на каком принципе основана классификация дизартрии о в правдиной
На каком принципе основана классификация дизартрии о в правдиной
Необходимо учитывать, что иногда после удаления глоточной миндалины возникает открытая гнусавость, что объясняется наличием у ребенка врожденного укорочения мягкого нёба или субмукозной расщелины, влияние которых не обнаруживалось до удаления миндалины. Такое обстоятельство должно быть учтено при решении вопроса о проведении операции удаления глоточной миндалины.
ДИЗАРТРИЯ
Дизартрия — тяжелое и сложное нарушение звуковой стороны речи.
Дизартрия — латинский термин, который в переводе означает расстройство членораздельной речи—произношения. В практике сложилось несколько иное понимание этого термина — как расстройство двигательной моторной стороны устной речи.
В тяжелых случаях речь превращается в какое-то подобие мычания и делается совершенно непонятной. Такие крайние, наиболее тяжелые случаи дизартрии носят название анартрии, т.е. полной невозможности произносительной речи.
С неврологической точки зрения различают следующие основные виды дизартрии, бульбарную, псевдобульбарную, подкорковую и корковую. Между перечисленными видами имеется много общего, но выявляются и глубокие различия между ними. Все это должно быть учтено в логопедической работе.
Родовая общность всех указанных форм дизартрии у взрослых людей (точнее, у лиц с уже сложившейся речью) подчеркивается следующими моментами.
1) очаговые поражения двигательных отделов центральной или периферической нервной системы,
2) расстройство произносительной стороны устной речи при полноценной системе фонем, полном словаре и сохранном грамматическом строе. Остаются сохранными также понимание речи окружающих, чтение про себя, процессы внутренней речи и мышления (При развитии дизартрии в раннем детском возрасте развитие системы фонем, объема словаря и грамматического строя речи обычно запаздывает.)
На каком принципе основана классификация дизартрии о в правдиной
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Дизартрия – нарушение речи, вызванное сбоями в иннервации мышц речевого аппарата, следствием чего является невозможность полноценно говорить. Сопровождается неврологической симптоматикой.
Статья:
Дизартрия – нарушение речи, вызванное сбоями в иннервации мышц речевого аппарата, следствием чего является невозможность полноценно говорить. Сопровождается неврологической симптоматикой. При дизартрии нарушается речевое дыхание, голос, способность к правильному артикулированию.
Формы дизартрии
В зависимости от поражения тех или иных участков ЦНС различают следующие формы:
Классификации дизартрии (таблица) по принципу локализации поражения мозговых структур по О. В. Правдиной
Классификация дизартрии (схема) у детей с детским церебральным параличом на основе синдромологического подхода по И. И. Панченко
При диагностике дизартрии важно как установление ее формы, так и степени тяжести, которых всего 4: от незаметных отклонений до полной речевой дисфункции.
Стертая дизартрия – незначительные расстройства произносительного и просодического компонентов речи. Причина: негрубая патология иннервации артикуляционных органов. Дефект характеризуется смазанной артикуляция, искажением звуков ряда фонетических групп, длительным этапом автоматизации поставленных зуков, слабовыразительной речью.
Этапы логопедической коррекции при дизартрии
Коррекция проводится на фоне медикаментозного лечения и подразумевает работу над речевой и ручной моторикой, выполнение дыхательной гимнастики и ортофонических упражнений, постановку звуков и автоматизацию из произнесения, тренировку просодических компонентов и коммуникационные игры.
Логопедическая работа по устранению дизартрии у детей дошкольного возраста включает пять этапов.
1.Подготовительный (формирование базы для коррекции фонетической стороны речи). Направления работы:
2.Основной (формирование новых произносительных умений и навыков). Направления:
3.Тренировочный (выработка коммуникативных навыков). Направления:
4.Профилактический (преодоление возможных вторичных отклонений).
5.Заключительный (формирование фонематических процессов, графо-моторных навыков, развитие связной речи, обучение грамоте, развитие высших психических функций).
Виды дизартрии: принципы классификации (таблица) и причины развития
Дизартрия представляет собой речевую патологию, связанную с поражением головного мозга. Дисфункция ЦНС приводит к тому, что нервные импульсы от речевых центров либо вообще не поступают к речевому аппарату, либо сильно искажаются. Вследствие этого речь человека становится невнятной. Обычно про таких людей говорят: «У него каша во рту!». Нарушается также темп, ритм и выразительность речи, а при тяжелых патологиях ЦНС человек может вовсе утратить способность к говорению.
Что такое дизартрия
Впервые о речевом нарушении, которое впоследствии было названо дизартрией, заговорили около ста лет назад. Тогда исследователи выделили группу звукопроизносительных расстройств, назвав их косноязычием. Чуть позже оно было разделено на функциональное и органическое. Тогда же были выделены факторы, способные повлечь за собой дизартрические расстройства речи.
Несмотря на то, что дизартрия исследуется столь долгое время, многое до сих пор остается неясным. Сегодня существует два основных подхода к изучению данного речевого расстройства:
Именно поэтому разные исследователи дают различное понятие патологии. Кто-то считает, что дизартрией стоит называть расстройство произношения, при котором нарушается просодическая сторона речи. В этом случае определение патологии дается исходя из ее внешних проявлений. Ряд исследователей называет дизартрию координационным сбоем речи, возникающим в результате повреждения эфферентной системы и моторного анализатора. То есть, неразборчивая речь является лишь симптомом другой патологии.
Оба эти определения верны и в некотором роде дополняют другу друга. Если говорить простым языком, то дизартрией можно назвать любое нарушение звукопроизношения, вызванное органическим поражением мозга. Это может быть как полное отсутствие речи, так гнусавый невнятный оттенок произношения.
Разногласия затрагивают не только само определение дизартрии. Классификация видов этой речевой дисфункции также вызывает много споров.
Виды дизартрии по Правдиной О.В.
Сейчас существует несколько принципов деления на виды такой речевой патологии, как дизартрия. В отечественной логопедии наиболее распространенной является классификация, исходящая из расположения пораженной части ЦНС.
Неврологический подход нашел свое отражение в классификации, предложенной О. В. Правдиной. Их описание представлено в таблице ниже:
Зона поражения ЦНС
Корковые структуры головного мозга. Именно кора отвечает за работу речевой мускулатуры и способность человека к говорению.
Частичный паралич мышц артикуляционного аппарата, последовательность движений при постановке артикуляционных поз нарушена.
Страдает произношение согласных звуков.
Стриатум и паллидум – подкорковые ядра. Эти структуры регулируют мышечный тонус, а также позволяют придать речи эмоциональную выразительность.
Мышечный тонус речевого аппарата нестабилен, мышцы сокращаются непроизвольно. Человек испытывает трудность при попытке сохранить артикуляционную позу.
Проводящие пути и ядра мозжечка. Дыхательный, голосовой и артикуляционный аппарат перестают работать синхронно.
Речь человека звучит скандировано, это получается непроизвольно. Большинство звуков приобретает назальный оттенок. Речь теряет эмоциональную окраску.
Системы, отвечающие за проведение нервных импульсов от коры головного мозга к ядрам мозга продолговатого.
Двусторонний паралич мышц речевого аппарата, повышение тонуса мышц, они практически неподвижны.
Характерное смягчение звуков. Сложные и дифференцированные звуки страдают избирательно.
Ядра периферических двигательных нервов (ствол головного мозга)
Паралич мышц речевого аппарата (право- или левосторонний), теряется способность к непроизвольным и произвольным движениям.
Речь приобретает носовой оттенок.
Несмотря на то, что классификация Правдиной используется большим количеством специалистов, все же многие исследователи считают ее неточной. Больше всего споров возникает по поводу корковой дизартрии. Эту разновидность патологии часто расценивают как проявление моторной афазии, особенно у взрослых.
Другие виды классификаций
Французский невропатолог Тардье предложил классифицировать дизартрию по тому, насколько окружающие могут понять речь дизартрика. В результате он выделил четыре степени тяжести нарушения:
Данная классификация очень понятна и удобна. Ее часто в своей работе используют не только логопеды, но и воспитатели, психологи, педагоги.
В логопедической работе также часто применяется деление дизартрии на виды исходя из синдромологического подхода. В этом случае логопед должен работать вместе с невропатологом. Врач определяет ведущий симптом, а педагог выявляет аналогичные дефекты в работе речевого аппарата.
Использование данного подхода позволило выделить следующие виды дизартрии:
Дизартрию делят также на виды исходя из тяжести расстройства. При легкой форме расстройства речи незначительны, часто они заметны лишь при утомлении. Эту форму также называют стертой.
Легкая форма дизартрии имеет много общего с дислалией. Отличием является лишь то, что у дизартрика наблюдается неврологическая микросимптоматика.
При тяжелой форме дизартрии речь человека невозможно разобрать. Если же произносительная сторона речи невозможна, то такую форму называют анартрией.
Причины развития дизартрии
Дизартрия развивается в результате органического поражения центральной нервной системы. Патология может возникнуть в разные периоды жизни человека. Но современные исследования показали, что примерно в 80% случаев она является врожденной. То есть, поражение мозга происходит в момент внутриутробного периода жизни.
