Божия Матерь, Которая ублажается и ежедневно, праотцы, пророки, апостолы, мученики, преподобные, праведные и все святые, достигшие упокоения в Господе. Также поминаются все усопшие в истинной вере и надежде на воскресение и жизнь вечную.
Службы – совокупность изменяемых составных частей богослужения седмичного богослужебного круга – содержатся в октоихе. Богослужение седмичного богослужебного круга подчинено одному из восьми гласов и т.о. образуются восьминедельные гласовые циклы, повторяющиеся в течение года несколько раз. Счет гласов начинается со дня Пасхи с первого гласа.
Первым днем седмичного богослужебного круга считается воскресенье.
Каждый день в году посвящается памяти тех или других святых, а также и особым священным событиям – праздникам и постам.
Из всех праздников самым большим является праздник Светлого Христова Воскресения (Пасха). Это есть праздников Праздник и Торжество из торжеств. Пасха бывает не раньше 22 марта (4 апреля н. ст.) и не позже 25 апреля (8 мая н. ст.), в первый воскресный день после весеннего полнолуния.
Затем бывает в году двенадцать великих праздников, установленных в честь Господа нашего Иисуса Христа и Божией Матери, которые называются двунадесятыми.
Есть праздники и в честь великих святых и в честь бесплотных Сил небесных – Ангелов.
Потому все праздники в году по своему содержанию делятся на Господские, Богородичные и святых.
По времени празднования праздники делятся на неподвижные, которые бывают каждый год в одни и те же числа месяца, и подвижные, которые хотя бывают в одни и те же дни недели, но приходятся на разные числа месяца в соответствии с временем празднования Пасхи. По торжественности церковной службы праздники делятся на великие, средние и малые.
Великие праздники всегда имеют всенощное бдение; средние же праздники – не всегда.
Богослужебный церковный год начинается 1 сентября старого стиля, а весь годовой круг Богослужений строится применительно к празднику Пасхи.
Службы неподвижного годового богослужебного круга содержатся в минеях, подвижного – в Триоди Постной (Великого поста) и Триоди Цветной (Пятидесятницы). Соединение подвижного и неподвижного годовых богослужебных кругов осуществляется при помощи приводимых в уставе Марковых глав (названных по имени их составителя монаха Марка).
Богослужение каждого дня представляет собой соединение почти неменяющейся основы из молитвословий суточного богослужебного круга с изменяемыми молитвословиями, связанными с богослужебной тематикой данного дня из минеи и октоиха или триоди (Постной или Цветной), причем во время Великого поста и Пятидесятницы молитвословия из октоиха почти не используются.
Одиннадцатинедельный круг евангельских чтений и стихир на воскресной утрени
Суточный круг богослуженияВсе лекции Православных просветительских курсов
О порядке церковных Богослужений
Все церковные Богослужения делятся на три круга: суточный, недельный и годовой.
СУТОЧНЫЙ КРУГ БОГОСЛУЖЕНИЙ
1. Суточным кругом Богослужений называются те Богослужения, которые совершаются св. православною Церковью на протяжении суток. Суточных Богослужений должно совершаться девять: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, первый час, третий час, шестой час, девятый час и Божественная Литургия.
По примеру Моисея, который, описывая творение Богом мира, начинает «день» с вечера, так и в православной Церкви день начинается с вечера – вечернею.
Вечерня – служба, совершаемая в конце дня, вечером. Этой службою мы благодарим Бога за проходящий день.
Повечерие – служба, состоящая из чтения ряда молитв, в которых мы просим у Господа Бога прощения грехов и чтобы Он дал нам, на сон грядущим (идущим), покой тела и души и сохранил нас от козней диавола во время сна.
Полунощница – служба предназначена для совершения в полночь, в воспоминание ночной молитвы Спасителя в Гефсиманском саду. Эта служба призывает верующих быть всегда готовыми ко дню Страшного Суда, который наступит внезапно, как «жених в полунощи» согласно притчи о десяти девах.
Утреня – служба, совершаемая утром, перед восходом солнца. Этой службою мы благодарим Бога за прошедшую ночь и просим у Него милостей на наступающий день.
Первый час, соответствующий нашему седьмому часу утра, освящает молитвою уже наступивший день.
На третьем часе, соответствующем нашему девятому часу утра, вспоминается сошествие Святого Духа на апостолов.
На шестом часе, соответствующем нашему двенадцатому часу дня, воспоминается распятие Господа нашего Иисуса Христа.
Божественная Литургия есть самое главное Богослужение. На ней воспоминается вся земная жизнь Спасителя и совершается таинство св. Причащения, установленное Самим Спасителем на тайной вечери. Литургия служится утром, перед обедом.
Все эти службы в древности в монастырях и у отшельников совершались отдельно, в положенное для каждой из них время. Но потом, для удобства верующих, были они соединены в три Богослужения: вечернее, утреннее и дневное.
Вечернее Богослужение состоит из девятого часа, вечерни и повечерия.
Утреннее – из полунощницы, утрени и первого часа.
Дневное – из третьего и шестого часов и Литургии.
Накануне больших праздников и воскресных дней совершается вечерняя служба, в которой соединяются: вечерня, утреня и первый час. Такое Богослужение называется всенощным бдением (всенощною), потому что у древних христиан оно продолжалось всю ночь. Слово «бдение» значит: бодрствование.
Наглядная схема суточного круга Богослужения
1. Девятый час. – (3 часа дня)
1. Полунощница. – (12 час. ночи)
3. Первый час. – (7 час. утра)
1. Третий час. – (9 час. утра)
2. Шестой час. – (12 час. дня)
НЕДЕЛЬНЫЙ КРУГ БОГОСЛУЖЕНИЙ
2. Недельным, или седмичным, кругом Богослужений называется порядок служб на протяжении семи дней недели. Каждый день недели посвящен какому-либо важному событию или особо почитаемому святому.
В воскресенье – Церковь воспоминает и прославляет Воскресение Христово;
В понедельник (первый день после воскресенья) прославляются бесплотные силы – Ангелы, созданные прежде человека, ближайшие слуги Божии;
Во вторник – прославляется святый Иоанн Креститель, как больший из всех пророков и праведных;
В среду воспоминается предательство Господа Иудою и, в связи с этим, совершается служба в память Креста Господня (день постный).
В четверг прославляются св. Апостолы и св. Николай Чудотворец;
В субботу – день покоя, – прославляются Божия Матерь, Которая ублажается и ежедневно, праотцы, пророки, апостолы, мученики, преподобные, праведные и все святые, достигшие упокоения в Господе. Также поминаются все усопшие в истинной вере и надежде на воскресение и жизнь вечную.
ГОДОВОЙ КРУГ БОГОСЛУЖЕНИЙ
3. Годовым кругом Богослужений называется порядок служб на протяжении всего года.
Каждый день в году посвящается памяти тех или других святых, а также и особым священным событиям – праздникам и постам.
Из всех праздников в году является самым большим праздник Светлого Христова Воскресения (Пасха). Это есть праздников Праздник и Торжество из торжеств. Пасха бывает не раньше 22-го марта (4 апреля н. ст.) и не позже 25-го апреля (8 мая н. ст.), в первый воскресный день после весеннего полнолуния.
Затем бывает в году двенадцать великих праздников, установленных в честь Господа нашего Иисуса Христа и Божией Матери, которые называются двунадесятыми.
Есть праздники и в честь великих святых и в честь бесплотных Сил небесных – ангелов.
Потому все праздники в году по своему содержанию, делятся: на Господские, Богородичные и святых.
По времени празднования праздники делятся: на неподвижные, которые бывают каждый год в одни и те же числа месяца, и подвижные, которые хотя бывают в одни и те же дни недели, но приходятся на разные числа месяца в соответствии с временем празднования Пасхи.
По торжественности церковной службы, праздники делятся на великие, средние и малые.
Великие праздники всегда имеют всенощное бдение; средние же праздники – не всегда.
Богослужебный церковный год начинается 1-го сентября старого стиля, а весь годовой круг Богослужений строится применительно к празднику Пасхи.
Более подробные сведения о праздниках и постах помещены в отделе «О вере и жизни христианской», при объяснении четвертой заповеди Закона Божия и в Священной истории Нового Завета.
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
На каком богослужебном часе воспоминаются крестные страдания спасителя
Богослужебные круги – определенная повторяющаяся последовательность богослужений или составляющих их молитвословий.
1. Суточный богослужебный круг – последовательность богослужений одного дня. Полный суточный богослужебный круг состоит из девятого часа, вечерни, повечерия, полунощницы, утрени, первого, третьего и шестого часов, изобразительных или литургии. Этот порядок меняется в дни, когда совершается Всенощное бдение (опускаются повечерие и полунощница), некоторые дни Великого поста, а также накануне праздников Рождества Христова и Крещения.
Богослужебные сутки начинаются с вечера. (По примеру пророка и Боговидца Моисея, который, описывая творение Богом мира, начинает «день» с вечера, так и в Православной Церкви день начинается с вечера – вечернею.)
Вечерня – служба, совершаемая в конце дня, вечером. Этой службою мы благодарим Бога за проходящий день.
Повечерие – служба, состоящая из чтения ряда молитв, в которых мы просим у Господа Бога прощения грехов и чтобы Он дал нам, на сон грядущим (идущим), покой тела и души и сохранил нас от козней диавола во время сна.
Полунощница – служба предназначена для совершения в полночь, в воспоминание ночной молитвы Спасителя в Гефсиманском саду. Эта служба призывает верующих быть всегда готовыми ко дню Страшного Суда, который наступит внезапно, как «жених в полунощи», согласно притчи о десяти девах.
Утреня – служба, совершаемая утром, перед восходом солнца. Этой службой мы благодарим Бога за прошедшую ночь и просим у Него милостей на наступающий день.
Первый час, соответствующий нашему седьмому часу утра, освящает молитвою уже наступивший день.
На третьем часе, соответствующем нашему девятому часу утра, упоминается сошествие Святого Духа на апостолов.
На шестом часе, соответствующем нашему двенадцатому часу дня, воспоминается распятие Господа нашего Иисуса Христа.
Божественная Литургия есть самое главное Богослужение. На ней воспоминается вся земная жизнь Спасителя и совершается таинство святого Причащения, установленное Самим Спасителем на Тайной вечери. Литургия служится утром, перед обедом.
Все эти службы в древности в монастырях и у отшельников совершались отдельно, в положенное для каждой из них время. Но потом, для удобства верующих, были они соединены в три Богослужения: вечернее, утреннее и дневное.
Вечернее Богослужение состоит из девятого часа, вечерни и повечерия.
Утреннее – из полунощницы, утрени и первого часа.
Дневное – из третьего и шестого часов и Литургии.
Накануне больших праздников и воскресных дней совершается вечерняя служба, в которой соединяются: вечерня, утреня и первый час. Такое Богослужение называется всенощным бдением (всенощною), потому что у древних христиан оно продолжалось всю ночь. Слово «бдение» значит: «бодрствование».
В настоящее время порядок суточного богослужебного круга в приходской практике обычно не соблюдается – опускаются девятый час, повечерие и полунощница. Богослужения суточного богослужебного круга содержатся в часослове.
Схема суточного круга Богослужения
Вечер
1. Девятый час – (3 часа дня)
2. Вечерня
3. Повечерие
Утро
1. Полунощница – (12 часов ночи)
2. Утреня
3. Первый час – (7 часов утра)
День
1. Третий час – (9 часов утра)
2. Шестой час – (12 часов дня)
3. Литургия
2. Седмичный богослужебный круг – тематическая последовательность богослужений в пределах одной недели. См.: Тропари и кондаки дней седмицы
В воскресенье Церковь воспоминает и прославляет Воскресение Христово.
В понедельник (первый день после воскресенья) прославляются бесплотные силы – Ангелы, созданные прежде человека, ближайшие слуги Божии.
Во вторник прославляется святый Иоанн Креститель, как больший из всех пророков и праведных.
