на каком этапе важно предусмотреть обратную связь для каждого ученика сберкасс

На каком этапе важно предусмотреть обратную связь для каждого ученика сберкасс

Практикующий социальный психолог. С 2007 года работает с детьми школьного возраста. Имеет опыт работы с детьми с ОВЗ, приёмными детьми. Знает, как правильно давать обратную связь детям.

Общие правила предоставления обратной связи

Разговаривайте в комфортной обстановке

Прежде чем давать обратную связь ребёнку, убедитесь, что это происходит не на бегу и не второпях. Выберите удобный момент — когда все участники беседы расслаблены и настроены на диалог.

❌Начать отчитывать ребёнка за некую плохо проделанную работу параллельно с другими занятиями (например, во время завтрака перед сборами в школу).

✅Поговорить в выходной день, когда никто никуда не торопится.

Начните с позитивного

Обратная связь может быть позитивной и негативной. Но хороша та обратная связь, которая содержит конкретику, а не оценку.

По правилам подачи обратной связи рекомендуется фокусироваться на сильных сторонах проделанной работы, а не на неправильных рассуждениях или нелогичных выводах. А потом уже отмечать, что можно улучшить.

При этом важно давать и негативные комментарии тоже, если они есть. Если ребёнок слышит только позитив и одобрение без конструктивной критики, сформируется «синдром отличника» — и последующую критику от других людей школьник воспримет крайне болезненно.

❌«Сочинение очень слабое, ты не раскрыл тему».
✅ «Ты привёл классный аргумент во второй части и хорошо справился с введением. Но есть моменты (укажите какие именно), которые нужно доработать (и почему)».

Ведите диалог

Обратная связь не должна быть монологом — побуждайте ребёнка к ответной реакции и позвольте ему возражать. Обсудите, а не навязывайте. Обратная связь усваивается только тогда, когда присутствует двусторонняя передача информации.

❌Высказать только свою точку зрения и закончить разговор.

✅«Я думаю то-то и то-то, а что думаешь ты? Давай обсудим».

Не давайте оценку

Обратная связь — не равно оценивание.

❌«Ты двоечник» / «ты хорошист».

✅У тебя хорошо получается /это/, а над /тем/ можно поработать.

на каком этапе важно предусмотреть обратную связь для каждого ученика сберкасс. Смотреть фото на каком этапе важно предусмотреть обратную связь для каждого ученика сберкасс. Смотреть картинку на каком этапе важно предусмотреть обратную связь для каждого ученика сберкасс. Картинка про на каком этапе важно предусмотреть обратную связь для каждого ученика сберкасс. Фото на каком этапе важно предусмотреть обратную связь для каждого ученика сберкасс

3 способа, как давать ребёнку обратную связь

Вот конкретные стратегии, которые помогут не растеряться и грамотно изложить ребёнку ваши мысли. Так вы не заденете и не навредите ребёнку, а донесёте конструктивный фидбек.

Бутерброд

Эта модель часто используется в бизнесе для повышения эффективности процессов.

Вот пошаговая инструкция, как применить способ «бутерброда»:

Метод BOFF

Аббревиатура расшифровывается так: поведение (Behaviour), результат (Outcome), чувства (Feelings), будущее (Future).

Вот пошаговая инструкция, как применить способ «BOFF»:

Метод ППП

Ещё одна аббревиатура, за которой скрывается три «П» — проблема, причина, поддержка.

Вот пошаговая инструкция, как применить способ «ППП»:

Резюме

Чтобы дать ребёнку корректную и эффективную обратную связь, соблюдайте несколько общих правил. Разговаривайте в комфортной обстановке, начинайте с положительных моментов, позвольте ребёнку участвовать в диалоге и не вешайте ярлыки.

Если не знаете, как именно выстроить разговор, примените одну из стратегий предоставления обратной связи. Например, способ «бутерброда», методы BOFF и ППП.

на каком этапе важно предусмотреть обратную связь для каждого ученика сберкасс. Смотреть фото на каком этапе важно предусмотреть обратную связь для каждого ученика сберкасс. Смотреть картинку на каком этапе важно предусмотреть обратную связь для каждого ученика сберкасс. Картинка про на каком этапе важно предусмотреть обратную связь для каждого ученика сберкасс. Фото на каком этапе важно предусмотреть обратную связь для каждого ученика сберкасс

на каком этапе важно предусмотреть обратную связь для каждого ученика сберкасс. Смотреть фото на каком этапе важно предусмотреть обратную связь для каждого ученика сберкасс. Смотреть картинку на каком этапе важно предусмотреть обратную связь для каждого ученика сберкасс. Картинка про на каком этапе важно предусмотреть обратную связь для каждого ученика сберкасс. Фото на каком этапе важно предусмотреть обратную связь для каждого ученика сберкасс

