на каком музыкальном инструменте играла наташа ростова

Наташа Ростова

История персонажа

Поклонники русской литературы делятся на два типа: первые прочли произведение Льва Толстого «Война и мир» на одном дыхании, другие отложили громоздкий томик романа на верхнюю полку или ограничились кино-адаптациями, ведь недаром творение писателя было поставлено даже в Голливуде.

Книга прозаика пользуется популярностью и по сей день, так как мэтр использовал не только необычные приемы построения композиции и преподал завсегдатаем книжной лавки пищу для размышления, а также придумал ярких и запоминающихся персонажей, среди которых Наташа Ростова.

Роман «Война и мир»

Толстой начал работу над своим главным произведением, которое моментально разошлось на цитаты, еще в 1856 году. Тогда у Льва Николаевича возник замысел написания рассказа о декабристе, возвращающемся в Россию. Но после долгих размышлений писатель решил переместить героя в эпоху Отечественной войны, ведь характер русского человека проявляется во времена потерь и неудач.

Классик проделал колоссальную работу, приправляя рукопись не только философской и психологической концепцией, но и реальными историческими фактами. Мэтр опирался на научные труды Александра Михайловского-Данилевского, Модеста Корфа, а также прочитывал письма современников сражений 1812-го года, которым пришлось видеть смерти солдат своими глазами. К числу таких относятся Наполеон Бонапарт, Сергей Глинка, Александр Шишков и прочие участники кровавых событий.

Лев Николаевич настолько увлекся задумкой, что даже лично посетил деревню Бородино, где столкнулись император французов и главнокомандующий русской армией Михаил Кутузов. Вдохновленный прозаик на протяжении семи лет трудился не покладая рук, исписав пять тысяч черновых листов. В конечном итоге гений литературы представил на суд общественности не только новый формат романа-эпопеи, но и выявил более 550 персонажей.

на каком музыкальном инструменте играла наташа ростова. Смотреть фото на каком музыкальном инструменте играла наташа ростова. Смотреть картинку на каком музыкальном инструменте играла наташа ростова. Картинка про на каком музыкальном инструменте играла наташа ростова. Фото на каком музыкальном инструменте играла наташа ростоваНаташа Ростова в романе «Война и мир»

В свою рукопись Лев Николаевич поместил действующих лиц, к которым питает симпатию (Наташа, Пьер Безухов, князь Андрей) и отрицательных персонажей (семейство Курагиных), лишенных динамичного движения души и нужных лишь для гармоничного сюжета. Таким образом, на фоне лицемерного и двоякого общества особо выделялись герои, которые олицетворяли лучики света в темном царстве.

Наташа Ростова, появившаяся перед глазами читателей с первых глав романа-эпопеи, – любимая героиня Льва Толстого, которая играет центральную роль в произведении. Наташа предстает на страницах рукописи тринадцатилетней девочкой, питающей чувства к Борису Друбецкому. Но когда объект вожделения поступил на службу к Кутузову, вся влюбленность канула в лету.

на каком музыкальном инструменте играла наташа ростова. Смотреть фото на каком музыкальном инструменте играла наташа ростова. Смотреть картинку на каком музыкальном инструменте играла наташа ростова. Картинка про на каком музыкальном инструменте играла наташа ростова. Фото на каком музыкальном инструменте играла наташа ростоваНаташа Ростова и Пьер Безухов

С этой открытой девочкой познакомился друг семьи Пьер Безухов, который с интересом наблюдал за взрослением Наташи. Став старше, Ростова окунулась в омут отношений с князем Андреем Болконским, однако эту романтическую связь портит отец Андрея, который считает союз его сына и Наташи мезальянсом. Глава семейства уговаривает отпрыска отложить свадьбу на год, что для порывистой и страстной Ростовой становится непосильной пыткой.

Чтобы заполнить душевную пустоту, Ростова предает Болконского и увлекается Анатолем Курагиным, который позиционируется в романе, как дамский угодник, повеса и хлыщ. Любитель праздной жизни врывается в мирное существование доверчивой Ростовой спонтанно, оставив после себя горький осадок: узнав, что Анатоль женат, Наташа хотела свести счеты с жизнью.

на каком музыкальном инструменте играла наташа ростова. Смотреть фото на каком музыкальном инструменте играла наташа ростова. Смотреть картинку на каком музыкальном инструменте играла наташа ростова. Картинка про на каком музыкальном инструменте играла наташа ростова. Фото на каком музыкальном инструменте играла наташа ростоваНаташа Ростова и Анатоль Курагин

Далее, когда Наполеон начал наступление на Россию, семейство Ростовых переезжает в свое московское поместье, где размещаются покалеченные участники войны. Когда семейство планирует эвакуировать из столицы, Наташа помогает раненым солдатам: уговаривает родителей использовать подводы не для домашней утвари, а для транспортировки военных. Среди раненых солдат главная героиня видит князя Андрея и начинает заботиться о бывшем возлюбленном.

на каком музыкальном инструменте играла наташа ростова. Смотреть фото на каком музыкальном инструменте играла наташа ростова. Смотреть картинку на каком музыкальном инструменте играла наташа ростова. Картинка про на каком музыкальном инструменте играла наташа ростова. Фото на каком музыкальном инструменте играла наташа ростоваНаташа Ростова у постели умирающего Андрея Болконского

Подорванное на сражениях здоровье Болконского было несовместимым с жизнью, поэтому вскоре князь умирает. В жизни Наташи вновь наступает черная полоса. Именно в то время девушка сблизилась с вдовцом Пьером Безуховым, который сумел разглядеть чистую душу героини: чувства товарищей по несчастью зарождались постепенно, а затем разумом овладела любовь. В конце романа-эпопеи Пьер и Наташа узаконивают свои отношения узами брака и воспитывают четверых детей.

Образ

По слухам, Лев Толстой говаривал:

«Я взял Таню, перетолок ее с Соней, и вышла Наташа».

Действительно, прототипами главной героини послужили жена писателя Софья Андреевна и ее сестра – мемуаристка Татьяна Берс.

В начале эпопеи писатель представил Наташу черноглазой, большеротой и некрасивой девочкой с «черными кудрями и открытыми плечиками», которая живет в гостеприимной семье в атмосфере постоянной влюбленности. Повзрослев, девушка превращается из гадкого утенка в прекрасного лебедя: появляется на первом балу и привлекает внимание мужского пола своей воспитанностью, утонченностью и грацией.

на каком музыкальном инструменте играла наташа ростова. Смотреть фото на каком музыкальном инструменте играла наташа ростова. Смотреть картинку на каком музыкальном инструменте играла наташа ростова. Картинка про на каком музыкальном инструменте играла наташа ростова. Фото на каком музыкальном инструменте играла наташа ростоваНаташа Ростова на балу

Отличительная характеристика Ростовой – это подвижность и интерес к жизни. Перелистывая страницы произведения, читатель может проследить за взрослением Наташи, которая становится небезразличной к окружающей действительности. Поклонники произведения знают, что у Льва Николаевича нет положительных персонажей, ибо мастер пера наделяет их и отрицательными качествами, которые свойственны каждому смертному человеку, дабы проследить за внутренним развитием своих героев.

Наташа руководствуется не разумом, а сердцем: с самого детства Ростова дает волю эмоциям, двигается, танцует, бросается на шею любимому брату. Ее непокорность к общественным устоям демонстрируется в сцене, когда маленькая девочка, сидя за обеденным столом, спрашивает у строгой Марьи Дмитриевны про пирожное, тем самым прерывая разговоры взрослых.

на каком музыкальном инструменте играла наташа ростова. Смотреть фото на каком музыкальном инструменте играла наташа ростова. Смотреть картинку на каком музыкальном инструменте играла наташа ростова. Картинка про на каком музыкальном инструменте играла наташа ростова. Фото на каком музыкальном инструменте играла наташа ростоваПлатье Наташи Ростовой

Судя по описанию, Ростова не блещет расчетливостью и умом, а учится жить методом проб и ошибок, совершая легкомысленные и необдуманные поступки. Например, стоит вспомнить ее сиюминутное желание сбежать под венец с недалеким Анатолем Курагиным. Но Лев Николаевич не осуждал измену девушки, доказывая любителям книг то, что Ростова – живой и отзывчивый человек, которому свойственно ошибаться.

После замужества любимица Толстого полностью отдается мужу и детям, становится любящей матерью и верной женой. Если раньше Наташу интересовал свой внешний вид, и она подолгу выбирала платья, радуя прохожих новыми нарядами, то позже Ростова перестала следить за собой, не утрачивая стиль и естественную красоту.

Экранизации и актрисы

Роман «Война и мир» Льва Николаевича Толстого стал пользоваться популярностью у книгочеев, поэтому неудивительно, что именитые режиссеры перенесли произведение на экраны телевизоров. Кинодеятели презентовали любителям полнометражных фильмов немало работ, поэтому выделим самые популярные из них:

«Война и мир» (1956)

В 1956-м году американский режиссер Кинг Видор презентовал фильм по роману Льва Толстого, который соответствует оригинальному сюжету. Зритель окунется в личностные переживания героев, политические распри и любовные треугольники.

Главные роли достались Генри Фонда (Пьер Безухов), Мелу Ферреру (Андрей Болконский), Витторио Гассману (Анатоль Курагин) и другим актерам, а образ Наташи примерила неподражаемая Одри Хепберн, которая стала такой же культовой актрисой, как и Мэрилин Монро.

на каком музыкальном инструменте играла наташа ростова. Смотреть фото на каком музыкальном инструменте играла наташа ростова. Смотреть картинку на каком музыкальном инструменте играла наташа ростова. Картинка про на каком музыкальном инструменте играла наташа ростова. Фото на каком музыкальном инструменте играла наташа ростоваОдри Хепберн в роли Наташи Ростовой

Одри прекрасно вжилась в роль Ростовой и показала зрителям искренние эмоции. Но мало кто знает, что сама актриса считала съемки в «Войне и мире» самыми сложными в своей жизни, ведь ей приходилось работать по десять часов в день. Также на фоне физической усталости, стрессов и личностных переживаний у актрисы случился выкидыш, который подорвал и без того мрачное настроение Одри: в дальнейшем актриса злоупотребляла сигаретами и отказывалась от еды.

К слову, Хепберн получила самый высокий гонорар, от ее мнения зависела работа сценаристов и других актеров, а Юбера де Живанши прилетал в Рим, чтобы проконсультировать актрису в выборе нарядов и туалета, отказавшись от создания исторических костюмов.

«Война и мир» (1967)

Режиссер Сергей Бондарчук порадовал фанатов киноискусства, сняв одну из самых крупнобюджетных картин советского времени, применив масштабную батальную сцену, а также новаторскую панорамную съемку сражений. Работа над фильмом, который был разделен на четыре части, продолжалась шесть лет, а, выйдя в свет, экранизация удостоилась премии «Оскар» и стала лидером проката в СССР.

на каком музыкальном инструменте играла наташа ростова. Смотреть фото на каком музыкальном инструменте играла наташа ростова. Смотреть картинку на каком музыкальном инструменте играла наташа ростова. Картинка про на каком музыкальном инструменте играла наташа ростова. Фото на каком музыкальном инструменте играла наташа ростоваЛюдмила Савельева в роли Наташи Ростовой

На этот раз в Наташу Ростову перевоплотилась Людмила Савельева, которая признавалась, что ничего общего с героиней Толстого у нее не было:

«…Белобрысенькая, худенькая, глаза не черные, как в романе, а синие, и вообще какой-то гадкий утенок», – рассказывала актриса в интервью.

Но тем не менее, Савельевой удалось создать канонический образ Наташи: зрители увидели живую игру и непосредственность. Людмила Михайловна разделила съемочную площадку с такими актерами, как Вячеслав Тихонов, Виктор Станицын, Олег Табаков, Эдуард Марцевич и Борис Захава.

«Война и мир» (телесериал, 2007)

Австрийский режиссер Роберт Дорнхельм решил воплотить свое видение толстовского романа и презентовал заядлым киноманам телесериал.

на каком музыкальном инструменте играла наташа ростова. Смотреть фото на каком музыкальном инструменте играла наташа ростова. Смотреть картинку на каком музыкальном инструменте играла наташа ростова. Картинка про на каком музыкальном инструменте играла наташа ростова. Фото на каком музыкальном инструменте играла наташа ростоваКлеманс Поэзи в роли Наташи Ростовой

Сценаристы и Роберт отошли от канона и переделали некоторые сцены из произведения на иной манер. Например, Пьер Безухов (Александр Байер) появляется в адаптации худым, а внешность Наташи Ростовой (Клеманс Поэзи) далека от образа, придуманного писателем: вместо стройной брюнетки зрители увидели низкорослую голубоглазую блондинку.

«Война и мир» (телесериал, 2016)

Зимой 2016 года на канале BBC One начала транслироваться шестисерийная адаптация романа Толстого, которая помогла популяризовать русское произведение у британских читателей: по сообщению издания The Guardian, жители туманного Альбиона пристрастились к оригинальной рукописи романа. Буквально за неделю в книжных лавках было распродано порядка 3,5 тыс. экземпляров оригинальных томов «Войны и мира».

Режиссер сфокусировал внимание на судьбах главных персонажей, а роль Наташи Ростовой досталась Лили Джеймс, которая запомнилась телезрителям по фильмам «Сломленные» (2012), «Золушка» (2015), «Шеф Адам Джонс» (2015) и другим примечательным работам.

Источник

Почему 13-летнюю Наташу Ростову чаще всего играют взрослые актрисы

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

на каком музыкальном инструменте играла наташа ростова. Смотреть фото на каком музыкальном инструменте играла наташа ростова. Смотреть картинку на каком музыкальном инструменте играла наташа ростова. Картинка про на каком музыкальном инструменте играла наташа ростова. Фото на каком музыкальном инструменте играла наташа ростова

Звезды немого кино

на каком музыкальном инструменте играла наташа ростова. Смотреть фото на каком музыкальном инструменте играла наташа ростова. Смотреть картинку на каком музыкальном инструменте играла наташа ростова. Картинка про на каком музыкальном инструменте играла наташа ростова. Фото на каком музыкальном инструменте играла наташа ростова

Одри Хепберн, США-Италия, 1956 год

Считается, что в 1950-е в Голливуде о великом романе Льва Толстого «вспомнили» благодаря опере Прокофьева. «Войну и мир» впервые поставили за пределами России в 1953 году во Флоренции, она имела грандиозный успех, и тут же была выпущена грампластинка. Три года спустя кинокомпания Paramount взялась за экранизацию и пригласила на роль Наташи 26-летнюю Одри Хепберн. Выбор режиссера казался идеальным – действительно, Одри всегда прекрасно удавались образы юных дам, но именно эта ее работа считается далеко не лучшей. Как позднее признавалась актриса, роль была самой сложной в ее жизни.

на каком музыкальном инструменте играла наташа ростова. Смотреть фото на каком музыкальном инструменте играла наташа ростова. Смотреть картинку на каком музыкальном инструменте играла наташа ростова. Картинка про на каком музыкальном инструменте играла наташа ростова. Фото на каком музыкальном инструменте играла наташа ростова

Одри Хепберн получила за «Войну и мир» рекордный по тем временам гонорар – 350 тысяч долларов, не считая автомобиль с личным шофером и 500 долларов в неделю на повседневные расходы. Несмотря на солидные вложения, картина не стала мегапопулярной в Америке и Европе, но зато спровоцировала новую экранизацию: в СССР посчитали позором, что нашу классику так масштабно снимают за рубежом, а мы хорошей киноверсии главного романа нашей литературы так и не имеем.

Людмила Савельева, СССР, 1967 год

Один из самых статусных проектов Министерства культуры доверили снимать Сергею Бондарчуку. На роль Наташи Ростовой пробовались, в числе многих других, Гурченко, Фатеева, Кустинская и Вертинская, но режиссер, отсеяв признанных звезд, остановился на никому неизвестной 19-летней девушке, недавно закончившей Ленинградское хореографическое училище, которая даже не была профессиональной актрисой.

на каком музыкальном инструменте играла наташа ростова. Смотреть фото на каком музыкальном инструменте играла наташа ростова. Смотреть картинку на каком музыкальном инструменте играла наташа ростова. Картинка про на каком музыкальном инструменте играла наташа ростова. Фото на каком музыкальном инструменте играла наташа ростова

На первых пробах хрупкая блондинка не смогла показать себя в полной мере, и, если бы не помощница режиссера, настоявшая на повторных съемках, возможно, в этой роли блистал бы кто-нибудь другой. К счастью, на второй день, в черном парике и костюме, Людмила Савельева вдруг действительно почувствовала себя Наташей, и дальше Бондарчук других претенденток на эту роль даже не рассматривал.

Мораг Худ, Великобритания, сериал 1972 года

на каком музыкальном инструменте играла наташа ростова. Смотреть фото на каком музыкальном инструменте играла наташа ростова. Смотреть картинку на каком музыкальном инструменте играла наташа ростова. Картинка про на каком музыкальном инструменте играла наташа ростова. Фото на каком музыкальном инструменте играла наташа ростова

Оценив титанический труд, который пришлось проделать для предыдущих экранизаций, английские продюсеры сразу запланировали «Войну и мир» в формате сериала. Экранизация от BBC считается не самой удачной, хотя 20 серий позволили создателям остановиться не только на основных линиях, но и показать второстепенных героев. Энтони Хопкинс за роль Пьера Безухова получил премию BAFTA, но вот юная Наташа в исполнении 30-летней шотландской актрисы вышла, по общему мнению, не слишком удачной.

Клеманс Поэзи, сериал 2007 года

Масштабный проект, в котором свои усилия объединили сразу пять стран: Россия, Франция, Германия, Италия и Польша, вызвал противоречивые отзывы у зрителей. Создатели телеверсии романа в новом тысячелетии решили сломать некоторые устоявшиеся шаблоны. Наташа Ростова в исполнении Клеманс Поэзи превратилась в блондинку, а Пьер Безухов приобрел подтянутую фигуру. В экранизации снимались российские актеры: Игорь Костолевский (Александр I), Владимир Ильин (Михаил Кутузов) и Дмитрий Исаев (Николай Ростов).

на каком музыкальном инструменте играла наташа ростова. Смотреть фото на каком музыкальном инструменте играла наташа ростова. Смотреть картинку на каком музыкальном инструменте играла наташа ростова. Картинка про на каком музыкальном инструменте играла наташа ростова. Фото на каком музыкальном инструменте играла наташа ростова

Французская актриса, которая получила известность благодаря роли Флёр Делакур в фильме «Гарри Поттер и кубок огня», в целом, по мнению критиков, с ролью справилась неплохо. Сегодня ее причисляют к лучшим актрисам, сумевшим воплотить Наташу Ростову на экране, но расхождение цвета волос и то, что за время фильма возраст героини на вид совсем не изменился, считают минусами этой версии. Во время выхода фильма Клеманс было 25 лет, так что по возрасту она была не слишком далека от Наташи.

Лили Джеймс, Великобритания, 2016 год

на каком музыкальном инструменте играла наташа ростова. Смотреть фото на каком музыкальном инструменте играла наташа ростова. Смотреть картинку на каком музыкальном инструменте играла наташа ростова. Картинка про на каком музыкальном инструменте играла наташа ростова. Фото на каком музыкальном инструменте играла наташа ростова

Обычно англичане очень щепетильны в деталях при экранизации своей классики, однако, к сожалению, новой версии романа «Война и мир» от BBC это правило не коснулось. Выход сериала во всем мире ожидали с интересом, однако зрители были разочарованы: описание разгульных кутежей и далеко не аутентичные костюмы оказались еще половиной беды. Вот когда новую Наташу Ростову в исполнении 27-летней Лили Джеймс стали сравнивать с Лолитой, стало понятно, что новый фильм не может служить примером аккуратного отношения к первоисточнику. Особенно критически настроенных зрителей возмутила новая сюжетная линия – любовная связь между Анатолем Курагиным и его сестрой Элен.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Творческая история романа Л. Н. Толстого «Война и мир»

Школьное сочинение

«Цель художника не в том, чтобы неоспоримо разрешить вопрос, а в том, чтобы заставить любить жизнь в бесчисленных, никогда не истощимых, всех ее проявлениях. Ежели бы мне сказали, что я могу написать роман, в котором я неоспоримо установлю кажущееся мне верным воззрение на все социальные вопросы, я бы не посвятил и двух часов труда на такой роман, но ежели бы мне сказали, что то, что я напишу, будут читать теперешние дети лет через 20 и будут над ним плакать и смеяться и полюбят жизнь, я бы посвятил ему всю свою жизнь и все свои силы», — писал Л.Н. Толстой. И он действительно создал такое великое произведение, которое и сейчас, по прошествии более ста лет со времени его написания, увлеченно читают люди всех возрастов. И плачут. И смеются. И начинают любить жизнь.

Но контуры будущего шедевра определились не сразу. Толстого, как и всех передовых людей того времени, волновали важнейшие вопросы эпохи: о путях развития России, о судьбах народа, о его роли в истории, о взаимоотношениях народа и дворянства. Он обращался к изучению великих исторических событий начала века. В его сознании своеобразным ключом ко многим вопросам являлись Отечественная война 1812 года и восстание декабристов. Это была эпоха исключительной активности народных масс, подъема национального самосознания, революционных устремлений передовой дворянской интеллигенции. Толстой хотел написать такое произведение, в котором бы раскрывалось народное значение Отечественной войны 1812 года, была показана роль народных масс и отдельных людей в ходе исторических событий. Он стремился понять и запечатлеть черты национального характера великого народа, характера, с особенной силой проявившегося в один из самых острых исторических моментов.

Процесс создания романа-эпопеи «Война и мир» не был для его автора быстрым и легким. Долгое время Толстой собирал материалы, обдумывал идею, изучал и проверял исторические факты, которые должны были лечь в основу его романа. Многое вызывало сомнения, кое-что решительно отвергалось. Менялся также сам замысел произведения. Первоначально писатель задумывал роман о декабристе, возвращающемся в 1856 году из Сибири белым как лунь стариком и «примеряющем свой строгий и несколько идеальный взгляд к новой России», и приложил немало усилий, провел глубокие документально-исторические изыскания в этом направлений. Потом, как писал сам Толстой о дальнейшем развитии этого замысла, он перешел к 1825 году, «эпохе заблуждений и несчастий» своего героя, и оставил начатое. Так как в 1825 году герой был уже взрослым, состоявшимся человеком, то «чтобы понять его. нужно было перенестись к его молодости, и молодость его совпадала со славной для России эпохой 1812 года. «. Толстой в очередной раз оставил написанное и «стал писать со времени 1812 года». Но оказалось, что «между теми полуисторическими, полуобщественными, полувымышленными великими характерами и лицами великой эпохи» личность его героя отступила на второй план, а на первый план стали» с равным интересом для автора, «молодые и старые люди, мужчины и женщины того времени». И в третий раз Толстой вернулся к мысли о том, что он не имеет права писать о торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав «наших неудач и нашего срама». Писатель пришел к выводу, что если «причина нашего торжества» лежала в «сущности характера русского народа и войска, то характер этот должен был выразиться еще ярче в эпоху неудач и поражений». Поэтому от 1856 года он вернулся к 1805 году и вместо одного героя решил провести «многих. героинь и героев через исторические события 1805, 1807, 1812, 1825 и 1856 годов». Сохранились черновики того романа, которые практически не имеют ничего общего с окончательным текстом. Да и до появления этого окончательного варианта «Войны и мира» прошло немало времени, произошли события, повлиявшие на замысел автора.

Намерение Толстого отразить в своем произведении полувековую историю русского народа не осуществилось. Он вынужден был сжать исторические рамки романа, но по мере работы над ним глубже становилось его содержание. Все большее место в новом произведении занимал народ как носитель духовных ценностей; изображение конкретной исторической эпохи приобретало общечеловеческое значение.

Претерпевало существенные изменения и переработки и место действия. Если в одном из первых вариантов романа мы читаем: «Это было между Тильзитом и пожаром Москвы. «, то в другом попадаем на аристократический бал в Петербурге. Ставя перед собой цель создать историческое произведение, Толстой предпринимал немало попыток начать роман с широкой исторической панорамы, как, например: «Летом 1805 года дипломатические сношения России со всеми европейскими державами, за исключением Франции, особенно оживились. «

Множество идей, вариантов, черновых текстов, которые были написаны, подвергалось многочисленным переделкам, проверялось и в конечном итоге все же было отброшено. Это подтверждает свидетельства о том, какая серьезная и кропотливая работа велась автором будущего шедевра. Действительно, шедевра, так как несмотря на то что произведение Толстого неоднократно критиковалось современниками, оно является бесспорным образцом художественно точного изображения эпохи. И достигал этой точности писатель не путем беспрекословного следования работам современных ему историков, а часто даже вопреки их сведениям и трактовкам, что делает роман еще более выдающимся и неповторимым. Л.Н. Толстой лично посещал места былых сражений, общался со стариками — свидетелями тех событий, составлял планы битв и делал зарисовки. Именно в результате подобных исследований писатель пришел к убеждению, что бородинская позиция выглядела не так, как ее изображают ученые-историки. Отсюда в тексте «Войны и мира» появился даже план сражения, на котором дана расстановка сил «по Толстому». Действительно, исследование Толстым событий 1812 года было настолько детальным, что многие специалисты не исключали возможности и целесообразности отдельной публикации результатов этих историко-философских рассуждений. Следует сказать, что «исторические рассуждения» в первоначальных вариантах романа касаются не только Бородинского сражения, но также и войны 1805 года, хотя впоследствии автор полностью исключил их из своего произведения. И причин этому было несколько. Одна из них: писатель не имел возможности лично обследовать место событий при Аустерлице. А значит, он не имел о нем «особого мнения». То есть, при детальном описании места битвы и самого сражения ему пришлось бы следовать мнению историков, которым, как уже было отмечено, он не всегда мог доверять.

Но все-таки главное, что позволяет нам понять мотивы Толстого, то, что, создавая свой роман, он не стремился к написанию только лишь исторического документа. Да, он мечтал в рамках художественного произведения высказать некоторые личные идеи из военной и политической истории и даже хотел сформировать на их основе концепцию исторического развития. Но все же главным в его замысле и в самой этой концепции оставалось другое — писатель стремился выставить на первый план основную, по его мнению, движущую силу истории. А силой этой является русский народ, так как историю, по твердому убеждению Толстого, творит не личность — ее вершат народные массы. Вот почему так много внимания автор уделил попыткам проникнуть в самую глубь души человека. Он стремился досконально изучить простых русских людей, их образ жизни, их психологию, мотивы тех или иных поступков. Именно поэтому он вводит большое количество вымышленных персонажей, описывая при этом ярко и точно историю жизни каждого из них: Андрей Болконский, Пьер Безухов, Марья Болконская, Наташа Ростова, капитан Тушин, Платон Каратаев и многие другие. Вымышленные герои — но сколько в них истинно человеческого, русского, народного! Эта народная мысль у Толстого напрямую связана с идеей бессмертия. В глазах писателя народ — это и есть само бессмертие, сама история, сама жизнь. «Что за славный народ!» — восклицает Наполеон, глядя на убитого русского гренадера. И правда: народ, а не он — Наполеон, личность — является настоящим героем. «. Я старался писать историю народа. И потому Ростопчин, говорящий: «Я сожгу Москву», как и Наполеон: «Я накажу свои народы», — не может никак быть великим человеком, если народ есть не толпа баранов. » — так кратко определил главную идею своей исторической концепции Л. Н. Толстой.

Да, труд над романом был долгим, упорным (роман писался на протяжении шести лет), нелегким (текст романа переписывался семь раз), автору не раз приходилось сомневаться, исправлять, совершенно изменять написанное. Но именно поэтому произведение Толстого стало по-настоящему великим. Не случайно «Войну и мир», с ее панорамой подлинных исторических событий, происходивших на огромной территории Центральной и Восточной Европы, называют «романом-эпопеей». Значение этого произведения для формирования мировоззрения русских людей невозможно переоценить.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *