на каком костре можно быстро вскипятить воду
Тест по ОБЖ 6 класс
Правила поведения на природе
1. Что нужно делать, если в походе во время движения по мар шруту вы отстали от группы? Разместите указанные действия в необходимой последовательности:
а) искать следы своих товарищей;
б) ждать, когда за вами вернутся;
в) не сходить с трассы, лыжни;
г) остановиться на развилке тропы;
д) построить временное жилище;
2. Что необходимо предпринять, если во время движения на маршруте вы заблудились и не можете найти свои следы? Укажите в какой очередности вы будете выполнять указан ные действия:
а) прислушаться к звукам;
б) определить, сколько времени двигались;
в) остановиться и оценить ситуацию;
г) найти возвышенное место и оглядеться;
д) вспомнить свой путь;
е) искать тропу или дорогу, ручей или реку;
ж) осмотреться, искать затесы или маркировку
туристских маршрутов на деревьях;
з) выйти на тропу, дорогу, к ручью или реке
и определить направление выхода.
3. Приметами хоженой тропы могут быть:
в) следы от транспорта;
д) следы деятельности человека (фантики от конфет, окурки, остатки пищи)
е) наличие следов птиц и зверей;
4. Источники света видны ночью на расстоянии: Выберите из предложенных вариантов правильные.
костер: а) до 3 км. б) 5 км. в)8 км. г) 10 км.
свет карманного фонарика: а) до 1 км. б) 1,5 км. в) 2 км. г) 2,5 км.
5. Маркировка туристских маршрутов осуществляется металли ческими табличками, которые крепятся на деревьях на уровне роста человека. Таблички имеют три горизонтальные полосы. В какие цвета они окрашены? Выберите правиль ные ответы:
6. В солнечный полдень тень указывает направление на:
а) юг; б) север; в) запад; г) восток.
7. Как определить стороны света, находясь в лесу в безлунную ночь? Укажите правильный ответ:
а) по часам; б) по луне; в) по Полярной звезде.
8. Определить стороны света на местности можно по: Выберите правильные способы.
а) направлению ветра;
б) собственной тени;
в) направлению течения реки;
г) направлению хоженых троп;
д) направлению нехоженых троп;
з) направлению движения поездов;
и) местным предметам;
9. По каким местным приметам можно определить стороны света? Выберите правильные варианты:
а) стволам и коре деревьев;
б) кустарнику и сухой траве;
г) направлению течения ручьев и рек;
д) склонам холмов и бугров;
е) наезженной колее;
и) полыньям на водоемах;
10. Выберите из предложенных вариантов установленные требо вания к месту сооружения временного жилища:
а) место должно находиться на берегу реки на уровне воды;
б) место должно находиться на ровной возвышенной проду ваемой площадке;
в) место должно находиться среди сухостоя, который можно использовать для костра;
г) возле площадки должен находиться источник воды и доста точно топлива;
д) недалеко от площадки должна быть дорога или наезжен ная тропа;
е) возле лагеря должна быть площадка (поляна) для подачи сигналов бедствия в случае необходимости.
а) «нодья»; б) «таежный»; в) «колодец»; г) «шалаш».
а) «шалаш»; б) «звездный»; в) «таежный»; г) «решетка».
14. Как правильно разводить костер? Разместите предложенные ниже действия в правильном порядке:
а) положить на почву растопку;
б) на растопку положить ветки;
г) приготовить растопку и дрова;
д) сверху веток положить поленья, дрова;
е) соблюдать правила пожарной безопасности.
15. Что запрещается делать при разведении костра? Выберите из предложенных вариантов правильные ответы:
а) разводить костер возле водоисточников;
б) разводить костер на торфяных болотах;
в) разводить костер на снегу;
г) разводить костер близ деревьев;
д) использовать для костра сухостой;
е) использовать для костра сухую траву;
ж) использовать для костра живые деревья;
з) использовать для костра мох и мелко раздробленную кору;
и) оставлять без присмотра горящий костер;
к) оставлять дежурить возле костра менее 3-х человек.
16. Выберите из предложенных вариантов требования, предъяв ляемые к месту разведения костра:
а) необходимо найти хорошо проветриваемую поляну;
б) необходимо найти поляну, защищенную от ветра;
в) место разведения костра должно быть не далее 10 метров от водоисточника;
г) в ненастную погоду надо разводить костер под деревом, крона которого должна превышать основание костра на 6 м. д) место разведения костра необходимо очистить от травы, листьев, неглубокого снега;
е) место разведения костра должно быть обложено камнями;
ж) место разведения костра должно быть обложено поленьями.
Открытый урок по ОБЖ. Тема: «Типы костров. Сохранение огня». 6-й класс
Разделы: ОБЖ
Класс: 6
6 класс. Занятие 13
Ход занятия
I. Организационный момент
Чему мы научились на прошлом уроке? Правильно, мы научились:
– выбирать и готовить место для костра;
– ознакомились с видами растопки и правилами противопожарной безопасности.
Чтобы в природных условиях согреться, подать о себе сигнал и приготовить пищу, нам нужно ещё научиться складывать различные типы костров и сохранять огонь.
II. Проверка домашнего задания
– Давайте повторим материал прошлого урока. Ответьте на вопросы 1-5 на стр.78-79.
Где нельзя разводить костры?
– На торфянике, на поле среди сухой травы, в сухих сосновых лесах в засушливый период, на каменистых россыпях в засушливый период, под кронами деревьев, у корней.
Что нужно делать перед уходом со стоянки?
– Собрать и сжечь весь мусор, а потом затушить свой огонь: не поленитесь тщательно его залить.
III. Объяснение нового материала
Рисунок 1. Общие правила разведения костров
Рисунок 2. Основные виды костров: дымовые, жаровые и пламенные
Рисунок 3. Костёр “Шалаш”
Недостаток: “шалаш” быстро прогорает, требует постоянного подбрасывания топлива.
Рисунок 4. Костёр “Шалаш”
(Преподаватель складывает костёр “колодец”)
Рисунок 5. Костёр “Колодец”
Рисунок 6. Костёр “Колодец”
(Преподаватель складывает костёр “колодец”)
Рисунок 7. Костёр “Звёздный”
Рисунок 8. Костёр “Звёздный”
(Преподаватель складывает костёр “звёздный”)
Рисунок 9. Костёр “Таёжный”
(Преподаватель складывает костёр “таёжный”)
Рисунок 10. Костёр “Нодья”
“Нодья” из трех брёвен – самый экономичный костёр. Минимум усилий и максимальная отдача – долго горит, отлично греет, не требует постоянного подбрасывания дополнительного топлива.
На два толстых бревна кладут третье бревно. Третье бревно лучше брать толще, чем два нижних. Длина бревен обычно берётся по длине человека, можно и больше (1,5-2,5 м).
В простейшем случае на двух толстых брёвнах, плотно уложенных одно к другому, разводят костёр из сучьев.
Нодью можно сделать и из двух, положенных друг на друга брёвен. В этом случае для того, чтобы они не падали, с обоих концов необходимо вбить по паре кольев.
(Преподаватель складывает костёр “Звёздный”)
Самостоятельная работа
– Откройте стр. 77 и зарисуйте в тетради типы костров – это понадобится нам в конце урока.
Если нет спичек, возникает проблема – как сохранить огонь. Можно постоянно жечь костер. Тогда ночью у вас должен быть дежурный.
Если в аварийной ситуации оказалась группа людей, лучше вести дежурство у костра и, помимо поддержания костра, следить, чтобы искры не прожигали одежду спящих.
Можно угли от прогоревшего костра засыпать слоем золы или прикрыть их большим куском коры, например, дуба, сосны или ели. Тогда можно утром их раздуть и положить на них сухую растопку. Костёр готов.
Индейцы, например, носили с собой долго тлеющие головёшки. Во время рыбной ловли они брали с собой поленья, способные тлеть 1-2 дня.
А как быть, если вы должны двигаться? Можно сделать переносное хранилище огня – факел. Для этого надо приготовить кору, сухой мох, тонкие длинные лучины. Прокладывая мох между лучинами, плотно оберните полученную конструкцию корой. Факел толщиной до 15 см и длиной 70 см будет хранить огонь около 6 часов.
(Преподаватель собирает факел)
При движении по тайге можно переносить с собой тлеющие шишки, гнилушки, например, в банке из-под консервов, время от времени подкладывая туда новые кусочки трухи, кусочки смолы, новые шишки, мох. Такое приспособление послужит отличным средством для отпугивания комаров и гнуса.
(Преподаватель собирает переносное хранилище для огня)
Проверка усвоения нового материала
Выполнение практических заданий для групп по карточкам (используя рисунки на стр. 77):
– группа № 1 (2-3 учащихся): сложить из подготовленного материала костёр “шалаш”;
– группа № 2 (2-3 учащихся): сложить из подготовленного материала костёр “колодец”;
– группа № 3 (2-3 учащихся): сложить из подготовленного материала костёр “звёздный”;
– группа № 4 (2-3 учащихся): сложить из подготовленного материала костёр “таёжный;
– группа № 5 (2-3 учащихся): сложить из подготовленного материала костёр “нодья”;
– группа № 6 (2-3 учащихся): собрать факел:
– группа № 7 (2-3 учащихся): собрать переносное хранилище для огня.
(Преподаватель оценивает результат работы каждой группы)
Ответьте на вопросы
Рисунок 11. Викторина
1) Назови типы костров, которые ты знаешь?
2) Какой тип костра ты выберешь, если надо вскипятить чайник, сварить суп, согреться, если всё
это нужно сделать одновременно? (“Таёжный” или “Решётка”)
3) Дымовые костры используют для приготовления пищи? (Нет)
4) Жаровые костры используют для подачи сигнала? (Нет)
5) Пламенные костры используют для сушки вещей? (Нет)
6) На каком костре можно быстро вскипятить воду? (“Колодец” или “Шалаш”)
7) Что может быть переносным хранилищем огня? (Факел или банка с шишками и гнилушками)
Рисунок 12. Желаем удачи.
IV. Заключительная часть
Подведение итогов занятия, выставление оценок за работу на уроке с комментариями.
Домашнее задание: учебник, стр. 75-78, вопросы 6-11 на стр. 80-81.
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ к ЗАНЯТИЮ № 13 “Типы костров. Сохранение огня”
Группа | Задание | Учебный материал |
№ 1 | Сложить костёр “шалаш” | Рисунки на стр. 77 |
№ 2 | Сложить костёр “колодец” | Рисунки на стр. 77 |
№ 3 | Сложить костёр “звёздный” | Рисунки на стр. 77 |
№ 4 | Сложить костёр “таёжный | Рисунки на стр. 77 |
№ 5 | Сложить костёр “нодья” | Рисунки на стр. 77 |
№ 6 | Сложить факел | |
№ 7 | Собрать переносное хранилище для огня |
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ к ЗАНЯТИЮ № 13 “Типы костров. Сохранение огня”
Викторина Костры
В последнее время в практику входят более эффективные методы и средства обучения, способствующие активизации познавательной деятельности обучающихся. Заслуживают внимания те из них, которые помогают развитию умений систематизировать полученные знания, самостоятельно их приобретать, использовать на практике. К ним можно отнести и различные виды дидактического материала, в т.ч. викторины.
Содержимое разработки
Назовите типы костров.
Какой тип костра из рисунка нужно выбрать, если надо вскипятить чайник, сварить суп, согреться, если все это нужно сделать одновременно?
Дымовые костры используют для приготовления пищи?
Жаровые костры используют для подачи сигнала?
Пламенные костры используют для сушки вещей?
На каком костре можно быстро вскипятить воду в одной посуде?
Что может быть переносным хранилищем огня?
Почему при разжигании костра крупные поленья подкладываются во вторую очередь (после лучины, щепок, бумаги)?
Какие породы деревьев горят долго и дают много углей, а какие прогорают очень быстро?
Почему, покидая место стоянки, туристы сжигают мусор в костре?
ВИКТОРИНА – «КОСТРЫ» (ЭТАЛОН ОТВЕТА)
Назовите типы костров (а) колодец, б) шалаш, в) звездный, г, д, е) таежный, ж) нодья)
Какой тип костра из рисунка нужно выбрать, если надо вскипятить чайник, сварить суп, согреться, если все это нужно сделать одновременно? (таежный)
Дымовые костры используют для приготовления пищи? (их разводят, чтобы отогнать комаров и мошек, а также для подачи сигнала о своем местонахождении)
Жаровые костры используют для подачи сигнала? (их используют для приготовления пищи, просушки вещей и обогрева)
Пламенные костры используют для сушки вещей? (нет)
На каком костре можно быстро вскипятить воду в одной посуде? (шалаш)
Что может быть переносным хранилищем огня? (факел)
Почему при разжигании костра крупные поленья подкладываются во вторую очередь (после лучины, щепок, бумаги)? (чтобы дать разгореться костру)
Какие породы деревьев горят долго и дают много углей, а какие прогорают очень быстро? (твердые породы деревьев: береза, дуб)
Почему, покидая место стоянки, туристы сжигают мусор в костре? (чтобы не загрязнять природу мусором)
Как приготовить еду в походе
Костер
Костер остается классикой жанра. Еще бы: он не только кормит, но и согревает, объединяет людей и создает неповторимую походную обстановку.
Преимущества: многофункциональность, душевность, не нужно носить с собой горючее. Недостатки: зависимость от сушняка (вы же не рубите живые деревья?) и погодных условий.
Необходимое оборудование
сухая трава, мох, бумага
спички (зажигалка, огниво, кремень, линза)
круглый или овальный кан
Разновидности костра
Колодец – выкладываются параллельно две палочки, на них две перпендикулярно. Прост в укладке, пригоден для сушки одежды.
Звезда – поленья складывают в круг концами в общий центр. Используется в основном в горных районах. Образует много углей, над его центром легко разместить посуду.
Костер-свечка – делается из одного ровного полена высотой около полуметра и диаметром до 30 см. Пилой или топором на нем делаются рассечки на ¾, а сверху ставится посуда.
Разновидности костра. Источник фото: kolevit.ru
Траншея – дрова горят в специально выкопанной канавке (примерно 30*90*30 см), над которой прямо на землю ставят кан. Дно желательно выложить камнями: они надолго сохранят тепло, если огонь погаснет. Подходит для ветреной погоды, не требует тросов для подвешивания котелка, а после прогорания костра позволяет оборудовать теплое спальное место. Минус: на выкапывание ямы нужно время и лопата.
Таежный (скат) – поленья кладутся одним концом на толстое бревно, образуя подобие односкатной крыши. Хорош в дождь.
Сварить обед можно и на двух смежных бревнах (вариант нодьи), хотя этот вид костра чаще используется для обогрева.
Как развести
Разводить костер проще всего из сухой травы и тонких веточек. Они же понадобятся, чтобы быстро вскипятить воду. Для поддержания тепла подойдут дрова потолще.
Котелок подвешивают на трос за S-образный крючок или карабин. Трос натягивают на рогатины из веток или деревья (тогда с каждого конца привязывают веревку). Вместо троса можно взять и палку, главное, чтобы она не сгорела.
Лайфхак: брать топор и искать рогатины не обязательно – закрепите котелок на рычаге. Для этого длинную жердь положите на камень или полено, а нижний конец прижмите другим камнем.
Разведение огня в дождь и ветер
Костер в сырую погоду. Источник фото: turizmens.ru
Кислород будет лучше поступать, если развести пламя не на сырой земле, а на помосте из поленьев.
Поджигать надо сухими руками. Если запас спичек велик, возьмите сразу несколько и сложите лесенкой – получите более долгое и сильное пламя. Хорошее решение – водо-ветроустойчивые спички или зажигалка.
Маленький огонек стоит укрыть от ливня тентом, куском пленки, большим пакетом, курткой или, на худой конец, собственной спиной.
В дождь лучше разводить закрытые типы костров: шалаш или таежный. Сырые дрова подсушивают рядом с пламенем. Также стоит подсушить и растопку про запас.
Поджигают дрова всегда с подветренной стороны, но от сильного ветра нужно загородиться специальным экраном или ковриком.
Костер зимой
Выбранное место очищают от снега, если это невозможно, укрывают металлической сеткой или толстыми поленьями.
В сильный мороз вместо обычной зажигалки лучше взять бензиновую. Не боятся холода и влаги огниво и кремень, но они требуют умения и сухой растопки.
Печки
Походная еда в печке-щепочнице готовится быстрее, чем на костре и по колориту почти не уступает.
Печка-щепочница. Источник фото: clubpechnikov.ru
Преимущества: направленное пламя экономит дрова, что важно в горной местности. Печка легче газовой горелки, а ее разборные варианты еще и очень компактны. Для нее не нужно запасать горючее и брать топор.
Недостатки: возле нее не получится сушить одежду, влажное топливо горит с трудом, приходится постоянно подбрасывать дрова.
Как готовить: растопить печку и поставить котелок.
Виды щепочниц
Походные щепочницы бывают двух видов:
Цилиндрическая, напротив, нагревает воду в считанные минуты, но занимает больше места.
Щепочница удобна для небольшой группы. Чем больше людей, тем тяжелее нужна печь, а значит, носить ее с собой будет трудно.
Газовые горелки
Преимущества: просты в применении, имеют высокий КПД, не коптят, их не нужно предварительно разогревать, используются в палатке и в местах, где запрещено жечь костры.
Недостатки: баллоны много весят, стоят дорого, не все виды легко найти в магазине. А еще их нельзя перевозить в самолете.
Как готовить: горелку устанавливают на ровную поверхность, открывают вентиль, поджигают, а сверху помещают кан.
Приготовление еды на газовой горелке. Источник фото: theoutdooradventure.net
подставка под котел
Выбирают горелку в зависимости от условий похода: количества человек, погоды, меню, требований к багажу.
Лайфхак: для горелки лучше подойдут круглые каны. Чтобы вода вскипела быстрее, пламя должно располагаться по центру котелка.
Виды газовых горелок
Наиболее популярны следующие виды горелок:
Набаллонная газовая горелка. Источник фото: kant.ru
Плюсы: легкая, компактная, часто вместе с баллончиком умещается в посуде, простая, надежная, недорогая.
Минусы: неустойчива, рассчитана на маленькую посуду (1 – 3 л), не справляется со сложными блюдами, при установке сплошного ветрозащитного экрана баллон может перегреться. Для устойчивости баллона продаются специальные треножники, адаптировать к ветрозащитному экрану поможет гибкий шланг, однако все это – дополнительный вес. Подойдет группам из 2-3 человек или одиночным походникам, неоценима в легкоходстве, может служить запасным вариантом.
Газовая горелка с гибким шлангом. Источник фото: remoo.ru
Плюсы: устойчива, подходит для большой посуды (можно даже установить 2 штуки под одним котлом). Если газ плохо выходит, баллон переворачивается. Можно ставить сплошной ветрозащитный экран, позволяет приготовить сложные блюда.
Минусы: больший вес и цена, при поврежденном шланге горелка работать не будет. Подойдет малым и средним группам (до 8 человек) при любых погодных условиях (в морозы желательно иметь зимний газ).
2 в 1 (интегрированные системы). Горелка с припаянным сверху котелком.
Интегрированная система. Источник фото: sportmarafon.ru
Плюсы: эргономична, всепогодна, расходует мало топлива.
Минусы: дорогая, невместительная, работает только с «родной» посудой, предназначена в основном для кипячения воды. Подойдет альпинистам, легкоходам, соло-путешественникам или небольшим группам в походах выходного дня.
Спиртовые горелки
В некоторых случаях горелка на жидком топливе уместнее, чем на газу.
Спиртовая горелка. Источник фото: youtube.ru
Минусы: нужно предварительно подготавливать топливо, жидкость может пролиться в рюкзаке.
Спиртовая горелка проста в применении, весит довольно мало, но, по сравнению с газом, горит хуже и нагревает медленнее. Подойдет как запасной вариант.
Сухое горючее
Представляет собой белые таблетки или брикеты из так называемого сухого спирта. Преимущества: используется как растопка и самостоятельно, независимо от температуры и влажности, стоит недорого, мало весит, легко дозировать, можно жечь в палатке. Недостатки: греет медленнее, чем горелка, боится ветра.
Сухое горючее на подставке. Источник фото: leopard-fil.ru
Дополнительно: экран от ветра и дрова.
Как готовить: таблетки или брикеты кладутся на подставку и поджигаются, сверху помещается посуда.
Сухое топливо без проблем вскипятит воду, разогреет еду или заварит сублимат. Для готовки годится в ПВД или если нет других вариантов.
Походы без готовки
Стряпня у костра – незабываемое времяпровождение, а еда, приготовленная на дровах, всегда вкуснее. Но если вы идете ненадолго, вполне возможно, что не захотите этим заниматься. Подскажем, как можно обойтись без готовки.
Готовая еда в походе
Сублимированная еда
Плюсы: весит мало, заваривается быстро, хранится долго. Минусы: непривычна для желудка; дороже обычных продуктов.
Сублимированная еда. Источник фото: old.veloufa.ru
Как готовить: вскипятить воду на горелке или таблетках, засыпать сублимат и подождать несколько минут.
Сгодится на несколько раз, а затем желательно вернуться к привычной пище.
ПВД с термосами и перекусами
Для однодневных маршрутов вполне хватит и бутербродов с кружкой чая. Небольшой перекус в сочетании с физической нагрузкой придаст ощущение легкости. Особенно это актуально для трейлраннинга (бега по пересеченной местности).
Перекус чаем из термоса. Источник фото: kant.ru
Разогрев готовой еды с помощью БНП
Готовая еда в реторт-упаковке и Беспламенный нагреватель пищи
Преимущества: БНП мало весит, прост в применении, не требует посуды, работает на воде. Недостатки: не кипятит воду, работает только с едой в вакуумной упаковке, одноразовый, греет медленнее горелки. Выручит, если в планы не входит покупать горелку.
Как пользоваться: в пакет кладут упакованную еду, заливают воду, загибают пакет, чтобы упаковка с пищей располагалась над нагревательным элементом. Через 10-15 минут обед готов.