на каком расстоянии располагаются туалеты в палаточных лагерях
Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл
Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл
Требования к организации санитарно-бытовой зоны детских лагерей палаточного типа
Требования к организации санитарно-бытовой зоны детских лагерей палаточного типа
Требования к организации санитарно-бытовой зоны детских лагерей палаточного типа изложены в санитарных правилах и нормативах СанПиН 2.4.4. 3048-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству и организации работы детских лагерей палаточного типа» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14 мая 2013 г. N25).
В соответствии с правилами санитарно-бытовая зона должна включать в себя умывальники, места для мытья ног, для стирки белья, для сушки одежды, туалеты, место сбора мусора. Рекомендуется оборудовать душевые.
В непередвижном лагере умывальники следует располагать вблизи жилой зоны под навесом на утрамбованной площадке из расчета 1 умывальник на 8-10 человек.
Сточные воды отводятся в специальную яму. Мыльные воды должны проходить через мылоуловитель (ящик с решетчатым дном, наполненный соломой, стружками).
Помывка детей проводится не реже 1 раза в 7 дней. Для помывки детей используют баню ближайшего населенного пункта (или заранее выбранные по маршруту передвижения), а также баню, оборудованную непосредственно в лагере, или используют душевые установки с подогревом воды.
В непередвижном лагере постирочная для индивидуальной стирки белья и одежды детьми может быть устроена с противоположной стороны умывальника с установкой скамейки для размещения тазов. Сток осуществляется через канаву или по трубе в ту же яму, что и от умывальников.
Туалеты в непередвижных палаточных лагерях располагаются на расстоянии не менее 25 метров от жилой зоны и пищеблока и не менее 50 метров от места купания, из расчета одно очко (размером не более 0,2 м х 0,3 м) на 20 человек раздельно для мальчиков и девочек. Не допускается устройство туалетов без крыши (навеса). Возле туалетов оборудуются рукомойники.
Туалеты выгребного типа организуют с надземной частью и водонепроницаемым выгребом. Глубина выгреба от поверхности земли рассчитывается в зависимости от уровня стояния грунтовых вод, но не менее 1 метра. Не допускается заполнение выгреба более 2/3 объема.
В палаточных лагерях могут использоваться биотуалеты.
Дорожки к туалетам в непередвижном палаточном лагере должны быть ровными, без впадин и ям. Рекомендуется организовать освещение данных дорожек и туалетов.
В непередвижном палаточном лагере место для личной гигиены девушек оборудуется в душевой кабине, женском туалете или отдельной палатке. Оно обеспечивается подставками (полками) для предметов личной гигиены и емкостями для теплой воды.
Быт палаточного города
Гигиенические требования к организации
и функционированию базовых палаточных лагерей
В последние годы значительно сократилось количество стационарных оздоровительных лагерей для детского летнего отдыха. Все большее распространение приобретают базовые палаточные лагеря (имеющие постоянное место дислокации на время смены). Санитарные нормы и правила для них пока не разработаны. Ряд научных исследований и интеграция существующих нормативных документов позволяют сформулировать основные гигиенические требования к организации и функционированию базовых палаточных лагерей (БПЛ), предназначенных для отдыха детей и подростков в период летних каникул
БПЛ предназначены для подростков от 12 до 18 лет, однако в них могут быть приняты и подростки с 10 лет, которые регулярно занимаются в туристских объединениях. Лагерь комплектуют поотрядно или по группам с учетом возраста подростков (10–12 лет, 13–15 лет, 16 лет и старше). Наполняемость отряда (группы) независимо от возраста подростков не должна превышать 15 человек. С гигиенической точки зрения оптимальная вместимость БПЛ – 60 человек, а допустимая – не более 90 человек.
Продолжительность смены в БПЛ определяется длительностью летних каникул и составляет без учета дороги не менее 5 и не более 30 дней. При отсутствии условий для проведения банных дней и стирки постельного белья продолжительность смены должна составлять не более 10 дней. Перерыв между сменами, необходимый для проведения генеральной уборки и санитарной обработки оборудования и территории лагеря, составляет не менее 2 дней.
Выбор земельного участка, обеспечение лагеря питьевой водой, организацию питания, места для купания, вывоз мусора и другие проблемы необходимо согласовать с территориальным управлением Роспотребнадзора. Открытие БПЛ и заезд детей осуществляются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения на лагерь и медицинских документов о состоянии здоровья подростков, а также сведений об отсутствии контактов с инфекционными больными.
Обслуживающий персонал лагеря обязан пройти медицинское обследование согласно установленному порядку, гигиеническую подготовку и быть привитым в соответствии с национальным календарем профилактических прививок, а также по эпидемиологическим показаниям. Каждый сотрудник лагеря должен иметь личную медицинскую книжку.
Перед открытием лагеря необходимо своевременно организовать и провести противоклещевую обработку и мероприятия по борьбе с грызунами в целях профилактики клещевого энцефалита и геморрагической лихорадки с почечным синдромом.
ОРГАНИЗАЦИЯ ВОДОСНАБЖЕНИЯ
Один из самых принципиальных вопросов в организации БПЛ – вопрос обеспечения безопасной водой. Вариантов организации водоснабжения может быть несколько: питьевая вода из хозяйственно-питьевого водопровода ближайшего населенного пункта; питьевая вода из источников децентрализованного водоснабжения; доставка доброкачественной питьевой воды. Доставка питьевой воды может осуществляться или с помощью специализированного транспорта (в этом случае обязательно наличие санитарного паспорта на транспорт), или в емкостях. Дезинфекция емкостей для хранения питьевой воды проводится препаратами, разрешенными к применению в установленном порядке в соответствии с инструкцией производителя.
Для питья, мытья овощей и фруктов, которые в дальнейшем не будут подвергаться термической обработке, должна использоваться только кипяченая вода (кипячение в течение 5–10 мин. от момента закипания). Кипяченая вода заготавливается и хранится на кухне. Для профилактики инфекционных заболеваний она меняется в емкости не реже чем через 12 часов. Допускается использование негазированной бутилированной питьевой воды, но только при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о ее соответствии санитарным нормам. Пищеблок, умывальные, комната гигиены, ногомойки, постирочная БПЛ должны быть обеспечены горячей водой.
ТРЕБОВАНИЯ К РАЗМЕЩЕНИЮ И УЧАСТКУ
Статья подготовлена при поддержке компании «Пласт Плюс». Если зима уже постучалась Вам в окно, но нет никакого желания мериться со сквозняком из щелей, тогда оптимальным решением станет обратиться в компанию «Пласт Плюс». На сайте, расположенном по адресу www.plast-plus.ru, вы сможете, не потратив много времени, заказать пластиковые окна по выгодной цене, а также найти более подробную информацию об услугах и акциях, предоставляемых компанией «Пласт Плюс». В компании «Пласт Плюс» работают специалисты с огромным опытом работы с демонтажем и установкой окон.
Следует также иметь в виду, что не допускаются организация БПЛ и проживание подростков в палатках на территории действующих стационарных загородных учреждений оздоровления и отдыха. Очень важно, чтобы БПЛ не был размещен вблизи мест скопления мусора, свалок твердых бытовых отходов, на территории оползней, смещения пород, насыпных, песчаных грунтов. Участок лагеря должен быть удален от мест сброса сточных вод, стойбищ и водопоя скота на расстоянии не менее 500 метров выше по течению реки; необходимо также учитывать характер почвы, высоту стояния грунтовых вод, наличие заболоченных пространств, источников загрязнения.
БПЛ следует располагать на сухих горизонтальных площадках с твердым грунтом, по возможности на возвышенной местности.
Не рекомендуется организация БПЛ, если температура воздуха в ночное время опускается ниже 15 градусов.
Несомненно, что при выборе места дислокации БПЛ имеет значение близость населенного пункта, загородного оздоровительного учреждения, туристской базы, где могут быть решены проблемы обеспечения питьевой водой, продуктами питания, экстренной медицинской помощи, телефонной связи. Поэтому расстояние до населенных пунктов или указанных учреждений не должно быть более 500 м. К участку будущего БПЛ рекомендуется организовать подъездные пути для автотранспорта, а также места для стоянки автотранспорта.
Участок лагеря делят на зоны: жилую, бытовую, физкультурно-спортивную, зону пище¬блока, административно-хозяйственную. Отдельно предусматривают место для сбора и хранения мусора на расстоянии не ближе 25 метров от жилой зоны и зоны пищеблока, оборудованное контейнерами, куда собирают мусор в полиэтиленовых мешках. Вывоз мусора осуществляют на специальном автотранспорте в разрешенные администрацией района места. Сжигание мусора на территории лагеря и на прилегающей территории не допускается. До начала каждой смены и ежедневно территорию лагеря тщательно очищают от мусора.
ТРЕБОВАНИЯ К ЖИЛОЙ ЗОНЕ
Жилую зону лагеря оборудуют палатками. Их высота должна быть не менее 140 см. Палатки должны быть прочными, непромокаемыми (наружная палатка, тент и дно внутренней палатки должны быть из водонепроницаемой ткани), ветроустойчивыми, обеспечивать теплоизоляционные свойства и эффект проветривания (иметь не менее двух слоев ткани), обеспечивать защиту от проникновения кровососущих насекомых (защитная сетка на окнах и двери, застежка «молния»). Могут быть использованы кемпинговые палатки. Безопасность палаток должна быть подтверждена санитарно-эпидемиологическим заключением. При размещении палаток необходимо соблюдать расстояние между ними не менее 2,5 м, а между рядами палаток – не менее 3,5 м. Палатки устанавливают на деревянные настилы высотой не менее 20 см от поверхности земли.
Количество подростков в палатке определяется ее вместимостью, указанной в инструкции по применению. Площадь палатки на 1 человека составляет не менее 3 кв. м. Располагать спальные места в палатке следует таким образом, чтобы расстояние между ними составляло не менее 0,5 м, между стеной палатки и спальным местом – не менее 0,2 м. Каждое спальное место обеспечивается комплектом постельных принадлежностей (матрас, подушка), двумя одеялами, не менее чем одним комплектом постельного белья и двумя полотенцами. Постельное белье и полотенца подлежат замене не реже 1 раза в 10 дней.
При использовании спальных мешков дно палатки застилается полиэтиленовой пленкой, на которую укладываются теплоизоляционные коврики. Если предполагается использовать бывшие в употреблении спальные мешки, перед началом работы лагеря их необходимо подвергнуть химической чистке. Вблизи жилых палаток располагают палатки большей площади (штабная, склад снаряжения и инвентаря, склад хранения личных чемоданов и рюкзаков, медицинская, продовольственная). Оптимальная высота для таких палаток – не менее 180 см под коньком; они должны иметь искусственное освещение. Палатки нужно ежедневно убирать и проветривать.
ТРЕБОВАНИЯ К БЫТОВОЙ ЗОНЕ
Умывальники устанавливают под навесами из расчета 1 умывальник на 10 человек. Под умывальниками оборудуют деревянный или металлический желоб для стока воды и деревянный настил. Качество и безопасность воды в умывальниках должны соответствовать требованиям, предъявляемым к питьевой воде. Место для мытья ног оборудуют деревянным настилом, лавками, кувшинами и баком для теплой воды (температура воды не ниже 20°С). А место для стирки белья устраивают на расстоянии не менее 5,0 м от умывальников, его оборудуют скамейками для тазов высотой от 0,6 м, там же устанавливают бак для воды емкостью не менее 50 л. Сточные воды от умывальников, постирочной и мест для мытья ног отводят в специальную яму.
Для личной гигиены девушек оборудуют отдельное место с деревянным решетчатым настилом, подставками (полками) для предметов личной гигиены и баком с теплой кипяченой водой (температура воды не ниже 25°С). Для этих целей возможна организация отсека в женском туалете, но с обязательным наличием перегородки.
Приоритетной с гигиенических позиций является организация биотуалетов. Туалеты (уборные) располагаются на расстоянии не менее 30 м от жилой зоны и зоны пищеблока и не менее 50 м от места водозабора. Количество биотуалетов (раздельных для мальчиков и девочек) определяют из расчета одно сооружение на 20 человек. Не допускается устройство туалета без крыши (навеса). В туалете необходимо предусмотреть естественное освещение. Вход в туалет может быть оборудован по типу лабиринта. Дорожки к туалетам должны быть без выбоин и ям, их необходимо регулярно очищать.
Банные дни для отдыхающих в лагере подростков должны быть организованы не реже 1 раза в 10 дней.
ТРЕБОВАНИЯ К ФИЗКУЛЬТУРНО- СПОРТИВНОЙ ЗОНЕ
На территории БПЛ должна быть оборудована физкультурно-спортивная зона из расчета не менее 20 кв. м на 1 человека.
При организации физкультурно-спортивной зоны рекомендуем руководствоваться СанПиНами 2.4.4.1204-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей», а при выборе покрытий для открытых спортивных сооружений – требованиями Санитарных правил 1567-76 по устройству и содержанию мест занятий физической культурой и спортом.
БПЛ рекомендуется располагать вблизи водоемов, что позволяет более эффективно проводить оздоровление подростков. Для создания безопасных условий для купания участок водоема, намеченный для купания, и берег (пляж) тщательно очищают от коряг, мусора, битого стекла и других посторонних предметов. Пляж должен быть оборудован спасательными средствами (круги, спасательные жилеты и т.д.). Купание подростков проводится по распоряжению начальника лагеря с обязательным соблюдением правил безопасности на воде. В воду одновременно разрешается запускать не более 10 человек и только в присутствии руководителя группы.
ТРЕБОВАНИЯ К ЗОНЕ ПИЩЕБЛОКА
В зону пищеблока входят: кухня, столовая, моечная, продовольственная кладовая. Если кухня и столовая не объединены одной постройкой, расстояние между ними не должно превышать 20 м. Высота помещений, сооруженных из водонепроницаемого материала: кухни, столовой, моечной и помещения для обработки продуктов – составляет не менее 1,8 м. Естественную вентиляцию в помещении кухни обеспечивают через оконные проемы. Для защиты от летающих насекомых окна и двери закрывают мелкой сеткой. Кухню оборудуют плитой, столами с соответствующей маркировкой для обработки сырой и готовой продукции, покрытыми плотной клеенкой, стеллажами для хранения кухонной посуды и инвентаря. С эпидемиологической точки зрения очень важно, чтобы технологический процесс исключал пересечение потоков сырой и готовой продукции.
Допускается использовать газовые плиты со сменными баллонами (газовый баллон размещают в закрытом коробе за пределами кухни, обязательно наличие огнетушителя) или плиты, выложенные из кирпича. Расстояние от топочного отверстия плиты до рабочих столов – не менее 1,5 м. Мощность плиты должна обеспечивать возможность одновременного приготовления не менее чем трех блюд и нагрев горячей воды.
Перед кухней оборудуют два умывальника для сотрудников пищеблока.
При оборудовании кухни следует руководствоваться СанПиНами 2.4.4.1204-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей».
Площадь столовой должна составлять не менее 1,2 кв. м на одного человека. Ее помещение должно быть защищено от дождя, ветра, пыли. Столовую оборудуют мебелью (столы, стулья или скамейки). Столы должны иметь покрытие, которое позволяет проводить влажную обработку и дезинфекцию. В столовой следует предусмотреть место для раздачи пищи и место для сбора грязной посуды, оборудованные столами с ги¬гиеническим покрытием. При отсутствии гигиенического покрытия обеденные столы застилают клеенкой, устойчивой к действию высокой температуры и дезинфицирующих средств. При нарушении целостности или по мере износа клеенку следует заменить.
Моечную оборудуют рядом со столовой, а процесс мытья посуды должен исключать пересечение потоков грязной и чистой посуды. В моечной выделяют место для мытья котлов (кастрюль) и место для мытья столовой посуды. В отделении для мытья столовой посуды должны быть предусмотрены столы для грязной посуды, для мытья столовой посуды, столы для чистой посуды, а также стеллажи для хранения столовой и чайной посуды. Мытье посуды и приборов проводят в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.
Для пищевых отходов на расстоянии не менее 30 м от зоны пищеблока и от жилой зоны устанавливают закрытые промаркированные мусорные ящики (баки с крышкой), или оборудуются ямы-ровики глубиной до 1 м.
Во время дежурства на кухне (в столовой) подростки и воспитатели к приготовлению пищи, резке вареных овощей, хлеба, мытью столовой и кухонной посуды не допускаются. К дежурству на кухне подростков и воспитателей допускают только после осмотра медицинским работником и обеспечения спецодеждой.
ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ
Для отдыхающих в лагере следует предусмотреть организацию питания не менее 4 раз в день. Приемы пищи организуют в одни и те же часы с интервалами не более 4,5 часа. Пищу готовят на каждый прием и реализуют не позднее одного часа с момента ее приготовления. Питание должно отвечать возрастным особенностям подростков и суточным энерготратам в соответствии с нормами питания по наборам продуктов (в граммах на одного ребенка) для оздоровительных учреждений1. При отсутствии мясных и рыбных продуктов в отдельных случаях для приготовления горячих блюд допускается использование консервов (мясных, рыбных) сразу после вскрытия банки. Не допускается использование недоброкачественных консервов с наличием на банках ржавчины, вмятин, с подтеками, с нарушением герметичности (бомбаж, хлопуши).
Как показывает практика, организация летнего отдыха детей в оздоровительных учреждениях, к сожалению, нередко сопровождается массовыми пищевыми отравлениями. Поэтому считаем нелишним напомнить о важных мерах их профилактики. В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых отравлений детей следует придерживаться правил, изложенных в СанПиНах 2.4.4.1204-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей».
Хранение продуктов питания в жилых палатках не допускается.
В зависимости от эпидемиологической ситуации по решению территориального управления Роспотребнадзора перечень продуктов и готовых блюд, не используемых в базовом палаточном лагере, может быть расширен. За организацию и качество питания в БПЛ несут ответственность начальник палаточного лагеря и медицинский работник.
Раздача пищи допускается после снятия пробы медицинским работником непосредственно из котла после ее перемешивания. Закладку продуктов, оценку качества приготовленного блюда до начала реализации отмечают в бракеражном журнале готовых блюд и подтверждают подписью медицинского работника и начальника палаточного лагеря. Ежедневно необходимо оставлять суточную пробу всех приготовленных блюд.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЖИМУ ДНЯ
Режим дня отдыхающих предусматривает максимальное пребывание на свежем воздухе, проведение оздоровительных, физкультурных, культурных мероприятий, организацию экскурсий, походов, игр. Режим дня разрабатывается с учетом возраста, состояния здоровья подростков и корректируется в зависимости от погодных условий.
В качестве рекомендуемого предлагаем следующий режим дня:
С учетом специфики работы палаточного лагеря по согласованию с территориальным управлением Роспотребнадзора в режим дня могут быть внесены изменения.
1 Нормы питания детей в оздоровительных лагерях санаторного типа, сменах «Мать и дитя», санаториях-профилакториях, во всех типах оздоровительных учреждений утверждены Постановлением Совета Федерации независимых профсоюзов России от 27.05.93 № 6-6.
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы лагерей труда и отдыха для подростков СанПиН 2.4.2.2842-11
Зарегистрировано в Минюсте России 24 марта 2011 г. N 20277
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
от 18 марта 2011 г. N 22
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ САНПИН 2.4.2.2842-11
«САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСТРОЙСТВУ,
СОДЕРЖАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ЛАГЕРЕЙ ТРУДА
И ОТДЫХА ДЛЯ ПОДРОСТКОВ»
Список изменяющих документов
(в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ
В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2002, N 1 (ч. I), ст. 2; 2003, N 2, ст. 167; 2003, N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; 2006, N 52 (ч. I), ст. 5498; 2007 N 1 (ч. I), ст. 21; 2007, N 1 (ч. I), ст. 29; 2007, N 27, ст. 3213; 2007, N 46, ст. 5554; 2007, N 49, ст. 6070; 2008, N 24, ст. 2801; 2008, N 29 (ч. I), ст. 3418; 2008, N 30 (ч. II), ст. 3616; 2008, N 44, ст. 4984; 2008, N 52 (ч. I), ст. 6223; 2009, N 1, ст. 17; 2010, N 40, ст. 4969; 2011, N 1, ст. 6) и Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554 «Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст. 3295; 2004, N 8, ст. 663; 2004, N 47, ст. 4666; 2005, N 39, ст. 3953) постановляю:
1. Утвердить санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2842-11 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы лагерей труда и отдыха для подростков» (приложение).
2. Ввести в действие указанные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы с 1 июня 2011 года.
от 18 марта 2011 г. N 22
К УСТРОЙСТВУ, СОДЕРЖАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ЛАГЕРЕЙ ТРУДА
И ОТДЫХА ДЛЯ ПОДРОСТКОВ
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы
Список изменяющих документов
(в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ
I. Общие положения и область применения
Санитарные правила направлены на охрану здоровья подростков в период пребывания их в лагере труда и отдыха.
1.2. Настоящие санитарные правила распространяются на все виды лагерей труда и отдыха независимо от их подчиненности и форм собственности и являются обязательными для исполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с организацией и эксплуатацией лагерей труда и отдыха и организацией в них трудовой деятельности и отдыха подростков в период каникул.
1.3. Контроль за выполнением настоящих санитарных правил проводится органами, осуществляющими функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
1.4. Лагеря труда и отдыха могут быть организованы с круглосуточным или дневным пребыванием подростков.
1.5. Учредителю или собственнику лагеря труда и отдыха необходимо поставить в известность орган, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, и органы местного самоуправления по месту размещения лагеря труда и отдыха о сроках его открытия не менее чем за 1 месяц и не менее чем за 2 недели перед заездом подростков.
1.6. При перевозке организованных групп подростков к месту размещения лагеря труда и отдыха и обратно железнодорожным транспортом следует соблюдать санитарно-эпидемиологические требования по перевозке организованных групп детей и подростков железнодорожным транспортом. При перевозке подростков автомобильным или водным транспортом к месту размещения лагеря труда и отдыха и обратно в числе сопровождающих лиц должен быть медработник.
1.7. Деятельность лагеря труда и отдыха осуществляется при условии соответствия его требованиям настоящих санитарных правил, а также при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии деятельности, осуществляемой организацией отдыха детей и их оздоровления, санитарно-эпидемиологическим требованиям.
(п. 1.7 в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 22.03.2017 N 38)
1.8. Каждая смена лагеря труда и отдыха комплектуется одновременно всеми подростками. Подростки должны предоставить медицинские документы о состоянии здоровья, об отсутствии у них контактов с инфекционными больными и заключение врача о допуске к работе.
1.9. Каждый сотрудник лагеря труда и отдыха должен иметь личную медицинскую книжку с результатами медицинских обследований, лабораторных исследований, сведений о прививках, прохождении гигиенической подготовки и аттестации.
1.10. Продолжительность смены не должна превышать 24 календарных дней.
II. Требования к размещению и участку лагеря труда и отдыха
2.2. Для размещения лагерей труда и отдыха могут быть использованы помещения образовательных учреждений, загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей, общежитий, школ-интернатов, санаториев и другие помещения, отвечающие санитарно-эпидемиологическим требованиям. Возможно размещение лагеря труда и отдыха на базе палаточного лагеря (или с использованием палаток).
2.3. Территория лагеря труда и отдыха должна быть благоустроена. На территории предусматриваются площадки для отдыха, занятий спортом, хозяйственная зона, контейнерная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием для мусоросборников. Расстояние от мусоросборников до здания, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м и не более 100 м.
При отсутствии на территории лагеря труда и отдыха зоны отдыха и (или) спортивной зоны допускается использование парков культуры и отдыха, зеленых массивов, бассейнов, спортивных сооружений, расположенных вблизи лагеря.
2.4. Территория лагеря труда и отдыха с круглосуточным пребыванием подростков должна быть освещена в темное время суток.
III. Требования к зданию, помещениям и оборудованию
3.1. При размещении лагеря труда и отдыха на базе стационарного загородного лагеря должны быть соблюдены санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей, в части требований к зданиям и сооружениям, санитарно-техническому благоустройству, отделке помещений, содержанию помещений и участка, организации питания, питьевого режима и медицинского обслуживания.
3.2. При размещении лагеря труда и отдыха на базе палаточного лагеря (или с использованием палаток) должны быть соблюдены санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы детских туристических лагерей палаточного типа в части размещения, организации жилой, санитарно-бытовой, спортивной и административно-хозяйственной зон, организации питания, водоснабжения, питьевого режима и медицинского обслуживания.
3.3. При размещении лагеря труда и отдыха на базе образовательных учреждений и иных организаций набор помещений должен включать: столовую, комнаты для отдыха и досуговых занятий, помещения медицинского назначения (кабинет врача (и/или медсестры), изолятор), раздевалку (гардеробную) для верхней одежды, туалеты и умывальные, комнату гигиены девочек, помещения для хранения и обработки уборочного инвентаря и приготовления дезинфицирующих растворов, подсобные помещения для хранения инвентаря.
В лагере труда и отдыха с круглосуточным пребыванием подростков дополнительно предусматривают спальные помещения, постирочные, помещение для сушки одежды и обуви, душевую.
При отсутствии в лагере труда и отдыха столовой возможна организация питания в близлежащей организации общественного питания.
3.4. В подвальных и цокольных этажах здания, а также в помещениях без естественного освещения не допускается размещение помещений для проживания (спальни), отдыха и досуга подростков, медицинского назначения, общественного питания.
3.5. Спальные помещения оборудуют отдельно для подростков разного пола из расчета 4,5 м2 на 1 человека, но не более 10 человек в 1 помещении.
Спальные комнаты оборудуют кроватями, стульями, тумбочками и шкафами для хранения одежды. Количество кроватей, стульев и тумбочек должно соответствовать количеству подростков.
3.7. Туалеты для мальчиков и девочек должны быть раздельные, унитазы оборудованы закрывающимися кабинами. Количество необходимых санитарно-технических приборов в туалете определяют из расчета: 1 унитаз на 20 девочек и 1 умывальник на 30 девочек; 1 унитаз, 1 писсуар и 1 умывальник на 30 мальчиков.
Туалеты должны быть оснащены педальными ведрами, держателями для туалетной бумаги, мылом, электро- или бумажными полотенцами. Мыло, туалетная бумага и полотенца должны быть в наличии постоянно. Санитарно-техническое оборудование должно быть исправным, без сколов, трещин и других дефектов. Унитазы оборудуют сиденьями, позволяющими проводить их ежедневную влажную уборку с применением моющих и дезинфицирующих средств.
3.9. Помещения душевых оборудуют душевыми рожками из расчета не менее 1 рожок на 20 человек; в комнатах для личной гигиены девочек предусматривают душ с гибким шлангом.
3.10. Помещения постирочных оборудуют скамейками, тазами, устройствами для нагрева воды. При отсутствии помещений для стирки личных вещей возможна организация постирочной на улице под навесом.
Помещения медицинского назначения должны отвечать санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей.
Проживание персонала и подростков в помещениях медицинского назначения не допускается.
3.12. В лагере труда и отдыха с дневным пребыванием подростков допускается организация медицинского обслуживания подростков в поликлиниках, амбулаториях и фельдшерско-акушерских пунктах при наличии договора на организацию медицинского обслуживания при условии нахождения медицинских организаций от лагеря труда и отдыха на расстоянии не более 1 км.
3.13. Помещение для хранения и обработки уборочного инвентаря, приготовления дезинфицирующих растворов должно быть оборудовано поддоном и подводкой к нему воды и иметь вытяжную вентиляцию; при отсутствии помещения выделяют шкаф (или место) для хранения уборочного инвентаря.
3.14. Основные помещения должны иметь естественное освещение. Без естественного освещения допускаются помещения для хранения инвентаря, туалеты для персонала, раздевалки. Все помещения лагеря труда и отдыха должны иметь искусственную освещенность. Уровни освещенности должны отвечать гигиеническим требованиям к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий.
3.15. В помещениях спален, медицинского назначения, отдыха и досуговых занятий температура воздуха не должна быть ниже 18 °C.
Для ограничения избыточного теплового воздействия инсоляции помещений в жаркое время года окна, имеющие южную, юго-западную и западную ориентацию, должны быть обеспечены солнцезащитными устройствами или шторами.
3.16. Для предупреждения залета насекомых (комаров, москитов, мух, ос и других насекомых) необходимо проводить засетчивание окон столовой, спален, помещений медицинского назначения, а также дверных проемов в помещениях столовой.
3.17. В период работы лагеря труда и отдыха не допускается проведение текущего и капитального ремонта в помещениях, используемых для размещения лагеря труда и отдыха.
3.18. Концентрации вредных веществ в воздухе на территории и в помещениях лагеря труда и отдыха не должны превышать предельно допустимые концентрации и ориентировочные безопасные уровни воздействия, установленные санитарным законодательством Российской Федерации для населения.
IV. Требования к водоснабжению, канализации и организации
4.1. Здание, в котором размещается лагерь труда и отдыха, должно быть оборудовано системами хозяйственно-питьевого водоснабжения, канализацией и водостоками в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к общественным зданиям и сооружениям в части хозяйственно-питьевого водоснабжения и водоотведения. Водоснабжением (холодным и горячим) должны быть обеспечены помещения столовой, медицинского назначения, умывальные, душевые, туалеты (только холодным), постирочные, комната гигиены девочек, помещения для обработки уборочного инвентаря и приготовления дезинфицирующих средств.
При отсутствии систем водоснабжения должен быть обеспечен подвоз питьевой воды.
4.2. При отсутствии в населенном пункте централизованного водоснабжения следует обеспечить бесперебойную подачу воды в помещения столовой, помещения медицинского назначения, умывальники, душевые.
4.3. При организации централизованного или нецентрализованного водоснабжения вода должна отвечать требованиям безопасности к питьевой воде.
4.4. Питьевой режим в лагере труда и отдыха может быть организован в следующих формах: стационарные питьевые фонтанчики, вода, расфасованная в емкости (негазированная), кипяченая вода при нецентрализованном водоснабжении.
Подростки должны быть обеспечены достаточным количеством питьевой воды в течение всего времени их пребывания в лагере труда и отдыха (в местах временного проживания, на объектах трудовой деятельности, в том числе на полевых станах, при организации экскурсий и другие).
В летний период температура воды для питьевых целей должна быть не ниже 14 °C.
4.5. Вода, расфасованная в емкости (бутилированная вода), должна иметь документы, подтверждающие ее происхождение, качество и безопасность.
При использовании установок с дозированным розливом питьевой воды, расфасованной в емкости, предусматривается замена емкости по мере необходимости, но не реже, чем это предусматривается установленным изготовителем сроком хранения вскрытой емкости.
4.6. Кипяченую воду (кипячение в течение не менее 5 минут от момента закипания) меняют не реже 1 раза каждые 6 часов. Перед сменой воды емкость полностью освобождают от остатков воды и тщательно ополаскивают. Дезинфекция емкостей для доставки и хранения питьевой воды проводится ежедневно препаратами, разрешенными к применению в установленном порядке в соответствии с инструкцией производителя.
4.7. Конструктивные решения стационарных питьевых фонтанчиков должны предусматривать наличие ограничительного кольца вокруг вертикальной водяной струи, высота которой должна быть не менее 10 см.
4.9. При размещении лагеря труда и отдыха в районах, не имеющих канализации, и при отсутствии возможности отвода сточных вод в канализационные сети от столовой, умывальников, постирочной, медицинского кабинета и душевых, допускается устройство местных систем очистки и удаления бытовых сточных вод в соответствии с гигиеническими требованиями по охране поверхностных вод от загрязнения.
V. Требования к организации питания
5.1. При организации питания подростков в ближайшей организации общественного питания лагеря труда и отдыха или собственной стационарной столовой должны соблюдаться санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, а также санитарно-эпидемиологические требования, предъявляемые к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования в части соблюдения требований к: размещению, санитарно-техническому обеспечению, оборудованию, инвентарю, посуде, санитарному состоянию и содержанию помещений и мытью посуды, организации здорового питания и формированию примерного меню, условиям и технологии изготовления кулинарной продукции, соблюдению правил личной гигиены персоналом организации общественного питания, ведению форм учетной документации пищеблока, производственному контролю.
5.2. При размещении лагеря труда и отдыха на базе палаточного лагеря (или с использованием палаток) организация питания должна отвечать санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы детских туристических лагерей палаточного типа в период летних каникул в части соблюдения требований к организации питания.
5.3. Возможна организация питания подростков с использованием привозного горячего питания, приготовленного в организации общественного питания.
Обеденный зал для раздачи и приема пищи должен быть оборудован столами и стульями.
Моечная для обработки столовой посуды и инвентаря оборудуется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям общественного питания (не менее чем 3 мойками и подводкой к ним холодной и горячей воды со смесителем; раковиной для мытья рук персонала; столами для сбора использованной посуды; сетками-сушками и шкафами для хранения чистой посуды).
5.5. Для доставки готовой пищи используют термоконтейнеры, разрешенные к применению для контакта с пищевыми продуктами. Готовые первые и вторые блюда могут находиться в изотермической таре (термосах) в течение времени, обеспечивающем поддержание температуры не ниже температуры раздачи. Время доставки готовых блюд в термоконтейнерах от момента их приготовления до реализации не должно превышать 2 часов. Перед раздачей готовую пищу из термоконтейнеров в кухонную посуду не перекладывают. После использования термоконтейнеры обрабатывают в организации общественного питания.
5.6. В качестве столовой посуды и столовых приборов используют металлическую, эмалированную, фаянсовую, фарфоровую и одноразовую посуду, разрешенную к применению для контакта с пищевыми продуктами. Повторное использование посуды одноразового применения не допускается.
5.7. Для мытья столовой и кухонной посуды должны применяться разрешенные моющие средства. Кухонная, столовая и чайная посуда, столовые приборы, разделочный инвентарь, щетки для мытья посуды, ветошь для мытья столов должны обрабатываться в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования.
5.8. При наличии посудомоечных машин режим мытья посуды должен соблюдаться в соответствии с инструкцией по их эксплуатации.
5.9. Питание подростков должно отвечать физиологическим потребностям организма в пищевых веществах и энергии (таблица 1).
Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых