на каком расстоянии нужно останавливаться перед пешеходным переходом
Остановка и стоянка у пешеходного перехода: где можно, где нельзя и каков штраф за нарушение
Остановка и стоянка у пешеходного перехода – одно из опасных, но весьма распространенных действий, которые совершают водители. При этом запомнить, как стоять можно, а как нельзя, очень просто, а соблюдение правил поможет избежать аварийных ситуаций, а то и спасти чью-то жизнь. Давайте вспомним, где можно останавливаться около пешеходного перехода, а где этого делать категорически нельзя, и заодно уточним, какое наказание предусмотрено за нарушение.
Чтобы навсегда запомнить, как запрещено останавливаться и парковаться у пешеходного перехода, достаточно понять и запомнить одно правило: нельзя загораживать обзор водителям, подъезжающим к переходу, и подвергать опасности пешеходов, выходящих из-за вашей машины. Этого же, собственно, требуют и правила дорожного движения. Так, пункт 12.4 ПДД указывает, что остановка запрещается на пешеходных переходах и ближе 5 м перед ними, а пункт 12.5 добавляет, что в местах, где запрещена остановка, запрещена и стоянка. То есть на переходе и ближе 5 метров перед ним нельзя ни останавливаться, ни парковаться – ни для посадки-высадки пассажиров, ни для похода в магазин «на пять минут», ни для любых других целей. При этом останавливаться перед переходом нельзя ни на краю проезжей части, ни на обочине: пункт 12.1 правил разрешает остановку и стоянку именно на этих частях дороги, а пункты 12.4 и 12.5 устанавливают запреты. Стоит отметить, что на дорогах с двусторонним движением, на которых остановка и стоянка разрешены на левой стороне дороги, на ней нельзя останавливаться уже ближе 5 метров после перехода, поскольку для встречных водителей ваш автомобиль будет располагаться перед переходом.
Более того, остановка перед переходом не только подвергает опасности пешеходов, но и вводит в заблуждение водителей. Ведь пункт 14.1 ПДД обязывает водителей уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу по переходу, а пункт 14.2 добавляет, что если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или снизило скорость транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся в том же направлении, также обязаны остановиться или снизить скорость. Таким образом, при наличии автомобиля, в нарушение правил стоящего перед переходом, все остальные водители обязаны снижать скорость или останавливаться, чтобы убедиться в отсутствии пешеходов.
Для пущей строгости и обеспечения безопасности пешеходов существует еще и пункт 14.4, который запрещает въезжать на пешеходный переход, если за ним образовался затор, который вынудит водителя остановиться на пешеходном переходе. Фактически он дублирует запрет остановки на пешеходном переходе для тех водителей, которые пытаются оправдать такую остановку дорожной обстановкой. Кстати, той же безопасностью пешеходов продиктован запрет на переходах разворота и обгона.
При остановке также стоит учитывать, от какой точки идет отсчет тех самых 5 метров от перехода. Согласно ПДД, пешеходный переход должен быть обозначен знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2, а при отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2. То есть при наличии разметки 5 метров отсчитываются от нее, а если ее нет, то от знака «Пешеходный переход».
Единственное исключение, позволяющее остановиться перед пешеходным переходом, – это вынужденная остановка, то есть «прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира) или появлением препятствия на дороге». Однако даже при вынужденной остановке перед переходом или на нем пункты 16.2, 7.1 и 7.2 ПДД обязывают водителя обозначить транспортное средство не только включением аварийной сигнализации, но и установкой знака аварийной остановки, а также принять меры для того, чтобы вывести автомобиль на предназначенную для этого полосу (правее линии, обозначающей край проезжей части).
Исходя из сказанного выше, становится ясно, что останавливаться можно за пешеходным переходом, причем без соблюдения определенной дистанции до него. Однако стоит учитывать условие, упомянутое выше: на дорогах с двусторонним движением, на которых остановка и стоянка разрешены на левой стороне дороги, останавливаться на левой стороне можно только более чем в 5 метрах за переходом, поскольку для встречных водителей вы находитесь перед ним.
Остановка и стоянка перед переходом и на нем карается по частям 3 и 6 статьи 12.19 КоАП. Часть 3 устанавливает, что остановка или стоянка транспортных средств на пешеходном переходе и ближе 5 метров перед ним, за исключением вынужденной остановки влечет наложение административного штрафа в размере 1000 рублей. Ну а часть 6 гласит, что совершение такого нарушения в Москве и Санкт-Петербурге влечет наложение административного штрафа в размере 3000 рублей.
На каком расстоянии можно парковаться до пешеходного перехода по ПДД?
Вопрос расстояния в метрах до начала пешеходного перехода не так однозначен, как кажется на первый взгляд. Помимо установленного значения, есть ряд нюансов, которые могут привести к штрафу, даже если вы остановились на достаточном интервале от «зебры». Их мы и рассмотрим в статье.
Какое допустимое расстояние до зебры для парковки?
5 метров. Это регулирует пункт 12.4 Правил дорожного движения, который предписывает непосредственно следующее:
То есть запрещается останавливаться не только ближе указанного расстояния до пешеходной дорожки, но и на самой зебре.
Как считать 5 метров?
12.4 Правил не указывает, до какого именно места нужно отсчитывать эти 5 метров – только предписывает, что до самого объекта. Поэтому для того, чтобы точно не ошибиться, нам нужно знать, с какого момента начинается пешеходный переход – то есть его границы. И о них ПДД тоже говорит достаточно чётко в самом определении зебры:
Пешеходный переход – участок проезжей части, трамвайных путей, обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2 и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2.
5.19.1 и 5.19.2 – это соответственно квадратной формы знаки (см. схему выше):
Но при наличии разметки граница определяется именно ей, и выясняя, сколько метров можно парковаться до пешеходного перехода, необходимо руководствоваться наличием разметки:
Вопрос ещё сложнее: как определить, сколько это будет – 5 метров? Ведь рулетку с собой возит далеко не каждый водитель! Но и здесь всё просто – если не уверены в достаточном расстоянии, то поставьте подальше или не ставьте вовсе, если сзади парковочные места заняты. Потому что у инспектора ДПС, который будет выписывать штраф, инструмент для замера расстояния окажется.
Разумеется, отсутствие у вас возможности отмерить точно, сколько метров до перехода, не будет являться основанием для отмены наказания.
Можно ли ставить машину после зебры?
Да. И о 5 метрах здесь речи не идёт. Дело в том, что, как вы наверняка заметили, прочитав пункт 12.4, предписание ПДД распространяется на участок дороги перед пешеходным переходом, а не после него.
И здесь есть лишь одно ограничение – ваш автомобиль не должен стоять в переделах границ зебры. Если разметки нет, то следует руководствоваться знаком 5.19.2, установленным слева проезжей части, который и регламентирует окончание границы дорожки.
Подводные камни
А теперь давайте рассмотрим ряд тонкостей, при которых вы можете ошибиться со знанием Правил, так как даже ближе 5 метров в этих случаях нельзя парковаться.
Это небольшой список исключений, о которых в ПДД 2021 года ничего не написано, но которые могут стоить вам потери бюджета на оплату штрафа.
Парковка может быть вовсе запрещена на участке дороги
Это ряд условий, при которых вам просто нельзя ставить машину в этом месте, и пешеходный переход здесь вообще ни при чём. К ним относятся случаи, когда:
А сколько метров до остановки, ж/д переезда или перекрёстка?
Помимо прямого запрета остановки в определённых местах, перечисленных выше, есть и запрет парковаться ближе определённого расстояния до других объектов на дороге.
Какой штраф?
Наказание за парковку ближе 5 метров до перехода или прямо в его границах предусмотрено частью 3 статьи 12.19 КоАП, и водитель будет привлечён к штрафу 1000 рублей. Это нарушение может быть зафиксировано камерой автоматической фиксации, поэтому, если вас не наказал сотрудник ГИБДД, то ещё может прийти «письмо счастья».
Но этот штраф для городов России, кроме Москвы и Санкт-Петербурга. Для последних предусмотрена увеличенная сумма штрафа частью 6 этой же статьи. И заплатить придётся 3 тысячи, если вы совершили нарушение в одном из этих городов.
Если включить «аварийку»
Так делают многие, но почти всегда безрезультатно. Дело в том, что аварийная сигнализация считается атрибутом вынужденной остановки. Но с большой недосказанностью. Другим атрибутом является и выставленный знак аварийной остановки. Так нужно делать, если вы не можете ехать дальше по техническим или другим объективным причинам и припарковались в запрещённом месте.
Но инспекторы тоже не дураки, и, увидев просто включенную «аварийку» на автомобиле, который припарковался ближе 5 метров перед зеброй, отсчитают, за сколько метров стоит машина перед переходом и выпишут штраф, а вы потом бегайте и доказывайте, что остановка была вынужденной. Увы, но попытка избежать наказания таким способом плохая.
Можно ли стать виновным в ДТП с пешеходом?
Представим ситуацию, вы нарушили Правила и припарковались менее чем 5 м перед зеброй. Это спровоцировало ДТП со сбитым пешеходом – другой водитель, ехавший, не успел вовремя среагировать на вышедшего из-за вашей машины человека, и не смог добиться полной остановки торможением.
Кто будет виноват в этом случае? Ответ на данный вопрос становится понятным, если знать, как рассматриваются дела об авариях должностными лицами и судьями. При определении вины ставится вопрос о том, чьё нарушение привело к ДТП. А чтобы было ещё очевиднее, ставится противоположный вопрос: отсутствие нарушения которого из участников позволило бы избежать происшествия?
И нарушителя здесь два – водитель красного авто на схеме нарушил пункты 14.1 и 14.2 ПДД, так как он в любом случае обязан убедиться в безопасном проезде зебры.
В теории и по логике вещей, казалось бы, здесь вина обоюдная для водителей обоих автомобилей. Но в судебной практике суды чаще всего склоняются к вине ехавшего – водителя красного автомобиля.
На каком расстоянии нужно останавливаться перед пешеходным переходом
Уважаемые участники дорожного движения!
Госавтоинспекция города Брянска в очередной раз разъясняет водителям и пешеходам требования Правил дорожного движения Российской Федерации.
Данный материал с подробными фотоиллюстрациями подготовлен с целью проинформировать и водителей, и пешеходов об опасностях, которые таит в себе пешеходный переход.
Пешеходный переход – участок проезжей части, обозначенный знаками или разметкой, выделенный для движения пешеходов.
По своему виду бывают РЕГУЛИРУЕМЫЕ и НЕРЕГУЛИРУЕМЫЕ пешеходные переходы.
Порядок движения пешеходов определяется 4 разделом Правил (и некоторыми пунктами 6 раздела). Порядок движения транспортных средств регламентируется 14 разделом Правил.
Требования к пешеходам
На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы пользуются преимущественным правом на движение. Однако на пешеходов накладывается обязанность – убедиться, что переход будет для них безопасен. Для этого они обязаны ДО ВЫХОДА НА ПРОЕЗЖУЮ ЧАСТЬ оценить расстояние и скорость приближающегося транспорта и не выходить на дорогу, если переход не будет безопасен (рис. 3).
Вне зависимости от вида перехода, переходя проезжую часть, пешеходы не должны задерживаться.
Требования к водителям
При включении разрешающего движение сигнала светофора водители должны дать пешеходам закончить маневр (рис. 6).
Приближаясь к нерегулируемому пешеходному переходу, водитель обязан УСТУПИТЬ ДОРОГУ пешеходам, ПЕРЕХОДЯЩИМ дорогу или ВСТУПИВШИМ на проезжую часть для осуществления перехода ( рис. 8).
Так же, если перед пешеходным переходом замедлилось или остановилось транспортное средство, то водители других транспортных средств могут продолжить движение (проследовать через пешеходный переход) только убедившись, что перед указанным транспортным средством нет пешеходов. (рис. 9).
Казалось бы, все просто и понятно, но люди попадают под колеса, получают травмы, а порой и гибнут.
Чтобы не стать участником подобных происшествий, предлагаем разобрать ряд потенциально опасных ситуаций.
Сначала хотелось бы обратиться к пешеходам.
Остановочный путь складывается из «пути за время реакции водителя» и «тормозного пути» (рис. 10).
Путь за время реакции водителя – путь, который проедет транспортное средство с момента обнаружения водителем опасности до начала действий по ее устранению. Все это время автомобиль двигается без снижения скорости. Никаких шагов водитель еще не предпринял – он увидел опасность и просто перенес ногу с одной педали на другую. Среднее время реакции водителя считают равным 1 секунде. Перед многими пешеходными переходами висит знак, ограничивающий скорость до 40 км/ч. При указанной скорости автомобиль за секунду проезжает порядка 11 метров.
Тормозной путь – путь, который проедет транспортное средство с момента начала торможения до полной остановки. У технически исправного автомобиля тормозной путь при скорости в 40 км/ч не должен превышать 14.7 метра.
Несложным математическим действием «сложение» можно получить, что при скорости всего 40 км/ч, остановочный путь технически исправного автомобиля будет равным порядка 26 метров! Это «голая» физика из школьного учебника – раздел динамика.
Отсюда следует, что когда пешеход, не глядя по сторонам, выходит, или того хуже, выбегает, на дорогу в 10 метрах от автомобиля, быть не сбитым шансов НЕТ!
Необходимо помнить, что разметка «зебра» не гарантирует безопасность пешехода, а лишь указывает на разрешенное место пересечения проезжей части.
И еще очень важный момент: пешеходный переход – ЭТО ВЫДЕЛЕННЫЙ УЧАСТОК проезжей части. Когда пешеход переходит дорогу в двух, трех, пяти и т.п. метрах перед или после пешеходного перехода – это переход В НЕПОЛОЖЕННОМ МЕСТЕ (рис. 12)
Отдельно хотелось бы затронуть переход дороги на перекрестках «по диагонали». Уважаемые пешеходы. Пункт 4.3 Правил гласит: переходить дорогу на перекрестках допускается ТОЛЬКО ПО ЛИНИИ ТРОТУАРОВ ИЛИ ОБОЧИН. Диагональное пересечение возможно лишь на регулируемом перекрестке и только при наличии соответствующей разметки.
Теперь к водителям:
Поэтому, увидев знак или разметку, ВСЕГДА ПОВЫШАЙТЕ ВНИМАНИЕ, осмотритесь по сторонам. Пешехода, намеривающегося переходить дорогу, видно сразу. Если видимость ограничена – СНИЖАЙТЕ скорость движения.
Помните, касаемо пешеходных переходов, Правила запрещают ряд маневров. А именно:
2. Движение задним ходом. Движение задним ходом таит в себе много опасностей. Недаром в Правилах прописано даже обращение за помощью к другим людям. Двигаясь задним ходом, водитель может контролировать только ОДНО направление (либо смотрим в правое, либо в левое зеркало. Либо повернули голову через правое плечо, либо через левое). Сразу два контролировать НЕВОЗМОЖНО (рис. 14).
4. Стоянка. Если у нас запрещено кратковременное прекращение движения, то вполне логично, что также запрещено и долговременное. Как на пешеходном переходе, так и ближе 5 метров перед ним.
5. Обгон. Несмотря на тот факт, что согласно Правил обгон запрещен только при наличии пешеходов на переходе, лучше от этого маневра на переходе воздержаться. Помните, что обгоняемый транспорт может закрывать Вам видимость, и пешеход может неожиданно появиться перед Вами. Хотя еще раз оговорюсь, что запрещен обгон только при наличии пешеходов на переходе.
Потенциально опасные ситуации:
Перед переходом замедляет движение транспортное средство. Особенно, если это крупногабаритный автомобиль (рис. 16).
Опасностей в этой ситуации несколько:
1. Из-за габаритов ни водитель, двигающийся по соседней полосе (в соседнем ряду), ни пешеход, друг друга не видят. Их, как бы, друг для друга не существует.
2. Замедление грузового автомобиля, с точки зрения водителя легковушки, не всегда явно выражено. В груженом состоянии первые пять передач разгоняют автомобиль всего до 20 км/ч. Это означает, что едешь, давишь педаль газа, работаешь рычагом коробки передач, а скорости нет. И если попадаешь в ситуацию с пешеходом, то порой достаточно просто убрать ногу с педали газа. С позиции водителя легковушки, грузовик и так не разгонялся вовсе, т.к. динамика разгона разная.
Поэтому, еще раз. Если перед пешеходным переходом снизило скорость (замедлилось) или остановилось транспортное средство, особенно крупногабаритное, приготовьтесь также ОСТАНОВИТЬСЯ перед переходом.
Пешеход дошел до середины дороги, но со встречного направления двигается транспорт, который его (пешехода) явно не намерен пропускать (рис. 17).
Также распространенная ситуация. Заложником ее могут стать и водитель, и пешеход.
В итоге, пешеход делает шаг (а то, и не один) назад, туда, где по его мнению безопасно (он ведь уже это прошел и ничего с ним не произошло). Водитель уже на пешехода внимания не обращает (он же преодолел мою сторону дороги). Как результат, пешеход шагает в аккурат под колеса проезжающего автомобиля.
Подъезжающие к пешеходному переходу водители не смотрят заранее по сторонам.
Очень распространенная картина, влекущая создание ДТП в попутном направлении.
6. Пешеходные переходы устраивают в местах с хорошей видимостью дороги в обе стороны. Это означает, что и пешеход, и водитель, будь они внимательны, могут заранее друг друга увидеть. Водитель, приближаясь к пешеходному переходу, ЗАРАНЕЕ посмотрите по сторонам. Пешехода, намеревающегося переходить дорогу видно сразу. Не тяните до последнего. Если вы отпускаешь педаль газа, то перенесите ногу и поставьте ее на педаль тормоза. Сзади загорятся стоп-сигналы и двигающиеся позади вас водители будут готовы к остановке ЗАРАНЕЕ!
7. Водители, двигающиеся в потоке, не забывайте также смотреть по сторонам. Вы тоже можете увидеть пешехода. Но очень часто люди смотрят только перед собой, на заднюю часть впереди едущего авто, и что творится по сторонам, они не видят. Если впереди едущий тормозит в последний момент, то как раз аварии в попутном направлении и случаются.
Пешеходы! Носите одежду со светоотражающими вставками
Применение светоотражающих вставок на одежде позволяет ГОРАЗДО раньше ОБНАРУЖИТЬ пешехода в темное время суток.
Надеемся, эти рекомендации позволят лучше осознавать опасности, которые таит в себе пешеходный переход и помогут избежать аварий на переходе.
5 метров до пешеходного перехода
По Правилам дорожного движения остановка и стоянка запрещена ближе 5 метров перед пешеходным переходом.
на пешеходных переходах и ближе 5 м перед ними;
Стоянка запрещается там, где запрещена остановка.
в местах, где запрещена остановка;
Ответственность за нарушение требований указанных пунктов Правил предусмотрена статьёй 12.19 Коап РФ.
Статья 12.19. Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств
В соответствии со статьёй 27.13 Коап РФ, транспортное средство в таком случае подлежит эвакуации не спецстоянку.
Если водитель транспортного средства остановился ближе 5 метров до пешеходного перехода, то здесь важно всё правильно измерить.
По Правилам дорожный знак имеет приоритет над разметкой в случае противоречия их значений.
В случаях когда значения дорожных знаков, в том числе временных, и линий горизонтальной разметки противоречат друг другу либо разметка недостаточно различима, водители должны руководствоваться дорожными знаками.
По аналогии с этим водители думают, что на пешеходном переходе точно также следует в первую очередь обращать внимание на знаки и лишь потом на разметку.
В случае с пешеходным переходом необходимо в первую очередь обращать внимание на разметку.
Выходит, что граница пешеходного перехода проходит не по знакам, а по разметке, если она нанесена.
Следовательно, можно остановиться за 5 метров перед разметкой, обозначающей пешеходный переход, а если разметки нет, то за 5 метров перед ближайшим знаком, обозначающим пешеходный переход.
В случае остановки или стоянки ближе 5 метров перед пешеходным переходом, инспектор должен измерить расстояние от разметки, обозначающей пешеходный переход, если таковая имеется, и лишь в случае её отсутствия от ближайшего знака, обозначающего пешеходный переход.
Комментарии (9)
А если ТС остановилось на обочине перед пешеходным переходом? Не на дороге?
Т.е. полностью съехало с дороги (нет бордюров и тротуаров) и от габаритов машины еще пол метра до дороги? Можно ли считать что ТС стоит ПЕРЕД пешеходным переходом? По моему нет, т.к. габариты машины не перекрывают обзор водителям на пешеходный переход.
Так в статье же есть ссылка на статью про границы пешеходного перехода и там такая ситуация описана.
Согласно правил остановки и стоянки ТС перед пешеходным переходом допускается не менее 5 м. Что делать если перед пешеходным переходом стоит автобус, формально он правил не нарушает, но из за него не видно пешехода. ПДД предназначены для безопасности всех участников движения — в данном случае безопасность пешехода не обеспечена. Пешеход не видит ТС, водитель не видит пешехода. Если в летнее время ещё можно избежать аварии, то в зимнее это проблема. Во Владивостоке на кольце ул.Рабочая постоянно стоит автобус, занимается продажей страхового полиса перед пешеходным переходом. Дважды обращался к работникам ГИБДД с устной просьбой убрать автобус или хотя бы отодвинуть от пешеходного перехода, жаль не записал данные сотрудников. Ответ оригинальный — тебе надо ты и убирай. Получается, что ГИБДД это организация не предупреждающая аварии, а просто существует для того чтобы зафиксировать. Я так понимаю, что у этих, так называемых сотрудников, мозгов вообще нет или же одни опилки. Они не понимают какое горе может причинить их простая халатность, а, возможно, господь обделил их умишком. Тогда вопрос к руководителю данного подразделения — нужны ему такие сотрудники или нет. Никогда ни на кого не жаловался, но в 1997 году мальчик 12 лет в такой же ситуации сильно пострадал, не хочется повторения.
Каким образом во время движения транспортного средства водитель должен определить расстояние ровно 5 метров «на глаз»? Может необходимо устанавливать перед пешеходным переходом какие-то ограничители, какую-то разметку или дополнительные знаки, например как знак 6.16 — стоп линия на перекрестке? В таком случае водителю нет необходимости иметь глаз-дальномер. У меня был случай (в г.Ачинск) когда меня оштрафовали за парковку авто напротив Межмуниципального отдела МВД России «Ачинский» перед пешеходным переходом. Расстояние до пешеходного перехода было около 4,5 метра. А вот «стоп-линии» там нет. Я приехал для обращения за помощью к стражам порядка, а, в итоге, получил штраф.
Игорю. Скорее всего нет нарушения в таком случае. По Правилам остановка это преднамеренное прекращение движения. Вы же по факту остановку не совершали.
И уточняющий вопрос В ПДД регламентировано ли и в каких правилах расстояние на каком должен остановиться автомобиль пропуская пешеходов идущих по «зебре»
Действует ли ограничение в 5 метров, если перекресток регулируемый, имеется светофор и соответственно даже если обзорность закрыта, автомобили обязаны остановиться на красный, как и пешеходы ( дорога односторонняя, светофор, останавливаются слева машины на остановку/стоянку)