на каком музыкальном инструменте играл левко
«Своя игра» по литературе
Разделы: Литература
Цель: выявить знатока творчества Н.В. Гоголя.
Литературный портрет
Праздники и угощенья
Скажи мне, как тебя зовут
“По азбучному порядку те слова, которые в книжке этой не всякому понятны”
Ход игры
Ведущий зачитывает эпиграф к игре, показывает на портрет Н.В.Гоголя.
Как изумились мы русской книге,
которая заставила нас смеяться…
все обрадовались этому живому племени
поющего и пляшущего, эти свежим картинам
малороссийской природы, этой весёлости,
простодушной и вместе лукавой.
Мы так были благодарны молодому автору.
Ведущий: Невероятный Гоголь, Весёлый Гоголь, Поэтический Гоголь, Печальный Гоголь, Таинственный Гоголь.
Обращение Гоголя к украинской теме было закономерно. Его детство и юность прошли на Украине. Отсюда он вынес любовь к украинскому фольклору. Приехав в Петербург, Гоголь неожиданно для себя почувствовал здесь атмосферу глубокого интереса к украинской культуре. “Здесь так занимает всех всё малороссийское” – с радостным изумлением сообщает матери. Гоголь через несколько месяцев после своего приезда в Петербург.
Начинаем игру, посвящённую творчеству Н.В.Гоголя. Тема сегодняшней игры – повести под общим названием “Вечера на хуторе близ Диканьки”. В 6 классе мы изучали только две повести: “Ночь перед Рождеством” и “Майская ночь, или Утопленница”. Вопросы будут касаться только этих повестей.
Условия игры: В игре принимают участие 3 игрока, которых мы выберем с помощью вопросов.
В игре пять секторов, в каждом по пять вопросов различной стоимости – от 10 до 50 баллов.
Учащиеся сами выбирают темы и вопросы. Жеребьёвка определяет игрока, который первым делает ход, далее вопрос выбирает правильно ответивший игрок. Если не отвечаете, баллы снимаются со счёта.
Игрок, набравший от 210 до 250 баллов, получает по литературе отметку “отлично”, от 110 до 200 – отметку “хорошо”, от 50 до 100 – отметку “удовлетворительно”.
Учащийся, набравший наибольшее количество баллов, становится победителем игры. Подсчёт баллов будет производить компетентное жюри.
Итак, приступаем к выбору игроков.
Сектор “Литературный портрет”. Вопросы:
10 баллов. “..Эх, добрая баба! чёрт– баба. ” (Солоха.)
20 баллов. “…крив, но зато одинокий глаз его злодей и далеко может увидеть хорошенькую поселянку…” (Голова.)
30 баллов. “…Нет, этот…ещё ленивее Чуба: тот, по крайней мере, ест ложкою, а этот и руки не хочет поднять. ” (Пацюк.)
40 баллов. “Спереди совершенно немец: узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая всё, что ни попадалось, мордочка оканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким пятачком…Но зато сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире…” (Чёрт.)
50 баллов. “…Попробуй подойти! вишь, какой! вот большая цаца! Ты думаешь, я на тебя суда не найду? Нет, голубчик, я пойду, и пойду прямо к комиссару. Ты у меня будешь знать. Однако ж посмотреть на спину и плечи: я думаю, синие пятна есть. Должно быть, больно поколотил вражий сын. ” (Кузнец.)
Сектор “Праздники и угощенья”. Вопросы:
10 баллов. По народным поверьям, “в самую полночь отверзаются небесные врата и с высот заоблачных сходит на землю Сын Божий”. “Пресветлый рай во время этого торжественного явления открывает взорам праведных людей все свои сокровища неоценимые, все свои тайны неизъяснимые. Все воды в райских реках оживают и приходят в движение, источники …наделяются в эту великую ночь чудодейной целебной силой; в райских садах на деревьях распускаются цветы и наливаются золотые яблочки. И из райских пределов обитающее в них солнце рассылает на одетую снежной пеленою землю свои дары щедрые – богатые. Если кто о чём будет молиться в полночь, о чём просить станет – всё исполнится – сбудется, как по – писаному, говорит народ”. (А.А.Коринфский). О каком же волшебном времени говорит народ? (Ночь перед Рождеством.)
20 баллов. Как называется небольшой свадебный хлеб? (Шишка.)
30 баллов. Чем потчевала Солоха гостей, приходивших к ней? (Жирными, со сметаной варениками.)
50 баллов. “У нас, на хуторах, водится издавна: как только окончатся работы в поле, мужик залезает отдыхать на всю зиму на печь и наш брат припрячет своих пчёл в тёмный погреб, когда ни журавлей на небе, ни груш на дереве не увидите более, – тогда, только вечер, уже наверно где-нибудь в конце улицы брезжит огонёк, смех и песни слышатся издалеча, бренчит балалайка, а подчас и скрыпка, говор, шум… Это у нас… ” О каком весёлом времени рассказывает нам Рудый Панько? (Вечерницы.)
Сектор “Скажи мне, как тебя зовут”. Вопросы:
10 баллов. Кто такой москаль? (Московский мужик.)
20 баллов. В повести к своей девушке казак Левко обращается “Галю, Галю”. Назовите её второе имя. (Ганна.)
30 баллов. “Что людям вздумалось расславлять, будто я хороша?– говорила она, как бы рассеянно, для того только, чтобы об чём – нибудь поболтать с собою. – Лгут люди, я совсем не хороша”. Кому принадлежат эти слова? (Оксана.)
40 баллов. Если бы он в указанное время проезжал на тройке обывательских лошадей, он бы, верно, приметил ведьму, потому что от него ни одна ведьма на свете не ускользнёт. (Сорочинский заседатель.)
50 баллов. Назовите имя дьяка из повести “Ночь перед Рождеством”. (Осип Никифорович.)
Сектор “По азбучному порядку те слова, которые в книжке этой не всякому понятны”.
Ведущий: Я зачитываю предложения из текста, ваша задача – определить значения не всякому понятных слов.
10 баллов. “Погляди, какие я тебе принёс черевики!”. (Черевики – башмаки.)
20 баллов. “Железо на окову положил такое, какого не клал на Сотникову таратайку, когда ходил на работу в Полтаву”. (Таратайка – повозка.)
30 баллов. “Он знал, что богатый козак Чуб приглашён дьячком на кутью”. (Кутья – каша из пшеницы с мёдом и отваром из сухих фруктов. Кутью ели в канун Рождества.)
40 баллов. “Канцелярист и волостной писарь третьего году взяли синей китайки”. (Китайка – сорт хлопчатобумажной ткани.)
50 баллов. “Выгружали мешки и хвастались паляницами, колбасами, варениками, которых успели уже набрать довольно за свои колядки”. (Паляница – небольшой хлеб, несколько плоский.)
Сектор “Литературоведение”. Вопросы:
10 баллов. Определите жанр произведения “Ночь перед Рождеством”. (Повесть.)
20 баллов. Что можно назвать основным источником для написания повестей “Ночь перед Рождеством” и “Майская ночь, или Утопленница”? (Украинские народные песни и предания, обычаи и быт украинского народа.)
30 баллов. Разделите реальное и фантастическое.
“Чуб выпучил глаза, когда вошёл к нему кузнец, и не знал, чему дивиться: тому ли, что кузнец воскрес, тому ли, что кузнец смел к нему прийти, или тому, что он нарядился таким щёголем и запорожцем…” (Реальное.)
“Вмиг вылетел он из печки, перебежал им дорогу и начал разрывать со всех сторон кучи замёрзшего снега. Поднялась метель. В воздухе забелело”. (Фантастическое.)
40 баллов. Определите юмористический приём, использованный Н.В.Гоголем в данном примере.
“Это кузнец, – произнёс, схватясь за капелюхи, Чуб. – Слышишь, Солоха, куда хочешь девай меня; я ни за что на свете не захочу показаться этому выродку проклятому, чтоб ему набежало, дьявольскому сыну, под обоими глазами по пузырю в копну величиною”. (Гипербола.)
50 баллов. Какова роль фантастических персонажей в повести “Майская ночь, или Утопленница”? (Утверждать добро и справедливость.)
Ведущий: Наша игра подошла к концу. Подведём итоги.
Ведущий: Хотелось бы закончить нашу встречу словами В.Г.Белинского: “Всё, что может иметь природа прекрасного, сельская жизнь простолюдинов обольстительного, всё, что народ может иметь оригинального – всё это радужным цветом блестит в поэтических грёзах г. Гоголя”.
Читайте Гоголя, веселитесь, избавляйтесь от ненужного и плохого, открывайте душу новому– доброму, честному, справедливому, а главное – любви, которая преображает и мир, и человека.
Игра-викторина по повестям «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя
Разделы: Литература
Музыкальное оформление: музыка из оперы Н.Римского-Корсакова “Майская ночь”, оперы П.Чайковского “Черевички”, оперы М.Мусоргского “Сорочинская ярмарка”.
На игру приглашаем учителей, воспитателей, родителей в качестве зрителей. Из них выбираем жюри.
ВЕДУЩИЙ: Начинаем игру, посвященную творчеству Николая Васильевича Гоголя. Тема сегодняшней игры-викторины – повести под общим названием “Вечера на хуторе близ Диканьки”. В 6 классе мы изучали только две повести: “Ночь перед Рождеством” и “Майская ночь, или утопленница”.Вопросы будут касаться только этих повестей. Поэтому каждый ученик сможет принять участие в игре.
(Так как у нас школа небольшая и параллелей классов нет, в игре будут принимать участие ученики одного класса.)
Теперь познакомлю вас с условиями игры. Сразу оговариваем одно условие: никаких выкриков и подсказок. В случае нарушения дисциплины право ответа переходит к другому ученику, а нарушивший пропускает ход. В начале каждого тура выбираем тройку игроков. Для этого задаю три вопроса классу. Жюри помогает определить, кто первым поднял руку и дал правильный ответ.
Три ученика занимают место за дополнительным столом. Жеребьевка (ребята вынимают листочки с номером) помогает определить очередность ответов.
ВОПРОС ПЕРВЫЙ.
В книге Н.С.Шер “Рассказы о русских писателях” говорится: “Н.Гоголь в ящике своего письменного стола хранил большую тетрадь в 490 страниц. Чего только не было в этой тетради: и мысли знаменитых писателей, и сведения по истории географии, … но больше всего здесь записей о жизни русских и украинских народов – предания, обычаи и нравы, пословицы, поговорки”.
Как называлась эта тетрадь? Кто ее автор?
(“Книга всякой всячины, или Подручная энциклопедия. Составитель Н.В.Гоголь. 1826 год”)
ВОПРОС ВТОРОЙ.
Почему 1831 год можно назвать одним из самых знаменательных для Н.В.Гоголя?
(Весной 1831 года он познакомился со своим кумиром – А.С.Пушкиным.)
ВОПРОС ТРЕТИЙ.
Что значит колядовать? Что такое колядки?
(Колядовать – значит петь под окнами домов песни накануне Рождества. Эти песни и называют колядками. В них поют про Рождество. Хозяину, хозяйке, их детям желают здоровья. Тому, кто колядует, дают хлеб, колбасу, конфеты или деньги.)
Выбраны участники 1-го тура. Игра начинается.
Вопрос первого тура по повести “Ночь перед Рождеством”.
(На доске табличка из 5 клеточек)
Кого Вакула имел в виду?
Ученик, у которого больше всего “фишек”, становится финалистом. А мы продолжаем набор учащихся для участия во втором туре:
ВОПРОС ПЕРВЫЙ.
Как звучит полное название произведения, куда вошла повесть “Ночь перед Рождеством”?
(“Вечера на хуторе близ Диканьки. Повести, написанные Пасичником Рудым Паньком”)
ВОПРОС ВТОРОЙ. (По повести “Ночь перед Рождеством”)
Почему черт поклялся мстить Вакуле?
(Вакула “намалевал” его изгоняемым из ада: испуганный черт метался, а грешники били его кнутами.)
ВОПРОС ТРЕТИЙ. (По повести “Майская ночь, или утопленница”)
Назовите причину, по которой панночка бросилась в воду и утонула?
(Ее отец привел в дом молодую жену, она оказалась ведьмой. Панночка, защищаясь, отрубила ей руку. Отец выгнал дочь из дома.)
Начинается второй тур. На доске табличка из 7 клеточек. Проводится жеребьевка, определяется очередность ответов.
Вопрос второго тура по повести “Майская ночь, или утопленница”.
Что стал замечать Левко в теле этой утопленницы?
Задаю вопросы для отбора игроков третьего тура.
ВОПРОС ПЕРВЫЙ. (По повести “Ночь перед Рождеством”)
Что обещал Оксане Вакула?
(достать царицыны черевички)
ВОПРОС ВТОРОЙ.
“…Перекрестив ее, закрыл он окошко и тихонько удалился. И через несколько минут все уже уснуло на селе; один только месяц так же блистательно и чудно плыл в необъятных пустынях роскошного украинского неба. Так же торжественно дышало в вышине, и ночь, божественная ночь, величественно догорала. Так же прекрасна была земля, в дивном серебряном блеске; но уже никто не упивался ими: всё погрузилось в сон. Изредка только прерывалось молчание лаем собак. …”
Из какого произведения этот отрывок?
(“Майская ночь, или утопленница”)
ВОПРОС ТРЕТИЙ. (По повести “Ночь перед Рождеством”)
Чем потчевала Солоха гостей, приходивших к ней?
(жирными, со сметаной варениками)
Начинаем третий тур
Проводится жеребьевка для определения очередности ответов. На доске табличка из 7 букв.
Вопрос третьего тура по повести “Ночь перед Рождеством”
“… Казак идет по улице… и подтанцовывает. Вот он тихо остановился перед дверью хаты.… Тут он отворотился, насунул набекрень свою шапку и гордо отошел от окошка, тихо перебирая струны….
На каком музыкальном инструменте играл Левко?
ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ (пока проводится жеребьевка и финалисты занимают места за столом)
Вопрос по повести “Ночь перед Рождеством”
“Боже мой, сколько тут панства!”
Кем были сказаны эти слова и по какому поводу?
(Вакулой, на улицах Петербурга)
Зритель, получивший за правильный ответ “фишку”, может передать ее любому игроку-финалисту.
ФИНАЛ (по повести “Майская ночь, или утопленница”)
На доске табличка из 5 букв.
В повести к своей девушке казак Левко обращается “Галю, Галю”. Назовите ее второе имя.
В конце игры жюри подсчитывает количество “фишек” у учащихся. Награждаются вышедшие в финал, все участники игры. Набравшему большее количество “фишек” предлагается сыграть в Суперигру и получить суперприз.
СУПЕРИГРА
(На доске две таблицы по 4 и 11 букв каждая. Разрешается открыть пять букв)
Вопрос: Назовите имя дьяка из повести Н.В.Гоголя “Ночь перед Рождеством”
Тест с ответами: “Майская ночь” Н.В.Гоголь
1. Кто является автором произведения «Майская ночь, или утопленница»:
а) Гоголь +
б) Бажов
в) Толстой
2. В каком году было написано произведение «Майская ночь, или утопленница»:
а) 1852
б) 1830 +
в) 1820
3. К какому литературному жанру принадлежит произведение «Майская ночь, или утопленница»:
а) Рассказ
б) Сказка
в) Повесть +
4. Как звали молодого казака, влюбленного в Ганну:
а) Левко +
б) Микола
в) Данила
5. Кем был отец славного парубка по имени Левко:
а) Корчмарь
б) Сотник
в) Голова +
6. В кого превратилась злая мачеха, чтобы извести панночку:
а) Крыса
б) Черная кошка +
в) Черная змея
7. Что сделала панночка, когда отец выгнал ее из дома:
а) Уехала в другое село
б) Вышла замуж
в) Утопилась +
8. Почему голова не хотел, чтобы Левко женился на Ганне:
а) Сам хотел жениться на Ганне +
б) Присмотрел сыну другую невесту
в) Ганна была бесприданницей
9. К какой важной персоне был приставлен голова во время поездки в Крым:
а) Граф
б) Император
в) Императрица +
10. Какую услугу оказал Левко панночке:
а) Очистил пруд от тины
б) Нашел ее мачеху +
в) Помог отомстить отцу
11. Как зовут возлюбленную Левко:
а) Ганна +
б) Панночка
в) Екатерина
12. Кто жил в доме с заколоченными ставнями:
а) Мать и дочь
б) Сотник с дочерью и ее мачехой +
в) Сотник с женой
14. Кого писарь и голова чуть не сожгли, приняв за черта:
а) Мачеху
б) Левко
в) Своячницу +
15. В чем утонувшая панночка просит Левко ей помочь:
а) Отыскать мачеху среди утопленниц +
б) Вспомнить, кем она была до своей смерти
в) Передать весточку ее отцу
16. Как Левко вычислил ведьму:
а) По тому, что даже луна не касается ее своими лучами – ее душа слишком черна
б) Он наблюдает за тем, как они играют в ворона и видит, что одна из утопленниц не такая белая, как остальные, и со злобой ловит свою жертву +
в) Она сразу же набросилась на Левко, не дожидаясь, пока он догадается
17. Как панночка отблагодарила Левко:
а) Она рассказала, как ему покорить сердце Ганны
б) Она обещает оказать ему помощь в случае большой беды
в) Она дает ему записку, в которой комиссар приказывает голове женить Левка на Ганне +
18. Какая повесть не входит в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки»:
а) «Майская ночь, или Утопленница»
б) «Барышня-крестьянка» +
в) «Ночь перед Рождеством»
19. Где происходит действие повести:
а) В карпатах
б) В Петербурге
в) В Украине +
20. Чей дом пугал Ганну:
а) Головы
б) Сотника +
в) Панночки
21. Ганна сравнивала пруд с
а) Дитя в люльке
б) Бессильный старец
в) Бессильной девушкой
22. Кто за спиной Лёвка бранил его и предлагал Ганне свою любовь:
а) Его брат
б) Его отец +
в) Его друг
23. Что собираются строить на месте дома, в котором жила утопившаяся панночка:
а) Новый дом
б) Трактир
в) Винницу +
24. Что делал отец Лёвка, когда тот заговаривал с ним о свадьбе:
а) Выгонял сына
б) Притворялся глухим +
в) Уходил от разговора
25. О чем при случае любил упоминать сельский голова:
а) О том, как он по молодости зерно воровал
б) О том, как достал черевички императрицы своей возлюбленной
в) О том, как он сопровождал царицу Екатерину в Крым +
26. Как мачехе-ведьме удалось избежать наказания:
а) Она уехала за границу
б) Она сама обратилась в утопленницу +
в) Она вышла замуж за Черта
28. На каком инструменте играл Левко:
а) На гармошке
б) На скрипке
в) На бандуре +
29. Какие пейзажные зарисовки даёт Гоголь в повести:
а) Украинская ночь +
б) Российское утро
в) Описание сада Ганы
30. Как строится повествование «Майской ночи…»:
а) сюжет состоит из нескольких глав, каждая из которых имеет своего рассказчика
б) последовательный рассказ о событиях от лица автора +
в) рассказ о событиях от лица главного героя
Викторина по произведениям Н.В.Гоголя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тест на тему: Н.В.Гоголь «Ночь перед рождеством»
10) На каком музыкальном инструменте играл Левко?
11) Чем потчевала Солоха гостей, приходивших к ней?
12) “Боже мой, сколько тут панства!” Кем были сказаны эти слова и по какому поводу?
13) Назовите имя дьяка из повести Н.В.Гоголя “Ночь перед Рождеством” 14) Сколько гостей Солоха спрятала в мешках?
15) Кто вынес мешки из дома Солохи?
16) Что просила достать Оксана, чтобы она согласилась выйти замуж за Вакулу?
17) Что сделал Вакула с горя?
18) С кем Вакула пошёл к царице
19) Чей это портрет?
Тут осмелился и кузнец поднять голову и увидел стоявшую перед собою небольшого роста женщину, несколько даже дородную, напудренную, с голубыми глазами, и вместе с тем величественно улыбающимся видом, который так умел покорять себе все и мог только принадлежать одной женщине.
20) Чей это портрет?
. имела от роду не больше сорока лет. Она была ни хороша, ни дурна собою. Трудно и быть хорошею в такие года. Однако ж она так умела причаровывать к себе самых степенных козаков.
21) Чей это портрет?
Трудно сказать, что выражало смугловатое лицо чудной девушки: и суровость в нем была видна, и сквозь суровость какая-т0 издевка над смутившимся кузнецом, и едва заметная краска досады тонко разливалась по лицу; и все это так сешалось и так было неизобразимо хорошо…
22) Чей это портрет?
Волосы на нем были растрепаны, один глаз немного крив, на лице изображалась какая-то надменная величавость, во всех движениях видна была привычка повелевать.
23) Чем окончилось произведение?
25) Кто это?«Спереди совершенно немец: узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая всё, что ни попадалось, мордочка оканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким пятачком, ноги были так тонки, что если бы такие имел яресковский голова, то он переломал бы их в первом козачке. Но зато сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире, потому что у него висел хвост, такой острый и длинный, как теперешние мундирные фалды; только разве по козлиной бороде под мордой, по небольшим рожкам, торчавшим на голове, и что весь был не белее трубочиста, можно было догадаться, что он не немец и не губернский стряпчий, а просто …» Кто это? Вы узнали?
26)Отгадайте героя по внешнему виду: « в шапке с барашковым околышком, сделанной по манеру уланскому, в синем тулупе, подбитом чёрными смушками, с дьявольски сплетённой плетью, которою имеет он обыкновение подгонять своего ямщика…»
27) Кто отправился в Петербург верхом на чёрте?
28) На чём Солоха летала по небу?
29) Какому герою стыдно было при всех вылезать из мешка и лень идти сотню шагов до своей хаты, поэтому он решил: «Пусть же лучше девчата довезут на санках»? (Чубу.)
30) На чём обычно проезжал через Диканьку сорочинский заседатель?
31) На каком транспорте приехал Вакула во дворец?
32) Что ел Пацюк, когда Вакула пришёл к нему?
33) Какую еду бросали парубкам в мешок во время колядования?
34) Чем любила угощать Солоха?
35) На какое блюдо пригласил дьяк гостей в ночь перед Рождество? 36) «Аукцион». Что ели диканьские козаки из мисок, размалёванных Вакулой?
37) Кто из героев любил разрисовывать церкви?
38) Какая героиня любила смотреться в зеркало и расхваливать себя?
39) Кто любил «шататься по белу свету и выучивать грехам добрых людей»?
40) «Она умела причаровать к себе самых степенных козаков». О какой героине идёт речь?
2. Что ведьма собирала в рукав в ночь перед Рождеством?
3. Как ведьма и черт попали в хату?
4. Черт, чтобы устроить мелкую пакость кузнецу Вакуле: по темноте Чуб — отец Оксаны никуда не уйдет из дому, и свидание не состоится. Кто и зачем украл месяц? За что черт мстил кузнецу?
5. Сколько лет было Оксане?
6. Какой подарок готовил кузнец Оксане?
7. Как звали ведьму, и кем она приходилась кузнецу?
8. Почему из всех своих ухажеров Солоха предпочитала Чуба?
9. Какое условие кузнецу поставила Оксана, согласившись выйти за него замуж?
Литературно-музыкальная композиция «В гостях у Гоголя»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Литературно-музыкальная композиция «В гостях у Гоголя»
(Составили учителя русского языка и литературы Гиззатуллина Лиана Наилевна, Зиннатова Лейсан Нафисовна, Махиянова Резеда Ильгизовна)
Цели: заинтересовать учащихся творчеством Гоголя, привить желание читать и изучать его произведения; развивать творческие способности учеников.
Выходят на сцену 2 ученика.
1 мальчик : Привет! Ты прочитал сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки», что нам задавали на лето?
2 мальчик : Да. И мне очень понравилось.
1 мальчик : А вот мне не все понравилось. Может, я чего-то не понял?
2 мальчик : А мне захотелось еще больше узнать и о самом авторе – Николае Васильевиче Гоголе.
1 мальчик : Нет ничего проще. Все мы здесь собрались, чтобы узнать об этом писателе новое и вспомнить его героев и произведения.
2 мальчик : Ах да, это ведь ему в 2009 году исполнится 200 лет.
Мальчики уходят. На сцене появляются ведущие.
1 ведущий : Значит, хотите побольше узнать о Гоголе? Тогда слушайте. Великий русский писатель Николай Васильевич Гоголь родился в местечке Большие Сорочинцы Полтавской губернии, в семье украинского помещика. Отец писателя, В. А. Гоголь-Яновский, был литературно одаренным человеком, автором комедий на украинском языке. Человек умный и гостеприимный, он обладал даром рассказывать обо всем комично и занимательно.
2 ведущий : Вот что писал литературовед Золотусский в своей книге «По следам Гоголя»: «Нежин – город юности Гоголя. Здесь он прожил семь лет. В мае 1821 года его привез сюда отец для сдачи экзаменов в Нежинскую гимназию высших наук, а в августе того года он приехал уже на занятия…»
1 ведущий : Гоголь очень много читал. Свои карманные деньги, которых было немного, он тратил на книги. Мальчики даже завели свою студенческую библиотеку и в складчину выписывали лучшие современные издания: альманах «Северные цветы», журнал «Московский телеграф», сочинения Пушкина, Жуковского, другие книги. Гоголя выбрали библиотекарем.
Звучит запись на диске (со словами Пушкина о сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки».
1 ведущий : После выхода «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Гоголь становится знаменитым.
1 и 2 ведущие уходят. На сцене появляется 3 ведущий.
3 ведущий : Вспомните, с какими произведениями Гоголя мы уже знакомы?
Зрители называют произведения.
3 ведущий : А кого из героев вы помните?
Зрители называют героев.
3 ведущий : Молодцы! Вот как много мы помним и знаем. А вот узнаете ли вы героев воочию? Они сегодня у нас в гостях.
На сцене появляется Оксана. Монолог с зеркалом. («Что людям вздумалось расславлять…» до слов «Какую радость принесу я тому, кому буду женою!»)
3 ведущий : Узнали вы эту красавицу?
( Зрители : Это Оксана.)
Входит Вакула. Продолжение сцены: диалог о сундуке. («Чудная девка!» до слов «Кто ж тебе запрещает, говори и гляди!»)
3 ведущий : А это кто?
Украинский танец (девушки). После танца к зрителям спускаются колядующие (танцевавшие девушки), идут, держа мешки чуть открытыми. Поют колядки.
Или курочку с хохлом,
Петушка с гребешком!
3 ведущий : А кто это такие? Что они поют?
( Зрители : Колядующие. Колядки.)
По сцене пробегает черт, останавливается. Бросает из руки в руку месяц. Дует на пальцы, визжит.
3 ведущий : Кто же это был?
3 ведущий : Что он совершил? Что у него в руках? Какие у него были намерения, когда он украл месяц?
( Зрители : Украл месяц. В руках месяц. Он хотел насолить Вакуле.)
На сцену выходит Пацюк, в руках у него большая миска. Он идёт, переваливаясь. Ставит миску на пол, садится на пол по-турецки. Пацюк жует. Диалог Пацюка и Вакулы. («Я к твоей милости пришёл…» до слов «Когда нужно чёрта, то и ступай к чёрту!»)
3 ведущий : К кому же приходил Вакула? Чем известен этот человек в хуторе?
( Зрители : К Пацюку. Его считали колдуном.)
3 ведущий : Что так изумило Вакулу?
3 ведущий : Для чего летал Вакула в Петербург?
( Зрители : За черевичками для Оксаны.)
3 ведущий : Из какой повести были все эти сцены?
( Зрители : Из повести «Ночь перед Рождеством».)
3 ведущий : Но вы изучали и другие рассказы Гоголя. Вспомните их.
На сцене появляется дед, танцует гопак, но вдруг на одном месте движения у деда не получаются. Дед три раза падает, потом, раздосадованный, уходит.
3 ведущий : А в каком рассказе Гоголя у деда не получался танец?
( Зрители : В рассказе «Заколдованное место».)
2 чтец («Знаете ли вы украинскую ночь?»)
3 ведущий : В каком произведении Гоголь так восхищается ночью, что даже мы почувствовали очарование и прелесть украинской природы?
( Зрители : В повести «Майская ночь, или Утопленница».)
3 ведущий : Вспомним это произведение подробнее. Проведём викторину.
Что кинули в окно Голове? Камень, записку, палку, тыкву?
3 ведущий : В кого превратилась ведьма в легенде, которую рассказал Левко? В голубя, в собаку, в кошку, в свинью?
3 ведущий : Что делал сельский Голова, когда не хотел что-то слышать? Затыкал уши; громко говорил; притворялся глухим; делал вид, что спит.
( Зрители : Притворялся глухим.)
3 ведущий : Кого заперли в комору, когда ловили хулиганов, писарь и Голова? Свояченицу, жену писаря, хулигана, девушку?
3 ведущий : На каком музыкальном инструменте играл Левко? На бандуре, на балалайке, на гитаре, на гармони?
( Зрители : На бандуре.)
3 ведущий : Кого искала Утопленница? Мать, отца, сестру, мачеху?
3 ведущий : Когда Левко проснулся, в его руке оказалось… Что? Цветок, камешек, веночек, записка?
3 ведущий уходит. На сцене появляется 1 ведущий.
1 ведущий : Белинский с восторгом писал о первом сборнике Гоголя: «Это были поэтические очерки Малороссии, очерки, полные жизни и очарования. Всё, что может иметь природа прекрасного, сельская жизнь простолюдинов обольстительного, всё, что народ может иметь оригинального, типического – всё это радужными цветами блестит в первых поэтических грезах Гоголя. Это была поэзия юная, свежая, благоуханная, роскошная, упоительная…»
3 чтец («Чуден Днепр при тихой погоде…»)
3 ведущий : В каком произведении Гоголь так проникновенно говорит о великой реке?
( Зрители : В повести «Страшная месть».)
2 ведущий : Гоголь, родившийся и проведший свое детство на Украине, горячо полюбил украинские песни, сказки, предания. Но не меньше он чтил и русскую культуру, русскую классическую литературу. Приехав в Петербург, Николай Васильевич с изумлением увидел, как велик в столице интерес ко всему украинскому.
3 ведущий : Гоголь составил своеобразный толкователь украинских слов. Посмотрим, как вы с этим словарём знакомы.
Как называют молодых парней?
( Зрители : Парубки, хлопцы.)
3 ведущий : А кто такие дивчины?
3 ведущий : А как еще называют девушек?
3 ведущий : Кто такая жинка?
3 ведущий : Что такое люлька?
( Зрители : Трубка для курения табака.)
3 ведущий :Что такое свитка?
( Зрители : Одежда, род полукафтанья.)
3 ведущий : Что такое хутор?
( Зрители: Деревня, поселение.)
3 ведущий : Рядом с хатами бывали и баштаны. Что же такое баштан?
( Зрители : Это огород (место), засеянное арбузами и дынями.)
3 ведущий : Галушки очень любил Пацюк. Что же это такое?
( Зрители : Клёцки. Кушанье из кусочков теста.)
3 ведущий : Сегодня вы показали хорошие знания. Теперь надо подвести итоги. Посчитайте полученные жетоны. У кого от 1 до 3 жетонов. Встаньте, пожалуйста.
3 ведущий : Молодцы! Спасибо за участие. Надеемся, на следующем мероприятии у вас будут лучшие результаты.
3 ведущий : А у кого жетонов больше, чем у всех? Мы поздравляем победителя(ей) нашей викторины. Желаем всегда оставаться в первых рядах и так же увлеченно изучать произведения и других писателей.
Учитель : Сегодняшняя наша встреча с Гоголем подходит к концу. Но нам еще предстоит много удивительных встреч на уроках литературы. Это и «Тарас Бульба», и «Ревизор», и «Мёртвые души». Желаем вам получить наслаждение неизъяснимое при изучении произведений Николая Васильевича Гоголя. Благодарим зрителей за внимание.
1. Сборник Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», любое издание.
2.Марченко Н.А. Жизнь и творчество Н.В.Гоголя: Материалы для выставки в школе и детской библиотеке. – М.: Дет. лит., 1980.
3. С D «Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 5 – 6 классы \ Виртуальная школа Кирилла и Мефодия».
Примечание. Материалы диска можно использовать во время выступления ведущих, чтецов (можно показывать на экране портреты Гоголя, иллюстрации зимнего вечера, ночного Днепра, прослушать высказывание о «Вечерах…»).
Викторины можно оформить в виде презентации.
Зрителям за правильный ответ нужно давать жетоны, которые в конце мероприятия подсчитываются.
- на каком музыкальном инструменте играл григ
- на каком музыкальном инструменте играл пушкин