на каком озере снимали лед
Байкал в кино: где снимали «Лёд-2»
14 февраля в прокат вышла спортивная мелодрама «Лёд-2» с Александром Петровым и Аглаей Тарасовой в главных ролях. Первый Байкальский разглядел в фильме ещё одну звезду — Байкал — и решил показать вам самые красивые моменты из этой ленты.
Как и первую часть, «Лёд-2» снимали на зимнем Байкале. И мы понимаем, почему: сложно представить лучшее место для съёмок фильма о фигурном катании, хоккее и любви. Режиссёр первой картины в одном из своих интервью так и сказал: «Этот фильм о фигурном катании, которому в нашей стране придаётся большое значение. Оно начинается с катка, коньков, верно? А какой лёд может влюбить в себя с первого взгляда? Конечно, лёд озера Байкал!»
Продолжение романтической картины также снимали на берегу озера в Иркутске.
Актёры не раз признавалась, что самым трудным стало испытание погодой: зимний Байкал отличается не только шикарными пейзажами, но и сильным ветром. Виталия Корниенко, исполнительница роли Нади – дочери главных героев, рассказывала, что из-за мощных ветров было очень сложно оставаться в кадре и не менять траекторию проездов на коньках.
Основные съёмки натуры пришлись на декабрь, который в прошлом году выдался аномально тёплым. Снега практически не было, из-за чего команде художников-постановщиков пришлось погружать природу в зимнюю атмосферу искусственным путём.
Одной из сцен, которая особенно запомнилась зрителям, стала история бракосочетания главных героев. Для съёмочной команды она тоже получилась знаковой: во-первых, её снимали 12 часов кряду, а во-вторых, кажущиеся на первый взгляд спецэффекты – вовсе не компьютерная графика, а реальные декорации, которые менялись прямо во время мотора.
В конечном итоге продолжение истории любви фигуристки и хоккеиста из Иркутска получилось невероятно красивым и трогательным. Из-за чего и собрало огромную кассу – свыше 22 миллионов долларов. И за это стоит сказать спасибо как актерам, так и природе великого Байкала.
Впереди много дней халатно-тапочкового режима, который не помешает посетить величайшие собрания главных музеев мира. Пусть и виртуально.
Когда школьные каникулы пошли не по плану и вас вместе с ребенком обязали сидеть дома, отчаиваться не нужно. Чтобы сохранить бодрость духа, соблюдайте режим дня, больше общайтесь с детьми и не забрасывайте свою работу. А Первый Байкальский собрал для вас самые интересные и полезные способы провести карантин дома с ребенком.
Ко Всемирному дню защиты воды рассказываем о 5 самых красивых озёрах мира. Одно из них совершенно оправданно называют «сестрой Байкала».
Рассказываем, как галерея Бронштейна стала модным местом притяжения Иркутска и на что непременно стоит обратить внимание, если вы оказались в её стенах.
«Мы припали ушами ко льду»
С 14 февраля в кинотеатрах стартовал фильм «Лед» — спортивная драма о фигуристке Наде, мечтающей вернуться в большой спорт после тяжелой травмы. Кто послужил прообразами героев? Помогали ли в съемках знаменитые тренеры и звезды фигурного катания? Какие трюки актеры исполняли сами? На эти и многие другие вопросы порталу iz.ru ответил режиссер фильма Олег Трофим.
— Насколько сложно было снимать на льду? Сколько длился съемочный день?
— Мы редко перерабатывали, но, конечно, технически было сложно. Мы думали о том, что нужны специальные приспособления, чтобы снимать на льду, но не учли тот момент, что сложно просто по нему ходить. На льду испытываешь сложности даже в том, чтобы переместиться с точки на точку. К тому же мы не могли снимать долго: нужно пролить каток, чтобы он снова сверкал. Если кому-то что-то требуется передать, то приходится скользить в ботинках, а если надеваешь кошки — а я только в них и ходил — то оставляешь после себя следы. Много было нюансов.
