на каком расстоянии можно смотреть проектор
Как рассчитать расстояние от проектора до экрана
Один из главных вопросов, с которым сталкиваются при установке проектора: каким должно быть расстояние до экрана. Чтобы с точностью дать правильный ответ, следует учитывать технические характеристики модели проектора. При помощи приведенной ниже формулы можно самостоятельно определить необходимое расстояние для получения максимально качественного и насыщенного изображения. Однако помните, что грамотный расчет расстояния от проектора до экрана — задача профессионалов.
Содержание
Что такое проекционное соотношение
Проекционное соотношение представляет собой соотношение ширины изображения на экране и расстояния до него. Расчет осуществляется на основе имеющихся данных о размере LCD/LcOS/DLP панели устройства и показателя фокусного расстояния оптики. Стандартная оптика каждого проектора имеет минимальные и максимальные параметры, согласно которым изображение может быть увеличено или уменьшено.
Аппараты с имеющимся функциональным соотношением сторон установленной матрицы 16:9 будут иметь приблизительное проекционное значение, равное 1.15*фокусное расстояние/диагональ панели. При рассмотрении проекторов с матрицей 4:3, первое значение формулы будет: 1.25.
При расчетах следует переводить имеющиеся значения к общим единицам измерения. Наиболее подходящими являются миллиметры. Применение указанной формулы позволяет рассчитать приблизительное значение проекционного соотношения. Наиболее точная информация предоставляется поставщиком оборудования и указывается в инструкции по эксплуатации проектора. После правильного завершения установки и просмотра первого фильма ответ на вопрос, что лучше — проектор или телевизор, будет очевиден.
Кроме описанной выше формулы расчета расстояния можно использовать еще один вариант. Определяется расстояние благодаря проекционному соотношению. На практике это выглядит следующим образом:
С максимальной точностью определить необходимое в каждом индивидуальном случае расстояние может только профессионал. Консультанты салона Design с радостью помогут решить эту задачу.
Почему важно знать проекционное соотношение проектора
С помощью проекционного соотношения устройства с легкостью можно определить минимальное и максимальное значения величины изображения для проектора. Эта информация станет ключом к правильному расчету расстояния от проектора до экрана при установке для получения необходимого по размеру изображения.
Следует учитывать, что для оптимальной фокусировки и передачи качественного изображения на экран устройство следует размещать исключительно в рамках минимального и максимального проекционного соотношения.
Особенности установки проекторов с разным фокусным расстоянием
Среднее значение для стандартного проектора — это 3–4 метра от экрана. При выборе модели следует учитывать площадь помещения, чтобы без труда установить проектор в функциональной зоне. Ультракороткофокусные проекторы демонстрируют высокое качество изображения на расстоянии от экрана 0,3 метра. Короткофокусные устройства следует устанавливать в 1,5 метрах от экрана. Определить тип фокуса определенной модели проектора поможет инструкция. Предельное расстояние также играет большую роль при установке. Чем больше расстояние от экрана, тем крупнее отображаются пиксели, а картинка теряет естественность и яркость.
Расчет расстояния от проектора до экрана позволяет получить максимально высокое качество изображения после установки. Предельное значение расстояния зависит от функциональных характеристик устройства. Наибольшее расстояние при сохранении высокой детализации картинки характерно для длиннофокусных моделей.
Заключение
Проведение презентации в офисе или просмотр любимого фильма дома при помощи проектора — лучший выбор для получения высокой детализации и реалистичности изображения. Качественная картинка:
Установка проектора с правильно рассчитанным расстоянием — гарантия получения только качественного изображения. Специалисты салона Design рассчитают оптимальное расстояние и помогут выбрать подходящую для каждого типа помещения модель проектора.
Диагональ и расстояние просмотра от зрителя до экрана
На просторах Интернета можно встретить немалое количество «экспертных» мнений по выбору диагонали в зависимости от расстояния просмотра. Все они отличаются друг от друга, и понять, какой именно из рекомендаций воспользоваться – очень сложно. Такая ситуация возникла в первую очередь из-за того, что большинство рекомендаций даётся для кинозала, имеющего несколько рядов сидений. В такой ситуации нужно угодить всем: и зрителям с первого ряда, и с последнего. Но существуют и стандарты для построения домашнего кинотеатра. Вот три основные из них:
1. Советы от Stewart Filmscreen, общепризнанного мирового лидера в области разработки и производства проекционных экранов для домашних кинотеатров.
2. Советы от настоящего гуру в создании домашних кинотеатров Tony Grimani из PMI Ltd.
3. Советы от компании ТНХ, известной своими разработками в области домашних и коммерческих кинотеатров.
Эти три рекомендации дают примерно одинаковые результаты, мы же остановимся конкретно на рекомендациях THX (от англ. Tomlinson Holman’s crossover) — название совокупности требований к высококачественным системам домашнего кинотеатра. Данный стандарт был разработан Томлинсоном Холманом для компании Джорджа Лукаса «Lucasfilm» в 1982 году. На сегодняшний день актуальная информация о наиболее подходящем расстоянии просмотра доступна на официальном сайте THX.
Рекомендации ТНХ
Чтобы расстояние просмотра соответствовало рекомендациям ТНХ, сидящий на месте просмотра должен иметь угол просмотра экрана по горизонтали по крайне мере 40 о (36 о для кинотеатров).
Не вдаваясь в формулы с арктангенсами, была выведена формула, согласно которой диагональ экрана нужно разделить на 0.84, чтобы получить оптимальное расстояние просмотра. Ниже вы найдете калькулятор для определения расстояния просмотра и диагонали.
Вертикальное размещение
Калькулятор диагонали и расстояния просмотра
Введите одно из значений: диагональ или расстояние просмотра, и калькулятор рассчитает вторую величину, а также минимальное расстояние от уровня глаз зрителя до нижней границы изображения. Данный калькулятор справедлив для соотношения сторон 16:9.
Если вы указали расстояние просмотра и получили диагональ, которой не существует в модельном ряду, рекомендуем округлить полученное значение в сторону большей существующей диагонали. Например, если получено значение диагонали 89 дюймов, следует выбрать 92 дюйма.
А ещё мы можем изготовить экран абсолютно любого размера специально для Вас!
Как установить и настроить проектор
Содержание
Содержание
Первая настройка проектора происходит быстро и без особых хлопот. Куда важнее следующий этап — тонкая подстройка параметров под освещение помещения, расстояние до стены, тип экрана. Универсальных параметров нет, каждый проектор настраивается в зависимости от положения зрителя и конфигурации помещения.
Шаг первый. Установка экрана
Это не только первый, но и самый важный шаг. От того, как и где установлен экран, зависит половина настроек проектора — расстояние, фокусировка, четкость.
Основное правило монтажа — на экран не должен падать свет ближайшей звезды. Если избежать прямых солнечных лучей нельзя, необходимо использовать плотные шторы или специальные жалюзи «блэкаут».
Удобно использовать кронштейн, позволяющий отдалить экран от стены, свободно перемещать его по горизонтали. Подходящий размер экрана для современных моделей проекторов — 200–254 сантиметра.
Дилемма выбора места под проекционное полотно не грозит владельцам покрашенных стен. Достаточно брать специальную краску с матовой отражающей поверхностью и красить всю стену.
Шаг второй. Установка проектора
Когда картонная «шкурка» проектора сброшена, сорвана пупырчатая упаковка и уже раскрыта инструкция на нужной странице, пора приступать к установке. Поставить аппарат можно на тумбу, пол, подвесить под потолок.
Расстояние
В инструкции указывается рекомендуемое производителем расстояние проекционного отношения в зависимости от размера экрана. Обычно от 1,15:1 до 2,8:1. Под единицей подразумевается диагональ полотна. Например, размер экрана 200 сантиметров, умножается на указанную величину: 200х1,15 = 230 см — минимальное расстояние и 200х2,8 = 560 см — максимальное.
Если нужно посчитать размер экрана для уже установленного проектора, делим расстояние на указанные в документах параметры. Например, агрегат висит в 3 метрах от стены: 3/1.15=2,6 метра — максимальный размер экрана и 3/2.8 — 1,07 метра минимальный.
Монтаж
В случае с тумбой все просто — ставим проектор, выкручиваем ножки до упора, включаем. Если тумба низкая или ножки слишком короткие, пригодится универсальный регулятор высоты — книжка.
Пол — не ставьте проектор на ковролин и другие ворсисто-шерстистые объекты, перекрывающие отток теплого воздуха снизу, в остальном все то же самое.
Монтаж под потолком — тут все немножко проще и сложнее одновременно. Понадобится кронштейн, крепежи, перфоратор и немного терпения соседей. Сначала надо сделать разметку, чтобы понять, где именно будет располагаться проектор.
Учитывайте высоту выдвижной ножки 150–400 миллиметров и максимальный угол наклона — 300. Проектор крепится вровень с верхней границей экрана.
Не берите первый попавшийся универсальный крепеж в магазине, — ножки кронштейна должны идеально совпадать с отверстиями на корпусе аппарата.
Положительное и отрицательное смещение
Многие не обращают внимания на эту настройку, а затем жалуются, что проектор плохой, потолок кривой, крепеж не тот и т.д.
В руководстве к проектору обычно указывается положительное и отрицательное значение смещения картинки. При положительном смещении картинка проецируется выше, при отрицательном, соответственно, — ниже. Чаще всего этот показатель равен +96,3% или –96,3%.
Если в меню нет автоматической подстройки, придется нивелировать разницу с помощью угла наклона проектора.
Если на потолке нельзя закрепить, используйте настенные кронштейны — такой вариант позволит регулировать не только угол наклона, но и положение по горизонтали. К тому же в стене удобнее спрятать кабель питания.
Шаг третий. Аппаратная настройка
Включаете, смотрите на экран настройки, если он уполз вверх, уменьшаете высоту колесиком под/над объективом или с пульта ДУ, если есть функция электронной регулировки.
Если картинка перекосилась, в меню выбираем «коррекция трапецеидальных искажений», изображение выровняется, растянувшись по горизонтали и вертикали.
У этой функции есть существенный минус — при растягивании падает качество картинки.
Фокусировка четкости и резкости
Поиграем немного в офтальмолога, только возьмем не знаменитую таблицу Головина-Сивцева, а обыкновенные титры любимого фильма. Желательно позвать друга, который будет медленно крутить ручку фокуса, пока ваши глаза следят за изменением пикселей на экране.
Изображение должно быть четким, контрастным и не расползаться на отдельные фрагменты. Буквам положено находиться в строчках, а не плясать гопака.
С помощью меню можно увеличить четкость на пару пунктов, но с этим параметром стоит быть аккуратней — контрастность цветных картинок может начать резать глаз.
Лучше всего сначала применить стандартные настройки, например, «Кино», и затем их скорректировать.
Настраиваем контрастность с помощью облака
Кучевые облака — отличный индикатор контрастности. Можно взять любое видео с плывущими по небу облаками. Объекты должны иметь четкую форму, выраженные края, переход разных оттенков белого.
Универсальный способ настройки — выкрутить яркость на максимум и затем постепенно уменьшать ее, пока не появятся четкие очертания.
Измеряем яркость по пальто
Строго говоря, подойдет любая черная одежда, костюм или пальто.
Включаем нуарный детектив, делаем стоп-кадр с импозантным гангстером, снижаем яркость, пока складки одежды и карманы не станут еле заметными.
Подбор цветовой палитры
Потребуется несколько стоп-кадров: лицо человека крупным планом при естественном освещении, улицы города, пасторальный пейзаж или ассортимент цветочного магазина.
Если цветы в кадре кажутся слишком холодными, повысьте уровень.
Неестественно розовое лицо — снижайте. Посмотрите, как выглядят вывески на улице, блики в окнах, машины — регулируйте, пока не добьетесь реалистичного цвета. Вернитесь на кадр с цветами, повторите все снова, если результат неудовлетворительный.
Что делать, если картинка все равно бледная
Возможно, виноват сам проектор. В большинстве моделей есть экономный режим, при котором лампа работает с меньшей интенсивностью и выдает бледную картинку. Попробуйте отключить режим экономии в настройках.
Вместо вывода еще несколько советов
Избранные статьи
Статьи раздела
Обсуждаемые статьи
PaulPhoenix 9 января 2020, 08:39
feste 2 декабря 2019, 20:37
PaulPhoenix 18 ноября 2019, 21:34
PaulPhoenix 27 сентября 2019, 15:34
PaulPhoenix 16 декабря 2018, 23:29
Последние темы форума
perfect 24 августа 2019, 09:50
perfect 24 августа 2019, 09:49
perfect 24 августа 2019, 09:48
perfect 24 августа 2019, 09:47
perfect 24 августа 2019, 09:41
Как видно, в данном примере из руководства пользователя конкретного проектора, слева указан размер экрана: диагональ в дюймах, затем ширина и высота в сантиметрах. Разделив ширину на высоту экрана, получаем 177:100 = 1,77, что равно 16:9. Так что, если соотношение сторон не указывается, мы легко узнаем, о каком именно формате экрана идет речь.
У проектора из примера указана функция «сдвиг линзы», которая не влияет на расстояние от проектора до экрана, поэтому последние три столбца нам пока не интересны. Остаются только минимальное и максимальное расстояния — как раз то, что нам нужно.
Так, при диагонали 80 дюймов данная модель может быть установлена на расстоянии от 239 до 503 см от экрана, что дает нам экран формата 16:9. Собственно, в этом диапазоне и должен располагаться проектор при заданной фиксированной диагонали экрана.
Если руководство на английском, то может потребоваться переводить значения из футов в метрическую систему. 1 фут = 30,48 см (ну и 1 дюйм = 2,54 см).
Зум. Разделив 503 на 239, получим 2,1. Это и есть оптический зум проектора, который указывается в спецификациях. Зум обычно рассматривается, как возможность при фиксированном расстоянии проекции менять размер экрана, но в нашем случае, когда размер экрана мы зафиксировали, зум будет означать диапазон расстояний от проектора до экрана. Берем наш зум 2,1, делим на него максимальное расстояние от проектора до экрана (503/2,1) — получаем минимальное. Умножаем зум на минимальное — получаем максимальное (239*2,1). Учтите, что везде пишут, что приведенные данные — ориентировочные.
Проекционное отношение. Если у нас нет такой красивой таблицы, то нужно искать проекционное отношение (или «отношение проекции», «throw ratio») проектора. Часто эти величины указываются в спецификациях, они равны отношению расстояния до экрана к ширине экрана. В нашем случае это 239/177 и 503/177, то есть от 1,35 до 2,84 (естественно, два числа соответствуют положению зума). Судя по таблице спецификаций с сайта производителя, мы не ошиблись:
Имея эти два числа, умножаем их на ширину экрана и получаем расстояние проекции.
Соответствнно, если проекционное отношение менее 1, то проектор можно считать короткофокусным, а ультракороткофокусный проектор может располагаться в непосредственной близости от экрана, при этом проекционное отношение может достигать 0,25. В нашем примере более стандартный вариант — 1,35 — 2,84. Считается, что возможность расположить проектор как можно дальше — это хорошо. В частности, можно получить пользу от специальных экранов, блокирующих фоновую засветку (ALR) — для таких нужно, чтобы свет шел примерно со стороны зрителя. С другой стороны, длина комнаты обычно ограничивает нас в этом. А вот короткофокусному проектору точно потребуется матовый экран, отражающий свет во все стороны равномерно. Зато появляется возможность расположить проектор ближе к экрану, иногда — между зрителем и экраном.
А вот если считать совсем не хочется, то можно попробовать поискать проекционный калькулятор, в котором интересующая вас модель содержится. Он может быть как на сайте производителя (пример Epson), либо на стороннем сайте.
Положение зрителя — ограничения
Положение проектора по вертикали и горизонтали. Сам проектор при неизменном расстоянии до экрана может располагаться под потолком в перевернутом виде, либо на задней полке в конце комнаты, либо на столике перед диваном, либо на тумбе сбоку от зрителя. Все зависит от таких параметров, как сдвиг объектива («lens shift»), если он имеется. Если этой функции нет, то говорят, что у проектора фиксированный офсет (offset тоже означает «сдвиг»). То бишь, кинотеатральные проекторы по умолчанию проецируют по центру, а картинку можно сдвинуть с помощью функции сдвига объектива («lens shift»). Обычные офисные проекторы имеют фиксированное смещение изображения по вертикали (вверх при настольной установке, вниз — при потолочной, в перевернутом виде). Хотя мы, казалось бы, не рассматриваем в этой публикации положение картинки в плоскости экрана, но угол проекции будет ограничивать зону, в которых возможно расположить зрителей.
Как добиться, чтобы зритель не оказался на пути света и не отбрасывал тень? В этом нам снова поможет руководство пользователя, либо проекционный калькулятор.
Вот еще пара иллюстраций из мануала к упомянутой выше модели и приведенной выше таблице:
Теперь нам пригодятся графы таблицы A, C, D 🙂 Вид сверху будет полезен только если мы хотим сместить проектор с центральной линии экрана, поставить сбоку от зрителя. Первый рисунок пригодится в любом случае — с его помощью мы сможем нарисовать взаимное расположение экрана и проектора, определить, как пойдет луч и куда можно разместить зрителей.
Еще раз повторю, что в данном случае доступен «сдвиг линз», но его может и не быть, либо он может быть значительно меньше и только по вертикали (как у BenQ W1070).
Говоря о временных инсталляциях, можно также рассмотреть варианты с цифровой коррекцией трапеции (keystone). При ее использовании, проектор компенсирует (немного теряя четкость) наклон по вертикали или горизонтали. Этот наклон и позволяет, к примеру, расположить проектор сбоку от зрителя. Отличие от «сдвига» в том, что «сдвиг объектива» не требует наклона проектора — изображение просто смещается в бок, причем никакой компенсации не требуеся — четкость не теряется.
