на каком этапе обучения решается задача разучить основу техники прыжка в длину с разбега
Методика обучения технике прыжков в длину с разбега
При обучении прыжкам в длину последовательно решаются приведенные задачи с использованием ряда средств.
Задача 1. Обучить отталкиванию в прыжках в длину
Средства: прыжки с одного шага разбега; прыжок «в шаге», т.е. сделать фиксированное положение шага в полете, с 2-3 беговых шагов разбега с пробеганием через маховую ногу при приземлении; прыжок «в шаге» с 4-6 беговых шагов разбега с пробеганием через маховую ногу при приземлении; прыжок «в шаге» с 2-3 беговых шагов разбега с приземлением в положение выпада; прыжок в длину с 3-4 беговых шагов разбега через невысокое препятствие.
Методические указания: отталкивание следует выполнять с произвольного места, постановки ноги на дорожку с активным ее опусканием практически выпрямленной во всех суставах. Следить за сохранением вертикального положения туловища, соблюдением махового движения свободной ногой, сгибаемой в коленном суставе, энергичным выпрямлением всего тела вверх вперед. Последний шаг разбега выполняется быстрее, чем предыдущие.
Задача 2. Обучить сочетанию разбега с отталкиванием
Средства: многократные прыжки, имитирующие выход «в шаге» с различной скоростью движения; пробегание по разбегу 6-8 беговых шагов с обозначением отталкивания; прыжок в длину с 3-5 беговых шагов с постепенным набором скорости; прыжок в длину со среднего разбега.
Методические указания: при разбеге отдавать предпочтение равномерному набору скорости до уровня, позволяющего контролировать движения во время всего выполнения упражнения. Следить за постепенным наращиванием темпа беговых шагов. Постановку ноги на отталкивание выполнять беговым «загребающим» движением впереди себя. Свести к минимуму подготовку к отталкиванию, что выражается в незначительном подседании на маховой ноге и соблюдении активности движения в последнем шаге разбега.
Задача 3. Обучить движениям в полете
Способ «согнув ноги»
Методические указания: обратить внимание на почти вертикальное положение туловища в полетной фазе, активное подтягивание коленей при группировке перед приземлением.
Способ «прогнувшись»
Методические указания: выполнять прогибание туловища без резкого движения тазом вперед, следить за сохранением свободы движений в полетной фазе.
Способ «ножницы»
Методические указания: не затягивать удержание в полетной фазе положения «в шаге», что отрицательно сказывается на своевременности опускания маховой ноги вниз. Смена положения ног в полете должна соответствовать беговым движениям и согласовываться с работой рук.
Задача 4. Обучить приземлению
Средства: прыжок в длину с места; прыжок в длину с короткого разбега через невысокое препятствие; прыжок в длину с короткого или среднего разбега в обозначенные места приземления.
Задача 5. Обучить определению длины и ритма полного разбега
Средства: пробегание в секторе с 2-3 наращиваниями скорости, имитирующими набегание на место отталкивания; разбег с 5-6 или 7-8 беговых шагов с обозначением отталкивания, соблюдая прямолинейный набор скорости; пробегание отрезков в секторе для прыжков с целью определения полного разбега.
Методические указания: величина разбега определяется скоростными возможностями занимающихся. Основным критерием в характере набора скорости для начинающих является возможность равномерно увеличивать скорость до момента отталкивания. Обращать внимание на ведущее значение в конце разбега темпа движений.
Задача 6. Совершенствовать технику движений в прыжках в длину
Средства: бег в ритме разбега без или с обозначением отталкивания; прыжок в длину с короткого разбега осваиваемым способом; прыжок в длину со среднего разбега осваиваемым способом; прыжок в длину с полного разбега осваиваемым способом.
Методичекие указания: проводить оценку и анализ выполненных движений преподавателем и занимающимся. Ритм прыжка должен строится на умении набегать на место отталкивания за счет повышения темпа беговых шагов. Положение туловища в конце разбега и в отталкивании должно быть вертикальным.
Методика обучения прыжка в длину с разбега
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
КОНКУРС ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДОСТИЖЕНИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ
ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
«Прыжок в длину с разбега»
Хрищанович Ольга Юрьевна
учитель физической культуры
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия № 261
Кировского района Санкт-Петербурга
Способ «Согнув ноги»
Этот способ прыжков в длину с разбега наиболее простой по технике выполнения и чаще всего этим способом пользуются новички. Заключается способ «согнув ноги» в следующем. После отталкивания спортсмен принимает положение «в шаге». Далее маховая нога немного опускается вниз, а толчковая начинает подтягиваться к маховой. Далее обе ноги подтягиваются вместе к груди.
Прыгун принимает положение группировки, при котором ноги согнуты в коленях и подтянуты к груди, руки выведены вперед и вниз. Туловище незначительно наклонено вперед. Из данного положения прыгун выпрямляет ноги в коленных суставах с одновременным опусканием рук вниз и назад. Потом старается как можно дальше выбросить ноги за счет подъема их вверх и быстрого выпрямления. Руки энергично отводятся назад. Как только произошло касание грунта, прыгун уступающим движением сгибает ноги в коленях, а руки выносит далеко вперед для того, чтобы не упасть.
Способ «согнув ноги» в прыжках в длину является самым простым из трех способов прыжков в длину с разбега. Вот почему этот способ целесообразно принимают в начальной стадии обучения прыжков в длину.
Прежде чем приступать к изучению техники прыжка способом « согнув ноги », занимающиеся (желательно) сначала должны пройти общую прыжковую подготовку и изучить технику бега на короткие дистанции.
Выполняя прыжок в длину способом «прогнувшись», после отталкивания прыгун занимает положение «в шаге». Туловище устремлено вперед и вверх, толчковая нога выпрямлена и находится сзади. Маховая нога (н.), согнутая в коленном суставе, вынесена бедром вперед, носок взят на себя. Руки, согнутые в локтях, подняты вверх и верх и вперед.
Затем маховая нога опускается вниз и назад и вместе с толчковой ногой отводится далеко назад. Руки вместе с маховой ногой опускаются вниз назад и через стороны вверх назад. Получается прогиб в грудной и поясничной части тела. Таз выведен вперед, плечи несколько отклонены назад.
Из этого положения прыгун начинает активным движением сгибать ноги в коленях с одновременным подтягиванием их к груди. Голова и плечи делают встречное движение к ногам. Далее, чтобы выбросить ноги далеко вперед, прыгун выпрямляет их в коленных суставах, а руки отводит далеко назад. После того, как ноги пятками коснуться грунта, они начинают сгибаться в коленных и тазобедренных суставах, а руки выносятся вперед в стороны.
Если в прыжке в длину с разбега способом «согнув ноги» или «прогнувшись» прыгун принимает определенное фиксированные положения, то в прыжке с разбега способом «ножницы» после отталкивания он продолжает, как бы бежать по воздуху. Прыжок выполняется с большей амплитудой движений по сравнению с другими способами прыжков. Эти движения способствуют удержанию таза все время впереди, что содействует далекому выбрасыванию ног на приземление. В прыжке в длину с разбега на 8 м и более прыгун успевает сделать 3.5 шага в полете.
Из данного положения прыгун начинает готовиться к приземлению. Ноги подтягиваются к груди, и перед самым приземлением выбрасываются далеко вперед.
Технику целостного прыжка в длину с разбега можно разделить на четыре части:
После того как спортсмен выполнил начало разбега, идет набор скорости разбега. Здесь прыгун выполняет беговые шаги, сходные по технике с бегом на короткие дистанции по прямой. Амплитуда движений рук и ног несколько шире, наклон туловища достигает 80°, постепенно принимая к концу разбега вертикальное положение. В этот момент необходимо акцентировать внимание на упругом отталкивании при каждом шаге, контролировать свои движения, выполнять бег по одной линии, не раскачиваясь в стороны.
Отклонение плеч назад перед отталкиванием достигается за счет активного проталкивания таза вперед маховой ногой в последнем, более коротком, чем предыдущие, шаге. Не рекомендуется при постановке толчковой ноги специально сгибать ее в коленном суставе, выполняя подседание. Под действием скорости разбега и силы тяжести прыгуна нога сама согнется в коленном суставе, и при растягивании напряженных мышц эффективнее будет отталкивание.
Эта часть прыжка начинается с момента постановки ноги на место отталкивания. Нога ставится на всю стопу с акцентом на внешний свод, некоторые спортсмены ставят ногу с пятки. В обоих случаях возможно некоторое скольжение стопы вперед на 2-5 см, особенно это наблюдается при постановке ноги с пятки, так как на ней нет шипов и она может скользить вперед.
Работа мышц, участвующих в разгибании коленного и тазобедренного суставов, начинается еще до прохождения момента вертикали, т.е. сгибание в суставах еще не окончилось, а мышцы-разгибатели уже активно начинают свою работу, эффективно используя упругие силы мышечных компонентов. Движения маховой ноги и руки вперед способствуют передаче количества движения масс этих звеньев всему телу прыгуна. Заканчивается отталкивание в момент отрыва стопы от опоры, при этом силы реакции опоры уже ничтожно малы.
После отрыва тела прыгуна от места отталкивания начинается полетная фаза, где все движения подчинены сохранению равновесия и созданию оптимальных условий для приземления. Отталкивание придает ОЦМ (общий центр масс) траекторию движения, определяющуюся величиной начальной скорости вылета тела прыгуна, углом вылета и высотой вылета. Ведущие прыгуны мира достигают начальной скорости примерно 9,4-9,8 м/с. Высота подъема ОЦМ равняется примерно 50-70 см. Условно полетную фазу прыжка можно разделить на три части:
· горизонтальное движение вперед
· подготовка к приземлению.
Эта заключительная часть прыжка имеет большое значение для его дальности. Подготовка к приземлению начинается в последней части полета, когда ОЦМ прыгуна опускается до высоты его во время отталкивания. Прыгун выпрямляет ноги в коленных суставах, плечи уходят вперед, руки, чуть согнутые в локтевых суставах, отводятся как можно дальше назад. Для эффективности приземления надо удерживать ноги так, чтобы их продольная ось была под более острым углом к поверхности приземления.
После соприкосновения стоп ног с поверхностью приземления (песком) прыгун активно посылает руки вперед, сгибая ноги в коленных суставах и выводя ОЦМ за линию касания песка стопами. Некоторые прыгуны применяют приземление с боковым уходом, т.е. после касания песка стопами прыгун в большей степени расслабляет ту ногу, в сторону которой он будет делать уход, при этом, активно помогая себе руками и плечами, осуществляется резкий поворот в сторону ухода. Поворот выполняется движением через спину, т. е. назад, одновременно выводя другое плечо и руку вперед. Необходимо помнить, что преждевременное выведение рук вперед вызовет опускание ног вниз и приведет к раннему касанию места приземления.
Повышение результативности в прыжках в длину с разбега зависит от силы ног, скорости разбега, быстроты отталкивания и координационных способностей прыгуна. Увеличение скорости разбега на 1 м/с позволило ведущему прыгуну России И.Тер-Ованесяну улучшить результат почти на метр.
1. Создать представление о технике изучаемого способа прыжка
1) Объяснение деталей техники прыжка в длину. Демонстрация кинокольцовок, кинограмм и т.п. Показ техники прыжка с полного или среднего разбега.
2. Научить технике отталкивания
3) то же, но с отталкиванием вверх-вперед и приземлением на две ноги;
5) прыжок «в шаге» с двух-четырех шагов разбега с приземлением на маховую ногу;
6) то же с приземлением в положение выпада;
7) отталкивание с двух-четырех беговых шагов с напрыгиванием маховой ногой на гимнастический снаряд;
8) прыжки «в шаге», отталкиваясь при медленном беге через один шаг и то же, отталкиваясь через два шага на третий.
Методические указания. На отталкивание нога ставится сверху на всю ступню. При завершении отталкивания толчковая нога должна полностью выпрямляться во всех суставах. Мах выполняется энергичным движением согнутой в коленном суставе ногой. Туловище необходимо удерживать в вертикальном положении.
3. Научить технике приземления.
1) прыжок в длину с места толчком двух ног;
2) прыжок на возвышение с приземлением на две ноги;
3) прыжок в длину короткого разбега через препятствие;
4) прыжок в длину с шести-восьми беговых шагов в обозначенное место приземления.
Методические указания. Во время приземления стопы ног ставятся параллельно, на ширине плеч. В момент приземления необходимо амортизационное сгибание ног во всех суставах до положения глубокого приседа. Научить сочетанию разбега с отталкиванием.
5) прыжки «в шаге», отталкиваясь при быстром беге на каждый пятый шаг;
6) пробегание по разбегу шесть-восемь беговых шагов с обозначением отталкивания;
7) то же с разметкой последних шагов;
9) прыжки в длину с короткого и среднего разбега.
Методические указания. Скорость в разбеге должна нарастать постепенно. Последний шаг несколько короче предпоследнего за счет активной постановки ноги на отталкивание «загребающим» движением. При обучении зона отталкивания должна быть увеличена до 40-50 см.
4. Научить движениям в полете.
Способ «согнув ноги»
1) прыжок с места через препятствие с подтягиванием колен к груди;
2) прыжок с места на возвышение с приземлением в положение «сидя»;
3) то же с шести-восьми беговых шагов;
4) прыжок с шести-восьми шагов разбега через препятствие, расположенное ближе к месту приземления;
5) прыжок с шести-восьми шагов разбега через два барьера, расположенных друг за другом;
6) прыжки в длину способом «согнув ноги» с различных по длине разбегов.
Методические указания. Для уменьшения вращательного момента вперед корпус в полетной фазе необходимо удерживать в вертикальном положении, чему способствует подъем рук вверх.
7) имитация полетной фазы: прыжок вверх с подтягиванием стоп и легким пригибанием туловища;
8) имитация движения ног в висе на перекладине;
9) прыжок с пяти-шести беговых шагов с опусканием маховой ноги и отведением обеих ног назад;
11) прыжок в длину способом «прогнувшись» с двух-трех шагов разбега, отталкиваясь от возвышения;
12) прыжки в длину способом «прогнувшись» с различных по длине разбегов.
Методические указания. Прогибание туловища в полетной фазе осуществляется за счет активного движения таза вперед и отведения плеч назад.
13) прыжок « в шаге» с приземлением «в шаге» на обе ноги.
14) прыжок в длину с разбега «в шаге» с последующим приземлением на маховую ногу и пролеганием.
16) прыжки в длину с разбега с 4-6 и 10-12 шагов со сменой положения ног в воздухе и подтягиванием маховой ноги к толчковой.
17) такие же прыжки с далеким выбрасыванием ног на приземление
Методические указания. Обращать внимание на то, чтобы после отталкивания таз находился впереди. Смену ног производить быстро, но с большой амплитудой. При обучении приземлению применять веревочку или планку, которые располагаются примерно в 65-75 см от предлагаемого места приземления на высоте 30-50 см.
5. Определить длину полного разбега.
1) бег с двумя-тремя наращиваниями скорости, имитирующей набегание;
2) разбег с шести-восьми беговых шагов с обозначением отталкивания;
3) пробежки по сектору с целью определения оптимального разбега.
Методические указания. При выполнении упражнений, имитирующих набегание, скорость наращивается за счет увеличения темпа движений. После разбега с обозначением отталкивания приземление осуществляется на маховую ногу с последующем пробеганием. Скорость разбега равномерно повышается до момента окончания отталкивания.
6. Совершенствование техники прыжка в длину в целом.
1) бег в ритме разбега с обозначением отталкивания;
2) прыжки в длину с короткого, среднего и полного разбега осваиваемым способом.
Правила проведения соревнований
Расстояние от доски отталкивания до дальнего края ямы для приземления должно быть не менее 10 м. Сама линия отталкивания должна быть расположена на расстоянии до 5 м от ближнего края ямы для приземления.
Методика обучения технике прыжков в длину с разбега
Прежде чем приступить к обучению технике прыжка в длину, необходимо пройти хорошую спринтерскую и прыжковую подготовку, которая обеспечит стабильность разбега и умение сочетать его с мощным и быстрым отталкиванием.
Задача 1. Ознакомить с техникой прыжков в длину с разбега.
Решается эта задача с помощью краткого рассказа о технике прыжков, объяснения и просмотра фотографий, кинограмм, видеофильмов, плакатов и, наконец, показа техники прыжков в длину с разбега в целом.
Задача 2. Обучить технике отталкивания.
При обучении отталкиванию используются разнообразные подводящие упражнения в следующей последовательности:
— имитация движений ног при отталкивании на месте с активным выведением таза вперед, а в момент окончания отталкивания — подъем колена маховой ноги;
— имитация подъема таза вверх из положения лежа с опорой на пятку ноги о пол;
— имитация сочетания движения рук и ног при отталкивании. При этом одновременно с махом свободной ногой поднимаются руки вперед — вверх, причем одноименная толчковой ноге рука поднимается выше, обеспечивая равновесие с поднятым бедром маховой ноги;
— то же упражнение, но с отталкиванием с одного шага;
— доставание предмета бедром маховой ноги после имитации отталкивания;
— поточные прыжки в шаге, отталкиваясь толчковой ногой через шаг, затем — через три шага;
— прыжки в шаге через планку или барьер высотой 40—60 см с трех беговых шагов;
— прыжки с 3—5 шагов разбега с запрыгиванием в положении «шага» на возвышение («коня», бревно, стопку матов, возвышения и другие спортивные снаряды и приспособления).
При выполнении перечисленных упражнений необходимо добиться полного выпрямления толчковой ноги и быстрого маха другой ногой вверх. Толчковая нога ставится на место отталкивания ближе проекции ОЦМ на всю стопу или перекатом с пятки на носок.
В момент отталкивания рука, противоположная маховой ноге, должна активно выноситься вперед — вверх и внутрь для удержания прямолинейности полета (рис. 23).
Рис. 23. Прыжки на возвышение
Задача 3. Обучить технике разбега в сочетании с отталкиванием.
Средствами для решения этой задачи являются:
— прыжки «в шаге» с различной скоростью движения и приземлением на маховую ногу;
— прыжки в длину с 2—5 шагов разбега с ускоренной и активной постановкой толчковой ноги на место отталкивания;
— пробегание по разбегу 6—10 беговых шагов с обозначением отталкивания;
— прыжки с гимнастического мостика с 5—6 шагов разбега;
— прыжки в шаге с 5—6 шагов разбега через низкий барьер или планку;
— прыжки в длину с короткого и среднего разбега.
При овладении техникой изучаемых упражнений необходимо следить за ускорением ритма на последних шагах разбега, слитностью разбега и отталкивания, а длина последнего шага должна быть несколько короче предыдущего.
Заступ – переступание прыгуном в длину и тройным прыжком ногой бруска для отталкивания.
Задача 4. Обучить технике приземления.
Для обучения приземлению в первую очередь необходимо повторить прыжки с места. При этом следует обратить внимание на подтягивание коленей вперед—вверх и активное выбрасывание ног далеко вперед при приземлении. Для лучшего вынесения ног вперед можно сделать отметку или положить на это место ленту (веревку) и дать задание при приземлении посылать ноги за отметку (рис. 24).
Рис. 24. Прыжки в длину с места
При обучении приземлению с разбега можно рекомендовать следующие упражнения:
— прыжки в длину с места с активным подтягиванием коленей вперед — вверх и группировкой с опусканием рук вниз;
— прыжки в длину с места, отталкиваясь двумя ногами или одной ногой с далеким вынесением ног на приземление, прыгая в песок или яму с поролоном;
— прыжки в длину с короткого разбега через планку, барьер или резинку, установленную на высоте 20 —50 см за 0,5 м от места предполагаемого приземления;
— из виса на гимнастической стенке, спиной к ней, махом вперед сделать соскок с приземлением на две ноги на гимнастический мат;
— прыжки в длину с короткого разбега через веревку или резиновую ленту, положенную на предполагаемом месте приземления.
Задача 5. Обучить технике движениям в полете.
После овладения техникой главных фаз прыжка (отталкивание, разбег и приземление) можно переходить к обучению способа прыжка, т.е. сохранения определенного, устойчивого положения тела в фазе полета.
Как уже было сказано, самый простейший из способов — прыжок «согнув ноги». После вылета в положении «шага» необходимо выполнить группировку и, подтянув колени к груди, выбросить их вперед.
Для освоения движений в полете применяются упражнения:
— прыжок в «шаге» с 3—5 шагов разбега с приземлением в положение «шага»;
— из положения неглубокого выпада подтянуть сзади расположенную толчковую ногу к впереди стоящей ноге;
— прыжок в «шаге» с 5—7 шагов разбега через две планки (линии) с дальнейшим пробе-ганием;
— прыжки в длину способом «согнув ноги» с различных по длине разбегов, отталкиваясь от мостика, дорожки перед ямой или бруска;
— имитация вылета в «шаге» и группировка в висе на кольцах или перекладине.
После того, как занимающиеся освоят простейший способ прыжка «согнув ноги», можно переходить к обучению технике прыжка «прогнувшись».
Обучение технике данного способа начинается с показа прыжка в целом со среднего разбега, а затем — пробных прыжков с короткого разбега. Основные упражнения при обучении:
— прыжки с короткого разбега (3—5 беговых шагов), после вылета «в шаге» необходимо опустить маховую ногу вниз — назад, а таз вынести вперед и прогнуться, руки поднять вверх в стороны, приземлиться на обе ноги, не стремясь активно выбросить их вперед;
— прыжки с короткого разбега, обращая внимание на опускание маховой ноги, прогиб и активное выбрасывание ног далеко вперед во время приземления; руки при этом опустить вперед, вниз и назад;
— прыжки с короткого разбега;
— имитация движения ног в висе на кольцах или перекладине, следя за тем, чтобы во время опускания маховой ноги вниз таз выводился вперед, а плечи несколько отводились назад;
— прыжки в целом с увеличением длины разбега, отталкиваясь от пола (дорожки) и бруска.
После создания представления о технике полетной фазы прыжка с помощью целостного показа со среднего разбега для изучения этого способа полета применяются упражнения:
— прыжки в «шаге» с 3—5 беговых шагов, опуская маховую ногу вниз с приземлением на нее и пробегая вперед;
— прыжки в «шаге» с 1—3 шагов со сменой положения ног в полете и приземлением в положение «шага», толчковая нога впереди;
— прыжки с 3—5 беговых шагов, меняя положение ног в полете, но приземляясь на толчковую ногу;
— имитация движения рук в ходьбе;
— имитация смены ног в висе на кольцах, перекладине и лежа на гимнастических матах;
— прыжки способом «ножницы» (2,5 шага), толкаясь от гимнастического мостика или трамп-лина, для согласования движений ног и рук;
— прыжки способом «ножницы» с различных по величине разбегов, отталкиваясь от грунта и бруска.
При выполнении всех упражнений необходимо обращать внимание на то, чтобы движения ног в полете выполнялись не голенью, а от бедра, свободными, широкими ногами.
Задача 6. Обучить технике прыжков в длину в целом.
При обучении технике прыжков в длину в целом необходимо обращать внимание на выполнение ритма последних шагов и более быстрое отталкивание при минимальном снижении горизонтальной скорости, полученной в разбеге. Длина разбега зависит от абсолютной скорости занимающегося, его подготовленности к прыжкам, способности к ускорению в беге. Начало разбега определяется следующим образом: 1) занимающийся становится на доску для оттал-кивания спиной к яме, одна нога — впереди, сделав быстрый первый шаг сзади стоящей ногой;
2) начинает бег с постепенным наращиванием скорости. На 18—21-м шагах разбега необходимо оттолкнуться вверх. На месте отталкивания преподаватель делает отметку мелом — это место и будет предварительным началом разбега.
После нескольких повторений следует определить точную длину разбега, измерить ее рулеткой или ступнями.
В процессе обучения технике прыжков в длину в целом также выполняются:
— повторное пробегание полного разбега;
— прыжки в длину со среднего и полного разбега избранным способом;
— прыжки в длину с гимнастического мостика с полного разбега.
Задача 7. Совершенствование техники прыжков в длину.
После выбора способа прыжка необходимо продолжить совершенствование в технике разбега, перехода к отталкиванию, отталкивания, полета и приземления избранным способом прыжка. При совершенствовании в технике прыжков с разбега решается и целый ряд частных задач:
1. Повышение скорости разбега.
2. Достижение стабильности разбега на последних шагах.
3. Повышение активности действий в отталкивании и уменьшении упора при постановке толчковой ноги на опору.
4. Достижение равновесия в коленном суставе при увеличении активности плечевого пояса, рук и амплитуды маха ногой в отталкивании.
5. Совершенствование ритма разбега.
Для этого используются следующие упражнения:
— прыжки в длину со среднего и полного разбега;
— выполнение специальных упражнений для совершенствования деталей техники;
— прыжки в длину на результат в условиях тренировки и соревнований.
Приведем примеры специальных упражнений для прыгунов в длину и прыгунов тройным прыжком (рис. 25).
Рекомендуем изучить примерный план обучения технике прыжков в длину с разбега (табл.9).
Рис. 25. Специальные упражнения прыгуна в длину и тройным прыжком (по Н.Г. Озолину)
Примерный план обучения технике прыжков в длину с разбега
1. Ознакомить с техникой прыжков в длину с разбега
1. Краткий рас-сказ о технике прыжков в длину с разбега
Рассказ должен быть образным, интересным и не занимать более
5 мин
2. Объяснение и просмотр кинограмм, плакатов, фотографий, видеофильмов
Обратить вни-мание занимаю-щихся на поло-жение тела пры-гуна в основных фазах прыжка
3. Показ техники прыжка в длину в целом и пробные попытки
Сначала показать технику прыжка сбоку, затем — спереди и сзади, акцентируя внимание на отдельные фазы движения
2. Обучить технике отталкивания
1. Имитация постановки ноги и отталкивания в сочетании с работой рук
Следить за пол-ным выпрямле-нием толчковой ноги, одновре-менным выпол-нением маха и отталкивания Выполнять фронтально
Отталкивание заканчивается неполным выпрямлением опорной ноги
Малая актив-ность в отталки-вании
Прыжки в длину через препятствие
2. Имитация отталкивания с одного шага
Активно протал-киваясь вперед, выполнить пос-тановку толчко-вой ноги и отталкивание
Постановка ноги на место отталки-вания расслаб-ленными мыш-цами, особенно стопы
Недоста-точный уровень развития физичес-ких качеств
Развитие силовых и скоростных качеств Прыжки на месте вверх, не сгибая ног в суставах
3. Поточные прыжки в шаге, отталкиваясь толчковой но-гой через 1—3 беговых шага с приземлением на маховую ногу
Обратить внима-ние на полное выпрямление толчковой ноги с вертикальным положением ту-ловища при уве-личении скорос-ти передвижения
Несоблюдение положения шага в полете
Быстрое выведение толчковой ноги вперед
Прыжок в шаге с короткого разбега
4. Прыжок в длину с 3—5 беговых шагов разбега через препятствия
Препятствия высотой
40—50 см располагаются на расстоянии половины длины прыжка
Малая активность маховой ноги
Преждев-ременное разгиба-ние махо-вой ноги в коленном суставе
Прыжки с доставанием коленом подвешенных предметов на различной высоте
3. Обучить технике разбега в сочетании
1. Многократ-ные прыжки «в шаге» с различной скоростью бега
Выполнять на отрезках 30—40 м с отталкива-нием на каждый
3—5-й шаг Приземляться на маховую ногу
Удлинение последнего шага разбега и напрыгивание на место отталкивания
Низкое положе-ние маховой ноги
Активное пробегание через маховую ногу перед отталкиванием
2. Прыжки «в шаге» с напрыгиванием на возвышение (маты, гимнастического коня, маты
и т.д.)
Следить за вертикальным положением туловища, полным выпрям-лением ноги после отталкивания
Высокое выпрыгивание с потерей горизонтальной скорости в полете
Стопоря-щая постановка толчковой ноги на отталки-вание
Имитация постановки ноги на отталкивание
3. Прыжки в длину с 3—7 беговых шагов с постепенным набором скорости
Следить за соблюдением наращивания темпа шагов
Подседание на маховой ноге
Преждев-ременная подготов-ка к отталки-ванию
Сокращение времени подготовки к отталкиванию
4. Обучить технике приземления
1. Прыжки в длину с места, отталкиваясь двумя ногами и одной
Обратить внима-ние на своевре-менное выведение коленей вверх — вперед перед приземлением
Недостаточно высокое поднимание ног перед приземлением
Пассивное выполне-ние дви-жений но-гами при их выносе
Развитие сило-вых качеств Установка на активное под-нимание коленей к груди
2. Прыжок в длину с короткого разбега через планку (эспандер)
Планку уста-новить на высоте 20—40 см за 0,5 м до предпола-гаемого места приземления
Преждевре-менное опуска-ние ног перед приземлением
Раннее выпрям-ление ног в коленных суставах
Прыжки через препятствие небольшой высоты
3. Многократ-ные прыжки в длину с корот-кого и среднего разбега в обоз-наченное место приземления
Руки в момент касания ногами песка должны двигаться активно вниз назад
Жесткое приземление, натыкаясь на ноги с падением назад
Неустой-чивое равно-весие, высокое положе-ние ОЦМ при призем-лении
Прыжки с акцентом на мягкое приземление с опусканием ОЦМ вниз
5. Обучить технике движения в полете
1. Прыжок с места с двух ног через препятствие с подтягиванием коленей к груди
Высоту препятствия постепенно увеличивать
Недостаточная группировка в полете
Недоста-точный уровень развития физичес-ких качеств
Развитие силовых качеств
2. Прыжок в «шаге»
с 3—5шагов разбега
Приземление в положение выпада
Потеря равновесия тела в полете с вращением вперед
Резкий наклон туловища вперед при отталкивании
Следить за вертикальным положением туловища при постановке ноги на отталкивание
3. Прыжок в длину способом «согнув ноги» с различного разбега
Обратить внима-ние на активность маховых движе-ний, высокое рас-положение коленей при группировке перед призем-лением
Излишнее сохранение положения «в шаге» в первой половине полетай фазы
Неумение своевре-менно расслаб-лять мышцы маховой ноги
Прыжки через препятствия с опусканием маховой ноги вниз
6. Обучить тех-нике прыжков в длину в целом
1. Бег по разбегу с обозначением отталкивания
Постепенно уве-личивать длину разбега после достижения точ-ности попадания на планку
Непостоян-ность длины беговых шагов в конце разбега
Разбег вы-полняется каждый раз с но-вым вариантом набора скорости
Определить постоянный вариант набора скорости
2. Пробежки по сектору для определения полного разбега
Обратить вни-мание на активное поднимание коленей в конце разбега
Нарушение ритма разбега в его предтолчковой части
Несоблю-дение соотно-шения длины последних шагов разбега
Сократить последний шаг и увеличить длину предпоследнего
3. Прыжки в длину с полного разбега
Обратить внима-ние на прямоли-нейность и точ-ность разбега, ритм последних шагов и быстроту отталкивания от бруска
Нарушение структуры беговых шагов в конце разбега
Несоот-ветствие длины разбега и скорост-ных возмож-ностей занимаю-щегося
Определить уровень скоростных возможностей занимающегося
7. Совершенст-вование техники прыжков
1. Прыжки в длину со среднего и полного разбега
Прыжки на результат, с оценкой и анализом преподавателя
Нарушение структуры разбега
Бег на сильно согнутых ногах
Создать пра-вильное представление о характере бега в прыж-ках в длину
2. Прыжки с полного разбега на результат
Следить за эффективностью каждого прыжка
Снижение скорости в конце разбега
Несоответствие длины разбега и скоростных возможностей занимающихся
Определить уровень скоростных возможностей через систему тестов
3. Участие в соревнованиях
Добиваться максимального результата
Преждевременное достижение высокой скорости разбега
Найти оптимальный вариант набора скорости
Конспект урока легкой атлетике по теме «Прыжок в длину с разбега прогнувшись»
Тема: «Прыжок в длину с разбега прогнувшись».
Цель: Повышение уровня подготовленности обучающихся при овладении технических элементов выполнения прыжков в длину
Задачи урока:
Образовательные задачи (предметные результаты)
1.Познакомить с техникой прыжков в длину с разбега прогнувшись
2.Закрепить понятия двигательных действий.
3.Укрепить здоровье обучающихся посредством развития физических качеств, координационных, силовых способностей.
Развивающие задачи (метапредметные результаты):
1.Формировать умения адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих (коммуникативное УУД).
2.Развивать умения выделять и формулировать то, что усвоено и, что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения знаний (регулятивное УУД).
3.Развивать умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок (регулятивное УУД).
4.Развивать умения выполнять простейшие баскетбольные связки на высоком качественном уровне (познавательные УУД).
Воспитательные задачи (личностные результаты):
1.Формировать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни (самоопределение, личностные УУД).
2.Формировать мотивацию учебной деятельности (смыслообразование, личностные УУД).
3.Формировать навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций. (нравственно-этическая ориентация, личностное УУД).
Инвентарь: планка, стойки, гимнастические маты
Место проведения: спортивный зал
Строевая подготовка: перестроения из одной шеренги в две и три под счет
Обратить внимание на правильность порядка выполнения
Ходьба в колонне по одному:
Обратить внимание на положение головы, плеч, спины
Бег с заданиями в колонне по одному
Следить за дыханием, правильной осанкой при беге- выше бедро- чаще движения- равнение в шеренге- максимально быстро
Перестроение в колонну по два в движении для проведения ОРУ
Следить за строевым шагом, за техникой перестроения
ОРУ комплекс без предметов
1. И. п.— стойка ноги вместе, руки сцеплены («в замок») внизу. 1—2 — руки вверх (ладонями кверху), подняться на носки и потянуться (вдох); 3—4 — разъединяя пальцы, дугами наружу руки вниз и вернуться в и. п. (выдох).
Вытягиваясь «в струнку», поднять голову и смотреть на руки. Руки поднимать вдоль тела.Поворот туловища заканчивать до окончания наклона. Следить, чтобы ноги оставались прямые и не сдвигались с места.
Упражнение выполнять прямыми руками, не делая остановок внизу. При наклонах плечевой пояс закрепить. Дыхание произвольное.
Последовательность выполнения: отставить ногу назад, опуститься на колено; приставить другую ногу и сесть на пол сбоку; выпрямить ноги вперед. Вставать, делая движения в обратном порядке. Садиться поочередно то слева, то справа. Дыхание равномерное.
При рывках руки не опускать (держать на высоте плеч), спина прямая. При наклонах ноги прямые, носки оттянуты. Амплитуду движений увеличивать постепенно.
Тело поднимать одновременно, активно напрягая мышцы спины и ног. Дыхание произвольное. В прогнутом положении возможна кратковременная задержка дыхания.
Средние круги выполняются только предплечьями, плечи и локти фиксировать. Направление движений менять после нескольких повторений. Дыхание равномерное.
Каждое положение четко обозначать. Движения ногами выполнять энергично. Голову с пола не поднимать. Дыхание равномерное.
При выполнении упражнения тело не напрягать (работают только руки). Мальчики в дальнейшем могут выполнять это упражнение на два счета.
Повороты выполнять поочередно, делая по нескольку поворотов в каждую сторону. Величину поворота обусловливать заранее, например, 8 поворотов на 90° в одну, а затем в другую сторону или 4 поворота на 180° и т. д. Прыгать мягко, на носках. Дыхание равномерное.
1.Основной прыжок в длину с разбега для учащихся – прыжок способом «согнув ноги». Обучение прыжку нужноПрыжок в длину с разбега способом «согнув ноги» производится с одиннадцати — тринадцати шагов разбега. Общая схема движений, заложенная в младших классах, продолжает уточняться и совершенствоваться. Более детально отрабатываются все фазы прыжка в длину: разбег, отталкивание, полёт и приземление. Повторение прыжка в длину начинаете» с прыжков с места, затем с укороченного разбега в один — три, три – пять, пять — семь, семь — девять, девять — одиннадцать и одиннадцать — тринадцать шагов.Прыжок в длину с разбега способом «прогнувшись»рекомендуется тем занимающимся, у которых недостаточно мощное отталкивание. Для этого способа характерно опускание в полёте маховой ноги вниз-назад с последующим прогибанием туловища. Это положение позволяет растянуть мышцы передней поверхности туловища и тем самым создать условия для хорошей группировки прыгуна и далекого выбрасывания ног вперёд.Прыжок в длину с разбега способом «ножницы» — более рациональный способ прыжка в длину. Он позволяет прыгуну сократить подготовку к отталкиванию и сохранить равновесие в полёте. Этот вариант характеризуется выполнением движений в полётной фазе, похожих на движения при беге.
Показ учителем техники выполнения прыжка в длину с разбега способом «согнув ноги» Следить за техникой выполненияОсновные ошибки в прыжках в длину (характерны для всех способов) и пути их исправления:1.Излишне напряжённый разбег. Причина — недостатки техники бега. Средства устранения — специальные упражнения для бегуна (бег с ускорением, бег с хода на различные отрезки).2.Увеличение длины последних шагов перед отталкиванием. Причина — недостаточная скорость разбега, неуверенность в попадании на место отталкивания. Средства устранения — те же, что и при предыдущей ошибке.
Причина— неверное представление о технике отталкивания. Средства устранения — повторное объяснение техники отталкивания, имитация отталкивания с небольшого разбега.
Умение контролировать и корректировать свои действия и действия одноклассников.
Умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок.
Умение контролировать и корректировать свои действия и действия одноклассников.
Уборка инвентаря в место для хранения
Дежурные по классу, аккуратно
3.Прыжковая эстафета.Команды выстраиваются в колонны перед прыжковой ямой и соревнуются в выполнении следующих прыжков:а) через обозначенное препятствие (конус, набивной мяч, гимнастическая скамейка, резиновый шнур, мат и т. б) через двойные и тройные препятствия (скамейки, плинтусы, кубы);в) с контрольной линии на лучший результат
Участники должны одновременно делать разбег и отталкиваться от бруска или с указанного места. За правильное выполнение прыжка — одно очко.Побеждает команда, набравшая большее количество очковПри проведении соревнований в спортивном зале в качестве препятствий могут служить начерченные на полу линии
III. Заключительная часть 3-4 минуты
1.Упражнения для успокоения, для формирования правильной осанкиУпр. «Бабочка» сидя на коленях руки опущены, заведя руки за спину, соединить ладони. Затем, вывернув сложенные руки пальцами вверх, расположите кисти так, чтобы мизинцы по всей длине касались позвоночника.
Упражнения выполняются на гимнастических ковриках.Локти приподнять, спину выпрямить, грудную клетку максимально развернуть, плечи обязательно отвести назад. Дыхание произвольное, спокойное Упражнение выполнять плавно, дыхание произвольное, спокойноеОтметить всех учеников.Дисциплина, выход не строевым шагом
Планируемые предметные результаты:Развивать умение выделять и формулировать то, что усвоено и, что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения знаний