Технически непросто, да и в целом кино довольно сложный процесс. Я убедил себя в том, что не бывает легкого кино. Даже самый отвратительный фильм снять невероятно сложно. Это большой процесс, на котором трудится огромное число людей, всё должно быть согласовано. Никогда в жизни я так много и с таким трудом не работал.
Режиссер Олег Трофим на премьере своего фильма «Лед»
— Сколько максимум вы тратили времени на одну сцену на льду?
— По-разному: какие-то сцены делали по щелчку пальцев. Но были и сложные, которые еле снимались.
— Аглая Тарасова, кстати, сразу встала на коньки? Как она вышла на лед?
— Лежа. Конечно, нам очень хотелось бы, чтобы наши артисты были звездами фигурного катания и мы могли по максимуму снимать с ними сложные номера. Но реальность такова: актеры практически не умели кататься. Милош говорил: «Первое, чему я научился, — стоять, ни за что не держась». Я им благодарен за их усердие и волю. Они учились несколько месяцев. По три-четыре раза в неделю занимались с тренерами и хореографом. Занимались, учились и добились результатов.
— Звезды нашего фигурного катания не давали каких-то мастер-классов или консультаций?
— Мы немного общались с Татьяной Анатольевной Тарасовой. Но консультирование вела Елена Масленникова. Я считаю, что это очень важный человек в мире фигурного катания. Она мастер в своем деле, очень уважаемый специалист. Она и помогла нам расставить все точки над i там, где это было необходимо.
Кадр из фильма «Лед»
— Как часто выходили дублеры?
— Было довольно много сложных номеров, потому что по сюжету наши герои — мастера. Дублеров привлекали достаточно часто, когда были нужны сложные поддержки, выбросы, подкруты. Надо было показать класс и одновременно беречь актеров. Фигурное катание — это очень непростой и травмоопасный спорт. Прыгать и летать на такие расстояния и высоты, находясь при этом на льду, — это какой-то ужас. Я восхищаюсь трудоспособностью и смелостью фигуристов.
— Актеры сами не стремились выполнять сложные элементы?
— Аглая большой молодец, мы запрещали ей делать сложные вещи. Но в какой-то момент она вышла и сказала: «Я хочу делать всё», затем и Милош сказал. Уже потом они позанимались и поняли, как это «всё» трудно делается. Но Аглая умудрилась уговорить продюсеров и втихаря от людей, которые головой отвечают за то, чтобы с ней всё было в порядке, исполнила непростой элемент в номере «Тюлень». В сложной позе она держит себя за конек, на вытянутой руке ее держит партнер и вращает сначала низко над поверхностью, а затем всё выше и вновь опускает. Она могла прочесать лед и лицом, и коленями, но она твердила, что хочет сама, и в итоге сделала этот трюк. Но в итоге мы были на минимальном расстоянии от того, чтобы получить по шапке.
— Но при этом вы не пересекали черту?
— Всё было хорошо в этом плане. Я счастлив, что у нас была профессиональная команда, не было никаких инцидентов. Я очень ими горжусь.
— Аронова действительно сама села на шпагат?
— Да, этим она сразила площадку наповал. Изначально в сценарии не было этой сцены. Диалог был построен по-другому. До начала съемок, когда мы обсуждали с Марией Ароновой роль. Ей было важно, чтобы персонаж — тренер Шаталина — была действующим специалистом, мастером. Она сказала, что у нее обязательно должна быть какая-то фишка. Что-то такое, чтобы мы понимали, что она всё еще в спорте. Мария говорит: «Смотри, что я могу», — и садится на шпагат прямо в гримерке. Я был в шоке. Она действительно занимается, держит форму и очень круто выглядит. Кстати, эта сцена работает, она удивляет и в зале стоит хохот.
Актеры Аглая Тарасова и Милош Бикович на премьере фильма «Лёд»
— Складывается ощущение, что по харизме и темпераменту персонаж Ароновой близок Татьяне Тарасовой.
— Отчасти это прообраз. Да, какие-то ее черты действительно есть: целеустремленность, видение, мощь, уверенность. Мы не делали копию Татьяны Анатольевны, но взяли за основу те свойства характера, которые сделали из нее величайшего тренера. Конечно, нам хотелось создать образ, который бы считывался. Мощный, уверенный, легендарный тренер. Мне кажется, что у Марии Ароновой это получилось.
— Как насчет героини Аглаи Тарасовой?
— Я бы не стал выделять никого персонально. Это собирательный образ. В мире парного фигурного катания такие истории встречаются сплошь и рядом: травмы, трудности в общении между партнерами, уходы из спорта, потом феерические возвращения. Так устроен этот спорт.
— Где проходили съемки?
— Мы снимали в Сочи в олимпийских объектах: там было два стадиона. Еще в Москве — в Сокольниках и в «Меге», в Иркутске и на Байкале. Так как фильм — это все-таки сказка, мы позволили небольшую вольность: поместить Иркутск непосредственно на берег Байкала, хотя город находится на довольно существенном расстоянии. Мы позволили такую неточность, чтобы узнаваемый город стоял на еще более узнаваемом озере. Сам поселок — Листвянка, где живет главная героиня Надя и ее мама, — удивительное место.
Кадр из фильма «Лед»
— Какие из этих мест стали для вас открытием?
— Безусловно, Байкал. Я был там летом и знал, что это место, полное открытий. Зимой там творится что-то особенное. Еще мы были на острове Ольхон — уникальное святое место. Сколько бы ты ни читал и ни смотрел фотографии, находясь там, ощущаешь невероятную силу. Особенно то, как озеро звучит. Мы припали ушами ко льду. Я ничего подобного не слышал. Мы привезли специального человека, который записывал подводный звук Байкала. Они похожи на лазерные бои. Возможно, зритель, который никогда этого не слышал, подумает, что это какой-то искусственный звук и природа не может звучать так синтетически. Когда снимали в первый день, вся съемочная группа вышла на лед и услышала этот треск, мы все присели. На третий уже привыкли: ну расходится лед под ногами, так он каждый день трескается.
В Иркутске мы снимали сцену, где Саша и Надя играют в хоккей, на улицу высыпали все местные жители, смотрели из окон, передавали привет любимым артистам. Под конец дня вышел мужчина со стопкой блинов, а это было ровно год назад в Масленицу. Сказал, что целый день жарил блины и смотрел на нас. В Иркутске очень открытые и отзывчивые люди.
— Почему именно Иркутск?
— У нас в группе много людей из разных маленьких городов. Сам я родился на Крайнем Севере в городе Нарьян-Мар — это за полярным кругом. Тема глубинки, красивой, утонченной, далекой и простой, нам всем близка. Мне как режиссеру было важно поговорить об этом. Наша героиня не из Москвы и Подмосковья, именно откуда-то издалека, где природа имеет вес. Она сильнее и больше человека.
Это было очень важным нюансом в характере героини. То, что она, будучи маленькой девочкой, катается и мечтает стать спортсменкой именно на Байкале, — это задает нам определенные характеристики. Как на меня повлияло то, что я прожил первые 16 лет в тундре на берегу реки. Во многом я состою из этих отношений с природой, и этим же хотелось насытить героиню.
Двор у дома №83 в Университетском Иркутска попадет в фильм Федора Бондарчука «Лед»
Двор у дома №83 в микрорайоне Университетском Иркутска попадет в новый фильм Федора Бондарчука «Лед», который выйдет в прокат ориентировочно весной 2017 года. Съемки игрового музыкального фильма проходят в областном центре и в Листвянке, на съемки приехали молодые актеры Аглая Тарасова (сериал «Интерны») и Александр Петров (сериалы «Метод», «Форца»).
Съемки фильма «Лед» начались в Иркутске вчера, 13 марта. Съемочная группа целый день работала во дворе дома №83 в микрорайоне Университетском. Снимали детство главной героини фильма в ее родном дворе. Главную роль в фильме – фигуристки — играет Аглая Тарасова. Ее мать — Ксения Раппопорт.
«Наша история про девочку, которая вопреки всему, благодаря своему характеру, достигает высот в спорте. Она переезжает из Иркутска в Москву, находит там свою любовь (сербский актер Милош Бикович), как ей кажется, затем получает травму и принимает решение вернуться к себе домой, в Иркутск. С этого начинается основная часть нашего фильма. Здесь в Иркутске ее тренер (Мария Аронова) находит для нее человека (Александр Петров), который, как ей кажется, поможет ей реабилитироваться и восстановиться после травмы, преодолеть внутренний надлом. Поначалу отношения между молодыми людьми не складываются и оба героя не подозревают, что это начало большой истории любви. В дальнейшем эта история разрывается и дает главной героине возможность наконец-то осуществить свою мечту. Финал фильма – Олимпиада-2014 в Сочи», — рассказал автор сценария фильма «Лед» (он же сценарист фильма Федора Бондарчука «Призрак») Андрей Золотарев.
Во время съемок в микрорайоне Университетском съемочной группе заполнились два интересных момента.
«Горожане любопытно смотрели на нас из окон квартир. Когда актеры массовых сцен на заднем плане кормили голубей, к нам выбежала бабушка, которая начала кричать, что мы совершаем страшную ошибку. Голуби «изгадили» ей балкон несколько дней назад. Мы не остановили съемку, когда она выбежала, и скорее всего бабушка как-то тоже войдет в наш фильм. В конце съемок во дворе дома к нам подошла женщина, которая поблагодарила нас. Благословила нашу маленькую актрису, которая спускалась с горки на большой скорости. Женщина подарила нашей съемочной группе книгу об Иркутске. Еще нас угощали блинами жители первого этажа многоэтажки», — вспоминает один из продюсеров фильма «Лед», руководитель телекомпании «Водород» Михаил Врубель.
В съемках фильма принимают участие и актеры из Иркутска, порядка 10-12 человек участвуют в массовке. Сегодня, 14 марта, съемки проходят в поселке Большие Коты и в Листвянке. Завтра съемочная группа будет снимать панорамы Иркутска и Байкала с высоты птичьего полета с помощью квадрокоптера («летающая камера»), планируют также подключить вертолет. Помощь в проведении съемок оказывает администрация Иркутска.
«В Иркутске снимается большое кино, полнометражный фильм. Герои фильма – иркутяне. Перед съемками авторы фильма вышли на мэра города Дмитрия Бердникова, по его поручению все городские службы оказывают максимальное содействие в помощи проведения съемок. Это и ГИБДД, и МЧС, и управляющие компании ЖКХ, и медпомощь. Мы решаем вопросы, связанные с подготовкой необходимого количества реквизита, массовкой. Это то, что любой кинопроцесс сопровождает и чаще всего остается за кадром кино. Оказываем помощь в организации съемочного процесса на Байкале. «Лед» — это первый в нашей стране музыкальный фильм о спорте, фигурном катании», — рассказал на пресс-конференции сегодня, 14 марта, глава департамента культуры Иркутска Виталий Барышников.
В фильме «Лед» одну из ролей играет и известный актер Ян Цапник (фильм «Горько!»), который родился в Иркутске. Съемки фильма «Лед» в основном будут проходить в Москве, в мае. В Иркутске и на Байкале съемки фильма будут проходить на этой неделе.
Напомним, съемки первого российского музыкального художественного фильма о спорте «Лед», совместного проекта кинокомпаний Art Pictures Studio «Водород», стартовали в Иркутске вчера, 13 марта. Продюсерами картины выступили Федор Бондарчук, Дмитрий Рудовский, Михаил Врубель и Александр Андрющенко («Черная молния», «Джунгли», «Призрак»).
Технологии
Где и как снимали фильм «Лед 2»
Сценарий, локации, музыка
Фильм ЛЕД, вышедший в 2018 году, превзошел ожидания даже его создателей, став настоящим народным кинохитом. Поэтому не удивительно, что история любви Нади Лапшиной и Саши Горина в исполнении Аглаи Тарасовой и Александра Петрова требовала продолжения. «Для меня ЛЕД – особенный фильм, я к нему очень тепло отношусь. И хотя история там закончилась и закончилась хорошо, мне казалось, если найти что-то новое, что-то парадоксальное, то зрительская любовь к этим героям вновь должна сработать, – говорит продюсер картины Михаил Врубель. – При этом у нас были схожие с другими авторами фильма мнения, что если этого «что-то» мы не находим, то делать просто сиквел ради сиквела не будем».
«Идею сиквела мы вынашивали долго, был миллион вариантов. Нам хотелось найти что-то, что будет, с одной стороны, продолжать нашу историю, а с другой – не станет ее калькой. И это оказалось самым сложным, – рассказывает автор сценария Андрей Золотарев. – А потом в какой-то момент кому-то из нас (всегда сложно найти «отца победы») пришла в голову радикальная мысль, драматичный сюжетный поворот, который сначала всех испугал, а потом привел в восторг… Я до сих пор считаю, что это было чуть ли не единственной возможностью вдохнуть жизнь в проект и сделать его не менее самостоятельным и интересным, чем первая часть».
«Я категорически отказывался делать сиквел ЛЬДА, – говорит продюсер фильма Александр Андрющенко. – Всегда гораздо проще придумать новую оригинальную историю, чем работать над продолжением. Тем более что история казалась мне законченной. Миша Врубель полгода всячески уговаривал меня подумать над продолжением, и на одной из таких встреч нам в голову пришла неожиданная идея, которая, на мой взгляд, делала сиквел сильным, новым и, главное, самостоятельным произведением. С этой минуты все понеслось с огромной скоростью. И через 3 месяца у нас уже был первый хороший драфт».
После того, как первый вариант сценария был готов, продюсеры обратились к Жоре Крыжовникову за экспертной оценкой материала. «Мы попросили Жору Крыжовникова прочитать сценарий для того, чтобы услышать его комментарии. Мы к нему как к драматургу относимся с большим пиететом, и нам была важна его реакция», – поясняет Михаил Врубель. «Мы так часто делаем – обмениваемся мнениями, помогаем друг другу, – продолжает продюсер фильма Александр Андрющенко. – Он прочитал, и сценарий ему понравился. А дальше я практически в шутку предложил ему снять эту историю. И тут все завертелось». Как только Крыжовников взял на себя режиссуру фильма, сценарий пришлось переписывать уже вместе с ним и под него. Потому что у него есть свое видение, требования к достоверности истории и понимание жанра.
Жора Крыжовников – это творческий псевдоним. Зовут режиссера Андрей Николаевич Першин. И абсолютно все на съемочной площадке обращались к нему Андрей Николаевич. Также, по введенному режиссером правилу, по имени-отчеству и на «вы» съемочная группа общалась между собой.
Съемки фильма начались в марте 2019 года на Байкале, природа которого настолько уникальна, что показать ее на экране можно только благодаря реальным кадрам со знаменитого озера. А весь Иркутск, в котором разворачивается действие фильма, снимался в Москве. В том числе и летом, тогда как большинство событий фильма происходят зимой. А из-за невероятно теплого декабря все натурные объекты пришлось засыпать искусственным снегом.
По словам молодой актрисы Виты Корниенко, съемки на Байкале оказались для нее самыми трудными: «Очень сложно было на льду удержать траекторию движения и не вылететь из-за сильного ветра из кадра». Со многими коллегами по съемочной площадке фильма Вита уже работала в сериале «Звоните ДиКаприо!», режиссером которого был Жора Крыжовников. Также Вита играла дочку героини Юлии Хлыниной в фильме ЛЕВ ЯШИН. ВРАТАРЬ МОЕЙ МЕЧТЫ Василия Чигинского, а в сериалах «Чужая дочь» Сергея Газарова и «Чернобыль» Алексея Мурадова экранной мамой Виты была Надежда Михалкова.
Самой сложной сценой Аглая Тарасова называет сцену родов. «Было сложно это играть, поскольку я сама еще не рожала. В какой-то момент у меня даже начало темнеть в глазах из-за сбивающегося дыхания», − признается актриса.
А для Сергея Лавыгина самым непростым моментом в съемках оказалась борода. «Это щетинистая субстанция, которая очень колется, сковывает артикуляцию, но прежде всего мешает есть: нужно было приловчиться, чтобы усы не падали в борщ и в бороде не застревали крошки, – делится Сергей Лавыгин. – К тому же ее наклеивание занимало каждый день два часа. Поэтому во время грима я развлекал девочек-гримеров как мог, читая разные интересные заметки вроде «100 любопытных фактов о России».
В картине прозвучит шесть широко известных, любимых многими композиций: «Аллилуйя», «Нас не догонят», «Тополиный пух», «Прекрасное далеко», «Озеро надежды» и «Сансара». Песня Басты «Сансара» была выбрана в самом начале работы над проектом, когда Жора Крыжовников только читал первый вариант сценария, в котором его очень зацепила история отца и дочки.
«Еще на первой встрече с Жорой мы говорили о том, что ЛЕД 2 надо снимать только в том случае, если мы найдем хороший музыкальный материал, − рассказывает Александр Андрющенко. − Главное, что мы нашли еще на этапе первого драфта − это кульминация истории, номер «Сансара». Как-то сразу было понятно, что это будет попадание, настоящий катарсис истории. Так оно и случилось. Остальные номера мы подбирали довольно долго. Но главное, чем мы руководствовались − это максимально широкий эмоциональный диапазон музыкального материала. В этом смысле вторая часть ЛЬДА, наверное, гораздо более зрительское кино, если так можно выразиться». «В фильме ЛЕД 2 мы докопались, как мне кажется, до глубинного ощущения хитов разных лет. И все они очень точно заняли свои места в сценарии. Мне здесь нравятся абсолютно все номера», – добавляет продюсер Михаил Врубель.
Для свадьбы Нади и Саши была выбрана песня «Аллилуйя» из рок-оперы «Юнона и Авось». Для номера была построена специальная декорация, в которой зал бракосочетания превращается в каток. «Там нет графики. Это реальная декорация, которая неожиданно меняется, трансформируется. Бомбические ощущения! Прямо как у Кристофера Нолана в фильмах. Просто поразительно!» – восторгается Александр Петров. Актер также признался, что Крыжовников доверил ему самому петь. «Я вообще петь люблю, но у меня нет слуха. Хотя мой педагог по вокалу говорила, что есть, просто его нужно развивать, − продолжает Петров. − Я ей очень благодарен. Мы много работали, пробовали, и когда записали, результат мне понравился. Я впервые пел, а не просто напевал что-то. Сам даже не ожидал от себя такого».
Не менее интересная декорация была в номере Марии Ароновой, которая исполнила песню Аллы Пугачевой «Озеро надежды». По сюжету ее героиня приходит в квартиру, которая превращается в лабиринт и постепенно замерзает. Тем самым создавая образ одинокой взрослой женщины, у которой в сердце наступает зима. В этом случае декорацию пришлось не только изменять по ходу съемки сцены, но и снежить, замораживать. «Песню, которую я исполняю в этом фильме, исполняет человек недосягаемый, с моей точки зрения. Певица, с которой я лично знакома, и оценка которой для меня всегда очень важна, – делится Мария Аронова. – Когда ты внимательно начинаешь изучать то, как она поет, и то, что я в принципе повторить ни при каких обстоятельствах не смогу, действительно в очередной раз убеждаешься в гениальности этой личности. Я горда, что хотя бы чуть-чуть, самую капельку, прикоснулась к ее творчеству».