на каком кладбище похоронены дятловцы в екатеринбурге
Вакантная могила. Как никогда не ходивший в походы Виктор Никитин попал в мемориальный комплекс «группы Дятлова». ФОТО
Проливаем свет на одну из загадок главной тайны XX века.
Одна из загадок, связанных с гибелью группы Дятлова, таится в мемориале на Михайловском кладбище Екатеринбурга.
Известно, что Юрий Кривонищенко и самый старший участник похода, инструктор Коуровской турбазы Семен Золотарев, похоронены на Ивановском кладбище. Остальные семеро – на Михайловском кладбище рядом друг с другом. Там же установлен мемориал всей группе и чуть в стороне, под деревом, похоронен десятый участник похода, сошедший с дистанции и доживший до апреля 2013 года Юрий Юдин.
Мемориальный комплекс на Михайловском кладбище.
Однако приходящие к мемориалу горожане и гости города теряются в догадках. На братской могиле восемь надгробных плит, среди них некий Никитин Виктор Алексеевич. Известно, что его не было в группе Дятлова, его портрет не висит на мемориале, почему же он похоронен среди ребят? Информация об этом есть в архивах УПИ.
Могила Никитина находится в самом центре захоронения.
Витя Никитин никоим образом к дятловцам не относится. Он был сиротой из Казахстана, учился в УПИ и вел маргинальный образ жизни. Скончался в марте 1959 года от воспаления легких, начавшегося после ножевого ранения, которой Никитин получил в драке на вокзале. Как же он оказался среди дятловцев?
Все участники похода (кроме Золотарева) учились в УПИ. И после их гибели институт выделил участок земли на Михайловском кладбище для захоронения. Родственники Юры Кривонищенко отказались от участка и похоронили парня на Ивановском кладбище. Там же город выделил землю и для Золотарева (вуз не мог хоронить посторонних на своей земле).
Юрия Дорошенко и Зинаиду Колмогорову, чьи трупы были найдены первыми, похоронили на Михайловском кладбище 9 мая 1959 года. 10 марта там же похоронили Игоря Дятлова и Рустема Слободина, а на Ивановском кладбище – Юрия Кривонищенко. Людмилу Дубинину, Александра Колеватова и Николая Тибо-Бриньоля похоронили на Михайловском кладбище 12 мая.
В 1959 году обком КПСС не планировал установку мемориала на Михайловском кладбище. Поэтому, когда родственники Кривонищенко отказались от похорон на Михайловском кладбище, могила оказалась вакантной. В марте, когда скончался Никитин, трупы четверых членов группы Дятлова не были найдены и формально их нельзя было считать умершими и резервировать конкретно для них могилы. Поэтому Никитина и похоронили на этом же участке. Его могила находится абсолютно логично посередине между первыми, найденными в феврале, и вторыми, найденными в мае. В архиве УПИ сохранились приказы об отчислении студентов «в связи со смертью». Колмогорова, Дорошенко и Дятлов отчислены 1 марта, Никитин – 1 апреля, Дубинина и Колеватов – в мае. Остальные ребята были выпускниками.
Тогда даже никто не мог предположить, что захоронение дятловцев станет культовым. Мемориал появился в 60-х годах, и на нем нет овала Никитина, зато есть Кривонищенко и Золотарев, похороненные на Ивановском кладбище. В 2013 году на нем же появился овал Юрия Юдина. Новые надгробные камни на Михайловском кладбище появились в 2000-х годах. Чтобы не перезахоранивать останки Никитина, но в то же время его могила не выбивалась из общей композиции, ему тоже установили мраморный памятник, составляющий единый ансамбль.
Могила Юдина находится сбоку от мемориала под деревом.
Он умер в 2013 году и завещал похоронить себя с друзьями.
Если вы знаете что-то еще об этой истории, пишите в комментариях в наших пабликах в Facebook и ВКонтакте.
Михайловское кладбище: мемориал в честь группы Дятлова
Погибшие в 1959 году при загадочных обстоятельствах туристы похоронены в Екатеринбурге на двух разных кладбищах.
Всем известна печальная история группы Игоря Дятлова. В феврале 1959 года молодые люди погибли при невыясненных обстоятельствах во время турпохода. Какой-либо единой версии того, что же произошло тогда, нет до сих пор. Хотя теорий выдвигалось множество. От правдоподобных вроде схода лавины или ссоры между ребятами до конспирологических — ракетных испытаний, падения метеорита — или совсем фантастических: вторжения инопланетян и нападения снежного человека. Место гибели группы с тех пор называется Перевалом Дятлова.
При этом мало кто знает о существовании братской могилы «дятловцев» и мемориала в их честь на Михайловском кладбище. Отчасти из-за того, что трагическую историю тогда попытались замять. Родителям погибших предлагали похоронить их в Ивделе, но они настояли на том, чтобы проститься в Свердловске, и за свой счёт установили памятник.
Михайловское кладбище — второе после Ивановского старейшее кладбище города, находится в районе Втузгородка. Оно обнесено приметным бетонным забором, главный вход — со стороны улицы Блюхера. Здесь расположен колумбарий.
Схема Михайловского кладбища: могила дятловцев и памятник находятся в секторе 17. На плане не отмечены, в отличие от других мемориальных захоронений.
Кладбище открылось в 1865 году, а в 1960 году было закрыто, но свежие могилы можно встретить и сейчас — хоронят рядом с родственниками. Больше всего советских могил, попадаются и дореволюционные. Большинство памятников покосившиеся, неухоженные, тропинок мало. Не чета европейским кладбищам-паркам.
Храм Всех Святых (1886-1890). Церковь довольно скромная, но интересна тем, что расписывали её под руководством самого Васнецова. В советские времена в ней была похоронная цветочная лавка. После восстановления в 1990 году при церковном дворе построили крестильный храм и часовню, организовали церковно-приходскую школу и отдел милосердия.
У церкви стоит скульптурное изображение Архангела Михаила, и его же маленькая золотая фигурка украшает вход в крестильный храм. Кладбище притом названо Михайловским не в его честь, а по фамилии главного мецената — купца Фёдора Михайлова.
Как и положено, на Михайловском кладбище есть собственный воинский мемориал. В военные годы в Свердловске было много военных госпиталей, и здесь хоронили умерших в них солдат. В 1981 году был построен новый мемориал на Широкой речке, и останки перенесли туда, но и здесь продолжают хоронить ветеранов Великой Отечественной.
В 2008 году здесь открыли мемориал чехословацким легионерам. В Екатеринбурге самый крупный чехословацкий воинский некрополь в России.
Кладбищу целых полтора века, поэтому здесь много старинных надгробий. Надгробия XIX века подписаны вот таким затейливым шрифтом. Написано по-русски, но прочитать невозможно.
А вот и сам обелиск в честь группы Дятлова. Он стоит у противоположной от входа границы кладбища, его видно из-за забора со стороны улицы Гагарина, можно зайти оттуда через калитку. Ходит легенда, что водители трамваев, проезжая мимо, на несколько секунд останавливаются напротив мемориала в память о погибших.
Здесь указаны имена всех девяти погибших, но Золотарёв и Кривонищенко похоронены отдельно, на Ивановском кладбище. В конце статьи мы покажем их могилы. Единственный выживший участник Юрий Юдин, который сошёл с маршрута из-за больной ноги, после смерти в 2013 году был похоронен здесь же.
Золотарёв был самым загадочным участником группы: присоединился к ребятам в последний момент, был намного старше их всех и представлялся Сашей, хотя по документам значился как Семён Алексеевич. Он был родом с Кубани, здесь его почти никто не знал, потому, наверное, и фамилия написана с ошибкой, и отчество указали самое распространённое — Иванович.
Сами могилы здесь же. Их восемь, а не семь: вместе с группой Дятлова похоронили студента Никитина, который умер от пневмонии. Говорят, собирались здесь же похоронить и другого студента, убитого в драке — настолько не желали придавать большого значения этой трагедии.
На обелиске эмблемы «Турист СССР» и УПИ. Вероятней, тогда просто не выделяли дятловцев в отдельную группу. Они были в первую очередь погибшими студентами УПИ, а всех УПИйцев хоронили на Михайловском.
Могила руководителя группы Игоря Дятлова — крайняя справа. Остальные надгробия выполнены в той же манере. Им нужна реставрация, фамилии уже плохо читаются.
Эта трагическая история уже вряд ли когда-нибудь будет разгадана. Остается только почтить память погибших туристов.
Общий вид мемориала. На обелиске выгравирована надпись: «Вечная память туристам Уральского политехнического института, трагически погибшим на Северном Урале 2 февраля 1959 г».
Могила дятловцев и мемориал на Михайловском кладбище на карте Екатеринбурга.
Могилы Кривонищенко и Золотарёва на Ивановском кладбище находятся в секторе 7, рядом друг с другом. Чтобы их найти, от ворот кладбища нужно свернуть сразу направо и пройти немного вдоль забора.
Если не ударяться в конспирологию, почему их похоронили отдельно, а посмотреть на факты, то вот что получается. У Кривонищенко были уважаемые родители. Они жили в доме Уралэнергостроя на Московской, 29, и Юра ходил в школу №1. Его похоронили просто ближе к дому.
Золотарёв же не был студентом и никакого отношения к УПИ не имел ни в прошлом, ни в настоящем. С учётом того, что вместе с туристами похоронили другого студента УПИ, здесь тоже прослеживается логика. Человек родом не отсюда, родственных могил нет, но и на кладбище УПИ хоронить нет причины, потому и захоронили здесь.
Могилы дятловцев Кривонищенко и Золотарёва на Ивановском кладбище — карта.
Могилы жертв перевала Дятлова
В начале 2019 года Генпрокуратура вновь открыла дело о гибели тургруппы Игоря Дятлова, отправившейся в 1959 году в лыжный поход в Северному Уралу. Поднимать дело шестидесятилетней давности было решено из-за того, что в течение последних нескольких лет вокруг него в очередной раз возник конспирологический ажиотаж на фоне выхода мистического хоррор-фильма Ренни Харлина «Тайна перевала Дятлова». Средства массовой информации в погоне за сенсационностью подхватили эстафету и стали изобретать все новые и новые «открытия» и «шокирующие подробности», чем, помимо прочего, доставили дополнительное беспокойство родственникам погибших. Так или иначе, к середине 2020 года Генпрокуратура заявила, что готова поставить точку в этом вопросе – его итогам и посвящен наш материал.
Гибель тургруппы Дятлова
В январе 1959 года опытная туристическая группа под руководством Игоря Дятлова в составе девяти человек отправилась в многодневный лыжный поход по северу Свердловской области. Их целью было восхождение на вершины Отортен и Ойка-Чакур, и поход по тогдашней классификации имел наивысшую категорию сложности. Группа долго не возвращалась, и 22 февраля начались поисковые работы, завершившиеся вскоре: поисковики обнаружили тела всех туристов. Однако когда за дело взялись следователи, они заметили ряд странных особенностей в расположении тел и в характере полученных ими травм, что первоначально дало основания полагать, что смерти были насильственными. В течение нескольких месяцев следствие рассматривало несколько версий: несчастный случай, нападение местного коренного населения (манси), нападение беглых заключенных из ближайших мест лишения свободы, ссора между самими туристами, в которой они нанесли друг другу травмы и испортили снаряжение, что привело к обморожению и т.д. В конечном итоге ни одна из гипотез не получила решающих доказательств в свою пользу, дело закрыли, а основной осталась версия о несчастном случае – иными словами, предложено было считать, что туристы погибли от лавины.
Похороны
Обнаруженные поисковиками тела транспортировали на судмедэкспертизу в Ивдель. По окончании экспертизы с семьями покойных связались из Свердловского обкома КПСС и предложили похоронить туристов в Ивделе, в братской могиле с установкой обелиска. Родственники отказались, и в результате жертвы трагедии оказались погребены на Михайловском кладбище и Ивановском кладбище Свердловска (Екатеринбурга), где и покоятся по сей день. 9-10 марта 1959 года на Михайловском кладбище похоронили Колмогорову, Дятлова, Слободина и Дорошенко, а на Ивановском кладбище — Кривонищенко. Еще четверых туристов отыскали два месяца спустя, в начале мая. 12 мая 1959 года Дубинину, Колеватова и Тибо-Бриньоля похоронили рядом с их товарищами на Михайловском кладбище, а Золотарёва погребли на Ивановском кладбище, рядом с Кривонищенко. Впоследствии на Михайловском кладбище был сооружен обелиск, на котором размещены фотографии и имена всех девятерых жертв трагедии, хотя и погребены непосредственно на этом кладбище только семеро из них.
Могилы Колмогоровой, Дятлова, Слободина и Дорошенко, Дубининой, Колеватова и Тибо-Бриньоля на Михайловском кладбище. Восьмая могила принадлежит Никитину, который умер от пневмонии, – его погребли рядом с группой Дятлова, поскольку он тоже был студентом УПИ. Источник: сайт ural-n.ru.
Также стоит отметить, что изначально в группе Дятлова было 10 человек, однако один из них, Юрий Юдин, выбыл в самом начале по болезни. В итоге он единственным из всей группы остался в живых и принимал участие в опознании тел и личных вещей покойных. Умер Юдин своей смертью в апреле 2013 года и, согласно завещанию, был погребен на Михайловском кладбище неподалеку от своих товарищей.
Могилы Кривонищенко и Золотарёва на Ивановском кладбище находятся в секторе 7, рядом друг с другом. Над могилой Кривонищенко стоит стела, на которой, точно так же, как и на обелиске группы на Михайловском, содержатся эмблемы «Турист СССР» и «УПИ».
Эксплуатация трагедии
Увы, загадочных обстоятельств в этой истории оказалось достаточно, чтобы породить множество сенсационных теорий – справедливости ради отметим, что и сами следователи немало поспособствовали этому, выдвинув ряд довольно смелых гипотез. Родственников погибших итоговая версия следствия также не устраивала: из-за того, как общались с ними следователи, из-за того, что те явно стремились закрыть дело как можно скорее, а также из-за того, что следователи не могли внятно объяснить родственникам погибших, откуда на телах туристов не связанные напрямую с лавиной раны (ожоги у Кривонищенко Г. А., черепно-мозговая травма у Слободина Р. В.), родственники требовали продолжения расследования, однако в советское время ничего не добились.
Мертвых похоронили, и на долгое время эта история стала просто одной из многих трагедий о неудачных туристических походах. Все изменилось после крушения СССР, когда СМИ начали активно спекулировать любыми загадочными событиями из прошлого с целью эпатировать публику – эта судьба постигла и историю группы Дятлова. Ввиду множества недообъясненных фактов этого дела и множества недосказанностей, история о перевале Дятлова стала очень популярной – настолько, что к началу двадцать первого века вокруг трагедии возник целый бизнес, включающий лыжные походы на место гибели группы. Таким образом, для туристических организаций Перевал Дятлова стал своего рода небольшим Бермудским Треугольником.
Популярность этой истории стала столь широка, что в 2013 в США был снят мистический хоррор-фильм «Тайна перевала Дятлова». В этом фильме не было попытки поддержать одну из криминальных версий трагедии – его сюжет был подчеркнуто фантастическим и оторванным от реальности, однако само по себе его существование поспособствовало очередному всплеску интереса к данной теме. В конечном итоге, желая поставить точку в этом вопросе, родственники погибших туристов обратились в Генпрокуратуру и попросили вновь открыть дело. К середине 2020 года Генпрокуратура по собственному заявлению эту точку поставила: туристы погибли в результате схода лавины, все механические повреждения на их телах – воздействие масс снега, сотни килограммов которого давили на них в течение нескольких месяцев, что продолжались поиски тел. Разумеется, не следует рассчитывать, будто такой ответ приведет к отмиранию конспирологических теорий.
Память
Известный сегодня многим топоним «Перевал Дятлова» – это, в действительности, не то место, где погибли туристы (они погибли на склоне горы Холатчахль), а место неподалеку, названное в честь погибших впоследствии. В 1963 на каменном останце близ перевала Дятлова туристической экспедицией была установлена мемориальная доска. В 1989 году там установлена ещё одна мемориальная доска. Наконец, уже в 2012 году на этом же останце расположили три пластины с изображениями посвященных группе Дятлова журнальных публикаций.
Также в память о происшествии в 1970 году был снят короткометражный фильм-реквием – его создала любительская киностудия одного из Челябинских институтов. В 1972 эта короткометражка взяла третий приз на Всесоюзном смотре самодеятельного киноискусства.
Возможно, вам будет интересно:
В том, как были организованы и проходили похороны погибших дятловцев, есть определенные странности и загадки. В некоторой степени я здесь буду опираться на информацию, изложенную в соответствующей статье в Википедии. Итак, Википедия:
По свидетельству сестры Александра Колеватова, Риммы, партийные работники Свердловского обкома КПСС и сотрудники УПИ предлагали хоронить погибших в Ивделе, в братской могиле с установкой обелиска. При этом разговоры проводились с родителями каждого туриста по отдельности, на просьбу решить вопрос на общем собрании последовал отказ.
Задача обкома в этой ситуации была простой и незатейливой — данные слухи побыстрее приглушить и поставить в этом деле большую точку. Похороны дятловцев в Свердловске могли вызвать повышенный интерес горожан. А лишний ажиотаж здесь совсем не нужен. Провести похороны в скромном Ивделе — значит, наполовину решить важную идеологическую задачу. Подчеркнем это слово: идеологическую.
Однако родители, однако близкие погибших, которые высказались против подобного варианта. И что родители? Ведь нет таких крепостей, которые не могли бы взять большевики, верно? Если бы в обкоме партии однозначно решили не хоронить дятловцев в Свердловске, то, смею вас заверить, так бы и произошло. Нашли бы ключик к любому из родственников. Да что там ключик. Просто сказало бы каждому: «Так надо». На этом дискуссия и закончилась бы.
Снова читаем Википедию:
Настойчивая позиция родителей и поддержка секретаря обкома КПСС В. А. Куроедова позволили организовать похороны в Свердловске.
Кто такой Куроедов Владимир Александрович? Секретарь обкома КПСС, отвечавший за идеологию, то есть, третий во властной иерархии Свердловской области. Вопрос на засыпку, почему Владимир Саныч занял такую позицию? Испугался решительности родственников (однозначно: нет)? Решил, что так будет меньше негативного общественного резонанса (тоже нет, резонанс при подобном варианте, конечно, был более значительный)? Тогда что? Не ясно до сих пор, но, по моему разумению, шла какая-то тонкая игра. Вообще о Владимире Александровиче мы еще поговорим подробнее, это очень интересная фигура и заслуживает отдельной публикации.
Теперь давайте посмотрим, как проходили сами похороны. И снова нам в помощь Википедия:
Первые похороны прошли 9 марта 1959 года при большом скоплении народа. В этот день на Михайловском кладбище похоронили Колмогорову и Дорошенко, а на Ивановском кладбище — Кривонищенко. Дятлова и Слободина похоронили на Михайловском кладбище 10 марта.
Почему именно так? Зачем понадобилось предание земле первой группы дятловцев разбивать не только на два кладбища, но и на два дня? Таким образом наоборот усиливался общественный интерес к происшедшему. Гораздо логичнее было бы вместить все в один день. 9 марта 1959 года мы видим достаточно большую похоронную процессию на улицах Свердловска. Однако и на следующий же день какое-то дополнительное количество людей стало участниками траурного мероприятия.
Замечу, что и похороны второй группы дятловцев тоже вызывают некоторые вопросы. Тут я пока хочу остановиться, сделать паузу. Хотя меня уже критиковали за подобную манеру изложения в сети. Тем не менее. Постараюсь не затягивать публикацию второй части. Да, и я помню про обещание закончить материал о Семене Золотареве-полиглоте. Скоро.
Не люблю хвастаться, но, кажется, я обнаружил в этой истории нечто просто сенсационное.
Юрий Комягин: Почему дятловцев разъединили после смерти? (2)
Подытожим то, о чем говорилось в первой части этой публикации (см. https://jurikan.livejournal.com/244197.html). Произошла трагедия. Девять туристов не вернулись из похода. В результате поисков были обнаружены первые пять тел. Родители погибших решили, что группа будет похоронена вместе на одном кладбище Свердловска. И это, несмотря на противодействие партийных властей, которые хотели побыстрее замять неприятную (для них) историю и уверенно двигаться дальше в светлое будущее. Однако дальше произошло нечто не совсем понятное. Родители Георгия Кривонищенко внезапно отказались от общей договоренности и похоронили своего сына на старом Ивановском кладбище, в то время, как четверо других дятловцев были похоронены на Михайловском кладбище областного центра.
Но еще более странное событие случилось дальше. В мае 59-го была найдена оставшаяся четверка. Троих дятловцев хоронят вместе с остальными, а Семена Золотарева. почему-то рядом с Кривонищенко. Почему? Внятного ответа на этот вопрос нет до сих пор. И принимавший данное решение (кто?) из каких помыслов исходил? Уже основная волна разговоров о гибели туристов схлынула. Своеобразный мемориал на Михайловском кладбище появился. Что бы изменилось (с точки зрения властей), если бы там были похоронены не семеро дятловцев, а восемь? Ничего.
Тем не менее Семен Золотарев оказался рядом с Кривонищенко. Это непонятно даже с точки зрения новомодного нынче словечка «логистика». Вторые похороны туристов тоже раздвоились и, значит, принесли больше хлопот их организаторам. Зачем им это было нужно? Безусловно удивляет и тот факт, что в кладбищенских списках фамилии Золотарева не оказалось. А это как?
Теперь вернемся к Кривонищенко. Выяснилось, что какой-либо внятной причины хоронить Георгия отдельно на Ивановском кладбище (например, наличие там других родственников) у его родителей не было. Тогда что? Вот что (как мне представляется). Кто-то очень авторитетный очень убедительно попросил Кривонищенко-старших поступить именно таким образом.
Теперь зададимся следующим вопросом: а зачем. авторитетному. или, скажем, обладающему возможностями человеку это было нужно? Ответ здесь только один. Для того, чтобы рядом с Криво похоронить Семена Золотарева (или человека, скрывавшегося под этим именем). Для того, чтобы отъединить Золотарева от остальной группы. Кому-то понадобилось немного замаскировать Семена Алексеевича после смерти. Хоронить его одного отдельно от остальных дятловцев. возможно, могло бы вызвать какие-то ненужные кривотолки: почему так? А в нашем варианте получается, что все же два участника похода похоронены рядом. Ну, мало ли, может, они были раньше знакомы, может, мать Семена так попросила.
И снова мы возвращаемся к Семену Золотареву — самому таинственному участнику дятловского похода. Кое-какая новая (и сенсационная) информация о нем появилась. Мой комментарий — в следующих публикациях.