на каком канале идет киберспорт
Как киберспорт появился на телевидении
И почему это один из ключевых этапов его развития.
Это уже показывают по телевизору?
Да, киберспорт глупо отрицать. Его аудитория очень внушительна: трансляцию финальной игры турнира The International по Dota 2 смотрели 5,5 млн человек (если считать все платформы, в том числе телевизионные). Благодаря такому интересу призовой фонд турнира дорос до 20 млн долларов, а дальше будет только увеличиваться. Рекламодатели и спонсоры видят в трансляциях киберспорта огромный зрительский потенциал и готовы вкладывать еще больше. Неудивительно, что популярность киберспортивных трансляций привлекла общедоступное телевидение. В том числе и «Матч ТВ».
Кто первым показал киберспорт на ТВ?
Еще в начале нулевых турниры серии WCG (знаменитый чемпионат мира по компьютерным играм) шли по одному из главных корейских каналов, но тогда это не было на постоянной основе. Позже в регионе SEA, от Малайзии до Мьямны, появился специализированный киберспортивный телеканал eGG.
Одним из первых киберспорт стал показывать шведский канал TV6, который уже более пяти лет транслирует виртуальные соревнования. За это время было продемонстрировано более ста матчей серии Dreamhack (что-то вроде футбольной Лиги чемпионов), а также турниры по CS:GO и по Dota 2. Киберспорт на шведском ТВ вообще появился из-за проведения турнира в Стокгольме, который по условиям контракта надо было показывать по телевизору.
Хотя бы один известный канал показывает киберспорт?
Показывает, причем не один. В Германии киберспорт транслируют на канале SPORT1. ESPN начал экспериментировать с показа чемпионата по игре Call of Duty, отправив его в сетку третьего по значимости канала в холдинге. Теперь киберспортивные турниры закрепились на серьезных позициях и имеют постоянное место на ESPN2. Главный канал показывает лучшие моменты игр и готовится к трансляции The International – того самого турнира с призовым фондом в 20 млн долларов.
В России киберспорт раньше не показывали?
Как минимум, были попытки. Осенью 2015 года телеканал 2х2 показал финал чемпионата мира по League Of Legends.
В ноябре 2015 года начал вещание и сейчас доступен в форматах HD и SD телеканал GameShow TV. Там не крутят круглыми сутками турнирные матчи по CS:GO и Dota 2, а основная сетка вещания занята различными передачами.
На канале НТВ еще 14 лет назад пустили в эфир сюжет о турнире World Cyber Games 2002, в котором Россия выиграла две золотых медали и стала первой в командном зачете.
Любой киберспортивный турнир смотрят лучше, чем матч «Амкара» и «Томи»?
Не всегда, случались и провалы. Здесь важно не перестараться, иначе интерес быстро упадет. В такую ситуацию однажды попал чешский канал COOL, зачем-то показавший 84 матча второго сезона DreamLeague (турнир по Dota 2). В Англии, например, зрители как-то не вдохновились идеей сутками смотреть The International.
Многие каналы пока не рискуют транслировать киберспортивные турниры. Видимо, считая, что людям не очень нравится смотреть на то, как киберспортсмены рубятся в компьютерные игры. Интерес к матчам киберспортсменов велик прежде всего потому, что от просмотра этих игр можно набраться нужных знаний и мотивировать себя тем, что сам когда-нибудь выйдешь на эту арену в борьбе за миллионы долларов и славу.
Во второй половине октября в Москве пройдет турнир EPICENTER: Moscow по Counter-Strike: Global Offensive. Призовой фонд турнира составляет 500 тысяч долларов. Трансляция – 23 октября на каналах «Матч! Игра» и «Матч ТВ», а также – уже сейчас в разделе «Киберспорт» на нашем сайте.
Киберспорт на «Матч ТВ»: трансляции, спецэфиры и ток-шоу
«Матч ТВ» и киберспортивный холдинг ESforce объявляют о стратегическом партнерстве. Основная задача партнерства — вывод киберспорта в телевизионный эфир, чтобы новая спортивная дисциплина могла на равных конкурировать за зрителя с общепризнанными видами спорта.
Первым этапом сотрудничества «Матч ТВ» и холдинга ESforce, одной из крупнейших киберспортивных организаций в мире и лидера российского компьютерного спорта, стала совместная работа на международном киберспортивном турнире EPICENTER:Moscow по CS:GO — одном из главных событий года для многомиллионной аудитории киберспорта
«Матч ТВ» совместно с ESforce подготовит две программы о престижном международном турнире. Первая выйдет в прямой эфир в формате дайджеста после окончания турнира EPICENTER ночью 23 октября. Спикерами выступят представители холдинга ESforce, тема обсуждения — итоги турнира и разбор самых динамичных и ярких моментов.
Второй эфир — в ночь с 25 на 26 октября — пройдет в формате ток-шоу. Среди спикеров — приглашенные эксперты индустрии киберспорта, которые обсудят развитие, современные тенденции и перспективы компьютерного спорта.
Кроме того, запланированы прямые включения с финальных дней турнира в рамках программы «Все на матч», где зрители «Матч ТВ» смогут получить самые актуальные новости, комментарии экспертов и главных действующих лиц индустрии киберспорта.
23 октября в 18:00 на тематическом канале «Матч! Игра» смотрите прямую трансляцию финала турнира EPICENTER:Moscow.
Тематические материалы и видео о киберспорте — уже сейчас в специальном разделе на сайте «Матч ТВ».
Еще больше киберспорта на «Матч ТВ»
Генеральный продюсер «Матч ТВ» Тина Канделаки – о том, почему мы показываем киберспорт
Киберспортивный телеканал Game Show начал вещание в составе «Триколор ТВ»
Пробное вещание уже осуществляется на частоте телеканала «Промо ТВ» в круглосуточном режиме. Оно будет доступно на протяжении месяца. Помимо этого, часть спутникового вещания в режиме LIVE выведут на стриминговые платформы.
Первым крупным событием, который покажет телеканал, станет турнир по : Global Offensive под названием Global eSports Cup. Основной этап чемпионата начнется 4 февраля. Финал запланирован на 7 февраля. Призовой фонд соревнований составит 200 тысяч долларов. В турнире участвую команды из Франции, Украины, России, Дании и США.
«Наша команда долго готовилась к этому дню и теперь рада сообщить, что телеканал полноценно начинает свое вещание. Для нас, как для медийной платформы, это во всех смыслах огромный и смелый шаг вперёд. Решение стартовать в феврале было обусловлено простым принципом — все вернулись из отпусков в домашний уют. А мы будем его обеспечивать. Причем сделаем это для всех: и молодежи, и для людей старшего поколения», — отметила Наталья Чайковская, генеральный продюсер телеканала Game Show.
О запуске киберспортивного телеканала стало известно в сентябре 2015 года. Полноценный анонс состоялся лишь в ноябре. Тогда руководство Game Show объявило срок начала вещания — декабрь 2015 года. Однако этого так и не произошло.
По замыслу менеджмента эфирное время поделят на блоки: утренний, домашний, школьный, турниры, большой формат и Let’s Play. Создатели обещают простым языком рассказывать о происходящем в игровой и киберспортивной индустрии.
«Телеобозрение: киберспорт на телевидении»
А зачем это вообще нужно, кстати?
По-прежнему телевидение является главным рынком рекламы и имеет наибольший возрастной охват. Конечно, не стоит лишний раз напоминать о том, что интернет с каждым годом отхватывает у ТВ хороший кусок аудитории, но для киберспорта выход на эту площадку был бы отличным способом раскрутки и еще одним фактом признания в России.
Киберспорт впервые появился на корейском телевидении вместе с турниром WCG и местными лигами по StarCraft: Brood War, матчи которых какое-то время транслировались на корейском ТВ, а затем переместились на кабельные каналы. Позже подключился киберспортивный канал eGG Network, который работает в Юго-Восточной Азии с 2016 года — там транслируются киберспортивные матчи и игровые новости.
А сегодня как обстоят дела?
Киберспорт постепенно внедряют на телевидение, так как продюсеры видят растущую аудиторию трансляций. Это может принести хорошую прибыль за счёт рекламы, и такой поток денег никто не хочет упускать — но киберспорт приходит на ТВ неохотно.
В Европе и США крупные каналы — ESPN, SPORT1 и другие — с 2014 года охотно транслируют крупнейшие киберспортивные турниры: The International по Dota 2 и World Championship по League of Legends. Некоторые организаторы чемпионатов подписывают эксклюзивные контракты на трансляции финальных игр, например ELEAGUE Major по CS:GO в 2017 году.
Разумеется, телевизионные каналы не будут заниматься благотворительностью, поэтому трансляциям киберспортивных событий нужно быть выгодными. А это значит, что должна работать традиционная схема: их смотрят миллионы людей, а в паузах показывают проплаченную рекламу.
По итогам 2018 года Россия оказалась на третьем месте среди других стран мира по размеру аудитории киберспортивных мероприятий и трансляций. Об этом говорится в отчете компании NewZoo, которая занимается игровой и киберспортивной аналитикой (отчет есть в распоряжении РБК).
Общий размер аудитории киберспорта в мире оценивается в 394,6 млн человек. Цифра включает как тех, кто регулярно смотрит трансляции и посещает мероприятия, так и тех, кто делает это реже одного раза в месяц, но не реже раза в год — так называемых случайных зрителей. На первом месте по размеру аудитории киберспорта в мире по итогам прошлого года был Китай, где показатель составил почти 150 млн человек. Второе место занимали США более чем с 50 млн зрителей, третье — Россия с 22,3 млн человек.
Киберспорт все больше привлекает как зарубежных, так и отечественных спонсоров, готовых вкладывать большие суммы в этом направлении. Например, в мае 2019 года Yota запустила рекламу с цитатой «Смотреть киберспорт даже в лесу» на телевидении и городских щитах.
Что сегодня с трансляциями по ТВ в России?
Разумеется, финал The International не потеснит FIFA в сетке вещания того же первого канала еще ближайшие лет пять точно. Но, это до тех пор, пока популярность киберспорта не станет такой же, как и у футбола, а она растет в геометрической прогрессии.
Некоторые каналы экспериментируют с веткой вещания и разбавляют программу передач киберспортивными событиями — так, в 2015 канал 2×2 впервые показал финал World Championship, а в 2017 попробовал c турниром EPICENTER по CS:GO.
А компания Game Show и вовсе в декабре 2015 году привлекла инвестиции и реализовала проект профильного игрового и киберспортивного телеканала под своим брендом. Правда, чисто киберспортивным канал пробыл не долго. В январе 2018 года руководство телеканала объявило о проведении ребрендинга, сменив название на «Е», логотип и концепцию. Генеральный продюсер Наталья Чайковская пояснила, что перемены связаны с расширением тематики канала: «Помимо традиционных трансляций киберспортивных соревнований и программ о видеоиграх телеканал E будет развиваться в сторону гик-культуры. Зрителей ждут уникальные форматы, посвящённые комиксам, кинематографу, фантастике, высоким технологиям, а также освещение главных мероприятий индустрии»
Проще говоря, рынок аудитории киберспорта в России еще недостаточно велик, чтобы позволить выходить на самоокупаемость. По крайней мере, на долгое время.
Телеканал Game Show освещал соревнования Континентальной лиги и чемпионата мира по League of Legends, The International по Dota 2, российские и международные турниры по FIFA 17 и крупные состязания по другим киберспортивным дисциплинам. Программная сетка канала насчитывает более 20 разножанровых проектов. В ноябре 2016-го телеканал Game Show стал лауреатом национальной премии «Страна» в номинации «Открытие года», а в феврале 2017-го удостоился национальной премии «Большая Цифра».
Тина Канделаки, генеральный продюсер центрального спортивного канала МАТЧ ТВ, еще в 2015 году заявила в интервью gazeta.ru, что хочет увеличить аудиторию канала с помощью киберспорта. До этого в программе «Все на матч» периодически были сюжеты о киберспорте, но редко.
По её словам, трансляциями заниматься невыгодно: конкурировать с сервисом Twitch.TV сложно, поскольку там все материалы можно смотреть бесплатно. Помимо многочисленных дисциплин, пользователям Twitch доступен платный интерактив, который реализовать в рамках телевидения сложнее, дословно: «Как это показывать по телевизору — мы не знаем. Конечно, мы за этим тоже следим. И, соответственно, будем показывать»
Дело в том, что оставшаяся часть аудитории телевидения сейчас — люди, в основном не знакомые с компьютерными играми. По данным Media Scope 2019 года, основные потребители ТВ-контента — зрители от 35 лет. Возраст аудитории, уже приобщенной к киберспорту, 15-35 лет, поэтому тем, кто старше придется знакомиться с новым видом спорта. В формате ТВ очень сложно донести до зрителя суть игры. А все популярные игры очень сложны для понимания тех, кто сам не играет. На то, чтобы объяснить незнающему человеку смысл киберспорта, потребуется минимум пять или шесть предложений, но за это время он уже переключит канал на что-то знакомое, потому что люди смотрят телевизор для отдыха.
Однако, в октябре 2016 года «Матч ТВ» и киберспортивный холдинг ESforce объявляют о стратегическом партнерстве. Основная задача партнерства — вывод киберспорта в телевизионный эфир, чтобы новая спортивная дисциплина могла на равных конкурировать за зрителя с общепризнанными видами спорта.
Начать решили с трансляции киберспортивного турнира EPICENTER: Moscow по CS:GO: финала чемпионата, дайджеста после окончания EPICENTER ночью 23 октября и ток-шоу в ночь с 25 на 26 октября. Среди спикеров — приглашенные эксперты индустрии киберспорта, которые обсудили развитие, современные тенденции и перспективы компьютерного спорта.
Кроме того, велись прямые включения с финальных дней турнира в рамках программы «Все на матч», где зрители могли получить самые актуальные новости, комментарии экспертов и главных действующих лиц индустрии. Тогда же, на сайте Матч ТВ появился тематический раздел о киберспорте.
Был хороший отклик от аудитории и Канделаки незамедлительно прокомментировала:
«Программа о киберспорте «Реальный спорт», вышедшая в эфир 25 октября в достаточное позднее время — 23:50, продемонстрировала долю 4,7% по России в самой востребованной у рекламодателей аудитории «М 18-24». А по Москве в этой же возрастной группе доля составила феноменальные 16,1%. Мы видим огромный потенциал киберспорта. Особенно благодаря тому, что привлекаем к просмотру канала молодую активную аудиторию, которая почти отказалась от просмотра телевидения»
Неплохо прошла трансляция Supermajor по Dota2 в июне 2018 года. Да, у них были проблемы в первый день, но этот турнир показал разницу между киберспортом на ТВ и киберспортом на Твиче в пользу ТВ. Тогда, на высоте оказались и оформление, и каст аналитиков. А если хорошей студией киберспортивного зрителя уже не удивишь, то синхронный перевод послематчевых интервью и работа камер МатчТВ показали лучший уровень любой трансляции в Интернете.
Кстати, это число могло быть и больше, но официально посмотреть трансляцию можно было только на территории России, а в киберспорте не зря выделяют именно СНГ-аудиторию.
От других эфиров «Матч ТВ» игровые трансляции, конечно, отличаются. Например, изменилось время в кадре — привычные перебивки и паузы в киберспорте почти всегда заменяет студия аналитики. Намного больше времени пришлось потратить и на подготовку, в доте правила меняются чуть ли не с каждым обновлением. Особенно после выхода версии 7.00.
Спортивные СМИ на своих сайтах открывают киберспортивные разделы, где публикуются тематические новости и статьи. А также в скором времени появится телеканал о киберспорте GINX Esports TV. Телевизионная компания «Медиа Альянс» и телесеть GINX Esports TV пришли к соглашению о сотрудничестве, в рамках которого «Медиа Альянс» будет отвечать за создание версии канала GINX Esports TV в России. Об этом сообщается в поступившем «Известиям» пресс-релизе 29 января 2019 года.
Важно не отмахиваться от огромной аудитории любителей соревновательных видеоигр, а дать ей зеленый свет, принять в спортивную семью системно.
Киберспорт и телевидение
Не так давно на российском телевидении был показан получасовой сюжет о компьютерном спорте: после многократных переносов федеральный канал МатчТВ все же показал получасовую программу Точка. Спортсмены — Киборги. Антон Альхимович и его команда затратили огромное количество времени и сил, чтобы показать обычному телезрителю реалии, не понаслышке знакомые каждому поклоннику киберспорта. Мы вспомнили, как компьютерный спорт проникал на телевидение и чего нам ждать, сидя перед телевизоров в 2016 году.
Перед каждым The International мы уже привыкли видеть многочисленные анонсы трансляций турнира на телевидении: во многом этому способствует лояльная политика Valve к правам на показ соревнований по Dota 2 и CS:GO, но есть и множество других факторов.
Одним из первопроходцев стал шведский канал TV6: ребята ежегодно показывают соревнования серии Dreamhack в Стокгольме, а также турниры серии Major по CS:GO и The International по Dota 2. Так, турнир DreamLeague был вынужден менять формат под телевизионный, хотя в рамках остальных турниров шведы умело подстраивают сетку сами.
Впрочем, нужно отметить, что в целом западные каналы начинают ценить киберспорт, и это уже большой плюс. В это же время на Востоке трансляция игр на телевидении уже не в новинку: еще турниры серии WCG в начале нулевых показывали по одному из главных корейских каналов, любят компьютерный спорт и китайские телевизионщики. Болеет киберспортом и весь регион SEA, от Малайзии до Мьямны: не так давно мы уже сообщали о том, что скоро в сетке появится киберспортивный телеканал eGG. Крупнейший кабельный оператор Юго-Восточной Азии Astro Media просто не смог вместить столь быстро растущее количество контента в киберспорте на основные каналы. Есть мысли, что этим же путем скоро пойдут, к примеру, те же ESPN.
А что у нас? В то время как тот самый шведский TV6 за последние пять лет показал более ста киберспортивных матчей, у нас киберспорт был продемонстрирован. только однажды. Осенью прошлого года телеканал 2х2 показал финал чемпионата мира по League Of Legends.
В сетке же вещания федеральных телеканалов киберспорт пока появляется на считанные минуты. Первопроходцами еще четырнадцать лет назад стали авторы популярной программы Намедни на НТВ, которые тогда решились пустить в эфир сюжет о турнире World Cyber Games 2002, в котором Россия выиграла две золотых медали и стала первой в командном зачете. Тогда Артему Лошаку и его команде удалось обойти стороной стереотипы и достаточно объективно рассмотреть такое молодое и непонятное явление.
Увы, но пока подобную планку побить так и не удалось. Качественный сюжет, в котором основное внимание приковано к компьютерному спорту, а не к глупым стереотипам общества, так и остался скорее исключением из правил, а сами журналисты то ли от спешки, то ли от пренебрежения, даже в минутных роликах умудряются делать глупые ошибки в названиях команд и забывать о факт-чекинге. Следующие 10-12 лет
Даже если выглядит картинка приемлимо, простые поклонники киберспорта чаще всего разочарованы: в качестве киберспортивных экспертов зачастую приглашаются малоизвестные игроки и специалисты, да и игры порой в материалах не самые киберспортивные: ту же Dota 2 у нас упоминали едва ли не реже, чем Point Blank или World Of Tanks.
Удивительно то, что на фоне тотальной расхлябанности федеральных журналистов менее известные каналы действительно детально изучают тему, беседуют перед эфиром со специалистами и делают сюжеты интересными не только обществу, но и внутрикиберспортивной тусовке. Хорошим примером можно назвать сюжет Москва 24 о турнире EPICENTER, который прошел в мае в Москве.
Пожалуй, именно это событие вкупе с признанием киберспорта официальным видом спорта в России и должно подхлестнуть телевизионщиков выходить на новый уровень: больше времени уделять сюжетам про киберспорт, хотя бы изредка проводить трансляции престижных мировых чемпионатов (благо, часовые пояса и отсутствие эксклюзивных прав это позволяют).