на каком предплечье лучше делать тату на правом или левом
Все, что вам нужно знать о татуировке рукав
Вдруг вам недостаточно одного китайского иероглифа.
Вам тоже трудно представить, как парни вроде Future или Конора Макгрегора перед тем, как набить себе очередное тату, подолгу колдуют над эскизом, обсуждают наброски с мастером и пытаются добавить рисунку смысловой нагрузки? Но так оно и происходит.
Особенно муки творчества испытывают те, кто решил набить себе рукав. Чтобы огромное изображение появилось на вашей руке, необходимо продумать все детали рисунка, потратить немало денег, отсидеть несколько десятков часов в тату-салоне, а затем правильно ухаживать за татуировкой. Так что если вы всерьез задумались о том, чтобы набить себе рукав, учтите те моменты, о которых поведал нам Николас Гуальтерос, мастер одного из лучших тату-салонов Манхеттена.
Начните с конца
Если вы не планируете изрисовать всю руку за раз (да и вряд ли у вас это получится), Николас советует начинать бить тату на плече и постепенно двигаться вниз.
«Иногда ко мне приходят клиенты, которые планируют набить рукав, однако не знают, что именно они хотят изобразить на своем теле. Тогда я бью им что-то необычное на плече и слежу за тем, чтобы рисунок не выглядел как наклейка. В последующие разы я дорабатываю его, сочетая с новыми тату. Тогда рукав выглядит одним целым». Николас говорит, что многие его коллеги любят начинать с кисти, что тоже вполне объяснимо. Когда вы бьете рукав с конца, вы постепенно вырисовываете целостное изображение. Это намного разумнее, чем сначала набить татуировки в разных частях руки, а потом пытаться соединить их в одно целое.
Запаситесь терпением
За раз изображение во всю руку вам никто не набьет, так что запасайтесь терпением. В среднем на рукав уходит от восьми до десяти сеансов, перерыв между которыми составляет от трех до четырех недель. Как вы понимаете, придется потратить на походы к мастеру целый год.
И не поленитесь уделить время на создание эскиза того, что вы хотите изобразить на вашей руки. Переходы между отдельными татуировками должны быть плавными, так что постарайтесь придумать, как бы вам хотелось заполнить расстояния между границами рисунков. Кроме того, немало времени у вас уйдет на поиски идеального мастера. Первым делом найдите художника, делающего тату в том стиле, которым вам по душе. Гуальтерос, например, специализируется на реалистичных татуировках глубокого черного цвета.
На цену обращайте внимание в последнюю очередь. Если не получается отказаться от желания сэкономить, подойдите к вопросу философски. Как бы вы поступили, если бы перед вами стояла задача купить одежду, которую вы никогда больше не сможете снять? Скорее всего, вы бы отправились в дорогой бутик, а не на распродажу. Так вот татуировки и есть эта одежда, так что забудьте о скидках и выгодных предложениях.
И обязательно сходите на консультацию к мастеру. Вы должны быть с ним на одной волне и хорошо понимать друг друга.
Не забывайте про уход
После того, как вам сделают тату и затянут рисунок пленкой, придется проходить с этим бандажом в течение нескольких часов. Затем Николас советует его снять, вымыть руку антибактериальным мылом и оставить татуировку в покое минут на десять. После чего ее следует намазать жирным кремом. Повторять эту процедуру необходимо после каждого похода в душ в течение первых нескольких дней, а затем перейти на увлажняющий лосьон. И не забывайте про крем с SPF. Как бы хорошо ни была выполнена тату, на солнце чернила выцветают, а линии становятся менее четкими. Так что внешний вид вашей татуировки зависит не только от художника, но и от вас самих.
Доверьтесь мастеру
Гуальтерос убеждает нас доверять своему мастеру. Набить рукав – дело для художника далеко не быстрое и не простое. Облегчить его вы вряд ли сможете, а вот позволить профессионалу спокойно выполнить свою работу – запросто. Так что покажите мастеру эскиз тату, которую бы хотели набить, и позвольте человеку, знающему свое дело, действовать по своему усмотрению. Тогда результат вас точно порадует.
Материал был впервые опубликован на сайте американского GQ.
Вероятно, вам также будет интересно:
Короли инстаграма, которым идут седина и татуировки
Какие татуировки бить прямо сейчас?
Где не стоит бить татуировку? На лице
Часто проверяете почту? Пусть там будет что-то интересное от нас.
15 важных вопросов — перед тем, как сделать татуировку
13 и 14 сентября на event-площадке Main Stage в Москве пройдет 5-я международная тату-конвенция Tattoo United. Вместе с организаторами мероприятия мы собрали 15 главных вопросов, останавливающих людей от своей первой татуировки. Что делать, если татуировка внезапно окажется не такой, как на эскизе? Как себя вести, если процедура будет невыносимо болезненной? Какие нюансы о заживления после сеанса нужно знать? Ответим на все.
(спойлер: на самом деле ничего сложного и страшного тут нет)
Это вообще безопасно?
Да. Нанесение татуировки в тату-студии соответствует санитарным нормам: все, что касается кожи клиента – одноразовое, а все многоразовые инструменты после каждой процедуры проходят полный цикл химической и термической обработки (провода находятся в барьерной защите). Ни один микроб в такой ситуации до вас не доберется.
Мастер всегда работает в одноразовых нитриловых перчатках, перед сеансом он обеззараживает оборудование и всю мебель в рабочей зоне, а после, во время уборки, повторяет эту процедуру. Такие правила!
Подавляющее большинство краски и расходных материалов гипоаллергенны. Но если вы знаете, что у вас возможны обострения кожных заболеваний или аллергические реакции, попросите мастера провести экспресс-тест. Он нанесет вам краску на место будущей татуировки (экспресс-тест можно проводить и на коже, и с подкожным нанесением, при котором ставится небольшая точка). Дальше вы следите за реакцией своего организма в течение нескольких дней.
Помните, что тату-мастер – не врач. При возникновении аллергической реакции обратитесь к соответствующему специалисту.
Терпимо. Важно, что дискомфорт смягчают современные косметические средства, используемые мастером во время сеанса. Новейшие тату-машинки работают мягко и, если сравнивать болевые ощущения в 2000 и 2019 году, их стало вполовину меньше.
Лучше всего помогает терпеть боль крепкий сон и плотный завтрак перед сеансом. Опыт наших коллег показывает, что большинству клиентов такая нехитрая подготовка помогает лучше переносить татуировки даже на очень болезненных местах.
Также стоит помнить, что у каждого участка тела разная чувствительность, поэтому ощущения на предплечье, шее и ребрах будут сильно отличаться. Проверить, насколько лично вам будет больно, можно, попросив кого-нибудь быстро щипать вас за это место.
Существует общепринятая «карта боли», однако она может отличаться из-за индивидуальных особенностей организма.
Что насчет обезболивающих? Их можно использовать?
Да, но только оральные (в виде таблеток или порошков). Любые аппликационные анестетики в виде кремов и мазей будут влиять на упругость кожи и искажать цвета во время работы, так как содержат антикоагулянты. Это создаст дополнительные неудобства для вашего мастера.
А можно выпить перед сеансом, чтобы успокоить нервы?
Нет! Категорически нельзя делать этого до сеанса и три дня после. Любой алкоголь разжижает кровь и влияет на давление. Это не только затрудняет саму процедуру, но и приводит к эффекту «вымывания» чернил большим количеством сукровицы, по мере их введения и в течение первых дней после сеанса.
Такая вольность клиента прибавит мастеру работы, причем значительно, а результат вас обоих наверняка разочарует. К тому же мастер работает с вами долго и в непосредственной близости, а алкогольное амбре, особенно в течение нескольких часов подряд, это просто неуважение к любому специалисту. Не только к татуировщику.
Дорого ли набить татуировку?
По-разному. Стоимость татуировки складывается из нескольких факторов:
1. Размер и место нанесения.
На разных частях тела плотность и натяжение кожи отличаются, поэтому отличается и время работы мастера. Так что татуировка одного и того же размера на предплечье, кисти и ребрах будет стоить по-разному.
2. Сложность рисунка и разработка индивидуального дизайна.
