на каком мосту львы с крыльями
Использование устаревшего браузера
повышает риск взлома вашего компьютера.
Обновите свой браузер!
Через социальные сети
Еще не зарегистрированы?
Регистрация
Через социальные сети
Восстановление пароля
Введите почту указанную при регистрации и мы вышлем инструкцию
Крылатые львы Банковского моста: история, приметы и клады
Банковский мост через канал Грибоедова — одна из уютнейших пешеходных переправ в Петербурге. Украшенный массивными фигурами мифических крылатых львов, он давно стал символом города. Здесь гарантированно исполняются желания, связанные с финансовым благополучием и личной жизнью. О том, как получить благосклонность этих величественных созданий и о чём просят крылатых львов, рассказываем в нашем материале.
Историческая справка
Подвесной Банковский мост был построен в 1825–1826 годах по проекту Вильгельма фон Треттера. К окончанию строительства на мосту появились крылатые львы. Их чугунные фигуры были созданы скульптором П. П. Соколовым не только для украшения моста, но и для маскировки цепных конструкций крепежа. Мифические животные, изображения которых ранее встречались только в отделке мебели и архитектурных деталях, впервые были отлиты в огромных размерах и украсили уличное пространство. Необходимость строительства моста была вызвана ростом населения в районе, прилегающем к каналу Грибоедова. Одновременно с Банковским составлялся проект второго цепного пешеходного моста через канал — Львиного.
Почему именно грифоны?
Дело в том, что Банковский мост находится перед зданием бывшего Ассигнационного банка (ныне Санкт-Петербургский государственный экономический университет), а мифическим грифонам со времён Древней Эллады приписывали способность надёжно охранять золото от любых посягательств. Вот и у этих крылатых львов была обязанность стеречь золотые запасы государства Российского.
Украденная решётка Банковского моста
Кроме великолепных львов, мост украшен красивой ажурной решёткой с изображением раскрытых вееров и пальмовых листьев. Первоначально решётку сделали чугунной, но позже заменили на металлическую. Крылья львов и некоторые элементы ограды моста были покрыты сусальным золотом, что привлекало немало любителей лёгкой наживы. Хотя слой золота был настолько тонким, что соскоблить и собрать его было практически невозможно: оно просто превращалось в золотую пыль, — воришек это не останавливало. В результате к концу XIX века все позолоченные элементы были сильно искалечены, решётку сняли и отправили на восстановление. В процессе реставрации ограда бесследно исчезла. Только в середине XX века архитектор А. Л. Ротач восстановил решётку Банковского моста по старинным чертежам и вернул её на прежнее место.
Приметы
С начала XIX века существует городская легенда, что величественные стражники Банковского моста могут принести решение финансовых проблем и богатство. Существует несколько версий, как получить благосклонность крылатых львв: потереть лапу одному из них или положить под неё монетку; пройти по мосту, держа денежные купюры плотно прижатыми к голове; или, проходя по мосту, тряхнуть мелочью в кармане (чем больше мелочи, тем вероятнее поправка финансового состояния); поцеловать мифическое создание в место, где начинается хвост. Именно поэтому отдельные части чугунных фигур выглядят протёртыми. Кроме того, легенда Банковского моста гласит: если потереть левое бедро грифона, который находится ближе всех к Казанскому собору, то исполнится загаданное желание, даже если оно не связано с финансами.
Несколько реставраций
Долгое время в качестве парапета Банковскому мосту служили простые перила. Они заменили утраченную в конце XIX века художественную ограду. В 1952 году по проекту А. Л. Ротача и Г. Ф. Перлиной эту ограду восстановили вместе с фонарями над головами грифонов. В 1994 году было восстановлено деревянное покрытие полотна моста. В 2008 году прямо на месте были отремонтированы фигуры грифонов. Тогда с восстановлением золотого покрытия крыльев помогла одна из неравнодушных жительниц Петербурга: женщина пожертвовала четыре книги с листами сусального золота на реставрацию грифонов Банковского моста. По словам петербурженки, книги она приобрела в 1988 году за 100 советских рублей, что соответствует средней месячной зарплате того времени.
Новая масштабная реставрация
В январе 2017 года впервые почти за 200 лет знаменитые крылатые львы покинули Банковский мост. Перед тем как отправить их в мастерскую, специалистам удалось буквально по швам разделить полуторатонные чугунные скульптуры. Первоначально грифонов должны были отправить на реставрацию ещё в ноябре минувшего года, потом работу отложили. Всё это время ушло на подбор ключей к секрету легендарных стражей с Банковского моста.
Эксперты выяснили, что скульптуры представляют собой сложную инженерную конструкцию. Каждый грифон состоит из пяти частей: двух боковых и трёх вкладышей на передних лапах и груди. Половины каждой фигуры связывают специальные крепления, которые проектировщики не предполагали когда-либо разбирать.
Работу осложняло отсутствие подробных чертежей и повреждения, которые хрупким крылатым львам нанесло время. Специалисты пообещали, что по итогам последней реставрации многострадальные фигуры наконец приобретут антивандальное покрытие. Предполагается, что к чемпионату мира по футболу — 2018 грифоны вернутся на уже отреставрированный мост.
Клад крылатых львов и создание музея
Во время проведения демонтажных работ в полых скульптурах обнаружили клад — огромное количество монет и личных записок, которые на счастье оставляли петербуржцы и туристы. Современные российские, старые советские и зарубежные банкноты и монетки и даже раритетная крышка от чайника, покоившаяся в основании третьего грифона.
На одной из найденных записок зафиксированы пожелания девушки. На листке написано: «Работа по специальности в суде, карьера, финансовый успех, удачное замужество, прописка в Петербурге, благополучие». На другой — мольба: «Хочу срочнейше мужчину, который будет меня уважать, любить и содержать».
Все записки и послания, годами хранившиеся петербургскими грифонами, в КГИОПе уже пообещали музеефицировать. Возможно, их выставят на всеобщее обозрение уже после реставрации моста и скульптур. В музей отправятся те записки, которые не разглашают персональные данные и представляют исторический интерес. В коллекцию, очевидно, включат и денежный клад.
Возвращение грифонов
19 июня 2019 года реставрация Банковского моста через канал Грибоедова завершилась. Переправу вновь открыли, и во всей красе перед горожанами предстали восстановленные фигуры грифонов.
В процессе реставрации грифоны изменили цвет на первоначальный — более тёмный. Теперь это красавцы благородного чёрного цвета с позолоченными крыльями.
Статьи по теме:
Фото: opeterburge.ru, artmart.su, liveinternet.ru, friendsplace.ru, lifeglobe.net, saint-petersburg.ru, https://www.instagram.com/p/BPW7xibhIGR/, regnum.ru, luna-info.ru, terra-z.com
Мост со львами в Санкт-Петербурге с золотыми крыльями
Санкт-Петербург называют городом мостов не случайно. Сложно сосчитать общее их количество, но считается, что цифра давно перевалила за 800. Мост со львами является одним из самых красивых, старинных и загадочных мостов в городе на Неве.
Тысячи людей ежедневно проходят по нему, даже не представляя, что его прошлое гораздо глубже и интереснее, чем просто красивый памятник русской архитектуры позапрошлого века.
Где находится мост со львами в Санкт-Петербурге
Мост соединяет 2 берега набережной канала Грибоедова недалеко от сада Дворца Юсуповых.
Мост со львами в Санкт-Петербурге
От ул. Декабристов на мосту можно оказаться, пройдя через пер. Львиный, а на другом берегу дорога к нему лежит через ул. Малая Подьяческая. Ниже по течению располагается Харламов мост, выше — Подьяческий.
Внешний вид
Петербург славится своими многочисленными каналами, вырытыми как по линейке. Канал Грибоедова отличается большинства своих собратьев тем, что является одним из самых извилистых. Канал был проложен по руслу речки Кривуши, название которой говорило само за себя.
Мост недаром называется «со львами». На обоих берегах канала на бетонных постаментах перед входом на мост стоят по паре белоснежных львов, продолжая традиции Санкт-Петербурга по установке памятников «царю зверей». В их раскрытые пасти закреплены стальные пруты, которые, соединяясь с арматурным каркасом памятников, выполняя чисто декоративную роль.
Мост нависает над водой на высоте 2,5 м. Он окрашен в серый цвет, сливаясь с набережной и невской водой. Решетка моста украшена простым узором, лишенным увесистых вензелей, что придает переправе ощущение воздушности.
Декоративные части ограждения отделаны позолотой. Защитными ограждениями выступают классические перила, которые образуют непрерывно чередующийся ряд прямоугольных стержней, объединенных полукруглым соединением в виде восьмерок. Покрытие дорожки — настил из досок. Имеется ночное освещение, представленное двумя уличными фонарями на стойках, выполненных из чугуна.
Трудно было ошибиться с местом строительства будущего моста. Он находится там, где канал делает крутой поворот, что позволяет наблюдать мост с разных углов обзора, везде он будет смотреться во всем своем великолепии.
Конструкция и характеристики сооружения
Мост со львами в Санкт-Петербурге представляет собой однопролетную балочную конструкцию. Пара двутавровых стальных балок, сваренных друг с другом, составляют основу моста. Они, объединенные с цепной висячей системой через распределительную полосу, образуют скелет всей конструкции. Цепи моста состоят из скованных железных звеньев овальной формы.
Пилоны (башнеобразные сооружения) представлены скульптурной чугунной рамой, которые закреплены к деревянному ростверку при помощи анкерных болтов. Они обжаты с 2-х сторон чугунными плитами, что позволяет создать надежную и прочную конструкцию.
Под пилонами, вписанная в площади чугунных скульптур, размещена целостная плита из железа и бетона. Белые львы не просто являются архитектурным декором. В 2-метровых статуях скрываются чугунные конструкции, служащие опорой строения. Они имеют форму треугольника — самой крепкой геометрической фигуры.
Изначально планировалось изготавливать львов из листов меди, но впоследствии было решено отливать фигуры из чугуна. Внешний вид львов подсказывает, что скульптура монолитная, однако, это ошибочное мнение. Животные внутри полые, их корпус состоит из двух половинок, а по спине можно заметить технологический шов.
Протяженность моста составляет 22,44 м, ширина пешеходной части – 2,28 м. Между цепными осями выдержано расстояние в 2,42 м.
Происхождение названия
Мост со львами в Санкт-Петербурге получил свое современное название не сразу. Изначально сооружение называлось «Мост о четырех львах», но с годами союз «о» стал использоваться реже ввиду косноязычности его произношения.
Изначально его в честь расположенной поблизости Театральной площади тоже называли «Театральным пешеходным». Было и другое название — Мариинский (в честь бывшего наименования Львиного переулка). Изредка мост также именовался «цепным».
К началу ХХ в. сегодняшнее наименование моста крепко вошло в обиход петербуржцев.
История строительства и реконструкций
К началу XIX в. жилые районы столицы Российской империи, выходящие на Екатерининский канал, заметно выросли. В связи с укрупнением городского квартала возникла необходимость построить мосты, которые могли бы облегчить передвижение населения по городу.
В 1825 г. в целях объединения Мариинского переулка с Малой Подьяческой было утверждено строительство двух мостов через канал Грибоедова — Мариинского и Банковского. Согласно обязательным требованиям мосты должны были быть строго пешеходными и подвесными. Разработками проектов было поручено заняться инженеру-полковнику В.А. Христиановичу и немецкому мостостроителю Г.М. Треттеру.
Автором визитной карточки моста — квартета львов — оказался широко известный русский скульптор эпохи классицизма Павел Петрович Соколов. Им же из алебастра были выполнены специальные формы для отливки статуй. Работы продолжались с мая по сентябрь 1825 г. Животные были установлены на постаментах рядом со строящимся мостом. Работой по разработке модели внешнего вида хищников руководил президент Академии художеств Оленин А.Н.
Летом 1826 г. начались строительные работы. Без демонтажа гранитной облицовки была снята забутовка набережной, затем установлены опоры моста. Все железные части моста изготавливались на заводе Берда, его же рабочие производили монтаж конструкций. Официальное открытие Мариинского моста произошло 1 июля того же года. Успех был ошеломляющим — за первые 2 часа по нему прошло 2700 человек.
В 1880 г. ограждения были заменены железой кованой решеткой. Еще через 2 года власти города приняли решение о модернизации Мариинского моста.
Все деревянные части, изрядно изношенные, были заменены новыми. Чугунные перила ради облегчения конструкции были заменены коваными железными с примитивным рисунком. Находившиеся по центру моста фонари уличного освещения были демонтированы.
На правой части канала Грибоедова установленные львы и их пьедесталы стали выше за счет того, что береговая линия стала выше на 1 ряд гранитных блоков.
К 1948 г. мост требовал уже капитального ремонта. Согласно принятому плану ремонтных работ, разработанному инженером А.М. Яновским, продольные балки, изготовленные из древесины, были заменены металлическими двутаврового профиля.
Мост со львами в Санкт-Петербурге, 19 век
Еще через 6 лет мост получил новые фонари и перильное ограждение. Статуи львов также не были обделены вниманием — после серии черных покрасок им был восстановлен привычный молочный цвет.
В 1999-2000 гг. был проведен последний к настоящему времени крупномасштабный ремонт, приуроченный к трехвековому юбилею города. Все балки пролетного строения подлежали обязательному демонтажу и замене, отреставрированы скульптуры львов. Работами занимался АО «Институт «Стройпроект». Мост был выкрашен в голубые цвета, а фонари ночью светили синим светом.
В 2018 г. львиные статуи реставрировались еще раз. Работы начались в августе и были завершены 9 октября. За это время был проведен косметический ремонт статуй, которые после были покрыты специальным защитным слоем.
Копия моста
Мост со львами в Санкт-Петербурге имеет свою оригинальную, но немного меньшую копию. Фирма Borsig поручила немецкому архитектору Л.Ф. Гессе к 1838 г. подготовить проект его уменьшенной копии. Мост, имея протяженность 17,3 м при ширине 2 м, появился в Берлинском парке Большой Тиргартен, став в городе первым мостом с подобной системой крепежа конструкции.
Львиный мост в Берлине
От старшего брата он унаследовал деревянные пролет и перила. На немецком языке название моста читается как «Левенбрюкке».
Легенды, связанные с мостом
За годы своего существования мост оброс таинственными легендами, необычными мифами и реальными историями. Его прошлое вызывает неподдельный интерес как у туристов, так и у жителей города.
Мост-предсказатель
Существует легенда, что во времена, когда медицина была еще не в состоянии точно определить пол ребенка, петербуржцы использовали для этого Львиный мост. Народный способ гласил, что беременной женщине необходимо прийти на мост, занять место ровно посередине и наблюдать.
Если первым из пешеходов, проходящих по мосту, окажется мужчина — родится мальчик, чтобы родилась девочка, первой должна была ступить на мост женщина. Если верить слухам, то примета действительно работала.
Исполнение желаний
Целых две легенды рассказывают жители города о львах, исполняющих желания. Первая из них гласит, что если обеими руками дотянуться до статуй львов и, касаясь их, загадать желание, то оно обязательно сбудется. Другая легенда более простая в своем исполнении. Согласно ей, нужно лишь потереть лапу одного льва, чтобы все желания, загаданные во время этого процесса, сбылись.
Как добраться
Попасть на мост с легендарными львами можно всеми доступными для передвижения способами.
На метро
Вблизи Львиного моста располагаются сразу 4 станции Санкт-Петербургского метрополитена:
Дорога от метро до моста занимает около 15 мин.
На общественном транспорте
Несмотря на относительную удаленность моста от остановок общественного транспорта, мимо него проходит достаточное количество маршрутов. Доехать до остановки «Набережная канала Грибоедова» можно на автобусе К-305 или К-1. Пройдя от остановки к набережной, туристу следует двигаться на север, где через 350 м будет находиться мост.
К автобусной остановке «Мариинский театр» ходят автобусы №6, 22, 71, 100 и маршрутные такси К-1, К-169, К-306, К-6к. Выйдя на этой остановке, туристу необходимо двигаться в сторону сада Дворца Юсуповых. Сразу миновав его, по правую сторону будет лежать Львиный переулок, который и ведет к мосту.
Львиный переулок, Санкт-Петербург
Попасть на мост можно и с Красноградского переулка. К нему ходят автобусы №10 и 70. Оказавшись на одноименной остановке, туристу следует двигаться на север до Вознесенского моста. Свернув налево и минуя Подьяческий мост, турист через 370 м. окажется в пункте назначения.
На машине
До моста со Львами ведет несколько крупных городских дорог. Кратчайшее расстояние имеет ул. Декабристов, к которой примыкает Львиный переулок. Недалеко от моста лежит и пр. Римского-Корсакова, а также Вознесенский просп. Попав на них, можно оказаться у канала Грибоедова, двигаясь вдоль которого и можно достичь искомого объекта.
Интересные факты
С мостом связано большое количество интересных фактов и событий:
В непосредственной близости от моста находится несколько достопримечательностей, которые турист может посетить, не тратя много времени на дорогу.
Они представлены в таблице.
Достопримечательность | Удаленность от моста (пешком) | Адрес |
Музей городского искусства XX-XXI вв. | 110 м | Наб. Канала Грибоедова, 103 |
Музей Санкт-Петербургской Государственной Консерватории | 300 м | Наб. Реки Мойки, 98 |
Мариинский театр | 490 м | Театральная площадь, 1 |
Санкт-Петербург — это город, в котором каждый камень на мостовой и каждое посаженное дерево пропитано духом истории и мистики. Здесь сохранилось огромное количество достопримечательностей и мост со львами — одна из них. Он уже давно стал настоящим символом города на Неве.
Гид по Петербургу
Что посмотреть и куда сходить в Культурной Столице
Банковский мост с Грифонами на Канале Грибоедова
Мосты
Краткое описание
Банковский мост – один из трех цепных мостов для пешеходов, который сохранился в Петербурге, и одна из красивейших переправ Северной столицы. Этот мост по праву входит в число ее символов. Он переброшен через канал Грибоедова. А свое название получил от банка, который в царские времена размещался точно напротив. Длина конструкции: 25,2 метра, ширина – 1,85 м.
Мост является висячим однопролетным. Его конструкция включает в себя две цепи, подвески и полотно из дерева. Несущие цепи поддерживаются чугунными каркасами. С обоих входов моста располагаются скульптуры грифонов с позолоченными крыльями. Они установлены на чугунных постаментах. А на головах мифических существ закреплены светильники. Перила моста представляют собой художественное литье.
История
Мост решили построить по причине сильно увеличившегося в те времена количества населения в районе канала Грибоедова, который изначально назывался Екатерининский. Утверждение проекта и начало строительства пришлось на 1825 год. Движение по мосту запустили летом 1826 года. Большое участие в работе по созданию моста принял завод Берда. Особый шик постройке, да и всей улице, придали четыре крылатых льва. Их автором был скульптор П.П. Соколов. Еще одним украшением стала великолепная ажурная решетка, выполненная в виде пальмовых ветвей и вееров.
Архитекторы
Проект моста принадлежал двум инженерам – В. К. Треттеру (1788-1859) и В. А. Христиановичу (1803-1847). Треттер, потомственный инженер-строитель, был немцем, который много лет работал в России. Его считают родоначальником эры немецкой архитектуры в Санкт-Петербурге. Во многом именно с него в городе началось железное мостостроение. Особенно Треттер ратовал за строительство висячих мостов, которые были распространены в Европе и Америке. Помогал гениальному немцу русский инженер Христианович. Они совместно построили не только Банковский, но и другие подвесные мосты Петербурга:
Реставрация
Постепенно мост разрушался. Впервые за его реставрацию взялись только в 1949 году. Ей руководил А. Л. Ротач – выдающийся архитектор-реставратор. Работы затянулись на много лет. Сначала восстановили деревянное полотно и разбитые круглые фонари, венчавшие головы грифонов. По старинным чертежам вновь создали художественную решетку моста. Затем обновили золото на крыльях скульптур.
В наше время реставрация отдельных элементов конструкции продолжилась. В 2017 году мост лишился своих крылатых стражей – первый раз за почти 200 лет своего существования! Скульптуры отправили на масштабную реставрацию, чтобы придать им первоначальный вид. В сентябре 2018 года обеспокоенных отсутствием грифонов петербуржцев заверили: они вернутся не позднее осени будущего года.
Грифоны — что символизирует скульптурная композиция
Грифоны – животные с телом и головой льва и орлиными крыльями, что означает силу в соединении с умом. Миф о них зародился еще в Древнем Египте и был потом развит в античной Греции. Эллины верили, что на этих существах ездили Аполлон и Немезида. Грифоны почитались хранителями кладов и тайных знаний. А потому именно их выбрали в качестве стражей, посаженных на Банковском мосту.
На самой переправе охранять было нечего, но в соседнем банке были несметные золотые запасы. Богатства государства крылатые звери хранили надежно, а вот постоять за самих себя не могли – на них нередко нападали вандалы.
Что касается назначения массивных фигур, на самом деле согласно задумке их главной функцией было скрывать опоры моста – внутри грифоны полые
Легенды
Главная легенда моста связана все с теми же грифонами и зародилась она еще в XIX столетии. Считается, что грифоны могут помочь стать богатым или разрешить финансовые трудности. Для этого:
По другой легенде касание этого места поможет сбыться заветному желанию.
Интересные факты
Где находится
Адрес
Мост находится в Центральном районе Петербурга между 27-м и 30-м домами на набережной Грибоедова Канала.
Метро
Невский проспект 2
Как добраться
Следуя туда на метро, нужно доехать до станции «Невский проспект-2». А затем 5 минут пешком до Банковского моста
Для вашего удобства вместо утомляющего чтения предлагаем посмотреть видео презентацию, в которой Наталья подробно расскажет всю важную информацию.