на каком счете отражать пени и штрафы по налогам
Бухгалтерские проводки при начислении пени по налогам
Пени по налогам: понятие и порядок расчета
Пеня — одно из средств обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (п. 1 ст. 72 НК РФ). Это сумма, которую налогоплательщик должен внести в бюджет при просрочке уплаты налога, сбора или авансового платежа по налогу (п. 1 ст. 75 НК РФ).
В общем случае пеня начисляется за каждый календарный день просрочки начиная со дня, следующего за сроком уплаты, по день погашения недоимки, включительно. Рассчитывается она в процентах от неуплаченной суммы исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ (п. 4 ст. 75 НК РФ).
Расчет можно представить в виде формулы:
П = Н × Дн × 1/300 Среф,
Н — неуплаченная или несвоевременно уплаченная сумма налога;
Дн — календарные дни просрочки;
Среф — ставка рефинансирования ЦБ РФ.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! С 27.12.2018 размер пеней ограничивается суммой недоимки, на которую их начисляют. Подробнее см. здесь.
Эта формула применяется для физлиц, а также для юрлиц при просрочке уплаты налога до 30 календарных дней. Если просрочка более длительная, то начиная с 31-го дня нужно брать не 1/300, а 1/150 ставки рефинансирования (по недоимкам, возникшим после 30.09.2017). То есть полная формула расчета пеней для организаций выглядит так:
Подробнее о расчете пеней читайте в статьях:
А рассчитать пени для конкретной ситуации можно с помощью нашего сервиса «Калькулятор пеней».
Уплатить пени по просроченному платежу налогоплательщику стоит самостоятельно (либо одновременно с налогом, либо после его уплаты). Если этого не сделать, пени начислит инспекция. И не только начислит, но даже может взыскать их в принудительном порядке за счет денег или имущества налогоплательщика (п. 6 ст. 75 НК РФ).
Как учесть пени в бухгалтерском и налоговом учете
Правила бухгалтерского учета расходов организаций регламентированы ПБУ 10/99 «Расходы организации» (утверждено приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н). Однако конкретных указаний по порядку бухучета налоговых пеней данное ПБУ нам не дает. А это значит, что организация может определить его самостоятельно, закрепив в учетной политике (п. 7 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утвержденного приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н).
Очевидно, что пени по налогам в бухучете следует относить в состав прочих расходов, поскольку непосредственно с производством продукции, продажей товаров, выполнением работ или оказанием услуг они не связаны.
Что касается налогового учета, то здесь все однозначно: уменьшать прибыль пени по налогам не могут, т. к. это прямо запрещено п. 2 ст. 270 НК РФ.
Каковы проводки по начислению пени по налогам
Для налогоплательщика пени представляют собой расход, отражать который нужно на счете 99 или на счете 91 — в зависимости от вида налога. То есть варианта начисления пеней в бухучете возможно два:
По каким налогам пени Минфин требует отражать на счете 99, а по каким на счете 91, узнайте из Типовой ситуации от КонсультантПлюс, получив бесплатный пробный доступ.
А проводка по уплате пеней будет выглядеть так: Дт 68 Кт 51.
О том, как возникающие разницы отразятся в бухотчетности, читайте в статье «Как рассчитать бухгалтерскую прибыль (формула)?».
Итоги
Пени представляют собой вид санкций, налагаемых на налогоплательщика, задерживающего оплату налога в бюджет. Их начисление может быть отражено в бухучете одним из 2 способов: через счет 99 или 91. Выбор способа зависит от вида налога, уплата которого просрочена.
Правила бухучета штрафов по налогам и договорам
Неустойка по договору поставки
Штраф можно предъявить как покупателю, так и поставщику товара в таких ситуациях:
1. Поставщик нарушил сроки поставки товара, указанные в договоре.
2. Покупатель не оплатил товар в сроки, прописанные в договоре поставки.
Чаще всего нарушитель платит пени, рассчитанные за каждый день просрочки платежа. При нарушении условий договора виновная сторона должна заплатить неустойку согласно договору. Компания, права которой нарушены, выставляет в адрес виновной организации письменное требование (претензию) об уплате неустойки (ст. 331 ГК РФ). Стороны могут договориться о переносе сроков выплаты штрафа, подписав дополнительное соглашение.
