на каком основании фамусов сделал вывод что чацкий опасный человек
Чем опасен Чацкий для фамусовского общества? (ЕГЭ по литературе)
Социально-политическая комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума» является, пожалуй, одним из наиболее значимых и обсуждаемых произведений всего творчества писателя. Одним из основных конфликтов пьесы является конфликт идеологий «века нынешнего» и «века минувшего», условно разделивший всех героев пьесы на два лагеря – фамусовское общество и Чацкого с его немногочисленными сторонниками. И конфликт этот происходит из-за некой его опасности Чацкого, которую видят в нем окружающие. Так чем же так опасен Чацкий для фамусовского общества?
Во-первых, Чацкий опасен для фамусовского обещства своим новаторством. Это действительно передовой человек, не желающий жить по притворным канонам «века минувшего» и мечтающий построить общество «века нынешнего», опираясь на нравственные и моральные принципы.
Чацкий как бы нарушает «идиллию» притворства и лицемерия в фамусовском обществе. Герой полностью отвергает раболепство, угодничество, свойственные представителям фамусовского общества. Он свободная личность, желающая честно, верой и правдой служить обществу, в отличии от представителей московского общества.
Во-вторых же, представление опасности Чацким фамусовскому обществу заключается в возможном распространении этих передовых идей и принципов героя. Пусть в доме Фамусовых Чацкий и одинок, но внесценические персонажи – двоюродный брат Сколозуба, племянник княгини Тугоуховской – дают понять, что все же единомышленники у Чацкого есть. Это распространение идеи о «веке нынешнем» и «веке минувшем» может обернутся разрушением фамусовского общества. Чацкий, как человек передовой, порождает таких же передовых людей уже в новом поколении, тем самым побеждая над фамусовским обществом не числом последователей, а качеством убеждений.
Таким образом, можно сделать вывод, что Чацкий опасен для фамусовского общества своими новаторскими идеями и возможностью их дальнейшего распространения. И это так пугает представителей «века минувшего» потому, что Чацкий имеет возможность разрушить привычное им общество, уклад которого пусть и совершенно не высоконравственен, но уж очень удобен.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Фамусов и Чацкий в комедии А. С. Грибоедова
Основной конфликт комедии – противоречие между «веком нынешним и веком минувшим» – отражен в спорах представителей этих «веков» с их разными взглядами, противоположными убеждениями. Именно поэтому главные герои, Чацкий и Фамусов, пространно рассуждают по проблемам современности, приводя доводы, доказывая свою правоту. Это позволяет читателю глубже вникнуть в суть разногласий, возникших между косным, консервативным дворянством и передовыми людьми эпохи 10-20-х годов XIX века.
Александр Чацкий в комедии «Горе от ума» – это образ человека, который по своим убеждениям и взглядам близок будущим декабристам. В соответствии с нравственными принципами декабристов, человек должен воспринимать проблемы общества, как свои личные, иметь активную гражданскую позицию, что и отмечается в поведении Чацкого, который высказывает свое мнение, вступая в конфликт со многими представителями московского дворянства.
Прежде всего, сам Чацкий заметно отличается от всех остальных героев. Это очень образованный человек с аналитическим складом ума; он красноречив, одарен образным мышлением, что возвышает его над косностью и невежеством московского барства. Он сожалеет об утрате национального самосознания русских и говорит об этом в монологе, начинающемся словами «В той комнате незначущая встреча. «(Грибоедовым была использована именно такая форма слова, хотя сейчас мы пишем «незначащая»). Чацкий напоминает о необходимости сохранения русского языка и культуры:
Чтоб умный, бодрый наш народ
Хотя по языку нас не считал за немцев.
Столкновение главного героя с московским обществом происходит по многим вопросам: это отношение к крепостному праву, к государственной службе, к отечественной науке и культуре, к образованию, национальным традициям и языку. Например, Чацкий говорит, что он «служить бы рад, прислуживаться тошно». Значит, он не станет ради карьеры льстить, угодничать, унижаться. Он хотел бы служить «делу, а не лицам» и не желает искать развлечения, если занят делом.
В стане его противников другие мнения: Молчалин мечтает «и награжденья брать, и весело пожить», Скалозуб рвётся в генералы, а у Фамусова «что дело, что не дело. подписано, так с плеч долой». О собственной занятости важный чиновник рассказывает в монологе «Петрушка, вечно ты с обновкой. «, когда записывает предстоящие в ближайшее время дела. Там перечислены званые обеды, похороны, крестины, наиболее важные дела на предстоящей неделе, но не упоминается о каких-либо столичных или государственных задачах.
Фамусов и его сторонники объединяются в борьбе против Чацкого, так как они не терпят посягательств на устои самодержавно-крепостнического строя. Они хотят сохранить неограниченную власть помещиков над крестьянами, а Чацкий возмущён, что «Нестор негодяев знатных» распродал крепостных актёров-детей, чтобы частично рассчитаться с долгами. Московских дворян раздражают стремления к знаниям, образованность, способность мыслить самостоятельно, поэтому людей, подобных Чацкому, они считают опасными, а в книгах видят главное зло: «Забрать все книги бы да сжечь!»
Павел Афанасьевич Фамусов – защитник «века минувшего», московский барин, чиновник. Он достаточно богат и знатен, является управляющим государственного учреждения, поэтому имеет вес в обществе. Фамусов – фигура важная, человек авторитетный, солидный, с собственной идеологией и жизненной позицией. Он уверен, что высокого статуса и успешного продвижения по служебной лестнице следует достигать любыми средствами: сгибаться в поклонах перед начальством или представителями власти, льстить, выступать при необходимости в роли шута, как поступал его дядя, Максим Петрович, добившийся расположения царицы простым падением на скользком паркете. Об этом Фамусов пространно рассуждает во втором действии:
Вот то-то, все вы гордецы!
Спросили бы, как делали отцы?
Учились бы, на старших глядя:
Мы, например, или покойник дядя.
Отношение к службе у Фамусова такое же, как и у его дяди, то есть высокий чин должен приносить ему личную выгоду. Должность управляющего нужна, чтобы и самому хорошо жить, и родственникам покровительствовать:
При мне служащие чужие очень редки;
Все больше сестрины, свояченицы детки.
Поэтому и награды или денежные вознаграждения достанутся им же:
Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,
Ну как не порадеть родному человечку!
В беседах с Чацким Фамусов открывает свои принципы и суждения о жизни и людях. Человека он, как и другие московские господа, ценит за богатство, знатность и чин. Жениха дочери он выбрал бы именно по этим признакам: или «золотой мешок, и метит в генералы», или имеет «душ тысячки две родовых».
А.С. Грибоедов отводит Фамусову особую роль в развитии конфликта комедии. Это «двигатель» действия в произведении, потому что постоянно «подбрасывает дрова в топку», вызывая у Чацкого стремление спорить, так как у них во всём противоположные мнения, поэтому конфликт между «веком минувшим» и «веком нынешним» усугубляется. Фамусов не только поучает молодых, но и судит Чацкого за его «оплошности»: за нежелание находить выгоду в службе, за неумение получать доходы от крестьянских хозяйств, за вредную увлечённость науками («ученье – вот чума. »). И причисляет Чацкого к опасным людям из-за его вольнодумства. В этом важного господина поддерживают все представители светского общества, приехавшие к нему в гости.
Фамусов является одним из тех судей, про которых говорится в монологе Чацкого «А судьи кто?», где герой критикует не только невежество большинства представителей дворянства, но и нравы помещиков, чиновников. Далее автор комедии предоставил читателям возможность убедиться, что Фамусов, уверенный в собственной непогрешимости и строго осуждающий Чацкого или других молодых людей, сам нарушает законы, как и многие его сторонники. Система чиновничьей вседозволенности, безнаказанности, круговой поруки давала Фамусову возможность чувствовать себя хозяином в Москве.
Созданный Грибоедовым образ московского барина позволяет увидеть типичность данного характера для дворянского общества в современной автору России. Это подтверждается и поучительными монологами Фамусова, которые он произносит от имени всех своих единомышленников. Фамусов является также антиподом Чацкому и движущей силой в развитии конфликта комедии.
2466. Конфликт Чацкого и фамусовского общества сочинение Русский язык
Сочинение — Конфликт Чацкого и фамусовского общества. Русский язык и литература
«Горе от ума» — комедия 19 века. В ней А.С. Грибоедов представил публике сатиру на московское общество дворян. Автор смог показать столкновение двух разных поколений. Данное противостояние можно увидеть во взаимоотношениях Чацкого и фамусовского общества. Так как именно здесь ярко представлены два поколения: нынешнее и минувшее.
Фамусов является представителем Московских аристократов. Он играет роль управляющего в казённом доме. Он имеет много второстепенных героев, которые одного мнения с Фамусовым. И Александру Андреевичу приходится одному идти в бой против прошлого поколения.
Конфликт стал активно развиваться после возращения А. А. Чацкого в Москву, где он отсутствовал 3 года. Он рос и воспитывался вместе с дочерью Фамусова – Софьей. Между ними присутствовала влюблённость, которая жила всё время внутри Чацкого даже во время разлуки. Но его возлюбленная имеет чувства к Молчалину, о чём Александр Андреевич не догадывается. Любовь переросла в социальный конфликт, где Чацкий, по сути, идёт один против всех. У него нет единомышленников, нет тех, кто разделял бы его взгляды в фамусовском обществе.
После возращения на родину Александр Андреевич понял, что всё по-старому: дворянское общество всё так же веселится, а общественные проблемы не решены. Чацкий начинает показывать всю свою неприязнь к «этому поколению». И из-за этого Фамусов начинает его опасаться, называя «опасным человеком». Ведь, по мнению фамусовского общества, он хочет проповедовать новому поколению вольность. Для всех Чацкий – революционер, которому не место в столице. А для фамусовского общества самое главное в жизни – иметь хорошую репутацию, чтобы это не стоило.
Мнения двух поколений расходятся во всём. Александр Андреевич уважает службу. Но когда дело начинает касаться каких-либо определённых лиц, то его мнение оно: он не готов служить кому-то. В одном из эпизодов он сказал, что «служить бы рад, да прислуживаться тошно.»
Таким образом, Чацкий любит и дорожит своей свободой. Он не готов перед кем-то унижаться, служить. Общество одержало победу лишь потому, что у Чацкого не было единомышленников. А один в поле не воин.
Вариант 2
А.С. Грибоедов написал комедию «Горе от ума» в стиле сатире на величественных московских дворян, которые жили в начале 19 века. Главной идеей истории является старый, как наш мир, конфликт прошлого поколения и нынешней молодежи. В данной пьесе сторонником «нынешнего» выступает Чацкий, а «прошлого» — фамусовское общество.
Конфликт этих разных поколений возникает в тот момент, когда наш главный герой едет назад в Москву. Товарищ Чацкий еще в совсем юном возрасте хорошо общался, даже дружил, с дочерью Фамусова, милой Софьей. Такая дружба, естественно, переросла в юношескую влюбленность, которая так и не отпустила главного героя.
Но, случилось так, что возлюбленная главного героя отдает предпочтение некому Молчалину, который живет в доме её отца. Сам же Чацкий не догадывался о подобном раскладе событий. Из-за конфликта на любовном поприще появляется вторая часть медали – социальный конфликт, который подталкивает героя вступить в конфликт против «славного» общества фамусовских сторонников. Их длительный спор затрагивает множество вопросов, а именно: семейные отношения, вопрос воспитания, взяточничества, а также, крепостного права.
Фамусов и все его союзники яро отстаивают идеи «прошлого века» ведь ради своего «лица» они готовы пойти даже на самые серьезные жертвы. Им совершенно не важно, действительно ли человек имеет такое же лицо и соответствует тому, как он себя ведет или же это его «маска». Сам же Фамусов считает, что нет лучшего примера для его любимой дочери, кроме его самого. Но, стоит отметить, что сам Фамусов, часто пользуется своей «маской» для воспитания дочери. А как только его аморальная часть просыпается, то от его нравственности и морали не остается и следа.
Касательно Чацкого. Этот человек совершенно не желает ни перед кем «выслуживаться». Да, он готов служить и честно выполнять работу, но не быть прислужником. Поэтому, наш герой всегда стремиться «служить делу, а не лицам».
В итоге, можно сказать о том, что Чацкий был единственным смелым человеком, который четко понимал, как должна идти служба и чего в ней «совершенно неприемлемо». Но, к концу действия главного сюжет этой комедии, он понимает, что все его надежды весьма ничтожны и фамусовское общество «отрезвило» его мысли сполна. Чацкий понимает, что его пути с этими людьми навсегда разошлись и ему среди них не место.
Таким немудреным образом получается, что главный герой комедии просто обязан вынужден отступить и «проиграть бой» фамусовскому обществу по одной единственной причине. Чацкий был одиночкой, у него не было сторонников и явных помощников, что и не позволило ему одержать верх в этом нелегком и неравном бою.
Сочинение
Произведение А. С. Грибоедова «Горе от ума» принадлежит к жанру комедии. Данный драматический жанр призван осмеивать порочные черты людей, заострять внимание читателей на том, как можно и нельзя себя вести, какие ценности должны быть превыше всего.
В произведении в целом переплетены две сюжетные линии, которые являются основой нескольких конфликтов комедии. Основными конфликтами произведения являются социальный и любовный, но все же острее в произведении стоит первый из названных.
У конфликта в произведении существует несколько форм. В данном случае уместно говорить о внешнем противостоянии, так как столкновение происходит на уровне идей, интересов, взглядов на жизнь двух или нескольких героев.
В пьесе столкновение происходит между представителями «века нынешнего» и «века минувшего». Наиболее ярким примером нового, передового поколения является фигура Александра Андреевича Чацкого. Герой умен, честен, независим. Он — воплощение лучших черт прогрессивной молодежи: «Служить бы рад, прислуживаться тошно».
К старшему поколению относятся Фамусов и его гости. Фамусов является полной противоположностью Чацкого. Он судит всех по их статусу и чину; необразован: «Уж коли зло пресечь: забыть все книги бы да сжечь», меркантилен и лжив.
В комедиях часто используется прием говорящих фамилий. Даже на этом уровне персонажи полностью противоположны. Фамилия Чацкого изначально должна была звучать иначе — Чадский (от слова «чад»). То есть, герой «находится в чаду борьбы. Фамилия Фамусова произошла от латинского слова famа — «молва». Это означает, что героя больше всего волнует мнение общества.
«Ядром» конфликта является несовпадение взглядов двух поколений. Чацкий выступает против крепостного права, чинопочитания, презирает подхалимство, лицемерие, борется за свободы и права человека, из-за чего пренебрежительно относится к порокам старшего поколения, обличая их устои и поведение. Фамусовское же общество, наоборот, против всяческих изменений. Лицемерие и угодничество считается для них нормой.
Завязкой конфликта можно считать появление Чацкого у Фамусова, когда герои начинают вступать в открытую конфронтацию. Кульминацией стоит счесть момент, когда Александра Андреевича признают сумасшедшим, ведь именно в этот момент непонимание и отрицание всего нового в доме достигает апогея. Развязкой является момент отъезда Чацкого в Москву, когда разочарованный и непринятый всеми герой принимает вынужденное решение об отступлении.
Именно социальный конфликт, который обличает страшные общественные пороки, делает пьесу «Горе от ума» актуальный до сих пор, заставляя читателя задуматься о такой важной вещи как человеческое достоинство и честь.
Чацкий и Фамусов в комедии «Горе от ума» их отношения и спор – характеристка для сочинения по теме конфликта
Комедия «Горе от ума» отражает назревающий раскол в дворянском обществе. Смена одного столетия другим, завершившаяся война 1812 года требовала от помещиков переоценки ценностей и изменения взгляда на общественную жизнь. В связи с этим появляются дворяне, желающие улучшить положение России за счет повышения ценности человеческой личности и гражданского самосознания. Борьба между двумя группами дворян обозначена в пьесе как столкновение «века нынешнего» с «веком минувшим». В комедии «Горе от ума» Чацкий и Фамусов являются главными противниками.
Проблема ума в комедии
А.С. Грибоедов писал о своем произведении: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека». Под «здравомыслящим человеком» Грибоедов подразумевает главного героя комедии – Александра Андреевича Чацкого. Но в процессе анализа произведения становится понятно, что и Фамусова нельзя назвать глупцом. Так как в образ Чацкого Грибоедов вложил свои собственные мысли и идеалы, то автор оказывается полностью на стороне главного героя. Однако и у Чацкого, и у Фамусова своя собственная правда, которую каждый из героев защищает. И у каждого из них свой ум, просто ум Чацкого и ум Фамусова различаются по качеству.
Ум дворянина, придерживающегося консервативных взглядов и идеалов, направлен на то, чтобы защитить свой комфорт, свое тепленькое местечко от всего нового. Новое враждебно для старого уклада жизни помещиков-крепостников, потому что угрожает его существованию. Таких взглядов придерживается Фамусов.
Чацкий же – обладатель действенного, гибкого ума, направленного на построение нового мира, в котором будут главными ценностями честь и достоинство человека, его личность, а не деньги и положение в обществе.
Ценности и идеалы Чацкого и Фамусова
Взгляды Чацкого и Фамусова резко расходятся по всем вопросами, касающимся уклада жизни дворянина. Чацкий – сторонник образования, просвещения, сам «остер, умен, красноречив», «славно пишет, переводит». Фамусов и его общество, напротив, считают излишнюю «ученость» вредной для общества и очень опасаются появления в их среде таких людей, как Чацкий. Чацкие угрожают фамусовской Москве потерей привычного для нее комфорта и возможности проводить жизнь «в пирах и в мотовстве».
Спор Чацкого и Фамусова разгорается также вокруг отношения дворян к службе. Чацкий «не служит, то есть в том… пользы не находит». Главный герой комедии объясняет это так: «Служить бы рад – прислуживаться тошно». Но консервативное дворянское общество устроено таким образом, что без «прислуживания» здесь невозможно ничего добиться. Чацкий хочет служить «делу, а не лицам».
Но у Фамусова и его сторонников совсем другой взгляд на вопрос службы.
Идеал Фамусова – его покойный дядя Максим Петрович. Он заслужил уважение самой императрицы тем, что однажды на приеме повел себя как шут. Оступившись и упав, он решил обернуть эту неловкую ситуацию в свою пользу: упал еще несколько раз специально, чтобы посмешить публику и императрицу Екатерину. Такое умение «подслужиться» принесло Максиму Петровичу огромное богатство и вес в обществе.
Чацкий же не приемлет таких идеалов, для него это унижение. Он называет это время веком «покорности и страха», зажимающим человеческую свободу. Сравнение героем «века нынешнего» и «века минувшего» оборачивается не в пользу последнего, ведь сейчас «вольнее всякий дышит и не торопится вписаться в полк шутов».
Семейные ценности Чацкого и Фамусова
Столкновение Фамусова и Чацкого происходит и по поводу расхождения их взглядов на семейные ценности. Фамусов считает, что при создании семьи наличие любви совершенно не важно. «Кто беден, тот тебе не пара», – говорит он дочери. Как в обществе, так и в семье во главу угла ставятся деньги. Богатство для фамусовского общества – то же самое, что счастье. Личные качества не имеют значения ни в свете, ни в семье: «Будь плохенький, да если наберется душ тысячки две родовых, – тот и жених».
Чацкий же – сторонник живого чувства, тем и страшный для фамусовской Москвы. Этот герой ставит любовь выше денег, образованность выше положения в обществе. Поэтому и разгорается конфликт Чацкого и Фамусова.
Выводы
Сравнительная характеристика Чацкого и Фамусова выявляет всю подлость и безнравственность Фамусова и его сторонников. Но время Чацкого в том обществе, которое описывается в комедии «Горе от ума», еще не пришло. Главного героя изгоняют из этой среды, объявив его сумасшедшим. Чацкий вынужден отступить из-за численного превосходства «века минувшего». Но он уезжает из Москвы не проигравшим, а победителем. Его речей испугалась светская Москва. Его правда страшна для них, она угрожает их личному комфорту. Его правда одержит победу, так смена старого новым исторически закономерна.
Столкновение Фамусова и Чацкого – это спор двух поколений, двух разных миров. Аргументы и причины конфликта, описанные в данной статье, могут быть использованы учениками 9 классов во время написания сочинения на тему «Характеристика Чацкого и Фамусова в комедии «Горе от ума»»
Горе от ума, презентация по литературе
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума»
Комедия – драматическое произведение, средствами сатиры и юмора высмеивающее пороки общества и человека. В комедии высмеиваются низкие качества человека, такие как глупость, подлость, наивность, недальновидность, простоватость. Наиболее яркими примерами комедий в отечественной литературе являются «Ревизор» Н.В. Гоголя, «Горе от ума» А.С. Грибоедова, «Недоросль» Д. Фонвизина.
История создания Замысел комедии возник в 1820 году (по некотором данным уже в 1816), но активная работа над текстом начинается в Тифлисе после возвращения Грибоедова из Персии.
История создания К началу 1822 года написаны первые два акта, а весной и летом 1823 года в Москве завершается первый вариант пьесы. Именно здесь писатель мог пополнить наблюдения над бытом и нравами московского дворянства, «надышаться воздухом» светских гостиных. Но и потом работа не прекращается: в 1824 году возникает новый вариант, имеющий название «Горе от ума» (первоначально — «Горе уму»).
Широкая известность произведения В 1825 году с большими цензурными сокращениями были напечатаны отрывки из I и III актов комедии. «Горе от ума» расходилось в списках. Друг Пушкина декабрист И.И. Пущин привез комедию Грибоедова поэту в Михайловское. Ее приняли восторженно, особенно декабристы. Впервые комедия «Горе от ума» со значительными сокращениями была опубликована уже после смерти автора в 1833 году, а полностью она вышла в свет лишь в 1862 году. И.И. Пущин
1. Время. Характерные особенности исторической эпохи, отраженной в пьесе. Героическая война 1812 года позади. А народ, победивший в ней, кровью добывший Отечеству свободу, в этом Отечестве все так же закрепощен и угнетен. В русском обществе зреет недовольство несправедливостью государственной внутренней политики. В сознании честных граждан крепнет идея необходимости защищать не только свои права, но и права низшего сословия. И в 1816 году в России создается первая тайная организация будущих декабристов «Союз спасения». Но никаких реальных изменений в России не произошло, и главным тормозом на пути преобразований выступала сильная авторитарная власть – русская абсолютная монархия. Император панически боялся проникновения в Россию революционных идей – «французской заразы». Твердая рука Аракчеева навела в стране внешний порядок. И этот порядок, это довоенное благоденствие, разумеется, радостно приветствовали люди типа Фамусова, Скалозуба, Горичей и Тугоуховских.
2. Чацкий и время. Комедия построена так, что о «веке нынешнем», об идеях социально-политических преобразований, о новой морали и стремлении и к духовной и политической свободе на сцене говорит лишь Чацкий. Он – тот «новый человек», который несёт в себе «дух времени», идею жизни, цель которой – свобода. Его идейные убеждения рождены духом перемен, тем «веком нынешним», который пытались приблизить лучшие люди России. В образе Чацкого отразился тот восторг, который испытало русское общество, почувствовав себя фигурой исторической, победителем самого Наполеона. Это – то новое, что появилось в социальной жизни России, что стало залогом будущих преобразований.
Композиция В пьесе 4 действия:
Сюжет Сюжетную основу произведения составляет драматический конфликт, бурное столкновение умного, благородного и свободолюбивого героя с окружающей его дворянской средой. В итоге- «горе от собственного ума» полной мерой испил сам герой.
Так случилось, что литературный персонаж не повторил судьбу своего прототипа, а предсказал ее.
Анализ содержания комедии. Действие первое Какова завязка комедии? Каковы отношения Софьи и Лизы? Как относится Фамусов к книгам? Как Молчалин попал в дом Фамусова? Почему Фамусова настораживает сон Софьи? Как относится Фамусов к службе?
Действие первое Кто, по мнению Лизы, подходит Софье в роли жениха? Как характеризует Скалозуба Софья? О ком Лиза Отзывается с чувством восхищения? Сколько лет отсутствовал Чацкий? Что связывает Софью с Чацким? Перечитайте сцену встречи Софьи с Чацким.
Действие первое Как Фамусов относится к неожиданному приезду Чацкого? Что тревожит Фамусова? Как Чацкий характеризует московское общество?
Монолог Чацкого «А судьи кто. » Монолог Чацкого «А судьи кто. » рождён его протестом против «Отечества отцов», так как не видит в них образца, которому следует подражать: «Сужденья черпают из забытых газет Времён очаковских и покоренья Крыма. » За страсть к богатству и роскоши, добываемым «грабительством», ограждая себя от ответственности круговой порукой и подкупом: «Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве Великолепные соорудив палаты, Где разливаются в пирах и мотовстве? И где не воскресят клиенты-иностранцы Прошедшего житья подлейшие черты! Да и кому в Москве не зажимали рты Обеды ужины и танцы!»
Крепостников помещиков он называет знатными негодяями за бесчеловечное отношение к крепостным: Один променял верных слуг на три борзых собаки, Другой на крепостной балет согнал на многих фурах От матерей, отцов отторженных детей», которые затем были все «распроданы поодиночке». Чацкий обвиняет Фамусовское общество, в котором внешняя форма как показатель карьерных успехов важнее просвещения, бескорыстного служения делу, наукам, исскуству: «Мундир! Один мундир! Он в прежнем их быту Когда-то укрывал, расшитый и красивый, Их слабодушие, рассудка нищету.
Чацкий осуждает принятую в Москве систему воспитания дворянской молодёжи, когда учителей набирают: «числом поболее, ценою подешевле». Резко высказывается Чацкий и об отношении к службе: он основной целью видит служение делу и не приемлет «прислуживания старшим» угождения начальству: «служить бы рад, прислуживаться тошно». Таким образом, словесная дуэль между Чацким и Фамусовым перерастает в серьёзную идеологическую борьбу. Грибоедов мастерски показал, как каждое новое лицо пьесы становится в оппозицию к Чацкому.
Продолжи предложение Комедия – это… В классической комедии был строго представлен набор действующих лиц… Все комедии героя делятся на 3 группы… В комедии соблюдены 2 правила классицизма… Грибоедов нарушает 3-е правило классицизма…
ТЕМА УРОКА : «ВЕК НЫНЕШНИЙ И ВЕК МИНУВШИЙ…» (анализ II действия) Кто б ни был ты, – среди обедов, Или храня служебный пыл, Ты, может быть, совсем забыл, Что жил чиновник Грибоедов, Что службы долг не помешал Ему увидеть в сне тревожном Бред Чацкого о невозможном, И Фамусова шумный бал, И Лизы пухленькие губки И – завершенье всех чудес – Ты, Софья… Вестница небес Или бесенок мелкий в юбке. Я слышу возмущенный крик: “Кто ж Грибоедова не знает?” – Вы, вы! – Довольно. Умолкает Мой сатирический язык, – Читали вы “Мильон терзаний”, Смотрели “Горе от ума”. В умах – все сон полусознаний. В сердцах – все та же полутьма. А.Блок
«Век нынешний и век минувший» Век нынешний(Чацкий) Отношение к богатству, к чинам Отношение к службе Отношение к иностранному Отношение к образованию Отношение к крепостному праву Отношение к Московским нравам и времяпрепровождению Отношение к кумовству, протекции Отношение к свободе суждений Идеалы Век минувший(Фамусов) Отношение к богатству, к чинам Отношение к службе Отношение к иностранному Отношение к образованию Отношение к крепостному праву Отношение к Московским нравам и времяпрепровождению Отношение к кумовству, протекции Отношение к свободе суждений Идеалы
Домашнее задание: прочитать III действие; Чтение статьи И.А.Гончарова «Мильон терзаний».(КОНСПЕКТ. )
А.С. Грибоедову удалось показать нам не только всю Москву того времени, но и всю российскую действительность, какой явилась она после Отечественной войны 1812 года А.С. Грибоедову удалось наметить черты, определяющие будущее, дальнейшие судьбы Чацкого и его «антиподов». «Антиподы» Чацкого – это гости Фамусова, «тузы», как они себя гордо зовут, «цвет Москвы».
ЧАЦКИЙ Отношение к богатству, к чинам «Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, великолепные соорудя палаты, где разливаются в пирах и мотовстве, и где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты», «А тем, кто выше, лесть, как кружево плели…» Отношение к службе «Служить бы рад, прислуживаться тошно», «Мундир! один мундир! Он в прежнем их быту когда-то укрывал, расшитый и красивый, их слабодушие, рассудка нищету; И нам за ними в путь счастливый! И в женах, дочерях — к мундиру та же страсть! Я сам к нему давно ль от нежности отрекся?! Теперь уж в это мне ребячество не впасть…» Отношение к иностранному «И где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты.» «Как с ранних пор привыкли верить мы,что нам без немцев нет спасенья.» Отношение к образованию «Что, нынче, так же, как издревле, хлопочут набирать учителей полки числом по более, ценою подешевле?…нам каждого велят признать историком и географом.» Отношение к крепостному праву «Тот Нестор негодяев знатных, толпою окруженный слуг; усердствуя, они в часы вина и драки и честь, и жизнь его не раз спасали: вдруг, на ни он выменял борзые три собаки. » Отношение к Московским нравам и времяпрепровождению «Да и кому в Москве не зажимали рты, обеды, ужины и танцы?» Отношение к кумовству, протекции «А судьи кто?- За древностию лет к свободной жизни их вражда непримирима…» Идеалы Идеал Чацкого – свободная независимая личность, чуждая рабской приниженности. «Век минувший» Отношение к богатству, к чинам «Будь плохонький, да если наберется, душ тысячки две родовых, тот и жених» Отношение к службе «А у меня, что дело, что не дело, обычай мой такой: подписано, так с плеч долой» Отношение к иностранному «Дверь отперта для званных и незванных, особенно для иностранных.» Отношение к образованию «Забрать все книги бы да сжечь», «Ученье — вот чума, ученость — вот причина, что нынче пуще чем когда, безумных развелось людей и дел, и мнений» Отношение к крепостному праву Фамусов – защитник старого века, времени расцвета крепостничества. Отношение к Московским нравам и времяпрепровождению «К Прасковье Фёдоровне в дом во вторник зван я на форели», «В четверг я зван на погребенье», «А может в пятницу, а может и в субботу я должен у вдовы, у докторши крестить.» Отношение к кумовству, протекции “При мне служащие чужие очень редки, все больше сестрины, свояченицы детки” Отношение к свободе суждений Ученье — вот чума, ученость — вот причина. Что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей и дел, и мнений Идеалы Идеал Фамусова – вельможа екатерининского века, «охотники поподличать»