на каком этапе фрейд выделяет такие влечения как либидо и влечения к самосохранению

Этапы развития психоанализа. Теория 3. Фрейда

Первый этап (1886-1897) связан с разработкой модели аффективной травмы. В этот период причинами невротических расстройств Фрейд считает: 1) реальные внешние травматические события, происходившие в детском возрасте (например, сексуальное насилие) и 2) аффекты, вызванные невыносимыми представлениями и травмами. В первой модели психический аппарат наделяется такими функциями, как приспособление к событиям, происходящим во внешней реальности, усиление и отвод возбуждения, восприятие, внимание, перевод психической энергии из одного состояния в другое.

Второй этап (1897-1923) В этот период энергия влечения рассматривается в качестве важнейшего мотивационного фактора поведения детей и взрослых. В этот период Фрейд выделяет такие влечения, как сексуальное желание (Либидо) и влечение к самосохранению. Последнее влечение определяется как потребности, связанные с телесными функциями, необходимыми для поддержания жизни индивида. В этот период он противопоставляет эти два вида влечений.

В этот период разрабатывается модель новая топическая модель. Топическая (пространственная) модель психического аппарата представлена на трех уровнях — бессознательном, предсознательном и сознательном. Бессознательное состоит из психических содержаний, которые функционирует по своим законам и правилам, является вместилищем психической энергии, врожденных влечений. На предсознательном и сознательном действуют вторичные процессы — внимание, суждение, рассуждение, контролируемое действие. Имеющие свою логику, направление и способность к контролю. Предсознательное расположено между бессознательным и сознательным, от первого оно отделено цензурой, не допускающей бессознательные содержания в предсознание. Сознательное включает в себя осознанные мысли и чувства, действует на основе вторичных процессов по принципу реальности.

Третий этап (1923-1939) представлен работами, которые отражают новый взгляд на влечения и психический аппарат, названный структурной моделью. В этот период по-новому трактуются человеческие влечения. Фрейд выделил влечение к жизни (Эрос) и влечение к смерти (Танатос). Первое включило в себя сексуальное влечение и влечение к самосохранению, второе — стремление к разрушению, полному устранению напряжения, к покою.

Структурная модель психического аппарата приходит на смену топической. Вместо трех уровней — бессознательного, предсознательного и сознательного выделяются Ид (Оно), Эго (Я), Супер-Эго (Сверх-Я)

Ид (Оно) — врожденная бессознательная инстанция, вместилище врожденных желаний и вытесненных представлений. Оно действует по принципу удовольствия посредством первичных процессов. Кроме первичных процессов на уровне Оно функционируют рефлекторные действия. Эго (Я)- формируется из Оно, появляясь с возникновением знания о внешнем мире. Эта инстанция действует по принципу реальности, применяя перцептивные и когнитивные стратегии. Цель инстанции Я состоит в отсрочке удовлетворения инстинктов для сохранения целостности организма и психики. Основой Я являются вторичные процессы. Снижение тревоги обеспечивается с помощью специальных механизмов, называемых защитными. Супер-Эго (Сверх-Я) представляет собой систему ценностей, стандартов, норм поведения, интернализированных ребенком благодаря общению со взрослыми. Супер-Эго состоит из совести и эго-идеала. Совесть формируется в результате наказаний, а эго-идеал — поощрений родителей.

Основой психоанализа является, конечно, учение о бессознательном. Вытесненные в силу каких-то причин в бессознательное, продолжают оказывать влияние на поведение. Таким образом, фундаментальный предмет изучения психоанализа — бессознательные мотивы поведения, берущие начало в скрытых расстройствах (чаще сексуальных). Они раскрываются через свободные ассоциации, высказываемые пациентом. Цель психоаналитика — помочь освобождению пациента от скрытых механизмов, создающих конфликты в психике

Динамика сексуального инстинкта в процессе жизни человека так и оставалась для Фрейда одной из важных составляющих его концепции. Она представлена в его стадиях психосексуального развития. Он выделял четыре полноценные стадии — оральную, анальную, фаллическую и генитальную и некий промежуточный период между фаллической и генитальной стадиями, названный латентным в силу того, что в это время сексуальная энергия находится практически в нейтральном состоянии.

Кроме того, Фрейдом были выделены механизмы защиты психики: вытеснение, замещение, отрицание, проекция, сублимация и пр. Самый продуктивный — сублимация — защитный механизм психики, представляющий собой способ снятия внутреннего напряжения с помощью перенаправления энергии на достижение социально приемлемых целей, творчество.

Источник

2. Человек во власти влечений – классическая теория влечений

2. Человек во власти влечений – классическая теория влечений

Первоначально, при своем возникновении, психоанализ был главным образом теорией влечений. Позднее в ходе развития он был модифицирован в структурную психологию и психологию Я, а параллельно произошла дифференциация на теорию нарциссизма и психологию самости, а также выделились различные теории объектных отношений. Но для большинства дальнейших разработок основополагающие представления Фрейда, такие как понятие влечения или стадии психосексуального развития, по-прежнему имеют решающее значение. Да и сам Фрейд постоянно пытался последовательно дифференцировать теорию влечений и интегрировать ее в возникающие параллельно теоретические расширения: теорию нарциссизма, теорию объектных отношений, структурную теорию.

Фрейд проводит различие между побуждением, источником, целью и объектом влечений. Источники влечений – это, прежде всего, эрогенные зоны частичных влечений (см. далее: стадии сексуального развития), и поэтому они бывают соматической природы. Под побуждением Фрейд понимает стремящийся к разрядке и удовлетворению моторный элемент влечения, в то время как цели и объекты – это «самое изменчивое во влечениях». В качестве объектов может выступать как собственное тело, так и внешние объекты. Но целью всегда остается удовлетворение влечений. Так как, по Фрейду, объекты выбираются, прежде всего с точки зрения удовлетворения влечения, то цель первична, а объект вторичен (Freud, 1905d, 1915c, 1933a). Причем фрейдовское определение влечения, возможно, из-за сложности предмета исследования, не всегда однозначно. Иногда он уже само влечение называет психическим репрезентантом «раздражителей, поступающих в психику изнутри тела» (Freud, 1915с, S. 214), тем самым приписывая влечению символическое качество; в других местах текста Фрейд настаивает на том, что влечение может быть психически репрезентировано только посредством какого-либо представления или аффекта (Freud, 1915с). Фрейд формулировал различные теории влечений, чаще всего имевшие дуалистическую природу (Nagera, 1966). В период 1894–1912 гг. он отделял сексуальные влечения от влечений Я (= влечений к самосохранению). В 1914 г. Фрейд провел различие между нарциссическим и объектным либидо, которые были противопоставлены влечениям Я (= импульсам самосохранения). В 1915–1921 гг. Фрейд провел различие между сексуальными и агрессивными влечениями, а в 1920 г. – между Эросом (влечением к жизни и любви) и Танатосом (влечением к смерти). Большое значение имеет также тот факт, что в своей теории Фрейд ставил эти частичные влечения в зависимость, прежде всего, от отдельных эрогенных зон, которые в ходе психического развития интегрируются, образуя вышеописанные дуальные пары противоположных влечений.

В начальный период развития психоанализа сексуальным влечениям придавалось наибольшее значение, так как Фрейд (Freud, 1905d) обнаружил, что их конфликтное переживание вносит значительный вклад в формирование невротических симптомов. Под сексуальными влечениями Фрейд понимает не только генитальные, в узком смысле сексуальные стремления, но и чувственные прегенитальные стремления, например такие, как нежность, стремление к контактам, а также и садистские импульсы. Это имело далеко идущие последствия для исследований сексуального влечения, потому что Фрейд в ходе этой работы открыл существование инфантильной сексуальности и, кроме того, смог показать, что влечения развиваются, подвергаются трансформации и сублимации, а также оказывают существенное влияние на конфликтные процессы в психической жизни людей (Loch, 1999). Далее, внутри стадий психосексуального развития Фрейд выделил сам факт существования и активности частичных влечений (например, влечения к показу себя, жажду знаний, влечения к подсматриванию), а также постулировал интеграцию частичных влечений при главенстве генитальности.

