на каком камне вырезать камею
Что такое камея? История камеи от древности до настоящего времени
История камеи
В Эрмитаже в Санкт-Петербурге хранится всемирно известная «Камея Гонзага», вырезанная на трехслойном ониксе (сардониксе). Ее по праву называют жемчужиной глиптики. Она изготовлена мастером III в. до н.э. в Александрии. На ней в профиль изображены царь Птолемей II Филадельф с женой-сестрой Арсиноей.
История этой камеи длинная и запутанная. Известно, что в середине XVI в. она находилась в сокровищнице герцогов Гонзага в Италии, и после неоднократной смены хозяев попала в руки Наполеона Бонапарта. В 1814 г. в Париже его жена Жозефина преподнесла камею в дар императору Александру II, по приказу которого ее передали на хранение в Эрмитаж.
С захватом Рима варварами искусство изготовления камей было надолго забыто. Интерес к ним возник снова в эпоху Возрождения. Популярными сделались изображения знаменитых современников, выполненные в стиле античных камей. Мастера часто вставляли камеи в оправы из золота, многоцветных эмалей, обрамляли драгоценными камнями. Королева Англии Елизавета любила дарить камеи со своим изображением, выполненные из сардоникса, причем некоторые были настолько малы, что их использовали для украшения колец, несколько большие часто служили медальонами. Да и сама королева любила носить камеи. Это было модно среди знатных дам того времени.
Камея с изображением Елизаветы I
Портрет императрицы Жозефины, жены Наполеона Бонапарта
Тогда же завоевали популярность камеи, вырезанные из перламутровых створок раковин.
Камея из перламутра
Камея из вулканической породы
Спасибо за внимание!
Если Вам понравилась статья, пишите комментарии. С удовольствием отвечу на все ваши вопросы.
Создание камеи
Познакомившись с историей камей, пора нам с Вами переходить к знакомству с производством этих маленьких шедевров.
Камеи вырезаются на драгоценных и полудрагоценных камнях, на раковинах и имеют выпуклое изображение. Наиболее подходящие для изготовления камей: агат, оникс, сардоникс и некоторые виды морских раковин: у этих материалов разноцветные слои, благодаря чему получаются красивые контрастные изображения. Говорят, работа над камеей очень напоминает работу над рельефной скульптурой, с единственной разницей, в масштабе.
Однако, все чаще, экономика глобализации устраняет мастера. Старшие мастера отходят от дел, а новое поколение не готово заниматься таким тяжелым, ручным трудом. Изготовление камей на раковине одна из самых сложных в этом плане отраслей, каждая раковина имеет уникальные изгибы, слои, цвета и форму. Поскольку конечный результат во многом зависит от качества и формы раковины, а также от умения резчика, процесс вырезания камей на раковинах никогда не будет механизирован и никогда не будет двух одинаковых камей. Ценность камей определяется не только размерами и материалом, но, что не менее важно, мастерством резчика и трудом, который он вложил в создание той или иной камеи. Многие из них — действительно произведения искусства! В наше время это мастерство еще помнят в двух городах: Идар-Оберштайне (Германия), где на станках изготавливаются агатовые камеи, и Торре-дель-Греко (Италия), где по-прежнему вручную вырезаются камеи на раковинах.
Сегодня раковины, на которых вырезаются камеи, чаще всего добывают на Багамских островах и в других местах Карибского моря, а также в водах, омывающих Восточную Африку. Цвет камей варьируется в зависимости от разновидностей раковин. Например, камеи из раковин моллюска Cassis madagascariensis имеют белое изображение на темно-коричневом фоне, а в камеях из раковин моллюска Cypraecassis rufa чередуются слои светлого и темного оттенков красно-коричневого цвета. Чем ярче цветовой контраст, тем камея больше ценится. Раковины моллюска Lobatus gigas имеют розовые и белые слои, их малочисленность обусловлена редкостью самой раковины, т.к. раковина данного моллюска очень популярна среди коллекционеров из-за своей красоты. Неконтролируемый сбор моллюсков коллекционерами раковин создал угрозу для существования этого вида, в связи с чем, торговля раковинами этих моллюсков ограничена.
Итак, как же, происходит сам процесс преобразования раковины в произведение искусства.
Вначале с помощью небольшой циркулярной пилы с водяным охлаждением отпиливается та часть раковины, которая будет использована для резьбы камей. После того как на внутренней стороне этой части будут намечены контуры камей — чаще всего это круг или овал,— она разрезается на заготовки. Обычно из одной раковины можно сделать одну большую и две маленькие камеи. Опытный глаз видит, что́ может получиться из той или иной раковины и как ее разрезать. К примеру, три выступа на внешней стороне раковины могут навести на мысль о том, чтобы вырезать три фигурки.
Когда Вы отправитесь в Италию, посещайте фабрики, встречайтесь с настоящими мастерами. Вы увидите нечто, то, что становится все более редким в сегодняшнем гомогенизированном, дезинфицированном и глобализованном мире. Вы являетесь свидетелем истории, Вам позволили заглянуть в сокровенное, цените каждый миг прекрасного.
На каком камне вырезать камею
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Камеи, геммы, инталии. Древнее искусство ГЛИПТИКИ
Особенно выделяются своей красотой и изысканностью исполнения резные камни Древней Греции и Италии. Здесь зародился специфический выразительный язык глиптики, который соединил в миниатюрных произведениях красоту чистейших тонов минералов и виртуозную резьбу. То точную и графически завершенную, то мягкую и трепетную.
Глиптика — это искусство резьбы на цветных и драгоценных камнях.
Произведения глиптики называются «геммами». Различают геммы с врезанными изображениями (инталии) и с барельефными выпуклыми изображениями (камеи). Один из лучших знатоков глиптики, французский исследователь начала XX в. Э. Баблон заметил, что для изготовления большой камеи требовалось столько же времени, сколько для постройки целого собора. До конца IV века до н. э. древний мир знал лишь один вид гемм — инталии, дававшие на оттисках в мягкой глине или воске выпуклые зеркальные изображения. Только в зпоху эллинизма мастера глиптики, наряду с печатями-инталиями, начинают вырезать рельефные камеи. И если роскошные многоцветные камеи с их эффектным колоритом и пластикой являются памятниками своеобразной живописи в камне, то более скромные одноцветные инталии ближе графике. Инталия. Изображение императора Каракалла на аметисте.
Перстень с инталией
Гемма «Птолемей II». Национальная библиотека, Кабинет медалей (Париж).
Камея 1 века до н.э. Поликсена на могиле Ахиллеса.
Камея Птолемей II и Арсиноя, или знаменитая Камея Гонзага. III в. до н. э. 15,7 × 11,8 см. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж. Камея из трехслойного сардоникса, относящаяся к лучшим образцам античной глиптики. Согласно общепринятому мнению, является самой знаменитой камеей Эрмитажа. Происхождение: Поступила в 1814 г. из собрания Жозефины Богарне. До 1630 г. принадлежала мантуанским герцогам Гонзага; 1630—1648 гг. — хранилась в сокровищнице Габсбургов в Пражском Кремле; 1648—1689 гг. — была собственностью шведской королевы Христины; в 1689 г. поступила в собрание герцогов Одескальки; в 1794 г. ее приобрел для Ватикана папа Пий VI. В 1798 г. после взятия Рима войсками Наполеона I была увезена во Францию.
Камея Тиберия, или Большая камея Франции. 37 г. Вырезана в пятислойном сардониксе (Национальная библиотека Франции, Кабинет медалей, Париж). В центре Тиберий с Ливией, перед ними Германик в доспехах полководца и его мать Антония. В верхней части в сонме богов Август с жезлом в руке и другие умершие к тому времени члены императорской семьи.
Камея «Император Август».
Камея «Александр Македонский» Родиной камей считается Александрия, город, основанный в 332 г. до н.э. в устье Нила Александром Македонским. Отсюда происходят самые ранние, прославленные геммы древности: большая камея с портретами Птолемея II и Арсинои, хранящаяся в настоящее время в Петербурге, «Кубок Птолемея», хранящийся в Париже. Исполнили их греческие мастера при александрийском дворе Птолемеев.
Кубок Птолемея. Двуручная чаша из оникса или халцедона с резьбой по типу камеи. Хранится в Национальной Библиотеке (Кабинет медалей), Париж. Высота 8.4 см, диаметр 12.5 см
Кубок Птолемея (задняя часть)
Портлендская ваза известна в истории искусства как самое выдающееся из сохранившихся произведений античного художественного стекла. Представляет собой декоративный сосуд 25 см в высоту и 56 см в обхвате из двуслойного тёмно-синего и белого непрозрачного стекла, на котором методом резьбы исполнен рельеф с изображением семи фигур богов и смертных. Эта техника напоминает резьбу камей из многослойных поделочных камней. Предположительно изготовлена в Риме между 30 и 20 годами до н. э.
Современная техника изготовления гемм
Сегодня мастера резчики по камню изготавливают камеи из нефрита, халцедона, топаза и других цветных камней с изображениями птиц, зверей и т. д. Выполнение гемм на агатах и других твердых камнях требует большого мастерства и вкуса. Также особое мастерство нужно при изготовлении крупных резных каменных изделий.
Профессиональный резчик камей использует широкий набор самых разнообразных рабочих инструментов, в том числе и рабочие головки с алмазами. Каждый инструмент сделан специально для прорезания определенной линии или углубления, причем головки одного вида могут иметь различные размеры.
По сравнению с изготовлением обычных резных изделий резьба камей требует гораздо большей точности, поэтому и инструмент должен быть более мелким, и вал меньшего размера (12–14 мм), и нужно иметь увеличительные стекла для визуального контроля.
На шпинедель лучше устанавливать подшипники скольжения, которые дают меньшую вибрацию при вращении. На одном конце вала очень тщательно делают резьбу для навинчиванию небольшого зажимного патрона, а на другом устанавливают кожаный круглый ремень. Шпиндель устанавливают на высоте около 150 мм, которая удобна для воздействия головки на камень с необходимой точностью и усилием. Между глазами и обрабатываемым материалом помещают увеличительное стекло с регулятором или набор наголовных луп, которые устанавливают в разных комбинациях.
Огромное значение для работы имеет яркий свет.
Для гравирования камей, как правило, применяют следующий инструмент:
Некоторые инструменты используют в сочетании с порошком карбида кремния.
Изготавливать медные головки можно из шлифованной проволоки диаметром от двух до трех миллиметров. Из проволоки нарезают куски около 50–60 мм, которые затачивают на конус. Затем из медного прутка нарезают пластинки толщиной 3–5 мм и распиливают их кубики. В каждом кубике нужно просверлить или пробить отверстие и плотно забить в него заостренный конец стального стержня.
Медные кубики снимают и вместе со стержнями покрывают флюсом для пайки серебряным припоем. Стержни нагревают на древесном угле специальной горелкой и на острые концы наносят серебряный припой.
Затем стержень пинцетом вставляют в отверстие медного кубика и нагревают, чтобы припой расплавился. После того, как кубик остынет, инструмент зажимают в патроне и медный конец обтачивают до нужной формы напильником. Далее на медных головках закрепляют алмазный порошок крупностью от 180 до 500 мкм, смешанный с вазелином. Смесь порошка с вазелином наносят на плоскую пластину, вырезанную из агата. Используя другую такую же пластину, прокатывают головку инструмента между ними, прикладывая значительные усилия, чтобы зерна алмаза вдавились в медь. На головках других форм алмазые зерна закрепляют, прижимая их при вращении к агатовой пластине, покрытой смесью алмазного порошка и вазелина.
Приемы резьбы камей
Приемы резьбы камей на твердых камнях схожи с приемами при изготовлении камей на раковинах.
Некоторые камеи изготавливают с помощью ультразвуковых станков. Зеркальное рельефное изображение рисунка, прижатое к заготовке из камня, колеблется с частотой ультразвука. К месту их соприкосновения подается вода с частичками абразива. Ультразвуковое колебание торца инструмента с негативным изображением камеи превращается в быстрые движения частичек абразива, разрыхляющих поверхность камня.
Постоянно посупающая вода удаляет разрушенный материал. На камне получается идеально точный рисунок камеи, при этом воспроизводятся такие тончайшие детали, как пряди волос, складки кожи и т.д.
Многие художники и мастера работают над созданием моделей для высокохудожественных прекрасных гемм.
СОДЕРЖАНИЕ
Техника
Современные камеи можно создать, установив резной рельеф, например портрет, на фон контрастного цвета. Это называется собранной камеей. В качестве альтернативы камею можно вырезать традиционным, но гораздо более сложным способом, непосредственно из материала с цельными слоями или полосами, такого как (полосатый) агат или многослойное стекло, где разные слои имеют разные цвета.
Иногда для усиления этих цветов используются красители.
История
Сэр Уоллис Бадж утверждал, что существительное «камея», по всей видимости, происходит от слова «камео», которое в каббалистическом сленге используется для обозначения «магического квадрата», то есть своего рода талисмана, на котором вырезаны магические заклинания.
С тех пор эта техника переживала периодические возрождения, особенно в период раннего Возрождения и снова в 18 и 19 веках. Неоклассическое возрождение началось во Франции Наполеона поддержки «S из глиптики искусства, и даже его коронация корона была украшена камеей.
Римские стеклянные камеи
Камеи из ракушек
В середине 18 века исследования открыли новые разновидности раковин. Раковины шлемов ( Cassis tuberosa ) из Вест-Индии и ракушки королевы ( Eustrombus gigas ) из Багамских островов и Вест-Индии прибыли в Европу. Это привело к значительному увеличению количества вырезанных из ракушек камей. Ракушки очень хорошо режутся, но со временем их цвет тускнеет.
После 1850 года спрос на камеи вырос, так как они стали популярными сувенирами Гранд-тура среди среднего класса.
Камео сюжеты
Классически рисунки, вырезанные на камнях-камео, были либо сценами из греческой или римской мифологии, либо портретами правителей или важных сановников. В истории портретные камеи из агата часто были подарком королевской семьи своим подданным. Эти античные камеи, некоторым из которых более 2000 лет, выставлены либо в музеях, либо в частных коллекциях.
Известные исторические эпизоды
Современные камеи
Многие современные камеи вырезаны из слоистых агатов. Слои окрашиваются для создания ярких цветовых контрастов. Наиболее распространенные цвета, используемые для двухслойных камней: белый на черном, белый на синем и белый на красно-коричневом. Иногда изготавливают трехслойные камни. Цвета обычно черный на белом на черном. Слои полупрозрачные; это позволяет художнику создавать эффекты затенения, удаляя материал, чтобы позволить фоновому слою просвечивать. Таким образом можно добиться очень реалистичной и реалистичной фигуры. Например, истончение верхнего черного слоя на трехслойном камне меняет его цвет на оттенки коричневого. Удаление материала с белого слоя создает оттенки синего или серого в зависимости от цвета основы.
Резные камеи ультразвуковой машиной
Большинство современных камей из агата вырезано с помощью ультразвуковой мельницы. Это процесс, при котором можно очень быстро создать несколько копий мастер-дизайна, прижав мастер-штамп на агатовой заготовке-камее. Пленка из алмазной суспензии используется для облегчения резки, а матрица вибрирует в вертикальном направлении под действием ультразвука. Мастер часто вырезан вручную опытным художником-камео. В результате получилась камея с атласной текстурой поверхности, описанная Анной Миллер как «свежевыпавший снег» (FFS). Эта текстура и отсутствие каких-либо подрезов используются оценщиками в качестве маркеров, чтобы доказать, что камея изготовлена машинным способом.
Портретные камеи ручной работы
Эти камеи вырезаны вручную, обычно по фотографиям объекта. Тот факт, что обычно делается только одна копия, означает, что затраты на инструменты исключают процесс ультразвуковой резьбы.
В этой области работает очень мало людей, так как это одна из самых сложных задач для любого резчика по драгоценным камням. Чтобы создавать реалистичные портреты, необходимо сочетание высокоразвитых художественных способностей, ремесленных навыков и многолетнего опыта.
В наши дни довольно редко можно вырезать вручную предметы, отличные от портретов, в виде агатовых камей. Традиционные сюжеты классических сюжетов из мифологии или стандартное изображение юной леди, скорее всего, будут выполнены с помощью ультразвукового резного станка в виде ограниченной коллекции, обычно состоящей из 50–200 штук.