на каком этапе становления наставничество ассоциируется с духовным воспитанием
История наставничества и его роль в современном образовании
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
История наставничества и его роль в современном образовании
Ратькова Ольга Викторовна
мастер п/о
ГБПОУ ВО «Воронежский техникум пищевой и перерабатывающей промышленности»
г.Воронеж, Московский пр-кт, 129
Наставничество – старейший метод передачи опыта, который использовался не только в производственных сферах, но и в здравоохранительных и образовательных учреждениях. Метод наставничества – способ непосредственного и опосредованного личного влияния одного человека на другого человека.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что от профессионализма педагогических кадров напрямую зависит формирование личностных компетенций у обучающихся, направленных на приобретение навыков адаптации, самообразования и беспрерывного личностного самосовершенствования. Но в системе образования можно говорить о наставничестве не только между различными категориями сотрудников, но и между обучающимися. Обмен знаниями между молодыми и опытными работниками повышает эффективность каждого из них. Организация образовательного процесса становится более продуктивной, а, следовательно, и более успешной. Экономиться время на поиск информации, быстрее находятся новые подходы к передаче знаний, что приводит к рождению оригинальных идей. В конечном счете, качество образования выигрывает.
Наставничество активно изучалось в 7080-е гг. XX века в рамках адаптации молодых специалистов на производстве. В начале 90-х годов произошла смена профессиональных приоритетов, начался переход к рыночным отношениям, ценности и жизненные приоритеты изменились. Все это привело к тому, что наставничество как введение молодых работников в профессию перестало быть актуальным и прекратило свое существование. В результате сейчас мы имеем отрыв одного поколения от другого и «старение» профессионалов в ряде отраслей: инженерия, машиностроение, педагогика. Более того, педагогика перешла в разряд не престижных наук и непопулярных профессий. В студенческой среде произошла существенная деформация профессиональной и миграционной мотивации, гражданских позиций и нравственных ценностей.
Французский мыслитель Жан-Жак Руссо вовсе склонялся к той мысли, что наиболее сложное искусство наставника заключается в том, чтобы уметь ничего не делать с учеником. К.Д. Ушинский, будучи основоположником научной педагогики в России, считал, что гордиться своим опытом воспитательной деятельности нельзя, это превращает педагога в машину, призванную лишь задавать уроки и спрашивать их. Теоретические знания и опыт должны не замещать, а дополнять друг друга.
Сегодня на государственном уровне развитие наставничества входит в разные федеральные проекты в рамках национального проекта «Образование». Институт наставничества существовал и раньше в сфере среднего профессионального образования. Сегодняшним предприятиям более не нужны просто выпускники СПО, обладающие исключительно дипломом. Им нужны люди, которые знакомы с профессиональной средой, ее ценностями, которые мотивированы на труд в принципе, которым можно доверить выполнение задачи и они смогут себя проконтролировать.
Обе эти задачи можно решить с помощью методологии наставничества и внедрения целевой модели в наши общеобразовательные организации и организации среднего профессионального образования.
Проблемы, которые решит наставничество в общеобразовательной организации:
Комплексно: от проблем успеваемости до интеграции в школьное сообщество. Наши дети выпадают из общественной системы, особенно подростки, которым нужна сильная привязка, доверие, комфортное самоощущение.
Наставник-ровесник поможет им и влиться в коллектив, и подтянуть учебу, и найти себя. Это и клуб по интересам, и друг с определенной субординацией, и мотиватор, и человек, в чей реальный опыт успеха веришь (в отличие от блогеров на YouTube, которые никак не могут доказать свой успех).
Наставничество – это практическое решение, которое может быть введено в любую организацию.
Подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод: наставничество необходимо в вузе сегодняшним студентам. Можно отучиться установленный срок в вузе, получить высшее образование и диплом, но стать профессионалом, квалифицированным работником, создать семью, воспитать и вырастить последующие поколения без принятия и передачи культурно-исторического наследия и опыта невозможно.
Доклад на тему «Наставничество»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема: Теоретические аспекты наставничества в истории педагогики и в современной школе
С введением нового закона « Об образовании в Российской Федерации», новых Федеральных образовательных государственных и профессиональных педагогических стандартов, педагоги столкнулись с проблемами обучения и воспитания нового поколения. Государственная образовательная политика РФ, развитие отечественной и зарубежной педагогики, запрос общества – все это вместе требует от педагога нового подхода к качеству образования.
В наше время педагогическая действительность характеризуется высоким темпом изменений, усложнением содержания профессиональной роли педагога, требований к его деятельности и личности. Поэтому молодой учитель должен быть способен гибко реагировать на изменение образовательной ситуации, учитывать специфику существующих педагогических систем, в максимально короткие сроки адаптироваться к новым условиям профессиональной деятельности, для того чтобы реализовать свой профессиональный и личностный потенциал, а значит передавать учащимся знания на более высоком качественном уровне.
Тысячи молодых преподавателей приступают к работе в образовательных учреждениях ежегодно. У всех из них возникают вопросы, ответы на которые они не найдут в изученных ими курсах академической программы, в интернете и в коротких учебных школьных практиках. А с 2003 года Россия вступила в Болонский процесс, то есть единое европейское пространство высшего образования. Один из основных принципов которого — двухуровневая подготовка кадров. Она позволяет получать нашим студентам дипломы бакалавров и магистров, а стандарты бакалавриата сокращают количество часов, отведенных на проведение педагогической практики, что не может не сказаться на качестве подготовки выпускника вуза. Вполне очевидно, как бы ни совершенствовался учебно-воспитательный процесс в вузе, его выпускника нельзя рассматривать как готового, сложившегося учителя. Вуз не может вооружить его знаниями и навыками на все случаи жизни. Поэтому в образование приходит много молодых, энергичных, но не всегда готовых к сложностям педагогики людей.
Целью школьного наставничества является оказание методической помощи и поддержки молодым специалистам в их профессиональном становлении со стороны опытных коллег. Сужу по своему опыту. Есть педагог от Бога, а есть грамотный, способный, но не умеющий передать и научить. Все эти профессиональные умения и свойства характера в первую очередь присущи, конечно же, учителю с многолетним опытом работы. Так как же быть молодому педагогу, только что окончившему университет или колледж?
В начале своей профессиональной деятельности молодой преподаватель сталкивается со многими определенными трудностями, а именно: неумение точно рассчитать время на уроке, логично выстроить последовательность этапов урока, затруднения при объяснении материала – вот далеко неполный перечень проблем молодого специалиста. Поэтому, я считаю, что одной из главных задач образовательного учреждения, в которое он приходит, является профессиональная адаптация молодого педагога к образовательной среде. Решить эту проблему, конечно, помогает организация школьного наставничества. Это первая причина необходимости наставничества.
Наставничество в истории педагогики явление далеко не новое, имеет свою многовековую историю развития, подъема, спада, забвения. Понятие «наставничество» уходит корнями в греческую мифологию. Наставником Телемаха, сына Одиссея, был Ментор мудрый советник, пользовавшийся всеобщим доверием. Так появился термин «ментор» или наставник. Философы с давних времен пытались определить основные задачи наставника. Сократ, например, считал, что наставник должен пробуждать душевные силы ученика. По мнению Платона, воспитание надо начинать с раннего возраста и осуществлять такое воспитание может только наставник преклонных лет, умудренный жизненным опытом. Ж. Ж. Руссо отмечал, что самое главное и сложное искусство наставника состоит в умении ничего не делать с учеником.
Нельзя быть убежденным, что профессиональный опыт полностью компенсирует полное отсутствие теоретической подготовки. Теоретические знания и опыт должны дополнять друг друга, но не замещать. Можно сделать вывод, что профессиональная адаптация молодого педагога напрямую зависит от уровня профессионального мастерства, знаний и опыта наставника.
Поскольку наставничество является двусторонним процессом, то считаю, что у него существует и обратная сторона медали – молодёжь должна иметь желание этот опыт перенять. Здесь зачастую возникают трудности. Большой разрыв в возрасте, может, в отдельных случаях, являться определённой преградой в организации наставничества. Не секрет также, что педагоги, проработавшие в школе более 30 лет, некоторым образом самоустраняются от проблем образовательного учреждения. Конечно, они не откажут молодому специалисту в консультации, непременно покажут свой урок, но заниматься постоянно им не всегда интересно. Наставничество, к сожалению, отнимает много времени. Кроме этого, знания и навыки наставника небезграничны. Рано или поздно подопечный может «перерасти» своего наставника. Тогда этот процесс теряет практический смысл. Поэтому наставник всегда должен быть на шаг впереди подопечного либо за счет внешнего обучения, либо за счет саморазвития в ходе интенсивного обмена информацией с подопечным. И, конечно, молодого специалиста не следует воспринимать как чистый лист бумаги, на котором можно только писать новый текст. Каждый человек является носителем определенного опыта и знаний, которые могут оказаться полезны для процесса обучения в целом и для наставника в частности. Их нужно уметь вовремя разглядеть и правильно использовать.
Ещё одна причина, по которой наставник должен быть у молодого педагога, это проблема духовности современного российского общества. Молодое поколение сегодня ориентировано на мечты, связанные с материальным потреблением (иметь свою квартиру, заработать много денег, жить в достатке) и мало тех, у кого цели «непотребительского» плана (иметь хорошую семью, воспитать хороших детей, получить хорошее образование). Если педагоги-наставники не сумеют передать свои моральные ценности молодёжи, то что «понесут» молодые педагоги ученикам? Всем нам понятно, что России нужна целенаправленная единая государственная политика нравственного возрождения. Поэтому именно с педагогами мы и должны сегодня связывать свои надежды на будущее нашей страны. На государственном уровне разработана Стратегия развития и воспитания в РФ до 2025 года, где приоритет – формирование новых поколений, отвечающих требованиям 21 века.
Доброжелательность, тактичность педагога-наставника способствуют созданию психологически комфортных условий для становления молодого специалиста. Взаимопонимание не состоится, если между наставником и учеником не будет доверия. Сотрудничество в рамках профессиональных обязанностей между наставником и молодым педагогом необходимо для того, чтобы процесс адаптации прошел успешно. Наставничество — процесс долгий и трудный. Педагог-наставник должен быть терпеливым и целеустремленным и коммуникабельным. Чтобы взаимодействие с молодым специалистом было конструктивным, наставнику необходимо помнить, что он не может и не должен быть ментором, поучающим молодого и неопытного преподавателя или только демонстрирующим свой собственный опыт. Наставничество – это постоянный диалог, межличностная коммуникация, следовательно, наставник, прежде всего, должен быть терпеливым и целеустремленным. С другой стороны наставничество стимулирует потребности молодого педагога в самосовершенствовании, способствует его профессиональной и личностной самореализации. Эффективность системы наставничества помогает руководителям образовательных учреждений, педагогам-наставникам быстро и качественно решать задачи профессионального становления молодых учителей, включать их в проектирование своего развития, оказывать им помощь в самоорганизации, самоанализе своего развития, повышать их профессиональную компетентность.
Итак, нужен ли наставник молодому специалисту в современной школе? Безусловно, да. Для чего? Для корректного и конкретного включения в свою профессиональную жизнь и жизнь коллектива. Множество сложностей, с которыми сталкивается сегодня учитель в школе, проще решать вместе.
Учительство в традиции отечественной педагогики изначально понималось как наставление детей, отроков и юношества в смыслах христианской Истины: в познании Тайны Пресвятой Троицы, в осмыслении метафизических и естественно-научных основ мироздания, в постижении законов нравственного становления человека и его духовного преображения на спасительном пути к Вечности.
До христианства теоретического учения, как понимания и созерцания духовной и материальной реальности, позволяющего овладеть знаниями, накопленными в значительный культурно-исторический период, на Руси не существовало. Конечно, обучение ремеслу, охоте, военному делу присутствовало в жизни и языческих народов, но оно носило прикладной характер, необходимый для выживания этносов в их земном существовании.
Поразительны результаты такого учительства! Всего через 100 лет после принятия Русью православия, она стала страной абсолютной грамотности, ее ландшафты и города украсили удивительные по своей красоте соборы и церкви, а живопись древнерусских мастеров и сегодня поражает весь мир своей сакральной выразительностью и нежной мужественностью. Таковыми являются плоды духовного просвещения, христианского образования, которое выявляет все лучшее, чем наделяется человека Самим Господом от природы.
Поэтому в традиции русского воспитания образование определяется как взращивание человека в его восхождении к Первообразу. В этом определении содержится глубокий религиозный смысл, сохраняющий истинное понимание его культурно-исторической трактовки. Истоки самого понятия «образование», как известно, неразрывно соединено с понятием «образ», «образ Божий». Человек был создан по подобию Божию и понимание, постижение, следование этому Образу трактовалось (и сейчас трактуется в христианской православной религии) как образование. Учитель при этом является тем духовным наставником, который способствует становлению уникального образа, лика, личности в каждом из своих учеников.
Наставничество, как сердечный порыв, определяет отношения учителя и ученика, и изначально устремлено к своему идеалу: достижению учеником православного самосознания, духовной крепости в исполнении Заповедей Христа, жажды служения своему народу и Отечеству.
Наставничество одухотворяется молитвенным воздыханием учителя о даровании ему мудрости в воспитании вверенных ему чад, его вопрошанием к Богу в трудных житейских или психологических ситуациях, испрашиванием помощи у Небесной Владычице в минуты отчаяния и беспомощности. Тогда, и только тогда учительство становится ответственным, т.к. наставник предстоит пред Христом и несет за своего ученика ответ пред Господом.
Духовное наставничество русских старцев явилось той традиций, на которой и сформировалось истинное учительство в отечественной системе образования. Именно духовная связь учителя и ученика является залогом педагогического успеха, той основой, которая становится отправной точкой личностного возрастания воспитанника в любом деле. Отсутствие духовного начала в педагогическом процессе убивает в учениках мотивацию к обучению, приводит к эмоциональному выгоранию педагогов, становится причиной краха любых «инновационных» начинаний, т.к. бездуховность искажает сущность образования как совместного труда наставника и послушника (каковыми являются учитель и ученик) на пути личного обожения, постижения Творца и Его творения.
Истинность учительства можно определить тремя критериями: христоцентричностью, служением (или исповедованием Истины личным примером), любовью и доброжелательностью в общении.
К сожалению, в современной практике воспитания учительства нет понимания того, что педагогическое взаимодействие обязывает преподавателя как профессионала быть прежде всего духовной личностью, ибо, по словам Гегеля, педагогика есть искусство делать людей нравственными. Отсюда становится очевидно, что устремленность к воспитанию в ученике духовно-нравственной основы личности составляет основополагающий идеал учительства.
Так пусть же Свет духовного подвига русских старцев освещает профессиональную дорогу современному российскому учительству, поддерживает его в решимости противостоять бездушию и уродству «образовательных услуг», даёт силы и возможность обрестись в искренности и доброте к своим ученикам.
Ученичество и наставничество в системе христианского образования
«Да будет совершен Божий человек,
ко всякому доброму делу приготовлен»
(2Тим. 3:17)
В церквах нашего братства существует множество различных видов служения: пасторское, миссионерское, малые группы, молодежное, Воскресные школы, женское, детское и др. И, несмотря на различные исторические периоды в жизни нашего братства, опыт этих служений всегда передавался из поколения в поколение. И даже после времен гонений, войн церковь достаточно быстро возобновляла необходимое количество новых служителей. У церкви, как у живого организма, есть уникальная способность «воспроизводить» новое поколение верующих, а так же служителей. И этот процесс не останавливали никакие препятствия. Понимание этой способности может помочь и современной церкви эффективно развиваться. В основе способности церкви воспроизводить новых служителей лежат ученичество, наставничество и душепопечение.
Ученичество – это процесс, в котором новообращенный осознает себя учеником Христовым. Он делает первые шаги, а опытный наставник ему оказывает помощь: отвечает на вопросы, наставляет, поддерживает. Так в близком общении с опытным верующим и при активной работе Духа Святого развивается новая духовная личность. Наставничество – это процесс, неразрывный с ученичеством и душепопечением. Наставник помогает духовно возрастающей личности формироваться духовно, помогает понять свой духовный дар и им служить (1 Кор.12:14-12, Еф.4:11-16). Наставник проявляет себя как душепопечитель в момент, когда человек духовно заболевает. Тогда опытный душепопечитель помогает не только решить возникшую проблему, но, что более важно, восстановить отношения с Господом. Эта неустанная забота проявлялась среди лидеров каждого служения (Ев.13:17). Более опытные служители назидают молодых, поэтому церкви всегда имели возможность «выращивать» новых лидеров, несмотря на то, что возможность обучаться, например, в богословских учебных заведениях, была не всегда доступна. Существовали формы личного обучения. Поэтому возникает вопрос: «Насколько важны для духовно здоровой церкви программы внутрицерковного и богословского обучения?»
Слово Божье дает ответы на эти вопросы. Бог, прежде всего, призывает нас передавать Его истину новому поколению – обучать (Мф.28:19-20). Библия раскрывает перед нами то, как это делали апостолы.
Посмотрим на жизненный путь апостола Павла. Павел, имел прекрасное образование, как духовное (до своего обращения ко Христу он учился у ног Гамалиила – Деян.22:3), так и светское, которое он получил после обращения. Из книги Деяний апостолов (17 гл.) мы помним, что он цитировал греческих философов и поэтов, изучать труды которых иудей не мог, так как считал это нечистым. Почему Павел, будучи христианином, приобрел светское образование? Потому что хотел говорить на языке тех людей, которым Бог призвал его проповедовать. Эти знания помогали ему аргументировано убеждать своих оппонентов (Деяния 17:22-32). Он знал, как думают эти люди. Духовное же образование помогало ему понимать Бога и духовные традиции своего народа. Благодаря этому образованию он понимал духовную суть того, что желал донести. Но лишь личное духовное пробуждение Павла дало духовную силу его словам и делам, силу Духа Святого, возрождающего сердца.
На примере Павла мы можем видеть те педагогические принципы, которые применяют современные христианские педагоги. Знания о Боге, знание контекста, особенностей людей, которых мы обучаем, чтобы правильно подобрать методы обучения, и всеобъемлющая сила Духа Святого – вот составляющие успешного обучения, изменяющего сердца людей.
Обращаясь к истории нашего братства, мы видим, что предыдущие поколения, наши отцы и деды, прекрасно это понимали. Так, первая баптистская община в Тифлисе направляла братьев за границу получать богословское образование. Одним из этих братьев был Василий Гурьевич Павлов, которого церковь направила на обучение в Гамбург в баптистскую богословскую семинарию для получения богословской подготовки и изучения организации баптистских общин. Так же существовали служители, которые обучали людей в церкви светским предметам, например, грамматике и т.д., так как в тот исторический период все начальное образование осуществлялось в церковно-приходских школах. Выходя из православия, дети из семей баптистов теряли возможность обучаться многим дисциплинам, и поэтому братья в церкви восполняли этот недостаток. Церковь заботилась о том, чтобы дети и молодые люди активно обучались, во-первых, духовному познанию Бога, а во-вторых, различным предметам из курса начальной школы. Современное молодое поколение так же стремится получать как богословское, так и светское образование.
Прекрасно, когда все находится на своих местах. В церквах есть внутрицерковное обучение, центром которого является Бог, практикуются принципы ученичества. А когда духовные личности подрастают, наиболее одаренных из них церкви направляют учиться, продолжая наставлять их также внутри общины. Некто сказал: «Книги – это мозг ушедшего к Господу человека, его опыт, духовные искания». Обучаясь, мы учимся не только на своем опыте, но и на опыте людей, которые многое пережили в Господе, совершая служение. Таким образом, зная опыт других людей, мы можем избежать многих ошибок.
Важно отметить, что, например, в процессе духовного формирования у апостола Павла всегда были наставники: он учился у ног Гамалиила, а после обращения ко Христу ему помогал Варнава. Главным же наставником для Павла был, прежде всего, Дух Святой.
Для того чтобы все формы духовного обучения были эффективны, важно, чтобы, прежде всего, в церквах нашего братства в различных формах внутрицерковного обучения (таких как разборы Библии, малые группы, Воскресные школы и др.) существовало ученичество и наставничество, в котором трудятся три личности – Бог, человек и наставник. Это необходимо для того, чтобы помогать молодому поколению, прежде всего, научиться общаться лично с Господом и возрастать в практической духовной жизни. Мы не должны растить «головастиков» – людей, все знающих, но мало что применяющих, ведь таким образом мы растим слабых христиан, которые не способны быть водимыми Духом Святым.
И не смотря на то, что существует множество хороших программ, в которых правильно прописано, мы не всегда видим положительный духовный результат, так как ключевым моментом в процессе формирования преподавателя является его духовное состояние, ведь мы не человеческим усилием приводим людей ко Христу, но души возрождает Дух Святой. Наша задача – научиться самим и научить учеников быть благопотребными сосудами, через которые Дух Святой действует в этом мире.
Для формирования служителей важно, чтобы, получая богословское образование, рядом с молодым служителем был наставник – человек, который с помощью Божьей содействует формированию в новичке качеств опытного служителя.
Мы должны направлять на служение только подготовленных верующих, чтобы они были готовы встретиться лицом к лицу с первыми разочарованиями, чтобы их не испугали неудачи, заставил оставить труд для Бога, важно, чтобы молодых служителей не смогли одолеть мирские искушения.
Наверное, каждый служитель переживал непосильную усталость от тех усилий, которые он тратит на преодоление трудностей, зачастую не связанных даже с духовными факторами. Это простое человеческое непонимание, неорганизованность и т.д. Насколько было бы легче, если бы в наших церквах было широко развито наставничество среди опытных служителей, в котором активную роль играло бы пожилое поколение служителей. Уже сформировавшимся служителям необходима помощь в преодолении трудности «середины пути служения», когда, казалось бы, человек уже известен церкви как опытный служитель, но, сталкиваясь с трудностями, может проконсультироваться с еще более опытным служителем. Современной церкви необходимо, чтобы ученичество, наставничество и душепопечение сопровождали каждого верующего на протяжении всего его жизненного пути.
Да благослови нас Господь брать самое лучшее из опыта прошлых поколений (ученичество, наставничество, душепопечение), а так же, используя современные формы обучения, с Божьей помощью, взращивать новое поколение служителей, способных приумножать число духовно зрелых тружеников Божьих!