Нередко нарушитель договора отказывается платить штраф. В таком случае можно подать иск в суд. Если суд вынесет положительное решение, контрагент будет обязан выплатить штраф. Скорее всего, нарушителя обяжут возместить судебные издержки и государственную пошлину, уплаченную истцом за рассмотрение дела в суде.
Учет у пострадавшей стороны
В налоговом учете полученная пострадавшей стороной неустойка отражается в составе внереализационных доходов (п. 3 ст. 250 НК РФ). В бухгалтерском учете сумма неустойки признается прочими доходами (п. 8 ПБУ 9/99 «Доходы организации»).
Проводки будут такими:
Дебет 76 Кредит 91.01 — отражена сумма неустойки в учете
Дебет 91.02 Кредит 68 — отражена госпошлина за рассмотрение иска в суде
Дебет 76 Кредит 91.01 — сумма госпошлины по решению суда предъявлена к возмещению нарушителем
Дебет 51 Кредит 76 — сумма неустойки поступила на расчетный счет
Учет у нарушителя
В налоговом учете сторона договора, допустившая нарушение, включает неустойку в состав внереализационных расходов (подп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ).
В бухгалтерском учете сумма неустойки признается прочими расходами (п. 12 ПБУ 10/99).
Проводки будут такими:
Дебет 91.02 Кредит 76 — начислена неустойка
Дебет 76 Кредит 51 — сумма неустойки перечислена пострадавшей стороне.
Штрафы и пени по налогам
Проводки будут такими:
Дебет 99 Кредит 68 (69) — начислен штраф по налогу (страховым взносам).
Дебет 68 (69) Кредит 51 — перечислен штраф по налогу (страховым взносам).
Важно! Налоговые штрафы не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль (п. 2 ст. 270 НК РФ).
Кроме штрафных санкций, за просрочку платежа контролирующие органы могут начислить пени исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ (ст. 75 НК РФ). Пени = Недоимка по налогу x Количество календарных дней просрочки x 1/300 ставки рефинансирования. Пени начинают начисляться со следующего дня после наступления срока уплаты налога.
По мнению ФНС, пени нужно начислять вплоть до дня погашения недоимки по налогам, включая и сам этот день (Разъяснения ФНС России от 28.12.2009). Суды и Минфин не согласны с таким подходом (письмо Минфина России от 05.07.2016 № 03-02-07/2/39318). Арбитры и финансисты считают, что за день погашения задолженности пени начислять неправомерно.
Важно! С 01.10.2017 при просрочке более 30 дней пени начисляются исходя из 1/150 ставки рефинансирования (Федеральный закон от 30.11.2016 № 401-ФЗ).
Чаще всего бухгалтеры списывают пени на счет 99:
Дебет 99 Кредит 68 — начислены пени.
Некоторые специалисты считают, что пени нужно относить на счет 91.
Организации предстоит самостоятельно выбрать вариант учета и закрепить соответствующие правила в учетной политике. Обратите внимание, что пени по своей экономической сути схожи со штрафами. А для учета штрафов предназначен счет 99. Но если компания учитывает пени на счете 91, то нужно отражать постоянное налоговое обязательство (по требованиям ПБУ 18/02).
ИФНС выставила в адрес ООО «Меч» требование об уплате пеней в размере 620 рублей. В учетной политике ООО «Меч» закреплено, что пени отражаются на счете 91. Компания отразит операцию такими проводками: Дебет 91-2 Кредит 68 620 — начислены и отражены в учете пени; Дебет 99 Кредит 68 124 — рассчитано постоянное налоговое обязательство (620 x 20 %).
Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как будут контролировать наличку по 115-ФЗ».
Только сегодня можно забрать запись со скидкой 60%. Программу вебинара смотрите здесь
На какой счет отнести пени и штрафы по налогам в 1С 8.3
Нарушение налогового законодательства приводит к начислению штрафов и пений. Получить санкцию можно за занижение облагаемой базы или несвоевременную сдачу деклараций. В случае отсутствия оплаты пени начисляются автоматически. Штрафы и пени по 1С 8.3 начисляются вручную. Для них не созданы отдельные шаблоны. Их можно сделать самостоятельно. Важно правильно выбрать счёт, на который будут перенесены штрафы и пени и выполнить проводки в процессе их начисления. Так, штраф за нарушение положений налогового законодательства можно отнести к налоговым санкциям. Они не уменьшают размер облагаемой прибыли.
Подводка ДЕБЕТ 99-КРЕДИТ 68 (69) для начисления санкций по налогам и сборам
Пени по имеющимся налогам отображены по дебету как счета под номером 99 (Прибыль и убытки), счета 91 (Прочие доходы и расходы). Порядок начисления прописан в действующей учётной политике. Счёт 99 удобен благодаря тому, что пользователю не придётся считать разницу между бухгалтерским и налоговым учетом.
Расчет проводок при начислении штрафов/пений
Как сформировать проводку вручную?
Шаг 1. Необходимо создать новую ручную операцию в версии программы 1С 8.3. Пользователь переходит. В раздел «Операции» и кликает на надпись «Операции, введенные вручную». Через несколько секунд пользователю откроется окно для ручных операций.
В открывшейся форме необходимо выбрать пункт «Создать» и выбрать ссылку «Операция». В программе запустится окно для создания нужных проводок по начислению штрафов и пени.
Шаг 2. Важно сделать проводку по начислению штрафа в ручном режиме в окне «Операция (Создание)». На этом этапе клиент заполняет несколько полей с указанием персональных данных. Подтвердить процедуру, нажав на кнопку «Добавить». Следом откроется форма для создания бухгалтерских подводок.
Для 68.01 «НДФЛ» нужно выбрать из справочника пункт «Штраф: начислено / уплачено». В открывшемся поле с суммой отмечается размер штрафа или пени в рублях. Ниже необходимо написать содержание проводки, например, «Начисление штрафа по требованию №256».
Последним шагом становится подтверждение процедуры. Пользователь кликает на надпись «Записать». В 1С 8.3 можно создать неограниченное количество проводов по пеням и штрафам.
Типовая операция в программе 1С 8.3
Шаг 1. Нужно создать новую типовую операцию по опции «Начисление штрафа в 1с 8.3 проводки» и «Начисление пени по налогам проводки в 1с 8.3». Для упрощения процедуры дальнейшего использования программы можно создать шаблоны. Они позволят не вводить данные и реквизиты компании каждый раз в ручном формате. Все последующие платежи смогут создаваться на основе данных, сохранённых в хранилище. Для создания актуального шаблона необходимо перейти в раздел «Операции» и кликнуть по ссылке «Типовые операции». Через несколько секунд откроется окно для создания типовых операций.
В окне «Типовые операции» стоит выбрать функцию «Создать». В новой вкладке станет доступна форма для открытия операции.
Для реализации задачи пользователю предстоит совершить перечень действий в новой вкладке:
Для подтверждения всех применённых данных стоит кликнуть по надписи «Записать и закрыть». После подтверждения шаблон будет сохранен автоматически. Найти его возможно при следующем запуске программы в списке типовых операций.
Шаг 2. Владельцу необходимо создать проводку по начислению штрафа в программе 1С 8.3 при помощи типовой операции. Для успешного начисления штрафа при помощи функционала можно зайти в общий список операций (выполняется по шагу 1), а затем кликнуть на нужную и нажать на клавишу «Ввести операцию»
Переход «Бухгалтерский и налоговый учет» позволит увидеть недавно созданный проводки. Важно проверить их на ошибки и опечатки. Если таковых нет, то предприниматель жмёт на пункт «Записать и закрыть» для сохранения бухгалтерской записи в программе 1С 8.3.
Аналогичным методом возможно создать стандартные проводки при начислении государственной пошлины с целью экономии своего личного времени на работе в программе 1С 8.3.
Сервисы, помогающие в работе бухгалтера, вы можете приобрести здесь.
Какие делать проводки в бухучете по налоговым штрафам и пеням
Штрафов и пеней по налогам, пожалуй, мало кому удается избежать. Они, как говорится, прочно вошли в нашу жизнь. Ну а бухгалтеру важно правильно отразить их в учете, тем более, что различия есть. Отразить в бухгалтерском учете сумму налогового штрафа можно двумя способами. Оба предусмотрены правилами бухучета. Для пеней же предусмотрен лишь один вариант.
Штраф – в расходы
Штраф – это наказание за налоговое правонарушение (п. 1 и 2 ст. 114 НК РФ).
Сумма штрафа (кроме штрафа по налогу на прибыль) может быть признан в расходах, которые учитывается при определении финансового результата.
Начисление штрафа соответствует понятию расхода, так как это ведет к возникновению обязательства, приводящего к уменьшению капитала (п. 2 ПБУ10/99 «Расходы организации»).
В отчете о финансовых результатах эти суммы формируют прибыль (убыток) до налогообложения в составе прочих расходов. Ведь данный расход не связан с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, выполнением работ, оказанием услуг (п. 4, 5, 11 ПБУ 10/99). При этом расходы в виде штрафа признаются в том периоде, когда вступило в силу решение ИФНС о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 18 ПБУ 10/99).
При таком варианте учета налоговых штрафов сумма начисленной санкции, признанная расходом, образует постоянную разницу. Она, в свою очередь, приводит к возникновению постоянного налогового расхода (п. 4, 7 ПБУ 18/02).
Проводки бухгалтер сделает такие:
Дебет 91-2 Кредит 68
— признана прочим расходом сумма штрафа за налоговое правонарушение;
Дебет 99 Кредит 68
— отражен постоянный налоговый расход.
Штраф – в уменьшение нераспределенной прибыли
Такой подход предусмотрен инструкцией по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. Приказом Минфина от 31 октября 2000 г. № 94н). «Штрафные» платежи проводятся по счету 99 «Прибыли и убытки» на дату вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
При этом варианте разниц, учитываемых по правилам ПБУ 18/02, не возникает.
Проводка будет такой:
Дебет 99 Кредит 68
— начислен штраф за налоговое правонарушение.
Пени – на расчеты с бюджетом
Начисление пени за несвоевременную уплату налога (авансовых платежей по нему) отражается по дебету счета 99 «Прибыли и убытки» и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» независимо от системы налогообложения (инструкция по применению плана счетов, письмо Минфина от 28 декабря 2016 г. № 07-04-09/78875).
Проводка будет такой:
Дебет 99 Кредит 68
— начислены пени по налогу.
Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»
Налоговый учет санкций
Налоговый учет санкций по налогам не зависит от системы налогообложения.
электронное издание
100 БУХГАЛТЕРСКИХ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ ЭКСПЕРТОВ
Полезное издание с вопросами ваших коллег и подробными ответами
наших экспертов. Не совершайте чужих ошибок в своей работе!
Свежий выпуск издания доступен подписчикам бератора бесплатно.
Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.
*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование
Как отразить в учете пени и штрафы за несвоевременную уплату страховых взносов?
Как учитывать пени и штрафы, начисленные за неуплату, несвоевременную уплату страховых взносов, как в течение отчетного года, так и после утверждения годового отчета?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Пени и штрафы, начисленные за неуплату, несвоевременную уплату страховых взносов, учитываются в бухгалтерском учете в порядке, определенном учетной политикой организации.
Варианты учета приведены ниже.
Обоснование вывода:
Страховые взносы и штрафные санкции, связанные с исчислением страховых взносов, подлежат зачислению в бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ (ст. 146 БК РФ).
В соответствии с п. 12 ПБУ 10/99 к прочим расходам относятся в том числе штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; убытки прошлых лет, признанные в отчетном году; прочие расходы.
То есть п. 12 ПБУ 10/99 есть лишь указание на штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров.
При этом если суммы доначисленных налогов (взносов) могут относиться к прошлым периодам, то суммы штрафов и пеней к ним не относятся.
Начисление штрафов и пеней отражается в том периоде, в котором было вынесено решение по акту проверки (или судебное решение). Соответственно, пени и санкции также не могут быть учтены в качестве убытков прошлых лет.
При этом перечень расходов, относимых к прочим расходам организации, является открытым (п. 12 ПБУ 10/99).
То есть теоретически организация может использовать для учета штрафных санкций, связанных с исчислением страховых взносов, счет 91 «Прочие доходы и расходы».
Причем согласно п. 15 ПБУ 10/99 прочие расходы подлежат зачислению на счет прибылей и убытков организации, кроме случаев, когда законодательством или правилами бухгалтерского учета установлен иной порядок.
Кроме того в Инструкции также указано, что по кредиту счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» в корреспонденции со счетом прибылей или убытков отражается начисленная сумма пеней за несвоевременный взнос платежей.
Следовательно, исходя из положений Инструкции в совокупности с нормами Положения N 34н, полагаем, что пени и штрафы, начисленные (признанные) за неуплату, несвоевременную уплату страховых взносов, как в течение отчетного года, так и после утверждения годового отчета отражаются на счете 99 «Прибыли и убытки» в корреспонденции со счетом 69.
Согласно п. 7.1 ПБУ 1/2008 в случае если по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета в федеральных стандартах бухгалтерского учета не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то организация разрабатывает соответствующий способ исходя из требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами. При этом организация, основываясь на допущениях и требованиях, приведенных в п.п. 5 и 6 ПБУ 1/2008, использует последовательно следующие документы:
а) международные стандарты финансовой отчетности (МСФО);
б) положения федеральных и (или) отраслевых стандартов бухгалтерского учета по аналогичным и (или) связанным вопросам;
в) рекомендации в области бухгалтерского учета.
Отметим, что ПБУ 10/99 с 19.07.2017 признано федеральным стандартом (часть 1.1 ст. 30 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).
Однако, как было указано выше, в ПБУ 10/99 конкретный порядок учета штрафных санкций, связанных с исчислением налогов (сборов), взносов, не установлен.
Следовательно, в этом случае организация разрабатывает соответствующий способ учета, исходя в первую очередь из МСФО. Перечень МСФО и разъяснений, признанных на территории РФ, приведен в приказе Минфина России от 28.12.2015 N 217н.
Заметим, что МСФО, регулирующий учет налоговых и внебюджетных санкций, признанный на территории РФ, обнаружить не удалось.
Следовательно, при разработке учета налоговых и внебюджетных санкций организация последовательно может использовать Положение N 34н и Инструкцию, то есть выбрать способ учета, рекомендованный выше.
В целях применения Рекомендации под фискальными санкциями понимаются штрафы, пени и другие аналогичные обременения, налагаемые государством на организацию в связи с несвоевременной или неполной уплатой ею налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет, а также другими нарушениями законодательства, регулирующего уплату таких платежей (п. 1 Рекомендации).
Согласно Рекомендации фискальные санкции, признанные до окончания отчетного года или после окончания этого года, но до истечения периода событий после отчётной даты, относятся на ту же статью отчёта о финансовых результатах за отчётный период, на которую относится соответствующий налог, сбор или иной аналогичный платёж в бюджет (п. 3 Рекомендации).
В случае если фискальная санкция признана после указанного времени, она признаётся в составе прочих расходов (п. 4 Рекомендации).
При этом напомним, что в соответствии с п. 7.1 ПБУ 1/2008 Положение N 34н является приоритетным по сравнению с Рекомендацией. А как было уже отмечено, согласно п. 83 Положения N 34н конечный финансовый результат отражается за минусом причитающихся за счет прибыли установленных в соответствии с законодательством РФ налогов и иных аналогичных обязательных платежей, включая санкции за несоблюдение правил налогообложения.
Кроме того, в соответствии с п. 5 ПБУ 10/99 расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг.
На наш взгляд, штрафные санкции, связанные с несвоевременной уплатой, либо неверным исчислением налогов, взносов, учитываемых в составе расходов по обычным видам деятельности, не отвечают понятию расходов от обычных видов деятельности, приведенному в ПБУ 10/99. Учет штрафных санкций в составе расходов по обычным видам деятельности, по нашему мнению, может привести к необоснованному завышению себестоимости продукции (работ, услуг). Особенно это актуально в отношении товаров (работ, услуг), цены на которые регулируются государством.
Также необходимо отметить, что согласно п. 7.3 ПБУ 1/2008 в исключительных случаях, когда формирование учетной политики в соответствии с п.п. 7 и 7.1 ПБУ 1/2008 приводит к недостоверному представлению финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и движения ее денежных средств в бухгалтерской (финансовой) отчетности, организация вправе отступить от правил, установленных данными пунктами, при соблюдении всех условий, указанных в п. 7.3 ПБУ 1/2008.
Таким образом, в данном случае возможны несколько вариантов учета указанных в вопросе санкций.
Соответственно, организация должна самостоятельно определить порядок учета таких санкций с учетом предоставленных разъяснений и закрепить порядок в учетной политике в целях бухгалтерского учета.
На наш взгляд, в случае, если организация будет учитывать рассматриваемые санкции в соответствии с Рекомендацией, то в этом случае в бухгалтерском учете возникнет постоянное налоговое обязательство (п. 7 ПБУ 18/02), так как в налоговом учете такие расходы не признаются (п. 2 ст. 250 НК РФ).
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Учет пеней, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет;
— Энциклопедия решений. Пени, штрафы и иные санкции, перечисляемые в бюджет и т.п. (в целях налогообложения прибыли).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Башкирова Ираида
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Родюшкин Сергей
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.