на каком счете учитывать периодические издания
На каком счете учитывать периодические издания
Дата публикации 07.10.2020
Какими проводками отразить оплату периодического издания в сентябре 2020 года на 2021 год в учете бюджетного учреждения? Издание не предназначено для библиотечного фонда. Это газета на 2021 год, периодичность 4 раза в месяц. Счет-фактура будет в январе, феврале и т.д. 2021 г. Как отразить дебиторскую задолженность на конец 2020 г.?
Расходы по подписке на периодические и справочные издания отражаются по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ в увязке с видом расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд». Это установлено п. 10.2.6 порядка, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н, п. 48.2.4.4 порядка, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 № 85н.
Размеры авансовых платежей могут быть ограничены нормативным правовым актом публично-правового образования.
Правила распространения периодических печатных изданий по подписке утверждены постановлением Правительства РФ от 01.11.2001 № 759. Согласно п. 12 Правил № 759 подписчик может отказаться от исполнения договора подписки до передачи очередного экземпляра (экземпляров) периодического печатного издания. При этом подписчику выплачивается цена подписки недополученных экземпляров.
По мере поступления экземпляров издания учреждению представляются документы, подтверждающие их отгрузку (накладные, счета-фактуры). На ежедневные газеты, как правило, оформляется один счет-фактура за месяц или квартал. Расходы также ежемесячно в течение периода подписки списываются на себестоимость готовой продукции, работ, услуг (финансовый результат текущего периода).
Если никаких документов при поступлении экземпляра газеты учреждению не представляется, для подтверждения факта получения издания целесообразно составлять акт в произвольной форме, который содержит обязательные реквизиты согласно п. 25 СГС «Концептуальные основы», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н. Можно также регистрировать получение изданий в журнале, книге или другом специальном регистре, самостоятельно разработанном учреждением.
Таким образом, расходы по подписке отражаются в учете записями:
Дебиторская задолженность на конец 2020 года отразится на счете 206 26. Наличие остатка на счете 206 26 допустимо и означает, что в учреждении ожидается оказание услуг в счет перечисленного ранее аванса.
Для учета периодических изданий, которые не включаются в состав библиотечного фонда, забалансового счета не предусмотрено. С целью контроля за сохранностью полученных по подписке журналов и газет учреждение вправе ввести дополнительный забалансовый счет (п. 332 Инструкции № 157н) либо разработать систему внеучетного контроля (без применения забалансовых счетов), например, вести журнал учета периодических изданий.
Энциклопедия решений. Счет 23 «Периодические издания для пользования» (для бюджетной сферы)
Счет 23 «Периодические издания для пользования» (для госсектора)
ГАРАНТ:
Материал могут применять казенные, бюджетные и автономные учреждения, органы государственной власти (местного самоуправления) и другие организации госсектора
Напомним, что под «периодическими печатными изданиями» понимаются газеты, журналы, альманахи, бюллетени и иные издания, имеющие постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже 1 раза в год (см. п. 2 Правил распространения периодических печатных изданий по подписке, утвержденных постановлением Правительства РФ от 01.11.2001 N 759).
Учет таких периодических изданий (газет, журналов и т.п.), приобретаемых госучреждениями для комплектации библиотечных фондов, в соответствии с п. 377 Инструкции N 157н, ведется учреждением на забалансовом счете 23 «Периодические издания для пользования».
Учет периодических изданий на забалансовом счете 23 осуществляется в условной оценке: один объект (номер журнала, годовой комплект газеты), один рубль.
Принятие к учету на забалансовом счете 23 полученных (принятых) периодических изданий осуществляется на основании первичных документов, предоставляемых поставщиками (контрагентами учреждения). Кроме того, поступление периодических изданий в библиотечный фонд учреждения в бухгалтерском учете может быть оформлено актом (иным документом), разработанным учреждением для этих целей самостоятельно в рамках формирования учетной политики.
Аналитический учет периодических изданий по забалансовому счету 23 ведется в Карточке количественно-суммового учета материальных ценностей (ф. 0504041) (п. 378 Инструкции N 157н).
Пример
В бухгалтерском учете следует сделать записи:
Оплачен аванс в размере 100% за периодические печатные издания (по факту оплаты на основании подписного документа)
Отнесение подписчиком на расходы стоимости поступивших журналов (ежемесячно на основании накладных распространителя)
Ежемесячный зачет аванса (по стоимости поступивших журналов)
Поступивший экземпляр журнала учтен на забалансовом счете (ежемесячно)
Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Материал приводится по состоянию на август 2021 года.
См. содержание Энциклопедии решений
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в Энциклопедии решений и других аналитических материалах :
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты:
С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
А. Семенюк, заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России), государственный советник РФ 3 класса
Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор
А. Кулаков, начальник отдела учета и отчетности ФГБУ «Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко» Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы «1С» в организациях бюджетной сферы
Сотрудники направления «Бюджетная сфера» компании «Гарант»:
В. Пименов, руководитель объединенной редакции «Бюджетная сфера» и Департамента бюджетной методологии компании «Гарант», эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова
Объединенная редакция «Бюджетная сфера»:
А. Шершнева, заместитель руководителя редакции, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса, методолог
Т. Разрезова, шеф-редактор, государственный советник 1 класса, методолог
Н. Андреева, редактор-эксперт, профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
О. Левина, редактор-эксперт, советник государственной гражданской службы 1 класса
О. Монако, редактор-эксперт по вопросам налогообложения, аудитор
А. Кузьмина, редактор-эксперт по юридическим вопросам, кандидат юридических наук
Н. Верхова, редактор-эксперт по юридическим вопросам
Департамент бюджетной методологии:
А. Суховерхова, заместитель руководителя департамента, член Союза развития государственных финансов
Ю. Железнева, ведущий консультант-эксперт, профессиональный бухгалтер
Н. Старовойтова, консультант-эксперт
Э. Чевардина, консультант-эксперт
Центр осуществляет экспертную поддержку специалистов финансово-бюджетной сферы: бухгалтеров, экономистов, специалистов по налоговому учету, аудиторов (ревизоров), юристов, руководителей учреждений.
Какие задачи решает Центр:
1. Разработка единых методологических подходов к применению бюджетного законодательства.
2. Взаимодействие с органами госуправления и крупнейшими учреждениями.
3. Предоставление устных и письменных консультаций по бухгалтерскому (бюджетному) учету и отчетности в секторе госуправления, бюджетному законодательству, финансовому контролю и аудиту, правовому положению государственных (муниципальных) учреждений.
4. Подготовка новостных и аналитических материалов (энциклопедий, пошаговых инструкций, обзоров изменений законодательства и судебной практики, путеводителей, калькуляторов), интернет-рассылок, статей, репортажей и интервью как в текстовом, так и в видеоформате для всех продуктов компании «Гарант», включая систему ГАРАНТ и портал ГАРАНТ.РУ.
5. Анализ бухгалтерской (бюджетной) отчетности, учетной политики и подготовка предложений по оптимизации и автоматизации учетных процессов.
6. Оказание поддержки при проверках финансово-хозяйственной деятельности.
7. Организация и проведение региональных семинаров и круглых столов.
8. Разработка проектов локальных актов, включая учетную политику.
9. Разработка программ повышения квалификации.
10. Осуществление исследований по изучению тенденций, технологий и лучших практик внедрения новых положений бюджетного законодательства на федеральном, региональном и муниципальном уровне («Модели централизации учета, юридического и иного обслуживания учреждений»; «Практики организации внутреннего финансового контроля и аудита», «Модели налогового учета в учреждениях высшего образования», «Организация электронного документооборота при централизации бухгалтерского учета», «Сравнительные характеристики систем оплаты труда медицинских учреждений в различных регионах» и др.).
В Центре работают специалисты:
1. Занимавшие должности главных бухгалтеров (начальников отделов сводной отчетности) региональных министерств, главных бухгалтеров крупнейших федеральных учреждений и учреждений города Москвы, имеющие опыт составления сводной (консолидированной) отчетности.
2. Имеющие опыт контрольно-ревизионной работы в федеральных органах власти.
3. Имеющие опыт автоматизации учетных процессов в учреждениях и централизованных бухгалтериях, в том числе на базе 1С.
На каком счете учитывать периодические издания
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
В октябре 2018 года казенным учреждением заключен договор на подписку на информационное бухгалтерское издание. В состав подписки входят журнал и диск. Бюджет на шесть месяцев. Подписка оплачена в 2018 году. На всю сумму договора оформляется товарная накладная. Расходы понесены в целях сопровождения работы программного продукта. Журналы и диски поступают в учреждение ежемесячно, их стоимость отдельно в документах (договоре, накладной) не выделена. Журналы и диски хранятся в бухгалтерии, библиотечного фонда в учреждении нет, журналы и диски не предназначены для комплектации библиотечного фонда. Библиотечного фонда в учреждении нет, раньше такие расходы списывались на счет 40120 в общей сумме оплаты по договору. Нужно ли отражать по данному договору расходы будущих периодов по счету 40150 за январь-март 2019 года? Необходимо ли учитывать журнал и диск на забалансовом счете 23?
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Вопросы по закупке периодических изданий и их учету
Может ли учреждение культуры заключить контракт (договор) на подписку на периодические издания с единственным поставщиком?
Да, может на основании пп. 5, 14 п. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ[1].
Обоснование.
Случаи, при которых закупка периодических изданий может осуществляться у единственного поставщика (то есть без проведения торгов), приведены в ст. 93 Закона № 44-ФЗ. С учетом ее положений учреждение культуры может осуществлять закупку периодических изданий у единственного поставщика в следующих случаях:
1) если сумма закупки не превышает 600 000 руб. (пп. 5). При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании данного подпункта, не должен превышать:
либо 50 % совокупного годового объема закупок заказчика (должен составлять не более 30 млн руб.);
2) при закупке печатных изданий или электронных изданий определенных авторов у издателей в случае, если указанным издателям принадлежат исключительные права или исключительные лицензии на использование таких изданий, а также при закупке услуг по предоставлению доступа к данным электронным изданиям для обеспечения деятельности государственных и муниципальных библиотек, образовательных учреждений, научных организаций. В этом случае ограничений по сумме закупки нет.
Правомерно ли установление в договоре о подписке на периодические печатные издания (их приобретении) предоплаты в размере 100 %?
Обоснование. В соответствии с пп. «в» п. 18 Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 09.12.2017 № 1496 (далее – Положение № 1496), получатели средств федерального бюджета вправе в заключаемых ими договорах (государственных контрактах) о подписке на печатные издания и об их приобретении предусматривать авансовые платежи в размере до 100 % суммы договора (государственного контракта).
Отметим, что в силу п. 16.1 ст. 30 Федерального закона № 83-ФЗ[2], п. 3.11-1 ст. 2 Федерального закона № 174-ФЗ[3] бюджетные учреждения при заключении контрактов (договоров) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, предусматривающих авансовые платежи, также вправе руководствоваться нормами пп. «в» п. 18 Положения № 1496.
Могут ли бюджетные (автономные) учреждения культуры оплачивать подписку на профессиональные журналы?
Могут, если расходы обозначены в плане финансово-хозяйственной деятельности.
Обоснование. Финансовое обеспечение деятельности бюджетных и автономных учреждений согласно положениям п. 1 ст. 78.1 БК РФ, ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», ст. 4 Федерального закона № 174-ФЗ осуществляется посредством предоставления из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, целевых субсидий и средств от иной приносящей доход деятельности, осуществляемой в соответствии с уставами указанных учреждений.
Документом, определяющим направления использования бюджетными (автономными) учреждениями вышеуказанных средств, является план финансово-хозяйственной деятельности государственного учреждения (далее – план ФХД), составляемый и утверждаемый в порядке, установленном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении учреждения, в соответствии с Требованиями к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденными Приказом Минфина РФ от 31.08.2018 № 186н.
Показатели плана ФХД по выплатам учреждения формируются на соответствующий финансовый год в соответствии с расчетами (обоснованиями) плановых показателей по выплатам, формируемых с учетом норм трудовых, материальных, технических ресурсов, используемых для оказания учреждением услуг (выполнения работ), а также требований, установленных нормативными правовыми (правовыми) актами, в том числе ГОСТами, СНиПами, СанПиНами, стандартами, порядками и регламентами (паспортами) оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).
План ФХД учреждения утверждается руководителем данного учреждения, если иное не установлено органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.
Исходя из вышеизложенного, осуществление расходов, связанных с оплатой подписки на профессиональные журналы, бюджетными и автономными учреждениями возможно при наличии в плане ФХД соответствующих направлений выплат и расчетов (обоснований) плановых показателей по указанным выплатам. Подтверждает данный вывод Письмо Минфина РФ от 18.03.2020 № 09-07-09/20728.
По каким КБК следует оплачивать договоры о подписке на периодические издания?
Оплата таких договоров отражается по КВР 244 в увязке с подстатьей 226 КОСГУ.
Обоснование. Согласно п. 10.2.6 Порядка № 209н[4] расходы на подписку на периодические и справочные издания, в том числе для читальных залов библиотек (с учетом доставки подписных изданий, если она предусмотрена в договоре подписки), отражаются по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.
Данная подстатья применяется в увязке с КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» (п. 48.2.4.4 Порядка № 85н[5]).
На каком счете учитываются периодические издания, приобретаемые для пополнения библиотечного фонда?
Для учета таких объектов предназначен забалансовый счет 23.
Обоснование. В соответствии с п. 377 Инструкции № 157н[6] для учета периодических изданий (газет, журналов и т. п.), приобретаемых для комплектации библиотечного фонда, используется забалансовый счет 23 «Периодические издания для пользования». Учет на данном счете ведется в условной оценке «один объект (номер журнала, годовой комплект газеты) – 1 руб.».
Выбытие периодических изданий с забалансового счета 23 отражается на основании решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов, оформленного первичным учетным документом (актом приема-передачи, актом на списание, иным актом).
Аналитический учет по забалансовому счету 23 ведется по объектам учета в карточке количественно-суммового учета материальных ценностей (п. 378 Инструкции № 157н).
Библиотека (бюджетное учреждение) в целях пополнения библиотечного фонда заключила договор на подписку на ежемесячный журнал на второе полугодие 2020 года. Полная стоимость подписки (6 номеров) составляет 420 руб. (70 руб. за номер). Расходы на подписку оплачиваются за счет субсидии, предоставленной на выполнение государственного задания.
В бухгалтерском учете библиотеки данные операции будут отражены следующим образом:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Сумма, руб.
Оплачена подписка в учреждении на журнал
Забалансовый счет 18 (КВР 244 / подстатья 226 КОСГУ)
Отражены расходы на подписку на журнал на момент поступления очередного номера (ежемесячно)
Одновременно поступивший номер журнала принимается к забалансовому учету (ежемесячно)
Забалансовый счет 23
Зачтен ранее перечисленный аванс на сумму поступившего номера журнала
В какой момент в бухгалтерском учете отражаются расходы на подписку на газеты, которые включаются в состав библиотечного фонда, а также принимаются к учету сами газеты?
Порядок принятия к учету подписных газет целесообразно закрепить в учетной политике.
Обоснование. Согласно действующему законодательству в целях внутрибиблиотечного учета и в целях бухгалтерского учета единицей учета газет является годовой комплект (п. 2.1 Порядка № 1077[7], п. 377 Инструкции № 157н). То есть, в отличие от журналов, газеты принимаются к учету не отдельными номерами, а годовым комплектом.
Поскольку полный годовой комплект газеты учреждение-подписчик получает только в конце года, принять его к учету, а также отнести на расходы полную стоимость подписки оно сможет лишь в конце года.
Вместе с тем, по нашему мнению, учреждение вправе самостоятельно установить и закрепить в учетной политике иной порядок принятия к учету таких периодических изданий, как газеты. Например, оно может принять за единицу учета газет не годовой комплект, а номер газеты или установить периодичность отражения расходов на подписку на газеты в сумме поступивших номеров за месяц или квартал.
На каком счете учитываются периодические издания, приобретаемые не для пополнения библиотечного фонда (например, бухгалтерские, кадровые и правовые журналы)?
Отдельный счет для учета таких объектов законодательством не предусмотрен. При этом в целях обеспечения сохранности изданий учреждения вправе ввести дополнительный забалансовый счет для их учета.
Обоснование. Бухгалтерского счета для учета периодических изданий, приобретаемых не для пополнения библиотечного фонда, Инструкция № 157н не предусматривает. Вместе с тем государственным (муниципальным) учреждениям предоставлено право вводить дополнительные забалансовые счета для сбора информации в целях обеспечения управленческого учет периодических изданий, а также для обеспечения внутреннего контроля за сохранностью имущества (п. 332 Инструкции № 157н).
Таким образом, в целях обеспечения сохранности периодических изданий, не включаемых в библиотечный фонд, учреждения вправе самостоятельно ввести забалансовый счет для их учет периодических изданий.
Стоит отметить, что расходы на приобретение периодических изданий не для пополнения библиотечного фонда, как и библиотечная периодика, отражаются по КВР 244 «Прочая закупка периодических изданий, товаров, работ и услуг» и подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.
Учреждение культуры (автономное учреждение) за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, оформило годовую подписку на ежемесячный бухгалтерский журнал, необходимый для ведения хозяйственной деятельности учреждения. Стоимость одного номера журнала – 1 000 руб. Согласно условиям договора подписки учреждение осуществляет предоплату в сумме полной стоимости годовой подписки (12 000 руб.). Согласно учетной политике учреждения периодические издания, приобретенные не для пополнения библиотечного фонда, учитываются на дополнительном забалансовом счете 28.
В бухгалтерском учете учреждения данные операции будут отражены следующим образом:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Сумма, руб.
Оплачена годовая подписка в учреждении на журнал
Вопросы по закупке периодических изданий и их учету
Может ли учреждение культуры заключить контракт (договор) на подписку на периодические издания с единственным поставщиком?
Да, может на основании пп. 5, 14 п. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ[1].
Обоснование.
Случаи, при которых закупка периодических изданий может осуществляться у единственного поставщика (то есть без проведения торгов), приведены в ст. 93 Закона № 44-ФЗ. С учетом ее положений учреждение культуры может осуществлять закупку периодических изданий у единственного поставщика в следующих случаях:
1) если сумма закупки не превышает 600 000 руб. (пп. 5). При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании данного подпункта, не должен превышать:
либо 50 % совокупного годового объема закупок заказчика (должен составлять не более 30 млн руб.);
2) при закупке печатных изданий или электронных изданий определенных авторов у издателей в случае, если указанным издателям принадлежат исключительные права или исключительные лицензии на использование таких изданий, а также при закупке услуг по предоставлению доступа к данным электронным изданиям для обеспечения деятельности государственных и муниципальных библиотек, образовательных учреждений, научных организаций. В этом случае ограничений по сумме закупки нет.
Правомерно ли установление в договоре о подписке на периодические печатные издания (их приобретении) предоплаты в размере 100 %?
Обоснование. В соответствии с пп. «в» п. 18 Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 09.12.2017 № 1496 (далее – Положение № 1496), получатели средств федерального бюджета вправе в заключаемых ими договорах (государственных контрактах) о подписке на печатные издания и об их приобретении предусматривать авансовые платежи в размере до 100 % суммы договора (государственного контракта).
Отметим, что в силу п. 16.1 ст. 30 Федерального закона № 83-ФЗ[2], п. 3.11-1 ст. 2 Федерального закона № 174-ФЗ[3] бюджетные учреждения при заключении контрактов (договоров) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, предусматривающих авансовые платежи, также вправе руководствоваться нормами пп. «в» п. 18 Положения № 1496.
Могут ли бюджетные (автономные) учреждения культуры оплачивать подписку на профессиональные журналы?
Могут, если расходы обозначены в плане финансово-хозяйственной деятельности.
Обоснование. Финансовое обеспечение деятельности бюджетных и автономных учреждений согласно положениям п. 1 ст. 78.1 БК РФ, ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», ст. 4 Федерального закона № 174-ФЗ осуществляется посредством предоставления из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, целевых субсидий и средств от иной приносящей доход деятельности, осуществляемой в соответствии с уставами указанных учреждений.
Документом, определяющим направления использования бюджетными (автономными) учреждениями вышеуказанных средств, является план финансово-хозяйственной деятельности государственного учреждения (далее – план ФХД), составляемый и утверждаемый в порядке, установленном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении учреждения, в соответствии с Требованиями к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденными Приказом Минфина РФ от 31.08.2018 № 186н.
Показатели плана ФХД по выплатам учреждения формируются на соответствующий финансовый год в соответствии с расчетами (обоснованиями) плановых показателей по выплатам, формируемых с учетом норм трудовых, материальных, технических ресурсов, используемых для оказания учреждением услуг (выполнения работ), а также требований, установленных нормативными правовыми (правовыми) актами, в том числе ГОСТами, СНиПами, СанПиНами, стандартами, порядками и регламентами (паспортами) оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).
План ФХД учреждения утверждается руководителем данного учреждения, если иное не установлено органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.
Исходя из вышеизложенного, осуществление расходов, связанных с оплатой подписки на профессиональные журналы, бюджетными и автономными учреждениями возможно при наличии в плане ФХД соответствующих направлений выплат и расчетов (обоснований) плановых показателей по указанным выплатам. Подтверждает данный вывод Письмо Минфина РФ от 18.03.2020 № 09-07-09/20728.
По каким КБК следует оплачивать договоры о подписке на периодические издания?
Оплата таких договоров отражается по КВР 244 в увязке с подстатьей 226 КОСГУ.
Обоснование. Согласно п. 10.2.6 Порядка № 209н[4] расходы на подписку на периодические и справочные издания, в том числе для читальных залов библиотек (с учетом доставки подписных изданий, если она предусмотрена в договоре подписки), отражаются по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.
Данная подстатья применяется в увязке с КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» (п. 48.2.4.4 Порядка № 85н[5]).
На каком счете учитываются периодические издания, приобретаемые для пополнения библиотечного фонда?
Для учета таких объектов предназначен забалансовый счет 23.
Обоснование. В соответствии с п. 377 Инструкции № 157н[6] для учета периодических изданий (газет, журналов и т. п.), приобретаемых для комплектации библиотечного фонда, используется забалансовый счет 23 «Периодические издания для пользования». Учет на данном счете ведется в условной оценке «один объект (номер журнала, годовой комплект газеты) – 1 руб.».
Выбытие периодических изданий с забалансового счета 23 отражается на основании решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов, оформленного первичным учетным документом (актом приема-передачи, актом на списание, иным актом).
Аналитический учет по забалансовому счету 23 ведется по объектам учета в карточке количественно-суммового учета материальных ценностей (п. 378 Инструкции № 157н).
Библиотека (бюджетное учреждение) в целях пополнения библиотечного фонда заключила договор на подписку на ежемесячный журнал на второе полугодие 2020 года. Полная стоимость подписки (6 номеров) составляет 420 руб. (70 руб. за номер). Расходы на подписку оплачиваются за счет субсидии, предоставленной на выполнение государственного задания.
В бухгалтерском учете библиотеки данные операции будут отражены следующим образом:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Сумма, руб.
Оплачена подписка в учреждении на журнал
Забалансовый счет 18 (КВР 244 / подстатья 226 КОСГУ)
Отражены расходы на подписку на журнал на момент поступления очередного номера (ежемесячно)
Одновременно поступивший номер журнала принимается к забалансовому учету (ежемесячно)
Забалансовый счет 23
Зачтен ранее перечисленный аванс на сумму поступившего номера журнала
В какой момент в бухгалтерском учете отражаются расходы на подписку на газеты, которые включаются в состав библиотечного фонда, а также принимаются к учету сами газеты?
Порядок принятия к учету подписных газет целесообразно закрепить в учетной политике.
Обоснование. Согласно действующему законодательству в целях внутрибиблиотечного учета и в целях бухгалтерского учета единицей учета газет является годовой комплект (п. 2.1 Порядка № 1077[7], п. 377 Инструкции № 157н). То есть, в отличие от журналов, газеты принимаются к учету не отдельными номерами, а годовым комплектом.
Поскольку полный годовой комплект газеты учреждение-подписчик получает только в конце года, принять его к учету, а также отнести на расходы полную стоимость подписки оно сможет лишь в конце года.
Вместе с тем, по нашему мнению, учреждение вправе самостоятельно установить и закрепить в учетной политике иной порядок принятия к учету таких периодических изданий, как газеты. Например, оно может принять за единицу учета газет не годовой комплект, а номер газеты или установить периодичность отражения расходов на подписку на газеты в сумме поступивших номеров за месяц или квартал.
На каком счете учитываются периодические издания, приобретаемые не для пополнения библиотечного фонда (например, бухгалтерские, кадровые и правовые журналы)?
Отдельный счет для учета таких объектов законодательством не предусмотрен. При этом в целях обеспечения сохранности изданий учреждения вправе ввести дополнительный забалансовый счет для их учета.
Обоснование. Бухгалтерского счета для учета периодических изданий, приобретаемых не для пополнения библиотечного фонда, Инструкция № 157н не предусматривает. Вместе с тем государственным (муниципальным) учреждениям предоставлено право вводить дополнительные забалансовые счета для сбора информации в целях обеспечения управленческого учет периодических изданий, а также для обеспечения внутреннего контроля за сохранностью имущества (п. 332 Инструкции № 157н).
Таким образом, в целях обеспечения сохранности периодических изданий, не включаемых в библиотечный фонд, учреждения вправе самостоятельно ввести забалансовый счет для их учет периодических изданий.
Стоит отметить, что расходы на приобретение периодических изданий не для пополнения библиотечного фонда, как и библиотечная периодика, отражаются по КВР 244 «Прочая закупка периодических изданий, товаров, работ и услуг» и подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.
Учреждение культуры (автономное учреждение) за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, оформило годовую подписку на ежемесячный бухгалтерский журнал, необходимый для ведения хозяйственной деятельности учреждения. Стоимость одного номера журнала – 1 000 руб. Согласно условиям договора подписки учреждение осуществляет предоплату в сумме полной стоимости годовой подписки (12 000 руб.). Согласно учетной политике учреждения периодические издания, приобретенные не для пополнения библиотечного фонда, учитываются на дополнительном забалансовом счете 28.
В бухгалтерском учете учреждения данные операции будут отражены следующим образом:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Сумма, руб.
Оплачена годовая подписка в учреждении на журнал