на каком этапе происходит общее ознакомление исполнителя с музыкальным произведением ответ
Этапы работы над музыкальным произведением в классе фортепиано. Из опыта работы
Хатхе Сима Айдамировна
Преподаватель фортепиано
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Афипсипская детская школа искусств»
Основу настоящей методической разработки составили наблюдения и выводы из моей учебной и концертной практики.
Естественно, я не претендую на оригинальность идей, более того, многое изложенное далее, будет знакомо нашим коллегам. Однако, я попыталась систематизировать известные подходы в работе над произведением, условно поделив их на этапы и выстроив в логическом порядке.
Работа над музыкальным произведением – тернистый, сложный путь, где невозможно применение штампов и клише. Одно и то же произведение, в зависимости от способностей ученика, требует нового взгляда, иного прочтения. Степень педагогического мастерства заключается в том, чтобы превратить работу над произведением в увлекательный, творческий процесс, как для ученика, так и для педагога.
Первый этап работы над произведением:
•разучивание по нотам.
Обычно работу над музыкальным произведением мы начинаем с предварительного прослушивания нового сочинения, знакомства со стилем, эпохой и биографией композитора. В своей педагогической практике я использую следующие методы работы на начальном этапе:
первый – педагог сам исполняет новое произведение ученику, тем самым вдохновляет и стимулирует его к дальнейшей работе;
второй – прослушивание изучаемого сочинения в аудио или видеозаписи, в исполнении известных пианистов различных эпох. Обычно мы это делаем, следя за нотным текстом. После предварительного ознакомления с новым произведениеммы вместе с учеником проводим анализ:
— определяем характер и строение произведения;
— определяем тональный план, темп, особенности ритма;
— обсуждаем динамику и разбираем штрихи;
— намечаем кульминационные точки;
— решаем, какие технические приемы будем использовать в работе;
После этого ученик рассказывает о своих впечатлениях о произведении. Я предлагаю ему в домашнем задании найти интересные биографические факты о композиторе, узнать о его творчестве, послушать другие произведения этого автора.
Ознакомившись с произведением, ученик приступает к разбору нотного текста.В связи с этим интересно обратиться к высказыванию Константина Николаевича Игумнова: «В разбор текста надо вложить все свое внимание, весь опыт своей жизни» [4]. Грамотный, музыкально-осмысленный разбор, создает основу для дальнейшей правильной работы. Я разработала следующие требования к разбору музыкального произведения, которые считаю необходимо важными для дальнейшей работы над произведением:
— тщательное прочтение нотного текста в медленном темпе;
— выбор и использование точной аппликатуры;
— применение верных штрихов;
— осмысленная фразировка и динамика;
— понимание гармонической фактуры;
— чуткая и точная педализация.
Время, отведенное на разбор произведения, будет самым разным для учащихся различной степени музыкального развития и одаренности. Наш педагогический опыт показывает, что один ученик приносит грамотный разбор уже на третий-четвертый урок, а кому-то для этого потребуется значительно больше времени и усилий.
Одним из важных моментов на начальном этапе работы над произведением я считаю работу над аппликатурой. Верная и удобная аппликатура способствует более быстрому запоминанию текста, неправильная – тормозит процесс выучивания. Поэтому я применяю в своей практике следующие методы работы над аппликатурой:
— педагог продумывает и записывает аппликатуру, советуясь с учеником;
— ученик продолжает записывать аппликатуру на уроке под контролем педагога;
— ученику предлагается продолжить запись аппликатуры самостоятельно;
Роль педагога в выборе аппликатуры должна быть активной, так как необходимо учитывать размер руки и особенности пианистического аппарата ученика, а также его техническую подготовку.О художественном значении аппликатуры говорили и писали многие выдающиеся пианисты-педагоги: Г. Г. Нейгауз считал лучше ту аппликатуру, «которая позволяет наиболее верно передать данную музыку и наиболее точно согласуется с ее смыслом»[6].
При разучивании музыкального произведения так же важен ритмический контроль, развивающий чувство единого дыхания, понимания целостности формы.
В работе я использую следующие методы,кроме традиционного счета вслух: работа с метрономом, разучивание ритма с помощью подтекстовок, проговаривания ритмослогов, отстукивание сильной доли ногой и т. д. Полезно заниматься ритмом, как на начальном этапе работы, так и при исполнении готового, выученного произведения. Отработанные приемы на уроке, я предлагаю ученику закрепить самостоятельно в домашней работе.
Второй этап работы:
•работа над звуком;
•техническое овладение произведением.
Однако наша практика показывает, что выучивание произведения наизусть должно происходить именно на втором этапе, когда ученик достаточно уверенно овладел текстом.
Известно много методов и способов заучивания нотного текста.Нам более близок следующий: выученное на память произведение исполняется в медленном темпе с тщательным вслушиванием и детальным осознанием текста.
Но нельзя не отметить метод, предложенный И. Гофманом.Он пишет: «Существует четыре способа разучивания произведения:
— за фортепиано с нотами;
— без фортепиано с нотами;
— за фортепиано без нот;
— без фортепиано и без нот» [3].
Самый распространенный и часто применяемый в нашей практике – первый способ. Целесообразнее, на наш взгляд, разделить произведение на части или эпизоды, и вести работу поэтапно, добиваясь качественного результата. Также я использую следующие способы запоминания и выучивания произведения наизусть:
1) учить отдельно партию каждого голоса или каждой руки наизусть (особенно это актуально для полифонии). Такой способ работы дает возможность ученику лучше прослушать и запомнить каждый голос в отдельности и всю фактуру в целом;
2) начинать произведение с любого раздела, части или музыкального построения. Этот метод приводит к большей уверенности исполнения;
3) использовать накопительный метод запоминания, т. е. исполнять произведение на память с последнего предложения, затем с предпоследнего и так прибавлять по одному предложению.
Используя данный метод работы, ученик гарантирован от всяких случайностей на концерте, так как он сможет в любой момент и охватить произведение в целом, и представить себе любое конкретное музыкальное построение.
Работа над звуком считается самой сложной. Одной из главных задач достижения качественного звучания мы считаем воспитание умения вслушиваться в звучание инструмента. Работая над звуком, педагог стремится достичь естественного, сочного, мягкого звучания инструмента.
Г. Г.Нейгауз писал: «Только тот, кто слышит ясно протяженность фортепианного звука. со всеми изменениями силы. сможет овладеть необходимым разнообразием звука, нужным вовсе не только для полифонической игры, но и для ясной передачи гармонии, соотношения между мелодией и аккомпанементом, а главное – для создания звуковой перспективы, которая так же реальна в музыке для уха, как с живописи для глаза» [6].
Научить выражать с помощью звука самые разные эмоции, самые сокровенные состояния души, на наш взгляд, одна из главных задач педагога на данном этапе работы.
Как элемент выразительности и передачи эмоционального состояния выступает динамика, которая помогает выявить кульминационные точки произведения и обогатить фактуру яркими красками. Работая с учеником, мы пытаемся выстроить динамический план таким образом, чтобы напряженность звуковой кульминации соответствовала ее значимости в общем эмоциональном и смысловом контексте. В результате форма произведения окажется охваченной единым эмоциональным целым, что приведет к завершенности композиции.
Нельзя оставить без внимания и овладение педалью. Эта работа является неотъемлемой и необходимой на данном этапе. Мы постоянно обращаем внимание на редакторские ремарки, в некоторых случаях рекомендуем ученику самостоятельно проставить педаль. Главное –суметь избежать крайностей: слишком экономной, сухой и, наоборот, чересчур обильной педализации.
К. Н.Игумнов по этому поводу писал: «В каждой фразе есть известная точка, которая составляет логический центр, то есть точка, к которой все тяготеет и стремится. Это делает музыку ясной, слитной, связывает одно с другим» [4].
Одновременно нельзя выпускать из виду моменты разграничения музыкальных построений, завершение одной и начало новой музыкальной мысли.
«Всякая музыка всегда расчленена дыханием. Живое дыхание, которое является «нервом» всякого выразительного исполнения, должно быть неотъемлемым свойством фортепианного исполнения»[2]. Так писал о значении дыхания в музыке А. Б. Гольденвейзер.
Одна из важных сторон работы касается технического овладения произведением. Касаясь этой проблемы,можно выделить два основных типа задач: преодоление технических сложностей в медленном или умеренном темпах и работа над техническими приемами в нужном характере звучания и в конечном темпе.
Как уже было замечено ранее,технические приемы исполнения следует отрабатывать в медленном темпе:
— медленно или в среднем темпе отрабатываются технически трудные разделы до тех пор, пока они не будут заучены до автоматизма;
— особо трудные пассажи разделяются на мелкие фразы и, последовательно осваиваются в умеренном темпе;
— каждой рукой отдельно разучиваются по тактам с остановкой на сильной доле.
Что касается работы в конечном темпе,то перед учеником необходимо поставить следующие задачи: приобретение нужной ловкости, быстрой двигательной реакции, контроля внимания и осмысленности звукоизвлечения.
Для того, чтобы хорошо развить технические возможности юного музыканта, по нашему мнению, надо тренировать не столько пальцы, сколько голову.
Об этом в своей книге «Обучение игре на фортепиано» сказал Г. М.Цыпин: «Быстро играет на рояле тот, кто умеет быстро думать в процессе игры. Быстро думать для музыканта — значит легко и непринуждённо ориентироваться в мгновенно изменяющихся игровых ситуациях, держать под контролем исполнение при самых больших скоростях.» [8].
Опираясь на опыт, можно говорить о том, что некоторые дети обладают хорошей беглостью, но при этом пальцы двигаются без участия мысли. Такое исполнение чаще всего становится пустым формальным проигрыванием.
У других детей, наоборот, существует настолько тесная взаимосвязь пальцев со слуховым контролем и мышлением, что они не могут исполнить произведение, не услышав его внутренним слухом. Вот почему, с нашей точки зрения, в любом случае важно «тренировать голову».
Третий этап работы:
•выявление целостности произведения;
•уточнение исполнительского замысла;
•подготовка к концертному исполнению.
Воспитание у ученика способности слышать, охватить все произведение в целом и умение исполнить его на эстраде — важная задача на заключительном этапе работы.
Восприятие музыкального произведения всегда связано с прослушиванием его в целом. В этом нам может помочь возвращение на ранние этапы работы, такие как повторное прослушивание в аудио, видеозаписи. Это позволяет сравнить свою интерпретацию с трактовкой великих пианистов, обогатить опыт эстетического восприятия.
Пройдя предыдущие стадии работы над произведением, ученик постепенно достигает самостоятельности, овладевает навыками самовыражения. Двигаясь сначала по пути подражания, он начинает вносить в исполнение свое отношение, что позволяет развивать у ученика чувство меры и прививает художественный вкус.
Исполнительская яркость является признаком несомненной артистической одарённости. Она свойственна не каждому ученику, но развивая это качество, педагог может добиться определенных результатов.
Заинтересовать ученика сегодня мы можем не только известными классическими произведениями, но и репертуаром современных композиторов, таких как И. Парфенов, Е. Поплянова, В. Коровицын, Ю. Весняк, Н. Торопова, Ю. Литовко. При работе с произведениями этих авторов, ученика завораживают яркая образность и современная подача музыкального материала, интересные гармонические находки и новые ритмические формулы.
Исполнительская свобода не сможет раскрыться в полной мере, если ученик не имеет достаточного опыта публичных выступлений. Эстрадное выступление подводит итог всей проделанной работы. Очень важно, чтобы исполняемое произведение стало для ученика любимым, приносило творческое вдохновение юному музыканту. Яркое, эмоциональное исполнение всегда будет иметь большое значение, а иногда может оказаться крупным достижением для ученика и для педагога.
Уметь настраивать ученика перед концертным выступлением, вселять уверенность в своих силах, а после выступления отметить положительные результаты, проявляя при этом корректность в выражении критики — вот проявление профессионализма педагога.
Роль педагога в процессе работы над музыкальным произведением огромна. Участие его должно быть активно-творческим на всех этапах работы.
Творческое общение педагога со своим учеником не укладывается в формат перечисленных этапов работы. Воспитание юного пианиста не поддается регламенту учебного процесса, оно не имеет предела. Начиная с первых уроков, мы стараемся вложить в каждого ученика частичку своей души, привить любовь к самому прекрасному из искусств, используя при этом весь педагогический талант и большой опыт.
1. Баренбойм Л. А. Музыкальная педагогика и исполнительство. – Л. : Музыка, 1986.
2. В классе А. Б. Гольденвейзера. – М., 1986.
3. Гофман И. Фортепианная игра. – М. : Музгиз,1961.
4. Игумнов К. Н. Проблемы исполнительства. //Сов. искусство, 1932.
5. Любомудрова Н. А. Методика обучения игре на фортепиано. – М. : Музыка, 1986.
6. Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. – М. : Классика ХХI,1999
7. Тимакин Е. М. Воспитание пианиста. – М. : Советский композитор,1984
8. Цыпин Г. М. Обучение игре на фортепиано. – М. : Просвещение, 1984.
Система работы воспитателя по формированию безопасного поведения дошкольников через ознакомление с ПДД (из опыта работы) Система работы педагога ДОУ по формированию безопасного поведения дошкольников через ознакомление с ПДД (из опыта работы) Воспитатель Ильяшенко.
Консультация из опыта работы «Формы работы с родителями по приобщению детей к графическому искусству» Рисование — одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Тематика рисунков может быть.
Мастер-класс как эффективная форма работы с родителями в условиях ДОУ из опыта работы В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом Дошкольного Образования одной из основных задач стоящих перед дошкольной.
Презентация из опыта работы «Организация работы с родителями (законными представителями) в современном ДОУ» «Организация работы с родителями (законными представителями) в современном ДОУ» Актуальность работы с родителями определяется тем, что детский.
Традиционные и нетрадиционные формы работы учителя-логопеда с родителями (из опыта работы) Воспитание ребёнка начинается с самого рождения. С этого же момента и даже раньше его должна окружать и родительская любовь. Но родители.
Выступление из личного опыта работы «Инновационные формы работы с семьей в условиях ФГОС ДО» Инновационные формы работы с семьей]в условиях ФГОС ДОСемья всегда была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи.
Основные этапы работы над музыкальным произведением
Вопросы качественного разучивания музыкальных произведений и, как следствие, хорошая психологическая готовность к выступления крайне важны и актуальны для всех исполнителей.
Просмотр содержимого документа
«Основные этапы работы над музыкальным произведением»
ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СУДЖАНСКИЙ ТЕХНИКУМ ИСКУССТВ
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД МУЗЫКАЛЬНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД МУЗЫКАЛЬНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ
Вопросы качественного разучивания музыкальных произведений и, как следствие, хорошая психологическая готовность к выступлениям крайне важны и актуальны для всех исполнителей.
Для того, чтобы добиться твёрдого знания разучиваемого материала и уверенного исполнения его, каждый ищет свои рецепты, но есть общие положения, без которых нельзя обойтись.
Работу над художественным произведением можно условно разбить на три основных этапа.
1. Общее ознакомление с произведением.
Исполнитель должен попытаться понять стиль, форму, определить тональность, темп, трудности, вникнуть в драматургию, в художественный образ, попытаться сыграть пьесу целиком. При этом не обязательно полностью выигрывать сложные моменты.
Принимаясь впервые за разучивание музыкального произведения, необходимо постигнуть его идею в целом, необходимо получить ясное представление об его общей структуре, также как об отношении одной фразы к другой, прежде чем составить себе окончательное представление о характере вещи.
Не лишним будет прослушать произведение в записи, или в исполнении другого музыканта.
2. Детальный разбор.
Нередко ощущение целого приходит к исполнителю в процессе его овладения отдельными частями, эпизодами, «кусками».
Вот почему рекомендуется, ознакомившись с произведениями в целом и выявив затем наиболее трудные для данного исполнителя моменты, остановиться специально на их изучении, экономя своё внимание, силы и время на эпизодах и разделах, не представляющих для этого исполнителя особой трудности.
На этом этапе ведётся работа над аппликатурой, штрихами, динамикой, фразировкой, темпом, словом, над всеми средствами выражения, необходимыми для реализации художественного содержания.
Полезно поиграть отдельно партии для левой и правой руки, распределить смены меха.
Важно в данный период подобрать посильный темп, в котором все детали произведений будут исполняться чётко и безошибочно.
Необходимо не только полная ясность, но и преувеличение всяких деталей и всех оттенков: всё, что надо выработать в исполнении, должно быть преувеличено. Нужно научиться делать больше. Чем вы будите делать на эстраде.
Если пьеса виртуозная, или в ней много технических трудностей, то следует помнить, что при переходе от медленного темпа, в котором она разучивалась к быстрому, может выявиться непригодность некоторых, намеченных ранее, штрихов и аппликатуры.
Наметив те или иные штриховые и аппликатурные приёмы в замедленном движении, необходимо несколько раз проверить их в требуемом (или близком к требуемому) темпе и, в случае необходимости, внести соответствующие изменения.
Также на данном этапе необходим очень жёсткий слуховой контроль.
Чувство в единстве с мыслью остаётся в это время руководителем и контролёром в процессе овладения произведением, в процессе решения поставленных задач.
3. «Отделка» произведения.
Последний этап в разучивании произведения, итог всей предшествующей работы: игра в нужном темпе, динамике, регистровке, окончательная установка смены меха.
В этот период необходимо найти свою трактовку произведения, но при этом следить за тем, чтобы она не противоречила авторским указаниям.
Разумеется, задуманный исполнителем план интерпретации произведения должен полностью соответствовать стилю, содержанию и форме исполняемого сочинения. Речь идёт о художественном перевоплощении, о возможно полном раскрытии музыкальных образов исполняемого произведения. Следовательно, в равной мере не допустимы ни сведение творческого процесса исполнения к механической передаче нотных знаков, записанных композитором, ни произвол исполнителя, превратно понимающего свою свободу по отношению к авторскому замыслу.
На этом этапе работы над художественным произведением особенно целесообразно исполнение пьесы целиком (без остановок).
В этот период работы над художественным произведением уже не требуется та степень концентрации сознания на отдельных частностях и деталях, которая была характерна для предыдущего периода. Основное внимание исполнителя направлено на творческое воплощение музыкального содержания, на раскрытие художественных образов исполняемого произведения.
Нужно собрать воедино готовые части произведения, подчинить их общей драматургии, постараться воплотить художественные образы, затем, после выучивания наизусть наметить основные отправные точки в произведении, с которых можно без труда начать его.
Большое значение на этом этапе имеют выступления перед друзьями, знакомыми, на уроках перед преподавателем.
Следует во время этих проигрываний исполнять произведения с полной отдачей, в концертном темпе.
Таким образом, происходит адаптация к сцене, выявляются слабые места в произведениях.
Ошибки, возникающие во время таких выступлений, следует подвергать тщательному анализу, проработке, полному исправлению.
Если исполнитель готовит к выступлению не одно, а несколько произведений, следует сначала выучить более сложные.
Очень важную роль играет чувство ответственности исполнителя за качество игры произведения на эстраде и любовь, и желание играть на публике.
Эти чувства нужно воспитывать, начиная с периода обучения в музыкальной школе.
Завершающий этап работы над художественным произведением требует максимальной мобилизации и активизации творческих способностей исполнителя, обуславливающих художественную убедительность исполнения.
1. Ауэр Л. Моя школа игры на скрипке.// Интерпретация произведений скрипичной классики. М., 1965. С. 89.
2. Бесфамильнов В. Семешко А. Воспитание баяниста. // Вопросы теории и практики. Киев, 1989. С.38.
4. Гинзбург Л. О работе над музыкальным произведением. М., 1981.
5. Завьялов В. Баянное искусство. Воронеж, 1995.
6. Липс Ф. Искусство игры на баяне. М., 1985.
Этапы процесса освоения музыкального произведения.
Работа над избранными произведениями русских композиторов ХIХ века протекает в соответствии с общими закономерностями, свойственными процессу освоения любого музыкального произведения и условно подразделяются на несколько этапов. Именно эти этапы нашли описание в данной статье.
Просмотр содержимого документа
«Этапы процесса освоения музыкального произведения.»
Табылдиева С.Ж.- старший преподаватель Западно-Казахстанского государственного университета имени М.Утемисова
Этапы процесса освоения музыкального произведения.
Работа над избранными произведениями русских композиторов ХIХ века протекает в соответствии с общими закономерностями, свойственными процессу освоения любого музыкального произведения и условно подразделяются на несколько этапов. Первый — этап первоначального ознакомления с произведением. Осуществляется он в процессе чтения с листа, в котором исполнитель пытается, хотя и приблизительно, охватить произведение целиком. Формированию адекватных представлений о нём способствуют теоретико-музыковедческие сведения о композиторе, его эпохе, времени написания произведения. Если исполнитель не знаком с этим произведением, он может прослушать в концерте или аудиозаписи это или другие произведения композитора, не менее полезно прослушать несколько аналогичных произведений других композиторов. В результате возникают общие представления о характере произведения, его жанре и стиле, первоначальный охват формы. Затем учащийся подробно знакомится с текстом, изучает авторские указания и пытается проникнуть в подтекст: понять, какие мысли и чувства вдохновляли композитора, сопровождали творческий процесс.
В результате создаётся первый исполнительский проект, который будет много раз проверяться и совершенствоваться в дальнейшей работе.
Следующий этап – тщательная художественно-образная и техническая отработка деталей. Он связан в первую очередь с «разборкой» произведения на части и работой «по частям». В соответствии со сложившимися представлениями исполнитель определяет главные исполнительские средства, подбирает для их реализации соответствующие пианистические приёмы и оттачивает их. Это этап упорной технической работы, которая не должна, однако, от её художественного смысла. Вместе с разбором произведения периодически происходят и «сборки»: налаживаются связи между соседними эпизодами или сопоставляются далёкие разделы.
Наконец — самый ответственный — этап создания целого. Охват формы происходит, прежде всего, во внутрислуховых представлениях исполнителя, когда он намечает общую линию развития, «увязывает» между собой эпизоды, сопоставляет кульминации, фиксирует синтаксическое строение музыкальной речи. Всё это должно служить донесению того образно-художественного замысла, который возник в начале и совершенствовался на протяжении всей работы. В целостном проигрывании исполнитель сопоставляет его с реальным результатом, корректирует художественные детали и совершенствует пианистическое мастерство.
В заключение этого этапа исполнитель готовит произведение к концертному исполнению. Именно здесь ярче всего индивидуальные особенности трактовки, налаживаются пропорции между композиторской волей и исполнительской свободой. Это требует от пианиста и художественного чутья, и технической свободы, и исполнительской воли.
Следует отметить, что описанный путь работы — лишь схема, которая изменяется в зависимости и от индивидуальности исполнителя, и от особенностей той музыки, которую он исполняет.
К реализации формы исполнитель подключает весь арсенал выразительных средств и пианистических приемов: динамику и ритмику, различные артикуляционные штрихи, агогические отклонения и цезуры. Для создания единой линии тематического развития он использует и возможности мелодизации других голосов, выявляет полифонические приёмы изложения имитации, каноны, утверждающие тему, наконец, применяет в заключительном разделе все способы создания масштабной коды — такие, как утверждение характера темы, «разгон» движения и ускорения темпа, создание эффектов праздничности, эпической картинности, или моторно-танцевальной активности. Главное требование при этом — соответствие композиторскому замыслу и закономерности формы исполняемого произведения.
Заключительный этап работы предоставляет исполнителю и возможности выявления собственного отношения к изучаемой музыке, индивидуального своеобразия своей трактовки. Пианист может по-разному представить структуру темы, придать разный смысл её интонациям, может, не меняя мелодии, сообщить различный характер, сыграв чуть быстрее или медленнее, громче или тише, отрывисто или связно; выдвигая на передний план то одни, то другие интонации, он может подчёркивать в ней новые ладовые оттенки. Это может выражаться в более или менее выпуклом дальнейшем исполнении темы — подчеркивании или нивелировании ее «метаморфоз», усилении или ослаблении влияния контекста, использовании динамических и тембровых возможностей для достижения различных целей при создании целого — от «перекраски», не изменяющий уровень тематического развития, до больших нарастаний, включающих вариации в единый поток.
Даже к трактовке целого возможны различные подходы в зависимости от индивидуальности исполнителя. Если пианист видит в цикле в большей мере цепь родственных миниатюр, то он подчёркивает индивидуальный характер каждой вариации, стремится к общему разнообразию. Если же он пытается донести до слушателя единую линию образного и конструктивного развития, то он должен решить проблему создания формы целого: с помощью вышеописанных приемов преодолеть самостоятельность каждой вариации и «мозаичность» целостной музыкальной картины.
Наконец, следует сказать о той последовательности, систематической и упорной технической работе пианиста, которая и позволяет ему реализовать и собственные «задумки», и композиторский замысел в целом. Вариационные циклы предоставляют ему богатейшие возможности для совершенствования пианистического мастерства: орнаментальные — развивают в первую очередь мелкую технику и связанные с ней виртуозные качества, жанрово-характерные — приобщают к разным видам техники.