Сложность рисунка и его детализация тоже влияют на время нанесения татуировки. Разработка индивидуального проекта у мастера со своим собственным стилем также может оплачиваться отдельно, так как специально для вас создается уникальное полотно – сначала на бумаге или в цифровом варианте, а потом переносится на кожу.
3. Стоимость расходных материалов.
Это то, чем работает мастер. У каждого художника свои кисти. Также сюда входит часть суммы, которую татуировщик тратит на аренду и оборудование своего рабочего места и кабинета.
Для обозначения примерной стоимости работы мастеру обычно достаточно описания идеи и места нанесения татуировки. Дальше решение принимать вам. Качество работ мастера всегда видно по его портфолио. Если вы хотите татуировку именно у этого специалиста, но он дороговат для вас – разумнее подкопить, чем в итоге сэкономить и разочароваться. Вы платите за то, что будете носить всю жизнь. Хороший мастер это понимает и подходит к работе со всей ответственностью.
Посетителям тату-конвенции Tattoo United повезет особенно. Они смогут получить бесплатную татуировку, выполненную одним из самых известных мастеров России. Однако, они не будут знать, по какому эскизу. Выглядеть это будет так: матерчатая стена с прорезью в виде окна, для нанесения татуировки вам нужно будет всего лишь поместить руку или ногу внутрь. Хватит смелости на сюрприз в виде нового шедевра?
Сколько времени все это занимает?
Зависит от разных факторов. На миниатюрные работы уходит до полутора часов. За один полноценный сеанс в 3-5 часов мастер в среднем забивает площадь в 10х15 см. Приблизительное время нанесения именно вашего проекта татуировщик всегда сможет озвучить при записи на сеанс. Чем больше проект, тем больше может быть разброс в количестве часов или сеансов, потому что на масштабных работах обычно появляются проблемы с более чувствительными местами и доработками эскиза по телу в процессе. Татуировка – это на всю жизнь, и с большими проектами приходит большая ответственность!
Автор тату: Андрей Колбасин
Бывают ли временные татуировки?
Нет. Все, что попадает под кожу – навсегда. Все, что наносится на кожу – не татуировки. Это могут быть наклейки, рисунки, грим, мехенди, боди-арт, стразы – что угодно, но все это не татуировки.
Словосочетание «временные татуировки» – всего лишь маркетинговый ход и, если кто-то обещает, что «особая» краска под кожей сама исчезнет за 2-3 года, то бегите от такого специалиста.
Что нельзя делать после нанесения татуировки?
Принимать ванну и горячий душ, посещать бани, сауны, открытые водоемы и места общественного купания первые 14 дней. На 3-7 дней ограничить физическую активность, в зависимости от площади и места нанесения (точнее вам скажет мастер). На этот период нужно сделать перерыв в занятиях спортом и особенно единоборствами. Не царапать, не чесать, не натирать, не давать трогать грязными руками и запрещать животным выражать ласку и признательность почесыванием о татуировку. Избегать прямых солнечных лучей, аллергенов, пыли и грязи. Вот заживет, тогда – пожалуйста!
В какое время года лучше всего набивать татуировку?
В каждое время года есть свои нюансы заживления. Индустрия шагнула далеко вперед и теперь набор средств и методов подстраивается под ваш ритм жизни, а не наоборот. Поэтому татуировки великолепно заживают в любое время года, если соблюдать те ограничения, которые мы указали выше, и руководствоваться правилами, которые вам озвучит после сеанса мастер.
На Tattoo United у вас будет уникальный шанс своими глазами увидеть мастера, который устанавливает новый рекорд Гиннеса по длительности сеанса татуировки. Весь процесс будут фиксировать представители издания, а каждый посетитель получит за поддержку браслет на память. Это историческое событие!
Можно ли делать татуировку во время болезни?
Не желательно. Татуировка – это стресс для организма. Если вы ослаблены, будет сложнее справляться одновременно с текущей болезнью и заживлением татуировки. Если вы чувствуете недомогание – лучше всего сразу написать мастеру и перенести сеанс. Татуировщики к такому всегда относятся с пониманием.
Что нужно делать в день Х? Как подготовиться к сеансу?
Выспаться и плотно позавтракать. Постараться не нервничать. В измотанном теле адреналин, выделяющийся в ответ на боль, может привести к обмороку. Для татуировщиков такие ситуации – обычные рабочие моменты и у каждого есть соответствующая подготовка и опыт, чтобы привести вас в сознание и накормить чем-нибудь сладким для повышения уровня сахара в крови.
Как ухаживать за свежей татуировкой?
Татуировка должна быть чистой и увлажненной весь период заживления, который делится на два этапа: первичное и финальное. Первичное заживление длится первые 3-5 дней и сопровождается определенным дискомфортом с выделением сукровицы и остатков краски (нет, татуировка не вытекает, все в порядке). Финальное заживление длится еще примерно три недели. Верхние слои эпидермиса за это время полностью восстанавливаются и пропадает характерный блеск, кожа становится полностью матовой.
После сеанса мастер сделает компресс, который нужно будет снять через определенное время и промыть татуировку проточной водой. Потом останется нанести щадящий антисептик и увлажняющее средство для лучшего заживления.
На стадии первичного заживления процедуру повторяют 4-6 раз в день. На финальной стадии антисептик больше не используют, продолжая уход заживляющим кремом, гелем или мазью три раза в день весь оставшийся период.
Не забывайте всегда тщательно смывать то, что осталось после прошлого нанесения. Если вам кажется, что заживление по рекомендациям мастера проходит как-то не так, не стесняйтесь сразу же задать ему вопрос и приложить фото. Подобные консультации – нормальная практика среди татуировщиков.
А если мне разонравится татуировка?
Плохую или старую татуировку можно изменить двумя способами – лазерное удаление или перекрытие новой работой. Первый способ – дорогая, долгая и малоприятная процедура. Найти хорошего специалиста сложно. Некачественное лазерное удаление уберет татуировку, но кожа на данном участке станет грубой и потеряет однородность, могут появиться рубцы. Лазерное удаление без последствий и с гарантией стоит очень дорого.
Если такой вариант не для вас – решайтесь на перекрытие или ретушь старой работы. Мастер может доработать ее в своем стиле или набить новую татуировку поверх старой.
Любое перекрытие будет темнее того, что лежит в основе. Чтобы не делать татуировку очень темной – можно задуматься об увеличении исходной композиции, в которой старый участок станет, например, частью фона.
Автор тату: Тимур Булатов
А что в старости будет?
С возрастом кожа теряет эластичность, татуированная тоже. Чем дольше вы будете держать себя в хорошей форме, тем дольше татуировки будут радовать глаз. А чтобы цвета держались яркими всю жизнь, существуют регулярные коррекции раз в 5-10 лет.
Кажется, я правда хочу татуировку, но не знаю, что именно. Как мне быть?
Вдохновляться, конечно! Для этого вы можете посмотреть портфолио тату-мастеров и художников в соцсетях, либо на специальных сайтах. Чтобы реализовать вашу собственную задумку, татуировщику нужна описанная вами идея и подборка изображений того, что вам нравится (либо полное доверие его стилю и вкусу).
Самую большую порцию вдохновения вы можете получить на Tattoo United — гигантском двухдневном мероприятии, посвященном татуировкам. Там вы сможете задать любые вопросы мастерам всевозможных стилей из России и других стран, посмотреть на весь процесс нанесения вживую, вблизи увидеть свежие и зажившие работы. Фестиваль Tattoo United пройдет 13 и 14 сентября в Москве на площадке Main Stage, продажа билетов уже началась, приходите!
Подробнее про фестиваль читайте по ссылке или следите в группе VK.
Вот так вот
Ответ на пост «Ответ на пост «принимайте и меня»»
Зашёл. Второй год в браке)
Риск – дело добровольное
Внезапно
🇷🇺🇹🇯 В таджикской диаспоре недовольны приговором, вынесенным блогеру Бобиеву.
В Союзе таджикистанцев России считают приговор, вынесенный блогеру Руслану Бобиеву, слишком мягким, заявил «Газете.Ru» глава организации Абдулло Давлатов.
«Для него такой приговор может быть и удовлетворительный, но меня и всех таджиков — нет. Мы изначально говорили, что его можно осудить по нескольким статьям — за оскорбление чувств верующих, за оскорбление определенных символов, за разжигание межнациональной розни. Этот человек позорит нас и нашу нацию. Это очень мягкое наказание и не понятно, за какие заслуги вынесенное», — сказал Давлатов.
Глава Союза считает, что Бобиев теперь навсегда отрезан от таджикской диаспоры, потому что нарушил главные этические и моральные нормы, присущие его соотечественникам.
Почему Ева была создана из ребра. Научные основы православной культуры, о которых вам не расскажут в школе
Никогда не задумывались, почему в священных писаниях бог сотворил жену Адама именно из его ребра? Почему не из левой пятки, пупочной шерсти, грязи из под ногтей или козявок в носу? Миф о ребре общий для авраамистических религий (ислама, христианства и иудаизма) и за тысячи лет породил множество глубокомысленных теологических интерпретаций. Но что если авторы боговдохновенного писания просто совершили ошибку в переводе, когда переписывали языческие мифы 3 тысячи лет назад? Что думают об истоках событий в Эдемском саду историки, лингвисты и археологи сегодня? Давайте проведём расследование по следам настоящих Индиан Джонсов и раскроем секреты того, как создавались священные писания, которыми руководствуются миллиарды верующих по всему миру.
Часть I. Объект CBS4561.
Надписи, сделанные в поселении обнаруженном Лейардом были шумерскими, а само поселение было идентифицировано как шумерский город Ниппур. Священный город Ниппур впоследствии ставший известным как важнейший культовый центр Шумера с храмом верховному шумерскому богу Энлилю. В Ниппуре правители шумерских городов-государств должны были получать подтверждение своих прав на престол. Царская власть считалась легитимной только после признания её ниппурскими жрецами. Некоторые исследователи считают Ниппур очагом распространения шумерской клинописи.
Масштабные раскопки этого места были организованы только спустя почти 40 лет после Лейарда экспедицией Пенсильванского университета под руководством американского священника Джона Паннета Петерса, а также археологов Джона Генри Хейнса и Германа Волрата Хильпрехта. За 4 сезона в период с 1889 по 1900 года было найдено огромное количество артефактов, в том числе десятки тысяч глиняных табличек, испещрённых шумерской клинописью. Об удивительных приключениях этой экспедиции в суровых землях междуречья конца XIX века вы можете прочитать в книге «Nippur, or, Explorations and adventures on the Euphrates» (том 1 и том 2), написанную Петерсом, а также в книге Exploration in Bible Land Хильпрехта.
Среди множества найденных табличек была одна, оставшаяся вначале без должного внимания. Она получила идентификационный номер CBS4561 и отправилась на полку музея археологии и антропологии Пенсильванского университета. Лишь спустя десятилетия она перевернет наши представления о происхождении библейского текста.
Часть II. Сотворение Евы в Библии и его теологические интерпретации.
Прежде чем рассказать о том, что было написано в ниппурской табличке CBS4561 давайте поговорим об интересующем нас эпизоде Библии. Речь идет о второй главе самой первой книги Библии, которая называется книга Бытия. Эти главы описывают создание Богом райского сада в Эдеме и первых людей (Адама и Евы), а также их жизнь в Эдеме. В райском саду Адам и Ева жили не зная забот и смерти. До тех пор пока не вкусили плод с древа познания добра и зла, и Бог не выгнал их из Эдема, обрекая на страдания. Этот текст в известном нам виде был создан в I тыс. до н.э.
Процесс создания первой женщины Евы хорошо известен в массовой культуре и описан в книге Бытия так:
И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. (Быт 2:21–22)
Почему именно из ребра?
Какое объяснение данному способу сотворения женщины обычно дают верующие? Протоиерей белорусской православной церкви Сергей Лепин так разъясняет значение этого отрывка:
Примерно такое объяснение вы вероятно услышите на уроках ОПК в школе. Символическое объяснение эпизода с ребром как указание на единство природы Адама и Евы получило распространение с первых веков христианства в трудах таких богословов как Ефрем Сирин и Феодорит Кирский. Но если 1-2 тысячи лет назад христианам легко давалась вера в «волшебство», то сейчас у людей возникают крамольные мысли о том, что женщина из ребра как минимум должна была получиться непропорционального с Адамом размера.
A nymph in the forest (Нимфа в лесу), Джон Кольер, 1893.
Поэтому современные богословы более склонны подчеркивать аллегорический характер книги Бытия. Например, старший преподаватель кафедры библеистики МДА, протоиерей Андрей Рахновский рекомендует:
Не следует придавать рассказу о ребре избыточного значения и видеть в нем какой-либо иной смысл помимо указания на это единство. В противном случае любой учебник анатомии можно использовать как доказательство несостоятельности библейского повествования, тогда как речь идет не о погрешностях в священном тексте, а о склонности человека к его примитивному пониманию.
Но научные открытия в археологии и лингвистике за последние 150 лет заставили взглянуть по новому на истоки библейского повествования, указав на неудобное прошлое христианских священных книг. Можно ли смириться с той мыслью, что книга Бытия вдохновлена не христианским Богом, а демоническими божествами древних шумеров?
Daphnis Et Chloe (Дафнис и Хлоя), Гюстав Куртуа.
Часть III. Миф об Энки и Нинхурсаг.
Вернемся к табличке CBS4561. Впервые текст таблички был опубликован ещё в 1915 году. Оказалось, что на 278 строках таблички изложена древняя шумерская поэма об Энки и Нинхурсаг. Однако полностью понять её содержание удалось только в 1945 году. Именно тогда ведущий шумеролог мира Самюэль Ноа Крамер опубликовал новый вариант текста таблички в статье «Enki and Ninḫursag: A Sumerian «Paradise» Myth» (Энки и Нинхурсаг: Шумерский миф о «Рае»). Выводы, сделанные Крамером, произвели настоящий фурор в мире. Это было одним из самых возмутительных открытий за всю историю христианства.
Миф повествует о стране Дильмун — «чистой», «непорочной», «светлой» «стране живых», не знающей ни болезней, ни смерти. Ничего вам не напоминает? Именно таким в христианской (как и в иудейском) традиции представлялся сад Эдем (а также Джаннат в исламской традиции).
В Дильмуне ворон не каркает,
Птица «иттидду» не кричит,
Волк не хватает ягненка,
Дикая собака, пожирательница козлят, здесь не живет,
Голубь не прячет голову,
Нет таких, которые бы говорили: «У меня болят глаза»,
Нет таких, которые бы говорили: «У меня болит голова»,
Нет старухи, которая бы говорила: «Я стара»,
Нет старика, который бы говорил: «Я стар».
Впрочем в шумерской традиции это был рай для богов, а не для людей.
Где располагался райский сад?
Дильмун и Эдемский сад были вполне конкретными географическими местами, которые можно найти на Google Maps. В частности книга Бытия сообщает нам такие координаты:
Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки.
Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото;
и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс.
Имя второй реки Гихон [Геон]: она обтекает всю землю Куш.
Имя третьей реки Хиддекель [Тигр]: она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат. (Быт 2:10-14)
Чем же таким интересным занимались боги в этом самом Дильмуне? Ну конечно же половой.
Сад земных наслаждений, внутреннее левое крыло (Рай, Эдемский сад), Иероним Босх, 1490-1500.
Он извергает семя в ее лоно.
Она принимает в свое лоно семя, семя Энки,
Один день для нее — один месяц,
Два дня для нее — два месяца,
Девять дней для нее — девять месяцев, девять месяцев «материнства».
Нинму, как по… маслу, как по… маслу, как по лучшему превосходному маслу
Родила богиню Нинкурра.
Описание родов без мук и страданий отсылает нас к проклятию Евы, обречённой в муках рожать детей своих.
Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей;
Быт 3:16
Далее события в поэме об Энки и Нинхурсаг развиваются скоротечно.
Ладно, хорошо, там написано не рядом. Там что-то про вагину, но я не придумал, как это правильно перевести на русский:
Какая же связь между всем этим и библейской легендой о рае? Теперь внимательно следите за руками.
Так почему же древнееврейские авторы предпочли ребро всем другим частям тела, в качестве материала для создания Евы? Согласно традиции имя Ева (она же Хавва в исламской традиции) означает «дающая жизнь». Итак, Нинхурсаг создает 8 божеств для каждого из органов Энки среди которых рёбра. Богиня, созданная для того, чтобы исцелить боль в ребре Энки, носила имя Нинти, то есть «госпожа ребра». На шумерском это звучит двусмысленно: «ти» это одновременно и «ребро» и «давать жизнь». Самюэль Крамер пишет:
Таким образом в шумерской литературе «госпожа ребра» благодаря своего рода игре слов превратилась в «госпожу, дающую жизнь». Это была одна из первых литературных ошибок, которая укоренилась на века благодаря библейской легенде о рае, хотя здесь уже никакой игры слов не осталось, потому что на древнееврейском языке «ребро» и «дающая жизнь» звучат по-разному. История начинается в Шумере. Сэмюэль Крамер.
Данный филологический трюк может показаться притянутым за уши, если бы не контекст в целом. Никто не говорит, что текст Бытия является копипастой поэмы об Энки и Нинхурсаг. Речь идёт о совпадениях на уровне образов и мотивов, которые едва ли могут быть случайными особенно в своей совокупности. Независимо от Крамера идею о связи этого мифа с библейским текстом высказывал выдающийся французский ассириолог Жан-Венсан Шейль, который обнаружил стелу с кодексом Хаммурапи. Вряд ли религиозного отца-доминиканца можно считать предвзятым в данном вопросе.
Образ райского сада, орошаемого пресными водами, с бессмертием и без трудных родов, где, заклиная дыханием жизни, зачинаются новые существа, лишь часть образов и мотивов заимствованных Библией из шумерской мифологии (я рассказал далеко не про все).
Часть III. Древо познание и древо жизни в шумерской традиции.
Многие не обращают внимание на то, что в тексте Библии говорится не об одном, а о двух деревьях: древе познания добра и зла и древе жизни, дающем бессмертие. Оба образа могли быть знакомы жителям древнего Междуречья.
В шумерском эпосе о Гильгамеше рассказывается о царе Урука, которого после смерти друга Энкиду настиг экзистенциальный кризис, и, подобно Цинь Шихуанди, его единственной страстью стал поиск бессмертия. Сам эпос датируется XXI веком до н.э., но наиболее известный вавилонский вариант был составлен машмашу по имени Sîn-lēqi-unninni в период между 1300 и 1000 гг. до н.э. Этот текст на 12 табличках был найден в 1853 году Ормузом Рассамом, соратником Лейарда, в библиотеке Ашшурбанипала в Ниневии.
Наиболее интересной является 11 табличка, где рассказывается о всемирном потопе. Многие считают, что шумерский миф о потопе просто один из многих мифов о потопе, которые встречаются у разных народов мира. Нет. Вавилонский миф о потопе иногда дословно совпадает с библейским текстом (см. сравнительную таблицу). В 1872, когда табличка 11 была расшифрована, сходство с рассказом из книги Бытия вызывало настоящую сенсацию и восторг в обществе. Расшифровавший клинописный текст молодой ассириолог-самоучка Джордж Смит по свидетельствам современников прыгал от восторга, срывая с себя одежду, осознав, что он нашёл. А газета «The Daily Telegraph» немедленно выделила фонды для новой экспедиции в Ниневию. Где Джордж Смит и умер от поноса. Но об этом стоит написать отдельный пост.
В этом посте нас интересует эпизод, в котором Гильгамеш находит Утнапиштима (вавилонский вариант Ноя, единственный человек, которому боги даровали вечную жизнь), чтобы узнать у него секрет бессмертия. Утнапиштим рассказывает ему, что на дне море есть колючее растение, которое сделает Гильгамеша снова молодым. Это отсылает нас к стихам книги Бытия, в котором упоминается древо жизни:
И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.
Быт. 3:22.
Почему Господь говорит о себе во множественном числе мы разбирали в прошлом моем посте. Ещё интереснее то, что стать бессмертным Гильгамешу так же как и Адаму помешал змей.
И поднялся наверх со своей добычей.
К Ур-Эа Гильгамеш обратился:
«Ур-Эа, растенье это весьма знаменито,
Из за него человек получает дыханье жизни.
Я возьму его в крепкий Урук, поделю средь сограждан,
Имя его — «старик становится юным».
Я его съем в Уруке и юношей стану».
Двадцать часов прошло, принесли они жертву умершим,
Тридцать часов прошло, завершили они причитанья;
Увидал Гильгамеш колодец с холодной водою,
Он спустился в него и водой омылся.
Змея услыхала запах растенья,
Подползла и растенье утащила.
Табличка 11. В переводе Николая Гумилева.
Древо познания добра и зла.
В Британском музее находится ещё один очень любопытный артефакт. Это цилиндрическая печать датируемая 2200-2100 гг. до н.э., сделанная из зелёного камня. На ней изображена женская фигура с волосами в пучке, которая протягивает левую руку и сидит лицом к лицу с богом (судя по его рогатому головному убору), который в свою очередь протягивает правую руку. Оба носят простые одежды и сидят по обе стороны от финиковой пальмы; за ними вертикально поднимается волнистая змея. Известный ассириолог Джордж Смит (тот самый, который обнаружил и перевел эпос о Гильгамеше и «прыгал без штанов» от радости) назвал этот цилиндр печатью Адама и Евы, и рассматривал как доказательство того, что миф о грехопадении был известен еще в древней Месопотамии (The Chaldean account of Genesis, 1876).
Другие исследователи указывали на то, что на печате изображена обычная сцена, встречающаяся на печатях XXIII и XXII веков до нашей эры в Междуречье: сидящая мужская фигура перед женщиной. Финиковая пальма и змея между ними могут быть просто символом плодородия.
Пресвитерианский священник и исследователь Ветхого завета Дэвид Л. Петерсен пишет:
Как бы то ни было, образ женщины и мужчины, производящих манипуляции с плодовым деревом в присутствии змеи, был надежно отпечатан в головах жителей Ближнего Востока задолго до написания библейских текстов.
Экспонат №89326. «Печать Адама и Евы». 2200-2100 гг. до н.э. Британский музей. Поступила в 1846 г. из коллекции Джона Роберта Стюарта.
В заключение давайте предоставим слово одному из самых уважаемых шумерологов в мире Самюэлю Ноа Крамеру, который в своей книге История начинается в Шумере пишет:
Одним из важнейших результатов археологических исследований в «библейских странах» были находки, проливающие новый, яркий свет на первоосновы и происхождение самой Библии. Сегодня мы можем с уверенностью сказать, что этот литературный памятник возник вовсе не мгновенно — отнюдь не как некий искусственный цветок, выросший на пустом месте. Он уходит корнями в глубь веков, он впитал в себя соки всех соседних стран. И по форме и по содержанию, книги Библии имеют немалое сходство с литературными произведениями древнейших цивилизаций Ближнего Востока.
По всей видимости, Моисей, легендарный автор книги Бытия (о существовании которого нет достоверных свидетельств, см. прошлый пост), был далеко не первым пророком, которому Бог рассказывал о потопе, райских садах и заповедях. Да что уж там говорить, если древним шумерам/аккадцам была знакома биография Моисея за тысячу лет до его гипотетического рождения. Но лишь вам решать, являлись ли библейские сюжеты боговдохновенным откровением или переработкой мифологических историй бывших в ходу на Ближнем Востоке в бронзовом веке.
Если пост выйдет в горячее, то в следующем посте я расскажу про то, в каких деталях похожи шумерский и библейский всемирные потопы; почему биографии Моисея и аккадского царя Саргона, жившего за тысячу лет до него так похожи; почему притчи Соломона рассказывали за сотни лет до его рождения; в чём сходство Энума Элиш и библейской версии сотворения мира; на сколько столетий Шамаш опередил Яхве, сообщив заповеди и принцип талиона Хаммурапи; откуда были заимствованы образы Каина, Авеля и Иова; «косплеил» ли Иисус богиню Иштар и других богов, спускаясь в ад и воскресая?
Литература по теме
Айзек Азимов. В начале (научно-популярный разбор книги Бытия)