на каком уровне самообразование воздействует на формирование структуры знание деятельности личности

Промежуточный тест 2 (самообразования). Вопрос 10 10

Вопрос
Вопрос 11
Вопрос
Вопрос 22
Вопрос
Вопрос 33
Вопрос
Вопрос 44
Вопрос
Вопрос 55
Вопрос
Вопрос 66
Вопрос
Вопрос 77
Вопрос
Вопрос 88
Вопрос
Вопрос 99
Вопрос
Вопрос 10 10
Вопрос
Вопрос 11 11
Вопрос
Вопрос 12 12
Вопрос
Вопрос 13 13
Вопрос
Вопрос 14 14
Вопрос
Вопрос 15 15
Вопрос
Вопрос 16 16
Вопрос
Вопрос 17 17
Вопрос
Вопрос 18 18
Вопрос
Вопрос 19 19
Вопрос
Вопрос 20 20
Вопрос
Вопрос 21 21
Вопрос
Вопрос 22 22
Вопрос
Вопрос 23 23
Вопрос
Вопрос 24 24
Вопрос
Вопрос 25 25
Вопрос
Вопрос 26 26
Вопрос
Вопрос 27 27
Вопрос
Вопрос 28 28
Вопрос
Вопрос 29 29
Вопрос
Вопрос 30 30
Закончить обзор
Тест начат
Тест начат
Понедельник, 16 Август 2021, 15:14
Состояние
Состояние
Завершенные
Завершен
Завершен
Понедельник, 16 Август 2021, 15:21
Прошло времени
Прошло времени
6 мин. 44 сек.
Баллы
Баллы
20/30
Оценка
Оценка
67 67 из 100
Какой вид самообразования подразумевает постижение социального опыта, необходимого в быту
Какой вид самообразования подразумевает постижение социального опыта, необходимого в быту

(включая свободное время, досуг и отдых)?
(включая свободное время, досуг и отдых)?
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
a. Самообразование самореализации a. Самообразование самореализации b. Профессиональное самообразование b. Профессиональное самообразование c. Бытовое самообразование c. Бытовое самообразование d. Познавательное самообразование d. Познавательное самообразование
Виды самообразования по критерию направленности самообразования:
Виды самообразования по критерию направленности самообразования:
Выберите один или несколько ответов:
Выберите один или несколько ответов:
a. Профессиональное a. Профессиональное b. Общеразвивающее самообразование b. Общеразвивающее самообразование c. Узкопрофильное c. Узкопрофильное d. Начальное d. Начальное
На каком уровне самообразование воздействует на формирование структуры знания и

На каком уровне самообразование воздействует на формирование структуры знания и деятельности личности?
деятельности личности?
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
a. Групповой уровень a. Групповой уровень b. Социетальный уровень b. Социетальный уровень c. Теологический уровень c. Теологический уровень d. Индивидуально-личностный уровень d. Индивидуально-личностный уровень
Согласно, какому варианту жизни «личности предоставляется роль «человека-действия»,
Согласно, какому варианту жизни «личности предоставляется роль «человека-действия»,

«человека, который сам себя сделал»»?
«человека, который сам себя сделал»»?
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
a. «жизнь как творчество»
a. «жизнь как творчество»
b. «жизнь как достижение»
b. «жизнь как достижение»
c. «жизнь есть сон»
c. «жизнь есть сон»
d. «жизнь начинается завтра»
d. «жизнь начинается завтра»
Что является ведущим видом деятельности в информационном обществе, и по своей сути и

Что является ведущим видом деятельности в информационном обществе, и по своей сути и является разновидностью самообразования?
является разновидностью самообразования?
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
a. Общение между людьми и технологиями a. Общение между людьми и технологиями b. Общение между людьми b. Общение между людьми c. Работа с инновационными технологиями c. Работа с инновационными технологиями d. Работа с информацией d. Работа с информацией
Самым эффективным способом повышения уровня мастерства является …. :
Самым эффективным способом повышения уровня мастерства является …. :
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
a. Коллективные курсы повышения квалификации a. Коллективные курсы повышения квалификации b. Групповые занятия b. Групповые занятия c. Самообразование и самоорганизация c. Самообразование и самоорганизация d. Индивидуальные занятия с преподавателем d. Индивидуальные занятия с преподавателем
Что является носителем типичных стратегий самообразовательной деятельности, которые
Что является носителем типичных стратегий самообразовательной деятельности, которые заедаются через систему групповых норм и социальных ролей, и это позволяет говорить о заедаются через систему групповых норм и социальных ролей, и это позволяет говорить о социальной группе как о субъекте самообразования?

социальной группе как о субъекте самообразования?
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
a. Социальная изоляция a. Социальная изоляция b. Информация b. Информация c. Личность c. Личность d. Социальная группа d. Социальная группа
Какое самообразование связано с достижением каких-либо профессиональных, производственных

Какое самообразование связано с достижением каких-либо профессиональных, производственных целей и задач?
целей и задач?
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
a. Краткосрочно a. Краткосрочно b. В рабочее время b. В рабочее время c. В свободное время c. В свободное время d. Долгосрочно d. Долгосрочно
Согласно гипотезе В.Н. Дружинина «человек в зависимости от конкретных обстоятельств может
Согласно гипотезе В.Н. Дружинина «человек в зависимости от конкретных обстоятельств может выбрать тот или иной вариант, …»
выбрать тот или иной вариант, …»
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
a. выбор жизненного варианта целиком и полностью в руках человека a. выбор жизненного варианта целиком и полностью в руках человека b. но вариант жизни может быть ему навязан b. но вариант жизни может быть ему навязан c. но чаще всего он дается с рождения c. но чаще всего он дается с рождения d. вариант жизни не может быть ему навязан d. вариант жизни не может быть ему навязан
Основными формами самообразования являются:
Основными формами самообразования являются:
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
a. Изучение научной, учебной, художественной и другой литературы a. Изучение научной, учебной, художественной и другой литературы b. Занятия в больших аудиториях b. Занятия в больших аудиториях c. Персональные занятия с носителем знаний c. Персональные занятия с носителем знаний d. Всевозможные тренинги и курсы повышения квалификации d. Всевозможные тренинги и курсы повышения квалификации

либо общегуманитарных, культурных, гедонистических и т.д.?
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
a. По критерию направленности самообразования a. По критерию направленности самообразования b. По критерию временной локализации самообразование b. По критерию временной локализации самообразование c. В зависимости от посвящаемого ему объема времени c. В зависимости от посвящаемого ему объема времени d. По типу организации d. По типу организации e. С точки зрения пространственной локализации e. С точки зрения пространственной локализации
В каком обществе сфера знания представляет собой ось, вокруг которой организуются новая
В каком обществе сфера знания представляет собой ось, вокруг которой организуются новая технология, экономический рост, стратификация общества?

технология, экономический рост, стратификация общества?
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
a. В постиндустриальном обществе a. В постиндустриальном обществе b. В постэкономическом обществе b. В постэкономическом обществе c. В индустриальном обществе c. В индустриальном обществе d. В информационном обществе d. В информационном обществе

Верно ли утверждение: «Проблема самообразования была во все времена, это одна из сквозных проблем в любом обществе»?
проблем в любом обществе»?
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
a. Не верно a. Не верно b. Верно b. Верно
В качестве самостоятельных вариантов выделяются несколько типов жизни. Что из

В качестве самостоятельных вариантов выделяются несколько типов жизни. Что из перечисленного НЕ относится к типу жизни?
перечисленного НЕ относится к типу жизни?
Выберите один или несколько ответов:
Выберите один или несколько ответов:
a. «жизнь начинается завтра»
a. «жизнь начинается завтра»
b. «жизнь закончится завтра»
b. «жизнь закончится завтра»
c. «жизнь как сливочный торт»
c. «жизнь как сливочный торт»
d. «жизнь как творчество»
d. «жизнь как творчество»
На каком уровне для самообразования характерны функции развития социальных институтов,
На каком уровне для самообразования характерны функции развития социальных институтов,

регуляции социальной структуры общества и социальной мобильности?
регуляции социальной структуры общества и социальной мобильности?
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
a. Индивидуально-личностный уровень a. Индивидуально-личностный уровень b. Социетальный уровень b. Социетальный уровень c. Теологический уровень c. Теологический уровень d. Групповой уровень d. Групповой уровень
Какое качество является очень полезным и необходимым, особенно когда речь идет о
Какое качество является очень полезным и необходимым, особенно когда речь идет о конкуренции? Привычка делать все из-под палки пагубно сказывается на работоспособности, в конкуренции? Привычка делать все из-под палки пагубно сказывается на работоспособности, в тоже время … строится на внутренних мотивах и приоритетах.
тоже время … строится на внутренних мотивах и приоритетах.
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
a. Усидчивость a. Усидчивость b. Старательность b. Старательность c. Пунктуальность c. Пунктуальность d. Самодисциплина d. Самодисциплина
Качественно-определенный способ осуществления личностью своего жизненного пути – это:
Качественно-определенный способ осуществления личностью своего жизненного пути – это:
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
a. Аутотренинг a. Аутотренинг b. Характер b. Характер c. Вариант жизни c. Вариант жизни d. Судьба d. Судьба
Что выступает субъектом самообразовательной деятельности
Что выступает субъектом самообразовательной деятельности
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
a. Самоорганизация a. Самоорганизация b. Личность b. Личность c. Информация c. Информация d. Педагог d. Педагог
Какой вид проведения занятий дает возможность каждому человеку принимать непосредственное
Какой вид проведения занятий дает возможность каждому человеку принимать непосредственное участие в обсуждении выступлений, докладов, сообщений?

участие в обсуждении выступлений, докладов, сообщений?
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
a. Мастер классы a. Мастер классы b. Круглые столы b. Круглые столы c. Деловые игры c. Деловые игры d. Разбор проблемных ситуаций d. Разбор проблемных ситуаций e. Семинары e. Семинары
Виды самообразования по критерию временной локализации самообразование осуществляется:
Виды самообразования по критерию временной локализации самообразование осуществляется:
Выберите один или несколько ответов:
Выберите один или несколько ответов:
a. В рабочее время a. В рабочее время b. Краткосрочно b. Краткосрочно c. В свободное время c. В свободное время d. Долгосрочно d. Долгосрочно

Согласно, какому варианту жизни «личности отводится пассивная роль мечтателя и прожектера»?
Согласно, какому варианту жизни «личности отводится пассивная роль мечтателя и прожектера»?
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
a. «жизнь есть сон»
a. «жизнь есть сон»
b. «жизнь начинается завтра»
b. «жизнь начинается завтра»
c. «жизнь как достижение»
c. «жизнь как достижение»
d. «жизнь как творчество»
d. «жизнь как творчество»
НАВИГАЦИЯ ПО ТЕСТУ
НАВИГАЦИЯ ПО ТЕСТУ
Закончить обзор
1 2
3 4
5 6
7 8
9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
ЭИОС
ЭИОС

Источник

Виды самообразования

Л Е К Ц И Я № 8

САМООБРАЗОВАНИЕ КАК ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ ХХIв.

1. Понятие самообразования.

2. Субъект самообразования.

3. Функции самообразования.

4. Виды самообразования.

5. Самообразование в информационном обществе.

6. Проблемное поле исследований самообразования.

Понятие самообразования

Если обобщить встречающиеся в литературе дефиниции «самообразования», то в рамках социологического подхода можно выделить такие его сущностные характеристики:

• самообразование — это вид свободной, творческой деятельности;

• самообразование — внеинституциональная деятельность;

• самообразование имеет тесную связь с образованием как системой и социальным институтом, являясь компонентом образования, видом специально организованной, систематической, институциональной деятельности;

• самообразование — вид непрерывного образования;

• самообразование — способ самоконструирования личности.

С точки зрения социологического подхода, самообразование есть вид свободной деятельности личности (социальной группы), характеризующийся свободным выбором занятий, связанных с повышением культурного, образовательного, профессионального, научного уровней и направленных на удовлетворение ее духовных потребностей и реализацию потребностей в социализации и самореализации.

Самообразование интересует социолога как реальный феномен жизни людей (социальных групп) в системе общественных отношений. Социологический подход к самообразованию касается определения социальной роли и социальных функций самообразования, его места среди других форм деятельности, субъектно-объектных характеристик и др.

Субъект самообразования

Приведенное выше определение показывает, что субъектом самообразовательной деятельности выступает личность. Однако использование микро- и макро-подходов выявляет несколько уровней регуляции этой деятельности:

3. социетальный (уровень крупных социальных систем, включающий общество в целом):

на индивидуальном уровне самообразование как вид деятельности определяется потребностями, целями, интересами личности как субъекта самообразования;

социальная группа является носителем типичных стратегий самообразовательной деятельности, которые задаются через систему групповых норм и социальных ролей, и это позволяет говорить о социальной группе как о субъекте самообразования;

крупные социальные системы (семья, общественное производство и др.) порождают исторически востребуемые и социокультурно обусловленные технологии самообразования, поэтому социум — и носитель самообразования и его социальная среда.

Применение микро- и макро- подходов показывает роль и значение индивидуальной самообразовательной деятельности для социальной группы и общества в целом, с одной стороны, а с другой — показывает зависимость са­мообразовательных процессов от социальных условий.

Функции самообразования

Функции самообразования различных уровней имеют свою специфику на разных уровнях общества как социальной системы (см. рис.1).

В индивидуально-личностной сфере самообразование воздействует на формирование структуры знания и деятельности личности. Это достигается с помощью процессов индивидуализации, индивдуально-личностной идентификации, самореализации, саморазвития и саморегуляции.

Рис. 1. Социальные функции самообразования

На уровне социальной общности (группы) функции самообразования проявляются двояко. Во-первых, через воздействие социальной общности на личность (функции социализации, социальной идентификации) и, во-вторых, через влияние самообразовательной деятельности личности на жизнедеятельность самой социальной общности (функции регуляции ее нормативных, структурных характеристик, системы деятельности).

Личность в процессе самообразования усваивает образцы поведения социальных групп (общностей), в которые она входит, соотнося свое поведение с их нормами и ценностями. Социализируясь, личность меняется сама, идентифицирует себя с определенными социальными ролями и статусными характеристиками. В тоже время, самообразовательная деятельность членов социальной общности (группы) видоизменяет систему групповых ценностей и норм, воздействуя на социальную саморегуляцию данного вида социального объединения. Регулятивная функция самообразования в отношении социальной общности (группы) совмещается с функцией социального развития ведущего вида деятельности данной общности и системы социальных отношений в ней

Формирование специфической для общности сферы знания является основной функциональной характеристикой самообразования ее членов. В свою очередь социальная общность задает социально-типические стратегии самообразовательной деятельности личности, отличающиеся субкультурными характеристиками.

Для самообразования на социетальном уровнехарактерны функции развития социальных институтов (образования, культуры, науки, рынка и пр.), регуляции социальной структуры общества и социальной мобильности.

Характеристика функций самообразования должна соотноситься с функциями образования.

Тенденция развития цивилизации ведет к тому, что самообразование будет оказывать все большее воздействие на развитие общества через изменение его экономических, социальных, культурных подсистем, влиять на процессы социокультурной динамики в целом.

Рассмотрение функций самообразования предполагает дальнейшую разработку методологии его исследования, осуществлять которую следует через анализ его видов.

Виды самообразования

При выделении видов самообразования используются различные критерии. С точки зрения временной локализации, самообразование может осуществляться либо в рабочее, либо в свободное время. При этом самообразование в рабочее время, как правило, связано с достижением каких-либо профессиональных, производственных целей и задач, тогда как самообразование в свободное время может быть связано либо с ними, либо с решением проблем совсем иного характера (общегуманитарного, культурного, получения наслаждения от чтения, работы над собой и т. д.).

С этой классификацией тесно связана другая — по критерию направленности самообразования. Здесь можно говорить о таких его видах, как профессиональноеи общеразвивающее самообразование, которые связаны с достижением тех же, что и в первом случае, целей: производственно-профессиональных либо общегуманитарных, культурных, гедонистических и т.д.

Временная характеристика самообразования может различаться в зависимости от посвящаемого ему объема времени. Весьма близкими к приведенным видам являются регламентируемоеи нерегламентируемое самообразование.

С точки зрения пространственной локализации самообразование может осуществляться на работе, дома, в общественных учреждениях, предназначенных для этой деятельности (библиотеки и т.д.).

С пространственной локализацией самообразования связана классификация по типу его организации. Можно говорить об институционализированноми неинституционализированном самообразовании. В первом случае имеется в виду наличие учреждений и организаций, обеспечивающих процесс самообразования именно в них. Во втором — этот процесс протекает вне рамок таких учреждений и организаций, то есть в контексте повседневности.

К указанной классификации примыкает еще одна, критерием которой служат сферы самообразования. По отношению к ним самообразование может быть профессиональным, социокультурным, религиозным, нравственным, экономическим, правовым, семейно-бытовыми пр.

Временная и пространственная локализация самообразования лишь задает условия и формы его осуществления, главными же критериями служат содержательные и субъектные.

Среди содержательных критериев выделим целевые,показывающие, ради достижения каких целей осуществляется самообразование. Эти цели могут относиться к профессиональному росту, повышению культурного уровня, выход на новые рубежи осведомленности в какой-либо сфере знания. Выделение видов самообразования в соответствии с его целями может быть довольно широким по спектру.

Содержательным критерием классификации самообразования может стать любой элемент структуры личности: потребности, интересы, мотивы, ценностные ориентации, установки, обусловливающие самообразовательную деятельность личности.

Говоря о субъектных критерияхвыделения видов самообразования, необходимо отметить глубокие различия в его содержании, обусловленные тем, какие социальные группы и слои являются его «носителями». Для анализа самообразования проблема его субъекта приобретает очень важное значение. Обезличенный, «бессубъектный» подход к самообразованию является бесперспективным, более того, тупиковым, хотя бы в силу того обстоятельства, что в образе жизни далеко не всех групп и слоев общества присутствует самообразование.

С точки зрения названного критерия можно говорить, во-первых, о социальных группах и слоях, для которых этот вид деятельности является необходимым, поскольку без него они не в состоянии выполнить свои главные социальные роли — педагога, предпринимателя, ученого, журналиста, учащегося, художника (артиста) и др.

Во-вторых, существуют социальные группы, для которых самообразование как вид деятельности, как элемент их образа жизни не характерен. Это не значит, что оно вообще не присутствует в способе деятельности людей, занятых на работах с монотонным или тяжелым физическим трудом. Их основные профессиональные роли не требуют самообразования, но в образе жизни представителей таких групп оно может иметь место.

В-третьих, можно говорить о социальных группах и слоях, для которых самообразование является средством социальной (профессиональной) мобильности, перехода в новый социальный (профессиональный) статус.

Выделение субъектов самообразования не ограничивается приведенными тремя типами социальных групп и слоев.

Еще один, значимый для социолога критерий классификации видов самообразования, — возрастной, в соответствии с которым выделяются особенности самообразо­вания детей, подростков, молодежи, взрослого населения. В контексте деятельностного подхода самообразование характеризуется как система видов деятельности социального субъекта:

* прогностический — когда самообразование субъекта ориентировано на прогнозируемые результаты, вести к будущему развитию системы отношений и характера знания в любой сфере жизнедеятельности личности;

* адаптивный – в его основе лежат инструментальные потребности в приспособлении к сложившимся социальным условиям;

конструктивистский — как форма самоконструирования субъекта самообразованием.

Приведенные выше функциональные и видовые характеристики самообразования служат важными ориентирами в социологическом изучении проблематики образования в целом, в социально-практической деятельности по развитию сферы образования в современном обществе.

Источник

Вопрос 62. Самообразование: современные информационные возможности

Проблема самообразования — одна из «сквозных» в обществе. На каждом этапе его развития, по мере совер­шенствования системы образования, процессов обуче­ния и воспитания, появлялись новые аспекты этой про­блемы, связанные с изменением содержания, постанов­кой иных задач и расширением круга субъектов самооб­разования.

Социальные трансформации, обусловленные переходом к информационному обществу, актуализируют проблему становления новой парадигмы образования, характеризу­ющейся перераспределением акцентов с образовательной деятельности на самообразовательную. В обобщенном виде можно выделить следующие причины повышения роли самообразования:

• Информационное общество базируется на производ­стве нового знания, его широком распространении и потреблении.

• В новом информационном способе развития источник производительности заключается в технологии генери­рования знаний, обработки информации и символи­ческой коммуникации.

• Знания являются неисчерпаемым ресурсом, в отличие от природных и человеческих. Реорганизация произ­водства и распространения знаний, изменение спосо­бов коммуникации позволяет преобразовать горы ин­формации в эффективные знания.

• Индивидуально-личностный процесс преобразования информации в знания (самообразование) становится ве­дущим видом деятельности в информационную эпоху.

• В информационном обществе резко возрастает роль образования, которое обеспечивает получение нового знания и обучает человека навыкам самообразования.

• Социальная структура информационного общества ха­рактеризуется высоким удельным весом групп, прямо связанных с процессами производства, распределения и потребления информации.

• Ведущим видом деятельности в информационном об­ществе становится работа с информацией, которая по своей природе является разновидностью самообразо­вания.

Переход общества в новое состояние ведет к существен­ному изменению социальных ролей образования и само­образования, их целей, содержания, функций, технологий. Образование становится той «точкой опоры», с помощью которой преобразуется мир. В еще большей мере это ут­верждение касается самообразования. Образование как система и процесс и его субъекты оказываются тем разви­тее, чем интенсивнее и шире самообразование.

В постиндустриальном обществе сфера знания — ось, вокруг которой организуются новая технология, экономи­ческий рост, стратификация общества. Важность образования в этом типе общества несомненна, и его тех­нологиипретерпевают кардинальные изменения. Суть их — в постепенном смещении соотношения «образование — са­мообразование» к доминантному превалированию последне­го. Поэтому отчетливее проявится тенденция, когда само­образовательные процессы, протекающие стихийно, будут обретать все более осознанные и рационально организо­ванные формы, а самообразование в качестве неотъемле­мой составляющей разнообразных видов деятельности че­ловека будет обретать доминирующие позиции.

Новые информационные и коммуникативные средства меняют принципы организации и функционирования са­мообразования. С их помощью оно в качестве активной составляющей внедряется во многие виды деятельности. Компьютерные технологии не только обеспечивают дос­тупность и разнообразие информации, но и активизируют самообразовательные процессы, сопутствующие производ­ственной, научной, управленческой, организационной, образовательной, досуговой деятельности.

В информационном обществе, которому будет присущ иной уровень организации духовного производства, управ­ление самообразованием станет нормой и видом профессиональной деятельности. Образовательной сфере предстоит определенная реинституционализация. Это связано с тем, что базовая система образования постепенно перестает иг­рать прежнюю роль, сроки обновления фундаментального образования резко сокращаются, а акцент с образователь­ной деятельности переносится на самообразовательную.

Однако проблема управления и социального контроля самообразовательной деятельности несет в себе инегатив­ные черты. Самообразование может сопровождаться уси­лением информационной зависимости, углублением про­цессов отчуждения личности, т.к. в рамках инфор­мационного общества, «давления» на человека новой техники и технологии предполагается значительное ослабле­ние самоидентификации и сведение личности к набору ро­лей в сфере производства, обмена и потребления знаний.

Общественные структуры, контролирующие системы социальной коммуникации, узурпируют (могут узурпиро­вать) власть над информацией и контролировать процессы духовного производства (самообразовательные, в частно­сти). Культуротворческая составляющая информационно­го общества обретает не индивидуально-личностные, а груп­повые и глобальные черты, обладая способностью подав­лять и стандартизировать сознание и деятельность челове­ка. Основным пафосом самообразовательной деятельности становится борьба за самоопределение перед угрозой такой узурпации.

Самообразование имеет противоречивую природу, особенно при переходе к информационному обществу:

1. этот вид деятельности свободен и демократичен, по­скольку он является следствием свободного выбора субъек­том видов самообразовательной деятельности.

2. самообразовательная деятельность может оказы­ваться в информационной зависимости, учитывая фено­мены власти и контроля над информацией.

Самообразование оказывает все более глубокое и серьезное влияние на развитие общества. Взаимосвязь и взаимообус­ловленность общества и самообразования как разноуров­невых явлений весьма неоднозначна. Развивавшееся ра­нее в русле образования, самообразование постепенно обретает автономию, а его социорегулятивные функции в дальнейшем будут проявляться значительно отчетли­вее, чем сейчас. Социальные последствия функционирования и изме­нения самообразования сказываются на развитии общества в целом и представляют собой зна­чимые условия и факторы будущих социетальных транс­формаций.

Общество «обречено» на постепенную смену образовательных парадигм, перенося­щих акценты с образовательной деятельности на самообразовательную. Потенциал самообразования не рассматривается в качестве средства самораз­вития личности, а прагматически приспосабливается той же системой образования для активизации учебного про­цесса, где самообразованию оставляют узкую роль допол­нительного средства обучения.

Сущност­ные характеристики самообразования:

• самообразование — это вид свободной, творческой де­ятельности;

• самообразование — внеинституциональная деятель­ность;

• самообразование имеет тесную связь с образованием как системой и социальным институтом, являясь компонен­том образования, видом специально организованной, систематической, институциональной деятельности;

• самообразование — вид непрерывного образования;

• самообразование — способ самоконструирования лич­ности.

С точки зрения социологического подхода, самообразо­вание есть вид свободной деятельности личности (социаль­ной группы), характеризующийся свободным выбором заня­тий, связанных с повышением культурного, образователь­ного, профессионального, научного уровней и направлен­ных на удовлетворение ее духовных потребностей и реали­зацию потребностей в социализации и самореализации.

Субъек­томсамообразовательной деятельности выступает личность. Однако использование микро- и макроподходов выявляет несколько уровней регуляции этой деятельности — инди­видуально-личностный, групповой и социетальный (уро­вень крупных социальных систем, включающий общество в целом):

• на индивидуальном уровне самообразование как вид деятельности определяется потребностями, целями, ин­тересами личности как субъекта самообразования;

• социальная группа является носителем типичных стра­тегий самообразовательной деятельности, которые зае­даются через систему групповых норм и социальных

ролей, и это позволяет говорить о социальной группе как о субъекте самообразования;

• крупные социальные системы (семья, общественное производство и др.) порождают исторически востребуемые и социокультурно обусловленные технологии са­мообразования, поэтому социум — и носитель самооб­разования и его социальная среда.

Применение микро- и макроподходов демонстрирует роль и значение индивидуальной самообразовательной де­ятельности для социальной группы и общества в целом, с одной стороны, а с другой — показывает зависимость са­мообразовательных процессов от социальных условий.

Функции самообразования различных уровней имеют свою специфику на разных уровнях общества как соци­альной системы. В индивидуально-личностной сфере самообразование воздействует на формирование структуры знания и деятельности личности. Это достига­ется посредством процессов индивидуализации, индивидуально-личностной идентификации, самореализации, са­моразвития и саморегуляции.

На уровне социальной общности (группы) функции са­мообразования проявляются двояко:

1. через воз­действие социальной общности на личность (функции со­циализации, социальной идентификации);

2. через влияние самообразовательной деятельности личнос­ти на жизнедеятельность самой социальной общности (фун­кции регуляции ее нормативных, структурных характерис­тик, системы деятельности).

Личность в процессе самообразования усваивает образ­цы поведения социальных групп (общностей), в которые она входит, соотнося свое поведение с их нормами и ценностя­ми. Социализируясь, личность меняется сама, идентифици­рует себя с определенными социальными ролями и статус­ными характеристиками. Самообразовательная деятельность членов социальной общности (группы) видо­изменяет систему групповых ценностей и норм, воздействуя на социальную саморегуляцию данного вида социального объединения. Регулятивная функция самообразования в от­ношении социальной общности (группы) совмещается с фун­кцией социального развития ведущего вида деятельности дан­ной общности и системы социальных отношений в ней

Для самообразования на социетальном уровне харак­терны функции развития социальных институтов (образо­вания, культуры, науки, рынка и пр.), регуляции социаль­ной структуры общества и социальной мобильности.

Тенденция развития цивилизации ведет к тому, что са­мообразование будет оказывать все большее воздействие на развитие общества через изменение его экономичес­ких, социальных, культурных подсистем, влиять на про­цессы социокультурной динамики в целом.

Виды самообразования:

Самообразование в рабочее время связано с достижением каких-либо профессиональных, производственных целей и задач, тогда как самообразование в свободное время может быть связано либо с ними, либо с решением проблем совсем иного характера (общегуманитарного, культурного, получения наслаждения от чтения, работы над собой и т. д.).

Они связаны с достиже­нием целей: производствен­но-профессиональных либо общегуманитарных, культур­ных, гедонистических и т.д.

3. временная характеристика самообразования может различаться в зависимости от посвящаемого ему объема времени. Близкими к приведенным видам являют­ся:

4.с точки зрения пространственной локализации самообразование может осуществляться на работе, дома, в общественных учреждениях, предназначенных для этой дея­тельности (библиотеки и т.д.).

5. по типу организации:

В первом случае имеется в виду наличие учреждений и организаций, обеспечивающих Процесс самообразования именно в них. Во втором — этот процесс протекает вне рамок таких учреждений и организа­ций, то есть в контексте повседневности.

6. по сферам самообразования: профессиональ­ным, социокультурным, религиозным, нравственным, эконо­мическим, правовым, семейно-бытовым и пр.

Временная и пространственная локализация самооб­разования лишь задает условия и формыего осуществле­ния, главными же критериями служат содержательные и субъектные.

Среди содержательных критериев выделим целевые, показывающие, ради достижения каких целей осуществля­ется самообразование. Эти цели могут относиться к профессиональному росту, повышению культурного уровня, выход на новые рубежи осведомленности в какой-либо сфере знания. Содержательным критерием классификации самообра­зования может стать любой элемент структуры личности: потребности, интересы, мотивы, ценностные ориентации, установки, обусловливающие самообразовательную деятель­ность личности.

Среди субъектных критериев выделяют:

· социальные группы и слои, для которых этот вид деятельности является необходимым, поскольку без него они не в состоянии выполнить свои главные социальные роли — педагога, предпринимателя, ученого, журналиста, учащегося, художника (артиста) и др.

· социальные группы, для ко­торых самообразование как вид деятельности, как элемент их образа жизни не характерен. Это не значит, что оно во­обще не присутствует в способе деятельности людей, за­нятых на работах с монотонным или тяжелым физическим трудом. Их основные профессиональные роли не требуют самообразования, но в образе жизни представителей таких групп оно может иметь место.

· социальные группы и сло­и, для которых самообразование является средством соци­альной (профессиональной) мобильности, перехода в новый социальный (профессиональный) статус.

Возрастной критерий, в соот­ветствии с которым выделяются особенности самообразо­вания детей, подростков, молодежи, взрослого населения. Самообразование характеризуется как система видов деятельности социаль­ного субъекта:

• прогностическая — когда самообразование субъекта ори­ентировано на прогнозируемые результаты, вести к бу­дущему развитию системы отношений и характера зна­ния в любой сфере жизнедеятельности личности;

• адаптивный — в его основе лежат инструментальные потребности в приспособлении к сложившимся соци­альным условиям;

• «самореализационный» — ведущая цель которого са­моразвитие субъекта;

• конструктивистский — как форма самоконструирова­ния субъекта самообразованиия.

Приведенные выше функциональные и видовые ха­рактеристики самообразования служат важными ориен­тирами в социологическом изучении проблематики об­разования в целом, в социально-практической деятель­ности по развитию сферы образования в современном обществе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *