на каком расстоянии камера фиксирует машину
Типы камер ГИБДД. Что фиксируют и на каком расстоянии?
Ежедневно на дороги страны выезжают десятки тысяч автомобилей и количество их растет изо дня в день… В таких условиях, осуществлять контроль за дорожной ситуацией довольно сложно, именно поэтому ГИБДД переложило часть обязанностей на технические средства контроля, так называемые комплексы фото и видео фиксации нарушений ПДД.
При этом, количество таких комплексов на дорогах возрастает из года в год, а их функционал и техническая составляющая становятся все более совершенными, совершенными настолько, что не каждый антирадар установленный в автомобиле способен среагировать на них и предупредить водителя.
По типу установки, камеры и радары подразделяются на две группы — стандартные и мобильные. В данной статье мы поговорим о стандартных комплексах, о диапазоне их действия и о нарушениях которые они фиксируют.
Такие радары и камеры, согласно ПДД, при приближении к ним, в обязательном порядке должны быть обозначены знаком 8.23 «Фотовидеофиксация». Устанавливаются они, обычно, над проезжей частью на стационарной опоре, а данные с них передаются в Центр обработки административных правонарушений при ГИБДД или на ближайший стационарный пост ДПС.
Комплекс АРЕНА — прибор видеофиксации ГИБДД (ДПС, ГАИ), радар-детектор передвижной и стационарный
Один из старейших радаров. Ввиду своих небольших размеров и хитрой установки, вне зоны видимости водителя, заметить его издалека и вовремя среагировать, практически невозможно.
Фиксация нарушений ПДД, комплексом АРЕНА, производится как в попутном направлении движения, так и в противоположном ( «в лоб» и «в спину»).
Рабочий диапазон устройства 20 — 250 км/ч. Дальность измерения — до 90 м. Одновременно АРЕНА способна контролировать до 3 полос движения. Рабочая частота измерения скорости: 24050–24250 МГц (К-диапазон).
Качество съемки АРЕНА, позволяет разглядеть не только номер и марку ТС, но и лицо водителя. Для большинства радар-детекторов АРЕНА не является невидимой, они легко распознают ее и предупреждают водителя.
Радар КРИС — фоторадарный комплекс (камера, система, прибор, детектор) для ГИБДД (ГАИ)
Крис С, более функциональный комплекс автоматической фиксации нарушений ПДД, призванный не только фиксировать нарушения, но и формировать базы нарушителей, а также осуществлять проверку по различным базам на основании распознанных гос. номеров и передавать данные на удаленный пост ДПС или на центральный сервер.
Оснащается такой комплекс инфракрасной камерой, поэтому с поставленными задачами он справляется даже ночью.
Рабочий диапазон устройства 20 — 250 км/ч. Дальность измерения — до 150 м. Одновременно 1 датчик радара Крис-С может контролировать 1 полосу движения. Рабочая частота измерения скорости: 24050–24250 МГц (К-диапазон).
Крис С фиксирует нарушения связанные с превышением скоростного режима, выезд на полосу встречного движения, в местах где это запрещено,нарушение правил расположения ТС на проезжей части дороги. В процессе обработки нарушений инспектор ДПС может по зафиксированному кадру дополнительно выявить и другие правонарушения: нарушение правил применения ремней безопасности; нарушение правил пользования внешними световыми приборами, например, отсутствие включенного ближнего света.
Система Рапира — радар-измеритель
Радар «Рапира-1» — основная задача измерение скорости автомобилей на расстоянии не более 20 метров. Прибор определяет скорость автомобилей в строго ограниченной зоне контроля. Диапазон измеряемых скоростей: 20–250 км/ч. Рабочая частота измерения скорости: 24050–24250 МГц (К-диапазон).
Рапиру, чаще всего используют на значительном удалении от поста ДПС, для фиксации нарушения и последующего задержания водителя на посту.
«Рапира» на контролируемом участке фиксирует государственные регистрационные знаки автомобилей, нарушения скоростных режимов, нарушения указаний дорожных знаков и правил обгона. Также регистрируются нарушения разметки и правил перестроения. Система «Рапира-1» позволяет своевременно реагировать на происшествия, записывать обстоятельства ДТП, помогает вести статистику нарушений.
Стационарный радарный комплекс ККДДАС «Стрелка 01 СТ»
Один из совершенных комплексов видеофиксации нарушений, устанавливается над дорогой и фиксирует нарушения ПДД по всем направлениям. Стрелка разработана с применением технологий, которыми до недавних пор пользовались военные. Камера комплекса способна выявить нарушение на расстоянии 1 километра, что делает Стрелку фактически невидимой для водителя.
Стрелка ведет наблюдение сразу за всем потоком автомобилей на дороге попавшим в зону ее действия. Измерение скорости автомобиля происходит не в определенной точке, а на дистанции 350 метров, что исключает возможность ошибки и повышает эффективность комплекса.
Рабочая частота измерения скорости: 24050–24250 МГц (К-диапазон). Диапазон измеряемых скоростей: 20–300 км/ч.
Радар-Робот или Robot-MultiRadar
Радар-Робот или Robot-MultiRadar, детище немецких инженеров компании «Jenoptik Traffic Solution Division». Ранее этот комплекс встречался только на дорогах Европы, но с недавних пор он активно применяется на российских дорогах. Удобен Robot-MultiRadar тем, что не нуждается в обслуживании и работает в автоматическом режиме.
Контролирует робот до шести полос движения, распознает номерные знаки в потоке, различает грузовые и легковые автомобили.
Замер скорости ведется радаром на частоте 24,1 ГГц (К-диапазон), фиксируются скорости 10 — 250 км/час.
Применение высокотехнологичной камеры в Robot-MultiRadar, позволяет ему делать снимки на которых отчетливо видно лицо водителя и хорошо читаются гос. номера, с расстояния в один километр.
Робот фиксирует нарушения ПДД по таким пунктам как превышение скорости, парковка в неположенном месте, проезд на красный свет, выезд на встречную полосу, выезд на выделенную полосу для движения общественного транспорта.
Система «Автодория»
Автодория — регистратор, оснащенный камерой, вычислительным модулем, глонасс-приемником, электронной цифровой подписью, инфракрасным прожектором, 3-G модемом, фиксирует проезжающую машину.
Автодория по сути состоит из двух камер, первая фиксирует номера машины и определяет координаты места фиксации. Вторая камера располагается на расстоянии от 500 м до 10 км от первой, которая фиксирует время проезда и номер машины.
Затем вычислительный комплекс обрабатывает данные с обоих камер и вычисляет среднюю скорость. Если скорость превышает предельно допустимую на данном отрезке дороги, нарушителю выписывается штраф.
Антирадары не спасут от этой системы, поскольку Автодория не излучает ни ультразвук, ни лазерный сигнал, которые и замечают антирадары. Автодория всего лишь фотографирует автомобиль и сохраняет это изображение.
За сколько метров до машины камеры начинают фиксировать превышение скорости
Для фиксирования нарушений ПДД уже давно не используются громоздкие агрегаты, прикрепленные к автомобилям патрульных, и ручные радары. На смену им пришли высокотехнологичные камеры фиксации, характеризующиеся большим разрешением и массой дополнительных функций.
Многие автомобилисты задаются вопросами: на каком расстоянии устройства начинают фиксировать превышение скорости и на что еще способны хайтековские стражи порядка?
Возможности фиксатора зависят от его модификации. Таких существует несколько:
Фиксируемое расстояние также зависит от внешних факторов: погодные условия, время суток т. п. Существуют системы, состоящие из нескольких расположенных подряд камер. Их зона действия зависит от количества устройств. В определенных случаях она может охватывать километры пути.
Фотофиксация автомобиля-нарушителя происходит на расстоянии от 50 до 70 м от места крепления фиксирующего устройства. Опытные лихачи, попадая в зону радара, начинают маневрировать.
Реакция фиксатора зависит от его технических возможностей. Система наблюдения может попросту «забыть» лихача. Но зачастую камеры путаются и фотографируют номера едущих рядом автомобилей. Таким образом, штраф получает совсем другой водитель.
С мотоциклами дела обстоят так же. У устройств фотофиксации нет технической возможности распознать номерной знак данного транспортного средства. Поэтому штраф за превышение скорости получает автомобиль, который в момент фотографирования оказался ближе всех к мотоциклу.
Несмотря на все несовершенства, система дорожного наблюдения является самым беспристрастным и неподкупным способом контроля соблюдения ПДД. Некоторые водители пытаются ее обмануть, изменяя номерные знаки при помощи спрея, наклеек и др. Но контролирующие скорость устройства, как правило, все равно распознают машину, а хитрые лихачи рискуют потерять водительские права.
На сколько метров «смотрят» камеры контроля скорости?
Действующее законодательство требует от дорожных служб информирования водителей о ведущемся контроле скоростного режима. Для этого на федеральных трассах используются информационные таблички 8.23 «Фотовидеофиксация» и знаки ограничения скорости. Практически все водители, завидев такие информационные конструкции, начинают тормозить, рассчитывая сбросить скорость до разрешенных значений. Успевает ли камера измерить скорость до знака?
Как работают камеры?
На федеральных трассах можно видеть ситуации, когда поток снижает скорость при приближении к камерам фотофиксации. Лихачи меняют темп, успокаиваются и движутся с одной скоростью с фурами и другими тихоходами. Зато при проезде камеры они вновь возвращаются к привычному ритму движения и значительно превышают скорость.
Как правило, информационные таблички со знаками выставляются на расстоянии 150-200 м от комплекса фиксации нарушений. Большая штанга с расположенными на ней «ящиками» различима издалека, а когда подъезжаешь поближе, то примерно за 50 м видна инфракрасная подсветка объективов камер.
Большая часть измерителей скорости на российских дорогах работают по доплеровскому принципу. Они имеют излучатель и приемник радиолокационного типа. Сначала комплекс выстреливает в поток автомобилей зондирующим импульсом, а затем принимает отраженный сигнал, по которому и определяется скорость. Импульс может уходить на тысячу метров и дальше, но существует проблема с идентификацией машин в потоке. От какого конкретно борта отразился сигнал, точно доказать трудно. Поэтому вместе с излучателями используется камера, которая фиксируется на цели и сопровождает ее. А сделать это оптический прибор может на расстоянии 100-300 м в зависимости от типа объектива. Дальше заглянуть камерам трудно из-за незначительного угла возвышения над дорогой.
Какая дальность действия?
Небольшие стационарные приборы «Крис» и «Арена» фиксируют скорость транспортных средств на расстоянии не более 100 метров.
Переносные «Кордон» и «Кречет» «стреляют» на 150 метров. В пределах прямой видимости аппарат может установить точные координаты движущегося транспортного средства с одновременным определением скорости сразу на четырех полосах.
На многополосных трассах Москвы и Московской области используются более совершенные комплексы «Стрелка», которые отслеживают скорость десятков машин и с большой точностью выявляют нарушителей. Однако точно определить тип кузова и идентифицировать объект по габаритам и траектории они могут только на расстоянии 250-300 м. На этой границе прибор захватывает «цель» и ведет ее до места фотофиксации. Камера снимает машину на расстоянии 50 м. из-за ограниченной дальности работы инфракрасной подсветки, необходимой для подсвечивания номерного знака в сумерки и по ночам.
Экипажи ГИБДД иногда вооружены специальными измерителями скорости, которые работают на основе лазерных излучателей. Вместо радиоволн они испускают последовательные лазерные импульсы, которые также отражаются от объектов и возвращаются в оптический приемник. Они точно определяют скорость за 500 м, но вот фиксация объекта и привязка его к скорости происходит намного ближе. К примеру, прибор ЛИСД-2Ф определяет нарушителей на расстоянии около 250 м.
Поэтому размещение предупреждающих информационных конструкций на дорогах на расстоянии 150-300 м помогает водителям успеть скорректировать скорость. А если учесть, что камеры ставятся на наиболее аварийных участках дорог, то предупреждающие знаки воздействуют профилактически. Увидев такой знак хотя бы за 100 м, автомобилисты отказываются от необоснованных маневров и ведут себя более ответственно.
Сейчас началось внедрение новых комплексов «Автодория», измеряющих так называемую среднюю скорость автомобиля. Она состоит из двух камер, находящихся друг от друга на расстоянии от нескольких сотен метров до многих километров. Оба прибора фиксируют время проезда и по результатам высчитывают среднюю скорость на контролируемом участке. Тормозить перед такими камерами бессмысленно. Необходимо проезжать всю зону контроля по правилам.
За сколько метров камера определяет нарушителя скорости на дороге!
Согласно статистике ГИБДД, комплексы автоматической фиксации нарушений ПДД в минувшем году «поймали» без малого 106 000 000 автохулиганов. По сравнению с 2017 годом, количество выписанных штрафов выросло на 27%. Да, камер стало больше, и они поумнели. Так на каком расстоянии определяют нарушителя современные «радары»?
Вячеслав Василенко
Для начала давайте посмотрим, как увеличилось число средств фото- и видеофиксации нарушений ПДД, и насколько сильно они эволюционировали. К примеру, в первом квартале 2018 года в нашей стране насчитывалось порядка 9000 стационарных, 3800 передвижных и 656 мобильных комплексов, направленных на борьбу с нарушителями.
Сейчас же на российских направлениях функционирует немногим меньше 11 000 стационарных и 3900 передвижных камер. Их количество будет расти и дальше. Ведь дело тут не столько в сокращении аварийности на дорогах, сколько в пополнении казны. Ведь благодаря «письмам счастья» бюджет страны толстеет куда эффективнее, чем филейная часть Ким Кардашьян после очередной чудо-инъекции.
Больше всего радары у нас штрафуют за скорость — 84% от общего числа правонарушений. Если в абсолютных цифрах, то за 2018 год на превышении допустимого скоростного режима попались 89 000 000 водителей — на 84,2% больше, чем годом ранее. Камеры регулярно подвергаются модернизации, их все чаще инспектируют в рамках технического обслуживания. За сколько же метров определяют «гонщика» такие аппараты?
Одни из самых популярных на дорогах страны комплексов «Крис» и «Арена» выявляют «летчика» на расстоянии до 100 метров, а вот «Кречет» и «Кордон» обладают дальностью действия уже под 150 метров. В общем, некоторое время для того, чтобы сбросить скорость и остаться при своих, у водителя все же есть. Правда, не стоит забывать, что эти устройства не брезгуют «стрелять» и с тыла.
Гораздо более эффективным средством для борьбы с доморощенными «шумахерами» и «хэмилтонами» является «Стрелка» со всеми ее производными. Такие камеры умеют распознавать нарушителей на расстоянии до 250 метров, а самые продвинутые модификации — до 500 метров.
Два штрафа за минуту: водители жалуются на камеры «одна за другой»
Получивший за минуту сразу два штрафа за превышение скорости водитель пожаловался на несправедливое, по его мнению, наказание. На постановлениях видно: первый раз на превышении +20-40 км/ч владельца BMW камера поймала в 10 часов 36 минут 13 секунд на улице Нижние Мневники — машина двигалась со скоростью 84 км/ч. Следующая фиксация такой же скорости произошла уже при съезде с этой улицы в 10 часов 37 минут 16 секунд.
«Так с каждого столба скоро будет прилетать по штрафу», — возмутился водитель.
При этом расстояние между камерами оказалось около 1,3 км.
Еще один автомобилист рассказал, что получал «быстрые» штрафы при подъезде к Нижнему Новгороду: первая камера фиксировала нарушение спереди, а расположенный рядом второй комплекс смотрел назад, чтобы проконтролировать, не разогнался ли водитель снова. Разбираемся, как близко могут находиться дорожные камеры и когда можно оспорить полученные подряд одинаковые штрафы.
Насколько близко могут стоять дорожные камеры
Согласно методике Минтранса от 2019 года, минимальное расстояние между комплексами фото-видеофиксации вне населенных пунктов составляет 1000 метров, а в населенных пунктах — 200 метров. Об этом рассказали Autonews.ru в пресс-службе ассоциации производителей комплексов «Око». Там уточнили, что решение о местах установки комплексов принимают в ГИБДД, исходя из показателей аварийности.
«Не исключены случаи, когда несколько очагов аварийности находятся очень близко друг к другу, на расстоянии нескольких сотен метров, и камеры приходится устанавливать перед каждым из них. Альтернативный вариант — «закрытие» таких участков с помощью контроля средней скорости», — сказали в ассоциации.
Иногда, признают представители ассоциации, у водителей может складываться впечатление, что комплексы, фиксирующие один и тот же тип нарушения, стоят через каждые 100 метров. Однако довольно часто, в особенности на широкополосных магистралях, первая камера контролирует, например, левую часть дороги, а вторая — правую. Это объясняется тем, что пока большинство используемых камер технически обеспечивают контроль только 3-4 полос движения. Только самые новое поколение дорожных камер имеют возможность контролировать сразу 6-8 полос.
Кроме того, иногда водители принимают за действующую камеру муляжи. Их, согласно действующим правилам, устанавливают для профилактических целей вместо реальной камеры после перемещения на другую дислокацию, когда очаг аварийности погашен.
В свою очередь эксперт и разработчик ГОСТа для дорожных камер Григорий Шухман отметил, что согласно ГОСТ Р 57145-2016, «зоны контроля различных технических средств автоматической фотовидеофиксации при фиксации одних и тех же видов административных правонарушений не должны иметь общие участки по длине дороги» [1].
Проще говоря две камеры на скорость должны быть разнесены по территории так, чтобы автомобилисту не пришло постановление за превышение из одной точки с двух комплексов. Одновременно с этим, по словам Шухмана, один дорожный комплекс имеет техническую возможность одновременно фиксировать несколько составов нарушений. Если водитель грубо нарушит ПДД под такой камерой, ему придет сразу несколько разных штрафов по разным составам и отменять их оснований нет.
«Если составы независимые, то водитель может получить штраф за каждое отличное нарушение, — сказал Шухман Autonews.ru. — Есть много случаев, когда водителей по одним и тем же материалам одновременно штрафовали и за выделенку, и за пересечение сплошной при выезде с нее или, наоборот, при въезде. Проще говоря, можно зафиксировать видеоряд, а потом прогнать его по всем модулям аналитики, по составу административных нарушений, распознавание которых активировал в комплексе оператор. Соответственно будут выставлены признаки типов нарушений, которые он распознает на этом наборе».
Шухман привел пример, когда водитель теоретически может одновременно получить штрафы за превышение скорости, проезд по выделенке и на красный сигнал светофора, а также разговоры по телефону.
Можно ли отменить одинаковые штрафы
Юрист Дмитрий Дугин по просьбе Autonews.ru изучил законодательную базу, на которую опирались бы суды для принятия решения по отмене одинаковых штрафов с камер, выписанных за определенное расстояние. И не обнаружил в КоАП нужных норм. Подходящая информация нашлась в Постановлении Пленума Верховного суда от 25 июня 2019 года [2]. Согласно документу, суд должен проверять все обстоятельства вынесения первого штрафа и аналогичных последующих. Например, в случае с превышением скорости суд должен проверить, мог ли водитель успеть остановиться или затормозить до следующей камеры при соблюдении всех мер безопасности.
«Если бы автомобилисту пришлось резко оттормаживаться, чтобы под следующую камеру заехать без штрафа, второе наказание можно считать неправомерным, — объяснил Дугин. — Иначе получается, что водителя оштрафовали дважды за одно и то же нарушение. Конечно, речь тут не идет о ситуации, когда водитель, не сбавляя скорости 200 км/ч проехал от Москвы до Санкт-Петербурга. На подобном отрезке понятно, что у автомобилиста было много шансов увидеть предупреждающие знаки и притормозить».
По словам эксперта, в каждом случае необходимо разбираться, с какой скоростью ехал водитель. «Он может быть оштрафован дважды за одно и то же нарушение, потому что безопасный тормозной путь у него может оказаться больше, чем расстояние до следующей камеры. Его могут сфотографировать в процессе торможения, что недопустимо согласно конституции», — считает юрист.
Еще более показательна, по мнению Дугина, ситуация при заезде на полосу для маршрутного транспорта — иногда у водителя просто нет возможности съехать с нее до следующей фотофиксации без повторного нарушения, либо не создав аварийной ситуации.
«В КоАП нет вообще никаких пунктов о том, где и как часто могут приходить штрафы с камер, — уверен Дугин. — Положения Минтранса могут оказаться для суда не очень убедительными на фоне решение Пленума Верховного Суда. И я считаю, что в этом есть некий пробел — эти уточнения стоило бы внести в проект нового КоАП».
Можно ли получить штраф и за среднюю, и за обычную скорость
Двух разных штрафов за среднюю и моментальную скорость водители получать не должны, заявили в ассоциации «Око». На такие штрафы некоторые время пожаловался автомобилист, который получил их на трассе М-11. Автомобилист, проезжавший по платной трассе М11 в районе аэропорта «Шереметьево», сначала получил одно постановление за превышение средний скорости (134 км/ч вместо допустимых 110 км/ч). Следом он получили второе постановление — уже за мгновенное превышение скорости. Фотографии постановления позже попали в сеть, и на них видно, что водитель на этом же участке ехал со скоростью 138 км/ч. Произошедшее объяснили техническим сбоем при настройке комплекса и штраф отменили.
В ГИБДД тогда объяснили порядок вынесения штрафов с камер за превышение средней скорости. В ведомстве подчеркнули, что постановление нарушителю должно выноситься только одно. При этом ряд экспертов считает корректное оформление штрафов за среднюю скорость неправомерным, поскольку таких норм нет в КоАП.