на каком самолете прилетел хрущев в америку

«Огромный самолет Хрущева прибыл в США»

на каком самолете прилетел хрущев в америку. Смотреть фото на каком самолете прилетел хрущев в америку. Смотреть картинку на каком самолете прилетел хрущев в америку. Картинка про на каком самолете прилетел хрущев в америку. Фото на каком самолете прилетел хрущев в америку 15 ноября 1957 года совершил свой первый полет межконтинентальный пассажирский самолет Ту-114 с экипажем Алексея Якимова. Первый отечественный турбовинтовой дальнемагистральный пассажирский самолет был спроектирован в СССР в 1955 году на основе бомбардировщика Ту-95. Всего был построен 31 экземпляр серийных самолетов.

Самолет Ту-114 представлял собой четырехмоторный турбовинтовой низкоплан со стреловидным крылом, однокилевым оперением и управляемым стабилизатором. Лайнер был оснащен четырьмя турбовинтовыми двигателями НК-12МВ с двумя соосными противовращающимися воздушными винтами АВ-60 на каждом. Суммарная мощность двигателей на взлетном режиме составляла 60 тыс. л.с., при часовом расходе топлива 7,2 тыс. кг в первый час полета и 5-5,5 тыс. кг/час в крейсерском полете.

О Ту-114 можно без всякого преувеличения сказать, что он самый-самый: самый большой, самый скоростной и единственный в мире турбовинтовой пассажирский самолет со стреловидным крылом, с самыми мощными ТВД и с наибольшей суммарной мощностью всех ТВД, установленных на одном самолете.

Советский самолет класса «люкс»

Фюзеляж Ту-114 имел две палубы, соединенные лестницей, на нижней из которых располагались два багажных отсека, комната отдыха экипажа и кухня, а на верхней — пассажирский салон. Кухня была снабжена подъемником для подачи блюд в салон, первоначально в состав экипажа входил повар.

Для пассажиров Ту-114 было предусмотрено три салона и четыре купе. В первом салоне было 41 кресло, во втором — 48, установленных лицом к лицу со столами между ними, затем за буфетом и лестницей на нижнюю палубу располагались четыре купе на 24 дневных или 12 спальных места. В третьем салоне могло разместиться еще 54 пассажира.

При перевозке официальных делегаций второй салон использовался как ресторан для посменного питания пассажиров. Кроме того, для пассажиров с детьми были предусмотрены люльки.

Самолет был не лишен некоторых недостатков: для обслуживания требовался трап большей высоты, чем для других самолетов; в салоне от работы и вибраций винтов мощных двигателей уровень шума достигал 108-112 дБ;

специалистами отмечается несовершенная конструкция крыла 1955 года с мягкими топливными баками вместо кессон-баков; при максимальной загрузке топливом (для сверхдальних перелетов) не обеспечивалась достаточная безопасность взлета при отказе одного из двигателей.

Одной из главных задач Ту-114 была перевозка первых лиц государства в ходе их официальных визитов. Но к назначенному Никитой Хрущевым сроку первая машина могла быть и не готова. В результате на свет появился «злой брат-близнец» Ту-116. Эти машины были специально переоборудованы из бомбардировщиков Ту-95 для дальних полетов руководства СССР. Тем не менее, по прямому предназначению (перевозки первых лиц) Ту-116 так и не использовался. По некоторым сведениям, сам Хрущев отказался летать на этом самолете (в это время планировался визит первого секретаря ЦК КПСС в США). При этом он якобы сказал следующее: «Меня будет встречать американский президент и представители американских СМИ. Я должен приветствовать их стоя высоко, во весь рост, от двери, а не вылезать из задницы самолета».

Первый демонстрационный полет в Нью-Йорк на самолете Ту-114 с бортовым номером Л5611 был выполнен летом 1959 года. Самолет приземлился в аэропорту Айделуайлд, позднее названный именем Джона Кеннеди. Лайнер привез правительственную делегацию (там же был и Андрей Туполев) во главе с заместителем председателя Совета министров СССР Фролом Козловым на «Выставку достижений советской науки, техники и культуры», которая открылась в Нью-Йорке в рамках советско-американского договора о культурном сотрудничестве. Самолет сам стал экспонатом выставки в аэропорту.

Второй межконтинентальный перелет в Америку был совершен 15 сентября 1959 года тем же бортом Л5611. В этот раз на нем с официальным визитом в США прибыл Хрущев.

Самолет приземлился на авиабазе «Эндрюс» (традиционно используемой для встречи иностранных делегаций), где советского лидера приветствовал тогдашний президент США Дуайт Эйзенхауэр.

Вот слова корреспондента американского издания «Christian Science Monitor», присутствовавшего во время посадки Ту-114 на авиабазе Эндрюс:

«Огромный серебристо-белый турбовинтовой самолет Хрущева прибыл на американскую посадочную площадку 15 сентября. Сам самолет был свидетельством мощи. Это самый крупный воздушный лайнер в мире, настолько широкий, что не может поместиться на обычной рулежной дорожке, настолько высокий, что требует специального алюминиевого трапа, настолько большой, что его нельзя развернуть на главной взлетной дорожке аэродрома Эндрюс».

А так об этом написал ТАСС: «Затаив дыхание, американцы наблюдают, как огромная сереброкрылая птица идет на посадку… Советские летчики с исключительным мастерством приземляют громадную машину…»

Этот перелет не имеет аналога в истории мировой авиации: на самолете, эксплуатационные испытания которого еще не были закончены, перевезли правительство во главе с лидером страны.

19 мая 1959 года выполнен некоммерческий перелет из Москвы (Внуково) в Хабаровск и обратно с пассажирами на борту, в основном авиационными специалистами. Первый регулярный рейс в Хабаровск выполнен 24 апреля 1961 года. Затем начались перелеты на других направлениях, в том числе за рубеж.

Прекращение эксплуатации на гражданских авиалиниях Ту-114 произошло через десять лет после окончания серийного производства. 2 декабря 1976 года свой последний рейс по маршруту Домодедово-Хабаровск-Домодедово совершил борт СССР-76485, завершив таким образом историю пассажирской эксплуатации самолетов Ту-114. Большинство машин к этому времени налетали по 15 тыс. часов, появились трещины в силовых панелях двигателей. Доработками и ремонтом решили не заниматься, так как к тому времени турбовинтовые машины уже морально устарели и нишу дальнемагистральных перевозок занял гораздо более современный Ил-62. Списали самолеты Ту-114 к лету 1977 года, и тогда был порезан на металлолом сразу 21 самолет.

Катастрофы

Единственная катастрофа с Ту-114 произошла 17 февраля 1966 года в Шереметьеве, и то, по сути, на земле. Самолет в тот раз выполнял рейс SU065 (Москва — Конакри — Аккра — Браззавиль).

Так как перелет предполагался долгим, то на борту самолета находились два экипажа. На момент катастрофы авиалайнер имел лишь 93 часа налета и 19 посадок, то есть был новее нового.

14 февраля 1966 года в Москве был сильный снегопад (выпало 35,5 мм осадков), поэтому аэродром Шереметьево завалило снегом, для борьбы с которым была задействована вся снегоуборочная техника. А уже в ночь на 17 февраля началось таяние снега.

Минимальная видимость для взлета в аэропорту Шереметьево составляла 1 тыс. метров, поэтому руководитель полетов лично съездил на ВПП, после чего вернулся и доложил, что видимость, по его оценке, достаточна, но полоса очищена недостаточно — на ее обочинах продолжал лежать снег.

В 01.15 17 февраля экипаж получил разрешение следовать по рулежным дорожкам к предварительному старту, а в 01.27 было дано разрешение занять исполнительный старт. В 01.37, находясь на исполнительном старте, командир экипажа запросил у диспетчера разрешения на взлет, на что диспетчер затребовал от него сперва вслух посчитать видимые огни на ВПП, что позволяло определить видимость. Командир корабля насчитал 11, из чего диспетчер решил, что видимость составляет 1,1 тыс. м, то есть выше минимального порога, и разрешил взлет.

Такой вывод он сделал из расчета, что расстояние между огнями составляло 100 м, тогда как на самом деле оно было вдвое меньше — 50 м, то есть фактическая видимость на самом деле была около 550 м, что гораздо меньше допустимого.

Авиалайнер с включенными фарами начал осуществлять взлет. Из-за ограничения времени на проведение снегоуборочных работ персонал аэропорта не очистил как следует ВПП — снег закрывал огни, были видны только вертикальные лучи. Из-за их недостаточной видимости экипаж не мог знать, что самолет на самом деле разгонялся по полосе с отклонением от ее оси вправо на 1 градус.

Ту-114 промчался 1050 м, когда экипаж заметил это. В таких условиях вообще стоило прекращать взлет, но вместо этого пилоты отвернули самолет влево, продолжив разгоняться. Из-за недостаточной видимости они не смогли правильно выровнять авиалайнер, ушедший влево под углом около четырех градусов. С момента начала взлета самолет разгонялся уже 1 400 метров, и на скорости 255-260 км/ч экипаж поднял переднюю стойку шасси. Спустя еще 450 м на скорости 275 км/ч левая тележка шасси, а следом и правая врезались в сугроб высотой 60 см, лежащий на полосе в десятке метров от левого края.

Самолет несколько развернуло влево, а его скорость снизилась, но пилоты потянули штурвалы на себя и оторвали самолет от полосы. В этот самый момент левая тележка врезалась в один из огней ВПП. Скорость резко упала, и самолет опустился на правую тележку. Пролетев таким образом около 300 м в течение 3-4 секунд, Ту-114 коснулся правой консолью, а затем и двигателем бетона полосы. От удара консоль крыла с винтами оторвало, после чего лайнер развернуло вправо, и он перевернулся. У фюзеляжа оторвало хвостовую часть, которая осталась лежать на полосе, тогда как остальная часть вылетела в снег и загорелась.

В катастрофе погибли 13 членов экипажа и восемь пассажиров. Оставшиеся в живых шесть членов экипажа, три бортпроводника и инженер, а также 12 пассажиров были ранены. Еще 27 пассажиров получили незначительные травмы в виде ушибов.

Кроме этого борта, за время эксплуатации был потерян еще только один самолет — в августе 1962 года во Внуково при обслуживании лайнера из-за ошибки техника сложилась носовая стойка шасси.

Источник

на каком самолете прилетел хрущев в америку. Смотреть фото на каком самолете прилетел хрущев в америку. Смотреть картинку на каком самолете прилетел хрущев в америку. Картинка про на каком самолете прилетел хрущев в америку. Фото на каком самолете прилетел хрущев в америкуavro_live

Журнал avro

Об авиации и не только

на каком самолете прилетел хрущев в америку. Смотреть фото на каком самолете прилетел хрущев в америку. Смотреть картинку на каком самолете прилетел хрущев в америку. Картинка про на каком самолете прилетел хрущев в америку. Фото на каком самолете прилетел хрущев в америку

Сюжет про визит Хрущева в США в гости к Эйзенхауэру, президенту США. 1959 год. Туда и обратно из Москвы в Нью-Йорк на Ту-114 и его пиар от Хрущева. Полет внутри США на Боинге 707 (и его антипиар от советских писателей), на вертолетах в Кэмп-Дэвид. И роль 1 мая 1960 года в отношениях двух держав.

В июле аналогичная американская выставка была в Сокольниках. В Москву под это мероприятие приехал вице-президент Никсон. В ходе визита, кстати, побывал и в Новосибирске (Толмачево).

12 сентября 1959 года СССР запустил «Луну-2» (итог см. дальше).

15 сентября Ту-114 с делегацией во главе с Хрущевым вылетел в США.

Фото выше: наш лайнер на авиабазе ВВС США под Вашингтоном.

на каком самолете прилетел хрущев в америку. Смотреть фото на каком самолете прилетел хрущев в америку. Смотреть картинку на каком самолете прилетел хрущев в америку. Картинка про на каком самолете прилетел хрущев в америку. Фото на каком самолете прилетел хрущев в америку

02. Картинка по случаю.

на каком самолете прилетел хрущев в америку. Смотреть фото на каком самолете прилетел хрущев в америку. Смотреть картинку на каком самолете прилетел хрущев в америку. Картинка про на каком самолете прилетел хрущев в америку. Фото на каком самолете прилетел хрущев в америку

03. Полетели, из Внуково.

на каком самолете прилетел хрущев в америку. Смотреть фото на каком самолете прилетел хрущев в америку. Смотреть картинку на каком самолете прилетел хрущев в америку. Картинка про на каком самолете прилетел хрущев в америку. Фото на каком самолете прилетел хрущев в америку

04. Тогда, видимо, было модно телеграммы с борта слать.

на каком самолете прилетел хрущев в америку. Смотреть фото на каком самолете прилетел хрущев в америку. Смотреть картинку на каком самолете прилетел хрущев в америку. Картинка про на каком самолете прилетел хрущев в америку. Фото на каком самолете прилетел хрущев в америку

05. Прилетели в Вашингтон.

на каком самолете прилетел хрущев в америку. Смотреть фото на каком самолете прилетел хрущев в америку. Смотреть картинку на каком самолете прилетел хрущев в америку. Картинка про на каком самолете прилетел хрущев в америку. Фото на каком самолете прилетел хрущев в америку

06. Фото с места встречи двух первых лиц.

на каком самолете прилетел хрущев в америку. Смотреть фото на каком самолете прилетел хрущев в америку. Смотреть картинку на каком самолете прилетел хрущев в америку. Картинка про на каком самолете прилетел хрущев в америку. Фото на каком самолете прилетел хрущев в америку

07. на встрече с президентом США была упомянута та самая «Луна-2». Она очень вовремя оказалась тогда на нашем естественном спутнике.

на каком самолете прилетел хрущев в америку. Смотреть фото на каком самолете прилетел хрущев в америку. Смотреть картинку на каком самолете прилетел хрущев в америку. Картинка про на каком самолете прилетел хрущев в америку. Фото на каком самолете прилетел хрущев в америку

08. Никита Сергеевич в той поездке. (не касаясь роли его личности в истории)

на каком самолете прилетел хрущев в америку. Смотреть фото на каком самолете прилетел хрущев в америку. Смотреть картинку на каком самолете прилетел хрущев в америку. Картинка про на каком самолете прилетел хрущев в америку. Фото на каком самолете прилетел хрущев в америку

09. Пиар самолета Туполева и советского ГВФ.

на каком самолете прилетел хрущев в америку. Смотреть фото на каком самолете прилетел хрущев в америку. Смотреть картинку на каком самолете прилетел хрущев в америку. Картинка про на каком самолете прилетел хрущев в америку. Фото на каком самолете прилетел хрущев в америку

10. Вот эта официальная книга.

на каком самолете прилетел хрущев в америку. Смотреть фото на каком самолете прилетел хрущев в америку. Смотреть картинку на каком самолете прилетел хрущев в америку. Картинка про на каком самолете прилетел хрущев в америку. Фото на каком самолете прилетел хрущев в америку

11. Два раза переснимал, оба снимка вышло нерезко. Ну как есть. Отзывы советских журналистов про Боинг 707.

на каком самолете прилетел хрущев в америку. Смотреть фото на каком самолете прилетел хрущев в америку. Смотреть картинку на каком самолете прилетел хрущев в америку. Картинка про на каком самолете прилетел хрущев в америку. Фото на каком самолете прилетел хрущев в америку

12. Была группа самолетов. На тот момент Боинг 707 регулярно летал почти год. Первый рейс PanAm на нем сделала в октябре 1958-го.

на каком самолете прилетел хрущев в америку. Смотреть фото на каком самолете прилетел хрущев в америку. Смотреть картинку на каком самолете прилетел хрущев в америку. Картинка про на каком самолете прилетел хрущев в америку. Фото на каком самолете прилетел хрущев в америку

на каком самолете прилетел хрущев в америку. Смотреть фото на каком самолете прилетел хрущев в америку. Смотреть картинку на каком самолете прилетел хрущев в америку. Картинка про на каком самолете прилетел хрущев в америку. Фото на каком самолете прилетел хрущев в америку

14. Видимо, Лос-Анджелес.

на каком самолете прилетел хрущев в америку. Смотреть фото на каком самолете прилетел хрущев в америку. Смотреть картинку на каком самолете прилетел хрущев в америку. Картинка про на каком самолете прилетел хрущев в америку. Фото на каком самолете прилетел хрущев в америку

на каком самолете прилетел хрущев в америку. Смотреть фото на каком самолете прилетел хрущев в америку. Смотреть картинку на каком самолете прилетел хрущев в америку. Картинка про на каком самолете прилетел хрущев в америку. Фото на каком самолете прилетел хрущев в америку

16. Встреча с журналистами.

на каком самолете прилетел хрущев в америку. Смотреть фото на каком самолете прилетел хрущев в америку. Смотреть картинку на каком самолете прилетел хрущев в америку. Картинка про на каком самолете прилетел хрущев в америку. Фото на каком самолете прилетел хрущев в америку

17. Еще до визита Хрущева в США Эйзенхауэру было сделано официально приглашение в СССР. Договорились на май-июнь 1960-года. Но тут случился полет У-2 над Уралом и все порушилось. К слову, осенью 1960 года выборы президента выиграл молодой Кеннеди, выиграл, кстати, у Никсона.

на каком самолете прилетел хрущев в америку. Смотреть фото на каком самолете прилетел хрущев в америку. Смотреть картинку на каком самолете прилетел хрущев в америку. Картинка про на каком самолете прилетел хрущев в америку. Фото на каком самолете прилетел хрущев в америку

18. На стоянке в Вашингтоне.

на каком самолете прилетел хрущев в америку. Смотреть фото на каком самолете прилетел хрущев в америку. Смотреть картинку на каком самолете прилетел хрущев в америку. Картинка про на каком самолете прилетел хрущев в америку. Фото на каком самолете прилетел хрущев в америку

19. Вид с другого рейса Ту-114 (в Хабаровск), но красивый.

на каком самолете прилетел хрущев в америку. Смотреть фото на каком самолете прилетел хрущев в америку. Смотреть картинку на каком самолете прилетел хрущев в америку. Картинка про на каком самолете прилетел хрущев в америку. Фото на каком самолете прилетел хрущев в америку

Источник

На каком самолете прилетел хрущев в америку

.
самый большой, самый скоростной и единственный в мире турбовинтовой пассажирский самолет со стреловидным крылом, с самыми мощными ТВД и с наибольшей суммарной мощностью всех ТВД, установленных на одном самолете.

.
Советский самолет класса «люкс»

Фюзеляж Ту-114 имел две палубы, соединенные лестницей, на нижней из которых располагались два багажных отсека, комната отдыха экипажа и кухня, а на верхней — пассажирский салон. Кухня была снабжена подъемником для подачи блюд в салон, первоначально в состав экипажа входил повар.

Для пассажиров Ту-114 было предусмотрено три салона и четыре купе. В первом салоне было 41 кресло, во втором — 48, установленных лицом к лицу со столами между ними, затем за буфетом и лестницей на нижнюю палубу располагались четыре купе на 24 дневных или 12 спальных места. В третьем салоне могло разместиться еще 54 пассажира.

При перевозке официальных делегаций второй салон использовался как ресторан для посменного питания пассажиров. Кроме того, для пассажиров с детьми были предусмотрены люльки.

.
Самолет был не лишен некоторых недостатков: для обслуживания требовался трап большей высоты, чем для других самолетов; в салоне от работы и вибраций винтов мощных двигателей уровень шума достигал 108-112 дБ;

.
Вот слова корреспондента американского издания «Christian Science Monitor», присутствовавшего во время посадки Ту-114 на авиабазе Эндрюс:

«Огромный серебристо-белый турбовинтовой самолет Хрущева прибыл на американскую посадочную площадку 15 сентября. Сам самолет был свидетельством мощи. Это самый крупный воздушный лайнер в мире, настолько широкий, что не может поместиться на обычной рулежной дорожке, настолько высокий, что требует специального алюминиевого трапа, настолько большой, что его нельзя развернуть на главной взлетной дорожке аэродрома Эндрюс».

Источник

60 лет назад начался исторический визит Никиты Хрущева в США

на каком самолете прилетел хрущев в америку. Смотреть фото на каком самолете прилетел хрущев в америку. Смотреть картинку на каком самолете прилетел хрущев в америку. Картинка про на каком самолете прилетел хрущев в америку. Фото на каком самолете прилетел хрущев в америку

Никита Хрущев во время визита в США, 1959 год

«Огромный серебристо-белый турбовинтовой самолет Хрущева прибыл на американскую посадочную площадку 15 сентября. Сам самолет был свидетельством мощи. Это самый крупный воздушный лайнер в мире, настолько широкий, что не может поместиться на обычной рулежной дорожке, настолько высокий, что требует специального алюминиевого трапа, настолько большой, что его нельзя развернуть на главной взлетной дорожке аэродрома Эндрюс», — писал корреспондент The Christian Science Monitor, присутствовавший во время посадки Ту-114 советского лидера.

Красавец Ту-114 должен был, по мысли Хрущева, поразить воображение американцев и встречавшего его на аэродроме президента США Дуайта Эйзенхауэра.

Двухнедельная поездка Хрущева стала сенсацией: это был первый визит советского руководителя в США в истории.

Визит был ответным. В июле 1959 года СССР посетил тогдашний вице-президент США Ричард Никсон, который открыл знаменитую американскую выставку в Сокольниках. Там Хрущев впервые попробовал «Пепси», а между ним и Никсоном состоялись ставшие впоследствии знаменитыми «кухонные дебаты». Их назвали так потому, что происходили они в павильоне, где были продемонстрированы американские кухни.

В США рассчитывали удивить председателя совмина на своей земле различными техническими достижениями, чтобы показать преимущества капитализма над советской системой.

Первые часы пребывания, правда, не принесли Хрущеву большой радости. Как пишет автор биографии советского лидера, американский историк Уильям Таубман, люди, которых он увидел по дороге из своего открытого лимузина, совсем не улыбались и не махали руками.

В окружении Хрущева даже стали ходить слухи, что американцам якобы запретили аплодировать советскому лидеру. Однако так продолжалось недолго: открытость Хрущева, его простоватая внешность мужика со среднего Запада и даже грубоватые шутки понравились американцам.

В отличие от «дяди Джо» — Иосифа Сталина, который откровенно пугал, — Хрущев производил совершенно противоположное впечатление: «Дело в том, что американцам не мог не нравиться Хрущев. Я говорю о простых людях, у которых Хрущев каждый день появлялся дома на телевизионном экране, людях, не разбирающихся в тонкостях дипломатической игры и сложных рассуждениях о мировых проблемах. Но зато они очень хорошо воспринимали прямой, обращенный к ним разговор, если угодно — уговор, какую-то непосредственную, очень простецкую, доходчивую аргументацию», — писал в своих мемуарах переводчик советского лидера Виктор Суходрев.

Приятное впечатление на американцев произвела и супруга Хрущева Нина Петровна. Несмотря на ее провинциальный вид, американская пресса оценила ее неплохое знание английского.

Канкан, вертолеты и кукуруза

Хрущев изо всех сил старался держаться демократично. Выступая на встрече с журналистами в национальном пресс-клубе, он даже попросил их поправить его, если он вдруг оговорится, так как, по его словам, он не хотел, чтобы неправильно сказанные слова вошли в противоречие с его идеями. Журналисты это оценили: редкий политик признается, что делает речевые ошибки.

Однако первый же вопрос о его собственной роли в сталинском терроре заставил его побагроветь. Он тут же накинулся на автора, что не позволит себя унижать, а «хорошо смеется тот, кто смеется последним».

В США очень старались поразить советского лидера. В Лос-Анджелесе в его честь был дан обед на студии «Двадцатый век Фокс», который почтили присутствием все ведущие голливудские знаменитости. Здесь были Кирк Дуглас, Гарри Купер, Фрэнк Синатра и Элизабет Тейлор. Как писала пресса, Мэрилин Монро надела свое самое сексуальное платье и признавалась позже, что Хрущев уделил ей повышенное внимание. В Голливуде советского лидера привезли и на площадку, где в то время снимался фильм «Канкан».

Несмотря на то что Хрущев, как отмечают свидетели, не без интереса посмотрел на танцовщиц в довольно фривольных одеждах, он держал свое реноме. После просмотра он сделал недовольное лицо, заявив, что «зря хороших девушек заставляют делать плохие вещи на потеху пресыщенной, развращенной публике». «В Советском Союзе мы привыкли любоваться лицами актеров, а не их задницами», — сказал Хрущев.

Правда, по-настоящему его омрачила лишь женщина с плакатом «Смерть Хрущеву — палачу Венгрии», которую он увидел на пути следования кортежа в Лос-Анджелесе. Это был намек на участие СССР в подавлении Венгерского восстания 1956 года.

Однако, несмотря на подобные моменты, Хрущев обращал больше внимания на позитивные стороны жизни в США, которые он планировал перенять. Так, советский лидер был впечатлен вертолетом Sikorsky S-58 и даже приказал приобрести два для СССР. Увидев интерес лидера страны к американским винтокрылым машинам, советский авиаконструктор Михаил Миль после возвращения Хрущева из США убедил его дать зеленый свет проекту производства вертолета Ми-8. Этот вертолет впоследствии стал одним из самых надежных в мире.

Но больше всего Хрущева интересовало сельское хозяйство, программу специально сделали с упором на этот сектор из-за пожеланий советской стороны. «Перегнать» Америку по мясу и молоку стало для Хрущева идеей фикс, было ясно — СССР переходит от жесткого антагонизма к более прагматичным отношениям.

Во время поездки в Айову Хрущев посетил кукурузную ферму Росуэлла Гарста, которого уже знали в СССР. Председатель совмина с большим интересом осматривал кукурузную ферму, и вскоре они с Гарстом практически стали близкими друзьями. Крупный громогласный Гарст даже чем-то напоминал Хрущева, и многие репортеры пытались запечатлеть их вместе. Однако сам фермер был в бешенстве — журналисты вытаптывали ему поля, и он под одобрительный смех Хрущева начал бросать в них початки кукурузы. Фото Хрущева, держащего в руке огромный початок, было опубликовано впоследствии в журнале Life и считается каноническим фото того времени.

Хрущев не скрывал, что получал удовольствие от общения с американцами, однако случались и досадные инциденты.

Когда мэр Лос-Анджелеса Норрис Поулсон напомнил Хрущеву о сказанной им фразе «мы вас похороним» (Хрущев имел в виду не физические похороны, а победу одной из систем), которую он произнес в ноябре 1956 года на приеме в посольстве Польши в Москве, Хрущев тут же парировал: «Хочу спросить — зачем вы об этом упомянули? Здесь, в США, я уже все прояснил насчет «похороним». Я думал, даже мэры читают газеты. В нашей стране председателя горсовета, не читающего прессу, могут не переизбрать на новый срок».

Несмотря на хорошее личное впечатление, которое произвел Хрущев на многих американцев, и беседы с Эйзенхауэром, политических прорывов визит не принес. Однако главная цель была достигнута.

Источник

В советском небе 50 лет тому назад был сбит американский самолет-шпион U-2

на каком самолете прилетел хрущев в америку. Смотреть фото на каком самолете прилетел хрущев в америку. Смотреть картинку на каком самолете прилетел хрущев в америку. Картинка про на каком самолете прилетел хрущев в америку. Фото на каком самолете прилетел хрущев в америку

Пятьдесят лет назад, 5 мая 1960 года, Никита Хрущев объявил, что был сбит американский самолет U-2. Это послужило причиной нового витка холодной войны. Пилот Гэри Пауэрс был обменен на советского разведчика Рудольфа Абеля.

ТРИУМФ ХРУЩЕВА

50 лет назад, 1 мая, в воздушном пространстве Советского Союза произошло то, чего долго добивался советский лидер Никита Хрущев. Был сбит американский самолет-шпион U-2.

Америка и весь мир 5 мая 1960 года узнали сенсационную новость. Никита Хрущев объявил, что в прошлое воскресенье, 1мая 1960 года, над российской территорией сбит американский самолет-шпион. Официальные лица в Вашингтоне поначалу утверждали, что это был невооруженный исследовательский самолет для изучения погоды, который якобы забрел в советское воздушное пространство по технической ошибке, а режиме автопилота. Однако вскоре власти США признали, что это был самолет-шпион.

на каком самолете прилетел хрущев в америку. Смотреть фото на каком самолете прилетел хрущев в америку. Смотреть картинку на каком самолете прилетел хрущев в америку. Картинка про на каком самолете прилетел хрущев в америку. Фото на каком самолете прилетел хрущев в америку

ИНТЕРЕСЫ США В СОВЕТСКОМ НЕБЕ

В 1954 году американская разведка осознала острую нехватку надежных данных о советских наступательных вооружениях, прежде всего о ядерном оружии и средствах его доставки – ракетах, подводных лодках и стратегических бомбардировщиках. Сообщений агентурной разведки было мало.

В ЦРУ возникла идея использовать для сбора информации аэрофотосъемку. Но было бы бессмысленно конструировать самолет, способный летать на высоте, недосягаемой для советских истребителей, если бы не существовало фотоаппарата, способного делать снимки с такой высоты.

на каком самолете прилетел хрущев в америку. Смотреть фото на каком самолете прилетел хрущев в америку. Смотреть картинку на каком самолете прилетел хрущев в америку. Картинка про на каком самолете прилетел хрущев в америку. Фото на каком самолете прилетел хрущев в америку

Эдвин Ленд возглавлял научно-технический совет ЦРУ, а Джеймс Гилберт Бейкер был его членом. В феврале 1955 года президент США Дуайт Эйзенхауэр получил доклад совета с предложением начать работы по созданию нового высотного самолета-шпиона. Самолет U-2 был создан выдающимся авиаконструктором Кларенсом Джонсоном, работавшим в корпорации «Локхид».

Уже в июле 1955 прошли первые летные испытания самолета-шпиона U-2, а 14 июня 1956 года U-2 впервые пролетел над Советским Союзом. Результаты превзошли все ожидания.

Одним из первых за штурвал самолета-шпиона U-2 сел военный летчик Фрэнсис Гэри Пауэрс. До этого он пилотировал стратегический бомбардировщик F-84 и участвовал в войне в Корее.

К тому моменту, когда он вылетел на свое последнее задание, Пауэрс был уже ветераном воздушной разведки. Он совершил 27 полетов над территорией Советского Союза и стран Восточного блока до того, как был сбит 1 мая 1960 года.

на каком самолете прилетел хрущев в америку. Смотреть фото на каком самолете прилетел хрущев в америку. Смотреть картинку на каком самолете прилетел хрущев в америку. Картинка про на каком самолете прилетел хрущев в америку. Фото на каком самолете прилетел хрущев в америку

Прямым результатом операций U-2 стала осведомленность президента Дуайта Эйзенхауэра о том, что не существует отставания США от СССР ни в ракетах, ни в бомбардировщиках, что Советский Союз не имеет больше развернутых вооружений, чем США, и это помогло тогдашним переговорам Эйзенхауэра с Хрущевым.

СОВЕТСКИЕ БУМАЖНЫЕ ТИГРЫ

Советские локаторы видели американский самолет-нарушитель, но «достать» его и вынудить сесть не удавалось. В своих воспоминаниях Никита Хрущев пишет: «Как ни форсировали моторы истребителей, мы не могли добраться до этих «летунов», которые летали, как говорится, посмеиваясь над нашими усилиями, наносили нам моральное оскорбление. Это еще больше нагнетало напряженность между нашими странами, доводило нас, как говорится, до белого каления».

Тележурналист Уолтер Кронкайт, освещавший инцидент с самолетом-шпионом U-2, вспоминает: «Начиная с 1956 года президент Дуайт Эйзенхауэр лично санкционировал каждый полет. Он был сполна вознагражден за этот риск. После того как Россия запустила в 1957 году свой спутник, Америку охватил истерический страх в связи с так называемым «разрывом в ракетах». Даже совет при президенте пришел к выводу, что русские обгоняют нас в военном отношении. Но президент знал нечто, чего не знали остальные, даже его собственный совет. Благодаря фотографиям, сделанным U-2, он знал, что тревога по поводу советской военной мощи преувеличена. Эта осведомленность сохранила Америке миллиарды, которые в противном случае были бы напрасно потрачены на гонку вооружений».

Советский лидер Никита Хрущев знал о полетах и мог объявить о них, но и он столкнулся с дилеммой. Он не мог публично рассказать о том, что над его страной летают самолеты противника, а его вооруженные силы не в состоянии их сбить.

Таким образом, оба лидера, каждый по своим причинам, должны были хранить эти операции в тайне. Москва отвечала на полеты самолетов-шпионов U-2 дипломатическими нотами (Пекин подобные заявления называл в то время «бумажными тиграми»), но в апреле 1960 года после очередного полета Хрущев сказал на заседании Президиума ЦК КПСС: «Они поступают так для того, чтобы подчеркнуть наше бессилие, отсутствие у нас технических средств противодействий. Поэтому мы вынуждены заниматься лишь протестами дипломатического характера через печать или через ТАСС. Но это только ободряет их в нахальстве. Надо самолеты сбивать!»

ПОСЛЕДНИЙ РАЗВЕДПОЛЕТ ПАУЭРСА

Следующим был Гэри Пауэрс. 1 мая 1960 года он вылетел с базы близ Пешавара, сделал промежуточную посадку на базе «Инжирлик» в Турции, а оттуда взял курс на Урал. Приземлиться он должен был в Норвегии.

на каком самолете прилетел хрущев в америку. Смотреть фото на каком самолете прилетел хрущев в америку. Смотреть картинку на каком самолете прилетел хрущев в америку. Картинка про на каком самолете прилетел хрущев в америку. Фото на каком самолете прилетел хрущев в америку

Рано утром министр обороны министр обороны СССР маршал Родион Малиновский доложил по телефону Никите Хрущеву о новом нарушении воздушного пространства. Советский лидер подтвердил свой приказ сбить самолет-нарушитель. Над Свердловском самолет Пауэрса был атакован зенитной ракетой С-75 «Двина», разорвавшейся рядом с хвостовой частью машины.

От ударной волны самолет тряхнуло, он потерял управление, у него отвалилась носовая часть и отломились крылья. Пилоту не удалось катапультироваться, а также включить механизм саморазрушения сверхсекретного самолета-шпиона. Однако Пауэрсу удалось спуститься на парашюте и остаться в живых. После приземления он оказался в руках местных властей, которые передали его сотрудникам КГБ, а те доставили в Москву и заключили в Лубянскую тюрьму.

В Вашингтоне знали только то, что Пауэрс не вернулся с боевого задания. Что с ним случилось, оставалось только гадать. 4 мая Национальное агентство по аэронавтике и космическим исследованиям (НАСА) заявило, что 1 мая над озером Ван в Турции пропал без вести самолет, предназначенный для изучения атмосферных явлений на больших высотах.

Перед тем как была потеряна связь с самолетом, пилот якобы успел сообщить о неисправности системы подачи кислорода. Самолет, сообщило НАСА, выполнял сугубо мирную задачу.

Этого и дожидался Никита Хрущев, который на заседании президиума Верховного совета выступил с угрозами в адрес США.

НОВЫЙ ВИТОК ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ

Однако спустя два дня Никита Хрущев объявил, что пилот не только жив, но и дает показания. Линкольну Уайту пришлось изменить версию.

Газета «Правда» 8 мая 1960 года опубликовала большую подборку иностранных откликов на выступление Никиты Хрущева, в котором он сообщил подробности инцидента с самолетом-шпионом U-2.

На этой первой и последней встрече в Елисейском дворце лидеры США и СССР даже не пожали руки друг другу, ограничившись скупыми кивками. Сразу же после открытия конференции Никита Хрущев попросил слова для заявления. В заявлении он потребовал от Дуайта Эйзенхауэра принести публичные извинения за инцидент с самолетом U-2 и впредь прекратить разведывательные полеты над советской территорией. В противном случае, сказал Хрущев, Москва отзывает свое приглашение президенту США посетить Советский Союз с ответным визитом.

на каком самолете прилетел хрущев в америку. Смотреть фото на каком самолете прилетел хрущев в америку. Смотреть картинку на каком самолете прилетел хрущев в америку. Картинка про на каком самолете прилетел хрущев в америку. Фото на каком самолете прилетел хрущев в америку

Президент США Дуайт Эйзенхауэр перед отлетом из Парижа сделал заявление: «Я разделяю разочарование своих коллег тем, что мы не смогли добиться прогресса в смягчении напряженности, которая терзает человечество. Но вместе с тем я разделяю уверенность в том, что мы, западные союзники, благодаря как своим правительствам, так и поддержке своих народов, сплотились сегодня теснее, чем прежде».

Западный мир стал свидетелем нового витка холодной войны. Он выразится в прекращении культурных обменов, которые пробивали в железном занавесе хотя бы маленькую брешь.

ПАУЭРС В ТЮРЬМЕ КГБ

Между тем невольный виновник всех этих дипломатических эксцессов пилот самолета-шпиона U-2 Гэри Пауэрс содержался во внутренней тюрьме КГБ на Лубянке и отвечал на вопросы следователей. Он три месяца находился в одиночном заключении, его допрашивали по 16 часов в сутки.

Первые семь суток после поимки он не сказал на допросах ни слова правды, пытался любыми способами ввести своих следователей в заблуждение и сохранить втайне максимум сведений. Но 5 мая мировой сенсацией стало заявление Никиты Хрущева о том, что они сбили самолет и захватили пилота.

Все крупнейшие газеты опубликовали статьи об инциденте с комментариями по поводу его политических последствий. Одна из этих газет, «Нью-Йорк таймс», сообщила, где Пауэрс проходил подготовку и что за самолет сбили русские.

По словам Пауэрса-младшего, один из следователей КГБ пришел в камеру к его отцу с газетой в руках, сунул ему статью в лицо и заорал: «Ты нам врал! Ты говорил, что проходил подготовку в Аризоне, а «Нью-Йорк таймс» пишет, что тебя готовили в Неваде, на Объекте-51. Рассказывай все, что знаешь, – все равно американские газеты расскажут вместо тебя!»

Когда был сбит Пауэрс, Эйзенхауэр солгал американскому народу и всему миру. Хрущев одержал крупную пропагандистскую победу, сумел привести Соединенные Штаты в замешательство, показать, что они шпионят. Пауэрс оказался посреди скандала и пошел под суд, который продолжался три дня.

ДА ЗДРАВСТВУЕТ СОВЕТСКИЙ СУД?

17 августа 1960 года в Колонном зале Дома союзов открылся судебный процесс над Фрэнсисом Гэри Пауэрсом. Американские средства

на каком самолете прилетел хрущев в америку. Смотреть фото на каком самолете прилетел хрущев в америку. Смотреть картинку на каком самолете прилетел хрущев в америку. Картинка про на каком самолете прилетел хрущев в америку. Фото на каком самолете прилетел хрущев в америку

информации получили возможность освещать событие, живо напомнившее многим московские процессы 1936–1938 годов.

В московском Доме союзов, где в 1930-е годы проходили политические судебные процессы, отец пилота Фрэнсиса Пауэрса присутствовал на тщательно срежиссированном суде над пилотом самолета-шпиона U-2. Приехали также жена Пауэрса и его мать. Но никому из них не позволили поговорить с ним. Отрезанный от внешнего мира, он стал главным героем судебной драмы, сценарий которой имел целью обличить политику Соединенных Штатов.

К этому моменту Пауэрс провел в заключении во внутренней тюрьме КГБ три с половиной месяца и дал показания следователям. Впоследствии его обвиняли в разглашении военных секретов.

По словам Пауэрса-младшего, приказы, которые имел его отец на случай поимки, не давали детальных инструкций. Он спрашивал, что он должен делать, оказавшись в плену, и ответ был: «Можете говорить им все – они все равно добьются от вас этой информации».

Все были уверены в том, что захваченного пилота будут пытать. Как оказалось впоследствии, советские чекисты не применяли физических пыток к нему. Его допрашивали в течение 30 суток, во время допросов в глаза ему был направлен яркий луч света, ему не давали спать и все время пытались подловить на каверзных вопросах, но физического насилия не было.

Инструкция, которую получил от ЦРУ Гэри Пауэрс, гласила, что в плену он должен демонстрировать желание сотрудничать. Ему разрешалось заявить, что он работает на ЦРУ, собирает разведданные при помощи аэрофотосъемки. Ему не разрешалось раскрывать какую бы то ни было информацию об оборудовании самолета, имена других летчиков, кодовые номера операций, технические характеристики самолета. Иначе говоря, ему было приказано демонстрировать желание к сотрудничеству, но не раскрывать всех секретов.

С точки зрения американского правосудия, в судебном следствии не было необходимости, коль скоро обвиняемый признал себя виновным. В США в этом случае суд сразу переходит в стадию вынесения приговора. Но Москве было важно превратить суд в пропагандистское мероприятие.

После первого дня суда журналисты попросили президента США Дуайта Эйзенхауэра прокомментировать поведение Пауэрса, но президент отказался это сделать – он сказал, что его комментарии вряд ли помогут летчику. Он, однако, сделал следующее заявление.

Но режиссеры политически окрашенного судебного спектакля твердо держались своей линии. Тактика главного государственного обвинителя Романа Руденко выдавала в нем прокурора сталинской эпохи, а заключительная речь обвинителя была больше похожа на выступление на митинге.

Не уступала ей своим гневным пафосом и речь адвоката Гринева. Он сказал: «Я буду прав, если скажу, что дело Пауэрса имеет международное значение, поскольку на скамье подсудимых, помимо Пауэрса, одного из исполнителей вероломного и агрессивного акта против Советского Союза, должны сидеть и незримо присутствовать здесь, на скамье подсудимых, его хозяева: Центральное разведывательное управление во главе с Алленом Даллесом и американская военщина, а вместе с ними и все те темные, агрессивные силы, которые стремятся к развязыванию новой мировой войны».

«МЕРТВЫЙ СЕЗОН»

Фрэнсис Гэри Пауэрс был приговорен к 10 годам тюрьмы. Но в итоге он провел в заключении 21 месяц. После суда он поддерживал связь с американским посольством по почте. Раз в месяц они присылали ему передачу – мясные консервы, сигареты, кофе, письменные принадлежности и другие предметы в этом роде. Но личных контактов с дипломатами у него не было, только почтовое сообщение.

Гэри Пауэрс не знал, что представители Соединенных Штатов и Советского Союза обсуждают возможность его обмена на Рудольфа Абеля – этим именем назвался при аресте советский резидент-нелегал в Нью-Йорке Вилли Фишер. Он был арестован в 1957 году и приговорен к 30 годам тюрьмы.

Обмен состоялся 10 февраля 1962 года на мосту, соединяющем Берлин и Потсдам. Это была первая в истории холодной войны операция такого рода. Впоследствии обмены вошли в регулярную практику.

Обмен американского летчика-разведчика Гэри Пауэрса на советского разведчика-нелегала Рудольфа Абеля впоследствии стал творческой основой для создания советского фильма «Мертвый сезон».

РЕАБИЛИТАЦИЯ ПАУЭРСА В США

Фрэнсис Гэри Пауэрс вернулся в США, но родина встретила его неприязненно. По словам Пауэрса-младшего, в советской тюрьме у его отца не было возможности читать западную прессу. Поэтому он не имел ни малейшего представления обо всех тех спорах, которые окружали его дело, и о негативных комментариях в газетах. Когда он вернулся домой в Америку, он был потрясен статьями, утверждавшими, что он дезертировал, что он посадил самолет в полной исправности, что он выболтал русским все, что знал, что он не выполнил приказа покончить жизнь самоубийством.

Гэри Пауэрс был полностью реабилитирован и оправдан. Однако слухи и домыслы продолжали циркулировать. По словам Пауэрса-младшего, потребовалось значительное время, чтобы память о его отце заняла достойное место. Только в 2000 году Фрэнсис Гэри Пауэрс-младший получил отцовские награды. Среди них почетный Крест ВВС, медаль военнопленного и медаль директора Центрального разведывательного управления.

Фрэнсис Гэри Пауэрс погиб 1 августа 1977 года в возрасте 48 лет при тушении лесных пожаров в Калифорнии. На обратном пути у его вертолета кончилось горючее, и он разбился в нескольких километрах от ближайшего аэродрома. Фрэнсис Гэри Пауэрс похоронен как национальный герой на Арлингтонском кладбище.

ПАУЭРС-МЛАДШИЙ В МОСКВЕ

В эти дни в Москве гостит Фрэнсис Гэри Пауэрс, основатель вашингтонского Музея холодной войны и сын американского летчика Гэри Пауэрса, чей самолет-шпион U-2 «Локхид» был сбит в небе над Свердловском 1 мая 1960 года.

Сам Фрэнсис родился спустя пять лет после этого международного инцидента, когда Гэри Пауэрс, отсидев за шпионаж два года в советской тюрьме, был обменян в Берлине в феврале 1962 года на резидента КГБ в США Рудольфа Абеля. Однако эта история впоследствии побудила сына американского летчика создать в 1996 году на бывшей военной базе в Вирджинии, в 40 милях от Вашингтона, Музей холодной войны.

«Я очень рад оказаться в эти дни в Москве по приглашению моих коллег – работников музеев, – сказал в интервью Русской службе «Голоса Америки» Фрэнсис Пауэрс. – Вместе мы можем многое сделать, чтобы сохранить объективные факты того времени и помочь не допустить, чтобы в будущем наши страны и народы вновь оказались на пути конфронтации».

Этой теме была посвящена и научная конференция, которая прошла в Центральном музее вооруженных сил Российской Федерации. На ней ведущие сотрудники из различных московских музеев рассказали о своих исследованиях, посвященных событиям той эпохи. В том числе – о малоизвестных или забытых фактах.

Например, о том, что первоначально американский самолет-нарушитель планировалось сбивать не новым зенитно-ракетным комплексом С-75, а высотным перехватчиком Су-9, который в то время находился «на перегоне» на свердловском аэродроме Кольцово. Однако на данном заводском образце не было в тот момент ракетного вооружения. И тогда советскому летчику был поставлен приказ: таранить американский самолет-разведчик, летевший на высоте более 20 тысячи метров. К счастью, – сейчас уже на конференции говорилось именно так – этот приказ не был выполнен. Радиолокационная станция не смогла навести перехватчик точно на цель, а топлива хватило только на один заход.

Но без человеческих жертв в тот трагический день все-таки не обошлось. Уже после того, как U-2 был сбит ракетой С-75 на «догонном курсе» (что в принципе и спасло американскому пилоту жизнь), в небо поднялись еще два советских истребителя МиГ-19. Самолеты, поднятые вопреки запрету полетов в боевых зонах, оказались мишенями для собственных средств противовоздушной обороны. Ракетой С-75 один из истребителей был уничтожен. Летчик, старший лейтенант Сергей Сафронов, погиб.

на каком самолете прилетел хрущев в америку. Смотреть фото на каком самолете прилетел хрущев в америку. Смотреть картинку на каком самолете прилетел хрущев в америку. Картинка про на каком самолете прилетел хрущев в америку. Фото на каком самолете прилетел хрущев в америку

Казис ТОГУЗБАЕВ

В январе 2007 года Казис Тогузбаев был награжден премией «Свобода» за вклад в продвижение демократических ценностей в Казахстане. С сентября 2008 года Казис Тогузбаев работает корреспондентом Азаттыка – Казахской редакции Радио «Свободная Европа»/Радио «Свобода».

Обсудить статьи Казиса Тогузбаева можно в Facebook’е, Твиттере. Казиса Тогузбаева можно найти также в сетях «ВКонтакте», «Одноклассники», «Мой мир».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *