на каком этаже жил раскольников
Дом Раскольникова: Реальная история питерского дома, в который Достоевский поселил своего героя
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
По соседству жил не только главный герой-студент, но и его Сонечка, и старуха-процентщица. Тот, кто лично читал произведение, глядя на дом по указанному адресу, невольно задастся вопросом: «А где, собственно, пятый этаж, о котором шла речь в книге?».
Виной тому программа реновации 70-х годов ХХ века. Тогда в доме разрушили полуподвал, что превратило строение в обрезанную версию себя. Но печалиться не стоит — неисправимые поклонники романа и просто неравнодушные люди провели собственное расследование и утверждают, что та самая «пыльная, с жалким видом и длинною шагов в шесть» комната-мансарда существует и по сей день!
В конце ХХ века на здание успели вывесить памятную гранитную доску, дав вымышленному персонажу вполне реальную жизнь. На доске надпись: «Дом Раскольникова. Трагические судьбы людей этой местности Петербурга послужили Достоевскому основой его страстной проповеди добра для всего человечества».
Интересно, но именно Достоевский оказался в числе первых, кто осмелился поломать стереотипы о культурной столице в головах читателей. Вместо нарядных храмов, памятников, музеев, фонтанов и общего образа парадного города, Федор Михайлович создает абсолютно другой город, такой жестокий и холодный.
В Санкт-Петербурге Достоевского царит мир обреченности и тупика, на месте красивых улиц появляются трущобы, а культурное население подменяется голодными студентами-лохмотниками.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Интерьер и его значение в романе «Преступление и наказание» Достоевского. Цитаты
В романе Достоевского «Преступлении наказание» интерьеры изображены в мрачных, давящих тонах. Они подчеркивают обстоятельства, состояние души героев, а иногда, наоборот, контрастны по отношению к персонажам. Подобную условность, «заданность» в описаниях обстановки мы находим в поэме Гоголя «Мертвые души». Обстановка жилища у Гоголя полностью соответствует характеру героя, как бы «продолжает» его. Но у Достоевского, в отличии от Гоголя, в описании интерьеров прослеживается соответствие не характеру, а жизненному положению, обстоятельствам, состоянию.
Почти во всех жилищах персонажей романа интерьер свидетельствует о крайней нищете их хозяев, а, кроме того, о неустроенности в жизни, отсутствии уюта и душевного тепла. Герои не защищены в своих домах, не могут укрыться в них от проблем и несчастий. Кажется, что даже по отношению к своим жильцам, эти комнатушки выявляют неприветливость и отчужденность, гонят их на улицу.
В обстановке большинства помещений преобладающим тоном становится желтый. Этот жизнеутверждающий, солнечный цвет превращается в романе в цвет безжизненности, отсутствия энергии и позитива, цвет болезни и дисгармонии. Яркий сочный цвет Достоевский заменяет тусклым, грязным, размытым, унылым желтым цветом, свидетельствуя о безжизненности героев.
Комната Раскольникова
Примером тому может служить привлекательный портрет Раскольникова и комната, в которой он живет: нищенская, напоминающая гроб или шкаф, с низким потолком, с желтыми выцветшими обоями.
Из мебели имеются три старых стула, стол, большая софа с истрепанной подушкой, маленький столик:
Мать Родиона Раскольникова считает что одной из причин меланхолии сына является именно его квартира:
Комната Сони Мармеладовой
Комната Сони так же уродлива и невесела, напоминая сарай. Стены помещения украшены желтоватыми, отстающими обоями, чернеющими от сырости по углам.
Но она огромна по размерам, что совсем не вяжется с хрупкой и маленькой фигурой его обитательницы. Писатель тем самым подчеркивает, насколько несоответствующими являются обстановка и положение беспомощной в своем положении героини. Комната этой девушки напоминает неправильный четырехугольник, что очень символично.
Из мебели у Сони имеется кровать, стол, стул, а также два плетеных стула и комод:
Подчеркивается нарушение основательности и прочности. Здесь нет места стабильности и гармонии. А ведь жизнь Сони и вправду уже разрушена. Она вынуждена торговать собой ради спасения семьи.
Квартира Мармеладовых
Квартира старухи-процентщицы
Старуха-процентщица Алена Ивановна проживает вместе со своей слабоумной младшей сестрой Лизаветой, которую она бьет и держит в качестве рабыни. Их квартира состоит из прихожей, крошечной кухни и двух комнат — гостиной и спальни. Лизавета поддерживает квартиру в идеальной чистоте, так что нигде не видно ни пылинки:
Как и в большинстве помещений описанных в романе, в гостиной поклены желтые обои:
В этой комнате имеются диван, стол, туалетный столик, несколько стульев и дешевые картины на стенах, а также лампадка в углу перед иконой:
Номер Свидригайлова
Обстановка гостиничного номера Свидригайлова, в котором он проводит свою последнюю ночь накануне самоубийства, также наполнена символичным значением. Комната похожа на клетку, стены напоминают сколоченные доски, что наводит читателей на мысль о гробе, намекая на предстоящие события.
Квартира следователя Порфирий Петровича
Квартиру следователя ведущему дело о убийстве старухи Достоевский описывает довольно скупо, но из сцены первой встречи с Раскольниковым можно сделать вывод, что квартира имеет отдельную прихожую и довольно большую жилую комнату в которой свободно размещаются сам Порфирий Петрович, Заметов, Разумихин и Раскольников:
Из мебели автор упоминает: стул, диван и стол. При этом, в отличии от других квартир описанных в романе, в комнате Порфирия Петровича ничто не говорит о бедности или запущенности. На полу даже лежит ковер:
Кабинет Порфирия Петровича
Лестницы
Лестницы в романе отличаются таким же неприглядным видом, они тесные и грязные. Так, во второй части романа автор описывает как соседи, сгрудившись возле дверей, становятся свидетелями предсмертных мук Мармеладова, отчаяния Катерины Ивановны и смерти ее мужа:
Съезжий дом Спасской части
«Видишь, Родя, тут без тебя целая история произошла. Когда ты таким мошенническим образом удрал от меня и квартиры не сказал, меня вдруг такое зло взяло, что я положил тебя разыскать и казнить. В тот же день и приступил. Уж я ходил, ходил, расспрашивал, расспрашивал! Эту-то, теперешнюю квартиру я забыл; впрочем, я ее никогда и не помнил, потому что не знал. Рассердился да и пошел, была не была, на другой день в адресный стол, и представь себе: в две минуты тебя мне разыскали. Ты там записан.»
Здесь Разумихин узнал адрес Раскольникова. Канцелярия, паспортное отделение, арестантские камеры находились зздесь.
Конный переулок (сейчас – переулок Гривцова):
Это то место, где «мещанин и баба, жена его, торговали с двух столов товаром…» и разговорились со знакомой, которой оказалась Лизавета Ивановна. Здесь-то Раскольников и узнал, что завтра старуха- процентщица окажется дома одна.
Переулок Гривцова — переулок в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга. Проходит от набережной реки Мойки до Сенной площади.С 1772 года называлась Конный переулок, дано по конным площадкам на Сенной площади (место торговли лошадьми).
«Проходя мимо Юсупова сада он даже очень было занялся мыслию об устройстве высоких фонтанов и о том, как бы они хорошо освежали воздух на всех площадях.»
Весной 1863 года, император Александр Второй распорядился открыть часть Юсуповского сада для публичных посещений. Для этого южная и северная части парка были чётко разделены. В южной располагались два пруда с островами, которые соединили между собой цепными мостами, а с берегом – деревянным. Полностью сад открыли для широкой публики в 1863 году. Тогда же в каждой части установили по фонтану. Юсуповский сад пользовался популярностью у жителей окрестных районов города.
«Он стал на колени среди площади, поклонился до земли и поцеловал эту грязную землю, с наслаждением и счастием. «
На площади стоял уже несуществующий Спас-на-Сенной, тут и настигло Раскольникова осознание своего преступления.
Сенная площадь — площадь в центре Санкт-Петербурга, расположенная на пересечении Московского проспекта и Садовой улицы. Название площадь получила в конце XVIII века из-за того, что на этом месте продавалось сено. Районы, примыкавшие к Сенной площади, традиционно были населены городской беднотой. Так, например, здания на участке между современными Московским проспектом, улицей Ефимова и набережной реки Фонтанки назывались Вяземской лаврой и были одними из самых страшных трущоб в городе. Быт и нравы обитателей района вокруг Сенной были неоднократно описаны писателями, например Ф. М. Достоевским и В. В. Крестовским. До середины XIX века на Сенной площади лица, уличённые в грабежах, воровстве и мошенничестве, подвергались публичным телесным наказаниям («торговым казням») — описано Н. А. Некрасовым.
Место жительства героя
Действие книги начинается в Санкт-Петербурге на пересечении Гражданской улицы и Столярного переулка. Здание, где жил Раскольников, построено в 1831 году архитектором Егором Цолликофером. Оно сохранилось до наших дней — в 70-х годах прошлого века здание реконструировали и снесли подсобные помещения. Теперь у него 4 этажа. На доме висит памятная табличка, и находится барельеф с изображением писателя. Это место сейчас можно назвать культурным наследием, сюда водят на экскурсии туристов и поклонников творчества Достоевского.
Комната Родиона
По заверению автора, главный герой романа вынужден был находиться в тесных и убогих условиях. Он снимал крошечную комнату у старухи-процентщицы, которой задолжал кругленькую сумму за ее съем. Заходя к себе домой, Раскольников должен пройти мимо кухни хозяйки, что его постоянно расстраивало. Все герои романа живут в гнетущей обстановке, которая не дает им развиваться и идти дальше. Противопоставление героя и его жилища — яркий прием, который Федор Достоевский нередко использовал. Судя по описанию, можно понять, что клетушка обставлена весьма аскетично:
На столе лежат рукописи и тетради, на которых скопилось много пыли, так как их давно не открывали.
В комнате обои отходят от стен, у героя нет даже одеяла — он укрывается старой одеждой. Это описание служит для того, чтобы передать нищету, в которой жил Родион. Даже Соня Мармеладова, придя в гости к студенту, была поражена атмосферой комнаты.
В противовес этому комната старухи-процентщицы предстает в более выгодном свете: в ней немного устаревшая, но отлично сохранившаяся мебель. Желтые обои, растения, в помещении убрано. Раскольников о комнате хозяйки: «Ни пылинки нельзя было найти во всей квартире». Эта цитата из текста характеризует процентщицу с иной стороны.
Родион Раскольников с лютой ненавистью относится к месту, где ему приходится жить. Его не радует ни вид из окна комнаты, ни интерьер. Постоянно слышатся пьяные крики на улице, герой не имеет элементарных условий для ведения быта и гигиены. Долг хозяйке квартиры постоянно накапливается. Все это в совокупности создает невероятно гнетущую обстановку. В произведении есть немало отрицательных синонимов к слову «комната»:
Жильем это помещение никто не называет — ни автор, ни литературный герой. По описанию места жительства читатель может понять, что эта комната очень маленькая. Она болотом засасывает Родиона в свою глубь. Он становится все более меланхоличным, что отмечает даже его мать. Раскольников не ходит в университет и сутками лежит на старом продавленном диване. Дни, проведенные в каморке, сливаются в один, герой уже с трудом их различает.
Общий беспорядок, старые рукописи, обшарпанная мебель подчеркивают тоску Раскольникова. Комната словно поглотила его, сделала своим рабом, давит и угнетает ежеминутно.
Достоевский описывает жилье своих героев, противопоставляя «хорошего собою» Родиона его унылой и затхлой каморке. Жизнь в комнате превращается для квартиранта в круг печали — он отгораживается от людей, перестает даже выходить на кухню, каждый день бездействует, лежа на диване.
Желтый цвет как символ печали
Стоит отметить интересный факт — в романе Достоевский уделяет особое внимание желтому цвету в интерьере. Так, у Раскольникова в каморке желтые обои, у хозяина квартиры — желтая мебель. Этот цвет, казалось бы, имеет положительное значение — символ света, добра, солнца. Но в романе все перевернуто с ног на голову: автор с помощью желтых красок усугубляет и добавляет трагичности в описание помещений.
В процессе чтения можно заметить, что яркие цвета в книге напрочь отсутствуют. В XIX веке существовало понятие «желтый дом», обозначающее психиатрические лечебницы для душевнобольных. Может быть, у Достоевского в романе весь Петербург сошел с ума?
В романе преобладают невыразительные и тоскливые тона. Здесь даже желтый не яркий, а грязный, унылый и безжизненный. Это элемент, благодаря которому автор передает болезненность обстановки, подавленное состояние Родиона.
В произведении «Преступление и наказание» Федора Михайловича Достоевского комната главного героя служит отражением его плохого душевного состояния. Мрачная, запустевшая и давно не убранная, она соответствует гнетущему состоянию квартиранта. Таким же образом писатель представляет парадную и лестницу — они гнетущие, серые и унылые. Да и весь Петербург у автора именно такой — неприступный, молчаливый, враждебный.
В романе мало описаний положительных качеств людей и обстановки, которая их окружает.
Но каждая глава пропитана негативом, который все больше подталкивает молодого человека к совершению преступления.
Дом Раскольникова
Всемирно известный роман «Преступление и наказание» начинается с визуализации момента выхода из своего дома главного героя, который направляется к старушке-процентщице. Эти строки становятся первыми кирпичиками фундамента всего романа, на протяжении которого Раскольников одиннадцать раз выходит из дома, а возвращается в него десять. Ведь каждый читатель знает, что в последний раз он покидает этот дом навсегда.
Причина поселения Раскольникова Достоевским в этот дом и эту квартиру довольно банальная, он сам жил в доме по соседству и очень хорошо знал описываемый район, ведь рисовать с натуры всегда удобнее, какая бы она не была. В доме по адресу Столярный переулок 14/7 он творил после ссылки, рядом же находилась редакция журнала «Время», где вместе со своим братом они публиковали свои рассказы.
Дом где жил Достоевский
Вот для собственного комфорта и удобства в шаговой доступности от его дома расквартировался не только бывший студент, но и Сонечка Мармеладова со старухой-процентщицей. Все дороги между домами им были изучены, обхожены и облюбованы, причем в любую погоду как в рекламе Тафт.
Где пятый этаж? Самый логичный вопрос, который может задать читатель знакомый с произведением не понаслышке, а держащий его как библию под подушкой. Отвечаю, положа руку на это самое произведение, во всем виновата реновация домов, из-за которой в 1970 году был разрушен полуподвал, и дом в мгновение ока превратился в обрезанную рукой неопытного раввина версию.
Что стало с помещением Родиона? Не стоит унывать! Местные жители и фанаты романа клятвенно божатся, что провели полноценные исследования и комнатка-мансарда сохранилась по сей день: Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и всё казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок.
В последний год XX века на дом успели нацепить памятную табличку, присвоив выдуманному герою вполне осязаемое настоящее, написав для потомков навечно эти слова: «Дом Раскольникова. Трагические судьбы людей этой местности Петербурга послужили Достоевскому основой его страстной проповеди добра для всего человечества»
ВПитере
3.4K пост 10.1K подписчиков
Хм-м, наверно автор статьи не знаком с творчеством Фёдора Михайловича от слова совсем.
Роман «Бедные люди» может и не так популярен, как «Преступление и наказание», но написан и издан почти на 20 лет раньше. «Униженные и оскорблённые» опережают Раскольникова и Сонечку на пять лет. А уж рассказов и повестей раскрывавших тему НЕпарадного Петербурга я перечислять не стану.
Парадная очень колоритная. (хотя это конечно не парадная, а лестница для прислуги. парадные всегда со стороны улицы) Там не обычные двери квартир по стенам. Лестница это что-то вроде коридора с обширными проемами по бокам. пройти, просочиться мимо старухи.
Сама келья закрыта, но дверца и правда на самом верху, упирается в потолок. Дальше этой двери идти некуда. И последние 13 ступенек. Там их, кстати, меньше, но ведь чёртова дюжина образнее.
Перила на лестнице кованые, резные, с массивными окончаниями в виде шаров. Их почти все посрезали «туристы». Все стены тоже исписаны фразами типа «Родион, ты прав!», «Мы с тобой!», «Ты право имеешь!»
Да мы же рядом жили! Были с мужем в Питере в декабре, жили буквально через 1 дом от этого места. Самое яркое впечатление о городе от вот таких табличек с описаниям людей живших здесь. То дом Раскольникова, то Достоевского, то место где умер Есенин, то дом где жил и работал первый анколог страны
можно ж по почти диагонали пройти.
зачем столько много обходить? плюс по дворам интереснее.
и там в окрестностях очень много под названиями от Достоевского. Возьми хоть ресторан «идиот» на Фонарном.
О ЧУВСТВЕ ЯЗЫКА
. или даже сложно сказать, о скольких материях сразу приходится думать при взгляде на эти волшебные названия.
ЛЕНАЭРОПРОЕКТ — мимо эротичной Лены, что близ Балтийского вокзала на набережной Обводного канала, тыщу раз доводилось проезжать; особенно прекрасна была эта надпись, когда сияла галогеном в ночи. Проезжал по-разному, но без шуток мимо не ходил точно.
А ещё вспоминается контора на улице моего детства, в самом центре Ленинграда (контора просуществовала, кстати, до относительно недавних пор). На обычной рельефной металлической плите-табличке, которыми маркировали все приличные конторы, красовалось — помимо прочих атрибутов мелким шрифтом — название: НЕЧЕРНОЗЁМЭЛЕВАТОРМЕЛЬМОНТАЖ.
Высокими, плотно подбитыми друг к другу буквами.
Шариков учился читать благодаря АБЫРВАЛГ.
Иногда мне кажется, что своей грамотностью (и неслабой памятью!) я обязан именно этой конторе.
О ЯДОВИТОЙ ЛАПШЕ НА УШИ
Пришла пора опубликовать здесь свою заметку, писанную в 2010 году или раньше. Потому что актуальности она не утратила.
Илья Ильф при полной поддержке Евгения Петрова не церемонился со скудоумными соотечественниками. Достаточно вспомнить Эллочку Щукину, которую он сравнивал по уровню развития с людоедами племени мумбо-юмбо, или её подругу Фиму Собак, знавшую богатое слово гомосексуализм. Была в записных книжках Ильфа и шутка про человека такого некультурного, что бактерия ему снилась в виде большой собаки.
Это я к тому, что на днях многочисленные интернет-леди сделали перепост одного и того же текста с проникновенным заголовком «Для всех, кто дорожит здоровьем близких. ».
Привожу его полностью, с авторской орфографией и пунктуацией.
1. Никакой пластиковой посуды в микроволновых печках.
2. Никаких пластиковых бутылок с водой в морозильных камерах.
3. Никаких пластиковых упаковок в микроволновых печах.
Эта информация была опубликована в газете, выпускаемой больницей им. Джона Хопкинса (Johns Hopkins Hospital), а также распространена Медицинским центром Walter Reed Army.
Диоксин вызывает раковые заболевания, особенно рак груди.
Диоксин является высоко ядовитым веществом для клеток человеческого организма.
Не замораживайте пластиковые бутылки с водой, так как это приводит к освобождению дииоксина, входящего в состав пластика.
Особое внимание следует уделить недопустимости использования пластиковой посуды для нагревания пищи в микроволновках. Особо это касается жирной пищи. Сочетание жира, высокой температуры и пластика вызывает освобождение диоксина и его проникновения в пищу, а, соответственно, в конечном счете, в клетки человеческого организма.
Вместо пластика, медики рекомендуют для подогрева пищи использовать стеклянную или керамическую посуду. Результат будет тот же, но без диоксина в пище!
Поэтому продукты быстрого приготовления, такие как растворимые супы, каши и т.д. вначале необходимо переложить из пластиковой упаковки в стеклянную посуду, а затем лишь ставить в микроволновку или любую другую печь.
Также недопустимо использование пластиковых крышек, покрытий во время приготовления пищи в микроволновой печи. Это также опасно, как и использовать пластиковую посуду. Высокая температура приводит к тому, что диоксин практически «растаивает и стекает» с такой крышки в пищу. Намного безопаснее использовать бумажные салфетки.
Конец пространной цитаты…
…которая представляет собой классический образец белиберды, рассчитанной на впечатлительного идиота – или идиотку, да простят меня дамы. Потому что образ диоксина, «освободившегося» из пищевой посуды благодаря «сочетанию жира, высокой температуры и пластика», или диоксина, который «растаивает и стекает» в пищу – это штука посильнее «Фауста» Гёте, как сказал бы один Отец Народов. И очень напоминает ту самую бактерию в виде большой собаки.
Фрэнк Заппа язвил: современная журналистика – это когда тот, кто не умеет писать, берёт интервью у того, кто не умеет говорить, для того, кто не умеет читать. Я бы добавил, что зачастую разговор идёт на тему, в которой ни бельмеса не смыслят все трое.
Пожалуй, в процитированной статейке верно лишь одно: диоксины (их много разных) действительно представляют смертельную опасность. Кроме рака, они вызывают многие болезни, а ядовиты примерно в тысячу раз сильнее, чем боевые отравляющие вещества.
Но вот незадача: в состав любого диоксина входит хлор. Которого нет и быть не может в полиэтилене, состоящем только из углерода с водородом – это проходят в средней школе.
Хлор есть в ПВХ – поливинилхлориде, из которого не посуду делают, а лепят, например, дешёвую напольную плитку. Если такую плитку сжигать (не нагревать в микроволновке, а именно сжигать!), в самом деле можно получить диоксин. И если отбеливать хлором целлюлозную пульпу – тоже. И если производить гербициды хлорфенольного ряда… Но какое, интересно, отношение это имеет к кулинарии?
Есть соблазн поглумиться над каждой строчкой безграмотных авторов, у которых одинаково плохо и с русским языком, и с физикой-химией. Им для начала не худо бы усвоить, что термическая деформация – это физический процесс, а горение – химический. При окислении появляются новые вещества, а при плавлении – нет.
Есть соблазн, и всё же я не стану тратить время. Ограничусь предложением «для всех, кто дорожит здоровьем близких»: если выуживаете в сети заметки на жизненно важную тему – не почтите за труд освежить в памяти школьную программу, наведите пару справок, ведь интернет как раз под рукой!
И не спешите верить всему, что публикуют доброхоты-двоечники. Особенно если они пугают вас подслушанным где-то непонятным словечком диоксин и ссылаются на американскую клинику имени Хопкинса. Очень может быть, что это как раз пациенты клиники резвятся в отсутствие санитаров.