на каком этапе риторического канона важна композиция речи
На каком этапе риторического канона важна композиция речи
Переходим к рассмотрению риторического канона.
Подготовка и произнесение речи требует напряжения всех интеллектуальных сил оратора. Что надо сделать, чтобы выступление было успешным? Как сделать так, чтобы действия были более рациональными? Какова последовательность этих действий?
Ещё древние риторы задумывались над этим. Они изучили путь превращения мысли в слово, описали его и предписали правила этого превращения. Поскольку этот путь был выработан в античный период, который считается классическим для развития риторики, его назвали классическим риторическим каноном (в переводе с греческого «канон» – образец, правило, норма).
Этот образец показывает, что для достижения цели оратору надо пройти 5 этапов:
I этап – инве́нция (лат. – invention – изобретение) – изобретение содержание речи. На этом этапе говорящий создаёт общий план будущей речи, обдумывает предмет, о котором собирается говорить, вычленяет самое важное в теме, осуществляет подбор и систематизацию материалов, выбирает способы доказательств.
II этап – диспози́ция (лат. dispositio – расположение) – расположение изобретённого в надлежащем порядке. На этом этапе говорящий думает о порядке расположения мыслей в речи, составляет план, размышляет о том, как начать и закончить речь.
III этап – элоку́ция (лат. elocutio – словесное выражение) – речевое оформление текста. Этап, на котором оратор выражает собственные мысли в конкретных словах и предложениях, заботится не только о правильности, ясности, уместности использования языковых единиц, но и украшает речь, используя фигуры и тропы.
IV этап – мемо́рио (лат. memorio – запоминание) – запоминание речи и подготовка к её произнесению. На этом этапе оратор готовит текст к произнесению, подбирает вспомогательные приёмы, запоминает текст и репетирует.
V этап – а́кцио (лат. actio – произнесение) – произнесение речи. На последнем этапе оратор вступает в контакт со слушателями, применяет все подготовленные приёмы, разыгрывает речь, используя мимику, жесты, телодвижения, устанавливает и поддерживает контакт со слушателями.
Тема № 1. Изобретение
Изобретением называется создание содержания высказывания. Создать содержание высказывания значит ясно и четко определить: что, кому, с какой целью, каким образом, в какой форме, при каких обстоятельствах надлежит сообщить и о чем следует умолчать.
Изобретение включает: 1) анализ проблемной ситуации, определение предмета речи и создание темы высказывания; 2) развертывание темы, нахождение, отбор и согласование аргументов.
Анализ проблемной ситуации, нахождение и формулировка темы
К малым относятся аудитории, в которых возможен непосредственный диалог. Особенности работы в малых аудиториях состоят в том, что каждый участник общения легко включается в речь. Поэтому малые аудитории используются для обучения, собеседований, совещаний. Конкретные решения принимаются обыкновенно в малых аудиториях. Работа с малой аудиторией требует от ритора значительных усилий и хорошей общей подготовки, поскольку диалогическая речь содержит импровизацию.
К средним относятся аудитории, в которых ритор может создавать границу между ним и слушающими. Для ритора средняя аудитория наиболее благоприятна, потому что легко обозрима, не требует максимального использования ресурсов голоса и тем самым допускает маневр темпом и громкостью речи, интонацией, взглядом и жестом. Непосредственный диалог в средних аудиториях затруднен, поэтому для организации диалогической речи они членятся на группы по несколько человек.
Средние аудитории, как и малые, предпочтительны как для преподавания и проповеди, в которых сочетаются монолог и диалог, так и для оратории, то есть однократной неповторяющейся речи. Публичные выступления в средних аудиториях предполагают конкретную подготовку.
К большим относятся аудитории до нескольких сот и даже тысяч человек. Возможности ораторской речи в больших аудиториях ограничены, поскольку сильное напряжение голоса, как и использование аппаратуры, стесняет маневр громкостью звука, темпом речи и интонацией, а видно ритора плохо. Диалогическая речь и сложная аргументация в больших аудиториях невозможны.
Большие аудитории слабо организованы и подвержены коллективной эмоции. Поэтому выступление перед ними требует в основном личной энергии, мощного голоса и умения сообщить в простой образной форме то, что публике хорошо известно и по поводу чего она готова выразить всеобщее мнение возгласами одобрения или порицания.
Рассредоточенные аудитории представляют собой среду общения, которая образуется в основном средствами печатной речи или радиотелевизионной (компьютерной) передачи информации. Общение с такого рода аудиторией не будет являться главной составляющей нашей непосредственной миссионерской деятельности, но тем не менее навык работы и с такой аудиторией должен быть также присущ миссионерам.
Проблемой высказывания называется реальная трудность, противоречие, конфликт, в разрешении которых заинтересована аудитория и к рассмотрению которых обращается ритор. Задача ритора состоит в том, чтобы усмотреть существующую проблему, выделить ее, оценить ее значение, но ни в коем случае не создавать проблему там, где ее нет. Существенной особенностью проблемы как объекта риторического высказывания является ее принципиальная разрешимость силами или, по крайней мере, участием аудитории, к которой обращается ритор. Аудитория должна быть заинтересована в проблеме, способна и готова к ее решению. Поэтому главная задача ритора состоит в том, чтобы сформулировать проблему, раскрыть ее значение, предложить и обосновать путь ее решения, побудить аудиторию к действию.
Статус проблемы представляет собой вопрос, исходя из которого ритор строит тему и развивает аргументацию.
Если проблемы обсуждаются непоследовательно и мысль перескакивает к новому вопросу, не разрешив поставленные прежде, то окончательное решение, если даже оно будет принято, окажется поверхностным и несовершенным. Очевидно, например, к чему может привести обсуждение вины человека, если не установлено, совершил ли он в действительности поступок, который ему приписывают.
Предмет высказывания является той точкой зрения, той стороной проблемы, которую ритор избирает для полного и обоснованного ее раскрытия и решения. Одной и той же проблеме могут соответствовать различные предметы речи. В данном случае предметом речи является «направление свободы человеческой», но ритор мог избрать и иной предмет речи для решения стоявших перед его аудиторией проблем.
Предмет высказывания определяется исходя из особенностей аудитории и из тех идей, которые ей свойственны и интересны. Предмет речи определяется таким образом, чтобы он мог быть значимым и актуальным.
Всякая разумная, грамотная, целесообразная речь, независимо от ее объема, содержания, формы, будь то ораторское выступление, историческое сочинение, научный трактат, художественное произведение, содержит одну и только одну тему, из которой развертывается все ее содержание. В свою очередь, тема представляет собой высказывание, речь, свернутую до одного предложения и потому имеющая в качестве предмета речи одно понятие или образ.
Правильно сформулированная тема отвечает следующим основным требованиям.
1. Тема представляет собой по возможности простое и завершенное предложение.
2. Тема должна быть краткой и легко воспроизводимой.
3. Тема должна быть понятной как аудитории, так и самому ритору. Поэтому при формулировке темы следует избегать необычных слов, специальных терминов или слов с неопределенным значением.
4. Тема должна быть приемлемой для аудитории. Поэтому при ее формулировке следует избегать резких, оскорбительных и нелитературных слов и оборотов.
5. Тема должна быть интересной и актуальной. Поэтому ритор, формулируя тему, стремится привлечь к ней внимание и интерес аудитории.
6. Формулировка темы должна быть проблемной. Очевидные и бесспорные суждения тривиальны и мало кому интересны.
Тема 9. РИТОРИЧЕСКИЙ КАНОН
Греки создали не только свою собственную культуру – они создали парадигму культуры вообще… Философия, ищущая истины, и риторика, ищущая убедительности… Итак, философия и риторика – самое сердце культуры античного типа.
Классический риторический канон отмечает пять этапов на пути от мысли к речи. Перечислим эти этапы.
1. Изобретение (инвенция).
2. Расположение (диспозиция).
3. Украшение (элокуция).
4. Запоминание (мемориа).
5. Произнесение (акцио).
Риторический канон – метод создания завершенного высказывания.
В основе классификации лежит речевое намерение говорящего.
§ 1. Изобретение содержания (инвенция)
С помощью инвенции создаются высказывания на уровне замысла. Автор обнаруживает проблему, определяет предмет мысли, находит нужные аргументы и разрабатывает содержание высказывания.
Изобретая содержание речи, говорящий должен думать «в трех измерениях»:
— о том впечатлении, которое он производит на слушателей;
— о слушателях и их эмоциях;
— о доказательности самой речи.
§ 2. Расположение (диспозиция)
На данном этапе происходит композиционное построение текста, установление смысловых частей, определение их последовательности.
Основные этапы построения речи – введение, развитие темы, заключение. Они остаются до сих пор неизменными в качестве главных частей речевого произведения.
§ 3. Украшение речи (элокуция)
Это этап «облечения мысли в слова». Здесь важен тщательный отбор слов, что определяется соотнесением речи с особенностями ситуации общения, а также тех «цветов красноречия», которые должны не только объяснить, доказать что-либо, но и восхитить слушателей.
§ 4. Запоминание (мемориа)
Данный этап относится в первую очередь к устной речи. Оратор, выступающий перед аудиторией, не должен читать заранее приготовленный текст, ему необходимо прежде всего его запомнить, а потом рассказать. Задумайтесь: кого легче слушать – того, кто бубнит себе под нос, боится оторваться от листка бумаги, или того, кто общается с аудиторией, ищет ее понимания, одобрения и поддержки, умеет легкой шуткой оживить утомленное внимание слушателей и закончить свое выступление красивой, эффектной, запоминающейся фразой. Оратор должен помнить общую канву своего выступления, примеры, способных подтвердить правильность излагаемого материала, свободно ориентироваться в избранной теме и быть готовым не только общаться со слушателями, но и вступить с ним в дискуссию.
§ 5. Произнесение (акцио)
На этом этапе речь превращается в звучащее слово. Здесь действует весь комплекс знаний и умений, связанных с техникой речи, с мимикой и жестами. С этими особенностями произнесения речи можно познакомиться, изучив тему 13 «Мимика и жестикуляция оратора» и тему 14 «Техника речи».
ВЫВОДЫ
1. Путь от мысли к слову описывается как совокупность пяти этапов: изобретение, расположение, украшение, запоминание, произнесение речи.
2. Риторический канон – это система специальных законов и правил.
3. Узнав принципы риторического канона, человек сможет уверенно ориентироваться в любой ситуации, требующей от него связной речи.
4. При произнесении текста оратор должен общаться с аудиторией.
5. Оратор должен обладать знаниями и умениями, связанными с техникой речи, с мимикой и жестами.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Что происходит на первом этапе создания речи?
2. Что характеризует второй этап построения речи?
3. Что включает в себя этап украшения речи?
4. Какие задачи стоят перед оратором при запоминании текста?
5. Каковы особенности последнего этапа произнесения речи?
Дата добавления: 2015-01-01 ; просмотров: 1054 ; Нарушение авторских прав
Классический риторический канон. Современный риторический канон.
Этос, пафос, логос ораторской речи.
Логос (в переводе с греческого — «слово», «мысль», «смысл», «понятие», «намерение») — термин древнегреческой философии, означающий одновременно «слово» (высказывание, речь) и «понятие» (суждение, смысл). Логосом принято называть словесные средства, использованные выступающим для реализации замысла речи, а также для понимания речи слушателями. Если пытаться абстрагироваться от остальных составляющих речи, то логосом можно называть просто текст написанный на бумаге и содержащий в себе только лишь логическую цепочку суждений автора.
Пафос (в переводе с греческого — «возбуждение», «страсть», «воодушевление», «страдание») — риторическая категория, соответствующая стилю, манере или способу выражения чувств, которые характеризуются эмоциональной возвышенностью, воодушевлением. Пафосом принято называть все элементы аргументации, которые эмоционально воздействуют на слушателей.
Этос (в переводе с греческого – «характер», «нрав», «душевный склад») — в античной философии обозначал привычки, нравы, темпераменты, обычаи. Этос как более устойчивый нравственный элемент аргументации, часто противопоставляется пафосу, как временному душевному переживанию. Аристотель трактовал этос как способ изображения характера человека через стиль его речи и через целенаправленность как основной признак человеческой деятельности. Эти условия касаются времени, места, сроков ведения речи, и этим определяется часть содержания речи: тема, составляющие части плана речи или отдельные слова. Неуместную речь даже при сильной аргументации (логосе), слушатели могут не воспринять. Главным признаком уместности является тема речи, при условии, что время, место и сроки речи согласованы между участниками коммуникации (выступления, спора и т.п.).
Для лучшего понимания этих трех категорий, вы можете прочитать, что по этому поводу говорили некоторые специалисты в области риторики и красноречия:
«Этос – этическая, нравственная позиция человека, готовящегося своей речью подвигнуть людей на определенные действия, призвать к изменению взглядов, отношения к предмету высказывания; этос самым прямым образом соотносится с чувством гражданской ответственности за сказанное или написанное слово. Логос – та важная для людей мысль, идея, которая должна стать предметом их активного размышления и усвоения на диалектическом уровне. Пафос – это соответствующая ситуации, цели высказывания форма речевого выражения, в наибольшей степени способствующая пониманию и усвоению смысла высказывания» (Иванова С.Ф.).
«В древней риторике использовались понятия: этос – нравственное начало; логос – мысль, заключенная в речи; пафос – чувство, воодушевление, вложенное в речь» (Львов М.Р.).
«Под словом этос античная традиция понимает те условия и соглашения, на основании которых ритору дозволено действовать. Под словом пафос понимается замысел речи. Пафос ритора есть внесение новизны в тему и форму речи и представляет собою детализацию темы и формы, т.е. индивидуального акта речи. Под словом логос – словесное наполнение замысла, элокуция» (Рождественский Ю.В.).
Как применять данные способы аргументации в жизни
Конечно, эта классификации аргументов Аристотеля имеет в большей степени обобщающий теоретический характер. Однако она все-таки позволяет сделать ряд выводов, которые могут пригодиться оратору на практике:
Во-первых, еще древние греки понимали, что в аргументации слово («логос») зачастую играет не самую главную роль. Убеждать противника в споре и публику можно также и нравственными, и эмоциональными посылами.
Во-вторых, Аристотель показывает важность использования всех элементов аргументации вместе. Чтобы ваша речь была гармоничной и убедительной, она должна содержать все необходимые элементы:
нравственные (правильный и уместный выбор темы, аргументации, способов обращения к аудитории и сопернику);
логические (план речи, полнота содержания, словестные приемы, софизмы);
эмоциональные (интонация, мимика, жесты, призывы, восклицания).
В-третьих, «пафос, логос и этос» достаточно четко разделяют принципы аргументации в риторике, чтобы оратор хорошо понимал, что именно ему можно изучать, какие навыки полезно тренировать.
Классический риторический канон. Современный риторический канон.
Классическая риторика разработала канон (образец), согласно которому речь на своем пути от мысли к слову проходит пять этапов, в соответствии с которыми называются разделы риторики.
2. Диспозиция (лат. Dispositio — «расположение», «развертывание»). На данном этапе оратор продумывает композицию речи, состоящую из вступления, основной части и заключения.
3. Элокуция (лат. Elocutio — «украшение», «словесное оформление мысли»). Этот раздел разработал множество риторических фигур и тропов, с помощью которых можно придать речи яркость, глубину и выразительность, усилив ее воздействие на аудиторию.
4. Мемория (лат. Memoriа — «память»). Этот раздел разрабатывал приемы запоминания материала. Фактически владение меморией должно обеспечить говорящему постоянную доступность сведений из имеющегося у него «банка данных» и возможность быстро и кстати воспользоваться любым из этих сведений.
5. Акция (лат. Actio — «действие»). Это основы правильного, выразительного произнесения речи перед публикой, а также искусство взаимодействия оратора и аудитории.
Современная риторика дополняет классический риторический канон необходимым шестым этапом.
6. Рефлексия (лат. reflexio — обращение назад, отражение). Анализ произнесенной речи. Оратор анализирует, каких целей ему удалость достичь, а каких нет, и почему. Основная задача рефлексии – устранить недочеты и ошибки в речи, чтобы не повторять их во время следующего публичного выступления.
1. Инвенция (лат. Inventio) или «нахождение», «изобретение» — invenire quid dicere — «изобрести, что сказать». На этом этапе, по рекомендации риторики, отбирался материал для будущего сообщения. Речь шла прежде всего отнюдь « не о языковом материале» — речь шла о предметах реальной действительности, часть которых предлагалось выбрать из всего предметного многообразия мира, а выбрав, отграничить от прочих, чтобы в дальнейшем перейти к их изучению: во-первых, по отношению к «другим предметам», оставшимся в стороне после отбора, и, во-вторых, изнутри.
Инвенция предлагала говорящему систематизировать собственные знания по поводу отобранных им предметов, сопоставить их с наличными на данный момент времени знаниями других и определить, какие из них и в каком количестве должны быть представлены в будущем сообщении» (13, 11).
Итак, инвенция поставила во главу угла предмет и обеспечивала «доброкачественность предметного содержания сообщения».
2. Диспозиция (лат. Dispositio) — «расположение»- inventa disponere — «расположить изобретенное». Второй раздел, «получив в свое распоряжение уже «готовый к употреблению» предмет, превращал его в понятие и помещал в систему других понятий. Понятия становились объектом логических и аналогических процедур. Они определялись, делились, сочетались между собой, сополагались и противополагались». (13, 11). Весь этот процесс регулировался определенными правилами, соблюдение которых позволяло говорящему избежать логических ошибок.
Кроме того, диспозиция «предлагала модели расположения понятий в составе единого речевого целого».
Таким образом, центральное место в диспозиции занимало понятие, «диспозиция гарантировала доброкачественностьпонятийного аппарата говорящего».
3. Элокуция (лат. Elocutio) — «словесное оформление мысли», «собственно красноречие» — «ornare vebris» — «украсить словами». Этот раздел разработал множество приемов (фигур и тропов), с помощью которых можно создать смысловые эффекты необыкновенной силы. Если диспозиция опиралась на логику, то «элокуция открывала перед говорящим область паралогики. Те же самые процедуры, которые были запрещены с точки зрения логики и считались паралогическими (т.е. ошибочными с т.з. логики) приобретали здесь новый смысл: негатиное использование логики и преобразование их в законы паралогики создавало эффекты необыкновенной силы». (13, 11). «Стало быть, тем, вокруг чего строилась элокуция и что естественным образом завершало преобразование исходного предмета, было слово: отныне слово начинало жить самостоятельной жизнью как один из элементов вербального мира». (13, 12).
4. Мемория (лат. Memorio) — «память», запоминание речи. Этот раздел разрабатывал приемы запоминания материала. «Фактически владение меморией должно было обеспечить говорящему постоянную доступность сведений из имеющегося у него «банка данных» и возможность быстро и кстати воспользоваться любым из этих сведений». (13, 13).
5. Акция (лат. Actio hipocrisis) — «актерское», «театральное исполнение речи», ее произнесение. Здесь риторика давала советы по поводу пластического решения произносимой речи. Внешнему виду оратора всегда уделялось большое значение, он должен был производить благоприятное впечатление на публику. Поэтому речь его должна быть продумана с точки зрения силы звучности, длительности пауз, сопровождения жестами.
Современная риторика исходит из того, что для полноценной работы над текстом достаточно применять следующие «общие места».
1. Вид — род. Видовые и родовые характеристики рассматриваемого предмета речи помогают строить рассуждение. Причем, родовое понятие дает представление об объединяющих общих качествах, тогда как видовое — об особенностях и отличительных чертах. Это предполагает использование индуктивных (от частного к общему) и дедуктивных (от общего к частному) методов анализа. Так, если выступление будет посвящено теме «Европейский курорт», то его родовой составляющей будет «место отдыха», а видовыми выступят: «Ницца», «Карловы Вары», «Баден-Баден» и т.д. При дальнейшем рассуждении может возникнуть необходимость и выделения различных подвидов. Например, говоря о способах влияния и среди прочих выделив манипулирование, мы можем приступить к анализу различных его видов.
2. Определение, или дефиниция. Ясность с родовым и видовым понятием дает возможность дать определение предмету речи. Как правило, оратор делает это в самом начале своего выступления.
3. Части — целое. Эта смысловая модель дает оратору две возможности разработки темы: предмет речи может рассматриваться как часть некоего целого или же как целое, состоящее из неких частей. Говоря о политическом манипулировании, оратор может анализировать его в контексте темы «Влияние на массовое сознание в политической сфере», разделяя целое на отдельные элементы; или говорить о различных видах и способах политического манипулирования, возвращаясь к целому, в процессе синтеза выходя на новый уровень понимания.
4. Сопоставление. Увидев знаковые черты, можно сопоставить их с подобными в других предметах, или сравнить сами предметы, выделяя подобное и отличное. Такой подход позволяет составлять классификации, проводить аналогии. Манипулирование может быть связано с добровольным подчинением, обманом, искусством властвовать, может быть противопоставлено духовной зрелости, искренности, простоте нрава. Сравнение дает богатую возможность для создания художественного образа: «Кругла, красна лицом она, Как эта глупая Луна На этом глупом небосклоне» (А. С. Пушкин. Евгений Онегин. 3.5). Противопоставление также открывает богатые художественные возможности через применения антитезы: «Я — царь, я — раб, я —червь, я — бог» (Г. Р. Державин. Бог).
5. Свойства. Этот топ требует от оратора не просто умения перечислить все возможные свойства предмета его речи, но выделить наиболее важные, подтверждающие его аргументацию. В случае политического манипулирования могут быть выделены: скрытая мотивация, психологическая продуманность, беспринципность.
6. Причина — следствие. Эта смысловая модель — один из главных инструментов аргументации. Ее составляющие выстраиваются в виде веера или цепочки. Благодаря вееру становится очевидным, что одна причина порождает множество следствий, а следствие возникает благодаря целому ряду причин. Цепочка ведет оратора от причины к следствию и так далее, до конечного вывода.
7. Обстоятельства. Этот топ говорит сам за себя. Все происходит где-то, как-то, когда-то, в каких-то условиях. Описания деталей такого рода придают выступлению колорит и живость. Немало этому способствует и следующий топ.
8. Пример — свидетельство. Примеры вызывают доверие, подкрепляют идеи фактами из жизни. Ту же роль играют свидетельства, обращения к авторитетам. Например, В. И. Ленин, в одной из своих речей утверждая, что не следует больше бояться человека с ружьем, убедительно описывает встречу со старушкой, которой человек с ружьем не угрожал, но, напротив, помог. Кто, как не беззащитная старушка, может знать, кого следует, а кого не следует бояться. Никакая аргументация не заменила бы описания этого красноречивого случая. Композиционно примеры помогают завершать или начинать части выступления. Они подводят своеобразный итог аргументации или привлекают внимание к последующим выводам.
9. Имя. Этот топ сосредотачивает на этимологии слова или его контекстуальном значении. Например, термин «манипулирование» происходит от лат. manipulus — пригоршня, горсть, manus — рука, французского manipulation — махинация. Невольно рождаются ассоциации с картежными шулерами или с игрой в наперстки, где проигравший заранее известен. Вывод: «Тогда зачем нам такая игра? Так ли мы глупы, чтобы верить тем, кто нам эту игру предлагает?».
Немаловажной составляющей первого этапа подготовки речи является отбор материала, эмпирически накопленного, собранного из различных энциклопедических источников, а также полученного экспериментально. Затем происходит его оценка в зависимости от целей, которые ставит перед собой выступающий. Позитивное, негативное или нейтральное отношение оратора должно вызвать у аудитории соответствующие эмоции. Важные составляющие могут быть выданы за нюансы, а незначительные детали разрастись до масштабов чрезвычайной значимости. Любой факт может быть представлен тем или иным образом, что вызовет абсолютно разную реакцию. Важно, чтобы эта реакция была ожидаемой.
После того как тема и содержание выступления были определены и разработаны, наступает время для обдумывания композиции, организации уже собранного материала.
Основу универсальной композиции составляют три части: введение, основная часть и заключение. Основная часть содержит изложение и аргументацию, а при необходимости — контраргументацию.
Один из важных принципов построения речи — это принцип доказательности. Например, М. В. Ломоносов настаивал на том, что начинать следует с сильных аргументов, наиболее слабые использовать в середине, а самые мощные припасти на конец. Такое построение подсказано самой способностью слушателей воспринимать и запоминать сообщения. Однако такая последовательность не всегда оказывается выигрышной для оратора.
Г. Г. Хазагеров в работе «Политическая риторика»1 предлагает три композиционные схемы: амплифицирующую, шоковую и стратегию маневра. Первая поможет оратору, которого публика не знает его, но в целом разделяет его взгляды. В этом случае степень аргументации должна нарастать постепенно, устраняя нюансы недопонимания и сомнения в отдельных пунктах. Шоковая схема используется в случае, когда публика заранее настроена скептически и не разделяет мнения оратора, которого, впрочем, хорошо знает и уважает. Тут первое место занимает самый главный и неожиданный аргумент, к которому аудитория совсем не готова. Пока слушатели оправляются от шока, оратор усиливает полученный эффект новым набором аргументов. Стратегия маневра предназначена для, казалось бы, безнадежной ситуации, когда публика не приемлет позиции оратора и к нему самому относится без симпатии или даже негативно. Выступающий начинает с того, что борется за доверие аудитории, демонстрируя понимание ее позиции. Однако в определенный момент оратор высказывает будто неожиданно зародившееся сомнение, находит изъян в собственной системе доказательств и начинает контраргумептацию.
К какому бы из вышеперечисленных планов композиции не прибегнул оратор, низменными остаются основные принципы. Во введении следует привлечь внимание и, по возможности, симпатии аудитории. Эту задачу нужно иметь в виду, уже начиная с обращения к аудитории, и реализовывать при открытии для слушателей темы выступления.
«Вера в общество. Совместный труд. Сотрудничество. Партнерство. Вот наши слова. Вот мой социализм. И мы должны перестать извиняться за это слово»2, — так начинал свою речь о новой стратегии лейбористов на партийной конференции 4 октября 1994 г. в Блэкпуле Тони Блэр. Основной посыл сделан. Далее следует история вопроса, изложение позиции, система аргументации, воззвания к чувствам, призывы к действиям:
«Это нс социализм Маркса или государственного контроля. Его основание — честный взгляд на состояние общества, понимание, что индивидуум наилучшим образом проявляет себя в крепком сообществе единомышленников, с принципами, стандартами, общими целями и ценностями.
Мы — партия личностей, потому что мы партия единства.
Это и есть социализм. Наша задача — предложить эти ценности современному миру. Это внесет изменение в традиционное разделение между правыми и левыми. И это требует новой политики. Без догм и без замены одних предубеждений другими.
Настало время вырваться из прошлого и посмотреть на Британию незамутненным, радикальным, новым взглядом.
Сегодняшняя политика занята поисками способов того, как изменить мир, чтобы достичь безопасности. Мы должны построить сильное и активное общество, которое сможет се обеспечить.
Таков наш план относительно Британии.
Рынок не может развить нас или приспособить нас к миру быстро меняющихся технологий и экономических трансформаций.
Мы должны делать это вместе.
Мы не можем купить билет в безопасное общество. Мы должны работать для этого общества вместе.
1. Этапы подготовки и проведения деловой беседы:
Докоммуникативный | Коммуникативный | Посткоммуникативный |
1.Планирование, оценка собеседников и обстановки | 1.Установление контакта | Анализ и письменная запись основных положений беседы |
2.Сбор материала | 2.Изложение и обоснование позиции | |
3.Анализ и редактирование материала, подготовка тезисов | 3.Выяснение позиции собеседника | |
4.Совместный анализ проблемы | ||
5.Принятие решений |
Дата добавления: 2019-07-15 ; просмотров: 2191 ; Мы поможем в написании вашей работы!