на каком этапе важно предусмотреть обратную связь для каждого ученика сберкасс. Смотреть фото на каком этапе важно предусмотреть обратную связь для каждого ученика сберкасс. Смотреть картинку на каком этапе важно предусмотреть обратную связь для каждого ученика сберкасс. Картинка про на каком этапе важно предусмотреть обратную связь для каждого ученика сберкасс. Фото на каком этапе важно предусмотреть обратную связь для каждого ученика сберкасс

на каком этапе важно предусмотреть обратную связь для каждого ученика сберкасс. Смотреть фото на каком этапе важно предусмотреть обратную связь для каждого ученика сберкасс. Смотреть картинку на каком этапе важно предусмотреть обратную связь для каждого ученика сберкасс. Картинка про на каком этапе важно предусмотреть обратную связь для каждого ученика сберкасс. Фото на каком этапе важно предусмотреть обратную связь для каждого ученика сберкасс

на каком этапе важно предусмотреть обратную связь для каждого ученика сберкасс. Смотреть фото на каком этапе важно предусмотреть обратную связь для каждого ученика сберкасс. Смотреть картинку на каком этапе важно предусмотреть обратную связь для каждого ученика сберкасс. Картинка про на каком этапе важно предусмотреть обратную связь для каждого ученика сберкасс. Фото на каком этапе важно предусмотреть обратную связь для каждого ученика сберкасс

У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

на каком этапе важно предусмотреть обратную связь для каждого ученика сберкасс. Смотреть фото на каком этапе важно предусмотреть обратную связь для каждого ученика сберкасс. Смотреть картинку на каком этапе важно предусмотреть обратную связь для каждого ученика сберкасс. Картинка про на каком этапе важно предусмотреть обратную связь для каждого ученика сберкасс. Фото на каком этапе важно предусмотреть обратную связь для каждого ученика сберкассна каком этапе важно предусмотреть обратную связь для каждого ученика сберкасс. Смотреть фото на каком этапе важно предусмотреть обратную связь для каждого ученика сберкасс. Смотреть картинку на каком этапе важно предусмотреть обратную связь для каждого ученика сберкасс. Картинка про на каком этапе важно предусмотреть обратную связь для каждого ученика сберкасс. Фото на каком этапе важно предусмотреть обратную связь для каждого ученика сберкассПопробовать бесплатно

Источник

Как давать обратную связь в обучении: Разберем по шагам

Наши коллеги из Юникрафт сделали отличный алгоритм обратной связи в обучении. Спешим поделиться

Невозможно совершенствоваться и делать большие успехи в процессе обучения, когда у человека нет понимания, в правильном ли направлении он движется. Поэтому важно научиться давать обратную связь, которая помогает ученикам получать необходимые результаты от обучения.

Что такое обратная связь?

Термин “обратная связь” (англ. feedback) — это отклик, ответная реакция на определенное действие или просто фидбэк. Например, наставник реагирует на выполненное упражнение ученика в виде рекомендаций или комментариев. Обратная связь играет ключевую роль в обучении и влияет на его результаты. Особенно, когда речь заходит про дистанционный формат.

Обратная связь в обучении

У удаленного обучения есть основной недостаток — ограниченное взаимодействие ученика с наставником. Ощущается недостаток “живого” общения. Ученик самостоятельно изучает теоретический материал и выполняет автоматизированные упражнения. Как правило, если ему что-то непонятно, он не может задать вопрос и тут же получить ответ. В процессе такого обучения начинают копиться вопросы к преподавателю. В определенный момент из-за отсутствия информации у ученика может сформироваться неправильное понимание или полное непонимание материала. В результате человек не получает ясности в вопросе и не достигает главной цели обучения.

Решить проблему помогают контрольные вопросы на понимание и развернутая, объективная обратная связь. Она формирует у человека ясное представление о его сильных сторонах, корректирует ошибки и подтягивает слабые стороны, задает направление дальнейших действий. У ученика появляется уверенность в своих действиях, понимание зачем он изучает данный материал и мотивация обучаться.

на каком этапе важно предусмотреть обратную связь для каждого ученика сберкасс. Смотреть фото на каком этапе важно предусмотреть обратную связь для каждого ученика сберкасс. Смотреть картинку на каком этапе важно предусмотреть обратную связь для каждого ученика сберкасс. Картинка про на каком этапе важно предусмотреть обратную связь для каждого ученика сберкасс. Фото на каком этапе важно предусмотреть обратную связь для каждого ученика сберкасс

Предоставлять фидбэк можно различными способами

Какие бывают виды обратной связи?
Обратную связь делят на внутреннюю и внешнюю. Внешняя идет от наставника к ученику, от ученика к наставнику или от ученика к ученику. То есть дает информацию извне. Внутренняя идет от ученика к самому себе или от наставника к самому себе. Это называется самооцениванием. В этом случае происходит коррекция собственной деятельности.

Виды обратной связи, внешняя и внутренняя обратная связь
Для осуществления внешней связи наставник-ученик наставник анализирует действие ученика, сравнивает его с заранее известной информацией и на основе сопоставления дает ему оценку или корректирует ошибки. Самый распространенный случай, когда ученик в рамках упражнения дает развернутый ответ на открытый вопрос и наставник предоставляет ему обратную связь по этому ответу. В следующем разделе статьи мы подробно разберем как организовать такой отклик и на что влияет его качество.

Важное значение имеет обратная связь ученик-ученик. Ее суть в том, чтобы ученики учились друг у друга. Вы создаете общий чат, где ученики могут обмениваться своими работами и мнениями, обсуждать непонятные или спорные вопросы. В чем преимущества формата? Ученик быстрей освоит сложную тему, если попытается научить этому кого-то другого. Благодаря такому фидбэку ученики учатся самостоятельно мыслить в рамках нового материала и отстаивать свою точку зрения.

Не стоит упускать из виду обратную связь ученик-наставник. Она реализовывается в виде отзыва ученика по работе наставника. Следует регулярно призывать учеников давать оценку учителю. Она дает возможность увидеть слабые и сильные стороны наставника или всей системы обучения и усовершенствовать ее. Следовательно будет полезным поощрять подобную обратную связь от учеников.

Способы предоставления обратной связи
В зависимости от особенностей и задач обучения выбирается подходящий формат для организации обратной связи.

6 принципов эффективной обратной связи
То, как вы оцениваете важность обратной связи, определяет ее качество и эффективность. Билл Гейтс говорил, что эффективная обратная связь важнее, чем само обучение. Она повышает мотивацию разбираться в непонятных вопросах, дает недостающие знания и независимо от правильности ответа дает ученику уверенность в своих силах. У отрицательной неконструктивной обратной связи прямо противоположный эффект.

Эффект от обратной связи
Какой характер фидбэка эффективней, на ваш взгляд:

— Вы все сделали неправильно. Нужно переделать. Удивительно, как можно было упустить самое важное.

— Вы правильно донесли основную мысль. Давайте поработаем над деталями. Попробуйте сделать вот так, тогда вы получите такой результат.

На основе этих примеров можно увидеть, какую информацию должна нести конструктивная обратная связь и каким образом эта информация преподносится. Обсудим подробнее.

Конструктивная обратная связь включает ответы на три основных вопроса:

Как у меня дела? Показывает текущий уровень результатов ученика и какие ошибки он допускает.
Как мне прийти к результату? Дает понимание, в каком направлении нужно двигаться человеку.
Над чем мне нужно поработать? Предлагает конкретные шаги для достижения результата.
Однако недостаточно просто ответить на эти вопросы. Чтобы человек адекватно воспринял эту информацию и прислушался к ней, важно донести ее, следуя 6-ти основным принципам обратной связи.

1 — Индивидуальная
Обратная связь не должна быть шаблонной, типа “Вы отлично выполнили задание”. Выше мы описали, на какие три вопроса должна отвечать фидбэк. При корректном ответе на эти вопросы обратная связь получается персональной и уникальной для каждой ситуации и для каждого человека. Человеку важно чувствовать, что это сообщение касается именно его, а не всех учеников в целом. Тогда он охотней прислушается к нему.

Пример: В этом задании у вас получилось подробней раскрыть тему, чем в предыдущих. Молодец, так держать!

2 — Объективная и конкретная
Обратная связь должна детально описывать действия человека и исключать эмоциональную оценку этим действиям. Выражая личную оценку, вы вносите субъективность в свое сообщение, что делает его недостоверным. А чтобы сделать ответ конкретным, приводите примеры вместо обобщений.

Антипример: Вы плохо сделали задание. (обобщение и оценивание)

Пример: Вы неверно ответили на 3 вопроса. Попробуйте еще раз. (конкретика и объективность)

3 — Объясняет причины
Важно дать развернутые объяснения, почему ответ считается правильным или неправильным. Это займет больше времени, но ученики смогут получить полное представление по теме. Если ответ был неправильным, не исправляйте, а комментируйте. Так вы оставляете возможность человеку понять и самостоятельно исправить свою ошибку.

Антипример: Вы ответили неправильно. Нужно вот так.

Пример: Ответ неправильный, потому что… Подумайте, как лучше поступить в описанной ситуации, чтобы …

4 — Уместная и своевременная
Обратная связь должна касаться процессов, на которые человек может влиять и которые может контролировать. Тогда он увидит, зачем ему эти знания и применит их на практике. Своевременность означает, что фидбэк предоставляется быстро, пока человек еще погружен в этот вопрос и он для него актуальный. Если ответ придет поздно, скорее всего человек не обратит на него внимания.

5 — Содержит мотивационный язык
Обратная связь должна делать акцент на победах. Если человек хорошо справился с заданием, то вместо ответа “Ответ засчитан”, скажите “Вы молодец, отлично справились”. А если человек допустил ошибки, не говорите “Вы провалили экзамен”, скажите “Попробуйте еще раз, у вас обязательно получится”. Таким образом вы управляете тем, как ученик воспринимает успехи и неудачи и мотивируете его продолжать учиться.

6 — Короткая и интересная
Ограничивайте объем информации в одном сообщении, давайте одну обратную связь на одну проблему. Чем больше информации вы пытаетесь донести, тем сложнее ее восприятие и больше важных моментов человек упустит. Выражайтесь коротко и о главном. Периодически меняйте формат сообщений и добавляйте игровые элементы, чтобы увеличить вовлеченность учеников.

3 лучшие техники предоставления обратной связи
Чтобы проще было применить описанные правила, воспользуйтесь методами предоставления обратной связи.

Правило сэндвича
Структура конструктивной обратной связи делится на 3 уровня.

Правило бутерброда
Когда вы начинаете обращение с приятных фраз, человек становится открытым к этой информации. В середине вы говорите, над чем ему нужно поработать. И заканчиваете обращение на позитивной ноте, чтобы оставить приятное “послевкусие”.

Пример: Андрей, вы молодец, что прислали задание в срок. Уточните ответ на второй и третий вопрос. Распишите подробнее … для того чтобы … Жду вашего ответа. Уверен, вы справитесь.

Техника SOR (Standart, Obversation, Result)
В начале обратной связи напомните о правиле или стандарте, которому важно следовать при выполнении задания и которое ученик нарушил. Затем расскажите, в какой ситуации человек нарушил это правило. И обсудите, как соблюдение этого правила влияет на результат и почему его важно применить. На основе этой информации человек поймет что ему нужно исправить и зачем это делать.

Пример: В этом курсе мы научились … Основное правило, которое важно закрепить звучит так … В ситуации, которую вы описали, правило не соблюдено. Это приведет к … Поэтому рекомендую внести изменения в свой ответ.

Техника SLC (Success, Learn, Change)
В начале сообщения похвалите человека, чтобы расположить его в дальнейшей информации. Затем расскажите, где он допустил ошибку, какой урок он получил. И предложите, что ученику нужно изменить, чтобы улучшить результат.

Пример: Имя, вы верно выполнили … А во втором задании вы допустили такую ошибку. Это приведет к… Рекомендую выполнить задание по следующей технологии, которая состоит из этих шагов.

Пошаговый алгоритм предоставления обратной связи
Чтобы предоставить конструктивную обратную связь, выберите одну из техник и изложите свои мысли в соответствии с этой техникой. Отрегулируйте эмоции, которые преобладают в вашем сообщении и проверьте, соответствуют ли они цели. Подумайте, что будет чувствовать человек после того как получит фидбэк. Направьте его получателю.

Вашу обратную связь можно считать эффективной, если она удовлетворяет правилу трех П:

Юникрафт- платформа для дистанционного обучения

Источник

на каком этапе важно предусмотреть обратную связь для каждого ученика сберкасс. Смотреть фото на каком этапе важно предусмотреть обратную связь для каждого ученика сберкасс. Смотреть картинку на каком этапе важно предусмотреть обратную связь для каждого ученика сберкасс. Картинка про на каком этапе важно предусмотреть обратную связь для каждого ученика сберкасс. Фото на каком этапе важно предусмотреть обратную связь для каждого ученика сберкасс

на каком этапе важно предусмотреть обратную связь для каждого ученика сберкасс. Смотреть фото на каком этапе важно предусмотреть обратную связь для каждого ученика сберкасс. Смотреть картинку на каком этапе важно предусмотреть обратную связь для каждого ученика сберкасс. Картинка про на каком этапе важно предусмотреть обратную связь для каждого ученика сберкасс. Фото на каком этапе важно предусмотреть обратную связь для каждого ученика сберкасс

на каком этапе важно предусмотреть обратную связь для каждого ученика сберкасс. Смотреть фото на каком этапе важно предусмотреть обратную связь для каждого ученика сберкасс. Смотреть картинку на каком этапе важно предусмотреть обратную связь для каждого ученика сберкасс. Картинка про на каком этапе важно предусмотреть обратную связь для каждого ученика сберкасс. Фото на каком этапе важно предусмотреть обратную связь для каждого ученика сберкасс

на каком этапе важно предусмотреть обратную связь для каждого ученика сберкасс. Смотреть фото на каком этапе важно предусмотреть обратную связь для каждого ученика сберкасс. Смотреть картинку на каком этапе важно предусмотреть обратную связь для каждого ученика сберкасс. Картинка про на каком этапе важно предусмотреть обратную связь для каждого ученика сберкасс. Фото на каком этапе важно предусмотреть обратную связь для каждого ученика сберкасс

на каком этапе важно предусмотреть обратную связь для каждого ученика сберкасс. Смотреть фото на каком этапе важно предусмотреть обратную связь для каждого ученика сберкасс. Смотреть картинку на каком этапе важно предусмотреть обратную связь для каждого ученика сберкасс. Картинка про на каком этапе важно предусмотреть обратную связь для каждого ученика сберкасс. Фото на каком этапе важно предусмотреть обратную связь для каждого ученика сберкасс

на каком этапе важно предусмотреть обратную связь для каждого ученика сберкасс. Смотреть фото на каком этапе важно предусмотреть обратную связь для каждого ученика сберкасс. Смотреть картинку на каком этапе важно предусмотреть обратную связь для каждого ученика сберкасс. Картинка про на каком этапе важно предусмотреть обратную связь для каждого ученика сберкасс. Фото на каком этапе важно предусмотреть обратную связь для каждого ученика сберкасс

на каком этапе важно предусмотреть обратную связь для каждого ученика сберкасс. Смотреть фото на каком этапе важно предусмотреть обратную связь для каждого ученика сберкасс. Смотреть картинку на каком этапе важно предусмотреть обратную связь для каждого ученика сберкасс. Картинка про на каком этапе важно предусмотреть обратную связь для каждого ученика сберкасс. Фото на каком этапе важно предусмотреть обратную связь для каждого ученика сберкасс

на каком этапе важно предусмотреть обратную связь для каждого ученика сберкасс. Смотреть фото на каком этапе важно предусмотреть обратную связь для каждого ученика сберкасс. Смотреть картинку на каком этапе важно предусмотреть обратную связь для каждого ученика сберкасс. Картинка про на каком этапе важно предусмотреть обратную связь для каждого ученика сберкасс. Фото на каком этапе важно предусмотреть обратную связь для каждого ученика сберкасс

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ С УЧАЩИМИСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Обратная связь имеет благотворное влияние на процесс обучения. С помощью обратной связи можно сократить разрыв между текущим уровнем успеваемости школьников и поставленной целью образования. Обратная связь, с акцентом на необходимые улучшения, повышает у учащихся уверенность в своих силах и успеваемость. Формативное оценивание даёт возможность всем участникам образовательного процесса получить конкретную и своевременную информацию:

– учителю – внести изменения в программу обучения, сопоставить методы и приемы обучения с учётом потребностей учащегося;

– учащимся – получить от преподавателя обратную связь и, используя её, изменить подходы к усвоению знаний, повысить уровень образовательных достижений.

Проведено много исследований по данной проблеме. В 1998 году П. Блэк и Д. Уильям изучили влияние обратной связи на успеваемость учащихся. Они доказали, что обратная связь оказывает влияние на мотивацию школьников к обучению, восприятие своих интеллектуальных способностей и способностей к обучению.

Известно, что обратная связь – это процесс предоставления и получения знаний о конкретных действиях, ситуациях, вопросах, которые помогают достичь цели. Обратная связь обеспечивает успех обучения, если она сопутствуется атмосферой взаимоуважения и доброжелательности, то у обучающихся появляется время для подготовки правильного ответа и исправления ошибок.

Обратная связь оказывает влияние на качество образования, так как это реакция учителя на деятельность или результат работы учеников. Реакция учителя – это рекомендации, пояснения, позволяющие устранять возникающее вопросы на ранних этапах обучения, не давая ученику «потеряться в пути».

Рассматривая обратную связь, следует уделять особое внимание двум ключевым аспектам: обратная связь для учителя и обратная связь для учащегося.

Этап 1: «Новая тема» – это процесс предоставления, получения, обработки новых знаний.

Схема 1. Механизм обратной связи

Обратная связь для учителя – этап 2: «Ответ учащегося». На этом этапе учитель определяет степень усвоения нового материала учениками.

По результатам работы учащихся, учитель узнает о ходе процесса обучения, достижениях и затруднениях отдельно взятого учащегося и в целом всего класса. Получив информацию, учитель выполняет следующие действия:

1) анализирует результаты класса в целом и принимает соответствующие решения – либо продолжить изучение/закрепление нового материала или вернуться и повторить пройденный материал, применив другие подходы, приёмы обучения, возможно, перераспределив время;

2) определяет причины затруднения отдельных учащихся, планирует и организует индивидуальные задания;

3) даёт конкретным учащимся советы по улучшению работы.

Учитель предоставляет учащимся описательную обратную связь. Следует также научить учащихся правильно применить рекомендации учителя – конкретизировать проблемные места, определять ошибки, вносить коррективы и дополнения в работу. Задача обратной связи состоит в том, чтобы привлечь именно учащихся к исправлениюдопущенных ошибок, научить их не допускатьошибки.

Для школьного урока и образовательного процесса в целом обратная связь имеет первостепенное значение. Она:

• обеспечивает эффективное планирование. План, конспект или технологическая карта, включающие обратную связь, — это основа эффективности будущего урока;

• создаёт предпосылки для отслеживания процесса учения школьников, поскольку задаёт для этого соответствующий инструментарий;

• сама является важным для учащихся дидактическим умением.

Если на уроках учителем часто применяется обратная связь, то ученики овладевают соответствующими процедурами:

• оказывает на учащихся эмоциональное воздействие и служит мощным мотивирующим фактором: ученик радуется своим успехам и видит, над чем конкретно ему нужно ещё поработать;

• даёт учащимся рекомендации по коррекции их деятельности;

Деятельность учителя по обеспечению обратной связи осуществляется на трёх этапах: планирование урока, его проведение, анализ.

На этапе планирования учитель с учётом достигнутого учащимися уровня владения учебным материалом и их познавательных возможностей, применительно к содержанию предстоящего урока определяет обучающую цель как ожидаемый образовательный результат. Эта цель может быть оформлена по-разному:

1) планируется, что к окончанию урока учащиеся будут знать. уметь. ;

2) владение учащимися следующими умениями. ;

3) предполагается, что после урока ученики смогут верно выполнить следующий тест. (далее сам тест или ссылка на него).

В процессе проведения учебного занятия, которое характеризуется сильной обратной связью, параллельно идут процессы обучения–учения и контроля–оценки, а также самоконтроля–самооценки. Учащемуся важно на каждом этапе видеть своё продвижение, соотносить то, что он сделал и делает с нормами, образцами, эталонами. Это создаёт ситуацию успеха, мотивирует учащихся на продолжение деятельности. При этом самооценка ученика предшествует внешней оценке со стороны учителя. На выходе с урока учащимся дается возможность сравнить свои работы с эталонами.

Обратная связь – это инструмент, дающий представление о том, как идёт процесс обучения, информирует учителя о достижениях и проблемах учащихся, позволяя определить уровень достижения цели и решения учебных задач.

Важной также является адекватная профессиональная позиция педагога, которая характеризуется следующими правилами:

1. При планировании урока я всегда определяю критерии оценки его результативности.

2. Я всегда знакомлю учащихся с этими критериями.

3. Я даю учащимся возможность обратной связи.

4. Я оцениваю работу учащихся только после их самооценки.

5. Я даю учащимся возможность улучшить свою работу и показываю им, как это можно сделать.

6. Я верю, в возможности учащихся и демонстрирую им большие ожидания.

7. Я получаю от учащихся информацию о том, хорошо ли я их обучаю.

Таким образом, урок с сильной обратной связью существенно отличается от уроков в рамках традиционной модели обучения. Естественно, это требует соответствующей педагогической и методической подготовки учителя.

1. Логинова А.А., Данилюк А.Я. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Мониторинг результатов. Книга моих размышлений. Москва: Просвещение, 2014. 256 с.

2. Огоновская И. С. Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет: основные направления, формы и средства реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: Методическое пособие для педагогов. Екатеринбург: ООО «Периодика», 2017. 252 с.

3. Плахова Т.В. Настольная книга классного руководителя. Реализация воспитательной компоненты ФГОС: методическое пособие. Волгоград: Учитель, 2014. 157 с.

4. Степанов Е.Н., Авдакова С.С., Баранова Е.И. Организация процесса воспитания детей. Современные подходы, формы и методы. Педагогический поиск. М.: Просвещение, 2013. 376 с.

5. Степанов П.В., Степанова И.В. Оценка качества и анализ воспитания в основной и средней школе: пособие для учителей общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2014. 80 с.

Источник

Статья «Школьная Цифровая Платформа Сбербанк(а) как инструмент повышения мотивации учащихся»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Школьная Цифровая Платформа Сбербанк(а) как инструмент повышения мотивации учащихся.

Выборгского района Санкт-Петербурга

В прошлом учебном году ученики оказались в ситуации дистанционного обучения, когда контроля со стороны школы стало значительно меньше. А учителя столкнулись с тем, что учащиеся не всегда включаются в работу. В ситуации дистанционного обучения без личного общения теряются связи, ослабевают отношения, обрываются эмоции, на которые учителя и ученики обычно опираются в аудитории. Учителю труднее устанавливать контакт с учениками, ученикам сложнее оценить результат своей работы без повседневного контакта с одноклассниками и учителями. И, главное, такой формат взаимодействия диктует новые требования к организации эффективного учебного процесса, стимулирующего мышление, творчество, поддерживающего инициативу и развивающего компетенции. На помощь пришли различные цифровые платформы: Сберкласс, Учи.ру, Я- класс и другие.

Одним из важнейших факторов успешного обучения является правильная мотивация ученика. Большую часть времени онлайн-ученик проводит в самостоятельном освоении материала. Для этого необходимы концентрация внимания, настойчивость, желание учиться. В дистанционном обучении многие виды традиционной мотивации работают не так эффективно, как в традиционной школе. Но некоторые, наоборот, приобретают особое значение.

На мотивацию учеников и их отношение к учебе влияют:

· познавательная активность ребёнка;

· стремление к достижениям и саморазвитию;

· уверенность в себе;

Исходя из этого, учитель может оказать существенное влияние на мотивацию ученика с помощью:

· предметного содержания (например, структурированного или хаотичного);

· разнообразных активных методов и форм обучения;

· характера отношений с ребёнком;

К сожалению, единая формула мотивации ученика отсутствует, поскольку каждый детский коллектив индивидуален. Что же традиционно мотивирует ребенка в учебе?

· Успех. Поощрение родителей и педагогов. Подарки и бонусы. Перспектива опередить или догнать сверстников.

· Страх. Прогнозы на будущий успех или неудачу в жизни и карьере. Радость познания. Возможность самореализации.

Виды мотивации учебной деятельности

Педагогические психологи выделяют два характерных типа мотивации: внутреннюю и внешнюю. Внутренняя мотивация проистекает из желания научиться чему-то для самореализации, овладения предметом, интереса к нему самому. Внешняя мотивация проистекает из желания добиться успеха ради достижения результата и демонстрации его окружающим с целью получения признания, вознаграждения или избегания проблем. Наиболее продуктивная стратегия преподавания состоит в том, чтобы поддерживать внутреннюю мотивацию, т.е. интерес и энтузиазм ученика.

Итак, давайте приведем стратегии, которые смогут помочь учителю поддерживать продуктивные формы мотивации:

· поощряйте вовлеченность и активное участие;

· поддерживайте потребность в автономии и свободе;

· поддерживайте сегодняшние потребности учеников, их состояния и настроения;

· обеспечьте своевременную обратную связь;

· давайте конструктивную и персонализированную обратную связь о выполнении задания;

· старайтесь, по возможности, тщательно спланировать и организовать занятие;

· обеспечьте легкий доступ к учебным ресурсам;

· поддерживайте у детей ощущение « Я смогу»;

Факторы повышения учебной мотивации

Давайте теперь рассмотрим факторы, которые влияют на вовлечение ученика в учебную работу.

1. Право не понимать и ошибаться.

Страх ошибиться и испытать ощущение дискомфорта, связанное с непониманием темы, удерживают ученика от включения в учебную работу. Американский писатель Элберт Хаббард сказал: «Худшая ошибка, которую можно совершить в жизни, — все время бояться совершить ошибку». Это относится и к обучению. Сталкиваться с непониманием, ошибаться, задавать вопросы, получать обратную связь, корректировать понимание — это значит учиться. И если ученик это понимает, то к ошибкам он относится как к части развития. Если работа ученика заключалась в том, чтобы выполнить верно задание или верно ответить на вопрос, а сделанные ошибки вели к понижению отметки, он будет бояться ошибок и будет стараться избегать работы над заданиями. Важно понимать, что, когда тяжело, непонятно, много ошибок, это нормально. И для того чтобы с этим справиться, есть учитель и одноклассники.

2. Чувство, что ты не справишься.

Мотивация к работе появляется тогда, когда ученик понимает, что справится с заданием. Когда ученик не понимает, с какой стороны подойти к заданию, скорее всего оно останется невыполненным. Для вовлечения ученика продумываем систему поддержки. Возможно, это будут краткие инструкции, подсказки, самопроверки, чат для вопросов, объяснения при помощи видео или аудиосвязи и так далее.

3. Понимание смысла работы, которую выполняешь.

Если ученик выполняет работу, потому что так надо учителю, он будет искать способ ее не сделать или сделать так, чтобы на это меньше затратить времени. Французский психолог и автор принципиально нового подхода к школьному образованию Селестен Френе говорил: «Никто не любит совершать действия и подчиняться замыслам, которые ему чужды и непонятны, поэтому, старайтесь доносить до учащихся смысл выполняемой работы и при составлении заданий учитывайте их мнение. В этом случае вы не услышите «…да зачем мне это надо?» и вовлечение в работу повысите.

4. Наличие выбора. Выбор – свобода.

Когда ученик делает свой выбор, то он берет и ответственность за него. Отсюда следует, что вероятность того, что работа будет проделана, возрастает. Можно предложить выбор в заданиях по уровню сложности, способам выполнения работы, в количестве заданий и так далее. Главное, чтобы ученик понимал, что у него есть выбор.

5. Подача учебного материала.

Современных учеников не влечет сухой текст учебника. Для вовлечения нужен интерактив или сторителлинг (это информация, поданная через историю, притчу, басню или анекдот). Стоит продумывать подачу материала. Это могут быть короткие учебные видео, приложения для самопроверки, интерактивные рабочие листы и множество других вариантов, которые добавят динамики и интерактива.

С нашей точки зрения, цифровая платформа – инструмент, позволяющий обеспечить процесс персонализации в обучении и повысить мотивацию к обучению в целом, так как при разработке всех заданий на Платформе учтены все факторы повышения мотивации учеников и использованы все стратегии к поддержанию продуктивной мотивации.

Образовательный процесс на платформе строится по модульному принципу. Основную работу обучающийся выполняет в классе в своем индивидуальном темпе. Нет строгого деления на классную и домашнюю работу. Обучающийся всегда может вернуться к заданию, в котором допущены ошибки, и выполнить его заново. Ориентация на цели, выбор учебных целей, уровня их достижения самим обучающимся – системообразующие факторы ПМО. Все это положительно влияет на мотивацию обучающегося.

Цифровая платформа позволяет учителю как использовать готовый модуль, так и добавлять свой материал в модуль или полностью создать свой модуль. Каждый модуль начинается с мотивурующего и проблемного задания. Мотивирующие задания позволяют обучающимся понять зачем изучать данный модуль, увидеть его связь с ключевыми идеями, определить свою готовность к изучению модуля. Проблемный вопрос – еще один основополагающий элемент урока. Кто-то из учеников сможет ответить на поставленный вопрос сразу, для кого-то это будет сделать сложно, но пройдя свой путь, свою траекторию, каждый ученик сможет ответить на этот вопрос.

Задания в модуле формируем по целям (уровням):

— я могу воспроизвести решение,

— я понимаю и могу применить решение в усложненной ситуации,

— я могу проанализировать ситуацию и применить решение в незнакомой ситуации.

Это позволяет обучающемуся увидеть траекторию своего движения, оценить реальный уровень.

Уровень 1.0 служит в основном для информирования и диагностирования обучающихся и ориентирован на освоение цели уровня 2.0.

Уровень 2.0 – это уровень простейшего понимания. Задания данного уровня подобраны таким образом, чтобы при решении обучающийся показал свое понимание изучаемого материала и его применение на базовом уровне.

Уровень 3.0 – целевой уровень. Учащиеся должны уметь анализировать и применять изученное к различным примерам. Синтез нескольких простых элементов.

Уровень 4.0. На этом уровне обучающийся показывает умение исследовать, проектировать, переносить достигнутые образовательные результаты в другую область и применять знания в практических ситуациях. На данном уровне обучающийся демонстрирует углубленные знания и умения за пределами содержания изучаемой темы, применяет полученные знания в новом контексте.

Большой плюс в данной модели в том, что разработчики предусмотрели различные формы оценивания выполнения заданий:

· самопроверка учащимся по ключам,

· проверка работы одноклассником.

В завершении модуля обучающиеся выполняют проверочную работу в формате ВПР и ОГЭ.

На платформе предусмотрена обратная связь с учителем. При работе на данной платформе могут быть привлечены и любимые обучающимися гаджеты. Модульные задания собраны по темам. Каждая тема заканчивается тестовой проверкой. Тестовые задания проверяются автоматически. Тренировочные задания задаются учителем с помощью матрицы заданий. После выполнения заданий обучающимся учитель проверяет результат и дает подробный адресный комментарий.

Минус платформы в том, что на учителя ложится очень большая нагрузка в плане проверки тех заданий, которые не предусматривают автопроверку или не дают детям выйти на этап проверки.

Надо понять, что учебный процесс – это командная игра. Когда ученик понимает, что учитель заинтересован в развитии ученика, что в школьном пространстве мы учимся друг у друга, что нет конкуренции и вражды, он начинает проявлять активность. Ученики могут работать над заданиями совместно, учась друг у друга. Работая таким образом, ученики учатся использовать помощь своих одноклассников, как ресурс для развития, а не как возможность списать, чтобы только сдать работу учителю. Для того, чтобы ученик прилагал усилия, ему нужен смысл и поддержка. Ученикам важно понимать, что учитель не для контроля, а для помощи. И эти правила должны стать приоритетными.

Подводя итог, следует отметить, что все учебные платформы повышают мотивацию учащихся к самообразованию, развивают культуру учения и дают возможность почувствовать свою ответственность за результат работы. Использование платформы Сберкласса, как инструмента персонализированного образования, комбинированного обучения, позволяет повысить мотивацию ученика и сделать весь процесс обучения более эффективным.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *