на каком этапе развития дирижерского жеста начал использоваться ударно шумовой метод

История развития дирижерского искусства

Для того чтобы разобраться в вопросах ма­нуальной дири­жер­ской техники, выяснить источники ее выразительности, необходимо хотя бы в общих чертах ука­зать на основные виды дирижерского искусства в его исто­рическом развитии.

В развитии дирижирова­ния можно выделить следующие стадии:

– управление ритмической стороной исполнения при по­мо­щи стука (ру­кой, ногой, палкой и пр.);

– хейрономия – мнемонический способ обозначения отно­си­тельной высоты звука и его про­тяженности, мелодического контура при помощи движений рук, пальцев, головы, тела;

– управление исполнением при помощи игры на ин­стру­мен­те (или пения в хоре).

Некоторые из этих форм управления сохранились до на­стоя­щего времени. Так например, стуком ноги (или устным счетом, что почти то же самое) поддерживают исполнение при совместной игре в ансамбле и пении в хоре. Правда, теперь это средство применяется лишь как вспомогатель­ное во время предварительного освоения произведения. Стук и устный счет являлись надежными средствами руководства ритмической и ансамблевой сторонами испол­нения, но были непригодны для художественно-вырази­тельного дирижиро­ва­ния. К тому же и темповая сто­рона исполнения обозна­ча­лась довольно примитивно, не в полной мере: показать вне­зап­ное или постепенное из­менение его при помощи ударов было весьма затруд­нительно.

Другой вид управления, берущий начало в глубокой древ­но­сти, – хейрономический – существовал в то время, когда еще отсутствовала точная фиксация высот и дли­тельности зву­ков. Он представлял собой систему мнемо­нических, ус­лов­ных знаков, изображаемых движениями руки, с помощью которых дирижер как бы рисовал мело­дический контур. Хейрономическому управлению была свойственна не­которая живость, художественная образность. Подобная жестикуля­ция уже в какой-то степени напоминает современное дири­жи­рование.

Хейрономия, или хирономия (от. греч. «хейр» – рука и «но­мос» – закон, в музыке – тон, лад, наклонение) – древний спо­соб управления хором при помощи условных движений рук и паль­цев дирижера, указывавших певцам темп, метр, ритм, направление мелодии (вверх, вниз) и оттенки вы­ра­же­ния. Дополнительными средствами служили мимика и дви­же­ния головы дирижера. Хейро­номия возникла задолго до на­шей эры на Востоке, развилась в античной Греции; в сред­ние века получила широкое распростра­нение в западноев­ро­пей­ских странах и Византии в церковной му­зыке. С хей­ро­но­ми­ей связана средневековая система записи во­кальной му­зы­ки невмами.

Руководство исполнением при помощи игры на инстру­мен­те обычно выполнял скрипач-концертмейстер. Возвы­ша­ясь над оркестром, он своей игрой показывал штрихи, нюан­сы. Такая форма руководства влияла преимуще­ственно на вы­разительную сторону исполнения, но обла­дала большими не­достатками в отношении показа ритма, хотя обычно ди­ри­жер движениями корпуса, головы пы­тался руководить и ритмом.

Общение руководителя с исполнителями дополнялось речью; при несовершенстве методов управления это сред­ство имело важное значение. Речевая форма общения ча­стично восполняла недостатки «шумового», хейрономического и концертмейстерского способов управления, но за­менить их не могла, потому что применение ее возможно лишь до начала исполнения.

Дирижирование пришло к современному высокому уров­ню лишь тогда, когда все упомянутые средства стали приме­нять­ся не раздельно, а в виде единого действия, включавшего в себя все методы. Образовался некий сплав, где ранее су­ще­ство­вавшие средства слились воедино, до­полняя друг друга. Все, что накопила исполнительская практика в про­цессе многовекового развития, нашло отражение в со­временном ди­рижировании. Базой развития современного дирижирова­ния послужил ударно-шумовой способ. Но по­требовались многие годы, прежде чем движения руки вверх и вниз стали восприниматься независимо от звука удара и превратились в сигнал, определяющий ритмические доли такта.

Переход от шумового способа дирижирования к зри­тель­но­му был лишь первой ступенью в развитии дирижер­ского искусства. Появление метрической записи потребо­вало опре­де­ленности в обозначении долей такта, с тем, чтобы зри­тель­но отразить метрическую структуру такта. (До этого каждая доля обозначалась ударом вниз.) Созда­ние рисунков тактиро­ва­ния связано с хейрономией. Хейрономии было свойственно то, что отсутствовало в ударном способе обозначения метра – движения в различных направ­лениях: вверх, вниз, в стороны. Кроме того, в хейрономии большую роль играла мнемоника, благодаря которой от­дельным движениям, содержавшим эле­мен­ты изобразитель­ности, присваивалось определенное зна­че­ние. Практика применения мнемонических знаков нашла от­ражение в об­разовании рисунков тактирования, являю­щих­ся по суще­ству мнемоническими знаками обозначения метра.

Первые попытки создания метрических схем движения бы­ли чисто умозрительными: создавались всевозможные геоме­три­ческие фигуры (квадрат, ромб, треугольник, па­раллело­грамм и пр.). Недостатком этих фигур было то, что они «ри­со­вались» прямыми линиями, при помощи ко­торых не­воз­мож­но точно определить начало каждой доли такта. Задача создания схем движения, наглядно обозна­чавших метр и в то же время удобных для руководства исполнением, была раз­ре­ше­на лишь тогда, когда графичность рисунка стала соче­тать­ся с поднятием и опусканием руки, с появлением дугооб­раз­ных и волнообразных дви­жений. В рисунках метрических схем появились дугообраз­ные линии, составляющие в на­стоя­щее время основу дви­жений тактирования.

Новый, ритмический способ управления оркестром, или так­тирование, пришедшее на смену шумовому способу, явил­ся прогрессивным. Конечно, исполнительская практика не сразу оценила его выразительные возможности. Но по­сте­пен­но тактирование начало обогащаться, движения рук получали все большую выразительность. Потребность в этом диктова­лась быстрым развитием музыкального твор­чества и испол­ни­тельства, в частности оркестрового.

Руководство исполнением при помощи игры на скрипке оказало существенное влияние на технику дирижирования, обогатило ее, так как концертмейстер-скрипач, становясь за дирижерский пульт, пользовался для показа выразитель­ной сто­роны исполнения привычными для него приемами смыч­ковой техники.

Конечно, в движениях дирижера, обозначающего метр при помощи тактирования, технологический прием скри­пача при­нял несколько иной вид, и сохранил лишь неко­торые, наибо­лее характерные его свойства, имеющие вы­разительное зна­че­ние. Таким образом появился обобщен­ный жест, экспрес­сив­ное значение которого было понятным не только играю­щим на смычковых инструментах, но и всем участникам музыкального коллектива. Движение, по­казывающее протя­жен­ность звука, его отрывистость или связность, насыщен­ность или легкость, воздушность, – т.е. все качества, свой­ствен­ные смычковой технике, транс­формировавшись в образ­ный жест, стало выразительным средством дирижирования. Но ограничиться образностью жеста, имитирующего движе­ния скрипача, дирижирование не могло. Необходимы были и иные приемы, расширяющие художественные возможности дирижерского искусства. В этом отношении со­временное ди­ри­жирование унаследовало кое-что от хейрономии. Напом­ним, что движения хейрономии обозначали не только отно­си­тель­ную высоту звуков, но передавали также и мелодический контур, характер музыкального дви­жения («взлеты», «паре­ния» и т.п.). Не связанные метри­ческой схемой тактирования, они могли более свободно передавать характер музыки. Ра­зу­меется, говорить о непо­средственном влиянии хейрономии на современное дирижи­рование вряд ли можно, так как оба способа управления разделены значительной исторической дистанцией. Но вполне вероятно, что образность жеста, свой­ственная хейро­номии, нашла применение и в новой форме управления оркестром. Хейрономия пользовалась услов­ны­ми, мнемоническими знаками и заимствовала движения, зна­ко­мые всем из по­вседневной жизненной деятельности. Сле­до­вательно не только хейрономия, но и те прообразы, на ко­то­рых она основывалась, явились материалом, источником вырази­тельных средств дирижирования.

Наконец, средством воздействия на исполнителя ста­новят­ся и такие выразительные жесты, которые заменяют речь, сло­весные указания, применявшиеся в период ра­боты с орке­стром. Известно, что нашей речи сопутствуют так назы­вае­мые выразительные движения, эмоционально окрашивающие ее, придающие ей смысловой оттенок, вы­являющие подтекст и пр. Выразительные жесты находят широкое применение в ситуативной и симпраксической речи, то есть неполной, рассчитанной на то, что восприни­мающий ее поймет смысл в связи с ситуацией или дей­ствием. Такой ситуацией в ди­ри­жер­ской речи является исполнение музыки, в контексте с которой тот или иной образный жест приобретает конкретное смысловое зна­чение. Эмоциональная выразительность жеста раскрывает ис­полнителям смысловой подтекст музыки, зна­че­ние нюан­сов, авторских ремарок и пр. Так жест стал в не­ко­тором отношении заменой речи, отсутствующей в момент испол­нения. Располагая многообразием технических средств, совре­менный дирижер получил возможность передачи кол­лек­тиву всех своих художественных намерений. Дирижи­ро­ва­ние, ранее ограничивавшееся задачами управления ан­самблем (совместности игры), превратилось в высокое худо­же­ствен­ное искусство, в исполнительское творчество огром­ной глу­бины и значимости.

Источник

Становление и развитие мануальной техники дирижирования

Основные этапы эволюции дирижёрской техники. Главные особенности применения ударно-шумового дирижирования на современном этапе. Общее понятие о хейрономии. Визуальный способ дирижирования в XVII-XVIII веках. Ауфтактная техника схем тактирования.

на тему: Становление и развитие мануальной техники дирижирования

Становление и развитие мануальной техники дирижирования

В процессе исторического развития, находившегося под влиянием непрерывно прогрессирующего композиторского и исполнительского искусства, мануальная техника дирижирования прошла несколько этапов, прежде чем сложился её современный вид, представляющий собой последовательность различного рода жестов-ауфтактов.

Условно можно выделить два основных этапа эволюции дирижёрской техники: акустический (ударно-шумовой) и визуальный (зрительный).

Ударно-шумовое дирижирование и в наши дни нередко применяется для руководства ритмической и ансамблевой сторонами исполнения, особенно в репетициях непрофессиональных коллективов, но оно совершенно непригодно для художественно-выразительного дирижирования: к примеру, показ динамических градаций «f» и «p» при акустическом способе определялся бы уменьшением («p») или увеличением («f») силы удара, что приводило бы либо к потере руководящей функции дирижёра (так как слабые по динамике удары теряются в общей массе звучания, и с трудом воспринимаются на слух), либо к привнесению негативного эстетического эффекта, мешающего восприятию музыки в целом. К тому же и темповая сторона при акустическом способе управления определяется очень примитивно: к примеру, обозначение внезапного или постепенного изменения темпа при помощи ударов весьма затруднительно.

Следующий этап развития дирижёрской техники был связан с появлением хейрономии. Она представляла собой систему мнемонических, условных знаков, изображаемых движениями руки, головы и мимики, с помощью которых дирижёр как бы рисовал мелодический контур. Хейрономический способ получил особое распространение в Древней Греции, когда отсутствовала точная фиксация высот и длительности звуков.

В отличие от акустического способа данный вид дирижирования отличался некоторой вдохновенностью жестов, художественной образностью. А. Кинле описывает этот вид техники дирижирования следующим образом: «Плавно и размерно рисует рука медленное движение, ловко и скоро она изображает несущиеся басы, страстно и высоко выражается нарастание мелодии, медленно и торжественно ниспадает рука при исполнении замирающей, ослабевающей в своём стремлении музыки; здесь рука медленно и торжественно вздымается кверху, там она выпрямляется внезапно и поднимается в одно мгновение, как стройная колонна» [Цит. по: 5, 16]. Из слов А. Кинле можно сделать вывод, что уже с древних времён дирижёрская жестикуляция внешне была похожа на современную. Но это только внешнее сходство, т.к. сущность современной техники дирижирования не в отображении звуковысотных и ритмических отношений музыкальной фактуры, а в передаче художественно-образной информации, организации художественно-творческого процесса.

В период европейского средневековья дирижёрская культура бытовала в основном в церковных кругах. Магистры и канторы (церковные дирижёры) для управления исполнительским коллективом использовали как акустический, так и визуальный (хейрономия) способы дирижирования. Нередко во время музицирования религиозные служители отбивали ритм богато украшенным жезлом (символ их высокого чина), который к XVI веку превратился в баттуту (прообраз дирижёрской палочки, появившейся и прочно укоренившейся в дирижёрской практике в XIX веке).

В XVII?XVIII веках начинает главенствовать визуальный способ дирижирования. В этот период управление исполнительским коллективом осуществлялось при помощи игры или пения в хоре. Дирижёр (обыкновенно органист, пианист, первый скрипач, клавесинист) управлял коллективом при непосредственном личном участии в исполнении. Рождение такого способа управления произошло в результате распространения гомофонной музыки и системы генерал-баса.

Появление метрической записи потребовало определённости и в дирижировании, главным образом в технике обозначения долей такта. Для этого была создана система тактирования, которая во многом базировалась на хейрономии. Хейрономии было свойственно то, что отсутствовало в ударно-шумовом способе управления коллективом, а именно, появились движения рук в разных направлениях: вверх, вниз, в стороны.

Первые попытки создания метрических схем дирижирования были чисто умозрительными: создавались всевозможные геометрические фигуры (квадрат, ромб, треугольник и пр.). Недостатком этих схем было то, что составляющие их прямые линии не позволяли точно определить начало каждой доли такта.

Задача создания схем дирижирования, наглядно обозначавших метр и в то же время удобных для руководства исполнением, была решена лишь тогда, когда графичность рисунка стала сочетаться с поднятием и опусканием руки, с появлением дугообразных и волнообразных линий. Таким образом, современная техника дирижирования рождалась эмпирически.

дирижирование хейрономия тактирование техника

17. Музыкальная энциклопедия. В 6-ти тт. / Гл. ред. Ю.В. Келдыш, М., 1973-1986 гг.

Подобные документы

Творческий портрет композитора Р.Г. Бойко и поэта Л.В. Васильевой. История создания произведения. Жанровая принадлежность, гармоническая «начинка» хоровой миниатюры. Тип и вид хора. Диапазоны партий. Сложности дирижирования. Вокально-хоровые трудности.

реферат [944,1 K], добавлен 21.05.2016

Выразительные приемы дирижирования и их значение, физиологический аппарат как выражение музыкально-исполнительного замысла и художественной воли. Дирижерский жест и мимика как средство передачи информации, статические и динамические выражение музыки.

курсовая работа [52,5 K], добавлен 07.06.2012

Историческое значение струнных квартетов Н.Я. Мясковского. Хронология его квартетного творчества. Основные этапы эволюции полифонической техники в квартетах композитора. Фугированные формы: особенности, функции, типы. Особые виды полифонической техники.

автореферат [94,4 K], добавлен 21.09.2014

Биографическая справка из жизни Меллера. Творческий путь Джина Крупа, Джима Чапина. Последователи техники нашего времени, Дэйв Вэкл и Джо Джо Майер. Основы и дополнения техники, сравнительный анализ среди исполнителей ХХ века, русские последователи.

курсовая работа [2,2 M], добавлен 11.12.2013

Техника величайшего представителя игры на ударных инструментах Сэнфорда Меллера в основе приемов игры на барабане. Жизнь и творчество Меллера, его ученики. Последователи техники в наше время. Сравнительный анализ техники Меллера среди исполнителей XX в.

курсовая работа [3,9 M], добавлен 11.12.2013

Политическое положение Италии в XVII веке, развитие оперы и вокального мастерства. Характеристика инструментальной музыки начала XVIII века: скрипичное искусство и ее школы, церковная соната, партита. Яркие представители инструментальной музыки.

реферат [30,0 K], добавлен 24.07.2009

Сложность фортепианной фактурыи построение урока. Организация вспомогательных форм работы: для упражнений, для игры по слуху, для игры с листа. Рассмотрение вопросов фортепианной техники. Изложение и анализ практического опыта работы с учеником.

курсовая работа [478,4 K], добавлен 14.06.2015

Музыка с точки зрения ее значения в мероприятиях развлекательного характера и празднествах. Роль музыки в развлечениях XVII-XIX веков. Досуговые занятия и музыкальные развлечения дворянства. Музыка в проведении свободного времени в купеческой среде.

курсовая работа [40,1 K], добавлен 29.06.2010

Исследование теоретических основ резонансной техники пения, основных физических свойств резонаторов голосового аппарата певца, их функций в певческом процессе. Характеристика упражнений для достижения силы звука, глубины и красоты тембра, гигиены голоса.

дипломная работа [282,7 K], добавлен 30.04.2012

Історія відкриття у 1632 році Києво-Могилянської академії, де викладалися музичні предмети. Поширення у XVIII столітті пісень-романсів на вірші різних поетів. Створення з ініціативи гетьмана Данила Апостола в 1730 році Глухівської співочої школи.

презентация [12,0 M], добавлен 18.01.2015

Источник

Тема 1. Этапы развития дирижирования

Тема 1. Этапы развития дирижирования

За время своего исторического развития дирижирование прошло несколько стадий, пока, наконец, не сложились современные его формы. В процессе развития дирижирования (управления) четко обозначились три способа.

Первый способ – управление ритмической стороной исполнения при помощи стука (рукой, ногой, палкой и т.д.). Второй способ – это хейрономия или как его называют мнемонический – обозначение относительной высоты звука и его протяженности, при помощи движений рук, пальцев, головы, тела и т.д. И, наконец, третий способ управления исполнением при помощи игры на инструменте.

В настоящее время некоторые из этих форм сохранились, но они претерпели значительные изменения. Дирижирование пришло к современному высокому уровню лишь тогда, когда все упомянутые средства стали применяться не раздельно, а в виде единого действия. Дирижерский жест приобрел глубокий выразительный смысл. Эмоциональная выразительность жеста раскрывает исполнителям смысловой подтекст музыки, значение нюансов, авторских ремарок и тому подобное.

Дирижирование, ранее ограничивавшееся задачами управления ансамблем, превратилось в высокое художественное искусство, в исполнительском творчестве.

Тема 2. Дирижирование как самостоятельный вид исполнительского искусства

Дирижерское искусство до сих пор остается наименее исследованной и мало понятной областью музыкального исполнительства. Различное отношение к дирижерскому исполнительству проявляется не только в теоретических спорах и высказываниях; это же характерно и для практики дирижирования: что ни дирижер-то своя «система».

Дирижер – исполнитель, воплощающий свои художественные замыслы не на инструменте, а с помощью других музыкантов.

Искусство дирижера заключается в руководстве музыкальным коллективом.

Перед дирижером всегда стоит сложная задача – подчинить себе многообразие исполнительских индивидуальностей, темпераментов и направить творческие усилия коллектива в единое русло. Дирижерское искусство как самостоятельная музыкальная профессия существует уже около двухсот лет. Фигура дирижера стала за это время одной из центральных в музыкальной жизни; на дирижерах в наибольшей степени концентрируется внимание публики. В чем состоит истинная роль и предназначение человека, стоящего во главе оркестра? «Где те невидимые глазом «провода высокого напряжения», которые связывают его с музыкантами и публикой, провода», по которым идет загадочный «ток» музыкальных мыслей? А если таких невидимых нитей не существует, если они – только вымысел, то почему же тогда весьма сходные жесты могут вызывать и заурядное, никого не волнующее воспроизведение музыкантами нотного текста, и захватывающую дыхание интерпретацию?.»

Рассмотрение таких вопросов как интерпретация, артикуляция, агогика и некоторые другие, не теряют своей актуальности и для изучающих соответственные дисциплины в специальных музыкальных учебных заведениях, так как не существует «свода рецептов» на все случаи, какие могут встретиться в исполнительской практике, и дирижер должен уметь самостоятельно решать конкретные задачи, постоянно возникающие в связи с этим проблемами.

Тема 3. Западноевропейская дирижерская школа и ее представители

Западноевропейская дирижерская школа явилась основополагающей в развитии дирижерского искусства. Расцвет падает на начало 19-го столетия. Ей присущи глубокое проникновение в авторский замысел, тонкое стилистическое чутье. И всегда – стройность формы, безупречный ритм и исключительная убедительность дирижерского воплощения.

Яркие представители этой школы:

1. Густав Малер – одно из редчайших явлений в музыкальном мире. Он сочетал в одном лице гениального композитора и гениального дирижера. Обе стороны его музыкальной деятельности представлялись абсолютно равноправными. Малер был исполнителем почти всего симфонического репертуара своего времени. Сегодня мы не располагаем никакими вещественными данными, по которым можно было бы оценить искусство его дирижирования. Единственный возможный источник (до звукозаписи Г. Малер не дожил) – это предельно тщательные редакции партитур собственных сочинений и произведений других композиторов. Особенно показательны ретуши в симфониях Бетховена и Шумана.

2. Артур Никиш – величайший импровизатор. Он создавал сиюминутные исполнительские построения. Обладая не меньшей волей и силой внушения чем Г. Малер, он не заставлял диктаторски следовать конкретным деталям своего замысла. Характерно, что А. Никиш никогда не навязывал солистам трактовку их сольных фраз. Эта изумительная способность позволяла ему добиваться замечательных результатов даже в коллективах, сравнительно слабых по своему уровню

3. Вильгельм Фуртвенглер. Первая попытка проявить себя в качестве дирижера произошла, когда Фуртвенглеру было 20 лет. Это было началом большой дирижерской карьеры. Он оказался единственным племянником А. Никиша, работая в Лейпцигском Гевандхаузе и Берлинской филармонии. За короткое время тридцатишестилетний маэстро доказал свое право на это и сразу же занял ведущее положение среди дирижеров мира. «Привлекает в нем особая исполнительская техника. Он был особенно силён в том, что мы сейчас называем мастерством «связующих цезур». Органичность его переходов из одного раздела в другой, одного темпа в другой, построение фраз, подходы к кульминациям, содержательных генеральных пауз – всё это было так убедительно и настолько облегчало восприятие слушателей, что его исполнение казалось единственно возможным» (Л. Гинзбург). Существует ещё целая плеяда европейских дирижеров достойных подражания и изучения: Ф. Вайнгартнер, Г. Шерхен, Ш. Мюнш, Б. Вальтер и многие другие.

Тема 4. История и развитие русской школы дирижирования. Её яркие представители

В начале своего развития российская школа дирижирования находилась под влиянием зарубежных дирижеров, которые положительно влияли на становление профессионального дирижирования в России. Начало профессиональному обучению отечественной школы дирижирования положили Антон и Николай Рубинштейн, Милий Балакирев, когда в начале в Петербургской, а затем в Московской консерватории открылись дирижерские классы. большое влияние на дирижерское искусство оказывали композиторы, которые помимо своих произведений пропагандировали музыку своих соотечественников.

В первую очередь нужно назвать Э.Ф. Направника, С.В. Рахманинова, П.И. Чайковского и др. Значительный скачок в области этого искусства в России произошел после 1917 года. К этому времени нужно отнести имена целой плеяды выдающихся мастеров дирижерского искусства: Н.С. Голованов, А.М. Пазовский, Н.П. Аносов, А.В. Гаук, Л.М. Гинзбург. Это представители определенной оркестровой школы, отличающейся, в первую очередь, благородством, естественностью и мягкостью оркестрового звучания. Следующий этап в развитии отечественного дирижирования это систематические конкурсы (1938 г., 1966 г., 1971 г., 1976 г., 1983 г.), которые выдвинули целый ряд талантливой молодежи.

Высокую признательность и любовь во всем мире снискали российские дирижеры нашего времени: Е. Светланов, Г. Рождественский, М. Ростропович, В. Гергиев, В. Федосеев. Всех их отличает высокий профессионализм, преданность композиторскому замыслу, глубокое проникновение в стиль и интерпретацию музыкального произведения.

ФУНКЦИИ РУК

В главе «Дирижерский жест» мы уже ознакомились с жестами исполнительской организации, профессиональными жестами-символами дирижера, непосредственно влияющими на организацию метроритмической основы произведения и исполнительского ансамбля и с жестами образной выразительности, являющимися жестами, взятыми из бытового общения и влияющими на художественную сторону исполнения, на раскрытие образно-эмоционального содержания музыки.

В процессе определения функций рук начинающему дирижеру необходимо помнить о том, что главенствующая роль в руководстве игрой оркестра традиционно отводится правой руке. Ею, в основном, посредством тактовых схем дирижер передает музыкантам метроритмическую основу произведения.

Правой рукой дирижер держит дирижерскую палочку, которая является продолжением руки дирижера и призвана концентрировать внимание музыкантов и осуществлять выполнение всех технических приемов в процессе дирижирования.

Движения правой руки с дирижерской палочкой, или в случае необходимости без нее, должны быть точными и четкими, рациональными и убедительными, волевыми и динамичными, свободными и эстетичными.

Левую руку, свободную от дирижерской палочки, дирижер может выключать из тактирования и максимально использовать ее выразительные возможности. Именно левой рукой дирижер, используя жесты образной выразительности, передает художественную и образно-эмоциональную сторону музыкального произведения его драматургию. Действенность этих жестов наиболее эффективна в непременной совокупности с мимикой и использованием дирижерских позиций (более высокая – для «взывающего» жеста, а более низкая – для «приглушающего»). Левой рукой выражают протяженность звуков и аккордов, превышающих длительность счетных долей, обозначаемых правой рукой, а также меняют гармонию. Левой рукой дирижер передает характер звучания, динамику или штрихи. В различных учебных пособиях по дирижированию наиболее обстоятельно рассмотрены жесты исполнительской организации, жесты же образной выразительности, вероятно в силу кажущейся простоты в их выполнении, практически не рассматриваются. Как показывает практика, данный вид дирижерских жестов так же вызывает определенные трудности в их техническом воплощении у начинающих дирижеров. Поэтому остановимся на рассмотрении данного вида дирижерских жестов подробнее.

Жесты образной выразительности, выполняемые левой рукой, вызывают у оркестрантов ассоциативные представления. Они заимствованы из бытового общения и выражают наиболее обобщенные понятия, такие как нежность, ликование, трагедийность, пафосность, сентиментальность, мужество, радость, печаль и т.д. Наиболее конкретными жестами образной выразительности являются «взывающий» (кисть левой руки развернута ладонью вверх в положении супинации) и «приглушающий» (кисть левой руки развернута ладонью вниз в положении пронации) жесты.

В своем техническом воплощении взывающий жест является наиболее трудновыполнимым для начинающих дирижеров. Естественное стремление вызвать у музыкантов мощное, динамически насыщенное оркестровое звучание, чрезмерно завышенной поднятой левой рукой с раскрытой (взывающей) кистью, делает облик дирижера неэстетичным, искусственно-театральным. Пользоваться взывающим жестом необходимо крайне осторожно, предварительно выверив его выполнение с помощью зеркала или изучив видеозапись собственного дирижирования.

Опытные дирижеры, практически, не используют взывающий жест при кратковременном изменении динамики (исключение может составлять организация внезапной, контрастной динамики). Наиболее убедительно взывающий жест применяется при настойчивом, достаточно долговременном усилении звучности и при наступлении полнообъемного оркестрового звучания. При этом, необходимо проследить, чтобы левая рука, выполняющая взывающий жест позиционно находилась несколько ниже правой, пальцы левой руки были собраны, а кисть находилась в положении супинации и своим видом взывала к мощному звучанию или активному усилению звучности оркестра (оркестровой группы).

При применении взывающего жеста чаще всего используют 3-ю дирижерскую позицию. Однако целесообразнее в выполнении данного приема применение несколько завышенной 2-й дирижерской позиции с обязательным, доминирующим высотным расположением правой руки. Корпус подается вперед.

В техническом плане, выполнение приглушающего жеста у начинающих дирижеров не вызывает никаких осложнений.

Как правило, для него используется 1-я дирижерская позиция при звучании оркестра в нюансе риано, или с его помощью организуется переход от более мощного звучания к более слабому звучанию оркестра, тогда кисть дирижера в положении пронации активно перемещается с верхней позиции в нижнюю позицию, без излишнего напряжения. Корпус может быть подан назад.

Тема 1. Этапы развития дирижирования

За время своего исторического развития дирижирование прошло несколько стадий, пока, наконец, не сложились современные его формы. В процессе развития дирижирования (управления) четко обозначились три способа.

Первый способ – управление ритмической стороной исполнения при помощи стука (рукой, ногой, палкой и т.д.). Второй способ – это хейрономия или как его называют мнемонический – обозначение относительной высоты звука и его протяженности, при помощи движений рук, пальцев, головы, тела и т.д. И, наконец, третий способ управления исполнением при помощи игры на инструменте.

В настоящее время некоторые из этих форм сохранились, но они претерпели значительные изменения. Дирижирование пришло к современному высокому уровню лишь тогда, когда все упомянутые средства стали применяться не раздельно, а в виде единого действия. Дирижерский жест приобрел глубокий выразительный смысл. Эмоциональная выразительность жеста раскрывает исполнителям смысловой подтекст музыки, значение нюансов, авторских ремарок и тому подобное.

Дирижирование, ранее ограничивавшееся задачами управления ансамблем, превратилось в высокое художественное искусство, в исполнительском творчестве.

Тема 2. Дирижирование как самостоятельный вид исполнительского искусства

Дирижерское искусство до сих пор остается наименее исследованной и мало понятной областью музыкального исполнительства. Различное отношение к дирижерскому исполнительству проявляется не только в теоретических спорах и высказываниях; это же характерно и для практики дирижирования: что ни дирижер-то своя «система».

Дирижер – исполнитель, воплощающий свои художественные замыслы не на инструменте, а с помощью других музыкантов.

Искусство дирижера заключается в руководстве музыкальным коллективом.

Перед дирижером всегда стоит сложная задача – подчинить себе многообразие исполнительских индивидуальностей, темпераментов и направить творческие усилия коллектива в единое русло. Дирижерское искусство как самостоятельная музыкальная профессия существует уже около двухсот лет. Фигура дирижера стала за это время одной из центральных в музыкальной жизни; на дирижерах в наибольшей степени концентрируется внимание публики. В чем состоит истинная роль и предназначение человека, стоящего во главе оркестра? «Где те невидимые глазом «провода высокого напряжения», которые связывают его с музыкантами и публикой, провода», по которым идет загадочный «ток» музыкальных мыслей? А если таких невидимых нитей не существует, если они – только вымысел, то почему же тогда весьма сходные жесты могут вызывать и заурядное, никого не волнующее воспроизведение музыкантами нотного текста, и захватывающую дыхание интерпретацию?.»

Рассмотрение таких вопросов как интерпретация, артикуляция, агогика и некоторые другие, не теряют своей актуальности и для изучающих соответственные дисциплины в специальных музыкальных учебных заведениях, так как не существует «свода рецептов» на все случаи, какие могут встретиться в исполнительской практике, и дирижер должен уметь самостоятельно решать конкретные задачи, постоянно возникающие в связи с этим проблемами.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *