на каком вертолете летает минниханов
КВЗ показал новый вертолет «Ансат» с салоном в стилистике Aurus
Вертолет осмотрел Президент Татарстана Рустам Минниханов в ходе визита на Казанский вертолетный завод.
(Казань, 26 февраля, «Татар-информ»). Сегодня на Казанском вертолетном заводе показали новый вертолет «Ансат» с салоном повышенной комфортности, выполненный в стилистике бренда Aurus. Вертолет осмотрел Президент Татарстана Рустам Минниханов в ходе визита на КВЗ.
Вертолет может вместить 5 человек, развивает максимальную скорость 275 км/ч, максимальная дальность полета составляет 505 км.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
© 2021 Филиал АО «Татмедиа»
ИА «Татар-информ»
Новости Татарстана и Казани
420066, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
+7 843 222 0 999
info@tatar-inform.ru
Билалов Ринат Вагизович
Татар-информ (Tatar-inform) электронное периодическое издание, зарегистрированное в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-40391 от 30.06.10 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
«Татар-информ» зарегистрировано как информационное агентство в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Номер действующего свидетельства ИА № ФС 77 – 67031 от 15.09.2016 года. В соответствии со статьей 23 Федерального закона о СМИ от 27.12.1991 года при распространении сообщений и материалов информационного агентства «Татар-информ» другим средством массовой информации гиперссылка на него обязательна.
Рустам Минниханов о гражданском Ми-38: «Была огромная мечта…»
26 февраля 2020 года точно войдет в историю Казанского вертолетного завода: вчера он передал заказчику первый Ми-38 — вертолет, который называют главным кормильцем предприятия на ближайшую пару десятилетий. Но машине только предстоит завоевать сердца покупателей — и сделать это будет весьма непросто: спрос вертолеты такого класса в мире невелик, так что придется заодно и формировать рынок. О том, как напутствовали Ми-38, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Первый серийный Ми-38 наконец-то показали и в Казани. Первый же его публичный выход был на международном авиационно-космическом салоне – 2019, где среди прочих борт осмотрели президент РФ Владимир Путин и президент Турции Тайип Реджеп Эрдоган. В конце прошлого года состоялся и первый зарубежный показ — на Dubai Airshow 2019. Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров тогда усиленно рекламировал вертолет наследному принцу эмирата Абу-Даби шейху Мухаммеду Бен Заед аль-Нахайяну.
Эту машину явно заждались. Работа над проектом стартовала на Московском вертолетном заводе им. Миля (МВЗ) в 1988 году, к изготовлению опытного образца на КВЗ приступили в 1993-м, первый полет был намечен на 1995-й, а серийное производство предполагалось начать в 1998-м. Однако взлетела машина только 22 декабря 2003 года. Тогда же начала распадаться созданная под проект международная кооперация с участием Eurocopter. В 2013-м Канада отказалась поставлять России двигатели PW 127/TS от Pratt & Whitney Canada — госдеп США опасался, что они будут использоваться на военно-транспортных машинах. В итоге ОАО «Климов» форсировало разработку собственного движка — ТВ7-117В.
Президент РТ Рустам Минниханов назвал передачу заказчику первого серийного гражданского Ми-38 (до этого КВЗ построил для минобороны два десантно-транспортных Ми-38Т) знаковым событием. Да и в целом правительство республики с нетерпением ждет от завода хороших новостей. Насколько известно, некогда второй (после нефтяников) налогоплательщик Татарстана сегодня по выплатам в республиканский бюджет упал более чем в 5 раз. «Наша мечта, чтобы предприятие делало не менее 100 машин в год. Это реально», — сказал Минниханов.
Экипажам тоже не терпится полноценно начать летать на этой современной машине. Ми-38 вобрал в себя все актуальные наработки российских вертолетостроителей.
«Была огромная мечта сделать Ми-38 в том виде, в каком мы видим его сегодня, — обратился вчера к собравшимся Минниханов. — Это новый рубеж нашего вертолетного завода».
Вчера вспомнили тех, кто вложил все силы в создание Ми-38.
Покупателем первого «цивильного» Ми-38 стал «Газпромбанк Лизинг». «У нас есть все возможности и ресурсы для финансирования обновления авиапарков как коммерческих структур, так и субъектов Федерации», — заверил генеральный директор Максим Агаджанов.
Эксплуатировать данный борт станет компания «Русские Вертолетные Системы» (РВС). Управляющий директор КВЗ Юрий Пустовгаров вручил символический ключ от вертолета генеральному директору РВС Михаилу Казачкову. Тот пошутил, что получает от завода уже 17-й такой сувенир — по числу переданных его компании казанских вертолетов («Ансат», Ми-8) — и скоро, видимо, ему в ответ придется передать КВЗ ключи от своей конторы. Для кого предназначается воздушное судно, не оглашается. Предположительно, это будет борт минпромторга РФ.
Кажется, Минниханов был впечатлен осмотром вертолета. Он заявил, что Ми-38 ничем не уступает иностранным конкурентам.
Машина выполнена в варианте «салон» и вмещает до 10 человек. В дальнейшем один из бортов пойдет в специальный летный отряд «Россия», обслуживающий высших чиновников, в том числе Путина. Отметим, что СЛО — традиционный покупатель продукции КВЗ.
Есть даже туалет, что для вертолета непривычно.
Пилоты говорят, что управлять Ми-38 — одно удовольствие. Они отмечают рост пилотажных характеристик по сравнению с Ми-8.
Так называемая стеклянная кабина смотрится необычайно эффектно.
Несмотря на всеобщий праздник, завод, конечно, продолжал работать. В соседнем цехе ремонтировали вертолеты, например этот «Ансат-У».
Радует целый ряд строящихся «Ансатов». КВЗ надеется выпускать не менее 40 таких вертолетов в год.
Вчера же можно было увидеть «Ансат Aurus». На днях КВЗ получил одобрение Росавиации на производство таких вертолетов. Предположительно, на конкретно этот борт уже есть покупатель.
Салон на двух VIP-пассажиров и трех сопровождающих. Дизайн-проект «Ансата Aurus» выполнен специалистами НАМИ — ведущей российской научной организацией в области автомобилестроения, разработчиком линейки автомобилей Aurus.
Ми-38 — труд нескольких поколений работников КВЗ.
Рынок для Ми-38 объективно меньше, чем для более легкого бестселлера КВЗ — Ми-8/17: доля сегмента вертолетов с максимальной взлетной массой 16–20 т на сегодня составляет всего 3% мирового рынка винтокрылых машин. По сути, единственный конкурент в сегменте — итало-британский AW101. Тем не менее заявлено, что Ми-38 — главная надежда КВЗ на 2020–2030-е годы.
Рустам Минниханов о гражданском Ми-38: «Была огромная мечта…»
26 февраля 2020 года точно войдет в историю Казанского вертолетного завода: вчера он передал заказчику первый Ми-38 — вертолет, который называют главным кормильцем предприятия на ближайшую пару десятилетий. Но машине только предстоит завоевать сердца покупателей — и сделать это будет весьма непросто: спрос вертолеты такого класса в мире невелик, так что придется заодно и формировать рынок. О том, как напутствовали Ми-38, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Первый серийный Ми-38 наконец-то показали и в Казани. Первый же его публичный выход был на международном авиационно-космическом салоне – 2019, где среди прочих борт осмотрели президент РФ Владимир Путин и президент Турции Тайип Реджеп Эрдоган. В конце прошлого года состоялся и первый зарубежный показ — на Dubai Airshow 2019. Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров тогда усиленно рекламировал вертолет наследному принцу эмирата Абу-Даби шейху Мухаммеду Бен Заед аль-Нахайяну.
Эту машину явно заждались. Работа над проектом стартовала на Московском вертолетном заводе им. Миля (МВЗ) в 1988 году, к изготовлению опытного образца на КВЗ приступили в 1993-м, первый полет был намечен на 1995-й, а серийное производство предполагалось начать в 1998-м. Однако взлетела машина только 22 декабря 2003 года. Тогда же начала распадаться созданная под проект международная кооперация с участием Eurocopter. В 2013-м Канада отказалась поставлять России двигатели PW 127/TS от Pratt & Whitney Canada — госдеп США опасался, что они будут использоваться на военно-транспортных машинах. В итоге ОАО «Климов» форсировало разработку собственного движка — ТВ7-117В.
Президент РТ Рустам Минниханов назвал передачу заказчику первого серийного гражданского Ми-38 (до этого КВЗ построил для минобороны два десантно-транспортных Ми-38Т) знаковым событием. Да и в целом правительство республики с нетерпением ждет от завода хороших новостей. Насколько известно, некогда второй (после нефтяников) налогоплательщик Татарстана сегодня по выплатам в республиканский бюджет упал более чем в 5 раз. «Наша мечта, чтобы предприятие делало не менее 100 машин в год. Это реально», — сказал Минниханов.
Экипажам тоже не терпится полноценно начать летать на этой современной машине. Ми-38 вобрал в себя все актуальные наработки российских вертолетостроителей.
«Была огромная мечта сделать Ми-38 в том виде, в каком мы видим его сегодня, — обратился вчера к собравшимся Минниханов. — Это новый рубеж нашего вертолетного завода».
Вчера вспомнили тех, кто вложил все силы в создание Ми-38.
Покупателем первого «цивильного» Ми-38 стал «Газпромбанк Лизинг». «У нас есть все возможности и ресурсы для финансирования обновления авиапарков как коммерческих структур, так и субъектов Федерации», — заверил генеральный директор Максим Агаджанов.
Эксплуатировать данный борт станет компания «Русские Вертолетные Системы» (РВС). Управляющий директор КВЗ Юрий Пустовгаров вручил символический ключ от вертолета генеральному директору РВС Михаилу Казачкову. Тот пошутил, что получает от завода уже 17-й такой сувенир — по числу переданных его компании казанских вертолетов («Ансат», Ми-8) — и скоро, видимо, ему в ответ придется передать КВЗ ключи от своей конторы. Для кого предназначается воздушное судно, не оглашается. Предположительно, это будет борт минпромторга РФ.
Кажется, Минниханов был впечатлен осмотром вертолета. Он заявил, что Ми-38 ничем не уступает иностранным конкурентам.
Машина выполнена в варианте «салон» и вмещает до 10 человек. В дальнейшем один из бортов пойдет в специальный летный отряд «Россия», обслуживающий высших чиновников, в том числе Путина. Отметим, что СЛО — традиционный покупатель продукции КВЗ.
Есть даже туалет, что для вертолета непривычно.
Пилоты говорят, что управлять Ми-38 — одно удовольствие. Они отмечают рост пилотажных характеристик по сравнению с Ми-8.
Так называемая стеклянная кабина смотрится необычайно эффектно.
Несмотря на всеобщий праздник, завод, конечно, продолжал работать. В соседнем цехе ремонтировали вертолеты, например этот «Ансат-У».
Радует целый ряд строящихся «Ансатов». КВЗ надеется выпускать не менее 40 таких вертолетов в год.
Вчера же можно было увидеть «Ансат Aurus». На днях КВЗ получил одобрение Росавиации на производство таких вертолетов. Предположительно, на конкретно этот борт уже есть покупатель.
Салон на двух VIP-пассажиров и трех сопровождающих. Дизайн-проект «Ансата Aurus» выполнен специалистами НАМИ — ведущей российской научной организацией в области автомобилестроения, разработчиком линейки автомобилей Aurus.
Ми-38 — труд нескольких поколений работников КВЗ.
Рынок для Ми-38 объективно меньше, чем для более легкого бестселлера КВЗ — Ми-8/17: доля сегмента вертолетов с максимальной взлетной массой 16–20 т на сегодня составляет всего 3% мирового рынка винтокрылых машин. По сути, единственный конкурент в сегменте — итало-британский AW101. Тем не менее заявлено, что Ми-38 — главная надежда КВЗ на 2020–2030-е годы.
На каких вертолетах летает элита Татарстана
БИЗНЕС ПОТЯНУЛО В ВОЗДУХ
Руководство предприятий-эксплутантов (ОАО «Казанское авиапредприятие», ОАО «Ак Барс Аэро», ООО «Тулпар Эйр») «заморской» техники предпочитает не распространяться о своих клиентах, владеющих вертолетами. Поэтому при «ревизии» пришлось пользоваться скудной официальной информацией и «агентурными» данными. Так что заранее просим прощения, если кому приписали чужой вертолет или, наоборот, обделили средством передвижения. И — будет правильнее говорить не о том, кто владеет вертолетами, а о том, кто на них летает.
На вертолете Robinson R44 по республике летает президент Рустам Минниханов |
Президент РТ Рустам Минниханов – Bell-407, Robinson R44
ОАО «Холдинговая компания «Ак Барс» — Robinson R44
ОАО «Ак Барс» Банк — Bell-407
ОАО «Татнефть» — Bell-407
Депутат Госдумы, владелец холдинга «Красный Восток Агро» Айрат Хайруллин — Bell-407, два Robinson R44
ООО «Группа компаний «Профит» — Bell-407
ОАО «ТАИФ» – Eurocopter EC-135
В структуре Министерства энергетики РТ — Robinson R44
ОАО «Вамин Татарстан» — Robinson R44
Генеральный директор ООО «ПСО «Казань» Равиль Зиганшин – Robinson R44
ОАО «Казанское авиапредприятие» — Robinson R44
Генеральный директор ЗАО «Кулон», депутат Госсовета РТ Альберт Фахрутдинов — Bell-206
БИТВА ТИТАНОВ
Что касается Robinson, то в их популярности у татарстанских предпринимателей и политиков ничего особенного нет: легкие вертолеты этой фирмы — самые популярные не только в своем классе, но и вообще самые продаваемые винтокрылые машины в мире – надежные, простые, относительно дешевые, и по простоте управления стремящиеся к автомобилю. Конкурентов нет — Robinson Helicopters (США) производит свыше 90% малых вертолетов с поршневыми двигателями внутреннего сгорания. В России «робинсонов» — 150. По некоторым данным, большинство татарстанских Robinson были приобретены в 2005-2008 годах, а это был период скачка мирового спроса на легкие однодвигательные поршневые вертолеты – их продавалось по 800 в год. Сегодня этот спрос возвращается к стандарту – 500-600 машин в год.
Вертолет Eurocopter EC-135 принадлежит ТАИФу |
А вот с продукцией фирмы Bell Helicopters сложнее. По последним данным, в нашей стране летает 18 таких вертолетов (6 из них – в Татарстане). В России у Bell серьезный «одноклассный» конкурент — Eurocopter (образована в 1992 году в результате объединения вертолетных подразделений французской Aerospatiale Matra и германской DaimlerChrysler Aerospace и сотрудничающая с вертолетостроителями Испании, Японии, Голландии, Китая). В нашей стране продано порядка 50 «еврокоптеров» — более 70% российского рынка турбинных вертолетов западного производства. Интересно, что былой лидер мирового вертолетостроения — Bell (до 45% производства вертолетов в 1990-е годы) проигрывает не только на российском рынке: Eurocopter в последние годы вырвался в лидеры мирового вертолетостроения, а Bell сохраняет второе место на рынке только за счет военных программ. Причины? Встречаются утверждения, что базовая конструкция Bell устарела. Учитывая то, что, по расчетам экспертов, производство гражданских турбомоторных машин будет расти (600-700 штук в год и 800 к 2015 году), конкуренция между фирмами станет предельно жесткой.
КАНАДА — ТАТАРСТАН
Первым на Bell в Татарстане начал летать Рустам Минниханов, еще будучи премьер-министром РТ. Кстати, у президента есть и лицензия пилота – на Robinson R44. По информации «БИЗНЕС Online», в 2005 году Рустам Нургалиевич даже посетил мастер-класс шеф-пилота Robinson Helicopter Company, пилота-испытателя федеральной авиационной администрации США Тима Такера. Мероприятие, организованное официальным дилером Robinson Helicopter Company в России – московской компанией «Авиамаркет» и Казанским авиапредприятием, проходило в рамках курсов по безопасному пилотированию, которые Robinson проводит по всему миру с 1982 года.
В общем, вслед за президентом к продукции Bell начали приобщаться и другие татарстанцы. Обслуживать заокеанскую технику стало ОАО «Казанское авиапредприятие», которое в 2009 году получило статус авторизованного сервисного центра компании Bell Helicopter Textron – единственного в России. По мнению ряда специалистов, открытие такого центра логично, поскольку вертолеты Bell более чем какие-либо другие зарубежные винтокрылые машины приспособлены к эксплуатации в условиях России — крепки, относительно неприхотливы, к тому же у Bell опыта в вертолетостроении побольше, чем у конкурентов.
Обращает на себя внимание и то, что гражданские Bell сегодня выпускаются только в Канаде, а с этой страной у Татарстана весьма прочные авиационные связи. «БИЗНЕС Online» уже писала, что самолеты канадской фирмы Bombardier эксплуатируют ОАО «Ак Барс Аэро» (пять CRJ-200), а также правительство РТ (Challenger 604, Challenger 605), ОАО «Татнефть» (Challenger 604), ООО «Группа компаний «Профит» (Challenger 300), ОАО «ТАИФ» (Challenger 300, Global 5000).
Им сверху видно: влиятельные, богатые и уважаемые пилоты Татарстана
Завтра в Казани стартуют очередные авиационные гонки Red Bull Air Race. Возможно, кто-то из мальчишек, посмотрев полеты, захочет стать только авиатором. В Татарстане больных небом хватает. Это подтверждает немалое количество людей (как профессионалов, так и любителей), летающих на самолетах и вертолетах. «БИЗНЕС Online» рассказывает о знаковых фигурах авиационного мира РТ — тех, кто непосредственно сидит за штурвалом.
В череде рейтингов влиятельных фигур в той или иной отрасли, которые регулярно составляет «БИЗНЕС Online», этот особенный. Мы не стали ранжировать наших героев, ибо какая может быть «влиятельность» в небе? Фото: «БИЗНЕС Online»
ТАК КТО ЖЕ ЛЕТАЕТ В ТАТАРСТАНЕ?
В череде рейтингов влиятельных фигур в той или иной отрасли, которые регулярно составляет «БИЗНЕС Online», этот особенный. На сей раз мы не стали ранжировать наших героев, ибо какая может быть «влиятельность» в небе? Там все равны и подчиняются суровым законам аэродинамики и летной дисциплины. Президент РТ в небе не более чем берущий уроки новичок, вместе с тем у каждого любителя есть шанс вырасти, к примеру, до пилота бизнес-джета.
Но мы все же разделили наших героев на группы (сразу подчеркнем, градация в ряде случаев достаточно условна). В первой — известные люди, которые летают, не будучи профессиональными пилотами. Они во многом подают пример, формируют моду на авиацию. Во второй — действующие профессионалы: пилоты, имеющие летный опыт, руководители авиапредприятий. В третьей — так скажем, любители в степени фанатов неба и инструкторы, приобщающие людей к авиации. Наконец, в четвертой — наши уважаемые ветераны отрасли, бывшие гражданские и военные пилоты, а также экс-испытатели. Общее условие для персоналий — все они должны быть в какой-то мере знаковыми для отрасли. Блюдя небесную демократию, мы расположили наших героев в алфавитном порядке.
По нашим данным, Альберт Каримов с детства мечтал о небе Фото: «БИЗНЕС Online»
ПРЕЗИДЕНТЫ, МИНИСТРЫ, БИЗНЕСМЕНЫ…
Как говорится, неплохо устроился начальник НГДУ «Азнакаевнефть» Марат Залятов: утверждают, что на работу он летает из дома в Альметьевске на собственном самолете — «Аэропракте». Залятов сделал большое дело — стал одним из учредителей аэроклуба в нефтяной столице РТ.
Вице-премьер РТ — министр промышленности и торговли РТ Альберт Каримов вообще любитель экстрима, например яхтинга. По нашим данным, он с детства мечтал о небе. Необходимые часы практики начал наматывать в Татарстане, а в конце 2018 года в одной из московских летных школ получил пилотское удостоверение и теперь в плотном рабочем графике старается найти возможность летать на легких вертолетах.
По нашим сведениям, пилотских «прав» у Минниханова нет, но он не раз брал практические уроки у профессионалов, в том числе у Тима Такера Фото: «БИЗНЕС Online»
Президент РТ Рустам Минниханов известен своим неравнодушием к технике. По нашим сведениям, пилотских «прав» у него нет, но он не раз брал практические уроки у профессионалов, в том числе у шеф-пилота Robinson Helicopter Company, пилота-испытателя федеральной авиационной администрации США Тима Такера.
Генеральный директор московского АО «Девелоперская корпорация „Антей“» Владимир Осташко затеял создать в Татарстане авиадеревню по западному образцу и думает перебраться в республику на ПМЖ. В детстве он хотел стать военным летчиком, но из-за хоккейной травмы путь в летное училище оказался закрыт. Однако мечта не умерла: в 59 лет (сейчас ему 64) освоил пилотирование одно- и двухдвигательных самолетов, а в 60 — вертолета. В собственности бизнесмена — самолеты Tecnam P2002 Sierra, Tecnam P2006T, вертолеты Robinson R-44 и Ми-2.
Легкими самолетами управляет генеральный директор АО «Казанская ярмарка» Лев Семенов Фото: «БИЗНЕС Online»
Легкими самолетами управляет генеральный директор АО «Казанская ярмарка» Лев Семенов. По образованию он инженер-механик, окончил КАИ.
Бывший заместитель полномочного представителя РТ в РФ, экс-советник премьер-министра РТ, экс-директор департамента управления делами и имущественным комплексом «Росатома», генеральный директор работающего на космос ростеховского ОНПП «Технология» Андрей Силкин летает на Ми-2, Robinson R-22 и R-44.
Андрей Силкин летает на Ми-2, Robinson R-22 и R-44 Фото: tatarstan.ru
Казанец Константин Тимофеев — пример того, как банкир может стать летчиком настоящей пилотажной группы. В 1994 году он окончил КФЭИ и возглавил аналитическое управление Волжско-Камского акционерного банка, потом его пригласили на пост председателя правления ИнтехБанка, в 2011-м был назначен председателем комитета по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства мэрии Москвы. Но в минувшем декабре подал в отставку ради авиапромовской должности: сегодня Тимофеев — старший вице-президент по операционной деятельности АО «Гражданские самолеты Сухого». Работая в коммерческих компаниях, он параллельно окончил Вяземский учебно-авиационный центр, Ульяновский институт гражданской авиации и Московский авиационный институт. Освоил самолеты L-39, PA 46, EMB 550, причем настолько успешно, что его приняли в пилотажную группу «Русь» (летает на реактивных L-39, постоянный участник воздушных шоу в России и Европе), которую, по всей видимости, еще и частично спонсирует. В составе группы экономист в 2018 году летал и в Казани на недавнем празднике «Я выбираю небо».
Министр строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Ирек Файзуллин — еще один VIP-экстремальщик. Известна его страсть к мотоциклам. Но этого ему мало. Ирек Энваровач владеет легким самолетом А-20 PAO171G украинской разработки и производства. Правда, говорят, в последнее время он не летает — на ремонте.
Нужды бизнеса подтолкнули экс-гендиректора «Красного Востока» Айрата Хайруллина купить несколько вертолетов — надо посещать сельхозугодья Фото: «БИЗНЕС Online»
Нужды бизнеса подтолкнули экс-гендиректора «Красного Востока» Айрата Хайруллина купить несколько вертолетов — надо посещать сельхозугодья, но депутат Госдумы РФ и сам управляет вертолетом. Летать научился в 2004 году и сегодня садится в пилотское кресло не только популярного у любителей Robinson R44, но и «серьезного» Bell 407.
И такой занятный момент: на очень пижонской двухмоторной Cessna 421 летал в Куркачах предприниматель Григорий Шапиро (Водно-промышленная компания). Правда, сейчас он в бегах, а машина продана в Краснодарский край.
Генеральный директор ОАО «Казанское авиапредприятие» Магомед Закаржаев (слева) начал свой путь в небо в махачкалинском аэроклубе Фото: tatarstan.ru
ПРОФЕССИОНАЛЫ НАДЕВАЮТ БОТИНКИ С ОПРЕДЕЛЕННОЙ НОГИ
Фаиль Загидуллин возглавляет авиацию МВД по РТ. Он и его подопечные летают на вертолетах Ка-226, «Ансат-К» и Ми-8АМТ.
Мегапрофессионалом называют пилота бизнес-джетов авиакомпании «Тулпар» Эдуарда Калимуллина. Если какой-то сложный полет за границу, то это к нему.
Весьма известен в авиационных кругах, в том числе виртуозностью управления вертолетом, экс-начальник авиации МВД по РТ и до недавнего времени начальник аэроклуба ДОСААФ РТ Фларит Мавлеткулов. Его любимая машина — Ка-226.
Весьма известен в авиационных кругах, в том числе виртуозностью управления вертолетом, экс-начальник авиации МВД по РТ и до недавнего времени начальник аэроклуба ДОСААФ РТ Фларит Мавлеткулов Фото: «БИЗНЕС Online»
Должность Василия Мирошникова лучше всего говорит о его профессиональных навыках — он командир экипажа президента Татарстана. До него на этом месте работал Валерий Портнов. Последний — один из самых авторитетных авиаторов Татарстана. Окончив в 1980 году Краснокутское летное училище гражданской авиации, Портнов прошел в Казани все ступени авиационной карьерной лестницы, начиная со второго пилота Ан-2 и до генерального директора авиакомпании «Татарстан» (декабрь 2009-го — декабрь 2010-го). Сегодня он командир эскадрильи, занимающейся перевозками высших должностных лиц РТ, компании «Авиасервис».
Валерий Портнов прошел в Казани все ступени авиационной карьерной лестницы, начиная со второго пилота Ан-2 и до генерального директора авиакомпании «Татарстан» Фото: tatarstan.ru
Восходящей звездой называют испытателя Казанского вертолетного завода (КВЗ) Сергея Прияткина.
Петр Трубаев — аксакал отрасли и генеральный директор авиакомпании «ЮВТ Аэро». Трудовую деятельность он начал по окончании Бугурусланского летного училища гражданской авиации в Бугульминском авиапредприятии в 1979 году. В пилотские суеверия не верит, но все-таки перед полетом обувь предпочитает надевать с определенной ноги, с какой — не говорит.
Петр Трубаев — аксакал отрасли и генеральный директор авиакомпании «ЮВТ Аэро». В пилотские суеверия не верит, но все-таки перед полетом обувь предпочитает надевать с определенной ноги, с какой — не говорит Фото: «БИЗНЕС Online»
Еще один патриарх — председатель совета директоров «Тулпар Аэро Групп» (ТАГ) Азат Хаким. Его с полным правом можно назвать одним из первых российских авиабизнесменов. Начинал с Як-40, арендованного у ОКБ «Сокол», где трудился испытателем, а сегодня — глава группы компаний. На одном из недавних авиапромышленных мероприятий Минниханов рекомендовал Азата Муртазовича как успешного предпринимателя, типа «где Хаким — там верный успех». Отметим, что ТАГ спонсирует авиационное образование ребят в казанском лицее №83, несколько тамошних подростков уже окончили планерную школу. «Если два-три летчика вырастут — уже результат», — говорит Хаким.
Перечень профессионалов отрасли был бы неполным без Василя Ханафиева, который воспитал немало местных летчиков. Он выпускник Калужского летного училища и Ульяновского высшего авиационного училища, в 2007–2012 годах возглавлял авиационный учебный центр «Авиатор», что в Куркачах. Сегодня Ханафиев трудится вторым пилотом бизнес-джета Challenger 350 в «Тулпар Эйр», а также представляет Татарстан в Межрегиональной общественной организации пилотов и граждан-владельцев воздушных судов (АОПА-Россия).
Азата Хакима с полным правом можно назвать одним из первых российских авиабизнесменов Фото: «БИЗНЕС Online»
ЛЕТАТЬ КАК ДЫШАТЬ
Летчик-инструктор и общественник казанского аэроклуба Сергей Борзенков — обладатель редкостного для наших краев самолета, пилотажного биплана Skybolt. Но главное не это, а то, что Сергей Юрьевич возглавляет центральный детский дом творчества им. Чкалова и по собственным программам 30 лет ведет кружок «Пилот-конструктор».
Виктора Ермоленко, одного из основателей (вместе с Михаилом Невельским) фирмы «МВЕН», проектирующей и строящей легкие самолеты, а также парашютные системы их спасения, кажется, можно отнести ко всем категориям татарстанских пилотов: он и конструктор, и практикующий пилот (придерживается принципа «конструктор обязательно должен уметь летать»), и ветеран отрасли, и ее пропагандист. Высшего уважения достойно то, что человек занимался любимым делом в самые сложные времена и добился своего: сегодня сельхозсамолет Т-500 пошел в серию, а парашютные системы от МВЕНа регулярно спасают жизни пилотов.
Сергей Борзенков (справа) возглавляет центральный детский дом творчества им. Чкалова и по собственным программам 30 лет ведет кружок «Пилот-конструктор» Фото: «БИЗНЕС Online»
Валерий Карташев известен прежде всего как бывший замгендиректора КВЗ и идеолог создания вертолета «Ансат». Но, как выясняется, Валерий Борисович на седьмом десятке лет пошел в АУЦ «Авиатор» и выучился на пилота вертолета. Раскроем небольшую тайну: сегодня на мощностях МВЕНа он строит собственный сверхлегкий вертолет.
Есть люди, чьими, казалось бы, незаметными усилиями снизу и живет авиация. Один из таких подвижников — Иван Лямин. Он автор и двигатель татарстанской программы «Страна Авиация» — ведет в школах РТ профориентационную программу по привлечению детей в авиацию. Школьники проходят настоящую подготовку на самолетах, планерах и прыгают с парашютом. Каково это для мальчишки. Естественно, Лямин и сам пилот, например освоил пилотирование Як-52, спортсмен-планерист и летчик-инструктор.
Директору АУЦ «Авиатор» Юрию Мищенко предстоит непростая борьба за то, чтобы центру вновь разрешили готовить пилотов-любителей. Напомним, после катастрофы Boeing 737 авиакомпании «Татарстан» подавляющему большинству таких учебных заведений запретили готовить пилотов.
Еще один фанат летного дела — Радик Туйкин. Он представляет в нашем списке сверхлегкую авиацию: дельталетчик и дельтапланерист Туйкин руководит в Казани профильным клубом «Икар».
Директор авиакомпании «Вектор» Марат Фазлеев — хозяин стратегически значимого для татарстанской малой авиации места — самого ближнего к Казани аэродрома. Называется он Вишневка и давно стал домом для казанских любителей авиации. Это в районе Советского района столицы РТ, в 500 м от поселка Привольного, в 2 км от Богородского и в 1 км от трассы Казань – Мамадыш. «Вектор», в отличие от АУЦ «Авиатор», специализируется на сверхмалых воздушных судах.
Один из известных любителей неба — бывший гендиректор Казанского авиазавода Наиль Хайруллин (справа) Фото: shaimiev.tatarstan.ru
Один из известных любителей неба — бывший гендиректор Казанского авиазавода Наиль Хайруллин. Как-то его попросили раскрыть секрет хорошей формы, он ответил: «Садишься в самолет и крутишь фигуры высшего пилотажа: то ноги к ушам, то уши в ноги». Шеф-пилот завода Михаил Ковбасенко (увы, ныне покойный) обучил Наиля Гумеровича управлению Як-18 и L-29. Также Хайруллин летает на планере.
Единственная женщина в нашем перечне — президент федерации планерного спорта РТ, двукратная чемпионка России Лариса Хамитова. Она говорит, что небо было ее мечтой с детства. Летает с 1987 года. Лариса отмечает, что сегодня спорт требует немалых денег и она благодарна Советскому Союзу за то, что бесплатно обучил и открыл дорогу в небо. Могут ли так сказать сегодняшние мальчишки и девчонки?
За то же переживает и председатель федерации спорта сверхлегкой авиации РТ, руководитель Альметьевского аэроклуба Владимир Чупарков.
С ТУ-160 НА ЛЕГКИЙ САМОЛЕТИК
Наконец, скажем о наших уважаемых ветеранах. До недавнего времени работал начальником управления режима и контроля департамента безопасности Ак Барс Банка полковник в отставке Марсель Бигеев, в прошлом — пилот Ми-24, во время войны в Афганистане — командир 181-го отдельного вертолетного полка.
С особой теплотой казанские авиаторы отзываются о бывшем старшем летчике-испытателе Казанского авиазавода Алексее Буряченко. В свое время он был в Куркачах инструктором у многих начинающих пилотов. «Несмотря на то что был занят в большой авиации (Ту-22М3, Ту-160), он никогда не забывал малую авиацию и всегда, когда его просили, помогал. Говоришь ему: „Алексей Алексеевич, надо самолет облетать“. „Буду в выходные“, — отвечает. И дело совершенно не в деньгах — все было, так скажем, на дружественных началах, — говорит один из местных авиаторов. — Легендарная личность! И как человек — человек, и специалист высшего класса».
Нельзя не упомянуть и его коллегу по заводу — летчика-испытателя 1-го класса Виктора Короткова, летавшего на таких машинах, как Ту-22М3, Ту-160, Ил-62. Что интересно, летал до последнего, когда был уже в солидном возрасте. Сегодня Виктор Алексеевич — военпред на КАЗе.
Вряд ли надо представлять Газинура Хайруллина — второго пилота того самого кандагарского экипажа и экс-гендиректора авиакомпании «Татарстан» Фото: tatarstan.ru
Вспомним также поднявшего в небо «Ансат» летчика-испытателя КВЗ Виктора Русецкого: сегодняшнее, можно сказать, триумфальное шествие данного вертолета — это во многом его заслуга.
В КАИ работает ведущим инженером отдела технических средств обучения Сергей Степанов — пилот 1-го класса, замкомандира вертолетного полка в Афганистане, ликвидатор аварии на Чернобыльской АЭС. Он и его товарищи забрасывали с неба аварийный реактор в первые дни катастрофы.
Вряд ли надо представлять Газинура Хайруллина — второго пилота того самого кандагарского экипажа и экс-гендиректора авиакомпании «Татарстан».
Экс-главу татарского управления Росавиации Шавката Умарова небезосновательно называют крестным отцом всей малой авиации РТ Фото: «БИЗНЕС Online»
Бывшего главу татарского управления Росавиации Шавката Умарова небезосновательно называют крестным отцом всей малой авиации РТ. За счет деятельности Шавката Абдулхаевича управление считалось очень прогрессивным, именно благодаря ему здесь буквально расцвела малая авиация. Умаров, к примеру, организовал АУЦ «Авиатор», который дал путевку в небо более чем 200 пилотам.
Что симптоматично, почти все эксперты, с которыми корреспонденты «БИЗНЕС Online» общались в ходе подготовки этой статьи, говорили: «Обязательно скажите о Владимире Николаевиче». Речь идет о патриархе местных авиаторов Владимире Николаевиче Хусаинове (увы, ныне покойном) — бывшем руководителе Казанского объединенного авиаотряда, шеф-пилоте экипажа Хо Ши Мина «и прочая и прочая».
Понятно, что мы не можем рассказать обо всех авиаторах Татарстана — действующих и былых, поэтому будем благодарны нашим читателям за уточнения, которые обязательно учтем при подготовке материалов на авиационные темы.