на каком механизме основываются проективные методики
Проективные методики в психологии
Проективные методики основаны на исследовании продуктов фантазии и воображения, они способны раскрыть внутренний мир человека. Мы живем в интересном мире, где каждое явление может порадовать и удивить. Но каждый человек видит этот мир по-своему. Кто-то восхищается красотой природы, кому-то видится везде опасность, а кто-то безразлично относится к этому. И это поведение напрямую зависит от того, что у человека внутри. Если он рад жизни и у него нет особо серьезных проблем, то он это проецирует во внешний мир. Именно проективные методики могут показать психологу, что творится у человека в его внутреннем мире. Какие методики могут об этом рассказать? Давайте с вами узнаем!
Особенности проективных методик
Виды проективных методик
В психологии наиболее популярная классификация проективных методик разработанная Лоуренсом Франком. В нее входит следующие 8 методик:
1. Экспрессивные. Они предполагают изучение экспрессивных проявлений активности человека. Примером могут служить рисуночные тесты, такие как:
«Несуществующее животное»;
«Дом-дерево-человек»;
«Цветовой тест отношений».
2. Импрессивные. Клиенту предлагается сделать выбор из карточек, картинок разного содержания. Выбор человека, может рассказать психологу о том или ином психическом состоянии человека, в момент работы. К данной группе методов относится «Тест Люшера».
3.Конститутивные. Когда человеку предлагают какой-то неопределенный материал, и просят придать ему смысл. Ярким примером является «Тест Роршаха».
4. Интерпретативные. При выполнении этих тестов, требуется описать какое-либо событие, ситуацию представленную на картинке. Из этой серии специалисты часто используют:
«Тест тематической апперцепции»;
«Тест фрустрации С. Розенцвейга»;
«Тест руки Э. Вагнера».
5. Конструктивные. Испытуемым предлагается из оформленных деталей построить что-то осмысленное и прокомментировать получившееся. Здесь используются следующие методы:
«Тест Мира М. Ловенфельд»;
«Тест Деревня Р. Мукиелли».
6. Катартические. Данные тесты вызывают у клиента состояние катарсиса (осмысления, раскрытия). В процессе работы пациент начинает осознавать причины своих проблем. После этого ему становится проще их решать. Этому процессу способствует «Психодрама Дж. Морено».
7. Рефрактивные. Психолог в процессе консультации обращает внимание на оговорки, ошибки, опечатки человека. На основе которых изучает психическое состояние клиента. Специалист может предложить написать сочинение, письмо, проанализировать свой голос и т.д.
8. Аддиктивные. Аддикция в психологии – это зависимость человека от какого-то типа поведения или деятельности. Курение, алкоголь, игромания – это все относится сюда. Работая с зависимостями, можно предложить следующие тесты:
Проективные методики, виды проективных методик
Теоретические источники проективного метода
Проективный метод направлен на исследование личности. На развитие проективного метода существенное влияние оказали классический психоанализ, холистическая психология и экспериментальные исследования New Look. Эти направления в психологии принято считать теоретическими источниками проективного метода. Каждый из них внес что-то свое в его обоснование.
Психоанализ как главный теоретический источник внес в проективный метод основные объяснительные категории: «принцип проекции» как «защитный механизм», «бессознательное».
Проективные методики, с точки зрения психоанализа, направлены на диагностику причин дезадаптации личности, бессознательных влечений, конфликтов и способов их разрешения (механизмов защиты). Условием любого проективного исследования является неопределенность тестовой ситуации. Это способствует снятию давления реальности, и личность в таких условиях проявляет не конвенционные, а присущие ей способы поведения. Процесс взаимодействия личности с малоструктурированным стимульным материалом носит характер проецирования, т. е. вынесения вовне бессознательных влечений, инстинктов, конфликтов и т. д.
Холистическая психология внесла в проективный метод понимание личности как целостной, уникальной системы. Следовательно, познание субъективного внутреннего мира личности должно исключать ее изучение путем выявления некоторых общих закономерностей и их сопоставления со «средней личностью» (как в стандартизованных методах). Отношения личности и ее социального окружения есть процесс структурирования «жизненного пространства» в целях создания и поддержания «личного мира». Проективный эксперимент, с точки зрения холистической психологии, моделирует эти отношения: испытуемый перед лицом неопределенной ситуации получает свободу в выборе элементов «жизненного пространства» и способов их структурирования.
Экспериментальные исследования New Look внесли в проективный метод новые объяснительные категории: «контроль» и «когнитивный стиль», а также понимание процесса восприятия как селективного (избирательного) относительно стимулов: 1) релевантных (соответствующих), 2) противоречащих и 3) угрожающих потребностям индивида. Проективная продукция, или, иными словами, «ответ» респондента на поставленную задачу, с точки зрения New Look, рассматривается как результат сложной познавательной деятельности, в которой воедино спаяны как когнитивные (познавательные), так и аффективно-мотивационные компоненты личности, то есть «когнитивный стиль» и «контроль».
Общая характеристика проективных методик: преимущества и недостатки
Проективные методики направлены на измерение свойств личности и особенностей интеллекта. Они обладают рядом особенностей, благодаря которым существенно отличаются от стандартизованных методов, а именно:
Отличительной особенностью стимульного материала проективных методик является его неоднозначность, неопределенность, малоструктурированность, что является необходимым условием реализации принципа проекции. В процессе взаимодействия личности со стимульным материалом происходит его структурирование, в ходе которого личность проецирует особенности своего внутреннего мира: потребности, конфликты, тревогу и т. д.
Относительно неструктурированная задача, которая допускает неограниченное разнообразие возможных ответов, — одна из основных особенностей проективных методик. Тестирование с помощью проективных методик — замаскированное тестирование, так как респондент не может догадаться, что именно в его ответе является предметом интерпретации экспериментатора. Проективные методики меньше подвержены фальсификации, чем опросники, построенные на сведениях об индивиде.
Существует проблема стандартизации проективных методик. Некоторые методики не содержат математического аппарата для объективной обработки полученных результатов, не содержат норм.
Эти методики прежде всего характеризует качественный подход к исследованию личности, а не количественный, как психометрические тесты. И поэтому еще не разработаны адекватные методы проверки их надежности и придания им валидности.
В некоторых методиках разработаны параллельные формы (Метод чернильных пятен Хольцмана) как пример решения проблемы надежности. Существуют подходы и к решению проблемы валидности проективных методик.
Для более точного исследования данные, полученные с помощью проективных методик, следует соотносить с данными, полученными с помощью других методов.
Классификация проективных методик
Как в литературе по психометрическим тестам, так и в литературе по проективным методикам можно встретить разные классификации этих методов. Приведенная классификация наиболее полно охватывает диапазон проективных методик.
Ж.С. Сафронова Психодиагностика. Проективные методики (рисуночные тесты)
Что это такое в психологии и психодиагностике?
Проективные методики исследования личности — это основанные на трактовке продуктов воображения методы диагностики, преследующие цель объяснить и раскрыть внутренний мир индивида, его индивидуальные (зачастую недоступные для понимания самой личности) переживания и мысли.
Понятие «проекция» широко применяется как в психологии, так и в психодиагностике.
Оно описывает процесс, при котором индивид отвечает на внешний стимул доступными ему способами.
Фэн-шуй личности
В чем вы наиболее эффективны и где брать ресурсы?
У каждого человека свой жизненный путь, и за 5 тыс. лет философия Востока превратилась в целую систему понимания этого пути. Фэн-шуй – это не только перестановка мебели в комнате, эта наука практически безгранична, и вмещает в себе множество правил и схем, практик и теорий. Но цель у нее всего одна – создать такие условия, которые позволяют жить полной и счастливой жизнью.
Наш центр профориентации предлагает уникальную технику Фэн-шуй личности, которая без проблем выявит ваши жизненные направления, поможет увеличить позитивную составляющую жизни, уменьшит негативную. Этот метод очень эффективный, хотя и такой, казалось бы, простой.
Достоинства и недостатки
Достоинства и недостатки проективных методик неоднозначны, и их можно рассматривать лишь с привязкой к конкретной ситуации исследования.
Но если обобщить, то к числу минусов данной категории методов можно отнести:
Плюсы проективных методик:
Авторские методики диагностики для взрослых
Из-за неуверенности, нерешительности и страха, многие мечты так и не удается реализовать. И главная проблема кроется в недоскональном знании своих возможностей. Профессиональная ориентация поможет исправить эти проблемы.
Авторские методики позволят вам определить:
Классификация и виды
Основоположником проективных методик, применяемых в психологии, является ученый К.Г. Юнг.
Его первичный эксперимент представлял собой тест, при котором пациенту озвучивали ряд слов, и в процессе просили к каждому подобрать пару в виде слова-ассоциации, пришедшего на ум в первую очередь.
Если слушатель не мог подобрать ассоциацию, запинался или просто повторял за специалистом, слово относили в категорию раздражителей, вызывающих у испытуемого аффект.
Разновидности методик на примере конкретных методов:
Для взрослых
Актуальны все виды применяемых в психологии проективных методик, в том числе и изобразительные методики-игры.
Например, проективная методика «Слон», которую применяют для подростков старше 12-ти лет и взрослых.
Испытуемому предлагают нарисовать слона и раскрасить его по своему усмотрению.
Подразумевается, что нарисованный от руки испытуемого слон является отражением его внутреннего мира, проблем и отношения к жизни.
Методика «Мои праздники» также хорошо работает в отношении взрослых испытуемых, если необходимо отследить направленность личности и особенности ее ценностной сферы.
Для детей
Наиболее популярные методики при работе с детьми: «Заданная сказочная ситуация», «Тест Люшера», «Цветовой тест отношений», «Конструктивный рисунок человека», «Пятна Роршаха».
Некоторые методики ориентированы именно на пациентов младшего возраста. Например, проективная Методика Рене Жиля, которая позволяет определить уровень социальной приспособленности ребенка и изучить особенности его взаимоотношений с окружающими.
Методика относится к визуально-словестной группе и включает в себя 42 изображения с образами детей и взрослых, а также дополняющие тестовые задания.
Методика «Кинетический рисунок семьи» позволяет увидеть картину семейной ситуации и то, как ее воспринимает ребенок.
Располагая себя и членов семьи на листе в виде фигур или знаков, ребенок как бы распределяет места, подчеркивает значимость и характерные черты каждого изображенного.
Методика «Мира и Лопеца» берет за основу не рисунки и ответы, а движения ребенка. По серии движении специалист может изучить личностные особенности ребенка.
Методика «Времена года» применяется в работе с детьми трех и четырех лет. Малышу показывают изображения и просят его определить, какой именно сезон (время года) передан на картинке и на локальных частях картинки.
За отведенное время ребенок должен высказать и обосновать свою точку зрения, доказать, почему на рисунке (по его мнению) изображено именно то время года, которое он озвучил в качестве предполагаемого.
Проективные методики для дошкольников не подразумевают творческого проявления в чистом виде (рисуночные тесты), так как малыши еще не обладают способностью передавать на бумаге внятные образы, стандартизированные в процессе взросления.
Дошколята преимущественно изображают картинки-абстракции, которые не отражают внутренних переживаний.
Применять рисуночный метод с малышами можно лишь тогда, когда специалист планирует трактовать не само изображение, а лишь характер и настроение линий, выбор цвета и расположение рисунка на бумаге.
Деловые игры для школьников
Какими способами ваш ребенок привык договариваться и высказывать свое мнение?
Каждого человека можно характеризировать своими уникальными поведенческими шаблонами, которые «активируются» в соответственной ситуации. К примеру, одни люди слишком агрессивно реагируют на замечания, другие извлекают из критики пользу, третьи привыкли контролировать абсолютно все в своей жизни, а некоторые – наоборот, привыкли быть спокойными и уступчивыми.
Наш центр профориентации поможет вашему ребенку узнать:
Каждая из этих особенностей очень важна, а особенно когда предстоит выбор профессии. Профессиональная ориентация при этом практически решает, насколько счастливым и реализованным в жизни будет ваш ребенок.
Особенности использования
Основная особенность данной группы методов — это неограниченное число вариантов ответа.
Задачи, поставленные при применении различных тестов, нельзя охарактеризовать как «структурированные». А это значит, что во время ответа человек руководствуется только своей фантазией.
При применении проективных методик допустимы лишь краткие инструкции, которые направляют «поток сознания» пациента в нужное русло.
Также к числу особенностей можно отнести неструктурированность и мнгозначность стимульных материалов, используемых для проведения тестов. Не существует единой и «правильной» системы структурирования проективных материалов и любая вариация имеет «право на существование».
Проективные методики направлены не на измерение отдельной психической функции, а на составление портрета или модуса личности в привязке к ее взаимоотношениям с социумом.
И последняя особенность — это отсутствие возможности подвести процесс анализа полученных данных к общему стандарту.
Отдельные методики не содержат ключей и не подразумевают использование математического прибора для просчета данных.
О правилах составления психологического портрета личности читайте здесь.
«Мастерская мечты» для взрослых
Реальность бытия утомительна, и каждый из нас рано или поздно начинает строить «замки из песка». Настольная игра «Мастерская мечты» — уникальная вещь, ведь она сможет дать ответы на очень взрослые вопросы:
С Мастерской Мечты вы проживете свою жизнь по-новому, внимательно следя за тем, как события влияют на ваш настрой и убеждения. В процессе, вы будете менять их, и наглядно увидите, к чему это приведет. Эта часть тренинга от нашего центра профориентации наглядно продемонстрирует вам, как придти к своей мечте. Ну, а от вас потребуется только пройти этот путь в реальности.
anchiktigra
СЧАСТЬЕ ЕСТЬ! Философия. Мудрость. Книги.
Автор: Аня Скляр, кандидат философских наук, психолог.
Психодиагностика: Тесты и проективные методики
1.7.Тест как основной инструмент психодиагностики
1.8. Проективная техника
ТЕСТЫ – стандартизированные и обычно краткие и ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий между людьми.
Слово «тест» происходит из старофранцузского языка и является синонимом слова «чашка» (лат. testa — ваза из глины). Этим словом обозначали небольшие сосуды из обожженной глины, использовавшиеся алхимиками для проведения опытов. В русском языке слово «тест» долгое время имело два значения:
1) испытательная присяга, религиозная английская клятва, которую каждый вступающий в общественную должность должен давать, чтобы доказать, что он не тайный католик;
2) плоский плавильный сосуд или сосуд из выщелоченной золы для выделения олова из золота или серебра.
3 главных характеристики тестов:
Валидность
Надежность
Стандартизированность
1) Индивидуальные и групповые
Индивидуальные тесты — тип методик, когда взаимодействие экспериментатора и испытуемого происходит один на один. Индивидуальное тестирование имеет свои преимущества: возможность наблюдать за испытуемым (за его мимикой, непроизвольными реакциями), слышать и фиксировать непредусмотренные инструкцией высказывания, что позволяет оценить отношение к обследованию, отмечать функциональное состояние испытуемого и др.
Групповые тесты — тип методик, предназначенных для одновременного обследования группы испытуемых. По характеру групповые тесты являются, как правило, типичными психометрическими тестами с весьма жесткой регламентацией процедуры обследования, обработки и интерпретации данных.
4) Вербальные и невербальные. Эти тесты различаются по характеру стимульного материала.
В вербальных тестах основным содержанием работы испытуемых являются операции с понятиями, мыслительные действия, осуществляемые в словеснологической форме. Составляющие эти методики задания апеллируют к памяти, воображению, мышлению в их опосредованной языковой форме. Они очень чувствительны к различиям в языковой культуре, уровню образования, профессиональным особенностям. Вербальный тип заданий наиболее распространен среди тестов интеллекта, тестов достижений, при оценке специальных способностей.
Невербальные тесты — это такой тип методик, в которых тестовый материал представлен в наглядной форме (в виде картинок, чертежей, графических изображений и т. п.). От испытуемых требуется понимание вербальных инструкций, само же выполнение заданий опирается на перцептивные и моторные функции.
Невербальные тесты уменьшают влияние языковых различий на результат испытания. Они также облегчают процедуру тестирования испытуемых с нарушением речи, слуха или с низким уровнем образования. Невербальные тесты широко используются при оценке пространственного и комбинаторного мышления. В качестве отдельных субтестов они включены во многие тесты интеллекта, общих и специальных способностей, тесты достижений.
II. По содержанию тестирования
1) Тесты интеллекта (стандартизованные методики, направленные на измерение общего уровня способности индивида к решению широкого класса мыслительных задач)
2) Тесты специальных способностей (тесты, направленные на измерение уровня успешности решения задач конкретного типа и в конкретных областях деятельности)
3) Тесты достижений (тесты, направленные на оценку усвоения испытуемым конкретных знаний, умений и навыков, приобретенных в результате определенного курса обучения или тренировки)
4) Тесты личности (тесты, направленные на измерение неинтеллектуальных проявлений личности. Включает в себя проективные методики, личностные опросники и любые другие методики, предназначенные для диагностики эмоциональных, мотивационных, межличностных свойств индивидуума.
-Определение отклонений психического развития
-Индивидуальное консультирование
-Профотбор и профподбор
-Определение уровня достижений (овладения знаниями, умениями, навыками)
-Тренинговый процесс
-Судебно-психологическая экспертиза
Требования к измерительным методам (тестам):
-должны быть однозначно сформулированы цели, предмет и область применения методики. Предмет, диагностический констркут должен быть соотнесен с уже имеющимися теоретическими обоснованиями, проверенными на релевантность. Область применения должна быть четко выделена и обозначена, указан контингент обследуемых. Необходимо четко обозначить цели использования результатов.
-процедура проведения должна быть задана в виде однозначного алгоритма, который можно было бы передать ЭВМ или специалисту, не имеющему специальных психологических знаний.
-процедура обработки должна включать статистически обоснованные методы подсчета и стандартизации тестового балла (по статистическим или критериальным тестевым нормам). Выводы (диагностические суждения) на основе тестового балла должны сопровождаться указанием на вероятностный уровень статистической достоверности этих выводов.
-тестовые шкалы должны быть проверены на репрезентативность, надежность и валидность в заданной области применения. Другие разработки и пользователи должны иметь возможность повторить стандартизационные исследования в своей области и разработать частные стандарты (нормы).
-процедуры, основанные на самоотчете, должны быть снабжены средствами контроля за достоверностью, позволяющими автоматически отсеивать недостоверные протоколы.
-необходимо вести банк данных, собранных по тесту, и проводить периодическую коррекцию всех стандартных методик
ПРОЕКТИВНАЯ ТЕХНИКА — группа методик, предназначенных для диагностики личности. Для них характерен глобальный подход к оценке личности, а не выявление отдельных ее черт. Наиболее существенным признаком является использование в них неопределенных стимулов, которые испытуемый должен сам дополнять, интерпретировать, развивать и т. д. При этом происходит проекция (перенос) психических свойств испытуемого на материал задания, что позволяет выявить его скрытые личностные особенности.
Цель проективных методик относительно замаскирована, что уменьшает возможность испытуемого давать такие ответы, которые позволяют произвести желательное о себе впечатление.
Эти методики носят в основном индивидуальный характер и в большей своей части бывают предметными или бланковыми.
Г. Мюррей впервые описал процесс проекции в ситуации со стимулами, допускающими их различную интерпретацию. Он рассматривает проекцию как естественную тенденцию людей действовать под влиянием своих потребностей, интересов, всей психической организации.
Понятие проекции (от лат. projectio — выбрасывание) как психологическое понятие появляется впервые в психоанализе и принадлежит 3. Фрейду (Freud, 1894). Он полагал, что анксиозные неврозы возникают в том случае, когда психика не может овладеть эндогенно развившимся сексуальным возбуждением и в этом случае происходит проекция этого возбуждения во внешний мир. Проекция (наряду с вытеснением, рационализацией, сублимацией и др.) рассматривалась в качестве одного из защитных механизмов. Процесс конфликта, в соответствии с 3. Фрейдом, изживается благодаря особому психическому механизму — проекции. Основоположник психоанализа в своей работе «Тотем и табу» пишет о том, что «враждебность, о которой ничего не знаешь и также впредь не хочешь знать переносится из внутреннего восприятия во внешний мир и при этом отнимается от самого себя и приписывается другим».
« Проекция — это защитный механизм, используемый бессознательной сферой «Я», посредством которого внутренние импульсы и чувства, неприемлемые в целом для личности, приписываются внешнему объекту и тогда проникают в сознание, как измененное восприятие внешнего мира». Энциклопедия психоанализа
Приписывая отрицательную черту другим на основе сравнения, можно минимизировать или отрицать ее у себя.
«Проекция не создана для отражения душевных переживаний, она имеет место и там, где нет конфликтов», — пишет 3. Фрейд. Проекция, не привязанная намертво к сфере бессознательного, вечно конфликтующего с сознанием, а понятая как человеческая особенность, без которой нет собственного видения предметов и явлений окружающей действительности, была названа «атрибутивной проекцией«.
Классическую и атрибутивную проекцию, по мнению разных авторов, можно различать по «мишеням», избираемым для проекции. Предполагается, что классическая проекция направлена на отрицательно оцениваемых лиц, а когда индивид осознает у себя негативные черты, он наделяет ими лиц, к которым у него положительное отношение. Т.е. наделение собственными мотивами, потребностями, чувствами других людей и понимание их поступков.
«Аутической проекцией» было названо явление, в основе которого лежит детерминированность восприятия актуальными потребностями человека. Этот феномен был обнаружен в ходе демонстрации обследуемым на экране расфокусированных изображений разных объектов. Оказалось, что изображения пищи ранее распознаются голодными, чем сытыми, это и было названо «аутизмом». Дальнейшие исследования позволили установить, что происходит не только снижение порога узнавания, но и проецирование потребностей.
Если в случае классической проекции речь идет о приписывании неосознаваемых черт и особенностей, тех, которые вытеснены, то в близкой ей рационализированной проекции субъект осведомлен относительно нежелательных (неодобряемых) собственных черт личности или поведения, но всегда находит им оправдание.
Д. Холмс (Holmes, 1968), подводя итоги многочисленным исследованиям, предлагает выделить два «измерения» проекции. Первое — что проецируется (наличие—отсутствие проецируемой черты), второе — осознание проецируемого. Комбинируя эти измерения, можно классифицировать известные виды проекции
Комплементарная проекция предполагает проекцию черт, дополнительных к тем, которыми субъект обладает в действительности. Например, порой, испытывая страх, мы склонны едва ли не каждого человека воспринимать как нам угрожающего. В этом случае приписываемая другим черта, скажем агрессивность, позволяет объяснить собственное состояние.
Для обозначения определенного типа психологических методик понятие проекции впервые используется Л. Франком в 1939 г. Им выдвигаются три основных принципа, лежащих в основе проективного исследования личности.
ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТИВНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ (Л.Франк, 1948)
-направленность на уникальное в структуре или организации личности. Личность рассматривается как система взаимосвязанных процессов, а не перечень (набор) способностей, или черт
-личность изучается как относительно устойчивая система динамических процессов, организованных на основе потребностей, эмоций и индивидуального опыта
-эта система основных динамических процессов постоянно, активно действует на протяжении жизни индивида, формируя. направляя, искажая, изменяя переиначивая каждую ситуацию в систему внутреннего мира индивида.
Каждое новое действие, каждое эмоциональное проявление индивида, его восприятия, чувства, высказывания, двигательные акты несут на себе отпечаток личности. Это третье и основное теоретическое положение обычно называют «проективной гипотезой».
«моя личность проявляется во всем»
Определяя специфику проективного подхода, Л. Франк пишет о том, что это прием исследования личности, с помощью которого испытуемого помещают в ситуацию, реакцию на которую он осуществляет в зависимости от значения для него этой ситуации, его мыслей и чувств. Стимулы в проективных методиках приобретают смысл не просто в силу их объективного содержания, а прежде всего в связи с личностным значением, придаваемым ему испытуемым.
Общие признаки проективных методик
-неопределенность, неоднозначность используемых стимулов
-отсутствие ограничений в выборе ответа
-отсутствие оценки ответов испытуемых как «правильных» или «ошибочных»
Л. Франк первым разработал классификацию проективных методик:
Виды проективных методик
Конститутивные (методики структурирования)
Испытуемый должен придать смысл какому-то аморфному материалу
Тест Роршаха
Полагается, что в процессе интерпретации изображений, придания им смысла, испытуемый проецирует свои внутренние установки, стремления и ожидания на тестовый материал.
Конструктивные методики
Предлагаются оформленные детали (фигурки людей и животных, модели их жилищ и пр.), из которых нужно создать осмысленное целое и объяснить его.
Тест мира
Интерпретативные методики
Истолкование какого-либо события, ситуации
Испытуемому предлагаются таблицы-картины, на которых изображены относительно неопределенные ситуации, допускающие неоднозначную интерпретацию. В ходе обследования испытуемым составляется небольшой рассказ, в котором необходимо указать, что привело к изображенной ситуации, что происходит в настоящее время, о чем думают, что чувствуют действующие лица, чем эта ситуация завершится. Предполагается, что испытуемый идентифицирует себя с «героем» рассказа, что дает возможность раскрытия внутреннего мира обследуемого, его чувств, интересов и побуждений.
Тематический Апперцептивный Тест (ТАТ)
Катартические методики
Осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях с целью достижения игрового катарсиса
Психодрама
Психодрама в виде импровизированного театрального представления позволяет субъекту не только аффективно отреагировать и тем самым добиться терапевтического эффекта, — но и дает исследователю возможность обнаружить выносимые вовне конфликты, проблемы, другую личностно насыщенную продукцию.
Рефрактивные методики
Непроизвольные изменения в общепринятых средствах коммуникации (речь, почерк)
Графология
Экспрессивные методики
Рисование на свободную или заданную тему
«Дом – дерево – человек». Проективный рисунок человека
По рисунку делают выводы об аффективной сфере личности, уровне психосексуального развития и других особенностях.
Импрессивные методики
Предпочтение одних стимулов (как наиболее желательных) другим
Тест Люшера. Психологическая интерпретация исходит из символического значения цвета. В качестве стимулов могут выступать фактически любые объекты живой и неживой природы.
Аддитивные методики
Завершение имеющего начало предложения, рассказа или истории.
Например, предлагается серия незаконченных предложений типа: «Будущее кажется мне. », «Думаю, что настоящий друг. » и т. п. Эти методики предназначены для диагностики разнообразных личностных переменных.