К основным причинам развития врожденной патологии можно отнести:
Наибольшую опасность для плода вышеперечисленные факторы имеют в первые три месяца беременности.
Патология может возникнуть и в момент родов. Ранее именно родовые травмы считали основным фактором развития дизартрии. Однако современные исследования позволили проблемные роды отнести к вторичным факторам, которые усугубляют имеющиеся у плода патологии. Первичной причиной можно считать лишь неудачное использование медперсоналом средств родовспоможения. Полученные в результате врачебной ошибки травмы головного мозга могут привести к развитию ДЦП и других патологий.
Нарушение моторной функции речевого аппарата может возникнуть у ребенка, родившегося вполне здоровым. Дизартрия может возникнуть в результате перенесенной нейроинфекции, отравления (сильной интоксикации), травмы головного мозга или онкологических патологий ЦНС. У взрослых людей дизартрия может быть обусловлена перенесенным инсультом.
Коррекция дизартрии ведется сразу по двум направлениями. Прежде всего, необходимо восстановить работу ЦНС, насколько это позволяет степень ее поражения. Этим занимается врач-невропатолог. В то же время дефектолог или логопед осуществляют логопедическую работу, которая направлена на нормализацию работы артикуляционного аппарата.
Как распознать дизартрию
Несмотря на то, что дизартрия является очень сложным речевым нарушением, она все же поддается коррекции, особенно если речь идет о стертой форме расстройства.
Распознать дизартрию можно с первых дней жизни ребенка, и родителей должны насторожить такие моменты:
В более позднем возрасте о дизартрии может свидетельствовать нарушение дыхания и ритма речи. Ребенок, разговаривая, произносит слова с различной громкостью и интонацией или по слогам. При дизартрии появляется гнусавость. Из-за повышенного тонуса артикуляционных мышц ребенок может уставать в процессе разговора.
Кроме речевых нарушений при дизартрии возникают и двигательные нарушения. Ребенок может слишком сильно или слабо захватывать предметы. Хватательный рефлекс может отсутствовать вовсе. Также страдает пространственное и зрительное и пространственное восприятие. Ребенок не может правильно определить форму и размер предмета, например, при играх с различными сортерами или пирамидками. Возникают трудности при выполнении физических упражнений.
Особенно сильно страдает у детей дизартриков мелкая моторика. Уже давно доказано, что существует взаимосвязь между умением выполнять точные скоординированные движения кистями, становлением речи и психическим восприятием. Недостаточность двигательного отдела головного мозга приводит к тому, что пинцетный захват пальцами ребенку выполнить очень сложно, либо он не выполняется вообще. При стертых формах дизартрического расстройства развитие мелкой моторики помогает быстро «запустить» речь.
Дети, которые имеют в анамнезе патологии, связанные с внутриутробным и родовым периодом, в обязательном порядке наблюдаются у детского невролога. Врач должен обратить внимание на имеющиеся проблемы. Если выраженные отклонения в развитии малыша не наблюдаются, то его снимают с учета.
Дальнейшее наблюдение за состоянием ребенка осуществляется его родителями. При появлении первых тревожных симптомов лучше сразу обратиться к специалистам.
Когда начинать лечение
Большинство речевых нарушений диагностируется у детей в возрасте 4-5 лет. Считается, что до этого возраста невыговаривание отдельных звуков – норма. Но если речь идет о дизартрии, то ждать этого возраста не нужно. Коррекцию расстройства можно начать еще до того, как ребенок произнесет первые звуки. Точную схему лечения должен составить врач, ориентируясь на возраст и состояние ребенка.
Комплекс коррекционных мероприятий может в себя включать:
Если вы заметили у своего ребенка тревожные симптомы, то не стоит откладывать визит к специалисту. Чем раньше начать коррекцию расстройства, тем выше вероятность того, что ребенок не будет испытывать проблем с речью!
Лекция 1. Дизартрия.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ. Дизартрия – нарушение звукопроизношения и просодики вследствие нарушения иннервации мышц речевого аппарата (дыхательного, речевого, артикуляционных отделов). Дизартрия — термин греческий, в переводе означает расстройство членораздельной речи — произношения (dуs — нарушение признака или функции, arthroo — расчленяю). Дизартрия относится к числу сложных нарушений: речь неплавная, невнятная. Нарушения произносительной стороны речи при дизартрии проявляются в разной степени и зависят от характера и тяжести поражения нервной системы.
Дизартрия выделяется в рамках клинико – педагогической классификации и относится к категории нарушений фонационного оформления речи.
Авторы. Теоретическими и методическими аспектами дизартрии занимались исследователи: О.В.Правдина, К.А.Семенова, М.Б. Эйдинова, Л.И.Белякова Е.Н.Винарская, Р.И.Мартынова, Л.А.Чистович, Е.Ф. Соботович, Э.Я.Сизова, А.Н.Корнев, Г.В.Чиркина, Е.М.Мастюкова, И.И.Панченко, Л.А.Данилова, М.В.Ипполитова, Л.В.Лопатина, Е.Ф.Архипова и другие.
История изучения. В одной из первых классификаций речевой патологии Kussmaul, (1879) все расстройства артикуляции выделил в отдельную группу и обозначил термином «дизартрия».
М.С.Маргулис (1926) описал дифференциальную диагностику различных форм дизартрии с неворлогических позиций. Л.Б.Литвак(1959) раскрыл структуру дефекта при дизартрических расстройствах речи. В учебнике «Логопедия» (1969) О.В.Правдиной представлены отдельные синдромы произносительных расстройств при дизартрии. В учебнике «Основы логопедии» (1989) Г.В.Чиркиной рассматриваются психолого-педагогические аспекты дизартрии. В учебнике «Логопедия» (1989) Е.М. Мастюковой освещено клинико-психолого-педагогическое обоснование содержания коррекционной работы при дизартрии у разных категорий детей, в том числе и при ДЦП. Большинство специалистов, занимающихся изучением структуры дефекта речи при дизартрии, понимают под этим дефектом невнятную, смазанную, мало разборчивую речь, обусловленную очаговыми поражениями мозга. Основные проявления дизартрии: нарушения артикуляции звуков; речевого дыхания; нарушение голосообразования и, как следствие, нарушение качества голоса; нарушения темпа, ритма и интонации речи. Все нарушения могут проявляться в различной степени.
Степени дизартрии: Выделяют 4 степени дизартрии по G.Tardier (1968).
ЭТИОЛОГИЯ. Причинами дизартрии у детей могут быть внутриутробные нарушениия, отразившиеся на развитии ребенка, асфиксии и родовые травмы, гемолитические болезни новорожденных, нейроинфекции. У взрослых дизартрию могут вызвать черепно-мозговые травмы, нарушения мозгового кровообращения, менинго-энцефалиты и другие факторы.
КЛАССИФИКАЦИЯ. Существует несколько классификаций дизартрии. В литературе достаточно полно описаны классификации:
Маргулиса М.С. (1926г.) – этиопатогенетическая,
Панченко И.И., Щербаковой Л.А.(1975) – неврологическая,
Винарской Е. Н. (1978)- нейролингвистическая.
Тяжесть проявлений дизартрии зависит: от локализации нарушений в центральной или периферической нервной системе; от времени наступления дефекта; от времени заболевания; от тяжести или распространенности нарушений.
Дети с дизартрией по клинико-психологической классификации Е.М. Мастюковой могут быть условно разделены на несколько групп в зависимости от их общего психофизического развития:
ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМ ДИЗАРТРИИ по этиопатогенетической классификации
1. Бульбарная форма дизартрии.
Наиболее тяжелой по проявлениям является бульбарная дизартрия (бульбус – ядро, луковица). При этой форме имеется нарушения или воспалительный процесс в области продолговатого мозга. Нарушаются ядра черепно-мозговых нервов.
Механизм нарушения: периферические (вялые, право-, лево или двусторонние) парезы или параличи мышц языка, губ, мягкого нёба, гортани, глотки, возможно и мышц, поднимающих нижнюю челюсть. Периферический парез этих мышц проявляется не только снижением силы этих мышц, но и их гипотонией (вялостью) и гипотрофией (дряблостью и истончением мышцы). Проявляется нарушением как произвольных, так и непроизвольных движений этих мышц, в результате значительно страдает артикуляция, фонация, возможно нарушение глотания и жевания (при двусторонних очагах).
Для нормальной работы артикуляционного аппарата, выразительной мимики, актов жевания и глотания необходима дифференцированная работа 12 пар черепно-мозговых нервов.
Двигательные расстройства в виде вялого паралича обусловлены очаговым поражением ядер, корешков или периферических стволов Y11 (лицевой), IX (языкоглоточный), X (блуждающий) и XII (подъязычный) черепно-мозговых нервов. Двигательные волокна этих нервов иннервируют мышцы глотки, гортани, надгортанника, язычка мягкого неба. Эти мышцы обеспечивают речевую артикуляцию, звучание голоса, а также акт глотания. При бульбарной форме дизартрии, отсутствуют как произвольные, так и непроизвольные движения в том отделе речевого периферического аппарата, в котором имеются вялые параличи мышц.
В результате у ребенка наблюдается паралич (полное отсутствие двигательных возможностей) или парез (неполный паралич) мышц глотки, гортани, языка и мягкого нёба.
При бульбарной дизартрии имеет место периферический парез речевой мускулатуры, который характеризуется триадой симптомов: атрофия, атония, арефлексия,
Симптоматика: Гипотония и гипотрофия мышц проявляется в половинке языка. Язык вялый, тонкий, распластанный. Девиация языка (отклонение от средней линии) в сторону паретичной мышцы. При выдвижении языка из полости рта кончик – раздвоен. Параличи чаще односторонние. При двусторонних поражениях язык лежит на дне ротовой полости, тонкий, распластанный, затруднено или невозможно выдвижение вперёд.
Мягкое небо свисает чаще с одной стороны. При произнесении звука «а» отмечается ограничение движения мягкого нёба с девиацией маленького язычка. Нарушение фонации: голос слабый, осиплый, с открытой назализацией.
Снижены или отсутствуют нёбный рефлексы.
Постоянным симптомом является амимия или гипомимия – нарушение мимических мышц. Отсутствие мимики делает лицо маскообразным. Характерным признаком является нарушение глотания мягкой и твердой пищи, нарушение жевания. Ранним признаком недоразвития общей моторики является нарушения процесса сосания у детей младенческого возраста.
Произносительная сторона речи: Согласные звуки утрачивают свои дифференциальные признаки по способу и месту образования, палатализации, участию голоса. Преимущественно нарушаются самые дифференцированные переднеязычные согласные. Резко выражена назализация, обусловленная параличом или парезом мягкого неба. Гласные звуки приближаются к нечеткому усредненному звуку [а-ы] и приобретают гортанный призвук. Это приводит к снижению разборчивости речи и затрудняет понимание речи окружающими.
При бульбарной форме наблюдаются выраженные, тяжелые нарушения речи: невнятная крайне нечеткая, замедленная речь, а также специфические нарушения голоса – слабый, назальный или назализованный. У всех больных с бульбарной дизартрией нарушается речевая артикуляция, а значит, страдает фонетическое оформление речи. Речь таких больных звучит как невнятная, смазанная, неразборчивая, и является трудной для восприятия слушателями.
Нарушается произношение звонких звуков, ребенок не овладевает сложными звуками – аффрикатами. Может вообще отсутствовать речь, что характерно для анартрии.
2. Псевдобульбарная форма дизартрии
Очаг поражения: двустороннее поражение корково-ядерных путей группы нервов: 9,10,12 (языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов), а также 7 (лицевого) и 5 (тройничного). Симптомы псевдобульбарной дизартрии, как правило, развиваются при наличии двусторонних параличей или парезов.
Механизм нарушения:двусторонние центральные парезы и параличи мышц языка, мягкого неба, гортани.
В результате возникает ограничение объёма активных движений мышц мягкого нёба, глотки, гортани, языка, что проявляется нарушением фонации, артикуляции. Характерно выпадение произвольных движений (диспраксия), при этом ряд непроизвольных движений остаётся сохранным. Параличи всегда двусторонние, однако, возможно их значительное преобладание с одной стороны.
Симптоматика: Тонус мышц языка напряжен – гипертонус. Нарушена подвижность органов артикуляции. Выражено нарушение фонации (голос осиплый, плохо модулированный с закрытой назализацией). Наблюдается усиление саливации.
Произносительная сторона речи: Нарушены голос, дыхание, интонационно-мелодическая сторона речи. Отмечается гиперназальность. Согласные и гласные теряют свои дифференциальные признаки. Нарушаются звуки, требующие тонких дифференцированных движений кончика языка ([р], [л], [ш], [ж], [ц], [ч]). Из-за напряжённости губ страдают лабиализация гласных и губнх согласных. Многие глухие озвончаются, а звонкие – оглушаются в результате пареза голосовых складок. Отмечается избыточная палатализация, т.к. спинка языка напряжена и приподнята.
По клиническим проявлениям псевдобульбарный парез похож на бульбарный, но возможности коррекции звуко-произносительной стороны речи значительно выше. Псевдобульбарная форма дизартрии обусловлена параличом мышц периферического артикуляционного аппарата. Центральный паралич характеризуется нарушением тонуса мышц, расширенной зоной безусловных рефлексов.
Центральный характер пареза при псевдобульбарной дизартрии проявляется в избирательности нарушения произвольных движений и проявляется разными вариантами:
Степень нарушения речевой или артикуляционной моторики может быть различной. Выделяют три степени псевдобульбарной дизартрии: легкую, среднюю, тяжелую.
Легкая степень псевдобульбарной дизартрии характеризуется отсутствием грубых нарушений моторики артикуляционного аппарата. Трудности артикуляции проявляются в замедленных, недостаточно точных движениях языка, губ. Произношение у детей нарушено вследствие недостаточно четкой артикуляционной моторики, речь несколько замедленна, характерна смазанность при произнесении звуков. Чаще страдает произношение сложных по артикуляции звуков: ж, ш, р, ц, ч. Особую трудность представляют свистящие звуки. Звонкие звуки произносятся с недостаточным участием голоса. Трудны для произношения мягкие звуки, т.к. необходимы дополнительный подъем средней части спинки языка к твердому нёбу и более передняя артикуляция.
Недостатки произношения оказывают неблагоприятные влияния на формирование фонематического слуха и обучение звуковому анализу, что является причиной дисграфии. Слоговая структура слов, грамматический строй и лексика относительно сформированы. Основным дефектом у детей, страдающих псевдобульбарной дизартрией в легкой степени, является нарушение фонетической стороны речи и просодии.
Средняя степень. Дети со средней степенью дизартрии составляют наиболее многочисленную группу. Характерна амимия (отсутствие движений лицевых мышц). Ребенок не может надуть щеки, вытянуть и плотно сомкнуть губы, не может поднять кончик языка вверх, повернуть его вправо, влево, удержать в данном положении. Трудность представляет переключение от одного движения к другому. Мягкое нёбо может быть малоподвижным, а голос имеет назальный оттенок. Характерно обильное слюнотечение. Затруднены акты жевания и глотания.
Дети не могут успешно обучаться в общеобразовательной школе. Наиболее благоприятные условия для их обучения и воспитания созданы в специальных школах Y вида для детей с тяжелыми нарушениями речи, где к этим учащимся осуществляется индивидуальный подход.
Тяжелая степень псевдобульбарной дизартрии – анартрия – характеризуется глубоким поражением мышц и полным отсутствием произвольной моторики в речевом аппарате. Лицо ребенка, страдающего анартрией, маскообразное, рот постоянно открыт. Язык толстый и неподвижно лежит на дне ротовой полости, движения губ резко ограниченны. Затруднены акты жевания и глотания. Членораздельная речь отсутствует полностью, иногда имеются отдельные нечленораздельные звуки.
Дети с анартрией при хорошем умственном развитии также могут обучаться в специальных школах Y вида для детей с тяжелыми нарушениями речи или в специальных школах Y1 вида для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
При псевдобульбарной дизартрии проявляется неречевая симптоматика: могут нарушаться функции сосания, глотания,жевания. Избирательно нарушаются произвольные движения при сохранности непроизвольных (рефлекторных). Нередки нарушения физиологического дыхания. В ряде случаев отмечается стридорозное дыхание (стридор – хриплое дыхание). Дизартрия проявляется в сочетании с нарушениями общей моторики и особенно тонкой дифференцированной моторики пальцев рук.
3. Мозжечковая форма дизартрии
Очаг поражения: Мозжечок и его связи. При этой форме дизартрии имеет место поражение мозжечка и его связей с другими отделами центральной нервной системы, а также лобно-мозжечковых путей.
Механизм нарушения: Статическая и динамическая атаксия речевых движений, рассогласование в работе артикуляционного, фонационного и дыхательного аппарата.
Симптоматика: Характерна мышечная гипотония, проявляющаяся как в скелетной мускулатуре, так и в артикуляционной. Язык тонкий, распластанный, но легко совершает разнообразные произвольные движения, так как нет первичного снижения силы мышц. Вследствие рассогласованности в работе артикуляционных, фонационных и дыхательных мышц наблюдается скандированная речь, недостаточная сила голоса, особенно в конце фразы.
Лицо при поражении мозжечка амимично. Носогубные складки опущены, нарушены акты дыхания, жевания и глотания (дисфагия). При этой форме дизартрии часто возникает дисфагия.
Состояние мышц речевого аппарата характеризуется пониженным тонусом. Мышцы губ, мягкого неба, щек, языка гипотоничны.
Язык тонкий, распластанный лежит на дне полости рта, подвижность его ограничена, темп движений замедлен. Отмечается трудность удержания артикуляторных укладов и слабость их ощущений. Движения языка неточные с проявлением гипер- или гипометрии (избыточночти или недостаточности объема движения). При более тонких целенаправленных движениях отмечается тремор (дрожание) языка. Мягкое небо провисает, жевание ослаблено, мимика вялая.
Харктерна атония мышц, гиперметрия и дисметрия движений. Наблюдается тремор при всех видах дыхания, служащего целям голосообразования, артикуляции звуков речи. При спонтанном физиологическом дыхании тремор отсутствует.
Дыхательная атаксия представлена тремором дыхательных мышц, приводящим к толчкообразному характеру дыхания, «дрожанию» голоса.
Произносительная сторона речи: Речь замедленная, толчкообразная, скандированная, с затуханием к концу фразы. Увеличивается время произнесения слова и всей фразы, увеличиваются паузы между словами, появляются паузы не обусловленные смыслом высказывания.
Речь замедленна, толчкообразна, нарушена модуляция, к концу фразы выкрики, что позволяет назвать речь скандированной. Неприятная на слух речь характеризуется диспросодией и нарушенной ритмикой речи, страдает и внятность речевого потока. Просодически выделяются ударения в слогах безударных позиций, речь делится на сегменты, не отвечающие целям выразительности, что приводит к невнятности речевого потока.
Выражена назализация большинства звуков речи. Голос может быть слабым, глухим, неопределенного тембра, с колеблющейся звонкостью.
Мозжечковая дизартрия характеризуется рубленной, скандированной речью. Нарушение просодической стороны речи является постоянным её симптомом. Речь чаще всего звучит очень напряженно, иногда имеются непроизвольные выкрики. Основная причина речевых нарушений кроется в расстройстве координации в работе отдельных мышц речевого аппарата – дискоординации.
Своеобразная просодическая характеристика речи, проявляющаяся в непостоянстве силы голоса, его затухании, неуместном паузировании, скандированности речи, является отличительной чертой мозжечковой дизартрии. В чистом виде мозжечковая дизартрия наблюдается редко, чаще в сочетании с другими формами дизартрии.
Подпишитесь на нашу рассылку и получите статью по дизартрии “Обследование фонематического слуха”.
4. Подкорковая или “экстрапирамидная” форма дизартрия
Очаг поражения: Поражение структур паллидарной системы приводит к появлению ригидной формы экстрапирамидной дизартрии. Поражение структур стриарной системы вызывает появление гиперкинетической формы экстрапирамидной дизартрии.
Механизм нарушения: В основе лежит нарушение регуляции тонуса как скелетных, так и речевых мышц при сохранности силы. Нарушение согласованности произвольных движений влияет на темп, плавность, мелодичность речи и делает её напряжённой и неплавной. При поражении структур стриарной системы появляются гиперкинезы артикуляционной мускулатуры (атетоз, хорея, миоклонии), что значительно искажает артикуляцию звуков речи.
Симптоматика: Основными симптомами подкорковой дизартрии являются гиперкинезы и меняющийся характер тонуса мышц речевого аппарата; нестабильность артикуляторных (а значит фонетических) нарушений; дискоординация сокращения дыхательной, голосовой и артикуляционной мускулатуры в процессе речи. В клинической картине возможны различные варианты: гипертонус, гипотонус, дистония мышц. Характерны разнообразные гиперкинезы в артикуляционной, голосовой, дыхательной мускулатуре, которые могут быть выражены в различной степени.
Особые трудности ребенок испытывает в сохранении и ощущении артикуляционной позы, что связано с постоянно меняющимся мышечным тонусом и насильственными движениями.
В спокойном состоянии в речевой мускулатуре могут отмечаться легкие колебания мышечного тонуса (дистония). При попытках к речи в состоянии волнения, эмоционального напряжения наблюдаются резкие повышения мышечного тонуса и насильственные движения. Язык собирается в комок, подтягивается к корню, резко напрягается. Повышение тонуса в мышцах голосового аппарата и в дыхательной мускулатуре исключает произвольное подключение голоса, и ребенок не может произнести ни одного звука.
Произносительная сторона речи: Характерна нестабильность артикуляционных, фонационных и дыхательных расстройств. Особенно страдает произношение гласных звуков. Процесс закрепления поставленных звуков затруднен. Степень нарушений не одинакова и зависит от локализации очага поражения.
При ригидной форме отмечается напряжённость, скованность речевых движений, трудности переключения с одной артикуляционной позы на другую. Характерно замедление темпа речи, звукопроизношение грубо не страдает, однако из-за нарушения тонуса артикуляционные движения могут быть нечёткими. Речь смазанная и монотонная, голос слабый и немодулированный.
При гиперкинетической форме симптоматика зависит от вида гиперкинеза. При атетозе звукопроизношение нарушено грубо, часто речь невозможна, нарушен объём движений, создание артикуляционных поз и их смена, возникает длительный период передартикулированием. При атетозе нарушена координация между фонацией, артикуляцией и дыханием.
Нарушения звукопроизношения при корковой дизартрии определяются следующими факторами:
Меняющийся характер мышечного тонуса – дистония (от нормального к повышенному) и наличие гиперкинеза обусловливают своеобразные нарушения фонации и артикуляции.
Сочетание нарушения артикуляционной моторики с нарушениями голосообразования, речевого дыхания приводит к специфическим дефектам звуковой стороны речи, проявляющимся изменчиво в зависимости от эмоционального состояния ребенка, и отражается главным образом на коммуникативной функции речи.
Ребенок может правильно произносить отдельные звуки, слова, короткие фразы (особенно в игре, или в состоянии эмоционального комфорта), но в изменившейся ситуации он не в состоянии произнести ни звука. Возникает артикуляторный спазм, язык становится напряженным, голос прерывается. Внятность речи страдает из-за неплавного переключения артикуляционных движений, а также из-за нарушения тембра и силы голоса.
При менее выраженных нарушениях мышечного тонуса речь смазанная, невнятная, голос с носовым оттенком, резко нарушена просодическая сторона речи, ее интонационно-мелодическая структура, темп. Эмоциональные оттенки в речи не выражены, речь монотонная, однообразная, немодулированная. Наблюдается затухание голоса, переходящее в неясное бормотание, трудности произвольного подключения голоса и быстрая его истощаемость в процессе речи.
Эта форма дизартрии встречается также, как и псевдобульбарная, достаточно часто. Она обусловлена очаговым поражением подкорковых образований, а также их связей с другими структурами мозга.
Экстрапирамидная система обеспечивает осуществление быстрых, точных и дифференцированных движений. Она имеет большое значение в регуляции мышечного тонуса, последовательности, силы мышечных сокращений, обеспечивает автоматизированное выполнение двигательных актов.
Подкорковая дизартрия нередко сочетается с нарушениями слуха по типу нейросенсорной тугоухости, при которой страдает слух на высокие тона.
5. Корковая форма дизартрия
Очаг поражения: Нижняя треть передней центральной извилины, корково-ядерные пути лицевого (VII) и подъязычного (XII) нервов. Возможно поражение этих нервов с двух сторон.
Механизм нарушения: В основе лежит центральный (спастический) парез мышц половинки языка и губ с противоположной стороны от очага поражения. В результате возникает ограничение объёма активных произвольных движений мышц губ и языка, как правило, с одной стороны на фоне спастичности этих мышц. Корковая дизартрия наблюдается при поражении доминантного полушария в нижнем отделе передней центральной извилины (постцентральных и прецентральных полей).
Симптоматика: Отмечается сглаженность носогубной складки или асимметрия носогубных складок в покое. При улыбке отстаёт угол рта. При выдвижении языка из полости рта отмечается его девиация в сторону поражённой мышцы, а при обратном движении в противоположную сторону. Определяется гипертонус языка с одной стороны. Кончик языка может быть раздвоен. Возможно усиление саливации.
Различают афферентную (постцентральная) и эфферентную (премоторная) формы корковой дизартрии.
Эфферентная форма корковой дизартрии.
Возникает при поражении области передней центральной извилины, где представлена иннервация артикуляционной мускулатуры.
Артикуляторные движения замедлены, неловки, они распадаются на отдельные звенья. Обобщенная схема движения заменяется суммой дезавтоматизированных актов. Наблюдается снижение кинестетической и кинетической памяти. При этой форме наблюдается апраксия в движениях руки и оральная апраксия (трудности переключения движений).
В речи отмечаются: затруднения переключения с одного звука на другой; общая замедленность речи; неплавность, обилие пауз внутри слова, особенно при стечении согласных, иногда послоговая речь; громкий голос при разговоре.
Корковая дизартрия часто сочетается с мотороной афазией у взрослых или с алалией у детей.
Афферентная форма корковой дизартрии возникает при поражении постцентральных областей коры больших полушарий.
При этой форме наблюдается апраксия в движениях руки и оральная апраксия (“поиски” движений).
Дизартрия проявляется в нечеткой артикуляции звуков, активными поисками правильной артикуляции, а значит речь прерывается во время этих поисков, делается расчлененной, неплавной. Характерна общая замедленность речи; неплавность, обилие пауз внутри слова, особенно при стечении согласных; избирательное оглушение звонких смычных согласных – самый характерный симптом; вставляются дополнительные звуки в слово; громкий голос при разговоре.
Произносительная сторона речи: Страдает артикуляция тонко дифференцированных переднеязычных согласных, требующих подъема кончика языка. Звуки [ш], [ж], [р], [л] отсутствуют, или заменяются более доступными по артикуляции [с], [с 1 ], [з], [з 1 ], [т], [д], [н]. ]. Наиболее сложными по способу образования оказываются щелевые, смычные и дрожащие согласные щелевые, смычные и дрожащие согласные. Отмечается замедление темпа произнесения переднеязычных согласных и слогов.