на каком этапе образовательного процесса необходима компетентность в сфере целеполагания
Компетентностный подход к целеполаганию учебного занятия
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Компетентностный подход к целеполаганию учебного занятия
Методологической основой нового ФГОС является компетентностный подход, предполагающий в качестве результатов обучения формирование профессиональных и общих компетенций.
Компетенция – это способность успешно действовать на основе умений, знаний и практического опыта при выполнении задания, решении задачи профессиональной деятельности.
Выделяют следующие компоненты компетенции:
1) знания (когнитивные компоненты);
2) ценности (аксиологические компоненты);
3) умения, навыки, способы деятельности – (операциональные компоненты);
4) личностный смысл, мотивы, позиции, установки (мотивационные компоненты);
5) профессиональный и (или) жизненный опыт;
6) личностные особенности.
При проектировании целей обучения каждой конкретной темы дисциплины предлагаем опираться на совокупность последовательных процедур, предложенных О.Е. Лебедевым:
1) определение общей образовательной цели изучения темы;
2) исходя из общей цели, определяются частные цели формирования компетенций в деятельностной форме: что учащийся должен знать, уметь и применить в результате изучения темы;
3) проанализировать содержание изучаемого материала и необходимых методов и средств обучения для формирования компетентностного ученика в соответствии с компетентностной моделью выпускника.
Учебное занятие является основной формой организации образовательного процесса. Основные типы учебного занятия остаются прежними, но в них вносятся изменения:
— для современного учебного занятия характерны гибкость и вариативность структуры (включение элементов ЛПР, активных методов, творческой, исследовательской деятельности);
— изменяются место и функции отдельных методов обучения: беседа может использоваться при обобщении итогов самостоятельной работы, просмотре кинофильма; ЛПР может стать методом, с помощью которого начинается изучение новой темы;
— если в традиционном обучении преобладал комбинированный урок, то новые стандарты предполагают практико-ориентированные занятия: учебное занятие комплексного применения знаний и умений, учебное занятие формирования умений и навыков; учебное занятие самостоятельной деятельности; уроки-тренинги; проблемные уроки; уроки на основе проектной деятельности и другие.
— преподаватель определяет компетенции, на формирование которых рассчитано учебное занятие, разрабатывает стратегию по достижению запланированной цели (определяет результат обучения, указывает на действия учащихся, отвечая на вопрос «Что должен сделать ученик за урок?»);
-ставит цели на учебном занятии; цель учебного занятия должна быть диагностичной, конкретной, измеримой и соответствовать формируемым компетенциям; цель отождествляется с результатом учебного занятия, результатом выступает компетентность учащихся в процесс постановки цели на уроке учитель вовлекает учащихся, организует деятельность по приему целей учащимися, ориентирует на согласованность целей педагога и обучаемых, совместное целеполагание, создает условия для мотивации достижения целей учащимися.
— преподаватель определяет структуру учебного занятия в соответствии с типом урока и его дидактическими задачами, этапами;
— подбирает содержание учебного материала на всех этапах учебного занятия в соответствии с достижением запланированной цели (соответствует формируемым компетенциям); осуществляет ориентацию учебного материала на решение жизненно важных задач и интеграцию содержания (опора на знания и умения, полученные при изучении других дисциплин);
— подбирает формы, приемы и методы обучения адекватных поставленным целям учебного занятия и единице содержания (основываются на ответственности и самостоятельности учащихся, обеспечивается деятельностный характер обучения);
— преподаватель подбирает современные образовательные технологии (СОТ), направленные на формирование планируемых компетенций, при этом учитывает правила и особенности выбранной технологии (либо использует комплекс технологий, направленных на достижение цели).
3. Деятельностный аспект:
-преподаватель организует целенаправленную, адекватную формируемым компетенциям деятельность учащихся на занятии, используя широкий спектр заданий развивающего характера, адекватных поставленным целям (решение проблем самими учащимися через самостоятельную познавательную деятельность);
-преподаватель организует активную самостоятельную работу учащихся, адекватную формируемым компетенциям с использованием компетентностно-ориентированных заданий (КОЗ), ситуативных задач.
— преподаватель разрабатывает критерии оценивания, подбирает средства контроля, контрольно-измерительные материалы, позволяющие оценить уровень компетенции, соответствие методов обучения и процедур оценивания;
— рефлексия проводится в течение всего урока, на разных этапах, использованием приемов рефлексии учащихся. Учащийся анализирует способы деятельности, выявляет нерешенные трудности и проблемы, осознает, в чем состоялся личный прирост знаний и умений. Используются разные формы рефлексии;
— результат такого занятия должен быть достигнут каждым учащимся.
Алгоритм проектирования занятия в логике компетентностного подхода включает следующие этапы:
Формулировка темы занятия. Необходимо определить место темы в учебном курсе; определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, посмотреть на урок ретроспективно; и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала урока, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок сквозь призму перспективы своей деятельности.
Целеполагание. Цель формулируется как ожидаемый конкретный, диагностируемый результат.
Цель – развитие или формирование определенной общей или профессиональной компетенции, а задачи занятия (микроцели) отражают, какие составляющие данных компетенций будут формироваться или развиваться на данном учебном занятии (каким практическим опытом, умениями необходимо овладеть студентам, какие знания необходимо усвоить для формирования компетенций). Формирование компетенций не отрицает знания, важно, чтобы эти знания не были абстрактными, а являлись основой для освоения умений.
Проектирование содержания и его «компетентностная интерпретация» включает следующие шаги:
— подобрать литературу по теме, отобрать из доступного материала только тот, который служит достижению поставленных целей наиболее простым способом. Желательно добиваться ориентации учебного материала на решение профессиональных и жизненных задач; интегрировать содержание, т.е. в изучении темы опираться на знания и умения, полученные при изучении других дисциплин. Если это практическое занятие, то определить, какой практический опыт получит студент, какие практические умения будут отрабатываться при изучении темы;
— продумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности обучающихся.
Главное при группировке материала – умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность обучающихся, а не пассивное восприятие нового.
Выбор вида учебного занятия: урок, его тип (урок изучения нового материала, урок закрепления знаний и т.д.) и вид (определяется по преобладающей технологии или методу обучения: урок-деловая игра, урок-лекция, проектный урок, проблемный урок); лабораторная работа; практическое занятие; лекция; семинар и т.д. и формы организации познавательной деятельности обучающихся (фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная).
Определение методов и приемов совместной деятельности с обучающимися, подбор учебных заданий, которые обеспечат формирование необходимых знаний и умений, компонентов компетенций, а также будут направлены на применение знаний и умений в незнакомой ситуации, с использованием творческого подхода.
Необходимо также продумать и задание на дом: его содержательную часть, а также рекомендации по его выполнению. По возможности подготовить дифференцированные задания для разных групп обучающихся: с целью развития творчества одних, закрепления пройденного материала другими, экономии времени третьими и т.д.
Каждое занятие должно содержать то, что вызовет интерес обучающихся – то, что они будут помнить. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, нестандартный подход к уже изученному и пр.
Планирование контроля деятельности обучающихся на занятии, для чего
— как использовать результаты контроля.
Чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а также показать обучающимся интерес к их работе.
К оцениванию работы обучающихся на уроке следует отнестись не формально. Фраза «Все молодцы, всем «5» недопустима. Оценки необходимо комментировать. Можно предложить обучающимся самим оценить себя, проанализировать свою работу на занятии.
Цель формулируем одну – с точки зрения обучающегося:
овладение, освоение, усвоение, присвоение, обобщение, систематизация, проверка, закрепление, оценка студентами.
Цели формирования и развития общих и профессиональных компетенций (ОК и ПК) не могут быть решены средствами одного занятия. Поэтому необходимо разложить цель на микроцели (задачи):
— образовательную (обучающую) – формирование у студентов практического опыта деятельности, овладение студентами практическими умениями, знаниями, необходимыми для освоения ОК и ПК;
— воспитательную задачу – связана с формированием мотивационно-ценностного компонента компетенции, обеспечение условий и средств для формирования личностных качеств и отношений, необходимых для владения данной компетенцией;
— развивающую задачу – формирование соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов, развитие эмоциональной и волевой сфер личности, общих и специальных способностей, обеспечивающих решение профессиональных и познавательных задач.
Целесообразно при планировании образовательной задачи указать, какого уровня знаний, умений студентам предлагается достигнуть на данном занятии. Выделяют 3 уровня освоения учебного материала:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
Цели могут быть неодинаковыми, в зависимости от учебной группы. Для формулировки используем глаголы, указывающие на действие с определенным результатом. По окончании занятия обучающиеся должны:
— освоить новый способ действия, отработать способ действия;
— научиться выполнять работы по предлагаемому образцу, осуществлять самоконтроль;
— научиться составлять конспект, тезисы, читать графики и т.п.;
— научиться самостоятельно работать со справочной литературой, документами;
— научиться самостоятельно выполнить задание (указывается вид);
— научиться воспроизводить по образцу;
— научиться воспроизводить по предложенному алгоритму;
— научиться применить знания в стандартной ситуации;
— научиться осуществлять перенос знаний в измененную ситуацию.
При формулировке развивающих задач используем глаголы несовершенного вида (что делать?) либо вариант «способствовать становлению или развитию», «содействовать развитию», т.к. результат развития проявляется не сразу, это длительный процесс.
Примеры формулировок развивающих задач:
— развивать умение (анализировать, делать выводы, принимать самостоятельные решения, применять имеющиеся знания на практике);
— развивать у студентов профессиональные интересы;
— развивать способность пользоваться информационными технологиями для сбора и передачи профессионально значимой информации с помощью электронных средств связи;
— развивать умения: монологически высказываться; вести учебный диалог; ставить вопросы, отвечать, сравнивать; действовать по инструкции; планировать собственную деятельность;
— развивать словарный запас, логическое, образное, творческое мышление и т.д.;
— создать условия для развития внимания, мышления, памяти, эмоций, воли, воображения, речи (их конкретных характеристик, например: создать условия для концентрации внимания).
Воспитательная задача занятия. Деятельность преподавателя по обеспечению воспитательной функции урока тоже должна быть спланирована и отражена в задаче урока. Воспитание может осуществляться посредством четырех факторов:
через содержание образования;
через методы и формы обучения;
через использование случайно возникших и специальное создание воспитывающих ситуаций;
через личность самого преподавателя.
Воспитание происходит гораздо медленнее, чем обучение, поэтому можно формулировать воспитательную микроцель (задачу) к нескольким занятиям
— формировать умение ответственно и качественно выполнять профессиональные функции с высокой производительностью труда, анализируя заданные требования и инструкции;
— способствовать воспитанию технологической культуры, аккуратности, бережного отношения к оборудованию;
— воспитывать инициативу и самостоятельность в трудовой деятельности;
— воспитывать уважение к труду, интерес к профессии, специальности;
— способствовать воспитанию уважения к старшим, взаимопомощи, чувства такта, отзывчивости;
— способствовать формированию нравственных качеств (указать каких);
— создавать в ходе урока условия для воспитания чувства ответственности за порученное дело, исполнительности, аккуратности;
Для достижения гарантированного результата цели должны быть:
— посильными для студентов;
— скорректированы в зависимости от уровня познавательных возможностей студентов. Правильно определённая цель исключает проведение одинаковых уроков в одной параллели, рассчитанных на некоего среднего ученика;
— цели занятия должны быть сформулированы так конкретно, чтобы они обеспечивали изучение, воспитание и развитие в рамках темы занятия и никакой другой.
— цель должна быть выражена просто, ясно, доступно (представлена как результат на данном процессе обучения).
— цель должна быть обсуждена с обучающимися и принята ими. (5-7 мин)
— в цели должно быть сфокусировано основное содержание материала, а не дополнительное или второстепенное.
— цель должна быть выражена в форме 3 лица, единственного числа, настоящего времени ( что делает обучающейся?).
— поставленная цель должна пронизывать весь ход занятия от начала до конца.
Таким образом, в компетентностном подходе в планировании занятия –урока определяющим становятся правильно и чётко поставленные цели. Студенты должны понимать, для чего они выполняют ту или иную работу, в чём её значимость. Здесь уже преподаватель должен грамотно подобрать методы и формы подачи материала, которые смогли бы, с одной стороны, помочь добиться целей урока, а с другой стороны, сделать учебный процесс интересным, развивающим компетенции учащихся.
Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании//Школьные технологии.-2004.-№5.-С.3-12.
Беспалько В. П. Слагаемые педагогических технологий. – М.: Педагогика, 1989. – 192 с.
Целеполагание — ключевая компетентность современного старшеклассника
1. Актуальность проекта
В современной школе набирает силу компетентностный подход. Определена целая система компетенций, представляющих собой ориентиры в работе учителя и учащихся. Одной из ключевых компетенций (И.А.Зимняя, А.В.Хуторской) называется компетенция целеполагания. В данном случае новым образовательным продуктом для ученика выступают поставленные им цели, составленные планы и программы (А.В.Хуторской).
Как часто со страниц педагогической периодической литературы раздается призыв: образовательный процесс каждого учащегося должен происходить на основе и с учётом его индивидуальных особенностей, личных учебных целей; а учитель должен оказывать педагогическую поддержку старшекласснику в построении индивидуальной образовательной траектории. Но эти требования выполнить в принципе невозможно, если образовательная деятельность школьника лишена цели, поскольку она в таком случае обречена быть непродуктивной. «Кто хочет достичь цели, должен знать ее». Как научить старшеклассника ставить цели своей образовательной деятельности? На поиск решения поставленного вопроса и направлен предлагаемый проект.
2. Цель проекта:
разработать технологию развития у учащихся профильной школы такой ключевой компетенции как целеполагание.
3. Задачи проекта:
4. Теоретическое обоснование проекта
Если рассматривать целеполагание не как процесс присваивания внешне заданных целей, а процесс задания собственных целей, то его следует отнести к внутренним компетенциям. Характеристика данной компетенции ученика состоит в следующем (А.В.Хуторской):
Ученик становится перед необходимостью постановки или выбора целей всякий раз, когда от него требуется личное самоопределение и конкретные действия, как при изучении отдельных предметов, так и в общеобразовательном отношении.
Для развития такой компетентности ученика, как целеполагание, необходимо использовать возможности учебного курса. Тогда развитие этой компетенции будет происходить без дополнительных затрат времени в ходе занятий по темам курса.
Помочь ученику определиться в пространстве изучаемой темы и сформулировать свои цели при освоении этого пространства реализация следующих механизмов.
5. Механизмы реализации проекта:
— помочь ребенку представить результат своей образовательной деятельности возможно через реализацию механизма создание ситуации выбора учебной цели.
— помочь ребенку представить программу действий по достижению запланированного результата возможно через реализацию механизмов:
Раскроем суть действия каждого механизма применительно к курсу история.
1) Создание ситуации выбора учебной цели. Каждому ученику-старшекласснику предлагается список целей, в котором он отмечает приоритетные для него цели изучения раздела курса. Выбрать всегда легче, чем создавать, но это уже и есть элемент созидания цели.
Итак, по разледелу «История России в 1900-1918 гг.» ученикам могут быть предложены следующи цели:
2) Предвосхищение предметной проекции будущего (программа действий) через реализацию технологии личностного целеполагания ученика (модульный подход в построении содержания учебного курса + кредитная система + индивидуальная карта ученика).
Карта раздела курса
познакомить старшеклассников с узловыми точками, темами, проблемами, самыми важными вопросами изучения данного раздела
Создание ситуации выбора учебной цели. Каждому ученику-старшекласснику предлагается список целей, в котором он отмечает приоритетные для него цели изучения раздела «» курса. Выбрать всегда легче, чем создавать, но это уже и есть элемент созидания цели.
Для чего это необходимо. «Кто хочет достичь цели, должен знать ее».
Модульный подход в построении содержания учебного курса.
Весь курс «История России» разбит на обучающие разделы, содержание которых в свою очередь раскрывается через модули.
Раздел «Россия в 1900-1918 гг.»
Внутри модуля – блоки
Тема «Гражданская война в России»
В ходе занятий, предваряющих изучение большого раздела курса, учителю необходимо познакомить старшеклассников с узловыми точками, темами, проблемами, самыми важными вопросами изучения данного раздела (модуля), обозначить темы групповых проектов, индивидуальных работ, которые будут предложены ученику в рамках изучения данного раздела (модуля).
Трудоемкость учебной нагрузки старшеклассника включает время, затраченное на посещение уроков, самостоятельную работу, подготовку к занятиям, сдачу зачетов и экзаменов и т.д.
Кредиты проставлены по всем образовательным компонентам программы обучения (модули, работа над исследовательским проектом или подготовка к ЕГЭ и т.д.) и отражают требуемое количество работы над каждым из них по отношению к полному объему работы, необходимой для завершения одного года учебы по образовательной программе.
По результатам текущей аттестации ученику выставляются:
6. Система мониторинга изменений.
Компетенцию целеполагания нельзя рассматривать в двоичном варианте – сформирована-несформирована, существует целый ряд промежуточных градаций.
Рассмотрим их по порядку:
Диагностика осуществляется путем проверки деятельности по целеполаганию на практике.
7. Результативность проекта
8. Масштабность проекта.
Проект планируется реализовать в преподавании курса История.
9. Воспроизводимость идеи и/или опыта в других условиях
Методические материалы по проектированию индивидуальной образовательной траектории ученика будут опубликованы и представлены в творческом отчете на методическом семинаре учителей истории школ Прибайкальского района.
10. Возможные риски реализации проекта.
Реализации предложенных в проекте идей направленных на развитие целеполагания как важной компетентности старшеклассника в профильной школе будет безусловно способствовать раскрытию личностного потенциала ученика. В качестве возможных рисков реализации проекта могут быть названы следующие: увеличение нагрузки на учителя, учащегося.
«Целеполагание как этап современного урока в условиях реализации ФГОС НOО»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«Целеполагание как этап современного урока в условиях реализации
Учитель начальных классов
МАОУ «Чердынская СОШ им. А.И. Спирина»
Важнейшей задачей современной системы образования является не столько освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться».
Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?
Приступая к поиску оптимального варианта планирования системы уроков, учитель в первую очередь продумывает цель обучения.
реальны, достижимы, конкретны, т.е. контролируемы
сформулированы продуктивно, т.е. «от ученика», с прогнозированием образовательного результата
соотносимы с типом и содержанием урока
Обязательными условиями использования перечисленных приемов является:
учет уровня знаний и опыта детей;
доступность, т.е. разрешимая степень трудности;
толерантность, необходимость выслушивания всех мнений правильных и неправильных, но обязательно обоснованных;
вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность.
подход к целеполаганию
Целеполагание «от ученика»
Задачи этапа урока
ознакомить учащихся с …
воспитывать интерес к предмету
Приемы целеполагания формируют мотив, потребность действия. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни. Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия. Именно такой подход к целеполаганию является эффективным и современным.
Целеполагание – самая важная часть конструирования урока, планируя урок, необходимо идти от цели, а не от содержания. Предметные цели не должны заслонять главное – воспитание и развитие личности.
Для того чтобы цели учителя стали целями учащихся, необходимо использовать приемы целеполагания, которые выбирает учитель. Все приемы целеполагания классифицирую на:
Работа над понятием
Ситуация яркого пятна
Проблема предыдущего урока.
Преподаватель может назвать тему урока и предложить учащимся сформулировать цель с помощью приемов целеполагания.
Легко заметить, что практически все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и придумывать свои.
Цель необходимо записать на доске. Затем она обсуждается, при этом выясняется, что цель может быть не одна. Теперь необходимо поставить задачи (это можно сделать через действия которые будут выполняться: читать учебник, сделать конспект, слушать доклад, составить таблицу, выписать значения слов и так далее). Задачи также записываются на доске. В конце урока необходимо вернуться к этой записи и предложить учащимся не только проанализировать, что им удалось сделать на уроке, но и увидеть, достигли ли они цели, а в зависимости от этого – формулируется домашнее задание.
Рассмотрим некоторые приемы целеполагания, которые могут быть использованы на уроках.
Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам учитель при субъек-субъектных отношениях, или выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность.
Например, для темы урока «Как изменяются имена существительные?» построили план действий:
Повторить знания об имени существительном.
Определить, с какими частями речи сочетается.
Изменить несколько существительных.
Определить закономерность изменений, сделать вывод.
Это сформулированы конкретные учебные цели.
Работа над понятием
Учащимся предлагаю для зрительного восприятия название темы урока и прошу объяснить значение каждого слова или отыскать в «Толковом словаре». Например, тема урока «Склонение имён существительных». Далее, от значения слова определяем цель урока. Аналогичное можно сделать через подбор родственных слов или через поиск в сложном слове словосоставляющих основ. Например, темы уроков «Треугольник», «Словосочетание».
На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подвожу к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.
Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагаю детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: «Почему имеют такие признаки?» будет задачей урока.
Например: тему урока «Разделительный мягкий знак в именах существительных» можно рассмотреть на классификации слов: вьюнок, деньки, деньги, вьюга, соловьи. Урок математики в 2 классе по теме «Трёхзначные числа» можно начать с предложения: «Разделите на две группы числа: 334, 12, 17, 257, 46, 998, 21, 72, 347».
1. Предлагается тема урока и слова «помощники»:
С помощью слов «помощников» дети формулируют цели урока.
3. Определить причину объединения слов, букв, предметов, проводя анализ закономерности и опираясь на свои знания. Для урока математика по теме «Порядок арифметических действий в выражениях со скобками» предлагаю детям ряд выражений и ставлю вопрос: «Что объединяет все выражения? Как провести вычисление?».
(56 – 14 + 6):8
9* (6 – 4 *2)
Проблемная ситуация (по М.И. Махмутову).
Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Последовательность применения данного приема такова:
– самостоятельное решение;
– коллективная проверка результатов;
– выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения;
– постановка цели урока.
Проблема предыдущего урока
В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать.
Например, на уроках русского языка и литературного чтения можно употребить множество приемов целеполагания, которые подсказаны методической литературой (вставить буквы, слова, знаки; найти ключевые слова, ошибки; собрать текст, восстановить; составить собственный текст, привести примеры, составить план, алгоритм и т.д.). Вот некоторые из таких приемов целеполагания.
«На запоминание и воспроизведение»:
Удивляй! Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу, как удивительное. Всегда можно найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным. Это могут быть факты из биографии писателей.
«На понимание и синтез»:
Фантастическая добавка. Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой. На уроках литературного чтения фантастическая добавка актуальна в таких заданиях: написать письмо литературному герою; сочинить письмо одного литературного героя к другому; представить, что встретились с героями перед важным событием; рассказать от лица литературного героя.
«На понимание и применение»:
Лови ошибку! Этот прием позволяет учителю проверить знание деталей литературного произведения, литературоведческих терминов, а ребенку осознать важность внимания.
Практичность теории. Введение в теорию учитель осуществляет через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам. Например, ситуация: с вопросом «чье имя носит улица?» к учащимся обратились гости города.
Приемы целеполагания формируют мотив, потребность действия. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни. Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия.
Именно такой подход к целеполаганию является эффективным и современным.
http://www.eidos.ru/journal/2006/0822-1.htm Проблемы и технологии образовательного целеполагания. Хуторской А. В.
http://mc-krkam.edusite.ru Целеполагание на уроке
Голубчикова, М.Г. От творчества учителя к творчеству ученика: путеводитель по продуктивному обучению [Текст]: / Учеб. пособие /
М.Г.Голубчикова. – Изд. 4-е, дополн. и перераб. – Иркутск: Изд-во Иркут.гос.пед.ун-та, 2007. – 127с.
Хуторской, А.В. Современная дидактика [Текст]: Учеб. пособие. 2-е изд. перераб./ А.В.Хуторской. – М.: Высш. шк., 2007.- 639с.: ил.