на каком возрастном этапе у личности интенсивно формируется я концепция

Формирование «Я-концепции»

(по книге Л.Д. Столяренко и В.Е. Столя­ренко «Психология и педагогика для техни­ческих вузов»)

Формирование «Я-концепции» начинается с раннего детства, проходя ряд этапов.

1. Телесное выделение себя из окружа­ющего мира начинается в младенчестве и завершается к двум годам, когда ребёнок понимает, что его тело существует независимо от внутреннего мира и принадлежит только ему. Двухлетний ребёнок способен узнавать себя в зеркале, устанавливает границы своих владений («мой ботинок», «моя кукла»), вы­деляя себя и другого ребёнка как отдельных существ.

2. Формирование отношения к себе проис­ходит в течение дошкольного детства: ребенок, например, считает себя «хоро­шим» или признаёт себя «неумехой»; в основном такие самооценки ребёнка являются прямым отражением отношений к нему окружающих, прежде всего родителей, братьев, сестёр. Эти ранние отношения к себе со временем стано­вятся базисными элементами «Я-концепции» человека, хотя их трудно выявить впоследствии, поскольку они приобретаются в то время, когда речевое развитие ребёнка ещё не позволяет их адекватно вербализовать. Дошкольники очаро­ваны собой, и поэтому многие их занятия и мысли направлены на то, чтобы как можно больше узнать о себе. Они сравнивают себя с другими детьми, обнару­живая различия в росте, цвете волос, поле, происхождении, симпатиях. Они сравнивают себя с родителями, узнают, что у них есть общие с ними черты, и открывают новые для себя формы поведения, которые стараются перенять. Желая как можно больше узнать о себе, дошкольники задают множество вопросов: о том, откуда они появились, почему им становятся малы их ботинки, хорошие они дети, или плохие и т. д. По мере того как дети узнают, кто они и что собой представляют и начинают расценивать себя как активную силу в своём окружении, они создают из разрозненных знаний когнитивную теорию себя, или «личный сценарий», помогающий им интегрировать своё поведение. Наибольшее влияние на развивающийся у ребёнка «Я-образ» обычно оказывают родители, поскольку именно они снабжают детей определениями правильных или неправильных действий, образцами поведения и оценками поступков, и всё это кладётся в основу собственных представлений ребёнка. Происходит процесс ИНТЕРНА­ЛИ­ЗАЦИИ, в ходе которого ребёнок делает социальные правила и нормы пове­дения частью самого себя, т. е. принимает их как собственные ценности. Как дети интернализуют эти ценности? Вначале ребёнок может просто копировать словесные формулировки родителей: например, рисуя мелком на стене, ребё­нок говорит себе: «Нельзя, нельзя, нельзя!», т. е. ребёнок делает то, что ему хочется, и в то же время пытается сдержать себя, говоря, что этого делать не следует. Через несколько месяцев он, вероятно, сможет настолько контролиро­вать себя, что не поддастся побуждению, которое сейчас ещё не способен перебороть. Развивающаяся «Я-концепция» и формирующиеся социальные понятия способствуют попыткам детей управлять своим поведением.

3. В школьном возрасте происходит существенное изменение «Я-образа» в зависимости от успехов/неудач в учёбе, от отношения учителей, родителей и сверстников к ребенку. Если ребёнок способен добиться успеха в учёбе, он включает трудолюбие в качестве составной части в свой «Я-образ». А дети, неуспевающие в школе, могут начать чувствовать себя неполноценными по сравнению со сверстниками, и это чувство может остаться у них на всю жизнь, особенно обостряясь в ситуациях оценивания. Если, однако, они всё же смогут преуспеть в чём-то, что ценится в их среде (в спорте, музыке, искусстве или иных занятиях), у них есть ещё шанс сохранить трудовой настрой, положи­тель­ный «Я-образ» и желание доводить дела до конца. Способность видеть себя отличным от других людей, обладающих определёнными свойствами, состав­ляют «Я-образ». Самоуважение означает видение себя человеком, облада­ющим положительными качествами, т. е. человеком, способным достигать успеха в том, что является для него важным. В младшем школьном возрасте самоуважение в значительной степени связано с уверенностью в своих акаде­мических способностях, которая соотносится со школьной успеваемостью. Дети, которые хорошо учатся в школе, имеют более высокую самооценку, чем неуспевающие ученики. Если ребёнок принадлежит к социальной среде, где образованию не придаётся большого значения, его самоуважение может быть вообще не связано с достижениями в учёбе.

4. В отрочестве и юности самооценки принимают более отвлечённый харак­тер, и у подростков появляется заметная озабоченность тем, как их восприни­мают окружающие. Найти себя, собрать из мозаики знаний о себе собственную идентичность становится для подростков и юношей первостепенной задачей. Именно в этот период их интеллект достигает такого уровня развития, который позволяет им задумываться над тем, что представляет собой окружающий мир и каким ему следует быть. С обнаружением в себе этих новых познавательных способностей юноши и девочки развивают ЭГО-ИДЕНТИЧНОСТЬ — целостное, связное представление о себе.

5. На протяжении всего взрослого периода жизни «Я-концепция» человека одновременно стремится сохранить преемственность и претерпевает измене­ния. Важные события жизни — смена работы, женитьба, рождение детей и внуков, развод, потеря работы, война, личные трагедии — заставляют нас пересматривать отношение к себе.

Факторы, влияющие на «Я-концепцию»:

ЗАДАНИЕ. Проанализируйте, как формировалась Ваша собственная «Я-концепция». Опишите этапы, факторы, результаты её формирования. В письменном виде, чтобы сдать работу на следующей лекции.

Рекомендации для «жертв ЕГЭ»:

1. Поскольку вы приучены всё делать «по образцу» (привилегия выпускни­ков начальной школы), то образец описан выше, прямо по пунктам и возрастам. Периодизация возрастов в онтогенезе давалась на лекции.

2. Описывайте себя, факторы и примеры СВОЕГО становления, а не конс­пек­тируйте вышеизложенное.

3. Человек начинает смутно помнить себя с 4-5 летнего возраста. Поэтому для приличия, сочиняя события пунктов 1 и 2, добавляйте: «со слов моих родителей, я…».

4. Ни в коем случае не приводите пример: «когда я рисовал мелком на стене, я говорил себе — «нельзя»…». Во-первых этот пример авторы Столя­ренко придумали, а во-вторых вы мелком не рисовали. Разве что фломастерами на обоях, а скорее всего — лазили без спроса в папин ноутбук.

5. Кстати, о папах. Можно проанализировать и их (с мамами) влияние на Вашу «Я-концепцию». Они принадлежат в основном к поколению «детей пере­стройки» (мои студенты конца 1980-х годов). Их воспитывали ещё в СССР, в обстановке гуманизма, коллективизма, доброты и взамопомощи. Потом нехоро­ший лысый пятнистый предатель устроил «горбостройку» (чем сейчас сильно гордится — обидно же признавать себя бездарью, упустившей власть, лучше сделать вид, что «так и задумано») и им, вашим родителям, сильно сменили социальную среду на «конкурентную», т. е. скотскую и звероподобную (хотя про зверей — я зря, там взаимоотношения более гуманные). Многие в том поколе­нии просто погибли. Физически: спились, в «разборках», просто от тоски. Неко­торые «приспособились», «преуспели». Большинство осталось «при своих», но попыталось «предостеречь» детей. Будучи сами добрыми и порядочными, учили: мир жесток, будь конкурентноспособным, не верь никому, бей первым. Интересно, что из этого «влезло» в Вашу «Я-концепцию»?

6. Работу желательно сдать именно на СЛЕДУЮЩЕЙ лекции. Сдадите — получите баллы. Не сдадите — Сергей Владимирович больше напоминать не будет, можете не беспокоиться. Вопрос этот вам добавится на экзамене или зачёте.

7. Несмотря на предупреждение пункта шесть — 80 процентов из вас работу вовремя не сдадут. Ну что поделаешь, такая у Вас «Я-концепция», «неконку­рентноспособная».

8. Выполненная работа как минимум, поможет вам задуматься, а как правильно формировать «Я-концепцию» у Ваших будущих детей. Это очень важно. А то кому же я потом Россию передам? «Конкурентоспособным» и «успешным»? Тошнит уже от Ксюшади и Тиныкоекаки…

Источник

«Я-концепция»: характеристика, особенности, значение

на каком возрастном этапе у личности интенсивно формируется я концепция. Смотреть фото на каком возрастном этапе у личности интенсивно формируется я концепция. Смотреть картинку на каком возрастном этапе у личности интенсивно формируется я концепция. Картинка про на каком возрастном этапе у личности интенсивно формируется я концепция. Фото на каком возрастном этапе у личности интенсивно формируется я концепция

Термин «Я-концепция», о котором сегодня можно услышать от психологов различных направлений, социологов и других специалистов в области личностной сферы человека, трактуется как система представлений личности о самой себе. Эти представления могут осознаваться человеком в разной мере и быть относительно устойчивыми. Данная концепция является результатом самопознания и самооценивания человека посредством отдельных образов в рамках различных реальных и представляемых ситуаций, а также посредством мнений окружающих и соотнесения человеком себя с ними.

Не нужно быть гением, чтобы прийти к выводу, что представление человека о самом себе является очень важным и оказывает непосредственное влияние на его личность и жизнь. Беря во внимание актуальность этой темы, мы и хотим поговорить о «Я-концепции».

Зарождение «Я-концепции»

В качестве самостоятельного понятие «Я-концепция» стало формироваться ещё на рубеже XIX-XX столетий, когда активно обсуждались представления о двойственной природе человека как субъекта познающего и познаваемого. Затем, уже в 50-х годах прошлого века оно развивалось феноменологической и гуманистической психологической наукой, наиболее яркими представителями которой были Абрахам Маслоу и Карл Роджерс. Они рассматривали единое человеческое «Я» как основополагающий поведенческий и развивающий фактор. Так, появившись в зарубежной литературе по психологии, в 80-е и 90-е годы XX века термин «Я-концепция» стал частью и отечественной психологической науки.

Несмотря на это, найти какую-либо точную и единую трактовку рассматриваемого термина довольно сложно, а наиболее близким к нему по смыслу является термин «самосознание». Соотношение этих двух терминов и сегодня не определено точно, но довольно часто они считаются синонимами. Однако в некоторых случаях «Я-концепция» рассматривается отдельно от самосознания, выступая конченым продуктом его процессов.

Что представляет собой «Я-концепция»?

Итак, что такое в действительности «Я-концепция» и какой психологический смысл следует в неё вкладывать?

Если обратиться к психологическим словарям, то «Я-концепция» определяется в них как динамическая система представлений личности о самой себе. Английский психолог Роберт Бернс в своей работе «Развитие Я-концепции и воспитание» говорит о «Я-концепции», как о совокупности всех имеющихся у человека представлений о себе, взаимосвязанной с их оценкой.

«Я-концепция» возникает у индивида при социальном взаимодействии в качестве неизбежного и всегда уникального результата психического развития, а также в качестве относительно устойчивого и, одновременно с этим, подверженного внутренним трансформациям психического приобретения.

Изначальную зависимость «Я-концепции» от воздействий извне невозможно оспорить, однако по мере развития она начинает играть самостоятельную роль в жизнедеятельности всех людей. Окружающая действительность и представления о других людях воспринимаются людьми через фильтр «Я-концепции», которая формируется в процессе социализации и в то же время имеет конкретные индивидуально-биологические и соматические предпосылки.

Как формируется «Я-концепция»?

Связи каждого человека с окружающим миром предельно широки и богаты. Именно в комплексе этих связей человек вынужден функционировать в разных ролях и качествах, являясь субъектом всевозможных видов деятельности.

Любое взаимодействие с материальным миром позволяет человеку создавать образ собственного Я. Посредством самоанализа и разделения разных образов себя на отдельные образования (как внешние, так и внутренние) осуществляется так называемое исследование человеком своей натуры и её «обсуждение». По мнению советского психолога и философа Сергея Леонидовича Рубинштейна, образ личного Я постоянно интегрируется во всё новые связи, благодаря чему начинает выступать в новых качествах, фиксирующихся в новых понятиях. Этот образ, так сказать, постоянно показывает свою новую сторону, каждый раз проявляя всё новые свойства.

Таким образом и формируется со временем обобщённое представление о своём Я, являющееся как бы «сплавом» отдельных элементов, который образуется в процессе самовосприятия, самопознания, самонаблюдения и самоанализа. Данное обобщённое представление о собственном Я, формируясь из разрозненных образов, обусловленных ситуативно, включает в себя основные представления и черты человека о своей натуре, что и выражается, собственно говоря, в «Я-концепции». А «Я-концепция», в свою очередь, формирует у индивида чувство самотождественности.

Наряду со всем вышесказанным, «Я-концепцию», сформированную в процессе познания человеком самого себя, можно назвать также чем-то, для чего характерны постоянные внутренние перемены – она не перманента и не является тем, что дано человеку раз и навсегда. По мере практики, т.е. реальной жизни, меняется и её адекватность, и её зрелость. Исходя из этого, «Я-концепция» оказывает огромное воздействие на психику индивида и его мировосприятие, а также служит базовым фактором формирования его поведенческого типа.

Структура «Я-концепции»

Упомянутый выше Роберт Бернс, наряду с множеством отечественных психологов, определяет три элемента, составляющие «Я-концепцию»:

Представленное разграничение «Я-концепции» на отдельные элементы является условным, т.к. сама она является целостным образованием, каждый из элементов которого, пусть и отличается некоторой самостоятельностью, находится в тесной взаимосвязи друг с другом.

Воздействие «Я-концепции» на жизнь человека

В жизни каждого из нас «Я-концепция», по большому счёту, имеет тройственное значение.

В первую очередь, «Я-концепция» обеспечивает внутреннюю согласованность личности и относительную поведенческую устойчивость. В случае, когда новый опыт, который получает человек, не расходится с его видением себя, он легко принимается «Я-концепцией». Но если этот опыт не согласуется с имеющимся образом и противоречит ему, активизируются механизмы психологической защиты, помогающие человеку либо как-то объяснить отрицательный опыт, либо просто отвергнуть его. Благодаря этому, «Я-концепция» остаётся уравновешенной, причём, даже если реальный опыт ставит её под угрозу. Согласно идее Роберта Бернса, такое стремление личности защититься и избежать разрушительного влияния можно назвать одной из основ нормального поведения.

Второй функцией «Я-концепции» можно назвать определение характера понимания человеком получаемого опыта. Видение себя является специфическим внутренним фильтром, определяющим особенности восприятия индивидом любого события и любой ситуации. Когда события и ситуации проходят через этот фильтр, они подвергаются переосмыслению и им придаются значения, которые соответствуют «Я-концепции».

И, наконец, третьим в этом списке является то, что «Я-концепция» служит основой ожиданий человека, проще говоря, его представлений о том, что должно случиться. Люди, которые уверены в своей значимости, всегда ожидают, что и окружающие будет относиться к ним соответствующим образом, а те, кто сомневается в своей ценности, склонны считать, что они никому не нужны и никому не нравятся и, как следствие, стараются максимально ограничить свои социальные контакты.

Отсюда и вывод, что развитие личности каждого человека, а также его деятельность и поведение всегда обусловлены воздействием «Я-концепции».

НАПОСЛЕДОК: Как вы могли заметить, тема «Я-концепции» тесно связана с процессом самопознания, а это значит, что если человек разберётся в особенностях своей личности и осознает свою собственную «Я-концепцию», функционировать в мире, взаимодействовать с окружающими, достигать успехов и развиваться ему станет гораздо легче и даже интереснее. Так что предлагаем вам не откладывать работу над собой «в долгий ящик» и уже сейчас (или хотя бы в ближайшее время) приступить к познанию себя – специально для вас мы создали очень интересный и эффективный курс по самопознанию, который сможет раскрыть вам, пожалуй, практически все грани своей «Я-концепции». Курс вы найдёте здесь.

Желаем вам успехов и продуктивного самопознания!

Источник

На каком возрастном этапе у личности интенсивно формируется я концепция

Последовательность формирования Я-концепции у младенцев

– Первые 2 месяца жизни у ребенка нет грани между собой и миром.

– Осознание своего тела приходит в 3–8 месяцев.

– Воздействие на окружение начинается с 3 месяцев.

– Выражение отношения к другим людям наступает у ребенка с 7–8 месяцев.

– Умение откладывать осуществление своих «планов» на короткое время появляется с 8 месяцев.

– Подражание окружающим людям и изучение норм их поведения начинается с 6 месяцев.

– Опережающая модель в самопроявлении – понимание того, что от него ждут, наступает в 12–18 месяцев.

– Внешний Я-образ (узнает себя в зеркале, на фотографии) формируется с 8 месяцев.

– Узнает о принадлежности к конкретному полу с 18 месяцев.

– Узнает о своих физических особенностях и других характеристиках с 18 месяцев.

– Негативная реакция на несоответствие суждений о нем и вербальный образ своего Я появляются с 18 месяцев.

– Проявление своего отношения к чему-либо в «сознательных эмоциях» – гордости, вины, стыда, смущения – появляется после 1 года.

– Интернализация общественных норм, ориентация на социальные нормы в своем поведении появляется у ребенка около 2 лет.

– Понимание освоения половых ролей возникает после 20 месяцев.

– Распространение понятия Я на то, что мне принадлежит, – «собственничество» – возникает у ребенка около 2 лет.

– Элементы саморегуляции – самоинструктирование, самопоощрение, самопорицание – появляются в возрасте около 2 лет.

Образ Я – совокупность образов (чувственных – ощущений, восприятий, представлений) и характерных образов своих действий по отношению к самому себе и другим.

Самооценка – компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков (Психологический словарь, 1983, с. 332).

Комплекс оживления – позитивная эмоциональная экспрессия, выражаемая в мимике, движениях, звуках, производимых ребенком.

Когнитивная составляющая Я-образа – представления индивида о себе, основанные как на объективном знании, так и на субъективном мнении (Бернс Р., с. 32).

Эмоциональная (аффективная) составляющая – чувственное оценивание себя, источником которого является субъективная интерпретация реакций других людей.

Психосоциальное развитие – развитие природных возможностей человеческой психики в общественных условиях его жизни с помощью средств, созданных обществом; развитие сознания и самосознания в процессе взаимодействия с окружающей социальной средой, обучение и воспитание, овладение социальными способами взаимодействия (вербальными и невербальными средствами общения).

Источник

Закономерности формирования «Я-концепции» личности

Вы будете перенаправлены на Автор24

Развитие Я-концепции у детей

Я-концепция после своего формирования имеет статический и динамический компоненты. В зависимости от успехов и неудач индивида динамический компонент может меняться в результате его взаимодействия с другими людьми и конкретными ситуациями.

Процесс формирования Я-концепции, несмотря на наличие индивидуальных различий, закономерно проходит три стадии:

Развитие Я-концепции у подростков

Подростковый возраст в онтогенезе человека является одним из самых сложных периодов. Происходит перестройка сложившихся психологических структур, возникают новообразования, закладываются основы сознательного поведения. В формировании нравственных представлений и социальных установок вырисовывается общая направленность.

У молодых людей в этом возрасте идет активное формирование самосознания, вырабатывается собственная независимая система самооценивания и самоотношения. Развивается способность проникновения в свой собственный мир. Начинается осознавание своей особенности и неповторимости, а в сознании происходит переориентация с внешних оценок на оценки внутренние. Постепенно у подростка формируется Я-концепция, которая способствует дальнейшему построению поведения.

К новым ощущениям и желаниям, которые появляются в результате физиологического и психического созревания, у него развиваются новые взгляды на вещи, новый подход к жизни. Ему интересны мысли других людей и то, что они сами о себе думают. Подростки способны создавать мысленный идеал семьи, общества, религии, вырабатывать или перенимать теории и мировоззрения, способные ликвидировать все противоречия и создать гармоническое целое.

Готовые работы на аналогичную тему

Параметр связи с окружающим, возникающий в этот период, по мнению Эриксона, колеблется между положительным полюсом идентификации «Я» и отрицательным полюсом путаницы ролей. Обретя способность к обобщениям, подросток должен объединить все о самом себе как об ученике, сыне, спортсмене, товарище и др. Все эти роли надо собрать в единое целое, осмыслить, связать с прошлым и спроецировать будущее. Если данная задача будет решена, то появится ощущение того, кто он есть, где находится и куда идет.

Период, на который приходится основной кризис идентичности – это юношеский возраст. Далее или обретение взрослой идентичности или задержка в развитии – «диффузия идентичности». Э. Эриксон назвал интервал между юностью и взрослым состоянием «психическим мораторием». Путем проб и ошибок молодой человек стремится найти свое место в обществе.

В своем сознании подросток создает разнообразные образы Я, отражающие все богатство его жизни. Его представления о собственной внешней привлекательности, своем уме, своих способностях, силе характера, общительности, доброте, соединяясь вместе они образуют большой пласт Я-концепции – реальное Я.

Познание своих качеств формирует у него когнитивный компонент Я-концепции, с которым связаны еще два – поведенческий и оценочный. Поскольку подросток еще не цельная зрелая личность, а отдельные его черты диссонируют, то и сочетание разных образов Я негармонично. При достаточной стабилизации образа Я все появляющиеся противоречия заставляют включаться механизмы психологической защиты.

Образы Я между собой никак не связаны, но при разной степени реалистичности они реальны и, таким образом, складывается представление об идеальном Я.

Представления о себе у подростка только формируются, поэтому они динамичны и нестабильны, а отсюда болезненная чувствительность к словам. Идеальное Я может сильно отличаться от реального, если уровень притязаний высокий, а осознание своих возможностей недостаточное. Разрыв между идеальным и действительным образом приводит к неуверенности в себе и внешне выражается в упрямстве, обидчивости, агрессивности.

Подростки мечтают не только о том, какими они будут в ближайшем будущем, но и стремятся развить в себе желательные качества. А задача родителей оказать помощь ребенку правильно себя оценивать, исправить имеющиеся «недостатки», предпринять реальные шаги самовоспитания.

В этот период оно становится возможным, потому что у подростка развивается саморегуляция и он уже способен отсрочить желания, оценить соотношение возможности и реальной ситуации. На границе с ранней юностью представления о себе стабилизируются и образуют целостную систему Я-концепцию.

Развитие Я-концепции взрослого человека

Я-концепция в зрелом возрасте остается определяющим центром внутреннего мира личности.

Доминирующим на этом этапе является целостное видение себя в контексте жизнедеятельности, которое основывается на оценочном процессе.

Личность оценивает положительно те переживания, которые являются свидетельством её положительного функционирования – «я правильно прожил большую часть своей жизни», «я достиг основных жизненных целей», «меня ожидает обеспеченная старость» и др.

Негативно оценивает или избегает переживаний, которые приносят вред, по её мнению, сохранению и функционированию своего Я – «я ошибался в жизни», «мне не достичь уже своих жизненных целей», «моя старость не обеспечена» и др.

Сущностные силы личности на этом этапе уже актуализированы и программа саморазвития, как правило, реализована. Возникает проблема согласованности личностного опыта с Я-концепцией. Их несогласованность переживается очень болезненно. Основные функции Я-концепции в зрелом возрасте остаются актуальными и способствуют:

Особенностью Я-концепции людей этого возраста является то, что они свою жизненную перспективу не рассматривают как достаточно длительную и реалистично относятся к своему будущему, ориентируясь на настоящее. Взрослый человек осознает свои жизненные задачи, которые оказывают влияние на развитие Я-концепции. Они заключаются в следующем:

Если ранняя взрослость человека не учитывала свои реальные силы и не предусматривала последствий, то в зрелом возрасте уже учитываются возможности и индивидуальные способности. Самоактуализация становится сутью Я-концепции. В этот период происходит усиление когнитивного компонента в самооценке и человек стремится трезво и рационально оценить себя, свою жизнь, свои достижения.

В зрелом возрасте люди высоко оценивают свои возможности и легко меняют свои социальные роли, а предпосылкой принятия ответственных решений является уверенность в своих силах. Социально значимые качества, на которые ориентируется личность, отражаются в Я-концепции.

Уровень притязаний в зрелом возрасте становится адекватным. Следовательно, в зрелом возрасте происходят важные изменения в Я-концепции, обусловленные образом жизни и его проблемами и появляются ощущения человека самодостаточного, состоявшегося или неудачника по жизни.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *