на каком месте испания по образованию
Образование в Испании в сравнении с образованием в других странах мира (часть первая)
Автор: Азбука Испании
Система образования в Испании считается весьма развитой по европейским меркам. Ее преимущества и недостатки можно легко увидеть, если сравнить с образовательными системами других государств Европы и мира. Результаты подобного сравнения опубликовало недавно популярное испанское издание «La Vanguardia».
В Испании начало учебного года определяется самими автономиями. Как правило, это середина сентября. В среднем каникулы испанских школьников длятся около трех месяцев. В большинстве стран Европы школьные каникулы гораздо короче. Но испанским детям приходится расплачиваться за долгий летний отдых в течение года: количество учебных часов в Испании составляет 1050, в то время как в Финляндии, где занятия начинаются первого сентября, в году насчитывается всего 856 часов учебных занятий.
Домашних заданий испанским детям также приходится выполнять больше. Об этом свидетельствуют данные, полученные Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). К примеру, ученикам 4 класса испанской школы приходится в неделю тратить на выполнение домашних заданий шесть с половиной часов.
В Испании, в отличие от многих других европейских стран, активно применяется система второгодничества. Статистика свидетельствует о том, что к 15 годам около трети школьников королевства хоть раз оставались обучаться повторно в одном и том же классе.
Документ об окончании среднего образования не получают около 20 % испанских школьников. В уже упомянутой Финляндии этот показатель составляет всего 5 %.
Насколько эффективна современная система образования Испании?
Мировой опыт показывает: далеко не всегда увеличение количества учебных часов приводит к тому, что успеваемость растет. В Испании, где количество часов довольно велико, процент неуспевающих составляет около 26 %. Как свидетельствуют авторитетные международные исследования, проведенные в 65 странах, показатели Испании являются довольно низкими. Это значит, что в образовательной системе королевства уже в течение многих лет наблюдается застой.
К примеру, по изучению математики Испания оказалась на 33 месте из 65 стран. По большинству других показателей она находится в конце третьего-начале четвертого десятка. Успеваемость школьников страны в целом осталась на том же уровне, что и десять лет назад.
Застой образовательной системы характерен сегодня для многих европейских стран, в том числе таких развитых, как Великобритания или Германия. А вот показатели многих азиатских государств в последние годы рекордно возросли.
Заслугой Испании можно считать то, что стране удалось построить единообразную образовательную систему – в этом она преуспела больше, чем США или Германия. Но, к сожалению, подобная политика имеет и свои отрицательные стороны. По итогам прошлого года большинство школьников показали плохие или средние результаты в обучении, тех же, кто учится блестяще, в королевстве очень мало. Отличники для средней испанской школы – это редкие исключения.
А вот в Южной Корее и Финляндии процент таких учеников довольно высок, в то время как школьников, демонстрирующих очень низкие показатели, совсем мало. Как показали недавние данные статистики, лучшие результаты в настоящее время принадлежат Корее – более высоких показателей нет ни в одной другой стране мира. В среднем успеваемость в Корее составляет 554 балла – это на 60 баллов больше, чем средние показатели, установленные Организацией экономического сотрудничества и развития по итогам исследований в 65 странам. Этот уровень можно выразить так: в среднем испанские школьники отстают от корейских на два учебных года.
Южную Корею и Финляндию можно считать сегодня одними из бесспорных лидеров мирового образования. Однако высокие результаты в этих странах были достигнуты различными методами. К примеру, в Финляндии для изучения в средней школе всем ученикам предлагаются одни и те же предметы. Детей не разделяют по уровню знаний. В стране считается, что программу средней школы может освоить любой ученик – при наличии дополнительной поддержки, если это необходимо. Практики второгодничества в Финляндии почти нет.
Что касается Южной Кореи, то модель образования здесь вообще не предусматривает возможности оставить ученика на второй год. В настоящее время в стране действует система, согласно которой в средней школе учеников делят на два уровня в зависимости успеваемости по математике. В случае, когда ученик демонстрирует очень низкие показатели, в 14 лет он может оставить школу и пойти в профессионально-техническое училище – если на это согласны его родители. В стране действует система повышенного контроля за успеваемостью, многие родители здесь готовы платить за услуги репетиторов и отдавать детей на дополнительные занятия – все это за немалую плату.
В прошлом году было проведено очередное исследование ОЭСР, в котором оценивались два показателя: знания по математике и способность понимать прочитанный текст. Это исследование проводилось среди людей в возрасте от 16 до 65 лет в 24 наиболее промышленно развитых странах. Выяснилось, что по математике Испания занимает последнее место среди этих государств, а по пониманию прочитанного – предпоследнее. В числе лидеров оказались Япония, Голландия и Финляндия.
Но есть и хорошие новости: показатели по наиболее молодой части испанского населения приближаются к среднему уровню. К примеру, разрыв со средними показателями в количестве набранных баллов по математике у старшей возрастной категории составляет 32 балла, в то время как среди молодежи он составляет 16 баллов. Возможно, причиной отставания является тот факт, что в Испании система обязательного среднего образования действует не так давно, как в других странах, так что со временем этот разрыв будет сокращаться. В стране есть довольно большая группа населения зрелого возраста, которая просто не имела возможности получить образование. Именно это может считаться причиной того, что в сфере образования Испания пока отстает от самых развитых государств мира. (Часть вторая).
Система образования в Испании
В настоящее время система образования в Испании базируется на четырех основных уровнях:
1) дошкольное образование – Educación Infantil;
2) начальное образование – Educación Primaria;
3) среднее образование:
Существует также профессиональное образование (Ciclos Formativos) по типу привычных нам российских ПТУ, колледжей и техникумов. Профессиональное образование в Испании является двухступенчатым, оно состоит из Ciclos Formativos de Grado Medio и Ciclos Formativos de Grado Superior и может быть получено вместо бачилерато после окончания обучения на уровне обязательного среднего образования. Выпускник Ciclos Formativos de Grado Superior на равных основаниях с обладателями титула Bachillerato имеет право получить высшее образование в Испании, поступив в соответствующее учебное заведение.
Помимо четырех основных уровней, названных выше, система образования в Испании включает в себя образование для взрослых (вечерние школы – Escuela de Adultos), а также специализированное языковое, художественное или прикладное образование.
Дошкольное образование в Испании (Educación Infantil)
Система образования в Испании начинается с дошкольного образования для самых маленьких, которое не определено в качестве обязательного, является бесплатным в государственных учреждениях (гарантированно бесплатным в государственных учреждениях является обучение детей с 3 до 6 лет) и платным – в частных. Его можно разделить на два этапа:
Обязательное школьное образование в Испании (Educación básica)
Базовое школьное образование в соответствии с действующим законодательством страны является обязательным. Как и дошкольное образование, оно может быть бесплатным в государственных учреждениях и платным – в частных. В систему базового образования Испании помимо государственных и частных колледжей входят также религиозные учебные заведения, финансируемые церковью.
Система образования в стране находится под контролем Министерства образования Испании. Именно государство следит за качеством образования, устанавливает нормативы численности педагогического состава, количества учеников в классе, утверждает методологические программы, контролирует вопросы финансирования и т.д. Обязательное образование в Испании во всех типах колледжей ученики получают с 6 до 16 лет в два этапа:
Основные предметы, преподаваемые в рамках школьной программы среднего испанского образования: естественные науки (география, природоведение), гуманитарные науки (история, обществоведение, литература, гражданское воспитание и права человека), языки (испанский язык, иностранный язык, языки автономий – валенсийский, каталонский, галисийский, баскский), математика, физкультура, музыка и изобразительное искусство.
Выпускник школы с дипломом о среднем образовании может продолжить свое обучение на курсах среднего профессионального образования, в колледже по программе бачилерато либо начать трудовую деятельность.
Bachillerato
Система образования в Испании включает в себя уровень бачилерато, который напоминает старшие классы российской общеобразовательной школы и состоит из двух курсов. Бачилерато – это не обязательная, а добровольная ступень образования. Учебу на данном этапе выбирают в основном те ученики, которые планируют продолжить обучение в высших учебных заведениях. Второй курс бачилерато предполагает выбор учеником основного направления специализации: точные науки или гуманитарные и общественные науки, искусство. Выпускные экзамены в бачилерато являются вступительными в университет. В условиях конкурсной системы поступления в вузы выпускники с высоким итоговым средним баллом имеют весомые преимущества при выборе университета. Учеба в Испании на бачилерато начинается с 16 лет, т.е. после завершения базового школьного образования.
Специализированное обучение в Испании проходит по 3 направлениям:
Ученики переводятся с курса на курс только при условии успешной сдачи всех экзаменов. Допускается несдача 2 предметов с возможностью повторного прохождения курса обучения и переносом экзамена на следующую сессию. Несдача 4 и более экзаменов повлечет за собой автоматическое оставление ученика на второй год.
Выпускник, успешно сдавший все итоговые экзамены, получает диплом о полном среднем испанском образовании (Título de Bachiller, «бакалавр»). Такой диплом дает право на получение высшего образования в Испании.
Заказать консультацию
Среднее профессиональное образование в Испании
Среднее профессиональное образование занимает важное место в системе образования в Испании. Его можно получить по 142 специальностям. Продолжительность каждого курса определяется по каждой специальности индивидуально и обычно составляет от 1300 до 2000 часов с обязательным посвящением 25% учебного времени производственной практике.
Среднее профессиональное испанское образование (Formación Profesional de Grado Medio) могут получить следующие категории граждан:
Учащиеся, завершившие среднее профессиональное образование (Formación Profesional de Grado Medio) и высшее профессиональное образование (Formación Profesional de Grado Superior), получают дипломы специалиста (Técnico) и главного специалиста (Técnico Superior) соответственно. Диплом специалиста дает право на продолжение обучения в Испании на бачилерато. Диплом главного специалиста дает право на поступление без экзаменов в высшие учебные заведения Испании для прохождения дальнейшего обучения по тому же направлению.
Особые виды образования (Enseñanzas de régimen especial)
Данные виды обучения в системе образования Испании выделяются в отдельный тип и охватывают все возрастные категории учащихся. Система образования в Испании предусматривает, что специализированное образование может начаться с дошкольной подготовки и закончиться получением диплома, эквивалентного диплому о высшем образовании. Обучение проводится по следующим направлениям:
Система высшего образования в Испании
Высшее университетское образование в Испании (Enseñanza Universitaria) согласно общеевропейским и мировым нормам, а также по нормам Болонского процесса делится на три цикла.
Зачисление в бакалавриат большинства высших учебных заведений Испании проводится на основании результатов единого государственного экзамена, который носит название PAAU (Pruebas de Aptitud para Acceso a la Universidad). Однако чаще всего его называют более коротко – Selectividad (по-русски – «конкурсный отбор»). Экзамен проводится непосредственно в школах (для выпускников, получающих диплом о полном среднем образовании) или на подготовительных курсах, проводимых высшими учебными заведениями Испании. UNED (Universidad Nacional de Education a Distancia – Государственный университет дистанционного обучения) предоставляет возможность сдать конкурсный экзамен заочно.
В процессе экзамена определяется общий уровень подготовки выпускника, а также проходит тестирование по предметам, соответствующим выбранному направлению (техническому или гуманитарному). Оценка выставляется по 10-балльной шкале после подсчета среднего арифметического балла за ответы на все вопросы. Суммарный результат в обязательном порядке учитывает также средний балл школьного аттестата. Требования к поступающим на программы магистратуры и доктората могут различаться и зависят от кафедры, вуза и даже региона Испании.
Система образования в Испании подразумевает платность обучения в высших учебных заведениях. Образование в государственных вузах Испании без натяжки можно назвать общедоступным. Стоимость обучения составляет от 2500 до 5000 евро в год. Учеба в частном вузе Испании обойдется заметно дороже – от 3000 до 10 000 евро в год. Существует развитая система стипендий и грантов, а также программы международного обмена. Студенты-отличники могут не только покрыть всю стоимость обучения за счет стипендии, но и пройти курсы обучения по обмену в ведущих мировых вузах.
Высшее образование в Испании согласно действующему законодательству можно получить только в университетах, т.е. в высших учебных заведениях. Государственные университеты в Испании считаются более престижными, чем частные. Существуют также духовные университеты, находящиеся под патронажем церкви, и вузы, ведущие подготовку специалистов в таких областях, как искусство, кинематография или военное дело.
Все вузы в Испании являются автономными и имеют право на внесение изменений в программу обучения студентов. Именно на вузы возложена разработка учебных планов, которые помимо обязательных профилирующих предметов включали бы необязательные предметы и предметы, выбор которых оставляется на усмотрение студента. Учебные планы легализуются комиссией вузов. Администрация каждого вуза Испании занимается расчетом и определением стоимости обучения на всех факультетах, а также отвечает за выдачу дипломов.
Академический год в университетах Испании длится, как правило, с октября по июнь. Большая часть испанских вузов проводит обучение на испанском языке. Иностранным абитуриентам предлагаются подготовительные курсы по испанскому языку, которые могут быть специализированы по направлениям (с юридическим уклоном, экономическим, медицинским и т.д.). С каждым годом в университетах Испании увеличивается и количество англоязычных программ.
При поступлении на некоторые программы может понадобиться подтвердить уровень владения испанским языком. Подтверждающим документом может быть признан DELE (Diploma de Español como Lengua Extranjera). Подготовка к экзамену DELE ведется в многочисленных языковых школах Испании и России. Экзамен проходит несколько раз в год. При подтверждении уровня знания испанского языка особое внимание следует обратить на сроки: сроки подачи заявок и сроки ожидания сертификатов. Это говорит о том, что к поступлению в испанский вуз российскому абитуриенту следует готовиться заранее, заблаговременно связав сроки подачи документов со сроками получения языкового сертификата.
Планирование учебного процесса в вузах Испании организуется системой «кредитов». 10 часов аудиторных занятий соответствуют одному «кредиту». По сумме набранных «кредитов» судят о степени подготовки студента, интенсивности его обучения и достигнутых в учебе успехах.
Бизнес-школы Испании
Говоря о системе высшего образования в Испании, стоит отметить большой выбор частных бизнес-школ, многие из которых являются известными и престижными. Например:
Качество обучения в представленных бизнес-школах Испании находится на уровне мировых стандартов. Стоимость обучения может превысить стоимость обучения в частных университетах. Многие программы обучения, предлагаемые бизнес-школами, ведутся на английском языке. Если иностранный студент недостаточно свободно владеет испанским языком, но при этом имеет свободный английский, у него есть прекрасный шанс получить качественное образование в бизнес-школе. Стоимость обучения может варьироваться в пределах от нескольких тысяч до восемнадцати тысяч евро в год.
Теперь самые популярные статьи о жизни в Испании и полезные лайфхаки от инсайдеров вы сможете прочитать на нашей странице в «Яндекс.Дзен». Подписывайтесь!
Центр услуг в Испании
Центр услуг «Испания по-русски» – это Ваш гид по обучению в Испании. Подбор учебных заведений, перевод в испанский вуз, визы, ВНЖ для всей семьи, детские лагеря, спортивные и английские школы.
Сравнение образования в РФ и других странах
Сравнение образования в РФ и других странах. Статья будет разделена на 4 заголовка. Первый — «Сравнение образования в РФ и других странах», где будет затронута общая разница систем образования в РФ и других странах. Второй — «Сравнение образования в РФ и других странах: карьера», где будет сравнение работы преподавателей в школах и не только. Третий — «Статистика и рейтинги», где образование будет сравниваться в формате статистики и рейтингов, что позволит нам сравнить эффективность образования в разных странах. И четвёртый пункт — «Источники», где будут даны источники, с которых я брал статистику и иную информацию, чтобы вы могли убедиться в достоверности данной мной информации.
Ранее я делал похожую статью, но только в той статье речь шла о медицине — «Сравнение медицины в РФ и других странах«. Но, к сожалению, в той статье основную часть я смог уделить разбору статистики и сравнению статистических показателей, а не медицины в целом. Это произошло из-за нехватки информации. В этой же статье я напишу не только о статистических показателях и рейтинге, но и о различиях в самих системах образования.
Также я писал «Почему домашнее обучение лучше школьного«. Но хочу подметить, что я имею ввиду не то, что домашнее обучение само по себе лучше. Нет, оно лучше лишь на данный момент. Школьное образование я не отвергаю.
Сравнение образования в РФ и других странах
Немного о длительности обучения в школах. Самый долгий срок обучения в начальной школе у Ирландии. Он составляет целых 8 лет. Это единственная страна с таким сроком обучения. Наименьший срок обучения в начальной школе у 21 страны мира, в том числе у следующих стран: РФ, Австрия, Германия, Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Сербия, Украина и других. Наибольший срок обучения в средней школе составляет целых 9 лет. Такой срок у Германии и Словакии. Наименьший срок — 4 года. Такой срок обучения в Филиппинах и Сингапуре. Самый распространённый срок обучения по странам мира — 6 лет, такой срок в 82 странах мира. После него — 7 лет, такой срок в 63 странах. [1]
Кстати, а вы знали что в других странах есть школы, которые созданы для русских учеников? Такие есть во многих странах, например в следующих странах: Великобритания, Австрия, Германия, Польша, Италия, Чехия, Франция, Испания и других. [4] Например, на момент 2013 года в Азербайджане более 80 тысяч человек обучались на русском языке. В стране 15 школ, где обучают только на русском. Также есть целых 314 школ, где обучение ведётся на русском и азербайджанском. [5]
Школьное образование в США. Далее я напишу об образовании в нескольких странах мира. В США большинство школ государственные и бесплатные, в них обучается около 90% детей. В стране нет строгих стандартов обучения и учебных программ, их выбирают власти штатов. Учебная неделя — 5 дней, в некоторых штатах — 4 дня. Всего 12 классов. Оценки в виде букв. Оценка «F» соответствует двойке, а оценка «A» — пятёрке. С третьего класса проходит тестирование знаний. Вместо привычных нам уроков физкультуры здесь занимаются определённым видом спорта. [2]
Школьное образование в Канаде. Школы в Канаде делятся на разные категории. Есть общественные и религиозные, платные и бесплатные и так далее. Основная часть из них — государственные. В них обучается около 93% детей. Каждая провинция имеет свою систему обучения, но в целом они похожи. Педагоги не имеют права даже на публичное замечание ребёнку. Образование начинается с 4-5 лет, речь идёт о подготовительных классах. В средней и старшей школе обучение разделено по частям: по четыре предмета на семестр. Каждый день у детей одни и те же предметы, по 75 минут каждый. Дневников здесь нет, домашнего задания задают не особо много, в некоторых школах оно и вовсе отсутствует. Всего 12 классов и 2 подготовительных. Системы оценок разные: баллы и буквы. Экзамены дважды в год, начиная со средней школы. [2]
Школьное образование в Германии. Обучение в германских школах занимает до 13 лет. Школы есть как частные, так и государственные. Детские сады в Германии платные и не входят в образовательную систему, выполняя скорее функцию отдыха. В начальной школе первые 2 года изучение предметов проходит в общем комплексе — знания из разных областей преподают в рамках одного предмета. Оценки начинают ставить с 3-го класса. В последних классах начальной школы ученикам рекомендуют определённые ступени средней школы, в зависимости от их успеваемости и характеристики. Среднее образование делится на 4 уровня: гимназии, реальная школа, общая школа и основная школа. Гимназия является лучшей, сюда попадают по рекомендациям педагогов из начальной школы. Тут выбирают нужный профиль и после 9 лет обучения в гимназии ученик может бесплатно поступить на большинство факультетов. Реальная школа направлена на получение профильного образования в сферах торговли, обслуживания, государственной службы. Общая школа предполагает получение образование по нескольким профилям, здесь совмещены гуманитарные и технические дисциплины. Основная школа дает базовые школьные знания, дети учатся до 10 класса. Сюда попадают ученики без рекомендации из начальной школы, а также те, кто не планирует обучение в университете. [3]
Школьное образование в Норвегии. Длится оно здесь 13 лет. В младших классах изучают норвежский и английский, математику, чтение, музыку и занимаются физкультурой. В младших школах оценки не ставят. Если у ученика проблемы с поведением или обучением, то учитель напишет записку родителям. Есть 3 направления в старших школах: академическое, где углублённо изучают математику, географию и литературу; профессиональное, где изучают предметы, связанные с будущей профессией и специальное образование, созданное для учеников с ограниченными умственными и физическими особенностями. Экзаменов здесь нет. В конце года специальная комиссия выбирает определённый процент учеников для тестирования. Есть народные школы, где обучаются в основном те, кто не знают на кого обучаться. Окончание данной школы даёт дополнительные баллы для поступления. [6]
Школьное образование в Японии. Начальная школа длится 6 лет, средняя 3 года и старшая тоже 3 года. Классы здесь считаются иначе, нежели у нас. Например, при переходе в среднюю школу, ученик оказывается не в 7-м классе, а в 1-м классе средней школы. Так же и со старшими классами — не 10-й класс старшей школы, а 1-й класс старшей школы. Параллельные классы обозначаются буквами латинского алфавита. Бесплатных старших школ и ВУЗов здесь нет. Государственные учреждения могут предложить лишь менее низкую стоимость обучения. Учебный год состоит трёх триместров. Учебный период длится с 6 апреля по 25 марта. Обучение начинается в апреле из-за начала цветения сакуры и весны. Обучение длится 6 дней в неделю, в некоторых школах 5. При этом два раза в месяц суббота должна быть выходным днём. Здесь тоже есть школы для русских, их 15 штук. В начальной школе экзаменов нет, зато в средней и старшей они сдаются 5 раз в год. В конце каждого триместра сдают большие экзамены, которые проверяют абсолютно все предметы. [7]
Школьное образование в Кении. Кения является одной из наиболее развитых стран в Африке. Начальное образование начинается в 6-7 лет. Учебный год длится с января по ноябрь. По окончании каждого класса ученики сдают экзамены, после чего переводятся в следующий класс. Если не сдают, то остаются ещё на год учёбы. Есть три группы средних школ: частные, государственные и церковные. Частные школы очень дорогие. Государственные же школы обычно требуют высокий средний балл. В Кении около 30 университетов, из них 7 — государственные. [8]
Высшее образование. В РФ идёт упор на теорию, в других странах упор идёт на практику. Студенты российских ВУЗов получают минимальный опыт работы по своей будущей специальности. В школах и ВУЗах РФ продолжают преподавать огромное множество различных предметов. За рубежом основное внимание уделяется профильным и смежным предметам. В иностранных учебных учреждениях преподаватель и студент в дружеских отношениях, в то время как в российских — авторитет педагога ставится выше интересов ученика. Техническое оснащение многих российских ВУЗов уступает иностранным. [9]
Сравнение образования в РФ и других странах: карьера
В Испании годовая зарплата учителя составляет 48% от годовой зарплаты президента страны. В Мексике — 28%. В Германии — 25%. В Нидерландах и Греции — 19%. В США — 11%. В РФ же — 4%. [10]
Дневная зарплата учителя в бигмаках. В Мексике — 68, в Германии — 44, в Испании — 30, в Греции — 14, в РФ — 10. [10]
Месячная зарплата учителя в iPhone 6s (16 GB). Мексика — 7,5; Германия — 6,2; США — 5,5; Франция — 3,3; Южная Корея — 2,7; Япония — 2,5; РФ — 0,7. [10]
Эти 3 изображения выше на момент 2016 года, так что скорее всего данные изменились.
Средние зарплаты учителей на 2020 год: [11] (зарплаты в рублях по курсу 26 марта 2021 года)
Страна | Средняя зарплата в долларах за год | Средняя зарплата в рублях за год |
РФ | 5478 | 416218 |
США | 74400 | 5652912 |
Чехия | 23778 | 1806652 |
Германия | 36520 | 2774789 |
Канада | 74540 | 5663549 |
К сожалению, я мало нашёл иной информации для сравнения, потому придётся обойтись лишь заработными платами.
Статистика и рейтинги
Теперь наше сравнение образования в РФ и других странах переходит к самой интересной части — статистике и рейтингам.
По данным Times Higher Education (2018-2019), лишь один российский институт попал в топ 200 университетов — МГУ, 194 место. [12] По данным рейтинга университетов QS (2018), в топ 200 вошёл лишь МГУ, заняв 95-е место. Второй получил 250-е место — Новосибирский национальный исследовательский государственный университет. Третий российский университет получил 291 место — МГТУ имени Баумана. Это все университеты в топ 300. В топ 301-400 вошли ещё 6 российских университетов. В топ 401-500 ещё 1. То есть, всего из 500 университетов российских там — 10. [13] В шанхайский рейтинг 2018 в топ 200 вошёл лишь МГУ, заняв 93-е место. В рейтинг университетов мира от US News (2018-2019) ни один российский университет не вошёл в топ 100. [14]
В рейтинг университетов RUR (2020) из 829 университетов мира в топ попали лишь 82. Самый первый из них — МГУ, на 97-м месте. Лишь 4 из них попали в топ 300. [15] В рейтинг университетов RUR в 2010 году из 567 университетов в рейтинг попали лишь 11 российских. [16] Можете не думать, что за период 2010-2020 годов произошёл огромный рост качества российских университетов. Если бы рейтинг был так же из 567 университетов, в рейтинге было бы лишь 17.
В 2015 году РФ была на 92-м месте по расходам на образование в проценте от ВВП. [17]
По количеству иностранных студентов в 2019 году, РФ занимает пятое место. На первом месте Германия, на втором Великобритания, на третьем Франция и на четвёртом Нидерланды. По данным того же сайта РФ на 14-м месте по качеству образования в 2021 году. [18]
В рейтинге образования PISA РФ снизила свои позиции с периода 2000-2018. По естественно-научной грамотности РФ на 33-м месте (в 2000 году было 26-е). По показателям математической грамотности РФ на 30-м месте (в 2000 году было 22-е). По читательской грамотности РФ на 31-м месте (в 2002 было 27-е). Это объясняется тем, что система образования РФ ориентирована на большой массив данных, так же и в ЕГЭ, а PISA оценивает самостоятельное мышление. [19]
В 2019-м году по количеству заявок на патенты (резидентов) РФ была на 6-м месте, обгоняя Индию примерно на 4 тысячи. У РФ было лишь около 23000 заявок, в то время как у Германии около 47000, Южной Кореи около 172000. [20] По статье 2019 года, в рейтинге Vouchercloud РФ занимает 8-е место по количеству нобелевских лауреатов, 6-е место по успехам в науке и образованию и 32-е место по среднему IQ. [21] По данным сайта brainapps, РФ на 33-м месте по уровню IQ. Выше нас: Украина, Литва, Беларусь, США, Китай и другие. Ниже: Молдова, Словакия, Уругвай, Португалия и другие. [22]
По количеству статей в научных и технических журналах РФ в 2018 году РФ была на 7-м месте. Нас с серьёзным отрывом обогнали Китай и США. Япония обогнала нас более, чем на 10 тысяч. Даже Канада с не самым большим количеством населения отстаёт от нас на 20 тысяч статей. Только вот в РФ проживает около 146 миллионов людей, а в Канаде 38 миллионов. Разница почти в 4 раза. [23]
С 1990 года количество исследователей в стране уменьшилось в 2,7 раза. Среднегодовое сокращение персонала, который занимается исследованием и разработками, с 2000 года составляет 1,3% в год. И то это данные на 2018 год. В сумме более 44 тысяч высококвалифицированных эмигрантов из РФ было к моменту 2016 года. [24]
В глобальном индексе инноваций РФ в 2020 году заняла 47-е место. Нас обогнали: Украина, Румыния, Вьетнам, Хорватия, Малайзия, Словения и другие. В 2019-м году РФ была на 46-м месте. В 2018-м так же 46-е. В 2018-м году 45-е. То есть, РФ медленно, но верно ухудшает положение в рейтинге. [25]
На момент 2020 года в РФ около 501 тысячи сотрудников в НИОКР. В Украине 104 тысячи. В Южной Корее 134 тысячи. В Великобритании 157 тысяч. Лидер — США, где более 1100000 сотрудников НИОКР. [26] То есть, в РФ примерно 291 житель на 1 сотрудника НИОКР. В Украине около 400 жителей на 1 сотрудника НИОКР. В Южной Корее около 387 жителей на 1 сотрудника НИОКР. То есть, хотя бы с количеством сотрудников у нас всё достаточно хорошо.
Количество учебных заведений в РФ. Число организаций, которые занимаются дошкольным образованиям с 2014 по 2018 год снизилось почти на 4 тысячи. Количество педагогических работников стабильно росло. Количество общеобразовательных организаций в период 2013-2016 уменьшилось более, чем на 2 тысячи. Количество образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих специалистов среднего звена в период 2005-2018 снизилось более, чем на 2 тысячи. [26]
Итог: в стране много квалифицированных людей, учёных и иных полезных личностей, но система образования, количество учебных заведений и иные средства активно устаревают и уменьшаются в численности. Система образования нуждается в серьёзных изменениях.