на каком уровне постоянно действующими органами управления рсчс являются гу мчс россии
Постоянно-действующие органы управления РСЧС, назначение, где создаются.
Постоянно действующими органами управления РСЧС являются:
– на федеральном уровне – Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС РФ); подразделения федеральных органов исполнительной власти для решения задач в области защиты населения и территорий от ЧС и (или) ГО;
– на межрегиональном уровне – территориальные органы МЧС России – региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (РЦ ГОЧС);
– на региональном уровне – территориальные органы МЧС России – главные управления МЧС РФ по субъекту РФ (ГУ МЧС по субъекту РФ); главные управления ГОЧС или МЧС субъекта РФ;
– на муниципальном уровне – органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и (или) гражданской обороны (ГО) в органах местного самоуправления;
– на объектовом уровне – структурные подразделения организаций, уполномоченных на решения задач в области защиты населения и территорий от ЧС и (или) ГО.
27. Органы повседневного управления, основные задачи и их состав, перспективы развития.
Органами повседневного управления РСЧС являются:
– федеральный уровень – национальный центр управления в кризисных ситуациях (национальный ЦУКС), ЦУКСы (ситуационно-кризисные центры), информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, имеющих ФП РСЧС);
– межрегиональный уровень – ЦУКСы региональных центров;
региональный уровень – ЦУКСы ГУ МЧС по субъектам РФ; информационные центры, дежурно-диспетчерские службы органов исполнительной власти субъектов РФ и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.
– муниципальный уровень – единые дежурно-диспетчерские службы (ЕДДС) муниципальных образований;
– объектовый уровень – дежурно-диспетчерские службы (ДДС) организаций.
Силы и средства РСЧС, назначение и классификация, их применение.
Состав сил и средств РСЧС определяется Постановлением Правительства РФ.
Силы и средства РСЧС подразделяются: по принадлежности; по назначению;по уровню готовности.
По принадлежности в состав сил и средств РСЧС входят специально подготовленные силы и средства: федеральных органов исполнительной власти; органов исполнительной власти субъектов РФ; органов местного самоуправления; организаций; общественных объединений;
По назначению силы и средства РСЧС включают: силы и средства наблюдения и контроля; силы и средства ликвидации ЧС.
По уровню готовности силы и средства РСЧС подразделяются: постоянной готовности;
Повседневной готовности.
Например, от МЧС силы постоянной готовности включают: центральный аэромобильный спасательный отряд;поисково-спасательные службы (ППС); отдельные вертолётные отряды.
Силы и средства ликвидации ЧС применяются эшелонировано.
В 1 Эш. принимают участие: ведомственные подразделения газо- и горноспасателей; противопожарные подразделения;подразделения скорой медицинской помощи.(30 мин.): локализация ЧС, тушение пожаров, организация радиационного и химического контроля, проведение поисково-спасательных работ, оказание первой медицинской помощи.
2 Эш.: аварийно-спасательные формирования;
специализированные подразделения экстренной медицинской помощи;ведомственные подразделения спасателей.(
Оповещение органов управления РСЧС и населения РФ обеспечивается с помощью автоматизированных систем центрального оповещения (АСЦО). В стране функционирует федеральная АСЦО, межрегиональные АСЦО, региональные АСЦО, региональные АСЦО и локальные системы оповещения (ЛСО) в районах размещения критически важных для национальной безопасности объектов.
Перспективными направлениями информационного обеспечения и оповещения населения являются:ОКСИОН – общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения;Единый номер вызова экстренных оперативных служб – 112;
Термины МЧС России
совокупность процессов или действий, осуществляемых органами управления федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, ведущая к образованию и совершенствованию взаимосвязей между органами управления, силами и средствами территориальных и функциональных подсистем и звеньев всех уровней РСЧС. Организационно-методическое руководство по организации управления в РСЧС на всех уровнях осуществляется органом управления ГОЧС федерального уровня — МЧС России. Организация управления территориальной подсистемой РСЧС должна определяться положением об этой подсистеме, утверждаемым соответствующим органом исполнительной власти субъекта РФ. Организация управления функциональной подсистемой РСЧС должна определяться положением о ней, утверждаемым руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти по согласованию с МЧС России. С целью обеспечения эффективности действий подсистемы (звена) РСЧС по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций начальным этапом должно быть проведение организации этих действий по реализации решения руководителя органа управления РСЧС соответствующего уровня.
Организация действий сил и средств РСЧС включает: организацию управления и связи; организацию подготовки сил и средств к действиям по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; организацию координации и взаимодействия привлекаемых сил и средств РСЧС для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; организацию всех видов обеспечения действий сил РСЧС; организацию проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на всех уровнях РСЧС в зависимости от масштаба и ситуации в зоне чрезвычайных ситуаций и др.
Основными мероприятиями по организации управления в РСЧС являются: развёртывание работы органов управления РСЧС; постановка задач должностным лицам органа управления и подчинённым органам управления РСЧС в соответствии с задачей управления в сложившейся обстановке; установление режима и структуры функционирования подразделений органа управления РСЧС; определение порядка перераспределения сил и средств управления РСЧС с изменением обстановки; определение порядка и способов восстановления управления в процессе чрезвычайных ситуаций; определение необходимых пунктов управления РСЧС и мест их развёртывания, порядок перемещения подвижных пунктов управления; обеспечение скрытности управления при необходимости; определение порядка докладов и донесений в соответствующие органы управления РСЧС о ходе работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и предложений по корректировке планов действий при изменении обстановки.
109012, г. Москва,
Театральный пр., 3
ОРГАНЫ ПОВСЕДНЕВНОГО УПРАВЛЕНИЯ РСЧС
Органы повседневного управления РСЧС
РСЧС функционирует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях. На каждом уровне единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
Органами повседневного управления единой системы являются:
Постоянно действующие органы управления РСЧС:
на федеральном уровне – МЧС России, подразделения федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, имеющих функциональные подсистемы для решения задач в области защиты населения и территорий от ЧС и (или) гражданской обороны;
Реагирование сил и средств РСЧС на ЧС природного характера
Координационными органами единой системы являются:
Реагирование сил и средств РСЧС при возникновении ЧС техногенного характера
РСЧС функционирует в трех режимах:
При отсутствии угрозы возникновения ЧС на объектах, территориях или акваториях органы управления и силы единой системы функционируют в режиме повседневной деятельности.
Решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, на территории которых могут возникнуть или возникли ЧС, может устанавливаться один из режимов функционирования:
Термины МЧС России
система объединяющая органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий (акваторий) от чрезвычайных ситуаций. Состоит из территориальных и функциональных подсистем. Территориальные подсистемы создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих ад-министративно-территориальному делению этих территорий. Функциональные подсистемы создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики.
Система имеет пять уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый. Каждый уровень включает: координирующие органы—комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности; постоянно действующие органы управления — органы управления ГОЧС, специально уполномоченные для решения задач в области защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях; органы повседневного управления — пункты управления (центры управления в кризисных ситуациях), оперативно-дежурные службы; силы и средства; резервы финансовых и материальных ресурсов; системы связи, оповещения и информационного обеспечения. В состав сил и средств каждого уровня РСЧС входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации (далее — силы постоянной готовности). Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащённые специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее 3 суток. Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются и используются: резервный фонд Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, находящиеся в составе государственного материального резерва; резервы материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти; резервы финансовых и материальных ресурсов субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций. Порядок создания, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов определяется законодательством РФ, законодательством субъектов РФ и нормативными пра-вовыми актами органов местного самоуправления. Номенклатура и объём резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением устанавливаются создающим их органом.
Управление РСЧС осуществляется с использованием систем связи и оповещения, представляющих собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования и ведомственных сетей связи, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил РСЧС и населения. Мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках
109012, г. Москва,
Театральный пр., 3
Цикл статей к 85-летию Гражданской обороны России (статья №20): Создание и развитие Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
В 1986 г. в результате коренной перестройки системы гражданской обороны создается Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
Радиационная авария на Чернобыльской АЭС, произошедшая 26 апреля 1986 г., явилась событием, которое обусловило наступление нового этапа в развитии Гражданской обороны страны. Если на предыдущих этапах содержание и развитие ГО определяли в основном военно-стратегические факторы, то авария на ЧАЭС определила жизненно важную потребность в использовании сил и средств подразделений гражданской обороны в мирное время для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций как природного, так и техногенного характера.
Сложившаяся новая политическая линия в партии и в стране, результаты Чернобыльской трагедии, землетрясение в Армении, опыт учений, борьбы с крупными лесными пожарами и наводнениями требовали коренной перестройки гражданской обороны СССР и России.
Новые подходы определялись также к научно-исследовательской работе по проблемам гражданской обороны, к обучению населения и руководящего состава ГО всех степеней, к пропаганде гражданской обороны среди населения с использованием средств массовой информации.
Этапным в деятельности ГО страны стал оперативный сбор руководящего состава Гражданской обороны СССР в апреле 1987 г., где были рассмотрены основные направления работы по коренной перестройке системы ГО, намечены меры по преодолению застоя.
Перестройка означала возложение на ГО качественно новых задач на мирное время по защите населения от последствий возможных аварий на АЭС, объектах с АХОВ, защите от различных катастроф и стихийных бедствий. Главный упор был сделан на практическое обучение населения действиям при ЧС, на изменение стиля работы всех руководителей и органов управления ГО, развертывание инициативы и самостоятельности на местах.
В 1992 г. перестала существовать система Гражданской обороны СССР. Преемницей ее стала Гражданская оборона Российской Федерации. В ней произошли коренные изменения.
В январе 1992 г. распоряжением Президента РФ военные органы управления, учреждения, соединения и части войск ГО, находящиеся на территории РФ, были переданы в ведение Государственного комитета по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГКЧС). Началась новая глава в истории гражданской обороны.
Она объединила усилия федеральных и региональных органов исполнительной власти, силы и средства предупреждения и ликвидации ЧС. Во всех субъектах Российской Федерации создаются ее территориальные подсистемы, а в министерствах и ведомствах — ведомственные подсистемы.
Поэтому исторически считается, что начало создания РСЧС относится к девяностым годам XX века.
18 апреля 1992 г. принято постановление Правительства РФ № 261 «О создании Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (РСЧС). Постановлением утверждено:
— Положение об РСЧС;
— функции по защите населения на территории России поделены между РСЧС и ГО;
— созданы территориальные и отраслевые комиссии по чрезвычайным ситуациям.
В 1993 г. произошло завершение формирования РСЧС.
К концу 1993 г. территориальные подсистемы РСЧС существовали уже во всех республиках краях и областях РФ, за исключением Чеченской и Ингушской республик.
РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Основными задачами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:
разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;
обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;
прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;
создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
ликвидация чрезвычайных ситуаций;
осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;
реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Единая система, состоящая из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.
Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными организациями для организации работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности этих органов и уполномоченных организаций. Организация, состав сил и средств функциональных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми руководителями федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, имеющих функциональные подсистемы единой системы, по согласованию с МЧС России.
Территориальные подсистемы единой системы создаются в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий. Организация, состав сил и средств территориальных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
На каждом уровне единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
Координационными органами единой системы являются:
В пределах соответствующего федерального округа (межрегиональный уровень) функции и задачи по обеспечению координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и общественными объединениями в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляет в установленном порядке полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе.
Основные задачи комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности:
а) разработка предложений по реализации государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
б) координация деятельности органов управления и сил единой системы;
в) обеспечение согласованности действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций при решении задач в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, а также восстановления и строительства жилых домов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, производственной и инженерной инфраструктуры, поврежденных и разрушенных в результате чрезвычайных ситуаций;
г) рассмотрение вопросов о привлечении сил и средств гражданской обороны к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, установленном федеральным законом.
Постоянно действующими органами управления единой системы являются:
на федеральном уровне – МЧС России, подразделения федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, имеющих функциональные подсистемы единой системы, для решения задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны;
Органами повседневного управления единой системы являются:
Размещение органов управления единой системы в зависимости от обстановки осуществляется на стационарных или подвижных пунктах управления, оснащаемых техническими средствами управления, средствами связи, оповещения и жизнеобеспечения, поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.
К силам и средствам единой системы относятся специально подготовленные силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Основные задачи сил и средств РСЧС:
— мониторинг, контроль, наблюдение за окружающей природной среды и потенциально опасных объектов с целью прогнозирования ЧС и доведение результатов до органов РСЧС;
— ликвидация последствий ЧС, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;
— проведение эвакуационных мероприятий;
— проведение санобработки населения, спецобработки территорий, техники, сооружений;
— работы по первоочередному жизнеобеспечению населения при ЧС, восстановление;
— восстановление и поддержание общественного порядка в зоне ЧС;
— поддержание личного состава формирований в постоянной готовности к действиям в ЧС, обучение и повышение профессиональной квалификации;
— организация мероприятий по повышению готовности населения к задачам по защите от ЧС;
— разработка предложений по совершенствованию действий в ЧС.
Состав сил и средств единой системы определяется Правительством РФ.
К основным силам РСЧС относятся:
— силы и средства МЧС России, в том числе: Войска ГО, Государственный центральный аэромобильный спасательный отряд (Центроспас), поисково-спасательная служба МЧС России, центр по проведению спасательных операций особого риска («Лидер»), авиация МЧС России, части и подразделения Государственной противопожарной службы МЧС России;
— аварийно-спасательные формирования министерств и ведомств РФ;
— специальные подразделения Вооруженных сил РФ;
— учреждения и формирования Всероссийской службы медицины катастроф.
В состав сил и средств каждого уровня единой системы входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации.
Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее 3 суток.
Перечень сил постоянной готовности федерального уровня утверждается Правительством Российской Федерации по представлению МЧС России, согласованному с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и организациями.
Перечень сил постоянной готовности территориальных подсистем утверждается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с МЧС России.
Координацию деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, общественных объединений, участвующих в проведении аварийно-спасательных работ и действующих на всей или большей части территории Российской Федерации, а также всех видов пожарной охраны осуществляет в установленном порядке МЧС России.
Координацию деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований на территориях субъектов РФ осуществляют Главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации.
Координацию деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований на территориях муниципальных образований осуществляют органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны при органах местного самоуправления.
Управление единой системой осуществляется с использованием систем связи и оповещения, представляющих собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования и ведомственных сетей связи, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил единой системы и населения.
Информационное обеспечение в единой системе осуществляется с использованием автоматизированной информационно-управляющей системы, представляющей собой совокупность технических систем, средств связи и оповещения, автоматизации и информационных ресурсов, обеспечивающей обмен данными, подготовку, сбор, хранение, обработку, анализ и передачу информации.
Для приема сообщений о чрезвычайных ситуациях, в том числе вызванных пожарами, в телефонных сетях населенных пунктов устанавливается единый номер – «01».
РСЧС функционирует в трех режимах:
При отсутствии угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций на объектах, территориях или акваториях органы управления и силы единой системы функционируют в режиме повседневной деятельности.
Решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, может устанавливаться один из режимов функционирования:
Важнейшим звеном РСЧС являются ее силы и средства, которые осуществляют наблюдение, контроль и ликвидацию ЧС.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется:
локального характера осуществляется силами и средствами организации;
муниципального характера осуществляется силами и средствами органов местного самоуправления;
межмуниципального и регионального характера осуществляется силами и средствами органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации;
межрегионального и федерального характера осуществляется силами и средствами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.
При недостаточности указанных сил и средств привлекаются в установленном порядке силы и средства федеральных органов исполнительной власти.
Краснодарская краевая пожарно-техническая выставка
(в материалах использованы архивы выставки)