на каком основании жилинспекция имеет право зайти в квартиру
Полномочия органов Госжилнадзора, основания для проверок
Большинство собственников помещений в многоквартирных домах слышали о таком органе государственной власти, как государственная жилищная инспекция. Вместе с тем, не всем известно, чем занимается Госжилинспекция, каковы её полномочия и основания для проверок.
Государственные жилищные инспекции – это исполнительные органы государственной власти, созданные во всех субъектах Российской Федерации в целях осуществления регионального государственного жилищного надзора, лицензирования и лицензионного контроля за деятельностью по управлению многоквартирными домами. На федеральном уровне создание государственной жилищной инспекции не предусматривается. При этом в Минстрое России имеется должность главного государственного жилищного инспектора РФ, положение о котором утверждено постановлением правительства РФ от 12.09.2014 № 927. Основными полномочиями главного государственного жилищного инспектора РФ являются координация деятельности органов государственного жилищного надзора и органов муниципального жилищного контроля; составление протоколов об административных правонарушениях по фактам необоснованного принятия решения о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии членами лицензионной комиссии; обеспечение согласования назначения на должность или освобождения от должности руководителя органа государственного жилищного надзора.
К функциям органов государственного жилищного надзора относятся:
— осуществление регионального государственного жилищного надзора,
— осуществление лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, в том числе лицензионный контроль за данной деятельностью.
В Тюменской области осуществление регионального государственного жилищного надзора, лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами (в том числе лицензионного контроля) возложено на Государственную жилищную инспекцию Тюменской области.
Предмет государственного жилищного надзора и лицензионного контроля – это соблюдение поднадзорными и подконтрольными лицами обязательных требований.
К полномочиям Госжилинспекций в рамках Госжилнадзора относится осуществление деятельности, направленной на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований:
к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию,
к использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах,
к формированию фондов капитального ремонта,
к созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах,
к созданию и деятельности региональных операторов,
деятельности, направленной на предупреждение, выявление и пресечение нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг),
требований правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения, правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах,
требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов,
деятельности, направленной на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами местного самоуправления, ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, требований к порядку размещения информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее – ГИС ЖКХ).
Госжилнадзор осуществляется посредством проведения проверок, принятия мер административного воздействия (выдача предписаний, составление протоколов об административных правонарушениях, рассмотрение дел об административных правонарушениях, привлечение к административной ответственности), систематического наблюдения, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований не только юридическими лицами (ТСЖ, ТСН, ЖСК, ЖК, ресурсоснабжающими организациями), органами государственной власти и органами местного самоуправления, но и гражданами.
Лицензирование – это деятельность по выдаче лицензий лицам, осуществляющими предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договора управления. Таким образом, лицензируется только деятельность управляющих организаций. Деятельность ТСЖ, ТСН, ЖСК, ЖК, ресурсоснабжающих организаций не лицензируется. Орган государственного жилищного надзора (лицензирующий орган) осуществляет прием и рассмотрение заявлений о предоставлении лицензии, подготовку мотивированного предложения лицензионной комиссии о предоставлении лицензий или об отказе в предоставлении лицензии.
Лицензионный контроль – это деятельность по осуществлению контроля за деятельностью управляющих организаций на предмет соблюдения ими лицензионных требований. Лицензионный контроль осуществляется органом Госжилнадзора посредством проведения проверок и принятия мер административного воздействия в отношении управляющих организаций.
К лицензионным требованиям относятся:
регистрация лицензиата, соискателя лицензии в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории РФ (юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территориях иностранных государств, к осуществлению деятельности по управлению многоквартирными домами не допускаются);
отсутствие тождественности или схожести до степени смешения фирменного наименования соискателя лицензии или лицензиата с фирменным наименованием лицензиата, право которого на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами возникло ранее (требование введено с 11.01.2018);
наличие у должностного лица (единоличного исполнительного органа юридического лица, руководителя юридического лица или его филиала либо индивидуального предпринимателя, осуществляющих управление многоквартирным домом) лицензиата, соискателя лицензии квалификационного аттестата;
отсутствие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;
отсутствие в реестре лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, информации о должностном лице лицензиата, должностном лице соискателя лицензии;
отсутствие в сводном федеральном реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами информации об аннулировании лицензии, ранее выданной лицензиату, соискателю лицензии;
соблюдение лицензиатом требований к размещению информации в ГИС ЖКХ;
требования к выполнению услуг и (или) работ по управлению многоквартирным домом, осуществлению иной направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности;
требования к оказанию всех услуг и (или) выполнению работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных правительством РФ правил содержания общего имущества в многоквартирном доме,
требования к предоставлению коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства многоквартирного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством РФ правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
От предмета надзора (контроля) необходимо отличать основания для проверок. Основанием для плановых проверок юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), органов местного самоуправления являются ежегодные планы проведения плановых проверок, согласованные с органами прокуратуры.
Перечень оснований для внеплановых проверок установлен законодательством, является закрытым.
Основания для внеплановых проверок юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) в рамках государственного жилищного надзора и лицензионного контроля установлены частью 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса РФ, частью 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», статьей 19 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Так, основанием для проведения органом Госжилнадзора внеплановой проверки юридического лица (индивидуального предпринимателя) является:
1) истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
2) поступление в орган Госжилнадзора заявления от юридического лица или индивидуального предпринимателя о предоставлении лицензии;
3) мотивированное представление должностного лица органа Госжилнадзора по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в орган Госжилнадзора обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда РФ, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда РФ, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда РФ, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда РФ, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
4) приказ (распоряжение) руководителя органа Госжилнадзора, изданный в соответствии с поручениями президента РФ, правительства РФ и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
5) поступление, в частности посредством ГИС ЖКХ, в орган Госжилнадзора обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, выявление органом государственного жилищного надзора в ГИС ЖКХ информации о фактах нарушения
требований правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах,
о фактах нарушения управляющей организацией лицензионных требований,
о фактах нарушения в области применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, о фактах необоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), нарушения требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), несоблюдения условий и методов установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг),
нарушения правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения,
о фактах нарушения наймодателями жилых помещений в наемных домах социального использования обязательных требований к наймодателям и нанимателям жилых помещений в таких домах, к заключению и исполнению договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и договоров найма жилых помещений,
о фактах нарушения органами местного самоуправления, ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, гражданами требований к порядку размещения информации в ГИС ЖКХ.
Основания для проведения органом Госжилнадзора внеплановых проверок органов местного самоуправления установлены статьей 77 Федерального закона 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». К таким основаниям относится поступление обращений граждан, юридических лиц и информации от государственных органов о фактах нарушений законодательства РФ, влекущих возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан. Такие проверки проводятся по согласованию с прокуратурой субъекта РФ.
Основания для внеплановых проверок граждан федеральным законодательством не устанавливаются. В Тюменской области такие основания установлены пунктом 11.18 Порядка осуществления регионального государственного жилищного надзора, утвержденного постановлением правительства Тюменской области от 30.09.2013 N 432-п:
1) истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
2) поступление в Госжилинспекцию Тюменской области обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о нарушении обязательных требований, установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, относящихся к предмету проверки:
— к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
— жилым помещениям, их использованию и содержанию;
— соблюдению порядка переустройства и перепланировки жилых помещений;
— оснащению жилых домов (помещений) приборами учета используемых энергетических ресурсов;
— выполнению услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме;
— порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, решения о выборе управляющей организации, в целях заключения с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом, решения о заключении с управляющей организацией договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, решения о заключении с указанными в части 1 статьи 164 Жилищного кодекса РФ лицами договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
3) поступление в Госжилинспекцию Тюменской области в течение трех месяцев подряд двух и более протоколов общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащих решения по аналогичным вопросам повестки дня.
С учетом изложенного, не все обращения граждан, поступающие в Госжилинспекцию, могут являться основанием для проведения внеплановой проверки.
Обеспечение доступа в квартиру жилищной инспекции
В практике своей работы мы часто сталкиваемся с документами пример которых вы можете видеть ниже.
Это предписание о доступе в квартиру сотрудников жилищной инспекции:
Откуда может появиться данное предписание?
В основном оно появляется вследствии двух факторов:
1. Жалоба соседей.
2. Жалоба управляющей компании.
Что делать если получили данное предписание о доступе в квартиру?
— обеспечивать доступ.
Так или иначе доступ будет обеспечен в квартиру, это лишь вопрос времени и ситуации как в квартиру зайдут. Либо инспектор зайдет по добровольному доступу, либо через какое то время с судебными приставами. Сроки спрогнозировать достаточно сложно, когда то это может случиться и через месяц, но бывали случаи когда судебные тяжбы шли более полугода.
Что будет если не пускать в квартиру инспектора жилищной инспекции после данного предписания:
Если данная бумага появилась у вас в почтовом ящике, то наилучшим решением будет договориться о времени допуска инспектора жилищной инспекции на квартиру.
В указанное время сотрудник жилищной инспекции посетит квартиру и если не будет обеспечен допуск, он направит повторное предписание, которое дублирует первое, но соответственно с другим временем. И если тогда также его не пустят он передаст дело в суд.
Напрасно некоторые собственники думают, что если никого на квартиру не пустить вопрос «как нибудь забудется сам собой».
Это опасное заблуждение, так как жилищная инспекция это гос. структура и соответственно там работа с документами выстроена очень четко и вариантов решения подобной ситуации всего несколько
1. Инспектор жилищной инспекции выходит на квартиру. В квартире перепланировок нет. Он пишет в ответе на жалобу данный факт и на этом ситуация исчерпывается.
2. Инспектор жилищной инспекции выходит на квартиру. В квартире перепланировки есть. Он составляет протокол, предписание о согласовании данной перепланировки,
выписывает штраф.
Далее он отписывает в ответ на жалобу что да, факт подтвердился, собственнинку вынесено предписание об устранении нарушений.
А собственник с данными документами (протокол, предписание) начинает согласовывать существующую перепланировку.
3. Инспектор не попал на квартиру. Мы не знаем точных форм, но если в целом, то он составляет внутреннюю бумагу о не доступе на квартиру и передает дело в юридический отдел для подачи заявления в суд о обеспечении доступа на квартиру с приставами.
Что будет далее:
После этого суд выносит предписание о доступе на квартиру с приставами, приставы обеспечивают попадание инспектора в квартиру и инспектор переходит к пункту 1 или 2.
На нашей практике полное нежелание пойти на встречу попаданию инспектора в квартиру встречалось всего лишь несколько раз. Это было связано в ряде случаев с так скажем с
1) «психологическими» особенностями собственника и «упертой» позицией в тематике «квартира моя, делаю что хочу, никого не пущу»
2) Пониманием собственика что ремонт в квартире выполнен со значительными нарушениями и попадание инспектора на квартиру привете только к тому, что будет вынесено предписание о согласовании перепланировки или приведении квартиры в соответствии с технической документацией БТИ (то есть первоначально планировкой квартиры).
А это означало неизбежный ремонт, так как согласовать было априори ничего нельзя и вся задача была максимально оттянуть время прихода и соответственно время ремонта.
И если второй пункт мы как то можем понять, как правило там нет ничего опасного с конструктивной точки зрения. Да собственники делают и санузлы в жилых комнатах и переносят кухни туда где они не согласуемы, то вот с первым пунктом все несколько хуже. Как правило люди однозначно занимающие подобную позицию могут и «срубить» несущую стену для получения «опенспейса», подперев плиту перекрытия каким нибудь «железным столбиком» и думая что он компенсирует все нагрузки и вот здесь мы категорически не можем понять их, так как речь идет о безопасности не только их но и их соседей.
И уже совсем не хорошая идея упорствовать после решения суда о доступе на квартиру, составления протокола и т.д. не начать процесс согласования. Так и до продажи квартиры с публичных торгов может дойти и подобные прецеденты были. И в предписаниях сотрудники жилищной инспекции любезно опишут уже так скажем конечную версию развития событий (обвели в красном прямоугольнике), если собственник не будет действовать в рамках требований их в соответствии с действующим законодательством.