на каком снежном покрове применяют грунтовые мази

В) нанесение горячего парафина или мази, которые тут же снимают скребком и очищают качественной смывкой.

В) рекомендуются лыжи длиной, превышающей рост спортсмена на 20 см.

4. Назовите основной критерий выбора лыж по жесткости:

а) стиль передвижения;

б) назначение лыж (для соревнований или для прогулок);

В) вес спортсмена.

на каком снежном покрове применяют грунтовые мази. Смотреть фото на каком снежном покрове применяют грунтовые мази. Смотреть картинку на каком снежном покрове применяют грунтовые мази. Картинка про на каком снежном покрове применяют грунтовые мази. Фото на каком снежном покрове применяют грунтовые мази5. Назовите особенности жесткости лыж для конькового и классического стилей:

а) лыжи для коньковых ходов должны быть несколько жестче классических;

б) лыжи для классических ходов должны быть несколько жестче коньковых;

6. Укажите части, на которые условно делят лыжу:

а) боковая, передняя, задняя;

б) скользящая, верхняя, площадка для крепления;

В) носочная часть, колодка (грузовая площадка), пяточная часть, желобок, весовой прогиб.

7. Объясните, что такое колодка (грузовая площадка) лыжи?

а) носочная, более широкая, часть лыжи;

б) средняя, заметно утолщенная часть лыжи;

в) пяточная, более тонкая, часть лыжи.

8. Каково назначение желобка на скользящей поверхности лыжи:

а) сохранять лыжную мазь;

б) увеличивать прочность лыжи;

В) обеспечивать прямолинейное движение.

9. Объясните основное назначение «правильной» колодки (ее достаточной длины) для классических ходов:

а) обеспечение сцепления лыжи при отталкивании и при скольжении;

б) определение зоны смазки лыж держащей мазью, обеспечение сцепления лыж при отталкивании и их бесконтактности в районе колодки при скольжении на двух лыжах;

в) обеспечение бесконтактного в районе колодки скольжения при отталкивании ногой.

10. Приведите пример простейшего способа подбора лыж по жесткости с учетом веса:

а) сложить лыжи скользящими поверхностями, обхватить кистью руки центральную часть колодки и сжать лыжи: при оптимальной жесткости они почти полностью соприкасаются под колодкой;

б) сложить лыжи скользящими поверхностями, обхватить кистью руки центральную часть колодки, и если при сильном сжатии под колодкой остается зазор более 3 мм, то жесткость лыж соответствует весу;

в) оптимальные по жесткости лыжи при легком сжатии кистью руки под колодкой соприкасаются.

11. Выделите приемлемую длину лыжных палок для классического стиля:

а) длина палок на 30 см меньше роста лыжника;

б) длина палок равна росту лыжника;

в) длина палок немного больше роста спортсмена.

12. Назовите рекомендуемую длину лыжных палок для конькового стиля:

а) длина палок равна росту спортсмена;

б) длина палок несколько превышает рост спортсмена;

В) длина палок на 20 см меньше роста лыжника.

13. Укажите правильный вариант держания лыжной палки:

а) кисть продевается в ремешок сверху и опирается на рукоятку;

б) кисть продевается в ремешок снизу и опирается на него;

в) правильны оба предыдущих варианта.

14. Какие лыжные крепления преимущественно используют лыжники-гонщики?

15. Назовите место первого шурупа при постановке креплений на классические лыжи:

а) на месте пересечения поперечной оси центра тяжести лыжи с ее продольной серединой;

б) в 20 см от пятки лыжи;

в) в 20 см от носка лыжи.

16. Каковы существенные особенности постановки креплений на коньковые лыжи?

а) первый шуруп располагают на середине лыжи;

б) первый шуруп располагают на 2-3 см впереди места пересечения поперечной оси центра тяжести лыжи с ее продольной серединой;

в) первый шуруп располагают там же, где и на классических лыжах.

17. Объясните основное назначение парафинов и лыжных мазей:

а) защищать лыжи от механических повреждений;

б) улучшать скольжение и обеспечивать хорошее сцепление лыж со снегом;

в) обеспечивать длительное сохранение мази на скользящей поверхности.

18. Назовите цвет мази, предназначенной для температуры ниже минус 15 градусов:

В) зеленый.

19. Назовите цвет мази, предназначенной для температуры минус 3-7 градусов:

б) синий/голубой;

20. Назовите цвет мази для плюсовой температуры:

а) красный, желтый, серебряный;

21. Назовите снежный покров, на котором отмечается лучшее скольжение:

б) на свежевыпавшем снеге;

в) на падающем снеге.

22. На каком снежном покрове применяют грунтовые мази?

а) на жестком смерзшемся снеге;

б) на свежевыпавшем снеге;

в) на падающем снеге.

23. От чего зависит толщина слоя лыжной мази?

а) от рельефа трассы;

б) от длины дистанции;

в) от температуры воздуха.

24. Назовите трассы, на которых незначительная «отдача» компенсируется лучшим скольжением:

б) равнинные и слабопересеченные;

в) трассы с разнообразным рельефом.

25. Какой способ снятия мази предпочтительнее для соревновательных лыж?

а) термический с использованием газовой горелки;

б) химический с использованием растворителей;

в) нанесение горячего парафина или мази, которые тут же снимают скребком и очищают качественной смывкой.

26. Каковы существенные особенности смазки классических лыж?

а) носочную и пяточную части скользящей поверхности лыжи смазывают мазью для скольжения или парафинят, а колодку смазывают мазью для сцепления;

б) всю скользящую поверхность лыжи смазывают мазью, обеспечивающей хорошее сцепление;

в) всю скользящую поверхность лыжи смазывают мазью, обеспечивающей хорошее скольжение.

27. Каковы существенные особенности смазки коньковых лыж?

а) носочную и пяточную части скользящей поверхности лыжи смазываются мазью для скольжения или парафинят, колодку смазывают мазью для сцепления.

б) всю скользящую поверхность лыжи смазывают мазью, обеспечивающей хорошее сцепление;

Источник

Ответы к тесту по физкультуре 54 вопроса

4. Назовите основной критерий выбора лыж по жесткости:
а) стиль передвижения;
б) назначение лыж (для соревнований или для прогулок);
+В) вес спортсмена.

5. Назовите особенности жесткости лыж для конькового и классического стилей:
+а) лыжи для коньковых ходов должны быть несколько жестче классических;
б) лыжи для классических ходов должны быть несколько жестче коньковых;
в) различий нет.

6. Укажите части, на которые условно делят лыжу:
а) боковая, передняя, задняя;
б) скользящая, верхняя, площадка для крепления;
+В) носочная часть, колодка (грузовая площадк+а), пяточная часть, желобок, весовой прогиб.

7. Объясните, что такое колодка (грузовая площадка) лыжи?
а) носочная, более широкая, часть лыжи;
+б) средняя, заметно утолщенная часть лыжи;
в) пяточная, более тонкая, часть лыжи.

8. Каково назначение желобка на скользящей поверхности лыжи:
а) сохранять лыжную мазь;
б) увеличивать прочность лыжи;
+В) обеспечивать прямолинейное движение.

9. Объясните основное назначение «правильной» колодки (ее достаточной длины) для классических ходов:
а) обеспечение сцепления лыжи при отталкивании и при скольжении;
+б) определение зоны смазки лыж держащей мазью, обеспечение сцепления лыж при отталкивании и их бесконтактности в районе колодки при скольжении на двух лыжах;
в) обеспечение бесконтактного в районе колодки скольжения при отталкивании ногой.

10. Приведите пример простейшего способа подбора лыж по жесткости с учетом веса:
+а) сложить лыжи скользящими поверхностями, обхватить кистью руки центральную часть колодки и сжать лыжи: при оптимальной жесткости они почти полностью соприкасаются под колодкой;
б) сложить лыжи скользящими поверхностями, обхватить кистью руки центральную часть колодки, и если при сильном сжатии под колодкой остается зазор более 3 мм, то жесткость лыж соответствует весу;
в) оптимальные по жесткости лыжи при легком сжатии кистью руки под колодкой соприкасаются.

11. Выделите приемлемую длину лыжных палок для классического стиля:
+а) длина палок на 30 см меньше роста лыжника;
б) длина палок равна росту лыжника;
в) длина палок немного больше роста спортсмена.

12. Назовите рекомендуемую длину лыжных палок для конькового стиля:
а) длина палок равна росту спортсмена;
б) длина палок несколько превышает рост спортсмена;
+В) длина палок на 20 см меньше роста лыжника.

13. Укажите правильный вариант держания лыжной палки:
а) кисть продевается в ремешок сверху и опирается на рукоятку;
+б) кисть продевается в ремешок снизу и опирается на него;
в) правильны оба предыдущих варианта.

15. Назовите место первого шурупа при постановке креплений на классические лыжи:
+а) на месте пересечения поперечной оси центра тяжести лыжи с ее продольной серединой;
б) в 20 см от пятки лыжи;
в) в 20 см от носка лыжи.

16. Каковы существенные особенности постановки креплений на коньковые лыжи?
а) первый шуруп располагают на середине лыжи;
+б) первый шуруп располагают на 2-3 см впереди места пересечения поперечной оси центра тяжести лыжи с ее продольной серединой;
в) первый шуруп располагают там же, где и на классических лыжах.

17. Объясните основное назначение парафинов и лыжных мазей:
а) защищать лыжи от механических повреждений;
+б) улучшать скольжение и обеспечивать хорошее сцепление лыж со снегом;
в) обеспечивать длительное сохранение мази на скользящей поверхности.

18. Назовите цвет мази, предназначенной для температуры ниже минус 15 градусов:
а) желтый;
б) красный;
+В) зеленый.

19. Назовите цвет мази, предназначенной для температуры минус 3-7 градусов:
а) серебряный;
+б) синий/голубой;
в) зеленый.

20. Назовите цвет мази для плюсовой температуры:
+а) красный, желтый, серебряный;
б) синий/голубой;
в) зеленый.

22. На каком снежном покрове применяют грунтовые мази?
+а) на жестком смерзшемся снеге;
б) на свежевыпавшем снеге;
в) на падающем снеге.

23. От чего зависит толщина слоя лыжной мази?
а) от рельефа трассы;
+б) от длины дистанции;
в) от температуры воздуха.

24. Назовите трассы, на которых незначительная «отдача» компенсируется лучшим скольжением:
а) сильнопересеченные;
+б) равнинные и слабопересеченные;
в) трассы с разнообразным рельефом.

25. Какой способ снятия мази предпочтительнее для соревновательных лыж?
а) термический с использованием газовой горелки;
б) химический с использованием растворителей;
+в) нанесение горячего парафина или мази, которые тут же снимают скребком и очищают качественной смывкой.

26. Каковы существенные особенности смазки классических лыж?
+а) носочную и пяточную части скользящей поверхности лыжи смазывают мазью для скольжения или парафинят, а колодку смазывают мазью для сцепления;
б) всю скользящую поверхность лыжи смазывают мазью, обеспечивающей хорошее сцепление;
в) всю скользящую поверхность лыжи смазывают мазью, обеспечивающей хорошее скольжение.

27. Каковы существенные особенности смазки коньковых лыж?
а) носочную и пяточную части скользящей поверхности лыжи смазываются мазью для скольжения или парафинят, колодку смазывают мазью для сцепления.
б) всю скользящую поверхность лыжи смазывают мазью, обеспечивающей хорошее сцепление;

18. Составьте перечень способов передвижения на лыжах, которыеотносят к группе простых упражнений:
+а) стойки спусков, подъемы «лесенкой», «ёлочкой», «полуёлочкой», повороты на месте;
б) коньковые и классические лыжные ходы;
в) способы поворотов в движении и торможений.

19. К какой группе упражнений (по сложности) относится попеременный двухшажный классический ход?
+а) сложные;
б) простые;
в) доступные.

20. Раскройте принцип систематичности в обучении:
а) регулярность занятий только в зимний период;
+б) стабильная регулярность и соблюдение основных методических правил от легкого к трудному, от простого к сложному, от известного к неизвестному;
в) чередование регулярных занятий и длительных перерывов.

21. Объясните, какой должна быть демонстрация (показ) изучаемого упражнения?
а) демонстрируют два варианта упражнения: с характерными ошибками в технике изучаемого упражнения и без технических ошибок;
+б) необходим образцовый показ без технических ошибок в обычном, затем замедленном и, наконец, в быстром(соревновательном) темпе;
в) демонстрируют с акцентом на характерных ошибках.

22. Дайте общую характеристику практического метода опробования упражнения:
а) опробование упражнения применяют с целью выявления характерных ошибок;
+б) опробование упражнения дает возможность занимающимся как можно точнее воспроизвести (скопировать) изучаемое упражнение, зафиксировать мышечные ощущения, сконцентрировать внимание на основных элементах упражнения и ритме его выполнения, позволяет преподавателю оценить уровень подготовленности занимающихся к освоению изучаемого упражнения и выявить главные технические ошибки;
в) опробование используют только при овладении подводящими и имитационными упражнениями, выполняя их в слабом и сильном темпе.

26. Каким способам передвижения обучают на учебной площадке?
+а) классическим и коньковым лыжным ходам;
б) повороту «плугом» и способам торможения;
в) стойкам спусков и преодолению неровностей.

27. Выделите способы передвижения, которыми овладевают на учебном склоне:
а) коньковыми и классическими лыжными ходами;
+б) стойками спусков, способами подъемов, поворотов, торможений, преодоления неровностей;
в) переходами с одного лыжного хода на другой.

28. Выберите наиболее предпочтительную крутизну учебного склона:
а) крутой;
+б) не больше средней крутизны;
в) больше средней крутизны.

31. Какой рельеф предпочительнее для учебной лыжни?
а) равнинный;
б) с пологим подъемом, переходящим в затяжной спуск;
34. Из каких студентов формируют специальное учебное отделение?
+а) отнесенных по результатам медицинского обследования к специальной медицинской группе;
б) желающих совершенствоваться в избранном виде спорта;
в) физически подготовленных.

35. Из каких студентов формируется отделение спортивного совершенствования?
а) зачисляют всех желающих;
+б) здоровых, имеющих спортивный разряд и желающих совершенствоваться в избранном виде спорта;
в) физически подготовленных студентов, имеющих материальные возможности для оплаты дополнительных тренировок.

36. Раскройте основную направленность занятий по лыжной подготовке для студентов основного отделения:
а) подготовка и участие в различных по масштабу соревнованиях по лыжам;
б) профилактика простудных заболеваний и укрепление организма.
В) укрепление здоровья, повышение работоспособности, совершенствование способов передвижения на лыжах, подготовка к выполнению нормативных требований по технической, физической и теоретической лыжной подготовке.

37. Раскройте основную направленность занятий по лыжной подготовке в группах специального отделения:
+а) повышение уровня здоровья, профилактика заболеваний и укрепление организма;
б) подготовка к участию и участие в студенческих соревнованиях по лыжным гонкам;
в) подготовка к выполнению нормативных требований по теоретической подготовке лыжника.

38. Какова направленность занятий в группах спортивного совершенствования, сформированных из студентов-лыжников?
а) профилактика заболеваний и укрепление здоровья;
+б) укрепление здоровья, повышение спортивного мастерства, участие в соревнованиях постепенно возрастающего масштаба, овладение основами организации и проведения спортивно-оздоровительных мероприятий;
в) подготовка к выполнению нормативных требований по технической, физической и теоретической подготовке лыжника.

39. Охарактеризуйте продолжительность и функциональную напряженность одного занятия на лыжах оздоровительной направленности:
а) не менее 2 ч с ЧСС = 140-160 уд/мин;
б) 15-20 мин с ЧСС = 100-110 уд/мин;
+в) 45-60 мин с ЧСС = 120-140 уд/мин.

40. Какое минимальное количество занятий в неделю необходимо для достижения оздоровительного эффекта?
а) ежедневно;
+б) три;
в) одно.

41. Оцените по системе Купера физическую подготовленность женщины, нагрузка которой в передвижении на лыжах составила за неделю 50 очков:
+а) отлично;
б) хорошо;
в) удовлетворительно;
г) плохо.

42. Оцените по системе Купера оздоровительный эффект лыжных занятий мужчины, набравшего за неделю 50 очков:
+а) хорошо;
б) удовлетворительно;
в) плохо;
г) очень плохо.

43. Какое общественное объединение в России организует и координирует деятельность лыжников-любителей разного возраста?
а) Союз ветеранов спорта России;
б) Федерация лыжных гонок России;
+В) Российский любительский лыжный союз.

44. В каком году был зарегистрирован Российский любительский лыжный союз?
+а) 1992 г.;
б) 2002 г.;
в) 1980 г.

45. Назовите возраст лыжников для начала участия в соревнованиях среди ветеранов:
а) с 50 лег,
б) с 40 лет;
+В) с 30 лет.

46. С какого года проводят КММ среди лыжников-ветеранов?
+а) с 1981 г.;
б) с 1969 г.;
в) с 1990 г.;
г) с 2000 г.

47. Какой возрастной интервал групп участников является официально принятым в соревнованиях лыжников-ветеранов?
а) 3 года;
+б) 5 лет;
в) 7 лет;
г) 10 лет.

48. Назовите максимальное количество возрастных групп в соревнованиях лыжников-ветеранов:
а) 4;
б) 8;
+в) 11;
г) 16.

49. Когда национальная команда лыжников-ветеранов нашей страны впервые приняла участие в КММ?
а) 1970 г.;
б) 1980 г.;
+в) 1990 г.;
г) 2000 г.

50. Чем обусловлена популярность лыж среди инвалидов послуху, зрению, по заболеваниям опорно-двигательного аппарата и умственному развитию?
а) возможностью участвовать в Паралимпийских играх;
+б) доступностью овладения движениями на лыжах и ярко выраженным оздоровительным и реабилитационным эффектом;
в) продолжительностью зимнего снежного периода набольшей части территории России.

51. Что является высшим международным спортивным форумом для лыжников-инвалидов по зрению?
а) чемпионаты континентов;
б) Кубок мира;
+В) Паралимпийские игры.
52. Когда были проведены первые Паралимпийские игры?
+а) в 1976 г.;
б) в 1980 г.;
в) в 1988 г.;
г) в 1992 г.

54. Когда и где наши лыжники-ампутанты впервые приняли участие в Паралимпийских играх?
а) в 1988 г. в Инсбруке (Австрия), на IV играх;
+б) в 1992 г. в Альбервиле (Франция), на V играх;
в) в 1994 г. в Лиллехаммере (Норвегия), на VI играх.

Источник

Факторы, влияющие на выбор мази

ТЕМПЕРАТУРА

Полезно знать также температуру поверхности снега. Но надо помнить, что, достигнув точки замерзания (0,5°С), температура снега дальше расти не будет, как бы не поднималась дальше температура воздуха. В этом случае лучше использовать температуру воздуха и обратить большее внимание на определение содержания воды в снеге.

ВЛАЖНОСТЬ

Влажность важна, но скорее как локальная тенденция климата, а не как необходимость каждый раз точно измерять ее процентную величину. Важно знать только, проходят ли соревнования в зоне сухого климата, со средней влажностью до 50%; нормального климата 50-80% или влажного климата от 80% до 100%. Помимо этого, конечно, надо отметить ситуацию, когда выпадают осадки.

ЗЕРНИСТОСТЬ СНЕГА

ДРУГИЕ ФАКТОРЫ

Снег меняется от свежего нового снега до льда. Это означает, что свойства снега также меняются между крайними точками. Чтобы удовлетворить и крайним условиям, и всем промежуточным, необходимо достаточное количество мазей и соответствующее им профилирование (структура) скользящей поверхности.

Ветер легко может изменить картину поверхности снега. По переметенному ветром снегу лыжи, как правило, скользят плохо. Это происходит потому, что частицы снега дробятся на более мелкие, которые трутся друг о друга, в результате снег становится более плотным. Большая плотность поверхности увеличивает площадь контакта между лыжней и снегом, что ведет к более высокому трению.

Альбедо, или отражательная способность, является важным фактором, хотя нередко упускается из виду. Альбедо поверхности снега определяет количество энергии солнечного излучения, поглощаемого поверхностью снега. Отражательная способность зависит от размеров и плотности снежного зерна, угла возвышения солнца, высоты местности над уровнем моря и степени загрязненности поверхности снега. Сухой, чистый снег при низко стоящем солнце может иметь альбедо около 95%; это означает, что практически все падающее излучение отражается.

Очень грязный, пористый, сырой снег может иметь альбедо в промежутке от 30% до 40%; в этом случае примерно 2/3 падающего излучения поглощается снегом.

Падающее излучение является коротковолновым (видимый свет). Земля, в достаточно хорошем приближении являющаяся нагретым черным телом, испускает длинноволновое тепловое излучение (в основном дальняя инфракрасная область). В ясную погоду за счет этого излучения почва может заметно охлаждаться.

В облачную погоду тепловое излучение отражается облаками, что ведет к потеплению.
Все это означает, что, в дополнение к температуре и влажности, Вам надо еще учесть, охлаждается или нагревается поверхность снега в результате процессов, связанных с излучением, так как ход этих процессов может не зависеть от температуры.

В общем, необходимо чувствовать, что происходит, в терминах средней температуры воздуха, температуры снега, влажности и содержания воды в снеге. Также определите тенденции изменения погоды в течение дня, например, как быстро теплеет с раннего утра до времени гонки около полудня. При тренировках обратите внимание на то, нет ли тенденции к резкому подъему температуры в часы соревнований. Эта информация о тенденциях погоды должна быть принята во внимание при выборе мази.

Для овладения искусством подбора лыжных мазей необходимо знать природу и особенности самого снега. Различают три основных вида снега:

Снег в атмосфере. Снег является твердым осадком, он существует в виде скоплений ледяных кристаллов. Кристаллы могут иметь весьма различные формы, но все они шестиугольные. Любые осадки начинаются с образования водяных паров в атмосфере. Когда температура становится достаточно низкой, эти пары конденсируются, образуя облака, которые могут состоять из водяных капель или кристалликов льда.

Снежные кристаллики растут до тех пор, пока в атмосфере имеется избыток водяного пара. Достигнув определенных размеров, они начинают падать на землю, В зависимости от условий в тех воздушных слоях, сквозь которые проходят кристаллики, они могут принимать различные внешние очертания.

Кристаллик который в конце концов касается поверхности земли, может иметь весьма сложную форму, но это может быть и совсем простая шестиугольная пластина льда, не подвергшаяся с момента её образования существенным изменениям, форму кристалликов определяют температура и состав водяного пара в слоях облаков.

При выборе мазей структура падающего снега играет второстепенную роль. Но кристаллики, покрытые тонким слоем инея с переохлажденными, а затем замёрзшими капельками воды, заслуживают некоторого внимания. Хотя температура воздуха говорит в пользу применения довольно твердой мази, например, зеленой, при таких условиях нередко возникает необходимость воспользоваться более мягкой мазью, например, синей, или даже синей «экстра», чтобы обеспечить достаточное сцепление.

Снег на поверхности земли. Этот тип снега определяет выбор мази. В тот момент, когда падающий снег касается земли, начинается его перестройка (метаморфоза снега).

Описание и классификация снега на земле в зависимости от погоды и ветра представляет собой проблему несколько отличную от той, с которой мы сталкиваемся при изучении падающего снега. В известном смысле эта проблема более проста, поскольку мы имеем тут дело с меньшим числом форм, но вместе с тем возникают и некоторые сложности, так как снег на земле подвергается непрерывным изменениям.

Снежное покрытие состоит из воды в твердой форме, то есть льда и снега, и газа (влажный воздух и водяной пар), циркулирующего в пространстве между снегом и частицами льда Когда начинается таяние, то поры между кристалликами заполняются водой. Снег можно классифицировать и по возрасту, содержанию влаги, размеру кристалликов, их форме, твердости и пористости (соотношению объем пор/общий объем).

Снежная метель. Воздействие ветра. При метели и сильном ветре падающий и уже выпавший снег смешиваются и вихрями взметаются с поверхности земли, двигаясь по направлению ветра. Отличить свежий снег от старого без микроскопа просто невозможно. От трения друг о друга и о поверхность земли все кристаллики вскоре становятся относительно более мелкими и менее округлыми.

Вихри снега над поверхностью земли на ровных участках местности возникают при скорости ветра свыше 5-7 м/сек. При увеличении скорости ветра снежный буран растет в высоту: при 10 м/сек он превышает рост человека.

В снежную бурю в горах видимость может падать до 5 м. Лыжи идут плохо, туго, скольжение плохое из-за того, что кристаллики снега мелкие и слипшиеся. Даже лучшая мазь не обеспечит хорошего скольжения и сцепления лыж при такой погоде.

Созидающие превращения. Маленькое снежное зернышко растет. Вокруг первоначального кристаллика путем конденсации образуется новый пирамидообразный, который нередко называют чашевидным. Процесс этот зависит от разницы температур в снежном покрове. Наилучшие условия для его протекания существуют в ближайшем к поверхности земли слое, поскольку именно тут благодаря теплу почвы температура бывает более высокой.

Таяние снега. Снег подвергается быстрым изменениям, когда температура воздуха минует нулевую отметку: он все больше оседает по мере того, как округляются его кристаллики. Мокрым называется снег, который содержит свободную воду. Сам процесс таяния в снежном покрове достаточно сложен. Талая вода стекает вниз и замерзает в другом слое снега. Образуемые при этом кристаллики достигают 3 мм в диаметре, в свою очередь они могут склеиваться в зерна диаметром до 15 мм.

Если таяние идет медленно, то значительная часть образовавшейся воды может задерживаться в порах между снежными зернами. Когда весь снежный покров прогревается до О0С, начинается собственно период таяния, и все поры насыщаются водой. Тогда говорят, что снежный слой уже созрел и предстоит сток талых вод. В таких условиях применяют только клистерные мази.

Мороз и образование инея. На поверхности снега может образовываться иней, который подвергается тем же трансформациям, что и обычные снежные кристаллики. Водяные пары в воздухе могут образовывать иней путем возгонки, как только температура опускается ниже нуля. При этом температура снежного покрова (или твердого тела) должна быть ниже температуры образования росы в воздухе. Иногда переохлажденные капельки воды замерзают, соприкасаясь с твердыми предметами в воздухе или на поверхности земли при температуре ниже 0°С. Когда на снегу из-за возгонки образуются большие листообразные ледяные пятна, то скольжение бывает исключительно хорошим.

Благодаря этому их взаимное трение и трение о другие тела чрезвычайно мало. Подобные условия возникают обычно зимой, когда ночью стоит ясная погода и дует слабый ветер. Существует и другой тип снежной поверхности, мы можем часто видеть его весной в горах. Здесь такие факторы, как холодный воздух (ниже 0°С), потери тепла от излучения и испарения могут, воздействуя совместно на снежную поверхность, заметно охладить её, и в то же время, солнечные лучи настолько сильны, что сильно прогревают снег и он начинает подтаивать в глубине. При взаимодействии этих факторов образуемая при таяние вода замерзает, постепенно создавая тонкую ледяную пленку.

Находящийся подо льдом снег становится мокрым. Если лыжник попадает на такие участки до того, как лед начинает проваливаться, он и здесь насладится феноменальным скольжением по зеркальной стекловидной поверхности снега: пленка под лыжами трескается, хрустя и поскрипывая, скорость на спусках очень велика, и лыжник несется по снегу с минимальной затратой сил.

Снежное покрытие под давлением лыжи спрессовывается, принимая в известной мере форму лыжи, При поверхностном наблюдении может показаться, что вся скользящая поверхность контактирует со снегом. Этого однако не происходит, лыжи опираются на самые верхние края частиц снежного покрытия.

Следовательно непосредственный контакт между лыжами и снегом бывает лишь в ряде точек, и именно в этих точках при каждом толчке возникает сопротивление.

После завершения скольжения лыжи 0,1-0,2 секунды стоят неподвижно. Таяние прекращается, и тонкий слой жидкости исчезает. Снежные кристаллики проникают в контактную поверхность, создавая сцепление. Именно здесь существенным фактором служит смазка. Твердость мази должна быть подобрана соответственно твёрдости кристалликов так, чтобы возникло сопротивления движению, но в то же время мазь не должна настолько мягкой, чтобы снег стал налипать на лыжи.

Если при выбранной мази лыжи отдают назад, значит она слишком тверда, и снежным кристалликам не удается проникнуть в слой мази. При правильном выборе смазки закрепившиеся на лыже снежные кристаллики тотчас будут сметены, как только она снова придет в движение.

Если температура снега повышается, приближаясь к нулевой отметке, то слой жидкости или часть его может оставаться на лыже и после того как закончится фаза скольжения. Если мы не положим в такую погоду мягкую мазь, лыжи будут отдавать назад.

Когда температура воздуха поднимается выше О0С, трение скольжения начинает быстро уменьшаться. Вообще же это трение бывает более сильным на свежем снегу, а не на старом крупнозернистом, наименее заметно оно на чистом льду.
Подготовка лыж к соревнованиям производится, учитывая все погодные условия, рельеф трассы и личный опыт.

На качество скольжения оказывает влияние несколько факторов, к важнейшим из которых следует отнести:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *