на каком курсе легче всего убрать стаксель
На каком курсе легче всего убрать стаксель
Стаксель, в отличие от грота, на острых курсах работает в идеальных ветровых условиях. Почему?
Стаксель первым встречает набегающий ветер, он работает в равномерном, неискажённом воздушном потоке. В отличие от грота, на него не оказывают влияния завихрения, создаваемые мачтой.
Последние исследования в области теории паруса приходят к выводу, что стаксель (а особенно генуя – большой генуэзский стаксель) является основным «двигателем» яхты, тогда, как грот работает, «закрылком», регулируя баланс руля. Это, конечно, несколько вольный и примитивный пересказ современной теории паруса, и не нужно понимать его буквально, но для настройки парусов такое объяснение вполне себе ничего.
Чему же необходимо уделять внимание при настройке стакселя?
Настраиваемые параметры паруса нам известны (см.статью «Форма паруса»). И теперь, когда нам известен ответ на вопрос «что?», нужно получить ответ на вопрос «как?». Но для начала напомню, что, настраивая паруса, вы устанавливаете их под определённым углом к ветру и работаете над тремя важными характеристиками, определяющими профиль паруса: твистом, глубиной паруса (пузом) и положением пуза.
Что ж, начнём настраивать геную. Тем более, что настройки парусов начинаются именно с неё. Грот настраивают во вторую очередь.
Сразу оговорюсь: генуя всегда будет стоять под большим углом к ДП (диаметральной плоскости) яхты, нежели грот, за счёт искривления воздушного потока последним. Кстати, это искривление влияет на увеличение подъёмной силы на стакселе.
Если поток воздуха свободен от завихрений, колдунчики будут струиться горизонтально.
На правильно настроенных парусах колдунчики могут немного приподниматься, особенно в сильный ветер.
Если изогнуты наветренные колдунчики – угол атаки слишком острый, вы идёте к ветру слишком круто. В этом случае нужно либо увалиться, либо (не меняя курса) подобрать шкот.
Если изогнуты подветренные колдунчики – вы идёте слишком полно, поток воздуха оторван от паруса, парус не работает! Вы должны либо привестись, либо (не меняя курса) потравить шкот.
Так мы уже будем настраивать геную или нет?! Всё-всё! Начинаем. И начинаем с настройки твиста.
Твист генуи.
Настройку нужно начинать при таком положении каретки, чтобы линия, служащая продолжением шкота делила переднюю шкаторину стакселя примерно пополам.
На собственных лодках добрые люди перед установкой стакселя раскладывают его на причале, отбивают линию от шкотового угла до середины передней шкаторины и приклеивают на неё яркую ленту длиной примерно полметра-метр. После того, как стаксель поднят, эта лента позволяет легко визуализировать положение шкота.
Посмотрите на колдунчики.
Заполаскивание верхнего наветренного колдунчика означает, что твист паруса слишком велик (верхняя часть стакселя «отвалилась» под ветер, заполаскивает и не работает).
Попробуйте немного передвинуть каретку вперёд. Задняя шкаторина подтянется, твист уменьшится.
Перемещая каретку, добейтесь, чтобы наветренные колдунчики работали одинаково по всей передней шкаторине. Но не переусердствуйте.
Заполаскивание нижнего наветренного колдунчика означает, что твист паруса слишком мал (задняя шкаторина перетянута, верхняя часть паруса «закрылась», а нижняя шкаторина повисла «губой» и не работает). Значит нужно двигать каретку назад, увеличивая твист. Шкотовый угол приподнимется, задняя шкаторина ослабнет, а верхняя часть паруса немного уйдёт под ветер.
Вообще, придание парусу твиста – это, по большому гамбургскому счёту, работа над балансом натяжения нижней и задней шкаторин паруса.
Действительно: передвигая каретку вперёд, мы натягиваем заднюю шкаторину и ослабляем натяжение нижней. Парус в верхней части закрывается и твист становится меньше.
Перемещая каретку назад, мы ослабляем натяжение задней шкаторины и в большей степени натягиваем нижнюю. Ослабление натяжения задней шкаторины приводит к задиранию шкотового угла, верхняя часть стакселя отваливается под ветер – твист становится больше.
Ну, вот. С твистом разобрались. Добавлю только, что лучше иметь чуть больший твист, чем «задавленный» парус. Почти всегда.
Угол парусаНастроив твист, переходим к настройке угла стакселя. Набивая или потравливая стаксель-шкот, добиваемся оптимального угла установки паруса к ветру. И опять используем колдунчики.
Если мы идём слишком остро, то не сможем корректировать паруса (например, не сможем набить шкот, потому что «выбитый в доску» парус перестанет работать). В таком случае нужно корректировать курс.
На остром бейдевинде курс подстраивается под паруса (курс по парусам):
Изгибаются и колеблются наветренные колдунчики – слишком остро – увалитесь;
Изгибаются и колеблются подветренные колдунчики – слишком полно – приведитесь.
Если хотите идти как можно круче к ветру (максимально выходить на ветер), то нужно всё время работать рулём: на усилении ветра (в порывах) лодку нужно приводить («придавливать») к ветру, а когда ветер ослабевает, нужно слегка увалиться.
Если вас интересует острота курса, приведитесь и настройте паруса таким образом, чтобы наветренные колдунчики слегка поднимались наверх. Для этого приводитесь до грани заполаскивания стакселя (наветренные колдунчики изогнуты вверх почти вертикально), а затем немного увалитесь.
На полном бейдевинде паруса настраиваются под выбранный курс (паруса по курсу):
Изгибаются и колеблются наветренные колдунчики – подберите шкот;
Изгибаются и колеблются подтренные колдунчики – потравите шкот.
Если вы заинтересованы в неизменном курсе лодки, постоянно работайте на шкотах: травите шкот при усилении ветра и выбирайте при его ослаблении ветра.
При разгоне на остром курсе наветренные колдунчики должны слегка подниматься (от горизонтального положения). На спокойной воде и силе ветра от средней до сильной они могут подниматься почти до вертикального положения.
Если перед вами стоит задача добиться максимальной скорости, а курс не имеет решающего значения, добейтесь состояния, при котором колдунчики будут располагаться горизонтально.
Если вы выбираете курс, ориентируясь на поведение колдунчиков, особое внимание следует уделять колдунчикам расположенным в средней части передней шкаторины. Именно их поведение максимально отражает свойство воздушного потока у поверхности паруса.
Пузо паруса
Ну, вот мы добрались и до пуза. Для начала напомню что это такое и на что влияет (см.статью «Форма паруса»). Пузо определяет два параметра: глубина (отношение стрелы прогиба паруса d к длине хорды с) и его положение (впереди, посредине, сзади).
Полные, пузатые паруса обеспечивают хорошую тягу (но вместе с тем и увеличивают дрейф под ветер). Такие паруса хорошо иметь на слабом ветру, либо на волне. Уплощённые паруса (с маленьким пузом) хороши на сильном ветру и гладкой воде.
Не менее важным, чем само пузо, является его положение, определяемое расстоянием от передней шкаторины до максимальной глубины паруса. Во многом положение пуза определяет и форму входа паруса: плоскую или круглую.
Так, например, смещение пуза вперёд (круглый вход) увеличивает подъёмную силу паруса и сектор эффективной работы паруса без изменения настроек паруса (курсовой сектор). И наоборот: смещение пуза чуть назад и плоский вход паруса позволяет идти очень остро, но в узком курсовом секторе.
Регулировать пузо стакселя и его положение можно, используя:
1.Натяжение или ослабление форштага;
2.Натяжение или ослабление стаксель-фала.
Причём форштаг в большей степени отвечает за глубину пуза (в верхней и средней частях), а стаксель-фалом чаще воздействуют на положение пуза.
Фактически, регулировка положения пуза сводится к натяжению (пузо вперёд) или ослаблению (пузо назад) передней шкаторины стакселя. А за это как раз и отвечает стаксель-фал.
Есть ещё один инструмент, которым можно влиять на пузо. Это грота-шкот. Потравливая его можно увеличить пузо и наоборот, набивая его, мы пузо уменьшаем. Но при этом нужно помнить, что грота-шкот может регулировать пузо только в нижней трети паруса.
Подведём итоги.
На спокойной воде и хорошем ветре штаг должен быть натянут;
На спокойной воде и слабом ветре (когда нужен парус с большой глубиной) натяжение форштага должно быть около 25% от максимального, а пузо должно находиться примерно посередине или даже чуть-чуть сзади (55%).
В сложных ветровых и волновых условиях лучше ослабить штаг, чтобы получить круглый вход паруса и придать ему «тяговитость». Кроме того, так будет легче исправлять курс лодки на волнении, не затормаживая парус.
Если вы ослабляете натяжение форштага, то нужно ослабить и стаксель-фал, чтобы «пузо» паруса не сдвинулось слишком далеко вперёд.
Будьте осторожны!
Не набивайте фал, если шкот выбран втугую!
Либо ослабьте шкот, либо дождитесь поворота, в момент которого шкот будет ослаблен.
Стаксель настроен, теперь можно заниматься гротом.
Особенности настройки генуи на полных курсах.
Большая часть того, о чём говорилось ранее, применяется и в галфвинд и в бакштаг, т.к. суть задачи не меняется: сохранить эффективность работы максимально возможной поверхности паруса в набегающем потоке воздуха. Однако когда ветер отходит ближе к корме, возникают некоторые особенности. Рассмотрим их.
Настройка генуи.
Если вымпельный ветер изменится от бейдевинда до галфвинда, вы окажетесь в секторе, где правильно установить геную трудно или невозможно. Приспосабливая парус к новому направлению ветра, вы вынуждены сильно ослабить шкот. Однако, при этом твист генуи становится слишком велик. Перемещение каретки вперёд для того, чтобы уменьшить твист приводит к тому, что нижняя часть паруса становится слишком пузатой. Получается, что точка проводки шкота (каретка) должна быть расположена за бортом.
В такой ситуации можно применить оттяжку Барбера. Это позволит переместить точку проводки шкота вперёд и к борту, закрепив блок оттяжки за фальшборт (хуже – за леерную стойку).
Если оттяжки Барбера нет, то правильно настроить всю поверхность генуи невозможно. В этом случае сконцентрируйтесь на настройке середины паруса, игнорируя верхнюю и нижнюю части. Следите за поведением колдунчиков в средней части паруса.
Если ветер и дальше будет отходить к корме, наступит момент, когда вы вообще не сможете держать генную наполненной, т.к. она будет закрыта от ветра гротом. Тогда вы можете установить генную на наветренный борт с помощью спинакер-гика.
Итак, на полных курсах:
Сместите точку проводки шкота вперёд и максимально близко к борту, используя оттяжку Барбера
Настройте среднюю часть генуи
Набейте нижнюю шкаторину, а в верхней части паруса оставьте небольшой твист.
Если ветер отошёл до полного бакштага, попробуйте установить генную на наветренный борт, используя спинакер-гик.
Вообще, в этих ситуациях уже используют геннакер и спинакер.
На каком курсе легче всего убрать стаксель
ПОДХОД ПОД ПАРУСОМ
Подход острым курсом
Подходите под одним гротом в крутой бейдевинд. Потравите гика-шкот, чтобы погасить инерцию яхты
Подход при ветре в корму
Уберите грот и подходите под одним стакселем. На подходе уберите стаксель, завершая путь под рангоутом
Способ отхода под парусом от швартовного буя или якорной стоянки зависит, как и при подходе, от направления ветра. Когда ветер дует в нос, вы можете отходить под одним гротом. Однако стаксель должен быть готов к немедленной постановке. Если яхта стоит у буя, ее можно развернуть в сторону отхода, а также, протянув швартовный буй вдоль борта к корме, разогнать яхту и положить на нужный курс. При подъеме якоря ход яхте обеспечивается тем, что вы тянете яхту вперед, выбирая якорную цепь. При ветре в корму отходить надо под стакселем.
Отход против ветра
Поставьте грот. Сбросьте буй, протащите его вдоль борта яхты (или разгоните яхту вперед, выбирая якорную цепь) и положите яхту на острый курс
Отход при ветре в корму
Поставьте стаксель и немедленно сбросьте буй (или поднимите якорь). Отойдите на свободное пространство, прежде чем поднимать грот
Команда яхты (см. слева) готовится отойти от буя против ветра. Грот уже поставлен, а стаксель заведен и готов к постановке, как только яхта отойдет от буя
ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЯХТОЙ ПОД ПАРУСАМИ
Стаксель можно ставить и убирать на любом курсе. Делать это легче вдвоем. Когда парус уже заведен на штаг и вынут из мешка (место хранения), проверьте, прикреплены ли шкоты и правильно ли они проведены снаружи вант, завязаны ли стопорные узлы на ходовых концах. Убедитесь, что фал не перекручен вокруг штага и пристегните его к фаловому углу. Оберните ходовой конец фала один раз вокруг барабана лебедки. Поднимайте парус, выбирая стаксель-фал руками, а заканчивая подъем, используйте лебедку. Чтобы не перебрать фал, во время подъема паруса надо следить за его передней шкаториной. При уборке паруса один матрос отдает фал, а другой сворачивает парус.
Матрос (см. вверху) заканчивает постановку стакселя с использованием лебедки
Поворот оверштаг на крейсерской яхте выполняют в основном так же, как и на швертботе (см. с. 66);
Однако крейсерская яхта тяжелее швертбота, поэтому маневр будет производиться гораздо медленнее. Паруса также значительно больше по размерам, и работа команды усложняется. Рулевой крейсерской яхты должен достаточно медленно совершать поворот, чтобы команда сумела выполнить свою задачу. Если на борту полный экипаж, то желательно, чтобы на каждой лебедке находилось по одному человеку. Когда принято решение повернуть, рулевой командует „К повороту». Один из членов команды должен приготовить новый стаксель-шкот и заложить один шлаг его на лебедку. Другой матрос снимает с утки работающий стаксель-шкот и держит его с натяжением. Когда они доложат рулевому о готовности к повороту, капитан командует „Поворот» и перекладывает румпель на подветренный борт. Матрос на работающем стаксель-шкоте ослабляет его (см. с. 207) и затем травит, как показано на с. 170. На некоторых яхтах с большой парусностью команда, чтобы ускорить поворот, может задержать стаксель на наветренном борту, прежде чем отдавать стаксель-шкот, и капитан должен решать, какой метод поворота лучше использовать. Как только стаксель-шкот отдан, другой матрос начинает быстро выбирать руками новый стаксель-шкот. Именно на этой стадии рулевой может помочь команде, слегка замедлив поворот, с тем чтобы она успела закончить работу со шкотами с помощью лебедки, прежде чем парус наполнится ветром. Работая на лебедках, надо внимательно следить за стакселем, чтобы не повредить его, перебрав шкоты, так как это может привести к трению паруса о подветренную краспицу.
Как только яхта (см. слева) начинает поворачивать, матрос отдает стаксель-шкот
Матрос (см. вверху), отдав шкот, помогает выбрать стаксель-шкот при помощи лебедки. Другой матрос натягивает шкот рукой
При постановке грота лучше, если два члена команды работают вместе. При этом ветер должен дуть в нос, чтобы парус не наполнялся ветром. Один человек пристегивает грота-фал к фаловой доске, удостоверившись, что он не запутался, и выбирает слабину фала. Другой снимает с паруса сезневку и растравливает гика-шкот. Затем парус ставят, как это показано на рисунке справа. После постановки паруса фал надо собрать в бухту и потравить топенант гика. Чтобы убрать грот, процедуру повторяют в обратном порядке. Необходимо, чтобы ветер дул в нос, а гика-шкот был растравлен, тогда парус сможет заполоскать. Следует помнить, что подобрать топенант гика надо прежде, чем отдавать фал, иначе гик упадет на крышу-рубки. Как только один матрос начинает травить фал, другой собирает грот и укладывает его на гике. Затем надо выбрать гика-шкот.
Матрос делает один оборот фала вокруг лебедки и поднимает большую часть паруса руками, пока это не станет слишком трудно. Заложив еще несколько оборотов фала вокруг лебедки и прибегнув к помощи другого члена команды, вращающего рукоятку лебедки, ставят грот. Работающий на лебедке должен смотреть за передней шкаториной, чтобы она излишне не натягивалась