Кроме того, Фрейд анализировал влечения самосохранения, или влечения Я, которые зачастую находятся в конфликте с сексуальными влечениями. Влечения Я или исходят от Я и направлены к объектам, или направляются к Я с целью обеспечения его сохранности. На стадии исследований, датируемой примерно 1914 г., Фрейд еще раз разграничил сексуальные влечения: направленные на внешний объект (объектное либидо) и направленные на Я (нарциссическое либидо).

Еще один этап теоретического обобщения, имеющий решающее значение, начался в 1920 г., когда Фрейд постулировал существование влечения к смерти (Freud, 1920g), которое находится в постоянном конфликте с влечением к жизни (Эросом). Можно сделать критическое замечание, что эти различные концепции влечений никогда не были по-настоящему интегрированы, а возможно, что их и вообще нельзя интегрировать, столь разные аспекты психической жизни они затрагивают. Кроме того, до сих пор не утихают споры, существует ли первичная деструктивность и до какой степени существование психического влечения к смерти может наблюдаться в клинической практике.

Фрейд (Freud, 1905d) описал отдельные стадии психосексуального развития и действующие на них частичные влечения:

1) Начальная оральная стадия – это первый этап развития влечений и психосексуального развития, когда эрогенной зоной является область вокруг рта (губы, язык, ротовая полость), где действуют оральные частичные влечения (сосание, глотание, разгрызание, рвота, удерживание, разрушение). Отношения с внешней реальностью и с объектом складываются, прежде всего, в процессе того, как ребенок все тащит в рот, что сопровождается прегенитальным сексуальным наслаждением. Абрахам (Abraham, 1924) различал раннюю оральную стадию сосания и более позднюю орально-садистскую, каннибалистическую стадию. Фрейд (1905d) описал действия орального частичного влечения, стремящегося присоединить к себе объект, съесть его (например, при сосании материнской груди). На оральной стадии организации частичного влечения, как отмечал Фрейд (1920g, S. 58), «овладение объектом любви еще совпадает с его уничтожением». Фрейд исследовал также первые проявления амбивалентности, возникающие на этой стадии и выражающиеся то в форме нежности и завладения, то в форме уничтожения. Типичные на стадии оральности механизмы защиты – это отрицание, интроекция и проекция. С их помощью Фрейд описывает конфликт и противоречия между либидинозными и деструктивными побуждениями, проявляющиеся уже на более поздних стадиях орального развития: съедаемый объект разрушается (есть даже просторечное выражение «любить кого-то так, что аж съел бы его»). Здесь присвоение (съедание) и разрушение пока еще неразделимы и включены в единый процесс.

2) Следующая стадия психосексуального развития называется анальной стадией, на этом этапе действуют анально-эротические и анально-садистские частичные влечения. Они выражаются в удержании и выталкивании, захвате и овладении, контроле и манипулировании, а также в уважении и презрении. Типичные механизмы защиты, проявляющиеся на анальной стадии развития либидо, – это формирование реакции (защитный механизм, посредством которого индивид создает способы поведения и формирует интересы, противоположные вытесненным желаниям) и отмена, аннулирование сделанного (как будто его вовсе не было), а также изоляция и отрицание. Эрогенной зоной является, прежде всего, зона анального отверстия, в результате раздражения которой возникает сексуальное прегенитальное наслаждение. Анальная организация влечений характеризуется парой противоположностей – активности и пассивности, предшественницей мужских и женских тенденций (соотнесенных с инфантильной сексуальностью).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

4.5. Рональд Фэрберн: подлинная альтернатива теории влечений

4.5. Рональд Фэрберн: подлинная альтернатива теории влечений Фэрберн сформулировал свои теоретические идеи в 1930–1940-е годы в Шотландии, в стороне от господствующего психоаналитического течения (Beattie, 2003). Долгое время их не принимали. Хотя Фэрберна интенсивно обсуждали

9.1. Классическая теория

9.1. Классическая теория Фрейд использовал понятие «нарциссизм» в нескольких смыслах. Нарциссизмом он называет стадию развития (предобъектную), разновидность психопатологии (ипохондрию, перверсию, шизофрению), объектное отношение (гомосексуальность). Не всегда ясно,

ТЕОРИЯ ДВОЙСТВЕННЫХ ВЛЕЧЕНИЙ

ТЕОРИЯ ДВОЙСТВЕННЫХ ВЛЕЧЕНИЙ Основываясь на растущей клинической информации и большом объеме данных, Фрейд сделал вывод, что необходимо теоретическое осмысление и расширение теории инстинктивных влечений и включение в нее какого-либо агрессивного или деструктивного

Классическая теория драйвов Фрейда

Классическая теория драйвов Фрейда Первоначально фрейдовская теория развития личности была биологически обоснованной теорией и подчеркивала первичность инстинктивных процессов, рассматривая человеческие создания как проходящие через последовательные фазы

Невозможность составить список влечений

Невозможность составить список влечений Нам следует раз и навсегда отказаться от попыток составить атомистические списки влечений или потребностей. Такие списки являются ошибкой с теоретической точки зрения, и тому есть несколько причин. Прежде всего, они

ТРИДЦАТЬ ВТОРАЯ ЛЕКЦИЯ. Страх и жизнь влечений

ТРИДЦАТЬ ВТОРАЯ ЛЕКЦИЯ. Страх и жизнь влечений Уважаемые дамы и господа! Вы не удивитесь, услышав, что я намерен сообщить вам о том новом, что появилось в нашем понимании страха и основных влечений душевной жизни, не удивитесь также и тому, что ничего из этого нового не

Глава 4 Грамотность в вопросах власти. Понимание власти и мифы о ней

Глава 4 Грамотность в вопросах власти. Понимание власти и мифы о ней Физическая власть — мощность — хорошо исследована учеными. Она поддается точному измерению и может быть вычислена с точностью до долей эрга — единицы измерения физической энергии. Мощность двигателя

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ В СФЕРЕ ВЛЕЧЕНИЙ

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ В СФЕРЕ ВЛЕЧЕНИЙ В формировании структуры личности человека могут участвовать и всевозможные влечения. Так, при обжорстве помыслы человека постоянно устремлены к удовлетворению ненасытного аппетита, соответственно с этим складывается весь

Человек во власти тела

Человек во власти тела Искренность и притворствоКак подчеркнуть в своем теле то, что мы хотим, чтобы было замечено другими, и скрыть наши слабые стороны? Мы являемся тем, кем являемся, но иногда хочется надеть на себя личину другого. Бывают моменты, когда искренность

КЛАССИЧЕСКАЯ МАФИЯ

КЛАССИЧЕСКАЯ МАФИЯ В старой мафии главарь занимал привилегированное положение. Он никогда не участвовал в преступлениях, чтобы иметь алиби, когда за дело принимались сыщики; при нем всегда находится верный человек, выступавший в качестве «щита» и охранявший его от

Классическая психоаналитическая теория Зигмунда Фрейда

Классическая психоаналитическая теория Зигмунда Фрейда Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1865 г. в маленьком моравском городке Фрейберге в семье еврейского торговца. В гимназии он был одним из первых учеников, но для еврея высшее образование было возможно только в области