В среду воспоминается предательство Господа Иудою и, в связи с этим, совершается служба в память Креста Господня (день постный).
В четверг прославляются святые Апостолы и святитель Николай Чудотворец.
В субботу – день покоя – прославляются Божия Матерь, Которая ублажается и ежедневно, праотцы, пророки, апостолы, мученики, преподобные, праведные и все святые, достигшие упокоения в Господе. Также поминаются все усопшие в истинной вере и надежде на воскресение и жизнь вечную.
Службы – совокупность изменяемых составных частей богослужения седмичного богослужебного круга – содержатся в октоихе. Богослужение седмичного богослужебного круга подчинено одному из восьми гласов и т.о. образуются восьминедельные гласовые циклы, повторяющиеся в течение года несколько раз. Счет гласов начинается со дня Пасхи с первого гласа.
Первым днем седмичного богослужебного круга считается воскресенье.
3. Годовой богослужебный круг – тематическая последовательность богослужений в течение года. Различаются подвижный и неподвижный годовые богослужебные круги. Неподвижный годовой богослужебный круг — связанный с солнечным календарем – включает богослужение неподвижных двунадесятых и других праздников и каждодневные празднования святых. Подвижный годовой богослужебный круг – связанный с лунным календарем (см. пасхалия) – включает богослужения Великого поста (и трех предшествующих недель) и Пятидесятницы.
Каждый день в году посвящается памяти тех или других святых, а также и особым священным событиям – праздникам и постам.
Из всех праздников самым большим является праздник Светлого Христова Воскресения (Пасха). Это есть праздников Праздник и Торжество из торжеств. Пасха бывает не раньше 22 марта (4 апреля н. ст.) и не позже 25 апреля (8 мая н. ст.), в первый воскресный день после весеннего полнолуния.
Затем бывает в году двенадцать великих праздников, установленных в честь Господа нашего Иисуса Христа и Божией Матери, которые называются двунадесятыми.
Есть праздники и в честь великих святых и в честь бесплотных Сил небесных – Ангелов.
Потому все праздники в году по своему содержанию делятся на Господские, Богородичные и святых.
По времени празднования праздники делятся на неподвижные, которые бывают каждый год в одни и те же числа месяца, и подвижные, которые хотя бывают в одни и те же дни недели, но приходятся на разные числа месяца в соответствии с временем празднования Пасхи. По торжественности церковной службы праздники делятся на великие, средние и малые.
Великие праздники всегда имеют всенощное бдение; средние же праздники – не всегда.
Богослужебный церковный год начинается 1 сентября старого стиля, а весь годовой круг Богослужений строится применительно к празднику Пасхи.
Службы неподвижного годового богослужебного круга содержатся в минеях, подвижного – в Триоди Постной (Великого поста) и Триоди Цветной (Пятидесятницы). Соединение подвижного и неподвижного годовых богослужебных кругов осуществляется при помощи приводимых в уставе Марковых глав (названных по имени их составителя монаха Марка).
Богослужение каждого дня представляет собой соединение почти неменяющейся основы из молитвословий суточного богослужебного круга с изменяемыми молитвословиями, связанными с богослужебной тематикой данного дня из минеи и октоиха или триоди (Постной или Цветной), причем во время Великого поста и Пятидесятницы молитвословия из октоиха почти не используются.
Суточный круг богослужения
Алексей Сергеевич Кашкин
Церковное богослужение циклично, и литургисты говорят о трех кругах богослужения: суточном, седмичном и годовом. В настоящем очерке Алексея Сергеевича Кашкина, преподавателя СПДС, речь пойдет о суточном круге богослужения.
Суточный круг богослужения составляют службы, совершаемые в течение суток, причем сутки по церковному счислению начинаются с вечера, так что каждый вечер в богослужебном смысле относится уже к завтрашнему дню. Это счисление перешло в Христианскую Церковь из Ветхого Завета. Евреи считали началом суток время солнечного заката (примерно 18.00), и поэтому сутками считался период между солнечным закатом настоящего дня и следующего дня.
В своем современном виде суточный круг богослужения Православной Церкви сформировался к XI в. Он включает в себя восемь отдельных служб: вечерню, повечерие, полунощницу, утреню, 1‑й час, 3‑й час, 6‑й час и 9‑й час. Каждая из указанных служб «привязана» к определенному времени суток, о чем подробнее будет сказано далее. Как видно, в этот перечень не включено самое главное богослужение Церкви – литургия, причем сделано это намеренно, так как, несмотря на почти ежедневное совершение литургии, есть серьезные основания против ее отнесения к суточному кругу богослужения. Во-первых, литургия никак не может считаться рядовым богослужением, но является таинством, более того, «таинством таинств». Во-вторых, Устав знает немало дней, когда литургия не совершается (среда и пятница сырной седмицы, понедельник, вторник и четверг 1‑й, 2‑й, 3‑й, 4‑й и 6‑й седмиц Святой Четыредесятницы, понедельник и вторник 5‑й седмицы, Великая Пятница). В то же время остальные службы, в частности, вечерня, утреня и часы, совершаются во все дни без исключения. В‑третьих, Евхаристия в Уставе не связывается с определенным временем суток, литургия может совершаться в различное время. Чаще она совершается утром (хотя и здесь возможны вариации: в воскресные дни и в великие праздники она по Типикону должна начинаться «в начале 3‑го часа» (≈ 9.00), в субботу – «в начале 4‑го часа» (около 10.00), во все остальные дни седмицы – «в начале 5‑го часа» (≈ 11.00)), но в некоторые дни церковного поста она полагается после вечерни, то есть во 2‑й половине дня.
Устав для совершения каждой службы назначает определенное время, причем различные виды одной и той же службы могут совершаться в разное время.
Вечерня почти всегда совершается вечером (кроме тех случаев, когда она соединяется с литургией). Однако все три вида вечерни (малая, вседневная и великая) должны, согласно Уставу, совершаться в разное время. Малая вечерня бывает «прежде солнечного захождения» (Типикон, глава 1‑я); великая вечерня на бдении начинается «по еже зайти солнцу мало» (Типикон, глава 2‑я); тогда как вседневная вечерня – «пред вечером мало» (Типикон, глава 9‑я). Как видно, Типикон указывает только приблизительное время для начала богослужений; конкретный же час определяется в соответствии с местом и временем года (скорее всего, это обстоятельство связано с тем, что в средние века люди вообще не имели обычая указывать конкретное время, так что даже минутная стрелка на часах долгое время отсутствовала).
Повечерие совершается «по вечери», то есть после вечерней трапезы, после ужина, который бывает по окончании вечерни. В монастырском укладе повечерие еще играет роль богослужения на сон грядущий; в конце повечерия совершается ежедневный чин прощения: сначала священник просит прощения у братии, затем монашествующие просят друг у друга прощения за минувший день, после чего расходятся по кельям. Повечерие бывает двух типов: малое и великое. Малое полагается чаще всего, тогда как великое повечерие (более торжественная и продолжительная служба) совершается редко, всего 34 раза в году (седмичные дни Великого поста, накануне Рождества Христова и Богоявления, а также на сырной седмице во вторник и четверг).
Полунощница совершается рано утром, сразу после ночного сна. По своему идейному значению она может рассматриваться как общая утренняя молитва, а ее основу составляет чтение 17‑й кафизмы (то есть 118-го псалма), в каждом стихе которой есть упоминание заповедей Господних, так что ежедневное чтение данной кафисмы служит напоминанием необходимости выстраивать свою жизнь в соответствии с законом Божиим. В настоящее время полунощница совершается только в монастырях (хотя есть и исключения, например, в Санкт-Петербургской духовной академии недавно появилась практика служить полунощницу на 1‑й седмице Великого поста).
Утреня, если она не входит в состав всенощного бдения, совершается рано утром, почти сразу же после полунощницы (после небольшого перерыва). Интересно, что греческое название утрени «орфрос» связывают с глаголом «орфризо», который означает «с трудом различать» и указывает, что утреня должна начинаться еще затемно, но с таким расчетом, чтобы к концу утрени уже взошло солнце, так что возглас перед славословием «Слава Тебе, показавшему нам свет» уже должен произноситься после рассвета. В Неделю Пасхи утреня начинается ровно в полночь, а два дня в году – четверг 5‑й седмицы Великого поста (день чтения Великого канона) и в Великую Пятницу – служение утрени назначается в вечернее время самим Уставом.
Службы часов назначены Уставом на 1‑й, 3‑й, 6‑й и 9‑й часы дня по восточному счислению. В переводе на современную систему отсчета времени получится следующее:
Почему именно в такое время? Нужно вспомнить, что римские сутки делились на две равные части: день и ночь. Каждая из половинок, в свою очередь, делилась на трехчасия. 1‑й, 3‑й, 6‑й, 9‑й – это первые часы каждой из четвертей дня; первый час соответствует шести утра. О том, что именно эти часы было принято освящать молитвой, нам сообщает Книга Деяний апостольских: Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый ( Деян. 3:1 ); Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться ( Деян. 10:9 ). Часы также напоминают о событиях Священной Истории, происходивших именно в эти временные отрезки. На службе первого часа вспоминается путь Иисуса Христа от первосвященника Каиафы в преторию к прокуратору Понтию Пилату и лжесвидетельства на Него; на третьем часе – суд Пилата и истязания Господа, а также сошествие Святого Духа на апостолов. Шестой час – шествие Спасителя на Голгофу, Его распятие, тьма по всей земле; наконец, час девятый – воспоминание Крестной смерти Спасителя.
В древности, особенно в монастырях, каждая служба суточного круга совершалась отдельно от других. Но впоследствии Церковь, снисходя к житейским нуждам христиан, к их немощи, назначила отправлять по несколько служб вместе за один раз. В итоге сформировались 3 группы служб: утренняя, дневная и вечерняя.
Утреннюю группу служб составили, таким образом, полунощница, утреня, 1‑й час; дневную – 3‑й час, 6‑й час и литургия; вечернюю – 9‑й час, вечерня и повечерие. Такова идеальная картина богослужения в соответствии с Типиконом. Особенное внимание следует обратить на положение 9‑го часа в этой схеме: являясь началом вечернего богослужения, которое имеет отношение к грядущему дню, 9‑й час сам завершает службу уходящего дня, так как на нем читаются тропарь и кондак уходящего дня. Это символизирует непрерывность богослужения в Православной Церкви.
Такое разделение суточного круга на три группы служб имеет своим основанием слова Псалмопевца: «Вечер и заутра и полудне повем, и возвещу, и услышит глас мой» ( Пс. 54:18 ), а также слова церковной молитвы: «Вечер, и заутра, и полудне, хвалим, благословим, благодарим и молимся Тебе, Владыко всех…» (молитва входа на вечерне).
В современной приходской практике все службы суточного круга делятся на две части: вечернюю и дневную (утреннюю). В вечернее богослужение входят: 9‑й час, вечерня, утреня и 1‑й час. Утреннее богослужение включает в себя 3‑й, 6‑й часы и Божественную литургию. Как видно из перечня (а также из самой практики), на приходах редко совершаются такие службы, как повечерие и полунощница. При этом великому повечерию, можно сказать, «повезло» в большей степени; оно совершается в Навечерие Рождества Христова и Богоявления, а также в седмичные дни Великого поста. Малое же повечерие совершается крайне редко (например, в храме Саратовской духовной семинарии оно совершается 5–6 раз в году: в предпразднство Рождества Христова, накануне Великого Понедельника и Великого Четверга, а также вечером на Пятидесятницу). Полунощница в классическом виде не совершается вовсе (служба, именуемая «пасхальной полунощницей», на самом деле является богослужением совсем другого типа – это вышедшая из употребления константинопольская служба «паннихис»).
Начало вечернего богослужения колеблется от 15.00 до 18.00 (в зависимости от времени года и возможностей прихожан), а утреннее богослужение начинается в 8.00–10.00. Ранние литургии, совершающиеся в больших соборных храмах, могут начинаться в 7.00. Такова современная богослужебная практика в течение большей части года (кроме периода Великого поста).