Положение зрителя — в идеале
Посмотрев на форумах, обнаруживается, что большинство специалистов сходятся во мнении, что расстояние от зрителя до экрана должно быть от 1 до 1,5 * ширина экрана. То есть, это аналогично проекционному отношению — только относительно зрителя. Можно даже говорить о короткофокусных и длиннофокусных зрителях 🙂 Чем короткофокуснее — тем ближе к экрану и тем меньше коэффициент.
Также для определения положения экрана используются углы обзора. К примеру, отношениям расстояния к ширине экрана 1 и 1,5 соответствуют углы 37 и 53 градусов.
Эти рекомендации давались обычно для просмотра full HD контента, использование 4K увеличит вероятность, что отношение расстояния к ширине должно быть ближе к 1, чем к 1,5.
Опять же, никто не вправе навязывать вам свои стандарты относительно того, как вы предпочитаете смотреть фильмы на большом экране. Сайт projectorentral.com, к примеру, давал рекомендацию специально сходить в кино и найти оптимальное место в зале, после чего шагами замерить ширину экрана и расстояние до него, а затем разделить расстояние на ширину. Полученное отношение расстояния к ширине можно смело переносить на свой домашний кинотеатр, хотя следует также учитывать отношение сторон экранов. Поскольку при соотношении 16:9 полезная площадь больше, чем у широкоформатных 2,35:1 и пр. (синемаскоп) соотношений, то желательно расположиться от экрана чуть дальше.
К примеру, автор поста относится к тем, кто с удовольствием будет смотреть контент определенного характера при отношении расстояния к ширине от 0,6 до 1. Это обеспечивает высокую степень задействования периферийного зрения и позволяет создать эффект присутствия в динамичных фильмах. Тем не менее, столь небольшое расстояние от экрана увеличивает вероятность, что размер пикселей будет неприемлемо большим. Кстати, какое у вас зрение? Вот-вот — это тоже фактор при определении размера экрана.
Кстати, поначалу, пока увлеченность большим экраном у новоиспеченного обладателя домашнего кинотеатра находится в острой стадии, он может предпочитать располагаться ближе к экрану, а со временем перейти на более умеренное расстояние. Бывает и наоборот — пересаживаясь с телевизора на проектор, пользователь постепенно привыкает использовать широкое поле обзора и пересаживается ближе.
Помимо заметной пиксельной структуры и снижения детализации, расположение вблизи от экрана связано с искажением восприятия его формы — строго говоря, воспринимаемая изогнутость краев экрана увеличивается.
А что же рекомендует наш бессменный законодатель мод, THX? Для просмотра 16:9 формата THX предлает даже не рассматривать варианты, когда угол обзора с последних рядов составляет менее 26 градусов (соотношение около 2,2:1). Желательно, чтобы угол обзора с последних рядов был 36 градусов (1,5:1), а оптимальный угол обзора — 40 градусов (чуть менее 1,4:1).
Были отдельные заявления, что для широкоугольного экрана 2,35:1 специалистами THX рекомендуется угол обзора в 50 градусов (почти 1,1:1). Последняя цифра была якобы получена одним из участников avforums.com у представителя THX и относилась, повторю, только к экранам формата 2,35:1 — рекомендации для 16:9 даны выше.
Можно смело сказать, что с появлением 4K, все больше смысла использовать расстояние, близкое к 1 x ширине экрана. Если смотреть на некоторые частные исследования не тему оптимального расстояния для просмотра 4K (чтобы действительно видеть 4K детализацию), нам предлагают для 4K отношение расстояния к экрану к его ширине примерно в 0,85 до 1,8, причем на 1,8 преимущества 4K еще только начинают проявляться:
Пройдемся по данной схеме. По оси y — расстояние от зрителя до экрана в футах, по x — диагональ экрана.
Зеленый, красный, фиолетовый треугольники подписаны «преимущество 720p (1080p, 4K) становится заметным».
Зеленая, красная, фиолетовая линии — «видны все преимущества разрешения 720p (и т.д.)». Данная таблица основана на стопроцентном зрении (амер. «20/20»).
Заключение
Вроде все. На самом деле, тема с оптимальным расположением зрителей является весьма дискуссионной. Все сказанное про положение зрителя относится к домашнему кинотеатру, поскольку в других случаях проектор может ставиться с рассчетом на задействование широкого поля обзора, либо просто чтобы картинка была видна с задней парты. Здесь снова встает вопрос: «Что за картинка?» Можно попробовать опираться на последнюю схему. К примеру, чтобы увидеть детали 1080p изображения на 90-дюймовом экране, нужно при стопроцентном зрении находиться примерно в 15 футов (*30,48 = 4,5 метров) от экрана и ближе.