Тридцать вторая лекция. Страх и жизнь влечений

Тридцать вторая лекция. Страх и жизнь влечений Уважаемые дамы и господа! Вы не удивитесь, услышав, что я намерен сообщить вам о том новом, что появилось в нашем понимании страха и основных влечений душевной жизни, не удивитесь также и тому, что ничего из этого нового не

IV. Два вида влечений

IV. Два вида влечений Мы уже говорили, что, если разделение нами психического существа на Оно, Я и Сверх-Я означает шаг вперед в нашем познании, то оно должно также стать средством более глубокого понимания и лучшего описания динамических отношений душевной жизни. Мы уже

Источник

Фрейд З. Введение в психоанализ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ НЕВРОЗОВ

ДВАДЦАТАЯ ЛЕКЦИЯ. Сексуальная жизнь человека

Вы, конечно, слышали, уважаемые господа, что понятие сексуального в психоанализе претерпело неоправданное расширение с целью сохранить положения о сексуальной причине неврозов и сексуальном значении симптомов. Теперь вы можете сами судить, является ли это расширение неоправданным. Мы расширили понятие сексуальности лишь настолько, чтобы оно могло включить сексуальную жизнь извращенных и детей. Это значит, что мы возвратили ему его правильный объем. То, что называют сексуальностью вне психоанализа, относится только к ограниченной сексуальной жизни, служащей продолжению рода и называемой нормальной.

ДВАДЦАТЬ ПЕРВАЯ ЛЕКЦИЯ. Развитие либидо и сексуальная организация

В этих положениях Фрейда выражена его установка на объяснение психоаналитической схемы культурно исторических процессов. В предшествовавшей «Лекциям» работе «Тотем и табу» (1913) он, используя данные антропологии (в частности, известные исследования Дж. Фрезера «Золотая ветвь»), проводил параллели между психической жизнью невротиков и происхождением древних верований и обычаев.

ДВАДЦАТЬ ВТОРАЯ ЛЕКЦИЯ. Представление о развитии и регрессии. Этиология

Переход от принципа удовольствия к принципу реальности является одним из важнейших успехов в развитии Я. Мы уже знаем, что сексуальные влечения поздно и лишь нехотя проходят этот этап развития Я, а позже мы услышим, какие последствия имеет для человека то, что его сексуальность довольствуется таким непрочным отношением к внешней реальности. И в заключение – еще одно относящееся сюда замечание. Если Я человека имеет историю развития, как либидо, то вы не удивитесь, услышав, что бывают и «регрессии Я», и захотите узнать, какую роль этот возврат Я на более ранние фазы развития может играть в невротических заболеваниях.

Брюкке Э. (1819 1892) – крупный представитель физико химической школы в физиологии. Учитель Фрейда. В его лаборатории Фрейд в молодости провел ряд ценных исследований по анатомии нервной системы.

Здесь имеются в виду отколовшиеся от школы Фрейда школы Юнга и Адлера.

Бине Альфред (1857 1911) – французский психолог. Основатель первого во Франции психологического журнала и психологической лаборатории.

Источник

Андре Грин. «От сексуального влечения — к фрейдовскому эросу, и далее к объектализирующей функции.»

Доклад на франко-русском психоаналитическом симпозиуме.

Сексуальное влечение

В 1938 г. третью главу своего незаконченного профессионального завещания «Очерк. Cексуальное влечение психоанализа»¹ Зигмунд Фрейд озаглавил «Развитие сексуальной функции»². Довольно скоро читатель, к своему удивлению, обнаруживает, что речь не идет более ни о сексуальной теории, ни о сексуальных влечениях, ни о каком-либо ином термине, использованном ранее и подчеркивавшем ведущее положение сексуальности, хоть и всегда в конкуренции с какой-нибудь другой категорией влечений³. На чем же основывался в 1938 г. этот новый термин — сексуальная функция, а не влечения — термин, который, кажется, имел целью несколько принизить статус самой концепции сексуальности?

1 Freud S. (1938) Abrifl der Psychoanalyse //G.W. Fr.; M: Fischer, 1993. Bd. XVII. S. 61-138.

2 Op. cit. Die Entwicklung der Sexualfunktion. S. 74-8.

3 Сексуальное влечение в теоретизациях Фрейда в разное время постулировалось в конфликте с: «влечениями Я» – «влечениями самосохранения» – «нарциссической сексуальностью» – «разрушительными

смертными влечениями».— Прим. ред.

Первыми же фразами этой работы Фрейд отвергает, хоть и не заявляя об этом эксплицитно, концепцию полового инстинкта у человека. В человеческой сексуальности нет ничего инстинктивного, как это имеет место у животных, и тем более в ней нет ничего естественного, о чем свидетельствует столь обыкновенный гомосексуализм, или, говоря иначе, вся обширная негенитальная перверсная сексуальность человека. И напротив, эта человеческая сексуальность манифестирует с самого раннего детства, задолго до пубертата. Отчасти она связана с получением удовольствия, причем с самого раннего возраста, и эта связь достигает первой кульминации в возрасте около пяти лет в эдиповом комплексе. Возраст эдипова комплекса в наши дни, кажется, наступает все раньше и раньше. В равной степени примечательны и сам двухфазный характер сексуальной жизни человека, и инфантильная амнезия, предающая забвению первые этапы сексуальной жизни. Эту амнезию в наши дни некоторые хотели бы объяснить незрелостью мнестических структур, но для психоанализа речь идет исключительно о последствиях вытеснения.

Фрейд далее развивает свою мысль, описывая развитие инфантильной сексуальности, настолько ныне широко известное, что мы не станем на нем задерживаться. Мы напомним только, что в фаллической фазе у обоих полов предполагается неведение о существовании женского влагалища и что на этой стадии устанавливается первое различение полов на основе знания лишь одного пола, а именно мужского: в инфантильной сексуальности субъект либо фалличен, как мальчик, либо кастрирован, как девочка. Дальнейшее развитие необратимо разводит психические судьбы мальчиков и девочек. В пубертате же, под приматом генитальности, лишь завершается то психосексуальное развитие, которое началось задолго до этого.

Это резюме, в котором мы находим многое из самых ранних психоаналитических теорий, не объясняет, почему в 1938 г. Фрейд вдруг относит все вышеописанное на счет некоей сексуальной функции. Главное, что он позволяет нам о ней узнать, так это то, что сексуальную функцию можно понять, лишь прослеживая ее развитие. Вдобавок к этому он сообщает, что либидо обладает некоторыми структурными свойствами. Истоки либидо — соматические, и зарождается оно, по Фрейду, прежде всего, в недифференцированном конгломерате Я – Это (?). Либидо вызывает сексуальное возбуждение, сконцентрированное в эрогенных зонах. Оно сосуществует с разрушительными влечениями.

Ответ на вопрос, который мы себе задаем, находится на самом деле в двух первых главах «Очерка психоанализа»: «Психический аппарат»4 и «Теория влечений»5. В первой из них Фрейд определяет провинции психического аппарата — Оно6, Я, Сверх-Я, — на которые и поделено все психическое пространство. Оно, «детерминированное конституционально», включает влечения, которые «исходят из соматической организации» и которые находят в Этом, в неведомой пока что для нас форме, первый способ для своего психического выражения. Так что для Фрейда влечения являются чем-то примитивным, первичным, примордиальным. Во второй главе он напоминает о признаках мощи Этого и еще раз указывает, что влечения суть психические силы, а не идеи. До сих пор — ничего такого, что бы нам не было уже известно. Именно здесь Фрейд после «долгого колебания» (по его словам) и вводит новую терминологию. Он различает два основных инстинкта: Эрос и инстинкт разрушения. Остается объяснить изменение статуса сексуальной функции, которая становится частью более общего понятия — Эроса. В то время как сексуальная функция сама себя опасается и занята более поиском удовольствия, чем собственным развитием, Эрос, напротив, нацелен на создание все более крупных единств, с тем чтобы их сохранять, т. е. чтобы лучше сопротивляться диссоциативным целям разрушительных влечений, которые стремятся «разбить связи и, следовательно, разрушить вещи». Эрос как концепт обосновывается, таким образом, самой сопротивляемостью жизни в ее самоподдержании, в ее саморазвитии, перед лицом антагонистического действия разрушительных влечений. Недавние исследования французского биолога Жан-Клода Амайзена7 показывают, что сама жизнь в биологическом смысле состоит в нейтрализации сил клеточной смерти, что, хотя и с большим запозданием, подтверждают умозаключения Фрейда.

4 Ор. Ect. Der Psychische Apparat. S. Trieblehre. S. 70-73.

5 Ор. ect. Trieblehre. S. 70-73.

6 В 1930-е гг., в эпоху латинизирующих переводов (фр. и англ.), Фрейд невольно решил вопрос о русском переводе своего термина-местоиме ния Id, выбрав Id (Это), а не Illud (Оно).— Прим. ред.

7 Amisen J.-C. La Sculpture du vivant. Suicide cellulaire et mort creatrice. P., Seuil, 1999.

В этом и состоит огромный переворот в психоаналитической мысли. Сексуальность, следовательно, нацелена только на получение удовольствия, а целью Эроса является необходимая для поддержания жизни связь. Следовательно, Эрос включает в себя сексуальность и прибавляет к ней поддержание связей, установленных в поиске удовольствия. Понятно, что если сексуальность может в самом начале своего развития позволить себе быть ау-тоэротичной или довольствоваться парциальными целями, то Эрос изначально требует выживания организма и укрепления внешних и внутренних связей. Для достижения своих целей ему, Эросу, необходимо сотрудничество Другого, Поэтому Фрейд не отрекается от выдвинутого в 1915 г. положения, состоящего в том, что о влечении нельзя твердо сказать, что оно, влечение, любит свой объект, — это положение по-прежнему истинно. И напротив, невозможно игнорировать тот факт, что если мы говорим об Эросе, то это непременно подразумевает, что Эрос любит свой объект и хочет завязать с ним глубокие, длительные, прочные связи.

Итак, можно продолжать говорить об инфантильной сексуальности, но как только мы говорим о любви — об Эросе — ребенка к своему первичному объекту, то мы подразумеваем здесь нечто иное, чем просто инфантильную сексуальность. Вопрос еще более усложняется, если вспомнить, что любовь всегда связана с источниками удовольствия. К тому же не следует путать источники удовольствия (эрогенные зоны ребенка и его матери) и источник всех источников — саму мать. Новомодная теория привязанности (attachment)8 есть не что иное, как убогая заплатка, цель которой в том, чтобы помешать нам увидеть очевидное и, следовательно, чтобы усилить наше вытеснение всей той любовной эротики, связывающей ребенка с его родителями, и в первую очередь, естественно, любовной эротики, связывающей ребенка с матерью и с ее грудью, понимаемой нами здесь и в узком, и в широком смысле — и как орган, и как психический комплекс.

8 BowlbyJ. A Security Base. Clinical Application of Attachment Theory. L., Routledge, 1988.

Я хотел бы вернуться к одной мысли Фрейда, уже комментировавшейся мною в другом месте. В конце главы по теории влечений Фрейд пишет:

«Лучше всего нам удалось постичь Эрос вслед за его психическим экспонентом9 – либидо-— через изучение сексуальной функции, которая в общепринятом понимании — но только не в наших научных теориях — смешивается с Эросом»10.

Отсюда можно заключить следующее:

Эрос познаваем лишь вслед и через посредство своего экспонента — либидо.
Либидо и есть вся доступная Эросу психическая энергия. Эрос есть прежде всего энергетическая концепция.
Эрос и его экспонент либидо сами но себе познаваемы только через сексуальную функцию.
Сексуальная функция и Эрос смешиваются в общепринятом понимании, но не в психоанализе.

Ремарка11: термин Exponent, которой Фрейд употребляет для определения, чем является либидо для Эроса, можно перевести и как «представитель», и как «степень»-; Wahrig дает несколько определений этого термина. Наиболее подходящим в нашем случае является первое из них: «Возведение числа (Hochzahl) в степень (enier Potenz), которое указывает, как много раз число должно быть помножено само на себя wie oft eine Zahl mit sich selbst multipliziert werdwn soll)..> Здесь мы снова сталкиваемся с постоянной организационной (economique) озабоченностью Фрейда внутренней когерентностью психоанализа. Не следует, однако, пренебрегать вторым определением — после математического: в фигуральном смысле Exponent означает «облеченный доверием (herausgehobener) представитель (vertreter)13 некоего дела (einer Sache)14…».

10 Freud S. (1938) AbriG der Psychoanalyse. Trieblehre // G.W. Fr.-M.: Fischer, 1993. Bd. XVII. S. 73.

11 Вольный перевод ремарки во избежание нелепостей буквализма. Вместо французских переводов терминов Фрейда и их дефиниций в Robert’e семантическому анализу подвергнут немецкий оригинал и дефиниции Wahrig’a. — Прим. ред.

Итак, еще более акцентируя свою постоянную организационную (ёсопотшцие) озабоченность внутренней когерентностью, Фрейд подчеркивает прежде всего «степень (enier Potenz)», в которую «юное число должно быть возведено (Hochzahl… wie oft eine Zahl multipliziert werdwn soll)» Это методологическое беспокойство Фрейда идет параллельно с другой мыслью, связанной с персонологическим измерением психоанализа, с претензиями о поддержке некоего требования. Эта ремарка важна, ибо, если мы допускаем, что Фрейд, говоря об Эросе и о разрушительном влечении, подразумевает психические силы, то оживление этих сил в ходе анализа и их душевное истолкование в понятных для субъекта словах непременно позволит проявиться мстительному характеру («дела» влечений), который через своего представителя — либидо — требует удовлетворения.

Но если так можно сказать о влечении вообще, то еще труднее осмыслять все, что связано с мстительным характером влечения применительно к Эросу. Если Эрос хочет объединения, то может ли он мстительно навязывать такой союз, имея в противниках силу, которая хочет разорвать все связи и все отношения?

13 У Фрейда термины «представитель (Vertreter)» и «репрезентант (Reprasenant)» — синонимы, как и по-русски, но французский автор здесь и далее ограничен единственным переводом — «representant )»

14 «Sache» в немецком языке обычно имеет смысл «дела» юридического, судебного

Сексуальная функция, наблюдаемая и ощутимая через картины фаз своего психосексуального развития, позволяет нам составить об Эросе более точное представление.

И если Фрейд в чем-то старается отмежеваться от обыденного сознания, так это в том, что он подчеркивает именно несведение Эроса к сексуальной функции. Эрос предстает абстракцией — платоновской (?),— которая нацелена на объединение все больших и больших множеств:

«Либидо есть заимствование из учения об эффективности. Мы называем так энергию, понимаемую как количественную величину (хотя по сей день и не измеряемую) тех самых влечений, которые имеют отношение ко всему тому, что можно резюмировать как любовь. Ядро того, что мы называем любовью, естественно, формирует то, что обычно называется любовью, и то, что воспевается поэтами, — половая любовь с целью полового соития. Но мы не станем отделять от нее и того, что также отчасти носит имя любви: с одной стороны — любовь к себе, с другой — любовь к родителям и к ребенку, дружба и общая любовь к людям, а также преданность конкретным предметам иди абстрактным идеям»15.

Дальнейшие рассуждения Фрейда ясно показывают, что он считает все психические тенденции проявлениями импульсов влечений. Производимое им объединение хорошо иллюстрирует само это теоретическое расширение с тенденцией к образованию все более пространных общностей. Здесь можно оценить всю амплитуду перемен сексуальной функции, начинающейся с инфантильной сексуальности и завершающейся самыми сублимированными и даже абстрактными формами свершений Эроса. Платон цитируется эксплицитно16.

15 Freud S. (1921) Massenpsychologic und Ich-Analyse. Suggestion und Libido//G.W. Fr.-M.: Fischer, 1998 / Bd. XIII. S. 98.

Но невозможно себе представить такой Эрос, который оставался бы совершенно независимым от действия разруши-тельных влечений. Неограниченное бесконечное распространение действия Эроса привело бы к отрицанию всякого разделения и заставило бы всякую индивидуальность раствориться в едином целом. В этом смысле разрушительное влечение, противостоящее такому исходу, играет благотворную роль, ограничивая бесконечное слияние и устанавливая различия и разделения17.

В целом Фрейд в своей последней теории влечений, усиливая связи между двумя основополагающими силами, представляет их более солидарными друг с другом, чем в предыдущих теориях влечений, которые ограничивались простым антагонизмом (первая теория влечений — противопоставление пар-циссического и объектного либидо).

Мы начали наше исследование с изложения развития сексуальной функции. Замечательно, что нигде не фигурирует симметричное развитие разрушительной функции, поскольку оная не может претерпевать развитие, ибо это понятие, антиномичное ее структуре. Сексуальная же функция, напротив, чем более развивается, тем более эволюционирует — от аутоэротизма к инвестиции сексуальности другого. В пубертате познание женского влагалища может помочь сексуальности выйти из своей нарциссической замкнутости. Препубертатную сексуальность Фрейд называл в одной из своих самых ранних работ — «Наброске психологии»18 — «пресексуальной сексуальностью»19. Пресексуальное не идентично сексуальному. Ибо инвестировать сексуальность объекта означает стремиться к такой форме объектной любви, которая ведет к встрече с любовью, переживаемой самим объектом. Вот и еще один термин на нашем пути: сексуальность в своем развитии включает в себя любовь. Любовь, лишенная сексуальности, обращает внимание на роль сублимации и идеализации, но такая любовь не дотягивается до основной формы любви, которая характеризуется, как мы уже упоминали, эволюцией — от аутоэротизма к объектной любви. Мы перечисляли все это, только принимая в расчет линию Эроса. А между тем на каждом этапе развития следовало бы рассматривать, как достигается равновесие, слияние и разлияние Эроса и разрушительных влечений. Но, с другой стороны, в этой последней теории влечений у Фрейда в так называемой теории инстинктов невозможно более локализировать ни одну из обеих основополагающих психических сил в какой бы то ни было области психического аппарата. Так же как и Эрос, распространяясь, приобретает такое многообразие, которое только сам Фрейд и отважился объединить.

17 Свой заключительный дуализм влечений Фрейд эксплицитно возво дит не к Платону (хотя и сохраняя термин «Эрос»), а к диалектике слияния — разлияния Любви и Ненависти у друго го автора: «Представление об основных силах или о влечениях, с которыми аналитику придется не раз еще схватиться, было заимствова но нами у философа Эмпсдокла Акрагантского (Агригентского)». Freud S. (1938) AbriB der Psychoanalyse. Tricblehre // G.W., Fr.-M.: Fischer, 1993, Bd. XVII. S.71.– Прим. ред.

18 Freud S. (1895) Entwurf einer Psychologic// G.W. Fr.-M.: Fischer, 1987. Nachtragsband. S. 387-477.

19 Ор. cit. У Фрейда: «Vorzcitigkeit in der Sexualentbindung» («преждевременность в сексуальном пробуждении»). 5. 448.— Прим.ред.

Понятия бессознательного (20) и Оно тесно связаны.

Нервная и психическая энергия, говорит Фрейд, кажется, существуют в двух формах: одна — легко подвижная, а другая, напротив, связанная. Трудно удержаться, чтобы не провести связи между Эросом, стремящимся к созданию все больших объединений, и понятием связанной энергии. Понятие связи (Эрос) и понятие связанной энергии (вторичный процесс в Я) совпадают по цели. Становится ясно, что такое понятие, как свободная, подвижная, не поддающаяся связыванию психическая энергия, касается не только характера первичных процессов в Я, но, еще глубже, является атрибутом разрушительных влечений. Жить, думать, любить — вот три формы протекания процессов психического связывания, которые все три представляются тесно связанными между собой.

20 У Фрейда ни разу не встречается неврологический термин «бессознательный (bewusstlos)» или его производные, всегда — только «несознательный (unbewusst)» и его субстантивированная форма «несознательность (Unbewusste)» и их психологическом значении. — Прим. ред.

Но вследствие неизбежных слияний и разлияний влечений получается так, что любовь, будь то любовь объектная или нарциссическая, всегда амбивалентна. Что же до сексуальности в узком смысле слова, то такое амбивалентное отношение в ней выражено еще более резко. Сексуальное желание одинаково в чем-то во всех видах сексуальности. И доставление удовольствия объекту, и получение от него оного удовольствия всегда привносит с собой такую смесь аффектов, которая никогда не обходится без примеси агрессивности. Исключение составляют только проявления различной патологии. Роберт Столлер21 считает, что во всяком сексуальном отношении есть часть, которую следует относить — даже когда это неочевидно — к желанию вредить другому или к желанию вредить себе. Фрейд по-своему говорит то же самое.

Составляющие Эроса

Под эгидой новой концепции Эроса Фрейд приступает к великому психоаналитическому объединению. Здесь объединяются: нарциссизм (либидинозная составляющая влечений самосохранения), к которому можно добавить и самое самосохранение; собственно сексуальные влечения (разделенные, в свою очередь, на целезаторможенные и нецелезаторможенные влечения); объектные влечения и даже садистические влечения, которые оживают при регрессии либидо по фазе психосексуального развития. Если ко всему перечисленному добавить еще и продукты сублимации либидо, то это даст нам некую обширную клини-ко-теоретическую организацию, общим знаменателем которой будет связь: либо связывание разных видов вышеупомянутых влечений между собой, либо связь той или иной части данного ансамбля влечений с объектом. Эрос удерживает все вместе, как утверждал еще Платон.

21 StollerRJ. Perversion: The Erotic Form of Hatred. N. Y.: Pantheon 1975. 240 p.

Объединение и разъединение

Невозможность изолированного наблюдения ни одной из двух основных групп влечений является важнейшим концептуальным выводом из последней теории влечений. Они настолько тесно объединены в различных пропорциях, что любой аспект психики, относящийся к одной из двух групп влечений, требует для своего настоящего понимания выявления участия в нем и другой группы влечений. Фрейд замечает: в самом сексуальном акте нехватка агрессивности делает мужчину импотентом, избыток же агрессивности превращает его в садиста. Такой несколько механистический взгляд оставляет без внимания динамику защит и всю сложность игры психических сил, задеиствуемых во всяком сексуальном акте, который на самом деле должен удовлетворить четырех партнеров, а не двоих, учитывая психическую бисексуальность каждого человеческого субъекта.

Но, помимо объединения, вследствие регрессивных процессов наблюдаются также феномены разъединения, когда одна группа влечений как будто бы находит возможность освободиться или, точнее, отвязаться и следовать своим собственным путем. Дело обычно не останавливается на одном этом разъединении. За ним, как правило, следует цикл попыток повторного связывания (обратного захвата влечений) и новых развязываний — цикл, приводящий к компромиссным формированиям — симптомам. Такие цепные реакции наблюдаются в переносе, индуцируя противопе-реносные реакции, которые вносят пунктуацию в динамику переноса. Такой взгляд на вещи может показаться схематичным, как если бы описываемые психические процессы возникали спонтанно, изнутри психики, не имея иной причины, кроме самих себя. Действительно, нам, конечно же, нужно учитывать влияние прошлых событий (травмы, фиксации), произошедших в ходе анализа или вне его, а также учитывать роль, которую может сыграть снятие вытеснения или же роль вариаций интенсивности данного влечения. Как показал в своих работах Бенно Розенберг22, на практике этот узел объединений и разъединений бывает невероятно сложно распутать.

22 Rosenberg B. Masochisme mirtifere et Masochisme gardien de la vie. P.: PUF, 1991. Р. 30-54.

Послефрейдовские разработки

Так можно резюмировать в общих чертах тот маршрут, по которому следовал Фрейд и который в конце концов привел его к пересмотру своей теории. Поразительно констатировать, в сколь малой степени его преемники были склонны следовать за ним в его заключительных выводах.

1. Сам концепт влечения, центральный для понимания сексуальности (либидо, эрогенные зоны, фиксации), в значительной степени утратил свою теоретическую мощь. С тех пор как на психоаналитической сцене возникли фигуры Уильяма Ферберна23 и Мелани Кляйн24, более выгодным и эвристически более плодотворным стало казаться выдвижение на первый план идей и идеологии объектных отношений. Это движение нашло много после дователей в Англии, распространило свое идейное влияние в мире и, наконец, даже инфильтрировало мышление передовых психоаналитических авторов в Соединенных Штатах.

2. Избирательно следуя за Фрейдом и искренне веруя, что собирается лишь развить его мысли, Мелани Кляйн перенесла акцент в психоанализе на разрушительность, всячески обходя роль Эроса. Ее ученик и последователь Дональд Мельцер хоть и писал о сексуальности25, систематически обесценивал генитальную сексуальную жизнь, толкуя ее как производную от оральных объектных отношений. Удовлетворительные генитальные сексуальные отношения стали у кляйнианцев лишь психическим покровом для отношений с «доброй» грудью. Мать — всегда хозяйка положения в психической жизни кляйнианцев, хозяйка, которая отводит отцу лишь роль статиста.

23 Fairbairn W.R.D. A Revised Psychopathology of the Psychoses and Psychoneuroses // Internat. J. Psycho-Anal., 1941. Vol. XXII. P. 250-279.

24 Klein M. The Hxlipus Complex in the Light of Early Anxieties //Internat. J. Psycho-Anal., 1945. Vol. XXVI. P. 11-33.

25 MeltzerD. The Sexual States of Mind. Perthshire, Clunie Press, 1973.

Авторы кляйнианской школы во всех теоретических разработках последовали за Мелани Кляйн. Из них один только Герберт Розенфельд26, может быть, оставлял некоторое место для сексуальности; нужно ли добавлять, что это было им сделано при разработке проблематики сексуальных перверсий! Уильфред Бион вроде бы даже использовал в своих работах символ д в его отношении с символом 9. но кажется, что эти значки у него следует понимать лишь как абстрактные символы психического содержания сопг,атео! и его психического содержателя сопЫпег27. В этом же русле следует и Дональд Винникотт28: при всех своих отличиях от кляйнианцев он тоже отводит сексуальности вторичное по значению место и позднее по возникновению. Он пренебрегает буквально всеми ее аспектами и считает проявления сексуальности поздними и вторичными феноменами гораздо более важных — ранних и первичных — психических процессов, к которым он, Винникотт, из-за маловажности сексуальности и не проявляет большого интереса.

3. Быть может, в Северной Америке мы найдем большую приверженность учению Фрейда? И, помимо Столлера29, который предпринял углубленное и систематическое исследование сексуальности, остальные американские авторы, кажется, продолжают упоминать о сексуальности. Но оная сексуальность рассматривается — horribile dictu! — с точки зрения результатов прямого наблюдения за детьми и с точки зрения исследования развития функций Я. Так что не будет большим преувеличением сказать о североамериканской психоаналитической мысли, что сексуальность у современных североамериканских авторов утратила то антропологическое значение, которым ее наделял

26 Rosenfeld H. Remarks on the relation of Male Homosexuality to Paranoia, Paranoid Anxiety and Narcissism // Internat. J. Psycho-Anal. 1949.Vol. XXX. P. 36-47.

27 Bion W.R. Learning from Experience. L.; Heinemann. P. 92.

28 Winnicott D.W. The Theory of Infant-Parent Relationship // The Maturational Process and The Facilitating Environment. L.: Hogarth, 1965. P. 17-55.

29 StollerRJ. Presentations of Gender, New-Haven. L.: Yale Univ. Press, 1985.

Фрейд, отводивший ей роль и источника, и двигателя всего психического развития и роль организатора функций мышления. В североамериканской эго-психологии сексуальность, ассоциируясь с агрессивностью, конечно же, играет некоторую роль в функционировании Я, но роль, неизменно подчиненную благополучному развитию процессов десексуализации и деагрессиви-зации, развитию автономных и свободных от конфликта функций Я. Как таковая сексуальность принимает участие в развитии благонамеренной психики, но без того, чтобы быть скрытой и скандальной осью психического развития.

Остается Франция. Здесь мои русские друзья, возможно, ожидают проявлений моего шовинизма. Это правда, что в послевоенном психоанализе именно французы, как бы ни расходились их теоретические ориентиры, всегда продолжали оставлять сексуальность в центре психоаналитической теории, всегда соотнося себя с теорией Фрейда. Но это ничуть не означает безусловной фрейдистской ортодоксальности французов. О какой верности делу Фрейда можно говорить во Франции, где произошло самое явное предательство его учения под предлогом возвращения к оному30? Я не против, если бы идеи лакановского психоанализа защищали, опираясь на авторитет Жака Лакана. Но я никогда не соглашусь с тем, будто бы лакановский психоанализ — это и есть истинный фрейдовский психоанализ. Все попытки такой фальсификации, а им несть числа, никогда меня в этом не убедят.

Французский психоанализ, развивавшийся вне лакановских кругов, продолжал отводить сексуальности центральное место. Этот нелакановский психоанализ, несомненно, подвергся влиянию своего лакановского соседа, но он не принял ни теорему «бессознательного, структурированного как языкование (langage)»31, ни «означатель (Signifiant)»32 как первую теорему психоанализа, ни теорему «имени-отца (Nom–du–Pere)»33, ни «большого другого (Grand Autre)»34. Для французских психоаналитиков, за исключением некоторого диссидентства, таковым себя, впрочем, не признающего,— диссидентства Жана Ла-планша35, которому не нравится, когда его теории связывают с учением Лакана, за этим исключением, сексуальность остается теоретической осью, на которой основываются французские нелакановские психоаналитики,— особенно инфантильная сексуальность, психосексуальные фиксации, подчиненность Я оным фиксациям, либидинозные инвестиции следов памяти об объектах — внешних и внутренних, бисексуальные идентификации у обоих полов, роль эдипова Сверх-Я и т. д.

30 «Назад, к Фрейду!» — пропагандистский лозунг Лакана.— Прим. ред.

31 LacanJ. (1960) Subversion du sujet et dialectique du desir dans I’inconscient freudien // Ecrits. P.; Seuil, 1966. P. 806.

32 LacanJ. (1959) Sur la theorie du symbolisme d’Enest Lones // Ecrits. P; Seuil, 1966. P. 714.

Я, со своей стороны, предложил концепцию «цепей Эроса»-36. Поясню свое отношение к разным психоаналитическим школам. Даже если некоторые психоаналитики и признают формально важность психосексуальности, доктринальные расхождения неизбежно обнаружатся в поисках и выборе отправной точки для ее развития и исследования: для одних это внутрипсихическая фантазия, для других — внешний объект. При этом психоаналитики других школ не замедлят представить и иные опции отправной точки развития все той же психосексуальности, как-то: удовольствие… влечение или последний крик психоаналитической моды — интерсубъективность. Поздние колеблющиеся предпочтения самого Фрейда, изложенные в работе «По ту сторону принципа удовольствия»37, не облегчают нам задачу.

33 LacanJ. (1957-1958) D’une question preliminaire a tout traitement possible de la psychose // Ecrits. P.; Seuil, 1966. P. 556.

34 LacanJ. (1958) La Signification du phallus // Ecrits. P.; Seuil, 1966. P. 689.

35 LaplancheJ. Le Fourvoiement biologisant de la sexualite chez Freud. P.: Les Empecheurs de penser en rond, 1993.

36 Green A. Les Chames d’Eros. Actualite du sexuel. P.: Odile Jacob, 1997. 290 p.

37 Freud S. (1920) Jenseits des Lustprinzips // G.W. Fr.-M.: Fischer, 1998. Bd. XIII. S. 1-69.

Как бы то ни было, один теоретический постулат остается неизменным. Чтобы найти корни Эроса, следует отправляться от телесного опыта. Но отправляться от тела вовсе не значит низвести сексуальность к генетике (XX или ХУ) или к нейроэндокринологии (тестостерон, окситоцин, вазопрессин, нейроны допаминэргические и пр.). Позиция Фрейда исходно иная: объектом его исследований является психосексуалъностъ. Во избежание недоразумений следует подчеркнуть: психосексуальность не означает сексуальности, преображенной языкованием (langage)38. Глубокий анализ, проведенный Жорж-Артюром Гольд-шмидтом, был необходим для понимания того, что Фрейд называл ТпеЬ (влечением). Влечение (der trieb) всегда имеет у Фрейда психические коннотации»39. Влечение у Фрейда не ограничивается стремлением к выходу из своих психических глубин для овладения психической поверхностью, поскольку «никогда ничего не выходит на психическую поверхность таким же, каким это было в глубине психики”-40. Было бы слишком просто считать, что влечение возникает и протекает как ретроактивный цикл импульсов, которые просто снова и снова возвращаются из тех психических мест, где они таятся до времени прорыва импульсов. «То, что возвращается, никогда не перестает быть уже здесь», напоминает нам Гольдншидт.

39 Goldschmidt GA. Quand Freud voit la mer. P.: Buchet-Chastel, 1988. P78.

Так что для Фрейда нет ни грубой сексуальности, ни тем более нет сексуальности трансцендентализированной в силу того, что это — человеческая сексуальность. Ни только животность, ни только духовность. Для нас Тrieb означает, конечно же, и влечение Эроса41 раг ехсеllеnсе и предполагает представление об элементарном психизме в столь неведомых нам доселе формах, который только фрейдовские концепции и помогают нам умозрительно представить и понять в таких, например, формах, как слишком редко цитируемый «психический репрезентант влечения», концепт, наличествующий в пяти эссе 1915 г., часто объединяемых под общим названием «Метапсихология»42. В этой концепции формулируется образ такого психического представления, у которого на первый план выходит его динамическое измерение, а не топическое или экономическое измерение. Но также в концепции «психического репрезентанта влечения» формулируется образ движущей силы, стоящей за таким психическим представлением, силы, которая движет этим представлением, объектными отношениями с реальным объектом влечения. И эта движущая сила вкупе со своим психическим репрезентантом и есть самое влечение, именуемое жизненным или любовным влечением. Это и есть то самое, что в прежние времена называли самой жизнью, которую Фрейд восстанавливает и как термин и идентифицирует ее с любовью,— в наши дни пользоваться этим термином в науке уже не осмеливаются. Жить — значит любить, любить — значит жить. Но есть еще и их противоположность — смерть… Отправляясь от интуиции тела и от интуиции самого элементарного телесного психизма, еще не познанного, мы видели, как именно отношение с реальным объектом позволит дать психическое место для психических представлений о вещах, иначе говоря, для объектных представлений, для представлений, достаточно либидинизированных, достаточно аффективно заряженных, чтобы сохраняться в памяти. Представление о вещи, объектное представление, может быть бессознательным или сознательным. Итак, первая психоаналитическая референция — это всегда тело и влечение, вторая психоаналитическая референция — это всегда объект и психическое представление о нем, сознательное или бессознательное, третья психоаналитическая референция — это всегда слово, словесное представление, всегда сознательное.

42 Fdeud S. (1915) Trieb und Triebschicksale; Die Verdrangnung; Das Unbewubte; Metapsychologische Erganzung zur Traumlehre; Trauer und Melancholie // G.W. Er.-V.: Fischer, 1991. Bd. X. S. 209-32; 247-303; 411-46.

43 LacanJ. (1960) Subversion du sujet et dialectique du desir dans Pinconscient freudien //Ecrits. P.; Seuil, 1966. P. 811.

Перейдем к выводам.

Я повторю то, что уже писал в «Цепях Эроса» в защиту пары влечение-объект: «Нет сексуальности без объекта, но нет и объекта — ни другого субъекта, ни психического представления о нем, который и сам бы не был инвестирован влечениями и который не отвечал бы на эту инвестицию, привнося в нее эффекты своих собственных влечений»46. Чтобы полностью осознать функционирование пары «влечение-объект», по моему мнению, невозможно ограничиваться описанием, даже в самых мельчайших деталях, всех перипетий отношений матери-объекта и ребенка-субъекта раreхсеllnсе, по-моему, невозможно по-настоящему понять и прочувствовать функционирование пары «влечение-объект» иначе, как напевая при этом про себя колыбельные песни.

В то же время в современном психоанализе, за исключением специализированных исследований, таких, как работы Клода Балье47, сексуальность в лучшем случае стала пресноватой, а в худшем — вообще отрицается. Нужно прямо сказать, что психоаналитики, кажется, позволяют простаивать на конюшне своему боевому коню в тот самый момент, когда социальная терпимость к маргинальным и даже к делинквентным формам сексуальности допустила в социальную действительность то, что в прежние времена было предметом скрываемых, запретных деяний, совершаемых индивидами, озабоченными сохранением своей анонимности, видимой нормальности и притворного соблюдения социальных условностей, не считая некоторых провокаций а lа Оскар Уайльд или ближе к нашему времени — а lа Пьер-Паоло Пазолини. Полчищу их подражателей ныне стоит больших трудов существовать, изо всех сил пытаясь привлечь общественное внимание к своим выходкам в нашем пресыщенном мире, который не поражается уже буквально ничем, кроме сексуальной преступности.

45 Ор. Cit. Формула обращения итальянских слуг: «Che vuoi»

«Чего-с изволите-о,— обретает у Лакана статус формулы желания смертоносного для субъекта наслаждения — желания служить желанию Другого. Р. 818.- Прим. ред.

46 Green A. Les Chaines d’Eros. Actualite du sexuel. P.: Odile Jacob, 1997. P. 174.

47 Balier C. Psychanalyse des comportements sexuels violents. Une pathologic dc 1’inachcvcmcnt. P.: P.U.E, 1996.

Сегодня в наших, т. е. западных, обществах роль секса в жизни человека признается гораздо более, чем раньше, даже при том, что в иных частях света гомосексуалистов все еще приговаривают к смерти. Большая терпимость лучше, чем отрицание, отказывающее в праве на существование того, что невозможно отрицать, не говоря уж о судьбе женщин, которым порой одновременно отказывают и во всяком праве на самостоятельную эротическую жизнь, и на гражданское равенство в правах с мужчинами. Но решение полового вопроса не может ограничиваться одной лишь терпимостью. Это решение требует продолжения исследований, свободных в том числе и от политкорректных предрассудков по поводу необычных ориентации в половой жизни, например, гомосексуального родительства. Давайте почтем за счастье, что мы не раздавлены обскурантистскими правительствами, но давайте, прежде всего, продолжим стремиться к тому, чтобы смотреть на предметы наших исследований (психосексуальность включительно) как можно более ясно и трезво.

Пересмотр понятия о влечении

Вместо того чтобы ставить себя в положение необходимости выбора между верностью фрейдовскому понятию влечения и оставлением оного понятия в пользу концепции объектных отношений, я предложу пересмотр понятия о влечении.

Что до меня, то я более не рассматриваю понятие влечения как нечто врожденное, эндогенное, управляемое своим собственным автоматизированным движением в противоположность другим аспектам психической жизни, более объектно-отнесенным.

Если Фрейд и признавал, что влечения суть наша мифология, то вовсе не для того, чтобы побудить нас от нее отвернуться. Хотя влечения и есть мифы, но в том смысле, что только научные мифы могут дать понятие о том, насколько сложна та реальность, которую они охватывают. Одно замечание Фрейда помогает нам продвинуться в понимании его мысли. В первой из посмертно опубликованных записок он замечает: в самом раннем психическом опыте субъекта в противоположность тому, что происходит в позднейшем опыте, сосуществуют всевозможные психические реакции и, разумеется, реакции взаимоисключающие. И эти взаимоисключающие реакции сосуществуют в психике младенца вместо какого бы то ни было единого психического решения, которое лишь позднее станет обычным завершением всякого психического процесса.

Это замечание Фрейда проливает свет на многие вопросы. Оно подчеркивает слабость суждений на заре человеческой жизни. Ребенок, не способный выбирать, удерживает одновременно все: и позитив, и негатив, сохраняет в своей психике и то, что мы позднее назовем влечением, и защиту от оного же влечения, и консервацию, и эвакуацию обоих — и влечения, и защиты от него. Следовательно, это и есть примитивное содержание детской психики, и этот первичный материал психики, смешанный по своей структуре, ассоциирующий между собой и доброе, и злое, и удовлетворение, и отказ в удовлетворении и от удовлетворения, и позитив, и негатив, — все в нем наличествует одновременно. Как в этих условиях можно говорить о сексуальном влечении без противодействия ему со стороны разрушительных влечений, как можно говорить здесь о поиске удовольствия, не упоминая при этом неизбежного неудовольствия, которое с ним ассоциируется? На этом этапе развития психики всякое якобы полное удовлетворение, всякое якобы цельное удовлетворение и якобы без примеси отказа и в удовлетворении, и от удовлетворения не может не быть не чем другим, как обманкой или же обычными эффектами запоздалой идеализации уже во взрослой психике.

Итак, все вышесказанное — это во-первых. А во-вторых, применение психоанализа для работы с детьми и при тех категориях психических расстройств, при которых классически психоанализ не применялся, позволили пролить новый свет на саму классическую теорию психоанализа, что привело к ее обогащению. Например, под влиянием работ Франсеса Тустина50, сенсорика занимает теперь в психоаналитической теории одно из первостепенных мест. Можно было бы найти и другие примеры.

Что же, таким образом, остается от понятия о влечении? Название влечения стоит сохранить для конгломерата, состоящего из различных психических элементов, самих по себе тоже не чистых психических феноменов; и не стоит пытаться представлять себе влечение как некую элементарную, простую, базовую данность психики. Но зачем тогда продолжать называть этот конгломерат влечением? По той простой причине, что характеристики влечения, описанные Фрейдом, остаются валидными. Этот блок психических возбуждений, в котором перемешаны психические элементы различного происхождения, предстает перед нами в виде сложного единства, сохраняющего свои характеристики влекущей, страстной пульсации.

49 «Запоздалый (nachtraglich)» — по-разному переведенный на разные языки термин Фрейда: отсроченная (apres–coup — фр.) либидшюзная инвестиция следов ранней памяти (отсроченный аффективный заряд архаических объектных представлений Бессознательного), разрядка либидо (аффекта) задним числом (retroactive — англ.) по неизбежно ошибочным ассоциативным путям либо на полюс восприятия вни мания (Сознательности — с иллюзиями и галлюцинациями), либо на полюс моторики (Предсозпательности — с оговорками и др. агированиями).— Прим. ред.

50 Tustin F. The Protective Shell in Children and Adults. L., Karnak, 1990.

Все это пытается выразиться, получить удовлетворение, но обречено оставаться навсегда неудовлетворенным, хоть и пытается оказывать давление на объект, от которого зависит это удовлетворение. Вот почему, хоть и отказывая понятию влечения в терминологической чистоте и в психологическом единстве, я остаюсь сторонником сохранения самого названия влечения, названия, которое связывает его с целой серией терминов, означающих страсть (в смысле страдания), импульс и влечение. А также чтобы продолжать видеть в проявлениях влечения то, от чего отправляется всякая психическая переработка, то, от чего отправляется даже самая минимальная психическая выработка.

Объектализирующая функция

Когда я размышлял об отношениях между влечениями и объектами, мне показалось, что, вместо того чтобы продолжать противопоставлять различные перспективы, к которым нас отсылают эти две точки зрения на психические процессы, есть, может быть, способ по-иному концептуализировать их взаимоотношения.

Итак, я утверждаю, что конечной целью влечений является превращение воплощаемых ими функций… в объекты. Предложу пример, который может помочь это понять. Если я думаю об этом докладе, который я сейчас представляю, то кто является его объектом? Если бы я был щедр на похвалы самому себе, то я сказал бы, что я содействую распространению французской психоаналитической мысли. Если бы я был немножко более реалистом, то я сказал бы, что жду, что этот доклад будет иметь успех, иначе говоря, я получу нарциссическое удовлетворение. И тогда мое присутствие здесь объяснялось бы не симпатией российских коллег, а моей любовью к себе самому, любовью, озабоченной моим реноме. Но настоящим объектом этой работы сублимации является служба тому объекту, которым стал для меня психоанализ, потому что вопрос поставлен не о тех взглядах, которые я здесь излагаю, и не о том, что эти взгляды являются продуктами моей сублимации, но вопрос поставлен о том факте, что я пытаюсь продвинуть психоаналитическую мысль, даже если это всего только моя собственная психоаналитическая мысль. Упражнение, которому я себя посвятил, послужит целям сублимации, которая становится, таким образом, непрямым объектом моего сообщения, послужит мне этим объектом, ничуть не пренебрегая, очевидно, более корыстными мотивами (как-то соперничеством, соблазнением и другими аффектами), обычно наличествующими в такого рода соревнованиях, в которых я упражняюсь уже на протяжении почти полстолетия. Но на самом деле мой объект — это не успех, не желание убедить или превзойти моих конкурентов, моим объектом является надежда продвинуть психоаналитическое знание. Так же, как для коллекционера картин самым важным является не обладание тем или иным полотном Сезанна, купленным по дешевке, но сама любовь к живописи является истинным объектом его страсти. Именно это я и называю объектализирующей функцией. Мои работы стали для меня объектами. Но объектом моих желаний остается сам психоанализ, в той мере, в которой, как я вижу, в нем отражается любовь к истине.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *