на каком материк восточного полушария обитает серый волк
Серый волк
Обыкновенный, или серый волк — самый крупный представитель своего семейства. Длина его тела составляет 160 см, а высота в холке — 90 см. Масса отдельных животных может достигать 70 кг. Ноги высокие, сильные; лапа крупнее собачьей и более вытянута, длина следа порядка 9–12 см, ширина 7 см. Окраска меха светло-серая с примесью ржаво-охристых и черных тонов. В зависимости от зоны распространения, особенностей окраски и размеров выделяют до 40 подвидов серого волка.
Где обитает
Исходный ареал волка был одним из самых обширных среди всех млекопитающих: он охватывал большую часть Северного полушария. Сегодня территория значительно сократилась. Сейчас волк обитает в Евразии и Северной Америке, на просторах от Мексики до Аляски. Он хорошо приспосабливается к различным ландшафтам и новым условиям среды. Нередко селится неподалеку от человеческого жилья.
Образ жизни
Волки — очень сильные и выносливые животные. Расстояние в несколько километров они легко пробегают рысцой со скоростью в 10 км/час, а во время погони вполне могут развить скорость до 65 км/час, совершая при этом прыжки до 5 м. Строение лап животных позволяет им свободно передвигаться в различных ландшафтах, в том числе и в глубоком снегу. Волки способны проходить до 60–80 км за одну ночь.
По облику волк напоминает крупную остроухую собаку
Волки объединяются в стаи для совместной охоты. Руководит стаей вожак — матерый волк. Он поддерживает дисциплину, не давая «подчиненным» перегрызть друг друга. Каждый волк – это личность со своим характером и способностями, определяющими его положение в стае и роль на охоте. Сильный волк с независимым характером может отказаться подчиняться вожаку и уйти из стаи. Он живет в одиночку, пока не примкнет к другой стае или создаст свою, став вожаком.
Стая волков в осенне-зимний сезон может состоять из двух матерых волков, 3–6 прибылых и 2–4 переярков, то есть из 7–12 особей, иногда — до 20.
Волк — поразительно умное и высокоразвитое животное. Недаром он — герой многих сказок, преданий, мифов и легенд. Его образ амбивалентен. С одной стороны, он считается воплощением кровожадности, алчности и хитрости, а с другой — символом мудрости, преданности семье и способности постоять за себя.
Питание
Основу питания волков составляют копытные животные: в тундре — это северные олени; в лесной зоне — лоси, олени, косули, кабаны; в степях и пустынях — антилопы. Добычей волков порой становятся лисицы, корсаки, енотовидные собаки. Ловят они и более мелкую добычу: зайцев, сусликов, мышей. Летом волки не упускают случая съесть яйца или птенцов гнездящихся на земле птиц. Не брезгуют трупами домашнего скота, а на морских побережьях — тушами тюленей и других морских зверей, выброшенными на берег. В периоды бескормицы волки едят пресмыкающихся, лягушек и даже крупных насекомых (жуков, саранчу).
Морда волка относительно широкая, сильно вытянута и по бокам обрамлена «бакенбардами»
Волки в южных районах делают набеги на бахчи арбузов и дынь, удовлетворяя не столько голод, сколько жажду, поскольку нуждаются в регулярном, обильном водопое. Нападают волки и на домашних животных (овец, коров, лошадей), в том числе на собак. Охотясь, стая волков иногда разделяется: одна часть остается в засаде, а другая гонит на нее добычу. В стае, преследующей лося или оленя, часто одни волки бегут по пятам жертвы, а другие — наперерез; или же не спеша трусят и, отдохнув, сменяют передовых, пока не возьмут жертву измором. Характерно, что волки никогда не промышляют поблизости от своего жилища, а чаще всего на расстоянии 7–10 км и далее. Волки способны около недели голодать.
Размножение
Для выведения потомства волки устраивают логова; обычно ими служат естественные убежища — расщелины в скалах, заросли кустарника и т. п.
Иногда волки занимают норы барсуков, сурков, песцов и других зверей, реже роют их самостоятельно. Самки приносят от 3 до 13 слепых волчат, прозревающих на 12–13-й день. Маленькие волчата коричневатого окраса очень похожи на обычных щенят.
Первое время волчата сосут молоко, а подросших щенков родители кормят отрыжкой съеденного мяса, позже — убитой добычей.
К концу лета молодые (прибылые) волки начинают охотиться вместе со взрослыми. В это время к семье присоединяются волчата, родившиеся в предыдущем году (переярки).
Как понять волка?
Морда волка очень выразительна: она отражает настроение этого зверя — гнев, злобу, покорность, ласку, веселье, настороженность, угрозу, спокойствие, страх. Хвост зверя тоже очень выразительный. По его движению можно судить, спокоен волк или чего-то опасается, узнать о положении зверя в стае — является он лидером или нет. Волки общаются и при помощи звуков: воя, завывания, хныканья, ворчания, рычания, тявканья и лая.
Зачем волки воют?
Волчий вой – это сигнал сбора на охоту и совместная спевка для сплочения стаи перед важным делом. Многоголосым воем волки оповещают соседей, что их территория занята и есть, кому охранять ее границы. Вой – это сообщение об опасности или о появлении добычи. Иногда волки воют и для собственного удовольствия – так же, как поют люди.
Популяция
Серый волк — один из самых уязвимых видов Земли. Пожалуй, ни одно животное не уничтожали так долго и целенаправленно, как его. Он исчез из многих регионов Западной Европы, США и Мексики. Возможно, если бы в 1970-х гг. его взяли под охрану, сегодня этот вид не оказался на грани исчезновения. Еще совсем недавно, в 1994 г., он был включен в охранную категорию VU, но в 2004 г. его перевели в категорию LC. Самую серьезную угрозу для вида представляет человек, который на протяжении столетий постоянно боролся с волками, отстреливая, отравляя и отлавливая их. Утрата естественных местообитаний также сыграла свою роль, однако не была решающим фактором.
Серый волк всегда был врагом человека. Не только дикие животные, но и домашний скот, и даже люди становятся жертвами волков. Борьба человека с волками привела к их исчезновению во многих лесах. Но лесному зверью волки полезны. Добычей волков чаще становятся слабые или больные животные – те, кто не могут защититься или спастись бегством. Уничтожая нездоровых зверей, волки, как санитары леса, не дают распространяться болезням. Без таких хищников травоядные животные будут быстро размножаться, съедят всю растительность и останутся без пищи. Убивая часть животных, волки дают возможность жить остальным.
ВПР по биологии 5 класс 2021
ВПР по биологии 5 класс 2021 с ответами. Работа включает в себя 10 заданий.
1. Рассмотрите фотографии с изображением представителей различных объектов природы.
1.1. Подпишите их названия, используя слова из предложенного списка: вирусы, растения, животные.
1.2. Два из изображённых на фотографиях объекта объединены общим признаком. Выпишите название объекта, «выпадающего» из общего ряда. Объясните свой выбор.
1.3. В приведённом ниже списке даны характеристики объектов живой природы. Все они, за исключением одной, относятся к характеристикам объекта, изображённого в задании 1.1 над буквой В. Выпишите эту характеристику, которая «выпадает» из общего ряда. Объясните свой выбор.
Неограниченный рост, активный образ жизни, клеточное строение, половое размножение
2. 2.1. У смородины ранней весной появляются молодые стебли с листьями. Найдите в приведённом ниже списке и запишите название этого процесса.
Дыхание, питание, рост, плодоношение.
2.2. В чём заключается значение этого процесса в жизни растения?
3. 3.1. Выберите из приведённого ниже списка два примера оборудования, которые следует использовать для наблюдения за амурским тигром в природе.
Список приборов:
1) фотоловушка
2) секатор
3) комнатный термометр
4) бинокль
5) ботаническая папка
Запишите номера выбранных примеров оборудования.
3.2. Знаниями в области какой биологической науки вы воспользуетесь, проводя такое наблюдение?
4. 4.1. Ольга на уроке изучала устройство микроскопа и делала соответствующие подписи к рисунку. Какую деталь микроскопа на рисунке она обозначила буквой А?
4.2. Какую функцию выполняет эта часть микроскопа при работе с ним?
4.3. Ольга рассмотрела кожицу лука под микроскопом, на котором было указано:
– увеличение окуляра — 10;
– увеличение объектива — 40.
Какое общее увеличение даёт данный микроскоп?
5. Анна и Владимир собрали и подготовили для гербария образцы растений. Для каждого растения им необходимо составить «паспорт», соответствующий положению этого растения в общей классификации организмов. Помогите ребятам записать в таблицу слова из предложенного списка в такой последовательности, чтобы получился «паспорт» растения, изображённого на фотографии.
Список слов:
1) Покрытосеменные (цветковые)
2) Ромашка аптечная
3) Ромашки
4) Растения
Царство | Отдел | Род | Вид |
6. На графике показан рост древесного растения умеренного климата в течение нескольких лет.
6.1. Определите максимальную высоту растения на третий год жизни.
6.2. Как можно объяснить наличие периодов в жизни растения, когда процесс его роста в высоту резко замедлялся?
На карте Земли показаны территории обитания серого волка.
6.1. На каком материке восточного полушария обитает серый волк?
6.2. Как можно объяснить ограничение массового распространения серого волка южнее указанных на карте границ?
7. Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Лисица обыкновенная – хищное животное, широко распространённое на территории Евразии, Северной Америки. (2)Лисица – зверь среднего размера, массой до 10 кг, с изящным туловищем на невысоких тонких лапах, с вытянутой мордой, острыми ушами и длинным пушистым хвостом. (3)Самки лисицы рождают живых детёнышей и выкармливают их молоком. (4)Мех у лисицы густой, длинный, рыжего цвета, хорошо удерживающий тепло, поэтому зверь издавна был объектом мехового промысла. (5)Лисицы, в отличие от волков, охотятся на мелких животных, в основном на мышей, однако вблизи человеческого жилья могут нападать на домашнюю птицу. (6)В дикой природе лисицы редко живут более семи лет.
7.1. В каких предложениях текста описываются признаки внешнего строения лисицы обыкновенной? Запишите номера выбранных предложений.
7.2. Сделайте описание волка серого по следующему плану.
А) Какую среду обитания освоил волк?
Б) Какой признак внешнего строения волка указывает на его приспособленность к жизни в условиях этой среды? Ответ поясните.
В) Какие отношения складываются между лисицей и волком в природе?
8. Заполните пустые ячейки на схеме, выбрав необходимые слова из приведённого списка.
Верблюд, тайга, саксаул, песец, ель, тундра, дуб, глухарь, степь.
9. Как Вы думаете, какое правило устанавливается изображённым на рисунке знаком?
Напишите в ответе это правило и укажите место, где можно встретить такой знак.
10. На фотографии изображён представитель одной из профессий, связанных с биологией. Определите эту профессию.
Напишите, какую работу выполняют люди этой профессии. Чем эта работа полезна обществу?
Ответы на ВПР по биологии 5 класс 2021
1.
1.1.
А. вирусы
Б. растения
В. животные
1.2.
1) «выпадающий» из логического ряда объект: вирусы;
2) объяснение: вирусы не имеют клеточного строения/не проявляют признаков жизни (кроме размножения).
1.3.
1) «выпадающая» из логического ряда характеристика: неограниченный рост;
2) объяснение: рост кузнечика ограничен, он не может вырасти больше определённого размера.
2.
2.1. Рост
2.2. Увеличение размера
3.
3.1. 14
3.2. Зоология
4.
4.1. Объектив
4.2. Увеличение изображения
4.3. 400
5.
царство — Растения
отдел — Покрытосеменные (цветковые)
род — Ромашки
вид — Ромашка аптечная
или
4132
6.
6.1. 2,5 метра или Евразия
6.2. ответ на вопрос: замедление роста связано со сменой сезонов (осень, зима)
или
ответ на вопрос: за границей сменяется климатический пояс (за границей неподходящие климатические условия)
7. А) наземно-воздушную; Б) густая шерсть — приспособление к смене температуры воздуха; В) конкурентные/хищник–жертва.
7.1. 24
8. Природная зона — тайга; Растение — ель; Животное — глухарь
9.
1) правило: здесь запрещается ловить бабочек;
2) указание места: в заповеднике / ботаническом саду / национальном парке.
10. Профессия: цветовод / садовод / садовник / флорист / ландшафтный дизайнер
На каком материк восточного полушария обитает серый волк
Два из изображённых на фотографиях объекта объединены общим признаком. Выпишите название объекта, «выпадающего» из общего ряда. Объясните свой выбор.
Растения, животные состоят из клеток, а вирусы — неклеточная форма жизни.
2. Это неклеточная форма жизни.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
Правильно указан объект, дано объяснение | 2 |
Правильно указан только объект | 1 |
Объект указан неправильно независимо от наличия/отсутствия объяснения. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
В приведённом ниже списке даны характеристики объектов живой природы. Все они, за исключением одной, относятся к характеристикам объекта, изображённого в задании 1.1 над буквой В. Выпишите эту характеристику, которая «выпадает» из общего ряда. Объясните свой выбор.
Неограниченный рост, активный образ жизни, клеточное строение, половое размножение
1. Выпадающая характеристика: неограниченный рост.
2. Объяснение, например: рост кузнечика ограничен, он не может вырасти больше определённого размера.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) «выпадающий» из логического ряда орган растения: лист; 2) объяснение, например: лист обеспечивает фотосинтез/дыхание/испарение. Объяснение может быть приведено в иной, близкой по смыслу формулировке | |
Правильно указан орган растения, дано объяснение | 2 |
Правильно указан только орган растения | 1 |
Орган растения указан неправильно независимо от наличия/отсутствия объяснения. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
У смородины ранней весной появляются молодые стебли с листьями. Найдите в приведённом ниже списке и запишите название этого процесса.
Дыхание, питание, рост, плодоношение.
Рост — у растения это увеличение размера побега и появление листьев.
В чём заключается значение этого процесса в жизни растения?
При росте организма увеличиваются его линейные размеры.
Ответ: увеличение размера.
Выберите из приведённого ниже списка два примера оборудования, которые следует использовать для наблюдения за амурским тигром в природе.
3) комнатный термометр
5) ботаническая папка
Запишите в таблицу выбранных примеров оборудования.
Для наблюдения за амурским тигром в природе следует использовать фотоловушку и бинокль.
Знаниями в области какой биологической науки Вы воспользуетесь, проводя такое исследование?
Зоология — раздел биологии, в рамках которого издаются животные.
Ученик на уроке изучал устройство микроскопа и делал соответствующие подписи к рисунку. Какую деталь микроскопа на рисунке он обозначил буквой А?
Буквой А обозначен объектив — увеличительное стекло.
Какую функцию выполняет эта часть микроскопа при работе с ним?
Ответ запишите в именительном падеже.
Объектив служит для увеличения изображения объекта, так как в состав объектива входит увеличительная линза.
Ответ: увеличение изображения объекта.
Ольга рассмотрела кожицу лука под микроскопом, на котором было указано:
— увеличение окуляра — 10;
— увеличение объектива — 40.
Какое общее увеличение даёт данный микроскоп?
Для того чтобы вычислить увеличение микроскопа, нужно просто перемножить увеличение объектива на увеличение окуляра.
Анна и Владимир собрали и подготовили для гербария образцы растений. Для каждого растения им необходимо составить «паспорт», соответствующий положению этого растения в общей классификации организмов. Помогите ребятам записать в таблицу цифры из предложенного списка в такой последовательности, чтобы получился «паспорт» растения, изображённого на фотографии.
1) Покрытосеменные (цветковые)
2) Ромашка аптечная
Номера правильных ответов занесите в поля таблицы.
Царство | Отдел | Род | Вид |
Царство — 4) Растения;
Отдел — 1) Покрытосеменные (цветковые);
Вид — 2) Ромашка аптечная.
На графике показан рост древесного растения умеренного климата в течение нескольких лет.
Определите максимальную высоту (в метрах) растения на третий год жизни.
На карте Земли показаны территории обитания серого волка.
На каком материке восточного полушария обитает серый волк?
На работе можно пользоваться линейкой. Проводим вверх линию от точки 3-го года до пересечения с графиком, затем под прямым углом проводим линию влево и находим на пересечении с осью высоту 2,5 м.
Волк обитает в Евразии.
На графике показан рост древесного растения умеренного климата в течение нескольких лет.
Как можно объяснить наличие периодов в жизни растения, когда его рост в высоту резко замедлялся?
На карте Земли показаны территории обитания серого волка.
Как можно объяснить ограничение массового распространения серого волка южнее указанных на карте границ?
Замедление роста связано со сменой сезонов (осень, зима).
За границей сменяется климатический пояс ИЛИ за границей неподходящие климатические условия.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
Правильно дан ответ по трём пунктам плана | 2 |
Правильно дан ответ по двум любым пунктам плана | 1 |
Правильно дан ответ только по одному любому пункту плана. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Прочитайте текст и выполните задания.
В каких предложениях текста описываются признаки внешнего строения лисицы обыкновенной? Запишите номера выбранных предложений.
(1)Лисица обыкновенная – хищное животное массой до 10 кг, широко распространённое на территории Евразии, Северной Америки. (2)Лисица – зверь среднего размера с изящным туловищем на невысоких тонких лапах, с вытянутой мордой, острыми ушами и длинным пушистым хвостом. (3)Самки лисицы рождают живых детёнышей и выкармливают их молоком. (4)Мех у лисицы густой, длинный, рыжего цвета, хорошо удерживающий тепло, поэтому зверь издавна был объектом мехового промысла. (5)Лисицы охотятся в основном на мышей, однако вблизи человеческого жилья могут нападать на домашнюю птицу. (6)В дикой природе лисицы редко живут более семи лет.
Признаки внешнего строения лисицы:
(2)Лисица — зверь среднего размера, массой до 10 кг, с изящным туловищем на невысоких тонких лапах, с вытянутой мордой, острыми ушами и длинным пушистым хвостом. (4)Мех у лисицы густой, длинный, рыжего цвета, хорошо удерживающий тепло, поэтому зверь издавна был объектом мехового промысла.
Сделайте описание волка серого по следующему плану:
А) Какую среду обитания освоил волк?
Б) Какой признак внешнего строения волка указывает на его приспособленность к жизни в условиях этой среды? Ответ поясните.
В) Какие отношения складываются между лисицей и волком в природе?
(1)Лисица обыкновенная – хищное животное массой до 10 кг, широко распространённое на территории Евразии, Северной Америки. (2)Лисица – зверь среднего размера с изящным туловищем на невысоких тонких лапах, с вытянутой мордой, острыми ушами и длинным пушистым хвостом. (3)Самки лисицы рождают живых детёнышей и выкармливают их молоком. (4)Мех у лисицы густой, длинный, рыжего цвета, хорошо удерживающий тепло, поэтому зверь издавна был объектом мехового промысла. (5)Лисицы охотятся в основном на мышей, однако вблизи человеческого жилья могут нападать на домашнюю птицу. (6)В дикой природе лисицы редко живут более семи лет.
Б. Густая шерсть — приспособление к смене температуры воздуха.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) правило: здесь запрещается ловить бабочек; 2) указание места: в заповеднике / ботаническом саду / национальном парке. Правило и указание места могут быть приведены в иной, близкой по смыслу формулировке | |
Правильно определено и записано правило, указано место | 2 |
Правильно определено и записано правило, место не указано | 1 |
Правило и место не определены / определены неправильно | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Заполните пустые ячейки на схеме, выбрав необходимые слова и/или словосочетания из приведённого списка.
Сухое тёплое лето, очень холодная
Верблюд, тайга, саксаул, песец, ель, тундра, дуб, глухарь, степь.
Природная зона: тайга.
Как Вы думаете, какое правило устанавливается изображённым на рисунке знаком?
Напишите в ответе это правило и укажите место, где можно встретить такой знак.
1. Правило: здесь запрещается ловить бабочек.
2. Указание места: в заповеднике / ботаническом саду / национальном парке.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
Правильно определено и записано правило, указано место | 2 |
Правильно определено и записано правило, место не указано | 1 |
Правило и место не определены / определены неправильно | 0 |
Максимальный балл | 2 |
На фотографии изображён представитель одной из профессий, связанных с биологией. Определите эту профессию.
Напишите, какую работу выполняют люди этой профессии. Чем эта работа полезна обществу?
1. Профессия: цветовод/садовод/садовник/флорист/ландшафтный дизайнер.
2. Работа, которую выполняют люди данной профессии:высаживают растения (цветы) и ухаживают за ними.
3. Польза: помогают создавать красоту на улицах, в парках, на участке возле домов.