на каком этапе находится сейчас россия электронное государство

«Цифровые государства»: с чего все началось

Иллюстрация: Жан Гранвиль PD
на каком этапе находится сейчас россия электронное государство. Смотреть фото на каком этапе находится сейчас россия электронное государство. Смотреть картинку на каком этапе находится сейчас россия электронное государство. Картинка про на каком этапе находится сейчас россия электронное государство. Фото на каком этапе находится сейчас россия электронное государствоКонсалтинговая компания Deloitte в конце 2017 года выпустила доклад о технологиях в международном государственном секторе. Главный тренд на 2018 год — то, что исследователи называют symphonic enterprise. Эта концепция подразумевает достижение кумулятивного эффекта от внедрения государством и бизнесом таких технологий как, например, блокчейн и системы искусственного интеллекта. Цель — повысить эффективность работы всего «цифрового государства» — от взаимодействия граждан, госструктур и бизнеса до реализации базовых задач по электронному документообороту.

Сегодня мы расскажем, как появлялась концепция «цифрового государства» (ЦГ), поговорим о первых примерах отдельных систем и возможностях для их интеграции.

Культурные истоки «цифрового государства»

Тема государства, в котором технологии выдвинуты на первое место, занимает особое положение в литературе. Летающий остров Лапута из «Путешествий Гулливера» Джонатана Свифта — одна из первых теоретических моделей государства будущего, в котором главную роль играют технологии. Кстати, в самом произведении ни к чему хорошему это не привело — жители острова не справились с бытом, несмотря на все успехи в научной сфере, а власть сосредоточилась в руках одного правителя.

Элементы цифрового государства можно найти практически во всех классических антиутопиях: «О Дивный новый мир» Олдоса Хаксли, «Мы» Евгения Замятина, «1984» Джорджа Оруэлла. В основном писатели останавливались на средствах слежения за гражданами и утрировали их негативное влияние на свободу во всех ее проявлениях.

Роман «Дом в тысячу этажей» Яна Вайсса вышел в 1929 году. Как и другие антиутопии, он рассматривал актуальные на момент написания проблемы через призму возможного будущего. Единый центр, из которого управляется огромный небоскреб-дом, можно сравнить с платформой или командным центром управления службами в современном цифровом государстве, например, в Сингапуре.

С антиутопиями всегда соседствовали утопии — книги о прекрасном технологичном мире будущего. С появлением первых компьютеров стало появляться все больше авторов, видящих в компьютеризации и роботизации если не благо для человечества, то, как минимум, норму. К таким писателям относятся десятки классиков жанра научной фантастики — например, Айзек Азимов (и его первый закон робототехники).

Популярность художественных книг и работы философов-теоретиков помогли обществу начать активное осмысление различных возможностей, которые предоставляют новые технологии, и связанных с ними рисков. Параллельно с ними начала появляться теоретическая база и практические работы, которые решали конкретные задачи и еще не могли учитывать и воплощать весь масштаб концепции «цифрового государства».

От концепций к реальным системам

Нельзя говорить о том, что теоретическая основа концепции цифрового государства развивалась и задумывалась целенаправленно как единое направление. Наоборот, такие характеристики она приобретает только сейчас, впитывая знания и опыт ряда отдельных теорий и дисциплин. Они появились не пару лет назад и прошли достаточно долгий путь до того, как было решено использовать их для цифровизации государств.

Например, кибернетика, известная нам сегодня в том виде, который был предложен Норбертом Винером в 1948 году, ранее подразумевалась как дисциплина, отвечающая за управление государством — это видение термина в 1830-х ввел Андре-Мари Ампер, французский физик, математик и естествоиспытатель. Развитие кибернетики шло вме-сте с осмыслением того, что из себя представляет «информационное общество» — это понятие зародилось в 1940-х годах. Оно связано с такими учеными как Клод Шеннон, Джон фон Нейман, Алан Тьюринг и другими именитыми представителями начала эпохи информатизации.

Одним из возможных прототипов цифрового государства в СССР была концепция первой Единой государственной сети вычислительных центров. Ее автор — Анатолий Китов. В 1956 году была опубликована его книга «Электронные цифровые машины», которую затем перевели и опубликовали во множестве стран, в том числе и в США. В 1959-м Китов предложил создать единую автоматизированную систему управления для вооруженных сил и народного хозяйства страны, но власти не поддержали идею.

на каком этапе находится сейчас россия электронное государство. Смотреть фото на каком этапе находится сейчас россия электронное государство. Смотреть картинку на каком этапе находится сейчас россия электронное государство. Картинка про на каком этапе находится сейчас россия электронное государство. Фото на каком этапе находится сейчас россия электронное государство
/ Flickr / Seattle Munici-pal Archives / CC

В 1960-х в США начали появляться первые научные работы по электронному делопроизводству и проекты по внедрению компьютерных систем в работу госструктур. Статья сотрудника одного из подразделений министерства финансов США Хорварда Гэммона (W. Howard Gammon) «Автоматизация документооборота на предприятии» от 1954 года считается одной из первых работ, которую можно условно отнести к направлению цифровизации госуслуг.

В начале 1970-х в Калифорнийском университете в Ирвайн (Калифорния, США) была образована одна из первых крупных исследовательских групп по вопросам внедрения автоматизированных систем управления в муниципальные и государственные учреждения. Она называлась URBIS (Urban Information Systems), а ученые, которые входили в эту группу (K.L. Kraemer, G. Howe и другие) считаются одними из первых теоретиков в области цифрового государства.

В это время (начало 70-х) появились и первые европейские исследовательские группы. Здесь в лидеры вырвались Германия и Австрия — другие ведущие страны Европы присоединились к ним только в 80-е. Подробнее об истории научных работ по теме — в этой статье — «Information Technology and Government Research: A Brief History».

С развитием сетевых технологий начали появляться новые тематические направления, которые были связаны с решением отдельных задач цифровизации. Например, с подачей налоговых деклараций. Такое направление называется «efile» или «electronic filing». Его история началась с эксперимента в 1986-м году. Участвовали 5 специалистов по подготовке деклараций из Цинциннати (город на юго-западе штата Огайо, США), Роли (столица штата Северная Каролина) и Финикса (столица и крупнейший город штата Аризона).

В ходе эксперимента им удалось обработать 25 000 деклараций, а также сэкономить время и ресурсы на пересылку документов в печатном виде — и уже в следующем 1987 году количество специалистов, участвовавших в проекте, выросло до 66 человек. В 1990-м «efile» обработал 4,2 млн налоговых деклараций. В 2013-м — более 122 млн.

В СССР внедрение систем электронного документооборота (СЭД) и автоматизации делопроизводства началось в 1980-х годах в аппарате ЦК КПСС. Первые системы обладали весьма скромными возможностями — секретарь мог вводить регистрацион-но-контрольные карточки, производить поиск по ним и вести реестр документов. Только через 8-10 лет после этого начали появляться первые СЭД на предприятиях, а полноценный рынок СЭД в России зародился уже в 90-е. Впоследствии электронный документооборот охватил сферу управления знаниями и бизнес-процессами и стал весомой составляющей цифрового государства, которое начинало формироваться на пересечении разных сфер.

Завершаем минуткой терминологии

Сегодня для обсуждения темы всеобщей цифровизации используют сразу несколько близких по смыслу понятий, например — «цифровое государство» (ЦГ) и «электронное правительство» (ЭП). На самом деле, ЦГ и ЭП не являются синонимами. Это — более общее и частное понятия. Первое (ЦГ) подразумевает включение в себя второго (ЭП), но не наоборот.

Вопрос о том, что конкретно входит в состав электронного правительства, вызывает дискуссии даже среди научного сообщества. Например, ряд участников тематического форума на платформе Research Gate выдвигают гипотезу о том, что в электронное правительство входит 4 направления:

Например, правительство Австрии сформировало платформу «Digital Austria». Она координирует работу правительства, региональных властей и муниципалитетов в формате специальной комиссии, отвечающей за 4 направления:

Источник

Государство в смартфоне

на каком этапе находится сейчас россия электронное государство. Смотреть фото на каком этапе находится сейчас россия электронное государство. Смотреть картинку на каком этапе находится сейчас россия электронное государство. Картинка про на каком этапе находится сейчас россия электронное государство. Фото на каком этапе находится сейчас россия электронное государство на каком этапе находится сейчас россия электронное государство. Смотреть фото на каком этапе находится сейчас россия электронное государство. Смотреть картинку на каком этапе находится сейчас россия электронное государство. Картинка про на каком этапе находится сейчас россия электронное государство. Фото на каком этапе находится сейчас россия электронное государство

Однако в сфере госуправления на сегодняшний день сложились и свои вызовы. Как рассказал заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Олег Качанов, общие вызовы в целом состоят в высокой стоимости разработки и низкой скорости государственных информационных систем (ГИС). При этом качество и надежность, как правило, оставляют желать лучшего, поскольку не все из них одинаково безотказны. Кроме того, на сегодняшний день у органов государственной власти недостаточно актуальных и достоверных данных, доступных в режиме онлайн для принятия управленческих решений.

Де-факто такой процесс перехода в цифру происходит, но основной массив отчетности находится на бумаге. Кроме того, отсутствуют единые правила формирования, подписания и хранения документов, связанных с созданием, развитием и эксплуатацией ГИС. А сама по себе кадровая служба не обеспечена достаточным уровнем цифровизации.

К ним также относятся и те, где существует технологическое решение на федеральном уровне, но всегда имеется возможность подключения региональных интеграционных решений в регионах с высокой цифровой зрелостью.

Вторая часть проектов с полной очевидностью потребует затрат на местах, поскольку для окончательного бизнес-модуля потребуется привлечение разработчиков.

Среди проектов, имеющих федеральное платформенное решение, в первой тройке находятся такие сервисы, как перевод массовых социально значимых услуг в электронный вид, цифровизация процесса контрольно-надзорной деятельности и внедрение платформы обратной связи.

При этом показатель надежности ГИС за счет централизованного использования инфраструктуры «Гособлако» ориентирован на 99,9 процента, а количество разработчиков ГИС будет увеличено в 10 раз.

К полностью федеральным решениям, которые не требуют затрат регионов, также относятся такие, как типовое решение электронного документооборота, централизованное хранение электронных архивных документов, единая информационная система управления кадровым составом, планируемая цифровая отчетность по государственным контрактам.

Цифровизация процедур исполнения контрактов в рамках 44-ФЗ предполагает перевод работы всей контрактной системы в цифру.

К 2024 году 90 процентов процесса исполнения государственных и муниципальных контрактов, приемки товаров, работ и услуг будет переведено в ЕИС, а 100 процентов бюджетных платежей перейдут в автоматизированный режим на основании электронного активирования из ЕИС.

Цифровая трансформация госуправления затрагивает не только госуслуги. Использование данных контрольной деятельности для повышения уровня безопасности и снижения административной нагрузки также должно быть полностью переведено на безбумажное взаимодействие с 2023 года. А цифровое досудебное обжалование решений контрольно-надзорных органов будет производиться через Единый портал государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ). При этом дистанционные методы контроля с возможностью бизнеса для самообследования станут приоритетны для применения, охватив порядка 90 процентов видов контроля.

Как рассказала заместитель главы аппарата правительства Ольга Чепурина, за прошлый год была завершена работа предыдущих пяти лет и принята вся нормативно-правовая база, которая целиком и полностью изменит принципы и процедуры надзора и контроля в РФ. В этом году вступил в силу Федеральный закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ» и разработано соответствующее законодательство для муниципального и регионального уровня.

Источник

Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации

Цифровая трансформация в России: итоги 2020 года и перспективы развития

на каком этапе находится сейчас россия электронное государство. Смотреть фото на каком этапе находится сейчас россия электронное государство. Смотреть картинку на каком этапе находится сейчас россия электронное государство. Картинка про на каком этапе находится сейчас россия электронное государство. Фото на каком этапе находится сейчас россия электронное государство

Участники мероприятия отметили существенный прогресс в сфере цифровой трансформации в нашей стране. За последний год в этой сфере произошли значительные изменения: во всех федеральных органах исполнительной власти назначены руководители по цифровой трансформации (Chief Digital Transformation Officer), аналогичные назначения происходят в регионах. Стартовала серия проектов по использованию искусственного интеллекта в деятельности ряда федеральных органов исполнительной власти. Перед ними поставлена задача повысить качество и эффективность оказания госуслуг, снизить издержки государственного управления. Ее реализация связана, в первую очередь, с переводом госуслуг «в цифру», это касается также осуществления контрольно-надзорной деятельности и государственных функций.

От госорганов не сильно отстают и госкомпании: в 2020 году вдвое (с 25% до 48%) выросло число госкомпаний, разработавших и осуществляющих цифровую стратегию, добавил директор по развитию Фонда развития интернет-инициатив Евгений Борисов. По его словам, в приоритетах компаний цифровизация бизнес-процессов, управление на основе данных, управление клиентским опытом, управление ценностью продуктов и услуг. Средний уровень цифровизации процессов по всем отраслям – 54%. Минцифры разработало и опубликовало методические рекомендации по цифровой трансформации госкомпаний, включая типовую структуру стратегии и систему ключевых показателей эффективности.

Лидерами цифровой трансформации (помимо ИТ-сектора) являются банки и финансовые организации, ЖКХ, телеком, страхование и нефтегазовая отрасль. Количество пилотных проектов в крупнейших компаниях 2020 году выросло на 38% по сравнению с 2019 годом, до 85% крупнейших компаний использовали решения с искусственным интеллектом. Запущены реальные проекты по беспилотному транспорту (КАМАЗы, комбайны). Происходит бурный рост использования голосовых помощников и интеллектуальных чат-ботов. Осуществляется переход от простых моделей ИИ к более сложным, комплексным решениям и сетям интеллектуальных объектов. Происходит активное внедрение гиперконвергентных инфраструктур, реализуются первые проекты по внедрению Cloud-Native инфраструктур.

По прогнозам, резко сократится количество Call-центров, не использующих интеллектуальные чат-боты и голосовых роботов. Всё больше ИТ-компаний начнут успешно играть на «чужих» рынках, до этого занятых крупными промышленными или сервисными компаниями. В цифровую трансформацию включатся небольшие компании. В архитектуре ИС будет доминировать платформенный подход.

Эти изменения обусловят и некоторые негативные тенденции, констатируют эксперты. Так, например, будет нарастать разница между лидерами цифровой трансформации и отстающими от них в уровне цифровизации, эффективности или прибыльности компаниями. Помимо этого, ускоренное внедрение цифровых технологий приведет к быстрому устареванию различных специальностей и высвобождению рабочей силы. А значит, государство должно будет быстро подстраиваться под меняющуюся ситуацию и регулировать возникающие социальные вопросы.

Проникновение интернета и соцсетей будет всё сильнее поднимать вопросы приватности, защиты интересов граждан. Контроль государства над интернетом и обществом существенно возрастет.

Цифровая трансформация изменит образ жизни людей. Прогнозируется, что работа из дома приведёт к оттоку жителей из городов, усилит миграционные потоки как внутри страны, так между странами. Для соответствия всё возрастающим требованиям работникам понадобится постоянное образование или повышение квалификации. Соответственно, произойдет рост сферы обучения, преимущественно удалённого.

Еще один знаковым событием для ИТ-рынка стал выпуск Учебника 4CDTO – первого в России учебника по цифровизации и цифровой трансформации, который станет опорой для CDTO, топ-менеджмента компаний и организаций. В работе над Учебником приняли участие около 40 признанных российских профессионалов в области цифровой трансформации. Книга содержит реальные бизнес-кейсы, систематизирует все актуальные на сегодняшний день знания и практические инструменты. Кроме того, Клуб 4CIO открывает Академию 4CIO&CDTO, которая будет работать на основе материалов Учебника 4CDTO и с участием его авторов в качестве преподавателей.

Источник

«Система должна все сделать сама» Еще одна защита от коронавируса: как Россия движется к созданию цифрового государства

на каком этапе находится сейчас россия электронное государство. Смотреть фото на каком этапе находится сейчас россия электронное государство. Смотреть картинку на каком этапе находится сейчас россия электронное государство. Картинка про на каком этапе находится сейчас россия электронное государство. Фото на каком этапе находится сейчас россия электронное государство

Десять лет назад Россия начала внедрять технологии в работу органов государственной власти. В 2009 году только один процент россиян был доволен качеством государственных услуг. Для остальных получение справок, оформление документов и субсидий было изматывающей процедурой, сопровождаемой стоянием в бесконечных очередях, тратой времени и нервов. На этом фоне запустился портал «Госуслуги», который должен был избавить россиян от бюрократии и волокиты. Прошло 10 лет — и Россия вошла в число мировых лидеров по предоставлению цифровых госуслуг. «Лента.ру» рассказывает, как Россия движется к идее цифрового государства, зачем госуслугам искусственный интеллект и как они помогают в борьбе с коронавирусом.

Бумажки — в топку

Россия занимает третье место по темпам роста использования госуслуг в онлайне — она опережает среднемировой уровень примерно втрое, говорят данные международной консалтинговой компании Boston Consulting Group (BCG). Россиянин в среднем использует девять услуг в электронной форме — это больше, чем, к примеру, в Нидерландах и Швеции.

Около половины россиян используют электронные услуги еженедельно. При этом 92 процента опрошенных BCG респондентов отмечают, что за последние два года качество онлайн-услуг заметно выросло.

На момент запуска в 2009 году сайт госуслуг предоставлял всего 310 опций, теперь на портале свыше 30 тысяч сервисов. Наибольшей популярностью пользуется запись на прием к врачу (более 62 миллионов заявок в 2019 году), получение информации о пенсионных накоплениях (25,3 миллиона), регистрация авто (9,6 миллиона), запись в детский сад (7,5 миллиона) и выдача водительских удостоверений (6,2 миллиона). Еще больший спрос на дистанционное оформление заграничных паспортов (5 миллионов запросов) и регистрацию по месту жительства (3 миллиона заявок).

Сейчас Россия входит в десятку стран по эффективности использования цифровых госуслуг, говорят данные BCG. За десять лет существования «Госуслуг» на портале зарегистрировались более 103 миллионов россиян. Граждане заполнили и подали 325 миллионов электронных заявлений — что интересно, более 50 процентов из них было отправлено в 2019-м (свыше 145 миллионов). Именно в этом году на сайте начали запускаться так называемые суперсервисы. Это отдельные разделы, каждый из которых ориентирован на решение проблем в конкретной жизненной ситуации. К примеру, сервис «Рождение ребенка» подробно описывает путь от беременности до записи ребенка в детский сад, объясняя, как это сделать быстрее, без проволочек. То же касается поступления в вуз, подачи заявлений в правоохранительные органы или обжалования штрафов онлайн.

Суперсервис «Пенсия онлайн» сможет автоматически рассчитывать размер будущей пенсии и подготовить необходимую документацию — пользователю даже не придется посещать отделение МФЦ лично. Всего к 2023-2024 годам Минкомсвязи планирует запустить 25 суперсервисов. Среди них, к примеру, есть специально рассчитанный на предпринимателей — «Мой бизнес». С его помощью можно пройти обучение на образовательных платформах, задать вопросы по ведению бизнеса специалистам онлайн, получить доступ к господдержке и подать необходимые документы без посещения ведомств и банков.

В ближайшем будущем пользоваться госсервисами станет проще: до конца 2020 года по поручению президента России сфера государственных услуг должна избавиться от лишней бюрократии. «Все это должно происходить без дополнительных заявлений, лишних бумажек, походов по инстанциям. До конца 2020 года предоставление всех ключевых государственных услуг надо перевести именно в такой продуктивный формат, когда человеку достаточно выслать запрос на необходимую услугу, а остальное система должна сделать самостоятельно, автоматически», — подчеркнул глава государства.

По плану национальной программы «Цифровая экономика» уже к 2024 году семь из 10 государственных услуг должны будут предоставляться исключительно в электронной форме. Это относится и к сервисам для физических лиц, и для бизнеса. При этом до 90 процентов документооборота между чиновниками тоже будет происходить по сети.

Управление миром на удаленке

В 2018 году Организация Объединенных Наций (ООН) провела масштабное исследование в сфере цифровизации госуслуг и составила рейтинг стран по уровню развития в этой области. Россия оказалась на 25-й строчке этого списка среди 193 стран.

Лидер рейтинга — Дания. Она одна из первых в мире ввела стратегию электронного правительства. С 2004 года страна активно инвестирует в цифровизацию государственных органов, а с недавнего времени власти предоставляют гражданам налоговый вычет на установку широкополосного доступа — до 1,6 тысячи евро на семью. Благодаря этому 95 процентов домохозяйств страны имеют доступ к сети, а взаимодействие бизнеса и населения с госструктурами практически полностью переведено в онлайн-формат: 98 процентов запросов поступает через интернет-сервисы. Для авторизации на разных сервисах используется один аккаунт, также предусмотрены безопасные цифровые подписи на мобильных телефонах.

В 2017 году свой рейтинг цифровизации составила и Еврокомиссия. По ее подсчетам, лидером по электронным госуслугам стала Эстония. Ее единая платформа E-estonia объединяет 52 тысячи предприятий, поэтому около 99 процентов государственных услуг страны доступны онлайн. На официальном сайте можно сделать практически все: исключение составляют заключение брака и покупка недвижимости.

С 2002 года эстонцы могут получить ID-карту, которая хранит всю информацию о владельце, включая его имя, пол, национальный идентификационный номер, криптографические ключи и сертификаты. Сегодня такая смарт-карта есть у большинства граждан страны. Ее владельцы могут подписывать электронные документы (цифровая подпись в Эстонии давно приравнена к подписи от руки), оплачивать проезд в транспорте, авторизовываться на государственном портале и некоторых других интернет-ресурсах. Кроме того, обладатель ID-карты имеет возможность участвовать в электронном голосовании на парламентских выборах — например, на выборах в 2015 году более 30 процентов избирателей голосовали в сети.

Из преимуществ эстонского электронного государства также можно отметить систему цифрового резидентства, запущенную в 2014 году. Благодаря ей иностранцы имеют возможность вести бизнес из другой страны. В 2018 году электронным резидентством уже пользовались более 27 тысяч людей из 143 государств.

Еще один лидер в сфере электронных услуг — Великобритания. Благодаря IT-реформе госсектора страна экономит несколько миллиардов долларов в год. В 2016 году ООН признала Соединенное Королевство лидером по предоставлению публичных онлайн-сервисов.

Британцы одними из первых в мире начали задумываться о необходимости перевести общение граждан с органами власти в онлайн — в 1998 году. Но на тот момент все ведомства размещали свои услуги на собственных сайтах, а таких было несколько тысяч — пользователям сложно было ориентироваться. Успех пришел с появлением госпортала Directgov, который объединил доступ к различным услугам государственного сектора в 2004 году. Спустя 8 лет его заменил более совершенный GOV.UK. На этом сайте сегодня можно оплачивать налоги и заполнять декларации, получать пособия по безработице, оформлять лицензии на вождение транспорта и многое другое.

на каком этапе находится сейчас россия электронное государство. Смотреть фото на каком этапе находится сейчас россия электронное государство. Смотреть картинку на каком этапе находится сейчас россия электронное государство. Картинка про на каком этапе находится сейчас россия электронное государство. Фото на каком этапе находится сейчас россия электронное государство

Только в 2015-2016 годах программа объединения государственных органов в единую систему цифровых услуг позволила сэкономить стране 4,3 миллиарда долларов. Из них 1,5 миллиарда удалось сохранить благодаря оптимизации управления госсобственностью, еще миллиард — из-за перевода многих функций чиновников в электронный формат. Действия чиновников стали прозрачными, из-за чего значительно снизился уровень коррупции, позволивший сэкономить более 800 миллионов долларов. Кроме того, в казне остались еще 400 миллионов, которые не потратили в том числе на голосование.

Великобритания не планирует останавливаться на достигнутом. В 2017 году власти страны анонсировали стратегию цифрового развития по семи направлениям, включая цифровое правительство. В планах королевства удержать лидерство в гособслуживании своих граждан в сети.

Если подытожить опыт всех лидирующих электронных правительств, можно выделить несколько общих черт. Во-первых, это взаимная интеграция госучреждений, позволяющая ведомствам быстро и эффективно обмениваться данными граждан. Во-вторых, у всех стран-лидеров нет проблем с доступом в интернет — подавляющее большинство этих государств имеют стабильное соединение с сетью.

Откуда дует ветер

Для России примером в области цифровизации государственных госсервисов был опыт Британии и Сингапура. Последний запустил национальный план компьютеризации и оцифровки документооборота еще в 80-х годах прошлого века. Уже в 2003-м у Сингапура появилась система Singapore Personal Access (SingPass), которая предоставляет доступ практически ко всем возможным госуслугам — это более 200 сервисов от 60 министерств и госведомств. Ими пользуются более 3,3 миллиона человек — это почти половина жителей страны (по состоянию на 2019 год население Сингапура составляет 6,122 миллиона человек).

Город-государство также активно инвестирует в мобильное правительство, благодаря чему граждане могут использовать государственные сервисы со смартфона (система называется m-Government). Так как в стране проникновение мобильной связи составляет около 98 процентов, многие жители предпочитают получать услуги через телефон.

По словам президента АНО «Умные города» Артема Ермолаева, Россия ориентировалась на Лондон и Сингапур несколько лет. После этого страна пошла по собственному пути развития.

Эксперт уверен, что ни Великобритания, ни Сингапур на сегодняшний день не являются лидерами по цифровизации госуслуг. По его мнению, настоящий локомотив прогресса — это Китай.

«Китай не то чтобы дышит в спину, а он ведет себя, как подводная лодка. Китайцы не раскрывают свою информацию и публично ее не показывают, но в целом они весьма хорошо прогрессируют с точки зрения развития цифровых государственных услуг», — отметил Ермолаев. Там уже не первый год применяются большинство новейших технологий, включая искусственный интеллект, биометрическую идентификацию данных и BigData. Однако Китай слишком закрыт для заимствования технологий.

Умное будущее

Несмотря на то что Россия опережает множество стран по уровню развития цифровых госсервисов, ей есть куда расти. Одно из ближайших нововведений, которое планирует портал «Госуслуги», — биометрическая авторизация пользователей. Речь идет о сканировании отпечатков пальцев, голоса или лица. О такой возможности говорил президент «Ростелекома» Михаил Осеевский осенью 2019 года, ссылаясь на решение правительства. Подобную систему уже не первый год тестируют российские банки, включая «Сбербанк» и «Тинькофф» — в мобильное приложение обоих можно зайти, просто посмотрев в камеру или приложив палец к дактилоскопическому сканеру смартфона.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *