на каком корабле колумб открыл америку
Открытие Америки экспедицией Христофора Колумба
520 лет назад, 12 октября 1492 года, знаменитый европейский мореплаватель и картограф Христофор Колумб высадился в Новом Свете. В этот день экспедиция Христофора Колумба достигла острова Сан-Сальвадор (San Salvador) в Багамском архипелаге, что впоследствии было принято считать официальной датой открытия Америки.
Экспедиция Колумба началась 3 августа 1492 года, когда корабли «Санта-Мария», «Пинта» и «Нинья» вышли из бухты испанского города Палос-де-ла-Фронтера (Palos de la Frontera). 16 сентября 1492 года на пути экспедиции стали появляться пучки зеленых водорослей. Через это водное пространство корабли шли три недели. Так было открыто Саргассово море.
7 октября 1492 года по требованию команды, полагающей, что флотилия прошла мимо Японии, не заметив ее островов, корабли изменили курс на запад-юго-запад.
15 марта 1493 года Колумб на «Нинье» вернулся в Испанию. С собой он привез туземцев (которых в Европе называли индейцами), немного золота, невиданные ранее в Европе растения (кукурузу, картофель, табак), плоды и перья птиц. Фердинанд II Арагонский и Изабелла Кастильская оказали Колумбу торжественный прием.
В дальнейшем Христофор Колумб совершил еще три экспедиции, в результате которых были открыты острова Доминика, Гваделупа, Пуэрто-Рико, Ямайка, а также земли Гондураса, Никарагуа и Коста-Рики.
Спустя шесть лет после того, как в 1497 году другой легендарный первопроходец Васко да Гама действительно открыл Индию, выяснилось, что Колумб достиг берегов Нового Света. Это позже подтвердила экспедиция Америго Веспуччи. Имя Колумба носят одноименный округ Колумбия в США, города Коламбус, Колумбия и Колон, латиноамериканское государство Колумбия.
12 октября американцы отмечают высадку в Новом Свете мореплавателя Христофора Колумба.
Большинство стран американского континента отмечает именно эту дату, но в Соединенных Штатах праздник открытия Америки приходится на второй понедельник октября (учрежден в 1937 году президентом Франклином Рузвельтом). Главные торжества проходят в Нью-Йорке, где каждый год организуется грандиозное шествие. Историческое событие открытия Америки в Нью-Йорке увековечено монументом в «сердце» Манхэттена на Коламбус-серкл в виде 21-метровой колонны, увенчанной фигурой Колумба. Он был создан в честь 400-летия открытия Америки.
В некоторых городах также проходят специальные службы, парады и большие торжественные церемонии.
День Колумба является общественным выходным во многих частях США, но в некоторых штатах, например, в Калифорнии, Неваде, Гавайи, день не отмечается.
Государственные учреждения и школы, как правило, закрыты, но коммерческие организации могут работать. Над правительственными зданиями поднимают государственный флаг США.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Первая экспедиция Христофора Колумба (1492-1493)
3 августа 1492 года началась первая экспедиция мореплавателя Христофора Колумба, открывшего для европейцев новые земли.
Родившийся в Генуе, Колумб стал моряком в раннем возрасте, плавал по Средиземному морю на торговых судах. Затем обосновался в Португалии. Под португальским флагом плавал на север в Англию и Ирландию, ходил вдоль западного побережья Африки до португальского торгового пункта Сан-Жоржи-да-Мина (современная Гана). Он занимался торговлей, составлением карт и самообразованием. В этот период у Колумба возникла идея добраться до Индии западным путем через Атлантический океан.
В то время многие западноевропейские страны искали морские пути в страны Южной и Восточной Азии, которые тогда объединялись общим названием «Индия». Из этих стран в Европу поступали перец, мускатный орех, гвоздика, корица, дорогие шелковые ткани. Торговцы из Европы не могли проникнуть в страны Азии наземным путем, так как турецкие завоевания перекрыли традиционные купеческие связи с Востоком через Средиземное море. Они были вынуждены приобретать азиатские товары у арабских купцов. Поэтому европейцы были заинтересованы в поиске морского пути в Азию, что позволило бы им приобретать азиатские товары, минуя посредников. В 1480-х годах португальцы пытались обогнуть Африку, чтобы проникнуть через Индийский океан в Индию.
Колумб же выдвинул предположение, что в Азию можно попасть, двигаясь на запад через Атлантический океан. Его теория была основана на античном учении о шарообразности Земли и неверных расчетах ученых XV века, которые считали земной шар значительно меньшим по размеру, а также занижали реальную протяженность Атлантического океана с запада на восток.
Между 1483 и 1484 годами Колумб попытался заинтересовать португальского короля Жуана II своим планом экспедиции в Азию западным путем. Монарх передал его проект на экспертизу ученым «Математической Хунты» (Лиссабонская академия астрономии и математики). Эксперты признали расчеты Колумба «фантастическими», и король отказал Колумбу.
Не получив поддержки, в 1485 году Колумб отправился в Испанию. Там в начале 1486 года он был представлен королевскому двору и получил аудиенцию у короля и королевы Испании — Фердинанда II Арагонского и Изабеллы Кастильской. Королевская чета заинтересовалась проектом западного пути в Азию. Для его рассмотрения была создана специальная комиссия, которая летом 1487 года вынесла неблагоприятное заключение, но испанские монархи отложили решение об организации экспедиции до окончания войны, которую они вели с Гранадским эмиратом (последнее мусульманское государство на Пиренейском полуострове).
Осенью 1488 года Колумб посетил Португалию, где повторно предложил свой проект Жуану II, но вновь получил отказ и вернулся в Испанию.
В 1489 году он безуспешно пытался заинтересовать идеей плавания на запад регента Франции Анну де Боже и двух испанских герцогов.
В январе 1492 года, не выдержав длительной осады испанскими войсками, Гранада пала. После долгих переговоров испанские монархи, отвергнув возражения своих советников, согласились субсидировать экспедицию Колумба.
17 апреля 1492 года королевская чета заключила с ним договор («капитуляция») в Санта-Фе, пожаловав ему дворянское звание, титулы адмирала Моря-Океана, вице-короля и генерал-губернатора всех островов и материков, которые он откроет. Звание адмирала давало Колумбу право выносить решение в спорах, возникающих по делам торговли, должность вице-короля делала его личным представителем монарха, а должность генерал-губернатора обеспечивала высшую гражданскую и военную власть. Колумбу предоставлялось право на получение десятой доли всего найденного в новых землях и восьмой доли прибылей от торговых операций с иностранными товарами.
Испанская корона обязалась финансировать большую часть расходов экспедиции. Часть средств на нее мореплавателю дали итальянские купцы и финансисты.
В первую экспедицию Колумб снарядил три судна: четырехмачтовый парусник «Санта-Марию» (в качестве флагмана) и две каравеллы — «Санта-Клару» (более известную как «Нинья» по имени своего владельца) и «Пинту», с общей командой в 90 человек. Все три судна отличались небольшими размерами и были типичными торговыми суднами той эпохи.
Флотилия Колумба вышла из испанского порта Палос 3 августа 1492 года. 9 августа она подошла к Канарским островам. После ремонта на острове Гомера «Пинты», давшей течь, корабли 6 сентября, взяв курс на запад, начали переход через Атлантический океан. Путешествие проходило спокойно при попутных ветрах.
16 сентября корабли вступили в Саргассово море, которое Колумб описал в своей записной книжке как банку, состоящую из водорослей. Через это необычное водное пространство он проплыл большую часть своего пути к Багамским островам.
Миновав Саргассово море, Колумб 7 октября изменил курс, и корабли повернули на юго-запад. 12 октября 1492 года с борта «Пинты» была обнаружена земля. Испанцы достигли островов Багамского архипелага — первой встреченной ими земли в Западном полушарии. Этот день считается официальной датой открытия Америки.
Колумб высадился на берег, водрузил на нем знамя Кастилии и, составив нотариальный акт, формально вступил во владение островом.
Остров он назвал Сан-Сальвадор (Св. Спасителя), а его жителей — индейцами, полагая, что оказался у берегов Индии.
Однако до сих пор продолжается дискуссия по поводу первого места высадки Колумба. Долгое время (1940-1982) Сан-Сальвадором считался остров Уотлинг. В 1986 году американский географ Джордж Джадж обработал на компьютере все собранные материалы и пришел к выводу: первой увиденной Колумбом американской землей был остров Самана (120 км юго-восточнее Уотлинга).
14-24 октября Колумб подходил еще к нескольким Багамским островам. Узнав от аборигенов о существовании на юге богатого острова, корабли 24 октября покинули Багамский архипелаг и поплыли дальше на юго-запад. 28 октября Колумб высадился на северо-восточном побережье Кубы, названной им «Хуаной». После этого испанцы, воодушевленные рассказами туземцев, потратили месяц на поиски золотого острова Банеке (современный Большой Инагуа).
21 ноября капитан «Пинты» Мартин Пинсон увел свой корабль, решив самостоятельно искать этот остров. Потеряв надежду найти Банеке, Колумб с двумя оставшимися судами повернул на восток и 5 декабря достиг северо-западной оконечности острова Бохио (современный Гаити), которому дал имя Эспаньола («Испанский»). Двигаясь вдоль северного побережья Эспаньолы, экспедиция 25 декабря подошла к Святому мысу (современный Кап-Аитьен), где «Санта-Мария» села на мель и затонула, но экипаж спасся. С помощью местных жителей с корабля удалось снять пушки, припасы и ценный груз. Из обломков судна построили форт — первое европейское поселение в Америке, нареченное по случаю праздника Рождества «Навидад» («рождественский город»).
Потеря корабля заставила Колумба оставить в основанном поселении часть команды (39 человек) и отправиться на «Нинье» в обратный путь. Впервые в истории мореходства по его приказу под матросские койки были приспособлены индейские гамаки. Для доказательства того, что достиг части света, ранее не известной европейцам, Колумб взял с собой семь плененных жителей островов, диковинные перья птиц и плоды невиданных в Европе растений. Побывав на открытых островах, испанцы впервые увидели кукурузу, табак, картофель.
4 января 1493 года Колумб на «Нинье» вышел в море и поплыл на восток вдоль северного побережья Эспаньолы. Через два дня он встретил «Пинту». 16 января оба корабля взяли курс на северо-восток, пользуясь попутным течением — Гольфстримом. 12 февраля поднялась буря, и в ночь на 14 февраля корабли потеряли друг друга из виду. На рассвете 15 февраля моряки увидели землю, и Колумб определил, что находится у Азорских островов. 18 февраля «Нинье» удалось пристать к берегу одного из островов — Санта-Марии.
24 февраля «Нинья» покинула Азорские острова. Через два дня она вновь попала в бурю, которая 4 марта прибила ее к берегу Португалии. 9 марта «Нинья» бросила якорь в порту Лиссабона. Команде была нужна передышка, а судно требовало починки. Король Жуан II дал Колумбу аудиенцию, на которой мореплаватель известил его об открытии им западного пути в Индию. 13 марта «Нинья» смогла отплыть в Испанию. 15 марта 1493 года, на 225-й день плавания, корабль вернулся в испанский порт Палос. В тот же день туда пришла и «Пинта».
Король Фердинанд II Арагонский и королева Изабелла Кастильская оказали Колумбу торжественный прием и в дополнении к ранее обещанным привилегиям дали ему разрешение на новую экспедицию.
В ходе первого путешествия Колумбом была открыта Америка, принятая им за Восточную Азию и названная Вест-Индией. Европейцы впервые ступили на острова Карибского моря — Хуану (Кубу) и Эспаньолу (Гаити). В результате экспедиции стала достоверно известна ширина Атлантического океана, обнаружено Саргассово море, установлено течение воды океана с запада на восток, впервые было отмечено непонятное поведение магнитной стрелки компаса. Политическим резонансом плавания Колумба явился «папский меридиан»: глава католической церкви установил в Атлантике демаркационную линию, указавшую соперничавшим Испании и Португалии различные направления для открытий новых земель.
В 1493-1504 годах Колумб совершил еще три плавания через Атлантический океан, в результате которых открыл часть Малых Антильских островов, побережье Южной и Центральной Америки. Мореплаватель умер в 1506 году, будучи в полной уверенности, что открытые им земли являлись частью Азиатского материка, а не новым континентом.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Открытие Америки
Открытие Америки — событие, в результате которого для обитателей Старого Света стала известной новая часть света — Америка, состоящая из двух континентов.
Содержание
Экспедиции Христофора Колумба
1-я экспедиция
Первая экспедиция Христофора Колумба (1492—1493) в составе 91 человека на судах «Санта-Мария», «Пинта», «Нинья» вышла из Палоса 3 августа 1492, от Канарских островов повернула на Запад (9 сентября), пересекла Атлантический океан в субтропическом поясе и достигла острова Сан-Сальвадор в Багамском архипелаге, где Христофор Колумб высадился 12 октября 1492 (официальная дата открытия Америки). 14-24 октября Христофор Колумб посетил ряд других Багамских островов, а 28 октября-5 декабря открыл и обследовал участок северо-восточного побережья Кубы. 6 декабря Колумб достиг о. Гаити и двинулся вдоль его северного берега. В ночь на 25 декабря флагманский корабль «Санта-Мария» сел на риф, но люди спаслись. Колумб на корабле «Нинья» 4-16 января 1493 завершил обследование северного берега Гаити и 15 марта вернулся в Кастилию.
2-я экспедиция
2-я экспедиция (1493—1496), которую Христофор Колумб возглавил уже в чине адмирала, и в должности вице-короля вновь открытых земель, состояла из 17 судов с экипажем свыше 1,5 тыс. человек. 3 ноября 1493 Колумб открыл острова Доминика и Гваделупа, повернув на Северо-Запад, — ещё около 20 Малых Антильских островов, в том числе Антигуа и Виргинские, а 19 ноября — остров Пуэрто-Рико и подошёл к северному берегу Гаити. 12-29 марта 1494 Колумб в поисках золота совершил завоевательный поход внутрь Гаити, причём пересек хребет Кордильера-Сентраль. 29 апреля-3 мая Колумб с 3 судами прошёл вдоль юго-восточного берега Кубы, повернул от мыса Крус на Юг и 5 мая открыл о. Ямайка. Вернувшись 15 мая к мысу Крус, Колумб прошёл вдоль южного побережья Кубы до 84° западной долготы, обнаружил архипелаг Хардинес-де-ла-Рейна, полуостров Сапата и остров Пинос. 24 июня Христофор Колумб повернул на восток и обследовал 19 августа-15 сентября весь южный берег Гаити. В 1495 Христофор Колумб продолжил завоевание Гаити; 10 марта 1496 оставил остров и 11 июня вернулся в Кастилию.
3-я экспедиция
3-я экспедиция (1498—1500) состояла из 6 судов, 3 из которых сам Христофор Колумб повёл через Атлантический океан близ 10° северной широты. 31 июля 1498 он открыл остров Тринидад, вошёл с юга в залив Пария, обнаружил устье западного рукава дельты реки Ориноко и полуостров Пария, положив начало открытию Южной Америки. Выйдя затем в Карибское море, Христофор Колумб подходил к полуострову Арая, открыл 15 августа остров Маргарита и 31 августа прибыл в город Санто-Доминго (на острове Гаити). В 1500 Христофор Колумб был по доносу арестован и отправлен в Кастилию, где был освобожден.
4-я экспедиция
4-я экспедиция (1502—1504). Добившись разрешения продолжать поиски западного пути в Индию, Колумб с 4 судами достиг 15 июня 1502 острова Мартиника, 30 июля — Гондурасского залива и открыл с 1 августа 1502 по 1 мая 1503 карибские берега Гондураса, Никарагуа, Коста-Рики и Панамы до залива Ураба. Повернув затем на Север, 25 июня 1503 потерпел крушение у острова Ямайка; помощь из Санто-Доминго пришла только через год. В Кастилию Христофор Колумб вернулся 7 ноября 1504.
Факты
Первооткрывателями Америки могут считаться:
Гипотезы
Кроме того, выдвигались гипотезы о посещении Америки и контакте с её цивилизацией мореплавателями до Колумба, представлявшими различные цивилизации Старого Света (подробнее см. Контакты с Америкой до Колумба). Вот лишь некоторые из этих гипотетических контактов:
Этот день в истории: 1492 год — официальное открытие Америки Колумбом
12 октября 1492 года первая экспедиция Христофора Колумба достигла острова Сан-Сальвадор, который входит в Багамский архипелаг. Его берег стал первой землей на американском континенте, которую увидели европейцы, поэтому этот день считается официальной датой «открытия Америки».
Колумб родился в Италии в небогатой генуэзской семье. Учился в Павийском университете и до 1472 года жил в Генуе, а затем — в Савоне. В 1470-е годы участвовал в нескольких морских торговых экспедициях.
Полагают, что ещё в 1474 году астроном и географ Паоло Тосканелли сообщил Колумбу в письме, что до Индии можно добраться гораздо более коротким морским путём, если плыть на запад. Предположение основывалось на античном учении о шарообразности Земли, однако расчеты ученых XV века о размерах планеты были неверны. Исходя из них, Тосканелли полагал, что добраться до Индии вокруг земного шара будет короче, чем огибать Африку через мыс Доброй Надежды.
Колумб загорелся данной идеей и составил свой проект морского путешествия в Индию. Произведя собственные расчёты на основании карты Тосканелли, он решил, что удобнее всего плыть через Канарские острова, от которых до Японии, по его мнению, было по прямой около пяти тысяч километров.
В 1476 году Колумб переезжает в Португалию, где живёт девять лет. В 1483 году он предлагает свой проект португальскому королю Жуану II. Имеются сведения о том, что поначалу король хотел поддержать смелый проект, но после долгого изучения его отверг. Вероятной причиной было то, что новый морской путь в Индию ставил под угрозу португальскую монополию на торговлю пряностями.
В 1485 году, после того как в Лиссабоне отвергли его проект, Колумб перебрался в Кастилию, где при поддержке главным образом андалусских купцов и банкиров добился организации под своим руководством правительственной океанской экспедиции.
Первая экспедиция Христофора Колумба (1492—1493) в составе 91 человека на судах «Санта-Мария», «Пинта», «Нинья» вышла из порта Палос-де-ла-Фронтера 3 августа 1492 года. 9 сентября эскадра повернула на запад от Канарских островов, пересекла Атлантический океан в субтропическом поясе и достигла острова Сан-Сальвадор в Багамском архипелаге, где Христофор Колумб высадился 12 октября 1492 года (официальная дата открытия Америки).
14−24 октября экспедиция Колумба посетила ряд других островов архипелага, а 28 октября — 5 декабря открыла и обследовала участок северо-восточного побережья Кубы. В этот период пропала «Пинта». Ее капитан Пинсон-старший отличался самовольными действиями и неоднократно выходил из подчинения. Он оставил Колумба возле острова Куба, надеясь обнаружить другой воображаемый остров.
25 декабря 1492-го флагманский корабль «Санта-Мария» сел на рифы. С помощью местных жителей с корабля удалось снять пушки, припасы и ценный груз. Из обломков корабля на острове Гаити был построен форт, названный Ла-Навидад (Рождество). Колумб оставил здесь 39 моряков, вооружил форт пушками с «Санта-Марии» и оставил им припасов на год, а сам 4 января 1493 года, взяв с собой нескольких островитян, вышел в море на маленькой «Нинье».
6 января 1493-го у северного берега Эспаньолы «Нинья» неожиданно натолкнулась на «Пинту». Своё отсутствие Пинсон-старший объяснил влиянием погодных условий. В сложившихся условиях Колумб решил не начинать дисциплинарное разбирательство, и 16 января два корабля вышли в обратный путь.
Дорога назад оказалась трудной — в Атлантике корабли разметало бурей и они снова потеряли друг друга. Однако в итоге все завершилось благополучно: 9 марта «Нинья» бросила якорь в Лиссабоне, где Жуан II принял Колумба как светлейшего князя и приказал снабдить его всем необходимым.
15 марта «Нинья» возвращается в Испанию. В тот же день туда приходит и «Пинта». Колумб привозит с собой туземцев (которых в Европе называют индейцами), немного золота, невиданные ранее в Европе растения, плоды и перья птиц.
Несмотря на довольно скромные результаты, значение первой экспедиции Колумба оказалось без преувеличения эпохальным. При этом сам первооткрыватель истинный масштаб своих открытий так и не осознал, несмотря на то, что после этого предпринял еще три экспедиции. До самой своей смерти в 1506 году Колумб продолжал считать, что открытые им американские земли являются частью Азии.
При этом формальный приоритет Колумба в открытии Америки в современном мире является предметом дискуссий. Установлено, что острова и береговые области Северной и Северо-Восточной Америки посещались норманнами за сотни лет до Колумба. Не исключено, что европейцы и жители Африки еще с античных времен могли случайно достигать берегов тропической Америки.
Однако признанным остается тот факт, что только открытия Колумба имели всемирно-историческое значение, поскольку лишь после его плаваний американские земли вошли в сферу географических представлений.
13 вопросов об открытии Америки
Почему Америка называется Америкой? На самом деле ее открыли викинги? День благодарения появился после того, как индейцы помогли колонистам собрать урожай? А индейцы всегда там жили или тоже приплыли? Рассказываем все об открытии Америки
1. Откуда взялась идея, что Америка существует?
Впервые об открытии новой части света заявил итальянец Америго Веспуччи (1454–1512), участник испанских и португальских экспедиций к берегам Южной Америки. Веспуччи лично проследил линию ее побережья на протяжении нескольких тысяч километров. В 1503–1504 годах он рассказал о своих плаваниях в двух письмах, которые пользовались огромной популярностью и многократно переиздавались. В них он подчеркивал, что речь идет о прежде неизвестной части света — Новом Свете.
Фрагмент карты мира Мартина Вальдземюллера. Страсбург, 1507 год Library of Congress
В 1507 году картограф из Лотарингии Мартин Вальдземюллер в книге «Введение в космографию» предложил назвать ее в честь Веспуччи — Америкой. На карте Вальдземюллера, датированной тем же годом, название Америка появляется впервые: оно помещено в южной части Южной Америки. Постепенно оно утвердилось и на картах Северной Америки. Ни Веспуччи, ни Вальдземюллер не собирались отбирать у Колумба лавры первооткрывателя: речь сначала шла о том, что Колумб и Веспуччи открывали земли в разных местах и название Америка относилось лишь к землям, открытым Веспуччи. Ко всей части света, открытой Колумбом, его стали прилагать позже — без ведома Веспуччи и против воли Вальдземюллера.
2. Кто и когда открыл Америку?
Довольно часто открытием считается первое посещение новых земель европейцами, а людям, появившимся там раньше, в статусе первооткрывателей отказывают. Например, выходцам из Азии, попавшим в Америку через Берингов перешеек. Но и с европейцами все не так просто. Известно, что на рубеже X–XI веков в Америку плавали викинги, а на острове Ньюфаундленд и в Гренландии существовали их поселения. Но открытие Америки не воспринималось ими как нечто принципиально отличающееся от открытия Исландии или Фарерских островов. Оно не оказало серьезного влияния ни на американских аборигенов, ни на самих викингов. К тому же сведения об этом, судя по всему, не вышли за рамки скандинавского мира, а к концу XV века были забыты и там. Но для историков, в отличие от географов, важно не столько первопосещение той или иной территории, сколько установление контактов между «открывшими» и «открытыми» — регулярных и важных для обеих сторон.
Открытие, сделанное Колумбом 12 октября 1492 года, наоборот, в считаные недели стало сенсацией в разных концах Европы: началась настоящая гонка за открытиями у берегов Америки. За десять лет после возвращения Колумба из первого плавания было осуществлено не меньше двенадцати экспедиций: испанских, португальских и английских. Это событие буквально за несколько десятилетий сильно изменило жизнь европейцев. Так что «настоящее» открытие Америки совершил Колумб. Но при этом он только положил начало длительному процессу открытия и освоения разных уголков Америки, в котором участвовали сотни экспедиций из многих стран Европы.
3. Северную и Южную Америку открыли в разное время?
, мы не можем быть уверены в том, что современным исследователям известно обо всех плаваниях того времени. Не исключено (но маловероятно), что обнаружатся сведения, хотя бы косвенные, об открытии материковой части Северной или Южной Америки до лета 1498 года. Например, есть версии, что португальцы знали о Бразилии еще до первого плавания Колумба и именно поэтому при обсуждении условий Тордесильясского договора настаивали на переносе разграничительной линии дальше к западу, но документальных подтверждений этому нет.
4. Какими были первые колонисты?
Как только слухи о богатствах Америки стали подкрепляться успехами конкистадоров Конкистадор — в XVI веке завоеватель Нового Света, участник Конкисты — испанского завоевания Америки. в Мексике и Перу, поток переселенцев вырос. Примерно до середины XVI века туда ехали в основном потенциальные конкистадоры, то есть те, кто рассчитывал на свою шпагу, а не на плуг (хотя хлебопашцы и ремесленники среди первых колонистов тоже имелись). В основном это были небогатые выходцы из юго-западных районов Испании, Эстремадуры и Андалусии, переселявшиеся не от хорошей жизни. Их отличали энергичность и упорство — другие там просто не выживали. При этом прагматизм у них удивительным образом сочетался с наивной верой в чудеса: они были убеждены в существовании на просторах Америки великанов и амазонок, золотых городов и источника вечной молодости.
Мало кому повезло стать участником одной из немногих действительно удачных экспедиций, обогативших всех выживших (повезло, например, людям Франсиско Писарро, пленившим Сапа Инку Сапа Инка — титул верховного правителя инков, дословно — «Единственный Инка» или, как иногда переводят, «Верховный Инка». Атауальпу и получившим за него фантастический выкуп В ноябре 1532 года 132 испанца во главе с Писарро достигли города Кахамарка, где находился Атауальпа с пятитысячным войском. При встрече с ним испанцы устроили засаду и сумели захватить правителя инков в плен. В качестве выкупа за свою жизнь тот предложил заполнить золотом большую комнату, где его содержали. Писарро получил от индейцев бóльшую часть выкупа (около 6 тонн золота), после чего вероломно приказал казнить Атауальпу. ). Еще меньше среди них было тех, кто вернулся в Испанию и зажил припеваючи во дворцах, построенных на захваченные сокровища. Все остальные либо быстро промотали свою долю, либо так и не нажили состояния и зависели от милостей центральной власти, в том числе от пожалования земель, которые передавались вместе с проживающими на них индейцами и назывались энкомьендами. Формально владельцы энкомьенд (энкомендеро) должны были о них заботиться, но фактически жили за счет труда местного населения.
Как раз в середине XVI века, когда заканчивалась Конкиста, на территории нынешних Мексики и Боливии были найдены богатейшие месторождения серебра, и с этого времени их эксплуатация стала главной целью испанской короны, а сельскохозяйственное освоение захваченных земель надолго отошло на второй план. Именно тогда окончательно оформились основные черты испанской колонизации и испанского колониста: он живет рядом с огромными богатствами и в значительной мере причастен к их эксплуатации — организует ее, обеспечивает охрану и то, что сейчас назвали бы инфраструктурой; он очень зависит от метрополии, находится под ее постоянным контролем; перед ним, как правило, не стоит проблема выживания, и он далеко не всегда готов зарабатывать на жизнь собственным трудом. Этому способствовали и широко распространенные в Испании XVI века представления о том, что ручной труд — недостойное и даже презираемое занятие.
Португальские колонисты тоже искали быстрого обогащения, но им, в отличие от испанцев, не довелось найти в своих владениях таких залежей серебра. Позже они обнаружили у себя золото и алмазы, но это произошло только в конце XVII — первой трети XVIII века. В XVI столетии источниками обогащения для них были заготовка ценной красной древесины, востребованной в Европе, и организация пока еще технически несовершенного, но уже прибыльного производства сахара из тростника, завезенного в Бразилию с Канарских островов. Представление о том, что собственный ручной труд неблагороден, проявилось и здесь: рабочей силой на кустарных производствах, которые назывались энженью, были зависимые индейцы и африканские невольники. Начало массового ввоза в Бразилию африканских рабов связано именно с разрастанием плантационного хозяйства и производства тростникового сахара, а вот хозяева именовались не иначе как сеньоры/господа энженью.
Договор Уильяма Пенна с индейцами. Картина Бенджамина Уэста. 1771–1772 годы Pennsylvania Academy of the Fine Arts
Если испанские и португальские владения были неотъемлемой частью пиренейских монархий и все находились в равном правовом положении по отношению к метрополии, то британские колонии с самого начала были разными. Существовало три вида колоний. Королевские колонии принадлежали непосредственно короне и управлялись назначенными из Лондона чиновниками. В корпоративных колониях корона (или в 1649–1660 годы парламент) наделяла правами управления особое акционерное общество. В собственнических колониях эти права получал тот или иной человек.
В королевские колонии ехали в основном бедняки с надеждами на лучшую жизнь и собственный земельный надел в Новом Свете. Большинство из них не могли самостоятельно оплатить переезд и потом отрабатывали эту «ссуду» в течение 4–7 лет. Поэтому их называли законтрактованными слугами. На выходе они получали землю, иногда с сельскохозяйственным инвентарем для ее обработки. Из примерно 75 000 человек, переселившихся в Виргинию и Мэриленд в годах, две трети приехали именно как законтрактованные слуги.
, природно-климатические условия для европейцев здесь были тяжелыми, а помощь из метрополии — минимальной. Выжить можно было только благодаря ежедневному тяжелому труду и жесткой дисциплине. В самой первой постоянной колонии (Джеймстаун, Виргиния), основанной в 1607 году, зиму и весну 1608 года пережили всего несколько десятков из полутора сотен колонистов, и такие цифры не были исключением.
В-третьих, иначе складывались отношения с индейцами, да и сами индейцы были другими. Здесь не было высокоразвитых цивилизаций, накопивших запасы драгоценных металлов, как на территории Мексики или Перу, и европейцам нечего было отнимать у индейцев, кроме земли. В первые годы контакты колонистов с индейцами складывались : от частых кровавых стычек (весной 1622 года индейцы алгонкины убили 347 колонистов — не менее четверти населения Виргинии) до взаимопомощи. Например, в новоанглийском Новом Плимуте индейцы вампаноаги помогли колонистам пережить первую зиму, и те в благодарность отпраздновали сбор первого урожая вместе с индейцами. Так появился праздник День благодарения. В то же время плотность индейского населения на территории США и Канады была гораздо ниже, чем в государствах ацтеков или инков, и индейцы довольно быстро отступали от прибрежных районов, где селились колонисты.
Первый День благодарения в 1621 году. Картина Жана Леона Жерома Ферриса. 1912–1915 годы Частное собрание / Library of Congress
Первые британские колонисты были, как правило, людьми трудолюбивыми и упорными, решительными и умеющими за себя постоять, глубоко верующими и нетерпимыми в отношении религиозного инакомыслия. Нужда приучила их к дисциплине. По сравнению с выходцами из пиренейских стран они относительно мало зависели от метрополии и привыкли во всем полагаться на свои силы.
5. Что они ели и на что жили?
Спутником практически всех первопоселенцев (во всяком случае, в первые годы) был голод. Колонисты рассчитывали на быстрое обогащение и помощь из метрополии; пахать землю и разводить скот очень часто не входило в их намерения. Кроме того, индейская пища могла восприниматься как недостойная или ослабляющая тело. Сложность представляли одновременно и отсутствие привычных продуктов питания, и изобилие незнакомых. Значительно отличался и рацион: если для европейцев были привычны мясные и молочные продукты, то для коренного населения Южной Америки (при всем разнообразии климатических зон и хозяйственных укладов в регионе) важнейшей частью рациона была растительная пища, а белковая включала не только мясо диких животных и рыбу, но и насекомых. Молочных же продуктов индейцы не знали.
Еще одним различием в отношении к пище было употребление сырых, не прошедших термическую обработку продуктов. Для выходцев из Старого Света это было дикостью и варварством: считалось, что сырую пищу поедают только животные. Помимо этого, важным психологическим барьером для европейцев оказалось отсутствие в Новом Свете двух важнейших для них культур: пшеницы и виноградной лозы. Поскольку в христианском богослужении используются именно пшеничный хлеб и виноградное вино, местные аналоги (кукуруза, маниок Маниок — съедобный тропический корнеплод. и ферментированные напитки из них) считались недостойными заменителями.
Попытки вести в Новом Свете сельское хозяйство европейского типа поначалу сталкивались с серьезными трудностями: другой уровень влажности, освещенности, другие химические свойства почвы, отсутствие природных опылителей, разные времена года в Северном и Южном полушарии. Не хватало и рабочих рук: как уже говорилось, испанские и португальские колонисты вывезли с родины представление о ручном труде как о неблагородном занятии, а привлечение (зачастую насильственное) индейцев не всегда удовлетворяло все их потребности. Кроме того, у тех индейцев из тропических регионов, которые существовали за счет охоты, рыболовства и собирательства, было совершенно другое отношение к труду ради пропитания. Им не было свойственно стремление собрать (выловить, настрелять) больше, чем они съедят, или трудиться изо дня в день ради запасов. В то же время колонисты и испанской, и португальской Америки хотели получить от них все больше и больше продуктов. В донесениях португальской короне в первой половине XVI века было много сообщений о голоде среди поселенцев. Он был связан именно с организацией снабжения продовольствием и с предвзятым отношением к местным продуктам, а не с отсутствием ресурсов.
Тем не менее такие культуры, как маниок, кукуруза и картофель, все же проникали в рацион колонистов, хотя изначально предназначались для индейцев. В некоторых регионах испанской Америки этими продуктами собирали оброк с местного населения. Позднее их продолжали использовать в пищу наряду с завезенными пшеницей, рисом и некоторыми видами бобовых. Что касается вина, то оно долгое время импортировалось и было атрибутом роскоши. Регулируя его поставки, метрополии стремились усилить зависимость колоний и теснее привязать их к себе. При этом уже во второй половине XVI века в испанских владениях на территории современного Перу, а затем в Парагвае, Аргентине и Чили началось возделывание виноградной лозы. Жители португальской Америки с ее климатическими условиями больше зависели от привозного вина, а его масштабное производство началось только в XIX веке.
Подготовка к барбекю. Иллюстрация из книги Бенсона Джона Лоссинга «Our Country. A Household History for All Readers, from the Discovery of America to the Present Time». Нью-Йорк, 1877 год Boston College Libraries
Первыми сельскохозяйственными животными, завезенными испанцами, стали свиньи и быки. Их не только держали при поселениях, но и специально выпускали на безлюдные острова Карибского бассейна в качестве резервного источника пропитания для сбившихся с курса или потерпевших крушение моряков. После Антильских островов их завезли и в другие регионы испанской Америки. Европейские свиньи быстро освоились в новых условиях и стали питаться тропической растительностью. Пьетро Мартире д’Ангьера Пьетро Мартире д’Ангьера (1457–1526) — итальянский гуманист, историк, поэт. C 1487 года жил в Испании, где именовался Педро Мартир де Англериа. Он одним из первых оценил важность заморских открытий, которые стали темой его книги «Декады о Новом Свете» («De orbe novo decades», 1511). Она принесла ему славу первого историка Америки. Там он никогда не был, но лично знал Колумба и других мореплавателей и конкистадоров. Его труд является важным источником по истории Америки эпохи ее открытия и колонизации. и Гонсало Фернандес де Овьедо-и-Вальдес Гонсало Фернандес де Овьедо-и-Вальдес (1478–1557) — испанский историк и писатель, автор «Всеобщей и естественной истории Индий», ценнейшего источника по истории Америки эпохи Конкисты и важного памятника исторической мысли. Фернандес де Овьедо считал испанцев богоизбранным народом и утверждал их право владеть Новым Светом, чтобы выполнить высокую духовную миссию христианизации индейцев, которых он считал неполноценными людьми. с удовлетворением отмечали, насколько новый рацион улучшил вкусовые качества мяса таких свиней. При этом в глобальном отношении новая кормовая база для свиней и быков дала им возможность быстро размножиться и из-за отсутствия естественных хищников серьезно изменить экологический баланс отдельных регионов (например, островов Карибского бассейна). Но европейские колонизаторы не мыслили этими категориями: они стремились обеспечить привычной мясной пищей и себя, и прибывающие из метрополии флоты, и завоевательные экспедиции Эрнана Кортеса, Франсиско Писарро, Эрнандо де Сото и других. Кроме того, быки были нужны колонистам и как тягловая сила на плантациях и рудниках.
6. Откуда в Америке индейцы — они там всегда были или приплыли?
7. Сколько их там было, как жили разные племена и что вообще о них известно?
Европейские завоеватели встретили в Новом Свете разные сложноустроенные общества — от полукочевых племен охотников, рыболовов и собирателей до мощных государственных образований (империй ацтеков и инков). Известно более тысячи индейских языков, образующих сотни разнообразных языковых семей. Попытки воссоздать праиндейский язык, на котором говорили первые переселенцы через Берингов пролив, пока не увенчались успехом.
Вопрос численности коренного населения ко времени открытия Америки сильно идеологизирован и связан со спорами о геноциде. Оценки разнятся от 8 000 000 до более чем 100 000 000 человек. Венесуэльский исследователь Анхель Розенблат (1902–1984) оценивал коренное население Нового Света на момент завоевания в 13 300 000 человек, а в 1650 году — в 10 000 000. В учебниках часто можно встретить число 55 000 000: эти данные приводит североамериканский географ Уильям Деневан. В своих более поздних работах начала он уточнил этот расчет: 53,9 млн ± 20 %.
8. Как происходил геноцид индейцев и почему?
Южная Америка
Ответ на этот непростой вопрос стоит начать с определений. Конвенция ООН 1948 года считает геноцидом действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, национальную, этническую, расовую или религиозную группу. Очевидно, что эта формулировка сложилась под влиянием трагических событий ХХ столетия и автоматически переносить ее на предыдущие исторические эпохи нельзя. При этом, на первый взгляд, оснований для того, чтобы говорить о геноциде индейского населения Латинской Америки, немало: здесь и падение доколумбовых цивилизаций после встречи с конкистадорами, полностью исчезнувшее коренное население на Кубе и практически полностью — в Аргентине и Уругвае, значительные людские потери среди индейцев тропических и прибрежных зон Южной Америки, а также огромная смертность из-за завезенных европейцами болезней и непосильного принудительного труда на рудниках и плантациях.
С другой стороны, контакты европейцев с коренным населением были многообразными, политика колониальных властей — изменчивой и зачастую непоследовательной, а противоречия между законами, диктуемыми из Европы, и обстановкой на местах, — весьма значительными. Все это не позволяет свести такую пеструю картину исключительно к методичному и последовательному геноциду. Впрочем, традиция приписывать испанцам одни лишь зверства и кровавые расправы над индейцами не нова и насчитывает несколько столетий. Это в том числе влияние так называемой черной легенды — резко антииспанских представлений, распространявшихся противниками династии Габсбургов в Европе по мере того, как Испанская империя завоевывала все новые и новые территории.
При этом в исторической перспективе, когда стал очевиден масштаб потерь среди коренного населения, невозможно не задуматься об уничтожении индейцев — даже невольном и сопутствующем, а не только осознанном и целенаправленном (если предлогом была война с язычниками, идолопоклонниками или приверженцами человеческих жертвоприношений). Однако для того, чтобы назвать это геноцидом, нужно доказать, что колонисты сознательно хотели стереть индейский народ с лица земли, а не подчинить, усмирить, провести показательную акцию устрашения и так далее. Бывали случаи, когда подданные испанского короля вели политику, приводившую к уничтожению индейцев, а сам король осуждал «перегибы на местах» и заявлял, что такие действия противоречат службе ему и Богу.
Испанцы уничтожают идолов мексиканских индейцев. Иллюстрация из книги Бенсона Джона Лоссинга «Our Country. A Household History for All Readers, from the Discovery of America to the Present Time». Нью-Йорк, 1877 год Boston College Libraries
Помимо вопроса о геноциде во времена Конкисты, исследователи обращаются к смежным проблемам: экоциду и этноциду. Уже упоминавшийся выше экоцид — это хищническое разграбление европейцами природных ресурсов в погоне за наживой и уничтожение экосистем, в которые было встроено существование охотников и собирателей в Карибском бассейне и континентальной тропической зоне. К нему относят колонизацию островов Карибского бассейна, повлекшую за собой быстрое (в течение нескольких десятилетий) исчезновение племени таино и некоторых других, а также значительное сокращение площади прибрежных атлантических лесов в Бразилии в результате вырубки ценного красного дерева. Ключевой элемент современной борьбы за права индейцев Амазонии — сохранение именно природной среды, в которой они обитают.
Что же касается этноцида, то под ним понимают уничтожение этноса через разрушение его культуры и воспрепятствование использованию, развитию и передаче следующим поколениям языка и культуры (включая религиозные верования). В самом деле, отрицать стремление испанцев и португальцев обратить коренное население Латинской Америки в свою религию и насадить христианский образ жизни невозможно. Никто из защитников индейцев в XVI–XVII веках — будь то падре Бартоломе де Лас Касас Бартоломе де Лас Касас (1474 или 1484 —1566) — испанский священник и историк Нового Света. Лас Касас известен своими протестами против жестокости и зверств по отношению к коренному населению Америки со стороны испанских колонистов. Считается одним из первых борцов за права человека. или португальские и испанские иезуиты, спасавшие индейцев тупи-гуарани от набегов жестоких охотников за рабами, — не ставил под сомнение превосходство христианства над язычеством и невозможность сохранения прежних обрядов и образа жизни. Ими двигало искреннее убеждение в единственно возможном спасении души через принятие католической веры. Реалии Конкисты показали, что лозунги распространения христианства во благо самих индейцев слишком часто прикрывали грабежи и беспощадную эксплуатацию. Тем не менее возражения современников могли вызывать лишь методы обращения, но не его глобальные цели.
Таким образом, геноцидом (исходя из конвенции ООН 1948 года) действия европейцев в Южной Америке во время Конкисты и колонизации не были. Наиболее емкой общей формулировкой, под которой, как кажется, подписались бы и противники, и сторонники идеи геноцида, представляется следующее определение: насильственное изменение судеб народов после того, как Старый Свет открыл для себя Новый и подчинил его.
Северная Америка
Рекламное объявление о продаже индейских земель. 1911 год United States Department of the Interior
9. Как возникли Мексика, США и Канада?
Мексика
Все эти современные страны в географическом отношении относятся к Северной Америке, но с точки зрения истории и культуры представляют собой разные регионы. Мексика — это часть Латинской Америки, после открытия Нового Света она была частью колониальных владений Испании. США возникли на основе британских колоний, хотя некоторые их современные территории одно время были и испанскими, и даже французскими колониями. Современная Канада включает в свой состав земли, принадлежавшие и французской, и британской короне.
24 февраля 1821 года командующий испанскими войсками на юге Мексики Агустин де Итурбиде выступил с «планом Игуала» (по названию городка в юго-западной Мексике) под лозунгом «Религия, единство, независимость»: в Мексике провозглашалась конституционная монархия, гарантировалось сохранение привилегий Католической церкви, объявлялось равенство всех мексиканцев, независимо от их расы и происхождения. «План Игуала» стал тем историческим компромиссом, который объединил силы радикалов и консерваторов в борьбе против власти метрополии.
28 сентября 1821 года был провозглашен акт о независимости Мексиканской империи, но уже в марте 1823 года республиканцы свергли императора Агустина I Итурбиде. А 4 октября 1824 года была обнародована республиканская конституция Мексиканских Соединенных Штатов.
США и Канада
Смерть генерала Монтгомери под Квебеком 31 декабря 1775 года. Картина Джона Трамбулла. 1786 год Yale University Art Gallery, New Haven
10. Какой самый старый город в Америке?
Если говорить о городах, основанных в Новом Свете европейцами, то безусловная пальма первенства — за городом Санто-Доминго на острове Гаити. Он появился в 1496 году благодаря Бартоломео Колумбу, брату Христофора. Если говорить о материке, то в Центральной Америке вне конкуренции панамский город Номбре-де-Диос, который основал Диего де Никуэса в 1510 году. В Южной Америке, похоже, самым старым ныне существующим городом (опять же, с оговоркой, что мы не считаем города доколумбовой Америки) был порт Санта-Марта на территории нынешней Колумбии: Родриго де Бастидас основал его в 1525 году. Наконец, в Северной Америке (без учета Центральной, то есть на территории США и Канады) самый старый город — Сент-Огастин (испанское название Сан-Агустин); сейчас это земля штата Флорида в США. На его месте в 1564 году был основан французский форт Каролин, но уже на следующий год испанский адмирал Педро Менендес де Авилес разорил французскую колонию и заложил на ее месте форт Святого Августина (Сан-Агустин).
11. Как открытие Америки повлияло на европейскую экономику?
В результате открытия Америки быстро расширялись не только ее торговые контакты с Европой, но и системные связи между Азией и Америкой (воплощенные в манильских галеонах — огромных кораблях, курсировавших между Манилой на Филиппинах и Акапулько в Мексике), а также между Америкой и Африкой. В Атлантике в XVI–XVII веках сложился торговый треугольник: корабли везли европейские товары в Африку, оттуда перевозили невольников в Новый Свет и возвращались в Европу с грузом табака, сахара и других товаров. Все это свидетельствовало о формировании мирового рынка.
Вместе с экономикой на просторы океанов выходит и политика. Неотъемлемой частью международных отношений становится соперничество за контроль над торговыми путями, стремление европейских держав обзавестись собственными колониями, борьба за их передел. Благодаря богатствам колоний метрополии заметно усиливали свои позиции в Европе.
12. А как изменило европейскую культуру?
Научная революция XVI–XVII веков во многом стала возможна потому, что открытие Америки, будучи важнейшей частью Великих географических открытий, привело к резкому расширению представлений европейцев о мире. В Америке собирались новые обширные материалы для естественных наук и этнографии, истории и языкознания. Контакты с племенами индейцев, обладавшими другим социальным устройством, стимулировали развитие общественной мысли. Приобретая опыт общения с носителями иных культур и религий, европейцы более отчетливо осознавали свое культурно-историческое единство. В то же время наиболее критически мыслящие из них убеждались, что мир многолик, что чужая культура и религия могут быть не хуже своих и что европейцу есть чему поучиться у обитателей заморских земель. Неслучайно знаменитый французский гуманист Мишель де Монтень (1533–1592) подчеркивал, что индейцы в отношении нравственности ничем не уступают европейцам, а Томас Мор поместил идеальный остров Утопия близ берегов Южной Америки. Алонсо де Эрсилья в эпической поэме «Араукана», описывая войны испанцев с индейцами арауканами, не подвергает сомнению право Испании подчинить их, но фактически представляет их в героическом ореоле борцов за свободу, правда которых уравнивается с правдой испанцев. Испанские гуманисты и служители Церкви (Бартоломе де Лас Касас, Васко де Кирога и другие) пытались воплотить в Новом Свете утопические идеи, рожденные в Европе. Размышления о золотом веке и неиспорченной вере обитателей Америки органично вплетались в идейный мир Возрождения и Реформации.
Открытие Америки и последовавшая за ним Конкиста вызвали к жизни литературные произведения разных жанров: «Донесения» Эрнана Кортеса, «Сообщение потерпевших кораблекрушение» Альвара Нуньеса Кабесы де Вака и другие. Появились новаторские сводные труды, содержавшие сведения о географии и природе новых земель, об обычаях и истории их народов: «Декады о Новом Свете» Пьетро Мартире д’Ангиера, «История Индий» Лас Касаса, «Общая история о делах Новой Испании» Бернардино де Саагун и другие. Образы Америки эпохи Великих географических открытий и Конкисты прослеживаются также в европейской литературе и искусстве, в частности в творчестве Шекспира и Кальдерона.
13. А еду?
Европейцы познакомились с новыми видами домашней птицы (индейки), сельскохозяйственными культурами (картофель, кукуруза, томаты, фасоль, красный острый перец, тыква, какао), а также с фруктами (ананас, авокадо). И хотя внедрение новых продуктов из-за консервативности сознания большинства колонистов затянулось надолго, со временем они заметно изменили рацион питания европейцев, произведя своего рода «пищевую революцию». Особенно велико было значение картофеля и кукурузы, заметно снизивших угрозу голода. Большое влияние оказали и культуры, завезенные европейцами в Америку и там активно возделывавшиеся для экспорта именно в Старый Свет (кофе, сахарный тростник, из которого получали не только сахар, но и ром).
Отдельно следует отметить табак: он не является съедобной культурой, но первоначально ценился европейцами как средство избавления от чувства голода; параллельно он использовался как лекарство (вспомним, что позже Робинзон Крузо на своем необитаемом острове лечился именно табачной настойкой), а затем жевать, нюхать и курить табак в Старом Свете стали для удовольствия. Именно табак сделался основной культурой в британских Виргинии и Мэриленде в XVII–XVIII веках.
Испанцы завезли на остров Гаити и бананы, ныне считающиеся неотъемлемой частью американской флоры. Существуют предположения, что в Южной Америке банан был известен и до прихода европейцев; в любом случае именно испанцы широко расселили его по своим владениям.
Европейские колонисты способствовали также распространению американских видов культурных растений и одомашненных животных за пределы их изначальных ареалов обитания. К примеру, они завезли мексиканскую по своему происхождению индейку в Перу. В дальнейшем перемешивание в рационе жителей обеих Америк индейских и европейских продуктов питания и видов их обработки породило самобытную кухню. Некоторые ставшие традиционными блюда по обе стороны Атлантики включают в себя завезенные ингредиенты, но их американское или, напротив, европейское происхождение уже забылось (например, у испанской картофельной тортильи — не путать с мексиканской кукурузной тортильей — или у блюд на основе риса и молока из Аргентины).